Анализ взглядов зарубежных педагогов о важности ознакомления детей с природой
Оценка 4.8

Анализ взглядов зарубежных педагогов о важности ознакомления детей с природой

Оценка 4.8
docx
14.05.2020
Анализ взглядов зарубежных педагогов о важности ознакомления детей с природой
Анализ взглядов зарубежных педагогов о важности ознакомления детей с природой.docx

Автор, годы жизни

Название первоисточника

Основные идеи

Я.А.Коменский (1592-1670), чешский педагог-гуманист.

«Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках»

Последовательно обосновал принцип природосообразности в воспитании. Определил, что у каждого периода жизни ребенка имеются свои природные закономерности, поэтому воспитание должно идти в со­ответствии с ними. Предупреждал, что ребенок в дошколь­ном возрасте может освоить только простейшие представления о предметах и явлениях природы. Поэтому ученый особое внима­ние уделяет тому, «каким образом в первые шесть лет нужно давать образование детям». Познание предметов и явлений природы связывал с игрой ребенка. Он советовал давать детям игрушки, изображающие домашних животных и разнообразный природный материал.

Ж.Ж. Руссо (1712-1778), франко-швейцарский философписатель и мыслитель эпохи Просвещения

«Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспита­нии» 

Показал ценность при­роды для развития личности человека. Чтобы ребенок мог познать природу, он должен как можно больше общаться с ней. Только непо­средственное общение с природой будет духовно обогащать ребенка, развивать его личностные качества. Выступал за превращение воспи­тания в активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости на природе, самостоятельно осязая, слушая, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.

И.Г. Песталоцци (1746-1827), швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.

«Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей...», «Лебединая песня»

Вопросы содействия при­роды раскрытию в каждом ребенке всех его способностей. Причем понятие «природа» И. Г. Песталоцци рассматривал в двух аспектах: природа самого ребенка и окружающая ребенка природная среда. Значение окружающей природы И. Г. Песталоцци видел в том, что она способствует развитию внешних органов чувств, самостоятель­ности мышления, формированию представлений и развитию речи.

Ф. Фребель (1782-1852), немецкий педагог, основатель теории дошкольного воспитания, организатор общественных до­школьных учреждений. 

"Воспитание человека", "Педагогика детского сада"

Большое внимание в своей системе уде­ляет роли природы в развитии детей. Он писал, что природа рано начинает благотворно влиять на ум и сердце ребенка. Еще будучи на руках у матери, ребенок невольно обращает внимание на предметы ближайшей «среды», ближайшего окружения: сада, луга, поля, леса, села, города и т. д. Когда ребенок подрастет, необходимо специально организовывать наблюдения за явлениями и предметами природы. И однажды собственная прогулка Ф. Фребеля по живопис­ным местам привела его к мысли назвать дошкольное учреждений «детским садом».

П. Кергомар (1838-1925), французский педагог, основательница детской школы во Франции.

«Дошкольное воспитание и детские сады во Франци», «Ребенок от 2 до 6 лет»

Важное место в процессе развитии ребенка отводит общению с природой. Взаимодействие ребенка с природой, с ее точки зрения, способствует:

во-первых, развитию внешних органов чувств, а это в свою очередь умственному развитию и развитию речи;

во-вторых, развитию чтения и письма. Освоение детьми этих процессов будет идти гораздо эффективнее, если ребенок будет понимать, о чем он читает и что он пишет;

в-третьих, развивает изобразительную деятельность детей;

в-четвертых, способствует развитию трудолюбия. 

Доказывая, что природа способствует всестороннему развитию ребенка, П. Кергомар призывала воспитателей «открыть двери материнской школы и повести детей в разные уголки природы». 

Для реализации этого положения французским педагогом была сделана попытка создания программы элементарных представлений о природе. 

М. Монтессори (1870—1952), итальянский врач и педагог, наиболее известна своей уникальной педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания, которая носит её имя.

«Дети – другие : уникальная методика раннего развития», «Дом ребенка», «Мой метод», «Монтессори-материал», «Помоги мне сделать это самому»

В результате своих рассуждений о развитии детей она пришла к отрицанию активной роли педагога и четко определила, что одним из факторов, содействующих этому, является окружающая ребенка природа.

Природа способствует физическому развитию ребенка.

 Под воспитательным воздействи­ем природы на ребенка понимала в первую очередь нравственное развитие. Общение с природой способствует развитию таких нрав­ственных чувств и качеств, как:

усердие, заботливость;

предусмотрительность;

терпение и доверчивое ожидание;

«чувство природы».

О. Декроли (1871 — 1932), прогрессивный бельгийский пе­дагог, врач, психолог.

«Психология рисования», «Несколько соображений относительно психологии и гигиены чтения»

Поставил своей целью реорганизо­вать процессы воспитания и обучения, связать работу детского сада и школы с окружающей ребенка природной и социальной средой. В основу работы этих учреждений предложил положить замечатель­ный принцип, согласно которому ребенок — это своего рода улитка. «Улитка, улитка, покажи-ка свои рожки» — и она рано или поздно их высунет. Но ни в коем случае нельзя вытаскивать эти рожки наружу щипцами.

Интересы, с точки зрения О. Декроли, определяются потреб­ностями, причем не сформированными в процессе воспитания и обучения, а заложенными самой природой. К числу основных, естественных потребностей ученый относил потребности в пище, самосохранении, общении, труде и самосовершенствовании. 

С. Френе (1896-1966), французский педагог.

«Педагогические инварианты», «Нравственное и гражданское воспитание», «Формирование личности ребёнка и подростка»

 

Выступал за свободу самовыражения ребёнка: ребёнок по природе своей ничем не отличается от взрослого. Детство – это не подготовка к жизни, а её важный этап. Ребёнок не просто пустой сосуд, который следует наполнять, он уже обладает определёнными представлениями, определённым жизненным опытом.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Автор, годы жизниНазвание первоисточникаОсновные идеи

Автор, годы жизниНазвание первоисточникаОсновные идеи

Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или

Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или

Доказывая, что природа способствует всестороннему развитию ребенка,

Доказывая, что природа способствует всестороннему развитию ребенка,

Но ни в коем случае нельзя вытаскивать эти рожки наружу щипцами

Но ни в коем случае нельзя вытаскивать эти рожки наружу щипцами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020