Эмоциональное вхождение в урок
Оценка 4.6

Эмоциональное вхождение в урок

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
искусство +2
Взрослым
14.05.2024
Эмоциональное вхождение в урок
Рассматриваются вопросы воспитания у обучающихся эмоциональной отзывчивости. Отмечается тесная взаимосвязь эмоционального познания с движениями исполнителя, внешней пластикой, экспрессией, влияние внешних движений на проявление и углубление внутренних переживаний.
Эмоциональное вхождение в урок.docx

МБОДО «Детская школа искусств»

г. Алексеевки Алексеевского городского округа»

 

 

 

 

Открытый урок на тему «Эмоциональное вхождение в урок»

 

Гончарова Оксана Викторовна

Преподаватель отделения

«Русские народные инструменты»

 

 

 


 

Проблема становления и развития личности ребенка на разных возрастных этапах представляет большой интерес и предмет исследования многих областей научных знаний. Особую актуальность данная проблема приобретает в условиях современной жизни, характеризующейся напряженностью социальных конфликтов, перемен, нерешенных проблем, связанных с нестабильным состоянием экономики нашей страны и духовно-нравственным кризисом человечества в целом. В передовой детской педагогике с большим вниманием рассматриваются вопросы воспитания духовно значимых качеств личности ребенка, среди которых немаловажное место занимает эмоциональная отзывчивость.

Подтверждение значимости развития эмоциональной отзывчивости отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО). Среди основных задач данного документа отмечается: «развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства…», «умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению», «…сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека, что предполагает развитие эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусств».

Существенную важность и значение в формировании ценностных отношений, духовных приоритетов и эстетического сознания личности представляют учреждения дополнительного образования детей и молодежи, которые формируют сегодня новую практику получения знаний, доступных и интересных, отвечающих требованиям времени, национальным традициям культуры и образования. Именно эти учреждения стремятся направить свою деятельность на приобщение учащихся к миру искусства и его восприятию, формируют художественную культуру обучающихся как систему эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений и индивидуальных ценностей.

Комплексное освоение предметов, включенных в учебный план той или иной образовательной программы, обладает широкими возможностями для развития эмоциональной отзывчивости на музыку. В современной системе воспитания взаимосвязь трех искусств: музыки, живописи и литературы выступает одним из эффективных средств передачи духовных ценностей человечества: мыслей – словом, переживаний – музыкой, представлений – изобразительным искусством.

Роль эмоций в музыкальной деятельности огромна: они пронизывают ее содержание и непосредственный процесс исполнения. Эмоции придают привлекательность занятиям музыкой, вызывают возникновение музыкальных переживаний, обогащают новыми знаниями и придают им эмоциональную насыщенность.

Однако рядом исследований установлено, что на практике воспитание эмоциональности осуществляется стихийно или эпизодически. Примером могут служить выводы, полученные в экспериментальном исследовании В. Г. Ражникова. На основе этих данных В. Г. Ражников делает два значимых вывода.

1. Работа над эмоциональным постижением произведения должна проводиться постоянно, так же, как над исполнительской техникой: от этого зависит развитие эмоционально-образного мышления исполнителя, процесс постижения художественного образа.

2. Создание собственной эмоциональной программы произведения выполняет функцию «сверхзадачи» для исполнителя. «Сверхзадача» направляет поиск, активизирует сознание, проводит в действие автоматизированные навыки. Поэтому изучение музыкального произведения целесообразно начинать с эмоционального отклика, поиска музыкальных представлений и ассоциаций, а затем от понимания музыкального образа двигаться к способам его звукового воплощения.

Эмоциональное познание тесно взаимосвязано с движениями исполнителя, внешней пластикой, экспрессией. Внешние движения проявляют и углубляют внутренние переживания.

Дело в том, что выразительные игровые движения (мимика, пантомимика, технические приемы работы) приспосабливают исполнителя к эмоциональной программе произведения. Движения совершенствуют исполнительские приемы: любая техническая работа над произведением ведет к художественному улучшению, что непосредственно сказывается на характере музыкального переживания. Прочувствованное музыкальное переживание развивает музыкальный слух, способность к убедительной передаче художественного замысла произведения. Таким образом, эмоционально-выразительное начало (внешние движения) и эмоциональное познание (смысл музыки, внутренний слух) в музыкальном исполнительстве дополняют друг друга.

В музыкальной психологии и педагогике искусства описаны специальные методы работы, направленные на эмоциональное постижение произведения, развитие эмоциональной составляющей музыкального мышления: метод «эмоционального заражения», метод образного «наведения», метод артистического показа.

Метод «эмоционального заражения» основан на подражании и служит средством коммуникации для человека (П. М. Якобсон). С помощью этого метода можно передать общее представление о музыкальном образе, эмоциональный фон произведения, а далее продвигаться к уточнению концепции музыкального образа в процессе решения технических задач.

Метод образного «наведения» используется с целью развития воображения и фантазии учащихся. Применяя этот метод, можно комбинировать способы художественной выразительности или искать новые приемы. Такой поиск обеспечивает глубокое проникновение в эмоциональное содержание произведения и осмысление его концепции.

Метод артистического показа помогает увлечь учащихся в мир музыкальных образов, разбудить фантазию, воображение. Этот метод широко использовал А. Г. Рубинштейн: с помощью ассоциаций, образных сравнений он активизировал эмоциональную сферу учащихся («от чувства – к мысли»).

Отметим, что в учебно-воспитательной практике достаточно часто встречаются учащиеся, которые тщательно осваивают технические задачи музыкального произведения, но играют формально, невыразительно. Это явление получило название «эмоциональной адаптации». Эмоциональная адаптация связана с тем, что частое повторение музыкальных переживаний вызывает ослабление чувств: то, что нравилось, начинает терять привлекательность, вызывает скуку и равнодушие. Чтобы эмоциональная реакция не ослабевала, целесообразно применять такое «правило»: в каждое новое повторение вносить элемент новизны. Это помогает видоизменять эмоциональную реакцию, придает ей глубину и прочность, активизирует интерес к занятиям музыкой.

Младший школьный возраст — это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Развитие эмоциональной отзывчивости, как важнейшей способности внутреннего мира человека, связано с развитием эмоциональной отзывчивости на музыку.

В своей практике работы с детьми для развития эмоциональной отзывчивости я стараюсь подбирать больше программных произведений. Это произведения Веры Донской, Олега Киселева, Виктора Козлова, Жанны Металлиди и других композиторов. Часто эти произведения сопровождаются стихами, картинками.

Иллюстрирует нашу совместную работу ученик 1 класса Я. Арсений, 7 лет.

На примере произведения Веры Донской Этюд («Гусница») можно решить различные задачи. Первым шагом к изучению используем «Артистический показ». Ученик слушает произведение и рассказывает, какой образ ему представляется. В ходе разбора образа мы связываем технические  и исполнительские задачи – хроматическое движение нот вверх и движение гусеницы вверх по стволу. Скачки нот в нисходящем движении и падение гусеницы по листьям дерева или куста. Восходящая хроматическая гамма от ноты «Ля» к ее октавному повторению связываем с движением насекомого вверх. И, наконец, октавный ход вниз и закрепление на тонике – это явное падение вниз. В ходе работы над этюдом добиваемся ровного движения пальцев, «передаче» хода от пальца к пальцу в левой руке, с задержкой их на грифе. В правой руке следим за четким чередование пальцев, используя прием тирандо. Закрепление на тонике показываем на апояндо, ярче и четче закрепляя созданный и озвученный образ.

Пьеса Игоря Рехина «Колокольный звон» позволяет освоить новые приемы и игровые движения. Вся пьеса написана на открытых струнах, но исполнение ее на подставке, на струнах над грифом, на флажолетах формирует у учащегося свободу рук и развивает слуховые представления о возможностях инструмента. Играя со сменой тембральной окраски инструмента, мы формируем слуховые образы учащегося.

Осваивая пьесу Галины Кауриной «Ходики» из сюиты «Часовая мастерская»,  на первый план ставилось изучение приема легато. Обязательно следили за чередование пальцев в правой руке, как движение по циферблату 2 – х стрелок – длинной и короткой. В начале работы над пьесой с помощью наводящих вопросов подобрали образ, соответственно определились с темпом, с приемом звукоизвлечения.

С учеником Ц. Семеном, 1 класс, 9 лет, мы остановили свой выбор на яркой, программной пьесе Олега Киселева «Танец фарфоровой балерины». Пьеса написана в трехдольном размере, с ярко выраженной мелодией в басу. В интонациях можно услышать смены танцевальных фигур. А повторы мелодии, мы связали с вращением балерины на крышке музыкальной табакерки. Заключительные аккорды без интонационной опоры, напоминают раскрутившуюся пружину заводного механизма табакерки.

Яркий образ формирует у ребенка эмоциональный отклик, это так же позволяет легче запомнить нотный текст наизусть.

В нашей совместной работе взаимосвязь трех видов искусства (музыки, живописи и литературы) рассматривается в качестве основы комплексного подхода к организации занятий, который подразумевает изучение специфики музыкального исполнительского искусства, накопление опыта детей и осмысление всех видов их деятельности так, чтобы один вид деятельности на музыкальном занятии дополнял и обогащал другие.

На основе комплексного взаимодействия искусств, осуществляемого посредством установления межпредметных тематических связей, три взаимосвязанных этапа: эмоционально-ориентирующий, эмоционально-смысловой и эмоционально-творческий, благотворно отражаются на развитии и формировании эмоциональной отзывчивости.


 

МБОДО «Детская школа искусств» г

МБОДО «Детская школа искусств» г

Проблема становления и развития личности ребенка на разных возрастных этапах представляет большой интерес и предмет исследования многих областей научных знаний

Проблема становления и развития личности ребенка на разных возрастных этапах представляет большой интерес и предмет исследования многих областей научных знаний

В. Г. Ражникова. На основе этих данных

В. Г. Ражникова. На основе этих данных

Метод артистического показа помогает увлечь учащихся в мир музыкальных образов, разбудить фантазию, воображение

Метод артистического показа помогает увлечь учащихся в мир музыкальных образов, разбудить фантазию, воображение

Закрепление на тонике показываем на апояндо, ярче и четче закрепляя созданный и озвученный образ

Закрепление на тонике показываем на апояндо, ярче и четче закрепляя созданный и озвученный образ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2024