ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Оценка 5

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
классное руководство
3 кл—4 кл
19.03.2018
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Публикация является частью публикации:
РАБОТА С КОЛЛЕКТИВОМ РОДИТЕЛЕЙ.doc
РАБОТА С КОЛЛЕКТИВОМ РОДИТЕЛЕЙ Большие возможности предоставляет работа с коллективом родителей: широкая   педагогическая   информация,   обмен   опытом,   создание   в необходимых   случаях   общественного   мнения,   привлечение   родителей   к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической   культуры   родителей   и   более   совершенное   в   связи   с   этим выполнение   ими   обязанностей   воспитателей   своих   детей,   объединение родителей   в   сплоченный   коллектив,   деятельность   которого   направлена   на повышение   уровня   учебно­воспитательной   работы   со   всеми   учащимися класса. Основная   задача   этой   работы   –   активизировать   педагогическую, воспитательную   деятельность   семьи,   придать   ей   целенаправленный, общественно   значимый   характер.  Основная   форма   работы   учителя   с коллективом   родителей   –   классное   родительское   собрание,  Это общественный орган, определяющий своими решениями задачи, содержание и направления работы родительского коллектива класса в школе и по месту жительства, а также воспитания детей в семье. Классное собрание – одна из форм осуществления педагогического всеобуча родителей. Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью   к   школе,   помогают   определить   наиболее   оптимальные   пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На классных собраниях родителей   систематически   знакомят   с   целями   и   задачами,   содержанием, формами и методами воспитания учащихся в школе и семье, на собраниях выбирают родительский актив, который мог бы оказать действенную помощь школе. Общественное мнение коллектива родителей, выраженное в решениях классных собраний, помогает учителям в оказании положительного влияния на отдельные семьи. На   классных   собраниях  заслушиваются   сообщения   по   какому­то вопросу воспитания (это могут быть доклад или информация учителя, врача или сообщения родителей об опыте воспитания ребенка в семье), подводятся итоги   работы   с  учащимися   за   четверть,   год;   решаются   организационные   и хозяйственные   вопросы.  Тематика   педагогических   бесед   и   докладов   на классных собраниях определяется учителем в соответствии с годовым планом работы   с   родителями,   программой   педагогического   всеобуча.   При   этом должны   также   учитываться   интересы   и  пожелания   родителей.  Содержание такой   лекции­беседы   должно   включать   не   только   теорию   вопроса,   но   и конкретные рекомендации. Такая беседа с родителями предполагает живой обмен мнениями, высокую активность каждого родителя. По   существующему   положению,   классные   родительские   собрания должны   проводиться   один   раз   в   четверть.   Практика   показала,   что эффективнее собирать родителей чаще. Если родители собираются 3­4 раза в году,  то  такие   собрания,  как   правило,   превращаются   в  подведение  итогов успеваемости   за   четверть.   Учитель,   держа   ведомость   в   руках,   сообщает родителям об оценках их детей, комментируя некоторые из них. Чаше это оценки   плохо   успевающих   учеников,   родители   которых   из   собрания   в собрание испытывают неловкость и огорчение. Особенно   это   относится   к   собраниям   родителей   первоклассников, которые в большей мере нуждаются в педагогических советах и практических рекомендациях по всем вопросам организации жизни и воспитания ребенка в семье. Классные   родительские   собрания   могут   быть   построены   различно. Основная их часть – сообщение педагогических знаний – может выразиться в лекции, докладе, беседе, диспуте, дискуссии. Это может быть семинарское занятие,   просмотр   и   обсуждение   кинофильма,   деловая   игра.   Может   быть проведено   чтение   отдельных   статей,   подборки   выдержек   из   произведений классиков   педагогической   и   художественной   литературы   с   постановкой проблемных  вопросов.   Такой  прием   активизирует   аудиторию,  стимулирует обмен мнениями, стремление к педагогическому самообразованию. Собрание   родителей   класса   ставит   перед   собой   целью   не   только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. На собрании разрешается целый   ряд   задач,   возникающих   в   процессе   учебно­воспитательной   работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя   и   родителей.   Это   может   быть   подведение   итогов   учебно­ воспитательной работы, обсуждение оформления класса, подготовка к зиме, к каникулам,   знаменательным   датам   и   т.д.,  Примерный   порядок   проведения родительского собрания: сообщение   учителя,   члена   родительского   комитета   о   выполнении решений предыдущего собрания; лекция, беседа учителя (или специалиста, родителя) на педагогическую тему; выступление   родителя   об   опыте   семейного   воспитания   по   данному вопросу; обобщение, обмен мнениями по изложенному вопросу сообщение   учителя   о   состоянии   учебно­воспитательной   работы   в классе; обсуждение и решение вопросов, касающихся жизни класса; разное; принятие решений; информация о проведении следующего родительского собрания, о его повестке дня. Естественным   и   обязательным   должно   быть   подведение   итогов   и принятие решений собрания. Каждое   собрание   выносит   решения,   касающиеся   как   школы,   так   и семьи. Содержание их должно быть конкретным и направлено на улучшение учебно­воспитательной   работы.   Нужно,   чтобы   решения   родительских собраний знали не только те, кто был на собрании, но и весь родительский коллектив.   Для   этого   в   специальный   планшет   с   карманом,   конверт вкладывают   выписку   из   протокола   собрания   с   принятыми   решениями. Планшет можно прикрепить к стенду, поставить на стол, полку, конверт дать индивидуально   каждому   родителю.   Контроль   за   выполнением   решений собрания возлагается на членов родительского комитета и учителя. Отчет о выполнении решений собрания должен быть отправным моментом в работе следующего собрания. Опытные   педагоги   считают,   что   успех   собрания   во   многом обеспечивается   его,   подготовкой.   Подготовку   собрания,   сбор   различного материала,   иллюстрирующего   его   содержание,   учитель   ведет   совместно   с родительским   комитетом   класса,   его   активом.   Во­первых,   о   содержании следующего собрания сообщают родителям на предыдущей встрече с ними, причем говорят не только о теме педагогической беседы, но и о всей повестке дня собрания. Родителям предлагают подумать о том, как они смогут помочь организации собрания, как будут участвовать в нем. Чтобы активизировать родителей,   хорошо   заранее   предложить   им   вопросы,   над   которыми   нужно подумать.   Например,   если   темой   педагогической   беседы   будет   трудовое воспитание в семье, можно предложить  родителям ответить на следующие вопросы: есть ли у ученика постоянные трудовые обязанности в семье, какие, на что они направлены ­ на самообслуживание или на помощь другим членам семьи,   на   общие   семейные   заботы;   любит   ли   ребенок   труд,   в   чем   это выражается;   какие   приемы   родители   считают   наиболее   действенными   в воспитании   у   детей   трудолюбия;   созданы   ли   в   семье   условия   для   труда ребенка и т. д. В организации собрания важно все, даже обстановка того помещения» класса, где оно проводится. Помещение должно быть убрано и проветрено. Подумать нужно и о том, чтобы родителям было удобно раздеться, если они пришли   прямо   с   работы,   поставить   сумку,   портфель.   На   столе   учителя хорошо поставить вазу с цветами, зелеными ветками. Но букет не должен быть   слишком   большим,   помпезным.   На   собрании   должна   быть   деловая обстановка. Вошло в традицию рассаживать родителей на те места, где сидит их ребенок. Это рационально: родитель наглядно узнает рабочее место сына или дочери,   видит,   аккуратно   ли   оно   содержится,   может   познакомиться   с родителем соседа по парте. А это очень важно, так как сидящие на одной парте часто бывают друзьями, и будет очень хорошо, если эта дружба выйдет за пределы класса и станет семейной. На парту перед каждым родителем нужно положить тетради ребенка, бумагу для записей, если есть возможность, то и ручку, карандаш. В   практику   школ   вошел   опыт   некоторых   учителей,   которые   кладут перед   родителями   еще   сложенный   вдвое   лист   бумаги.   На   внутренней   его стороне делаются записи, даются советы, ставятся вопросы, которые имеют отношение   только   к   данному   ученику   и   его   семье.   Например:   «Обратите внимание на увлечение Сережи пением. Может быть, проконсультироваться по   этому   вопросу   со   специалистом?»;   «Соня   стала   заметно   внимательнее, усерднее,   Но   по­прежнему   обращайте   больше   внимания   на   занятия математикой»; «Коля последнее время рассеян, утомляется к концу занятий. Останьтесь, пожалуйста после собрания, мне хочется поговорить с вами об этом; «Похвалите дома Зою, она очень ответственно выполняет общественные поручения. Но в портфеле у нее не всегда все в порядке. Обратите на это внимание»; «Приглашаем вас на консультацию по вопросам закаливания детей в   семье.   Она   состоится   в   ближайшую   субботу   в   14.00»   и   т.д.   Такое дополнительное педагогическое общение не только несет родителям важную для них информацию, но и стимулирует к обсуждению различных вопросов, что делает содержание собрания более насыщенным. Иногда к собранию готовят выставку ученических творческих работ, выступления художественной самодеятельности ребят, участников различных кружков, отчеты­сообщения о работе  октябрят и т. д. Такие мероприятия оживляют собрание, приобщают родителей к делам класса, сплачивают их в коллектив, объединенный едиными целями и задачами. Организуя   выступления   учащихся,   учитель   должен   быть   очень внимателен в подборе кандидатур. Не всегда это должны быть лучшие, самые бойкие, смелые ребята, которых, конечно, легче подготовить. Наоборот, чаще следует демонстрировать успехи (даже очень незначительные) застенчивых, скромных   учащихся,   порой   и   тех,   кто,   казалось   бы,   категорически отказывается выступать перед мамами и папами. Таких ребят сначала можно привлечь   не   к   индивидуальному   выступлению,   пусть   просто   участвуют   в представлении. Это доставит удовольствие самому ученику и порадует его родителей. Подбирая   и   демонстрируя   работы   детей,   учитель   преследует   цель наглядно показать родителям рост и совершенствование знаний, навыков и умений каждого ребенка. Можно оформить фотовитрины, в которых будут последовательно отражены этапы работы с учащимися. Интересно   проходят   конкурсы   на   лучший   карнавальный   костюм, костюм к инсценировкам, выступлениям учащихся. Привлекают внимание и различные   поделки,   сделанные   папами   и   мамами   совместно   с   учащимися. Если организуется такая выставка, родителей нужно пригласить на собрание на 20–30 минут раньше назначенного для собрания срока, чтобы они могли все спокойно посмотреть, обсудить, написать отзыв. К  информации   о  ходе  учебно­воспитательной   работы   учитель   может подготовить магнитофонную запись ответов ребят, их высказываний, мнении. Слушая речь своего ребенка и его товарищей, родители могут более точно определить для себя дальнейший путь воспитательного воздействия на сына или дочь. Готовясь к собранию, учитель тщательно анализирует успехи в учении и поведении   учащихся.   Старается   не   упустить   даже   самых   незначительных достижений,   особенно   у   тех,   кто   недостаточно   хорошо   справляется   с программой обучения и правилами поведения школьника. Собрание не должно затягиваться более чем на 1 час – 1 час 30 минут. Начало   должно   настраивать   родителей   на   деловой   лад.   Вместе   с   тем непринужденное, эмоционально окрашенное вступительное слово учителя или члена родительского комитета создает ту атмосферу доброжелательности и даже   некоторой   интимности,   которая   должна   складываться   в   каждом классном коллективе. После   нескольких   слов   вступления   учитель   проводит   беседу   на педагогическую тему. Она не должна быть длинной и обычно продолжается не более 30 минут. Останавливаясь на теоретических и методических аспектах проблемы, учитель обязательно раскрывает ее в приложении к конкретной ситуации   жизни   данного   класса,   состава   учащихся   и   их   родителей.   Дает практические   рекомендации.   Продумывая   содержание   беседы,   учитель заранее может предположить и те вопросы, которые зададут ему родители. Хорошо, если в процессе ответов на них педагог не только порекомендует родителям почитать ту или иную книгу, но и предложит им воспользоваться ею   из   организованной   для   этого   библиотечки   класса   или   заранее   сделает необходимую подборку в библиотеке школы. Например,  родителям,  нуждающимся   в  советах   по   созданию  в  семье благоприятного микроклимата, более внимательного, заботливого отношения к   ребенку,   хорошо   посоветовать   прочесть   книги   В.   А.   Сухомлинского «Сердце   отдаю   детям»,   Ш.   А.   Амонашвили   «Здравствуйте,   дети!».   Эти авторы в ненавязчивой форме делятся с читателем своим опытом общения с детьми, учат любви к ним, выполнению родительского долга. Делая   анализ   состояния   учебно­воспитательной   работы,   учитель   так строит свое выступление, чтобы общий анализ достижений класса сочетался с характеристикой   каждого   ученика.   С   большей   убедительностью   звучит сообщение,   если   в   нем   приводятся   примеры   из   жизни   учащихся   класса. Характеризуя ту или иную сторону учебно­воспитательной работы, учитель так стремится расположить материал, чтобы в раскрытии каждого вопроса родители могли услышать имя своего ребенка. Например, рассказывая о том, как   дети   научились   трудиться,   учитель   отмечает,   кто   из   детей   особенно хорошо   усвоил   навыки   трудовой   деятельности,   кто   охотно   выполняет отдельные трудовые поручения, умеет помочь товарищу. Родителям всегда интересно узнать, как их ребенок живет в коллективе, как складываются его отношения с окружающими. Нужно постараться рассказать об этом, особенно о тех детях, поведение которых и состояние в коллективе сверстников по сравнению с началом учебного года значительно улучшилось. Часто задают вопрос: как можно на родительском собрании обсуждать примеры плохого поведения того или иного ученика, а также отрицательного влияния на детей родителей, чтобы их при этом не обидеть? Ответить  на такой вопрос однозначно трудно. Учитель   поддерживает   с   родителями   постоянные   контакты.   У   них возникают   близкие,   доверительные   отношения,   и,   как   правило,   нет необходимости обсуждать вопросы, касающиеся какой­то одной семьи или денного ученика, при всех. И правильно поступают те педагоги, которые на родительских собраниях, поставив задачу охарактеризовать успехи учащихся, начинают   с   того,   что   на   положительном   примере   некоторых   ребят рассказывают о достижениях всего класса. Общаясь   на   собрании   с   коллективом   родителей,   учитель   обычно исходит в выборе методов и приемов из тех предварительных индивидуальных контактов, которые всегда предшествуют родительскому собранию. Удачным нам представляется прием, когда на собрании выступление учителя   подкрепляют   члены   родительского   комитета   или   отдельные родители, которые предварительно познакомились с постановкой работы по обсуждаемому вопросу. Характеризуя учащихся, следует особо отметить успехи тех, родители которых   прислушивались   к   советам   учителя,   активно   участвовали   в педагогической работе коллектива. И, наоборот, если с кем­то из родителей так   и   не   удалось   наладить   контакта   и   результат   их   антипедагогического отношения к ребенку сказался на поведении ученика и уровне его развития, подчеркнуть   это.   Особое   внимание   обращается   на   те   случаи,   когда   после длительной   работы   с   кем­то   из   родителей   они   изменили   свои   привычки   и взгляды на воспитание и это положительно сказалось на ученике. «Коля стал более внимательным на уроках, значительно лучше учится. В этом большая заслуга родителей, которые следовали дома нашим советам». Очень важно продумать ход и той части собрания, которая посвящается организационным вопросам. В противном случае родители спешат записать только   то,   что   непосредственно   касается   их   ребенка,   и   в   то   же   время стараются по возможности избегать поручении, направленных на повышение уровня учебно­воспитательной работы с учащимися всего класса. Вместе с тем   именно   в   процессе   организационных   дел,   когда   родители   осознают необходимость   и   значение   своего   участия   в   решении   задач   и   ситуаций, которые   повседневно   выдвигает   жизнь,   сплачивается   родительский   вырабатываются   качества   общественника,   проявляется коллектив, инициатива. В практике работы школ иногда проводятся родительские собрания, в основном   касающиеся   какой­то   одной   стороны   работы   с   родителями, например   организационные,   тематические,   итоговые   и   т.   д.   Отмечая положительные   стороны   такой   организации   собраний,   когда   работа коллектива   родителей   и   учителя   направлена   на   решение дифференцированных   задач,   следует   сказать,   что   более   рациональной   и действенной   формой   этой   работы   в   массовой   практике   школы   стали комбинированные   собрания.   Такие   собрания   комплексно   решают   задачи, поставленные   перед   школой   в   работе   с   родителями   и   общественностью. Постановка   педагогических,   организационных,   хозяйственных   вопросов позволяет более интересно и разнообразно построить «сценарий» собрания. Это, в свою очередь, помогает решать и еще одну важнейшую задачу в работе с   семьей   –   привлечение   родителей   к   активному   участию   в   жизни   школы, пробуждение   у   них   гражданских   чувств,   выражающихся   в   способности осознанно осуществлять общественно направленную деятельность. На   учителе   начальной   школы   лежит   ответственность   подготовки, организации и проведения первого родительского собрания. Приводя ребенка в I класс, родитель и сам как бы вступает в новую жизнь. Для него начинается многолетнее постоянное общение со школой. От содержания, направленности этого общения будет зависеть результативность работы школы с семьей. К первому собранию учитель всегда очень тщательно готовится. В разных школах срок этого собрания определяется в зависимости от условий, установки, данной директором, и, наконец, от инициативы самого учителя, серьезности его отношения к этому ответственному событию. Открывает   такое   собрание   обычно   директор   школы.   Он   коротко рассказывает   о   традициях   школы,   се   истории.   Поздравляет   родителей   с наступлением нового этапа в жизни их семьи, говорит о том, что теперь они стали   членами   большого   школьного   коллектива,   объединенного   одними целями и задачами. Представляет учителя. Основным   содержанием   беседы   учителя   становится   вопрос   о подготовке детей к школе. Многие родители увлекаются такой подготовкой к школе, которая в основном  выражается  в  научении  ребенка  читать  и  считать.  Причем  часто родители делают это неумело, механически «натаскивая» своих детей в том или ином навыке. Это вместо пользы может принести вред. Поэтому учитель, говоря с родителями о подготовке к школе, главное внимание уделяет общей готовности учиться, формированию таких необходимых в ученье качеств, как ответственность,   организованность,   дисциплинированность,   аккуратность, целенаправленность. Ученик   входит   в   новый   школьный   коллектив,   где   он   должен   будет самостоятельно   общаться   не   только   с   ребятами   своего   класса,   но   и   с учащимися всей школы. Для того чтобы это вхождение было благополучным,   желание   и   умение необходимы   коллективистские   качества: взаимодействовать   с   окружающими,   быть   хорошим   товарищем,   стремиться помочь, посочувствовать, болеть за общее дело, не противопоставлять личное общественному.   Ученику   школы   понадобятся   и   трудовые   навыки, трудолюбие. В семье эти качества развиваются в процессе приобщения детей к труду взрослых, в самообслуживании, в помощи окружающим. Внимание родителей   направляется   на   то,   чтобы   в   процессе   детской   трудовой деятельности в семье развивались воля, настойчивость в достижении цели, упорядоченность   действий.   Рассказывает   учитель   и   о   значении   режима   в жизни ученика. Обычно на первом собрании родителям сообщают перечень того, что необходимо   подготовить   к   первому   сентября.   Часто   это   бывает   довольно внушительный список. Его нужно постараться сократить до минимума. И не следует   пугать   родителей   обязательностью   приобретения   каких­то   особых предметов:   например,   мешок   для   обуви   обязательно   красный   или   черный, пенал   только   определенной   формы.   Если   действительно   необходимо выполнение подобных требований в связи с какими­то обстоятельствами и условиями, то можно поручить это группе родителей, чтобы не было разницы в обеспечении отдельных учащихся. В целях сокращения времени собрания список необходимых предметов для   первоклассника   лучше   не   диктовать,   а   раздать   его   родителям   в   виде памятки. К   первому   собранию   для   родителей   можно   подготовить   памятки   по другим вопросам: «Режим жизни первоклассника в школе и дома», «Навыки самообслуживания,   которыми   должны   владеть   дети   6–7   лет»,   «Одежда ученика», «Комплекс утренней гимнастики» и т. д. Если в школе 2 или 3 параллельных класса, можно первое  собрание провести сразу со всеми родителями. Тогда учителя могут разделить между собой   обязанности.   Например,   один   учитель   возьмет   на   себя   проведение первой   части   собрания   –   педагогическую   беседу,   другой   поговорит   с родителями   об   организационных   вопросах,   расскажет   о   том,   что   нужно приобрести к первому сентября. Это облегчит работу педагогов. Каждое классное собрание должно воспитывать у родителей сознание значимости   взаимодействия   со   школой,   необходимости   личного   активного участия   в   работе.   Особенно   это   важно   в   работе   с   родителями первоклассников, которые должны уже с первого собрания почувствовать всю ту   меру   гражданской   ответственности,   которая   на   них   налагается   как   на членов родительского коллектива, и не только за своего ребенка, но и за весь класс.   Кроме   этого,   в   результате   встречи   с   родительским   коллективом, учителем,   администрацией   школы   родитель   должен   как   бы   получить установку   к   действию,   иметь   возможность   сделать   для   себя   конкретные выводы, наметить пути воспитательного воздействия на ребенка, определить долю своего участия в общественных делах. Если   на   этом   собрании   учитель   встречается   с   основной   массой родителей впервые, более быстрому знакомству с ними поможет небольшой опросник.   Вот   вопроси,   которые   задает   на   первом   собрании   родителей первоклассников учительница школы № 2 г. Тирасполя 1. Какие доклады вы бы хотели прослушать на родительском собрании? 2. Какие вопросы воспитания вас интересуют, волнуют? 3.   Выписываете   ли   вы   журнал   «Семья   и   школа»?   Есть   ли   дома библиотека? 4. Какие детские журналы выписываете? 5. На что следовало бы обратить внимание учителю в работе с вашим ребенком? 6. Чем вы можете помочь учителю в работе с детьми нашего класса? Работа каждого собрания протоколируется. Эти протоколы являются частью   обязательной   документации   класса.   Систематически   ведется   учет посещаемости   родителями   собраний.   Явку   родителей   обеспечивает родительский комитет: оповещает о дне и часе собрания, выясняет причину отсутствия.   В   необходимых   случаях   в   тактичной,   но   в   то   же   время убедительной   форме   напоминает   родителям   об   обязательности   участия   в жизни коллектива класса. Учителя   начальной   школы   принимают   участие   в   подготовке   и проведении общешкольных родительских собраний. Общешкольные собрания способствуют сплочению родителей в единый, целеустремленный коллектив, повышают ответственность каждого родителя за   осуществление   общих   задач,   стоящих   перед   школой,   распространяют положительный   опыт   обучения   и   воспитания   детей   в   семье   Поэтому посещение   общих   собраний   родителями   всех   классов   обязательно. Разъяснительную работу по этому вопросу учителя начальной школы ведут особенно тщательно, так как своевременное приобщение родителей к делам школы является первоочередной задачей. Кроме педагогических вопросов, на общешкольных собраниях обычно решаются   общие   для   всей   школы   организационные   и   хозяйственные   дела. Решение   всех  вопросов   планируется  и  осуществляется  в  их  взаимосвязи   с общим направлением педагогической работы. Исходя   из   плана   работы,   индивидуальных   бесед   с   родителями, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в школе, итогов работы родительских   собраний,   учитель   подбирает   материал   для   коллективных бесед» консультации. Коллективные  консультации  для родителей  могут быть плановыми и неплановыми. Время и сроки проведения плановых консультаций намечают заранее. Это либо постоянное число месяца, либо специально назначенное. В том и в другом случае о сроках проведения и теме консультации родителей оповещают   заранее.   От   темы   предстоящей   консультации   зависит,   всех   ли родителей нужно приглашать, пли только тех, с кем необходимо поговорить по   данному   вопросу.   На   некоторые   консультации   можно   приглашать родителей   из   параллельных   классов,   например   на  беседы   врача   по   поводу дефектов зрения и речи у детей, нарушения осанки, аллергии. Для всех родителей хорошо провести консультации, юриста, работник милиции, детской комнаты при ЖЭК, диетолога. Консультации могут быть проведены для молодых родителей, родителей единственных детей. Внеплановые консультации назначаются как по инициативе учителя, так и по просьбе самих родителей. Консультации   для   коллектива   родителей   требуют   тщательной подготовки.   Продумывается   кандидатура   консультанта,   обсуждаются содержание и форма подачи материала. Консультация в зависимости от ее тематики может проводиться по­разному: доклад, беседа, вопросы и ответы, демонстрация различных материалов, обмен опытом воспитательной работы и т.   д.   Приводим   материал   (примерный)   к   консультации   для   родителей   по вопросам эстетического воспитания учащихся в семье. Предварительно,   с   целью   выяснения,   какое   уделяется   в   семьях внимание   эстетическому   воспитанию   детей,   можно   предложить   родителям заполнить анкету: 1. Что вы считаете главным в эстетическом воспитании ребенка? 2.   Кто   из   членов   семьи   занимается   художественной   деятельностью? Какой? 3. Кто из членов семьи уделяет внимание художественному воспитанию ребенка? 4. Есть ли в семье детская библиотека? 5. Кого в основном руководит детским чтением? 6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанной книге, просмотренном спектакле, прослушанной музыке? 7.   Собирают   ли   В   вашей   семье   художественные   коллекции (репродукции с картин известных художников, открытки и т. д.)? 8.   Какой   музыке   в   вашей   семье   отдается   предпочтение   (серьезной, эстрадной, песенной, танцевальной)? 9.   Практикуются   ли   в   вашей   семье   совместные   прогулки,   выходы   в театр, музей, кино? Как часто? 10.   Какой   вид   искусства,   по   вашему   мнению,   больше   интересует ребенка (изобразительное, музыкальное, театральное, декламация, танец)? 11.   Способствуете   ли   вы   развитию   художественных   способностей ребенка? Каких? 12. Сохраняются ли в семье детские поделки или рисунки? 13. В каких кружках занимается ваш ребенок? Ответы на вопросы анкеты помогут решить, как построить содержание беседы   с   родителями   на   собрании,   определить,   какие   семьи   нуждаются   в помощи, в каких можно почерпнуть положительный опыт, кого из родителей попросить выступить на родительском собрании. Очень важно, как оформлено помещение, в котором будет проходить беседа (классная комната, зал). В оформлении можно использовать детские работы и рисунки. Хорошо подготовить стенд с литературой, рекомендуемой родителям   по   данной   теме.   Можно   продемонстрировать   выставку репродукций   с   картин   и   рисунков   художников,   с   которыми   хорошо познакомить детей, образцы художественно иллюстрированных детских книг. Содержание   беседы­консультации   учитель   может   построить   по следующему плану: 1. Значение эстетического воспитания в жизни человека. 2. Задачи эстетического воспитания ребенка 6­7 лет. 3.   Воспитание   эстетических   чувств   и   представлений,   умения   видеть прекрасное в жизни, искусстве, быту. 4. Условия эстетического воспитания учащихся в семье: эстетика быта, взаимоотношений,   знакомство   детей   с   искусством,   развитие   эстетического вкуса, стремления создавать прекрасное. Во II и III классах тему «Эстетическое воспитание младших школьников в семье» можно продолжить, взяв другие вопросы, например: 1.   Эстетическое   воспитание   детей   в   процессе   октябрят­с   кой   и пионерской работы. 2. Семейные традиции (общественные н семейные праздники, экскурсии и т. д.). 3. Влияние на детей культуры поведения и речи взрослых. 4.   Основоположники   советской   педагогики   об   эстетическом воспитании. 5. Воспитание у детей правильного понимания прекрасного в жизни и искусстве. 6. Телевизор в жизни школьника. Готовясь   к   беседе,   следует   учесть,   что   разговор   с   родителями   об эстетическом   воспитании   детей   нельзя   вести   сухо,   в   деловом   тоне.   Она должна быть проведена эмоционально, красиво. Нельзя говорить о живописи, музыке,   поэзии   без   увлечения,   взволнованности,   так   как   такой   разговор должен влиять не только на мысли, но и на чувства родителей. Прочно   вошла   в   жизнь   начальной   школы   такая   форма   работы   с родителями,   как   день   открытых   дверей.   В   некоторых   школах   для   этого выделяется определенный день месяца, в других назначается в зависимости от условий   школы,   необходимости   решения   тех   или   иных   педагогических проблем. В этот день в школу приглашаются все родители. Как организовать дни открытых дверей, чтобы родители выделили из всей суммы впечатлений именно то, что необходимо? Для этого учитель в предварительной   беседе   говорит   родителям,   На   что   следует   обратить внимание, например, посмотреть, как трудятся на разных уроках не только их дети, но и другие учащиеся. Наблюдая за другими детьми, легче определить причины   отставания   в   учении   или   каких­то   неудач   в   поведении   сына   или дочери. Учитель может предложить родителям обратить внимание на приемы, которые он использует для того, чтобы сосредоточить внимание учащихся на необходимом, на то, как включаются в учебный процесс игровые ситуации. Это поможет наметить пути умственного развития детей в семье. Внимание родителей обращается на то, как в классе осуществляется забота о здоровье учащихся: в помещении чисто, проветрено, учитель следит за   осанкой   учеников,   активизирует   их   подвижность,   предупреждает утомление,   включая   в   процесс   урока   физкультурные   паузы,   заботится   о своевременном и качественном питании. После   просмотра   работы   детей   в   школе   с   родителями   проводится небольшая беседа, в которой они обмениваются мнениями, получают советы и рекомендации, как использовать увиденное в семейной практике. Перед организацией дня открытых дверей, если он проводится впервые, родителей   знакомят   с   правилами   поведения.   Если   это   мероприятие осуществляется повторно, напоминают основные из них: нельзя заходить в класс   во   время   урока,   в   присутствии   учащихся   делать   замечании,   давать советы учителю и другим работникам школы, задавать вопросы, касающиеся методики   работы   педагога,   входить   в   класс   в   верхней   одежде,   уделять повышенное внимание своему ребенку. В   некоторых   школах   организуются   дежурства   родителей.   Дежурства могут быть организованы по­разному, в зависимости от конкретных условий и пожеланий самих родителей. Учитель совместно с родительским комитетом составляет график работы дежурных. Дежурные назначаются на 1–2 или более дней.   Важно,   чтобы   к   дежурствам   постоянно   привлекались   не   только желающие,   но   и   малоактивные   родители.   С   ними   следует   заранее договориться об удобном для них дне и часе дежурства. Такая персональная   дает   им   возможность договоренность   дисциплинирует   родителей, почувствовать серьезность возложенного на них поручения. Дежурства   –   удобная,   пользующаяся   большой   популярностью   форма работы   родительской   общественности.   В   зависимости   от   возможности каждого дежурного определяется время его пребывания в школе. Во время дежурства родители более глубоко знакомятся с организацией жизни класса, наблюдают,   а   иногда   и   практически   принимают   участие   в   учебно­ воспитательном   процессе.   Систематические,   целенаправленные   наблюдения учебной   и   трудовой   деятельности,   бытовых   процессов   углубляют   знания родителей   о   содержании   и   методах   педагогической   работы   с   детьми. Дежурные   привлекаются   к   участию   в   экскурсиях   и   прогулках   детей,   в проведении   досуга   детей,   развлечений,   их   помощь   используется   при организации   таких   мероприятий,   как   профилактический   осмотр   учащихся специалистами, массовые вакцинации, дезинфекции и др. Свои впечатления и пожелания дежурные записывают в специальную тетрадь. Записи просматриваются и анализируются учителем с целью учета замечаний и пожеланий родителей в дальнейшей работе. B   школах   проводятся   конференции   родителей.   В   их   организации   и проведении   активное   участие   принимают   родительские   комитеты, общественность. Основной задачей родительских конференций является обмен опытом семейного воспитания, распространение и внедрение лучшего опыта семьи. Обычно   проводятся   тематические   конференции,   например:   «Трудовое воспитание в семье», «Авторитет родителей», «Отец­воспитатель» и т. д. Работа   по   подготовке   конференции   ведется   заранее.   Это   позволяет шире   раскрыть   содержание   проблемы,   полнее   осветить   опыт   семьи, использовать демонстрационные и технические средства. На конференции не только подводятся итоги проделанной работы, но и принимаются решения к дальнейшему ее совершенствованию. В   процессе   подготовки   к   конференции,   учитель   выявляет   и   изучает положительный опыт семейного воспитания, помогает родителям обобщить его   и   изложить   в   виде   выступлений.   Выступление   должно   быть   насыщено живыми примерами, в. нем должен раскрываться опыт именно данной семьи. Следует   избегать   теоретических   положении,   общих   фраз.   Хорошо порекомендовать   родителям   иллюстрировать   содержание   наглядным материалом   (фотографии,   поделки,   режим   дня,   описание   распределения обязанностей по выполнению хозяйственных дел и т. д.). Во   вступительном   слове   родителям   рассказывают   об   идейной направленности уроков, внеклассной и внешкольной работы, о политическом просвещении   учащихся,   об   использовании   в   учебном   процессе   различных средств   информации,   об   октябрятской   и   пионерской   работе.   Лектор раскрывает   родителям   роль   школы   в   идейно­политическом   и   военно­ патриотическом   воспитании   учащихся,   наглядно   демонстрирует   значение взаимодействия   семьи   и   школы   в   формировании   у   детей   основ коммунистического мировоззрения. При этом останавливается внимание на вопросах   антирелигиозного   воспитания   детей,   преодоления   религиозных представлений и предрассудков. Содержание выступлений родителей обычно затрагивает вопросы о том, как в семье формируется чувство любви к родным местам, родному краю, к социалистической   Родине,   чувство   национальной   гордости,   достоинства, долга, чести, совести советского гражданина, чувство дружбы и уважения к другим народам. Очень важно, чтобы родители в своих выступлениях рассказали, как формируются   и   углубляются   знания   детей   о   Великой   Октябрьской социалистической революции, о социальных и культурных преобразованиях в родном   городе,  районе,   селе;   какое   значение   придается   в   семье   чтению   и   спектаклей, обсуждению   художественной   литературы,   кинофильмов,   организации   экскурсий, имеющих   патриотическую   направленность, туристских походов и т. д. Интересным может быть опыт семьи в проведении общественно­политических праздников. Для   того   чтобы   как   можно   больше   родителей   приняли   участие   в обсуждении   проблемы,   им   заранее   предлагают   подумать   над   некоторыми вопросами,   например:   «Какое   значение   вы   придаете   семейным   традициям, примеру родителей, моральному микроклимату семьи в идейно­политическом воспитании детей?»; «Ваше мнение о роли домашней библиотеки в идейно­ политическом воспитании учащихся» и т. д. В заключительном слове на конференции учитель подводит итоги, дает оценку накопленного родителями  опыта идейно­политического  воспитания, обращает внимание на актуальные для данного класса проблемы воспитания детей. Конференция   должна   стать   ориентиром   для   дальнейшего совершенствования   работы   по   формированию   идейной   направленности школьников. Творчески работающие учителя находят и другие формы общения, как индивидуальные,   с   каждым   родителем,   так   и   со   всем   родительским коллективом.   Результативно   проходит,   например,   работа   в   педагогических кружках.   В   их   организации   особенно   нуждаются   родители   учащихся начальных классов. Эффективной   формой   работы   педагогического   просвещения   стала демонстрация   кинофильмов   –   короткометражных,   документальных   и художественных. Демонстрация кинофильмов, поднимающих педагогические проблемы,   обычно   сочетается   с   другими   формами   работы:   лекцией, конференцией, собранием и т. д. В   результате   индивидуального   общения   с   родителями,   собственных наблюдений   за   учащимися,   анализа   материалов,   полученных   в   процессе работы с коллективом родителей, постепенно вырабатывается единая линия воздействия на учащегося семьи и школы. Этому может помочь составление характеристики на каждого ученика. При ее составлении можно использовать помощь родителей. Зная своего ребенка, они могут уточнить и дополнить то, что не увидел учитель. Совместная   работа   по   составлению   психолого­педагогической характеристики помогает учителю и родителям не только выработать линию дальнейшего педагогического влияния, но и выделить первоочередные задачи в воздействии на учащегося в зависимости от его индивидуальных качеств. Так,   один   ученик   нуждается   в   помощи   при   налаживании   контактов   с товарищами, другой неусидчив, третий усидчив, но малоподвижен. При   составлении   характеристики   учащихся   необходимо   соблюдать определенные правила: она должна быть краткой и конкретной, основываться на   положительных   качествах   ребенка   при   объективной   оценке   его недостатков; содержать характеристику его нравственных качеств, состояния здоровья. Заканчивается характеристика перспективными рекомендациями по актуальным   проблемам   формирования   личности   учащегося,   определением путей совместных усилии учителя и родителей в воспитании. Работа с родителями ведется систематически и планово. Годовой план работы   с   родителями   учащихся   I   класса   составляется   на   основе   задач обучения и воспитания первоклассников, с учетом особенностей контингента родителей и детей, условий их жизни и т. д. Поможет в составлении плана беседа с воспитателями детского сада, из которого придет основная масса учащихся. Такая беседа облегчит учителю задачу определения, какой семье нужна будет его помощь в первую очередь, на авторитет кого из родителей можно опереться. Планируя работу с семьями учащихся II–IV классов, учитель исходит из анализа   этой   работы   за   предыдущие   годы,   учитывает   изменения,   которые происходят в составе коллектива родителей, в каждой семье. Определяя в плане   ведущие   задачи,   следует   остановиться   на   тех   вопросах,   которые   в работе с родителями учащихся данного класса имеют особое значение или ставятся впервые. Например, в работе с родителями первоклассников важное значение приобретают допросы формирования коллектива классу. Работа школы с родителями по вопросам профинформации учащихся в семье  особенно значима  еще и  потому,  что этой  проблеме  пока  не  всегда уделяется достаточно внимания. Вопросы профинформационной работы с детьми в семье включаются в общую систему повышения педагогической культуры родителей. Ведется она по таким направлениям: формирование у родителей представления о выборе их детьми профессии не только как о. личной, но и как о государственной проблеме; расширение знаний родителей о развитии, потребностях народного хозяйства,   о   все   расширяющемся   круге   профессий   в   различных   областях деятельности советского человека; вооружение родителей методикой работы с   детьми   по   выявлению   их   способностей,   склонностей,   формированию интересов, воспитанию уважения к труду окружающих, стремления трудиться на   общую   пользу;   привлечение   родителей   к   активному   участию   в профориентационной работе школы с учащимися. Учителя   начальной   школы   ведут   целенаправленную   работу   в   этих направлениях. Активно входит в жизнь «Программа педагогического всеобуча родителей   и   населения».   Темы   занятий,   предусмотренные   «Программой...» для   родителей   учащихся   начальной   школы   по   вопросам   трудового содержание воспитания, всесторонне позволяют       раскрыть   профориентационной   работы   с   детьми   в   семье,   определить   ее   место   в воспитательно­образовательном процессе. К   работе   по   информации   младших   школьников   привлекается родительский актив. Причем положительным оказался опыт, когда родители ведут работу не только с учащимися того класса, где учится их ребенок. В   план   работы   учителя   с   родителями   младших   школьников   по подготовке детей к выбору профессии включаются такие виды совместной деятельности   школы   и   семьи:   организация   экскурсий   на   различные предприятия   по   месту   работы   родителей   учащихся   класса;   организация экскурсий   и   прогулок   по   городу   (селу)   с   целью   знакомства   детей   с предприятиями   и   учреждениями   города   (села),   продукцией,   которую   они выпускают;   проведение   бесед   о   профессиях   и   их   пользе  АЛЯ  людей; организация занятий кружков, на которых ученики получают практические навыки и умения общественно полезного труда в школе и вне ее; шефство над октябрятскими звездочками, участие в их работе. Большое значение в успешном решении вопросов трудового воспитания имеет   индивидуальная   работа   с   родителями   и   членами   семей.   Учителя выясняют   общую   направленность   семьи,   степень   объективной   оценки родителями   возможностей,   способностей   и   стремлений   своих   детей, отношение   самих   родителей   к   определению   будущей   профессии   сына   или дочери, степени их авторитарности в этом вопросе, наличие единого мнения или разногласий отца, матери при решении вопроса об ориентации ребенка на определенную профессию и т. д. С этой целью могут быть использованы анкеты. Примерные вопросы к ним: нет). Знает ли ребенок, где вы работаете (да, нет). Знает ли ребенок, чем вы занимаетесь на работе, что производите (да, Делитесь ли вы с ребенком своими производственными трудностями, огорчениями, радостями (да, нет). Распределены   ли   трудовые   обязанности   по   обслуживанию   семьи  (да, нет). Имеет   ли   ребенок   трудовые   обязанности   в   семье   (постоянные, эпизодические, не имеет). Как относится к их выполнению ребенок (выполняет охотно, пассивен, уклоняется). Поощряете ли ребенка за выполнение трудовых обязанностей (да, нет). Наказываете ли за невыполнение (да, нет). Есть   ли   у   ребенка   все   необходимое   для   ручного   труда   (да,   нет, частично). Привлекаете ли ребенка к совместной работе (да, нет). Есть   ли   в   семье   разногласия   во   взглядах   на   трудовое   воспитание ребенка (да, нет). Знает ли ребенок об этих разногласиях (да, нет). На   какую   профессию   ориентируете   ребенка   (свою,   другую,   не ориентируете). Какой труд (физический, интеллектуальный) предпочитаете для своего ребенка в будущем. Ваша профессия. Есть   ли   в   семье   ветераны   Великой   Отечественной   войны,   труда, орденоносцы, персональные пенсионеры. Хотели   бы   вы   участвовать   в   работе   школы   по   вопросам   трудового воспитания и обучения учащихся (да, нет), в каком направлении (укажите): организация экскурсий, бесед, Родительский комитет Родительский   комитет   –   представительный   орган   родительской общественности. Это особая, оперативная группа актива родителей класса, которая   призвана   стать   связующим   звеном   между   семьей,   школой, общественностью и учащимися класса. Родительские   комитеты   являются   организующим   и   направляющим органом   в   работе   с   родителями   класса,   общественными   организациями, домоуправлениями,   предприятиями   и   учреждениями,   в   осуществлении педагогического   всеобуча   населения,   в   предупреждении   безнадзорности   и правонарушений детей и подростков, в проведении с ними воспитательной работы. Для   повышения   уровня   учебно­воспитательной   работы   с   учащимися очень   важно   создание   дружного   работоспособного   коллектива   родителей класса. Особенное значение это приобретает в работе с родителями начальных классов, значительная часть которых (если дети не посещали детский сад) иногда впервые вливается в коллектив. В создании, сплочении коллектива, целеустремленного   на   совместное   со   школой   решение   задач коммунистического   воспитания   детей,   важную   роль   играет   родительский комитет. Создание   родительских   комитетов   предусматривается   «Уставом средней   общеобразовательной   школы».   Содержание   и   организационные функции   определены   «Положением   о   родительском   комитете».   В «Примерном   содержании   воспитания   школьников»   раскрыты   виды деятельности родительских комитетов, круг тех вопросов, которые входят в их компетенцию. Родительский комитет I класса выбирается на родительском собрании, которое   проходит   в   августе   –   сентябре.   Определение   кандидатур   членов родительского   комитета   в   количестве   5–7   человек   –   сложное,   требующее большого внимания со стороны учителя дело. До собрания учитель обычно знакомится с большей частью родителей: посещает семьи учащихся, беседует с родителями индивидуально, знакомится с документами каждого ребенка. Для того чтобы родительский комитет был активной, инициативной силой и мог   оказать   действенную   помощь   в  организации   всех   направлений   учебно­ воспитательной работы, в его состав должны входить товарищи самых разных профессий и наклонностей. Родительский комитет избирается сразу из весь срок   обучения   учащихся   в   начальной   школе.   Конечно,   его   состав,   в зависимости от потребностей класса, может измениться: увеличиться, может произойти замена выбывшего или не справившегося со своими обязанностями члена и т. д. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Так, одному члену  родительского комитета (при   помощи   актива)   поручается   следить   за   успеваемостью,   организацией своевременной   помощи   учащимся.   Другие   товарищи   помогают   учителю наладить связь с семьями учащихся, организуют  питание детей, налаживают внеклассную и внешкольную работу, следят за выполнением режима жизни в школе   и   семье,   принимают   участие   в   руководстве   октябрятской   работой, совершенствуют   патриотическое   воспитание,   создают   различные   кружки, организуют   хозяйственную   работу   и   т.   п.   В   «Примерном   содержании воспитания   школьников»   определяются   такие   виды   деятельности родительского   комитета   класса:   родители   помогают   приучать   детей   к выполнению   режима   дня,   Правил   для   учащихся,  к   активному   выполнению домашних заданий; они принимают активное участие в подготовке детей к октябрятской   деятельности,   помогают   наладить   работу   октябрятских звездочек.   С   переходом   детей   во   II   класс   родители   и   общественники принимают активное участие в подготовке и проведении октябрятских сборов и   утренников,   экскурсий,   в   подготовке   классной   художественной самодеятельности,   помогают   ученикам   правильно   организовать   учебную деятельность,  общественно  полезный  труд, проводят  с ними  беседы,  игры, прогулки. В III классе основное внимание родители и общественники уделяют подготовке учащихся к вступлению в пионеры. В связи с этим беседуют с ними   о   Законах   юных   пионеров   Советского   Союза,   объясняют   смысл пионерской символики, проводят беседы на общественно­политические темы, рассказывают   о   героях­пионерах,   организуют   встречи   с   передовиками производства,   участниками   Великой   Отечественной   войны,   воинами Советской   Армии,   способствуют   развитию   общественной   и   трудовой активности школьников, руководят кружками, заботятся об усвоении всеми детьми учебной программы. Большую помощь учителю оказывает родительский комитет в работе с трудными   семьями,   в   формировании   у   родителей   ответственности   за воспитание своих детей. Члены   родительского   комитета   активно   участвуют   в  сборе   и распространении   лучшего   опыта   семьи.   Они   либо   сами   выступают   с сообщениями, либо помогают подготовить выступление тем семьям, чей опыт может   быть   интересен   для   других.   Каждый   член   родительского   комитета создает   себе   в   помощь   актив,   постепенно   вовлекая   в   работу   (хотя   бы эпизодическую) всех родителей класса. Выполнение родителями различных поручений и обязанностей обязательно учитывается. Желательно, чтобы ничье усилие,   направленное   на   общее   дело,   не   осталось   незамеченным.   Хорошо, когда   члены   родительского   комитета   рассказывают   об   участии   каждого родителя в общественных делах на собраниях перед всем коллективом класса. Это   поощряет  одних,   стимулирует   других   к   проявлению   инициативы, готовности откликнуться на любую просьбу. Участие в работе родительского комитета – почетная, ответственная общественная   работа.   Кандидаты   в   члены   родительского   комитета выдвигаются только с добровольного согласия родителей. Об успехах в их работе   в   составе   родительского   комитета   можно   сообщать   руководству предприятий, где они трудятся. Работа родительского комитета планируется. План   работы   составляется   совместно   с   учителем   класса.   Многие   учителя творчески, интересно подходят к этой работе. В   течение   года   ведется   систематический   учет   работы,   контроль   за которым   осуществляется   обычно   представителем   родительского   комитета. Секретарь протоколирует все заседания родительского комитета и хранит эту документацию. В своей работе родительский комитет класса отчитывается   Отчет   родительского   комитета перед   родительскими   собраниями. учитывается при составлении плана работы с родителями на следующий год. Контроль   за   выполнением   плана   работы   родительского   комитета осуществляет и учитель. Приводим примерный план работы учителя с родительским комитетом класса: Подготовительный период Март. 1. Распределение обязанностей между членами родительского комитета (РК). 2. Учеба членов РК: беседа учителя о правах и обязанностях членов РК. Апрель. Учеба членов РК: посещение заседания РК III класса, обмен мнениями по поводу заседания. Май. 1. Анализ членами РК заявлений родителей, карт­характеристик семей, ответов на вопросы анкеты. 2.   Сообщение   учителя   о   подготовке   к   первому   родительскому собранию. 3.   Подготовка   класса   к   новому   учебному   году   (ответственный   – председатель РК). Первый класс Сентябрь (первая неделя сентября). 1. Отчет членов РК о готовности класса к учебному году. 2. Обсуждение перспективного плана работы РК. 3.   Информация   учителя   о   плане   педагогического   просвещения родителей. 4. Обсуждение плана воспитательной  работы с учащимися на первое полугодие. 5. Сообщение учителя о подготовке к родительскому собранию на тему «Образовательно­воспитательные задачи обучения в I классе и организация режима дня первоклассника». Октябрь. 1. Сообщение учителя о посещении семей учащихся, нуждающихся в оказании материальной помощи. 2. Сообщение учителя о подготовке к родительскому собранию на темы: 1) детская нервозность, ее предупреждение и лечение (готовит один из родителей – врач; если такого человека в классе нет, то кому­то из родителей поручается привлечь к этому собранию врача); 2) итоги первых дней пребывания ребенка в школе (готовит учитель). 3. Обсуждение вопросов: 1)  участие   родителей   в   подготовке   к   празднику   красной   звездочки (ответственные – члены РК); 2) оборудование октябрятского уголка (ответственный ­ хозяйственный сектор РК); 3)   проведение   одним   из   родителей   беседы   с   учащимися   о   своей профессии (ответственный – учебный сектор РК); 4)   организация   подписки   родителей   на   педагогическую   литературу (ответственный – учебный сектор РК). Ноябрь. 1.  Информация   учебного   сектора   РК   о   подписке   родителей   на педагогическую литературу. 2. Сообщения учителя и членов РК: 1) о посещении семей учащихся членами РК с целью выяснения того, как соблюдается режим дня школьника (члены РК); 2)   о   подготовке   родительского   собрания   на   тему   «Воспитание прилежания, внимания у детей I класса» (готовит РК и учитель); 3)   о   проведении   праздника   красной   звездочки   (культурно­массовый сектор РК); 4) об организации экскурсии на производство (учебный сектор РК). 3. Обсуждение вопроса об организации проверки состояния учебников у учащихся и о проведении для них беседы «Живи, книга» (ответственный ­ санитарно­гигиенический сектор РК). Декабрь. 1. Сообщение членов РК о работе, проверочной с трудными семьями. 2.   Сообщение   санитарно­гигиенического   сектора   РК   о   санитарном состоянии учащихся. 3. Сообщение учителя о подготовке к родительскому собранию на темы: 1)   воспитание   у   первоклассников   интереса   к   общественной   работе (готовят члены РК и учитель); 2) о зимнем отдыхе детей (готовит учитель). 4. Обсуждение вопросов: 1)  подготовка   и   проведение   Новогоднего   праздника   ответственный   ­ культурно­массовый сектор РК); 2)   проведение   беседы   с   учащимися   о   профессиях   (ответственный   ­ учебный сектор РК). Январь. 1. Сообщение школьного врача о состоянии здоровья учащихся. 2. Обсуждение плана воспитательной работы на второе полугодие (план составляется учителем). 3. Сообщение учителя о подготовке к смотру строя и песни, который проводится 23 февраля (ответственный ­ культурно­массовый сектор РК). 4.  Обсуждение  вопроса   о  подготовке  к  родительскому   собран  их  на тему «Итоги учебно­воспитательной работы на первое полугодие» (готовят учитель и члены РК). Февраль, 1. Сообщение учителя о подготовке к родительскому собранию на тему «Особенности памяти у младших школьников и ее развитие в условиях семьи» (готовят члены РК и учитель). 2. Сообщение РК о помощи, оказанной им в подготовке и проведении праздника­смотра   строя   и   песни   (ответственный   ­   культурно­массовый сектор). 3. Обсуждение вопроса об организации встречи с воинами Советской Армии (ответственный – учебный сектор РК). Март. 1. Отчет руководителя кружка «Умелые руки». 2. Сообщение членов РК о работе с трудными семьями. 3. Сообщение учителя о подготовке к родительскому собранию на темы: 1) поощрение и наказание детей в семье (готовят члены РК и учитель); 2) итоги III четверти (готовит учитель). 4.   Сообщение   РК   о   подготовке   и   проведении   сбора   «Наши   мамы» (ответственный – учебный сектор РК). 5.   Обсуждение   вопроса   о   подготовке   беседы   с   учащимися   на   тему «Культура   поведения   младших   школьников»   (ответственный   –   учебный сектор РК). Апрель. 1. Сообщение учителя о подготовке к конференции «А. С. Макаренко «Книга для родителей» (готовят члены РК и учитель, актив класса). 2.   Обсуждение   вопроса   о   том,   какую   помощь   может   оказать   РК   в подготовке   и   проведении   праздника   1   Мая   (ответственный   –   культурно­ массовый сектор РК). 3.   Обсуждение   вопроса   о   том,   кто   из   родителей   проведет   беседу   с учащимися о своей профессии (ответственный – учебный сектор РК). Май. 1. Отчет руководителя шахматно­шашечного кружка. 2.   Сообщение   членов   РК   о   результатах   мероприятий   «Живи,   книга» (ответственный – учебный сектор РК). 3. Сообщение учителя о подготовке к родительскому собранию: 1) анализ итогов учебно­воспитательной работы за I класс; 2) о летнем отдыхе детей (готовит учебный сектор РК); 3) о подготовке класса к новому учебному году (готовит председатель РК). 4. Обсуждение вопросов: 1) организация встречи с участниками Великой Отечественной войны (культурно­массовый сектор РК); 2) организация экскурсии на производство (ответственный – учебный сектор РК). Второй класс Сентябрь. 1. Отчет о работе, проделанной членами РК по подготовке класса к новому учебному году. 2.   Обсуждение   плана   учебно­воспитательной   работы   на   первое полугодие (план составляет учитель). 3. Сообщение членов РК о работе с трудными семьями. 4. Сообщение учителя о подготовке родительского собрания на тему «Образовательно­воспитательные   задачи   обучения   во   II   классе»   (готовит учитель). 5. Обсуждение вопросов: 1) оборудование октябрятского уголка (ответственный – хозяйственный сектор РК); 2)   Проведение   беседы   с   учащимися   «Чистота   –   залог   здоровья» (ответственный – санитарно­гигиенический сектор РК). Октябрь. 1.   Разбор   заявлений   родителей   об   оказании   материальной   помощи учащимся. 2. Сообщение учителя о посещении семей учащихся членами РК с целью выяснения,   как   осуществляется   трудовое   воспитание   ребенка   в   семье (ответственные – члены РК). 3. Сообщение председателя РК о подготовке к родительскому собранию на тему «Трудовое воспитание младшего школьника в семье» (ответственные – члены РК). 4. Обсуждение вопросов: 1)   подготовка   к   празднику   Великого   Октября   (ответственный   – культурно­массовый сектор РК); 2)   организация   экскурсий   по   местам   революционной   славы   города (ответственный – учебный сектор РК). Ноябрь. 1.  Информация   членов  РК  о   подписке   родителей  на   педагогическую литературу (ответственней – учебный сектор РК). 2. Сообщение школьного врача о состоянии здоровья учащихся. 3. Сообщение учителя о подготовке к родительскому собранию но теме «Отец – высокая должность» (готовят члены РК и учитель). 4. Обсуждение вопроса о том, как организовать встречу детей с отцами ­ передовиками производства (ответственный ­ учебный сектор РК). Декабрь. 1. Сообщение учителя о подготовке к родительскому собранию на темы: 1) книга – постоянный друг и спутник детей в их умственном развитии; 2) руководство домашним чтением детей (готовят члены РК, учитель). 2. Обсуждение вопросов: 1) подготовка и проведение Новогоднего праздника (ответственный – культурно­массовый сектор РК); 2) организация зимнего отдыха детей (ответственный – учебный сектор РК). Январь. 1. Сообщение членов РК о работе с трудными семьями. 2. Отчет руководителя шахматно­шашечного кружка. 3.   Сообщение   членов   РК   о   результатах   проверки   состояния   книг   и учебных   принадлежностей   учащихся   (ответственный   –   санитарно­ гигиенический сектор РК). 4.   Обсуждение   плана   учебно­воспитательной   работы   на   второе полугодие (план составляется учителем). 5. Сообщение учителя о подготовке к родительскому собранию «Анализ итогов учебно­воспитательной работы за первое полугодие» (готовят члены РК и учитель). Февраль. 1. Отчет руководителя кружка «Умелые руки». 2.   Сообщение   членов   РК   об   организации   питании   детей   в   школьной столовой (готовит санитарно­гигиенический сектор). 3. Сообщение учителя о подготовке к смотру песни (ответственный – культурно­массовый сектор РК). 4.   Обсуждение   вопроса   о   том,   как   РК   может   помочь   октябрятам провести сбор «Наша Армия родная» (ответственный – культурно­массовый сектор). 5. Сообщение учителя о подготовке к родительскому собранию на тему «Что значит любить детей» (готовят члены РК и учитель). Март. 1. Сообщение учителя о подготовке родительского собрания на темы: 1) развитие умственной деятельности ребенка в семье (готовят члены РК и учитель); сектор РК). 2. Обсуждение вопросов: 1)  проверка   сохранности   классного   оборудования   (ответственный   – хозяйственный сектор РК); 2)   проведение   родителями   «беседы   с   учащимися   о   своей   профессии (ответственный – учебный сектор РК). Апрель. 1. Сообщение учителя о подготовке родительского собрания на тему «Учить ребенка быть добрым» (готовят члены РК и учитель). 2. Сообщение членов РК о работе с трудными семьями. 3.   Назначение   ответственного   члена   РК   за   обзор   новинок педагогической литературы для родителей (ответственный – учебный сектор РК). 4. Обсуждение вопросов: 1)   организация   экскурсии   на   предприятие   к   шефам   школь: (ответственный – учебный сектор РК); 2) подготовка к празднику 1 Мая (ответственный – культурно­массовый сектор РК); 3) проверка санитарного состояния детей (ответственный – санитарно­ гигиенический сектор РК). Май. 1. Сообщение учителя о подготовке к родительскому собранию: 1)   итоги   учебно­воспитательной   работы   за   год   (готовят   члены   РК   и учитель); 2) о летнем отдыхе детей; 3)   о   подготовке   класса   к   новому   учебному   году   (ответственный   – хозяйственный сектор РК). 2. Обсуждение вопросов: 1)   какую   помощь   может   оказать   РК   в   подготовке   и   проведении октябрятского сбора «Они сражались за Родину (ответственный – учебный сектор РК); 2)   организация   экскурсии   на   тему   «Город   в   годы   Великой Отечественной войны» в краеведческий музеи (ответственный – культурно­ массовый сектор РК) Третий класс Сентябрь. 1. Отчет членов РК о подготовке класса к новому учебному году. 2. Сообщение членов РК о работе с трудными семьями. 3.   Обсуждение   плана   учебно­воспитательной   работы   на   первое полугодие (план составляется учителем). 4.   Сообщение   учителя   о   подготовке   к   собранию   на   тему «Образовательно­воспитательная   работа   по   обучению   в   III   классе   и организация учебного труда и режима третьеклассника» (готовят члены РК и учитель). Октябрь, 1.   Разбор   заявлений   родителей   об   оказании   материальной   помощи учащимся. 2. Сообщение учителя о подготовке к родительскому собранию на тему «Что должны знать родители о пионерской организации им. В. И. Ленина» (готовят члены РК и старшая пионервожатая). 3. Обсуждение вопросов: 1)   подготовка   к   празднику   Великого   Октября   (ответственный   – культурно­массовый сектор РК); 2)   проведение   беседы   о   выдающихся   революционерах   города (ответственный – учебный сектор РК); 3)   оформление   уголка   «В   стране   Пионерии»   (ответственный   – хозяйственный сектор РК). Ноябрь, 1. Сообщение школьного врача о состоянии здоровья детей. 2.   Информация   члена   РК   о   подписке   родителей   на   педагогическую литературу. 3. Сообщение учителя о подготовке к родительскому собранию на тему «Авторитет родителей в семье» (готовят члены РК и учитель). 4.  Обсуждение  вопроса   о  том, как   организовать  встречу   учащихся  с бывшими пионерами­родителями (ответственный – учебный сектор РК). Декабрь. 1. Сообщение учителя о подготовке к родительскому собранию: 1) нравственное воспитание младших школьников (готовят члены РК и учитель); 2)   об   организации   зимнего   отдыха   детей   (ответственный   –   учебный сектор). 2.   Назначение   ответственного   за   обзор   новинок   педагогической литературы для родителей. 3. Обсуждение вопроса о том, какую помощь могут оказать родители в проведении   праздника   Нового   года   (ответственный   –   культурно­массовый сектор РК). Январь. 1. Сообщение членов РК о результатах проверки санитарного состояния учащихся за истекшее время. 2. Сообщение членов РК о работе с трудными семьями. 3.   Отчеты   руководителей   кружков   шахматно­шашечного   и   «Умелые руки». 4.   Обсуждение   плана   учебно­воспитательной   работы   на   второе полугодие (план составляет учитель). 5. Сообщение учителя о подготовке к родительскому собранию на тему «Анализ итогов учебно­воспитательной работы за первое полугодие» (готовят члены РК и учитель) 6. Обсуждение вопроса о том, кто из родителей сумеет провести беседу с учащимися о своей профессии (ответственный – учебный сектор РК). Февраль. 1.  Сообщение   РК   об   организации   питания   в   школьной   столовой (ответственный – санитарно­гигиенический сектор РК). 2. Обсуждение вопросов: 1)   подготовка   к   смотру   строя   и   песни   (ответственный   –   культурно­ массовый сектор РК); 2) организация встречи с воинами Советской Армии; 3)   подготовка   диспута   на   тему   «Семейное   счастье...   В   чем   оно?» (готовят члены РК и учитель). Март. 1.   Сообщение   хозяйственного   сектора   РК   о   результатах   проверки сохранности классного оборудования. 2. Сообщение учителя о помощи родителей в организации и проведении сбора на тему «Они были пионерами». 3. Обсуждение вопросов: 1)   подготовка   родительского   собрания   на   тему   «Атеистическое воспитание в семье» (готовят члены РК и учитель); 2)   организация   весеннего   отдыха   детей   (ответственный   –  культурно­ массовый сектор РК); 3) организация похода в планетарий (ответственный – учебный сектор РК). Апрель. 1. Сообщение учителя о подготовке вечера вопросов и ответов (готовят члены РК, учитель).

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018