Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема: «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».
Оценка 4.8

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема: «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
4 кл
14.05.2018
Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема:  «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».
Знакомит учащихся с изображением русского богатыря в изобразительном искусстве, литературе и музыке; даёт представление о жизни людей (князя, его дружины, крестьян, ремесленников); о вооружении древнерусских воинов-защитников. Предложен богатый зрительный, литературный и музыкальный ряд. К конспекту прилагается презентация "БОГАТЫРИ-ЗАЩИТНИКИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ, ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ".Конспект содержит богатый литературный материал, ссылки на музыкальные произведения.
урок 4 кл ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ.doc
Тема:  «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ­ЗАЩИТНИКИ». Урок изобразительного искусства в 4 классе Цели: образовательные: познакомить учащихся с изображением образа русского богатыря в живописи, литературе и музыке, с творчеством П. Корина; дать представление об образе жизни людей (князя, его дружины,   ремесленников);   повторить   знания   о   вооружении   древнерусских   воинов­ защитников; познакомить с произведением И.Мартоса ­ памятником Минину и Пожарскому;  развивающие:  дать   представление   о   вооружение   древнерусского   воина;   развивать   умения   определять средства художественной выразительности, выстраивать последовательность операций при выполнении   творческой   работы;   совершенствовать   навыки  работы   с   гуашью;  развивать навыки   изображения   человека,   эмоциональное,   эстетическое,   образное   восприятие, творческие способности; воспитательные:  воспитывать у детей интерес к живописи;  воспитывать патриотизм, любовь к Родине. Оборудование урока:  для   учителя   большой   экран;аппаратура   для воспроизведения   аудио­,   видеозаписей,   методические   таблицы,   репродукции, фотографии, рисунки; для учащихся ­ альбом, гуашь, графические материалы.   –   компьютер,   проектор, Зрительный   ряд:  репродукции   картин   В.   М.   Васнецова  «Богатыри»,   «Витязь   на распутье»; М. Врубеля «Микула Селянинович»; А. Бубнова «Утро на Куликовом поле»; П. Корина «Александр Невский», фотография памятника Минину и Пожарскому в Москве. Литературный ряд: С. Д. Дрожжин  «Песня Микулы  Селяниновича»;     отрывки   из былин     «Илья   Муромец   и   Соловей­разбойник», «Добрыня и Змей», «Алеша Попович и Тугарин», «Илья Муромец и разбойники», И. Токмакова «На родной земле».  Музыкальный  ряд:  запись   «Богатырские   ворота»  из  цикла  «Картинки  с   выставки» Мусоргского   М.П.,   фрагмента   из   симфонии   А.   П.   Бородина   «Богатырская»;   хор «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский», запись инструментальных народных мелодий. Используется диск «Мировая художественная культура» в 2­х частях, часть 2­ая; фрагмент фильма «Александр Невский». ХОД УРОКА I. Организационный момент. Вступительное слово учителя:  Добрый день, урок начнем,  И разговор наш поведем,  О воинах Древней Руси ­  Защитниках родной земли. ІІ. Изучение нового материала:   Беседа по теме урока.   ­   Ребята,   для   защиты   земель   русичи   строили   оборонительные  сооружения  ­ крепости, использовали леса, озера, реки, холмы для защиты от врага. Но не только стены защищали наших предков от врагов. Именно тогда сложилось в русском народе представление о русских богатырях, воспетых в былинах. Попрошу внимания: Рассмотрим описание  Внешнего образа и подвигов  Богатырей народных. Демонстрация  произведений   В. М. Васнецова «Богатыри» и «Витязь на распутье»,  М. Врубеля «Микула Селянинович» и «Богатырь». ­ Вглядитесь в эти образы. Какой смысл вкладывался в понятие красоты русского мужчины, на ваш взгляд? Учащийся: Мужественные, широкоплечие, сильные фигуры, спокойные уверенные и добрые лица.  Звучит фрагмент симфонии А. П. Бородина «Богатырская». Работа с литературным материалом. Читаю стихотворение С. Д. Дрожжина: ПЕСНЯ МИКУЛЫ СЕЛЯНИНОВИЧА Хорошо весной,  Поле чистое,  Муравой­травой  Ты украшено,  Да цветочками Все душистыми  В утро майское Принаряжено. От сырой земли Рожь­красавица К небу синему Подымается, Там поет­звенит Пташка вольная, Колокольчиком  Заливается. Есть где, молодцу, Разгуляться мне,  С кем померяться  Крепкой силою.  Когда выйду я,  Не погневайся, ­ Красоты твоей  Не помилую! Вольной пташкою  Не заслушаюсь,  Распашу твою Гладь зеленую, Развернусь с косой  И всю травушку  Соберу в стога,  Засушенную. Рожь серпом кривым Срежу спелую,  Смолочу ее  Я до зернышка,  Уложу в мешки, Поклонюсь тебе  И скажу: «Прощай,  Чисто полюшко!» ­   Ребята,   прослушав   стихотворение   можно   сделать  вывод,  что     воином   русский человек становился только в дни годин и лихолетья, в мирные дни он был крестьянином, пахарем, сеятелем, кормильцем. Былины   повествуют   о   мужественной   борьбе   русских   людей   против   врагов­ кочевников,   нападавших   на   страну.   Народ   наделяет   богатырей   ­   самоотверженных защитников   земли  русской   ­   высокими   физическими       и   моральными   качествами: силой, смелостью, мудростью, ненавистью к угнетателям крестьян. Наиболее популярный герой былин ­ богатырь Илья Муромец, крестьянский сын «из города из Мурома, из того ли села да с Карачарова». Много подвигов совершил Илья: уничтожил злое Идолище, победил Калина­царя, убил Соловья­разбойника. ­   Ребята,   прослушайте   отрывок   из   былины   «Илья   Муромец  и   Соловей­ разбойник» о том, как Илья Муромец по дороге в «стольный Киевград» повстречал Соловья­разбойника и расправился с ним. Как завидел его Соловей­разбойничек, Засвистел тут Соловей по­соловьиному, Закричал, собака, по­звериному, Зашипел, проклятый, по­змеиному, ­ Так все травушки­муравы уплеталися, Все лазоревы цветочки осыпалися; А что есть людей вблизи, так все мертвы лежат, А у старого казака Ильи Муромца Ай конь на корзни да спотыкается. А у старого казака Ильи Муромца Его сердце богатырское не сдрогнуло, А берет он в руки плеточку шелковую, А удары давает все тяжелые ... Да берет он свою стрелочку каленую,  Натянул тетивочку шелковую,  Наложил он стрелочку каленую, Да спустил тетивочку шелковую, Его тую ль стрелочку каленую, ­ Так просвистнула стрелочка каленая,  А попала в Соловья­разбойника,  А попала ему да во правой висок;  Она сбила Соловья да из сыра дуба Во сыру землю да и во ковыль­траву. Другим   любимым   героем   народа   был   богатырь   Добрыня   Никитич.   Он   также совершил немало подвигов: уничтожил Змея на Ручей­реке, победил богатыря Дуная. Вот так описывают подвиги  Добрыни Никитича в литературе. Как выскакал Добрыня на крутой берег,  Зачерпнул песку да ведь шляпу ведь. Как тут­то только да Змея налетела,  Хотелось ей склевать да ведь наскоре, ­ Махнул ведь шляпой да пошибал, Ушибил три хобота нелучших,  Пала ведь Змея на сыру землю.  Скочил Добрынюшка на белую грудь:  «Как побью, Змею, я тебя теперь». Как тут Змея ему взмолилася:  «Не буду я летать по Русиюшке, Не буду я хватать да народу­то,  Не буду я глотать да скотины ведь».  Добрыня ведь спустил­ка Змею туто. Но Змея не сдержала свое слово, и Добрыня уничтожил ее. Еще один богатырь часто встречается в народных былинах ­ это Алеша Попович.Он  молодой, смелый, сметливый, хотя и не такой сильный, как Илья Муромец и Добрыня. Послушайте отрывок из былины «Алеша Попович и Тугарин», в котором говорится, как  Алеша хитростью и смелостью победил «поганое чудо Тугарина Змеевича». Да едет Тугарин по чисту полю, Крычит он, зычит да во всю голову:  «Да хошь ли, Олеша, я конем стопчу,  Да хошь, ли, Олеша, я копьем сколю,  Да хошь, ли Олеша, я живком сглону?» На то­де Олешенька ведь верток был,  Подвернулся под гриву лошадиную;  Да смотрит, собака, по чисту полю,  Да где­да Олеша нынь стоптан лежит; Да в тапоры Олешенька Попович­то Выскакивал из­под гривы лошадиной,  Он машет шалыгой подорожною, По тугариновой­де по буйной головы; Покатилась голова да с плеч, как пуговица,  Свалилось трупье да на сыру землю. Беседа по картине  В. М. Васнецова «Три богатыря».  ­  Ребята, вы узнали богатырей? А по каким характеристикам?  ­   Какими   художественными   средствами   художник   обращает   наше   внимание   на богатырей? ­  Какую  роль играет пейзаж  в картине? ­  Как колорит картины помогает в раскрытии образов богатырей? ­  Какое чувство вызывает у вас картина В. М. Васнецова ? Высказывания нескольких учащихся. Ребята,   прослушав   отрывки   из   литературных   произведений,   рассмотрев   картину   и прослушав ваши мнения о     характере богатырей, мы можем сделать  вывод, что народ Древней   Руси   наделил   своих   любимых  героев   национальными   чертами   характера, свойственными русским  людям, — отвагой, находчивостью и великодушием, способностью принести   любую   жертву   для   защиты   своего   отечества.   Истинно   русское   выражено   и   в пейзаже ­ в той степной местности, где расположилась богатырская застава. Природа так же величава и красива, как и сами богатыри. В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям, показав их могучими и красивыми, одетыми во все самое лучшее, самое надежное и богатое. Картина вызывает чувство гордости за русский народ. Беседа по картине  М. В. Васнецова «Витязь на распутье».  А теперь обратимся к картине М. В. Васнецова «Витязь на распутье». Еще с 1871 года   образ   витязя   на   распутье   постоянно   занимал   воображение   Васнецова,   чему свидетельство   ­   множество   подготовительных   набросков   и   проб,   сохранившихся   в   его альбомах.  Сюжет подсказала ему былина «Илья Муромец и разбойник»: Наехал он на три дороженьки, Три дороженьки он, три росстани. На тех росстанях лежит там бел горюч камень. А на камени том подпись подписана: «На леву ехати ­ богатому быть, На праву ехати ­ женату быть, Как прямо ехати ­ живу не бывати, ­ Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». И раздумался старый Илья Муромец, Илья Муромец, сын Иванович: Да в которую дороженьку будет ехати? Первый   вариант   «Витязя   на   распутье»,   написанный   в   1878   году,   судя   по   плохой фотографии, был менее удачен, чем второй,  окончательный вариант, относящийся к 1882 году, а ныне хранящийся в Русском музее. ­ Какие средства выразительности использовал художник для  передачи настроения и образа витязя? ­ Какое чувство вызывает у вас картина В. М. Васнецова «Витязь на распутье»? Ребята отвечают на поставленный вопрос. Обобщаю ответы.  ­ Посмотрите,  как дикая бескрайняя степь буйно поросла сочными травами; вековые валуны; черная птица ­ вещунья несчастья резко выделяется на фоне сероватого неба, еле заметно   подсвеченного   зарей;   череп   и   кости   напоминают   о   смерти.   И   в   этой   степи,   из которой едва ли выбрался благополучно хотя бы один заезжий чужак, задумался, понурив голову в шлеме, былинный богатырь Илья Муромец. Жутью веет от каждой детали картины, опасен бескрайний степной  простор, и почти невозможно пояснить, каким чудом Васнецов создает впечатление, что витязю ведомо все, что будет, и вместе с тем решение принято. Он уже выбрал  прямую дорогу и недолго  промедлит  на распутье. Видимо, смысл,  который вкладывал Васнецов, заключается в том, что зловещее предсказание на камне не имеет над витязем обязательной силы; он развеет колдовские чары степи, подчинит ее своей воле и не остановится,   пока   не   добьется   своего,   скольких   бы   опасностей   ни   пришлось   избегнуть, скольких врагов победить, каких бы ужасов ни встретить лицом к лицу... Известно, каким горячим патриотом был Васнецов, как свято верил он в силу и мощь простого  русского   человека,   и   вот   его  собственные   слова   о   «Витязе»,   сказанные   уже   в глубокой старости. «Я, ­ сказал Васнецов, ­ хотел... показать, в чем сущность моего народа, какие у него отличительные качества среди других народов вселенной. Мы ­ поэты, а без поэзии, без мечты, нельзя ничего делать в жизни. Мы, не щадя себя, боролись и будем бороться за независимость своей земли. Русские люди ­ витязи на распутье ­ никогда не боятся того, что сулит нам будущее».  К этому трудно что­либо добавить. ­ Теперь рассмотрим  репродукцию картины П. Корина «Александр Невский».  Звучит хор «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой» из кантаты  С. Прокофьева «Александр Невский». Много раз нападали западные соседи на новгородские владения. В июле 1240 года пришла тревожная весть: по Неве движется шведская флотилия под командованием Биргера. Князь Александр не промедлил ни минуты. Тревожно гудит над Новгородом вечевой колокол, собирая горожан: псы­рыцари идут на Русь­матушку, надо защищать свой край от врага. Собрав новгородскую  рать и дружины соседних земель, Александр Невский двинулся к Чудскому озеру, где русские богатыри честью, славой и победой  увенчали  свой ратный подвиг. Легендарным защитником русской земли изобразил П. Корин  Александра Невского в своей картине. ­ Каково выражение лица Александра Невского на картине? Выражение лица суровое, непоколебимое: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Фрагмент фильма «Александр Невский»  финальная сцена. ­ Какое чувство вызывает у вас картина П. Корина «Александр Невский»? ­     Какие средства художественной выразительности использовал художник? Учащийся:   Композиционный   прием   (выбор   формата   и   размера   холста,   линия   горизонта), выразительность   графического   решения   (силуэт  фигуры     А.     Невского)     и     характер колористического  решения  (краски сдержанно­суровы). Велика   была   вера   художника   в   мужество   и   стойкость   русского  народа,   подвергшегося суровому испытанию. Именно поэтому в самые тяжелые годы войны обратился он к образу великого воителя Древней Руси, показав его нерасторжимую связь с простыми и могучими людьми, с народом, с самой Русской землей. Всю высоту узкого вертикального формата холста занимает фигура воина в богатырских доспехах, с мечом в руках, над его головою развевается древний стяг. Скуп и лаконичен пейзаж,   сопровождающий   изображение   князя­воина:   Волхов,   медленно   несущий  свои свинцовые воды меж низких берегов, златоглавая новгородская София. Мужественна живопись Корина, чеканными, гранеными формами строит он фигуру князя, закованного в боевую броню. Сдержанно­суровы краски картины; таким путем художник добивается предельной сконцентрированности волевого начала. Суровый лаконизм образа оправдывает выбор изобразительных средств. ­ Посмотрим репродукцию картины А. Бубнова «Утро на Куликовом поле». Русское войско во главе с князем Дмитрием Донским стоит на  возвышенности,   откуда хорошо видна местность ­ другой берег  реки Непрядвы, где скапливаются и готовятся к бою   полчища   татар.   Вышли   русские   люди   на   смертную   схватку   с   ненавистным   врагом, топтавшим нашу родную землю. ­ Что убеждает нас в предстоящей победе русского войска? Посмотрите,   ясное, яркое утро, изображенное на картине, предвещает успешный исход страшной битвы ­ предвестницы освобождения русского народа от ига Золотой Орды. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Дружно все тихонько встали. Ручками похлопали ­ раз, два, три! Ножками потопали ­ раз два, три! Выше руки! Шире плечи!  Раз, два, три ­ дыши ровней.  Ручками похлопали ­ раз, два, три!  Ножками потопали ­ раз, два, три! Сели тихо – раз, два, три.  Знакомство с воинским снаряжением. ­ Рассматривая картины, вы обратили внимание на одежду и оружие воинов. Расскажите об этом. Учащиеся рассматривают репродукции картин В. М. Васнецова, А. П. Бубнова, П. Д. Корина и рассказывают о снаряжении русских воинов. Предполагаемые   высказывания   учащихся.   Вооружение   того   времени   было   очень тяжелое, с головы до ног воины  были  покрыты   доспехами  из  меди   и  железа.  На  тело надевали разного рода броню. Больше всего употреблялись кольчуги. Кольчуга надевалась поверх   обычной   одежды,   она  имела   боковые   разрезы,   облегчавшие   посадку   на   лошадь. Кольчуга   была   дорогой,   поэтому   простые   воины   носили   часто   кожаную   рубашку   с нашитыми на нее металлическими пластинами, употреблялись еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата, с нашитыми на них маленькими железными или медными пластинами.. Необходимой частью воинского снаряжения был остроконечный шлем   в   форме   луковицы   (напоминавший   купол   церкви),   со   спадавшей   на   плечи   и защищавшей шею кольчужной сеткой. Богатыри пользовались надежным оружием: щитом, мечом, копьем, а также топором и луком  со стрелами.  Для защиты ног многие надевали также кольчужные панталоны. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и по своему достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне, пристегнутым к поясу, а слева лук в особом чехле – налуче. Колчан и налуч делались из кожи или сафьяна и украшались шитьем и драгоценными камнями.  Знакомство с произведением И. Мартоса  памятником Минину и Пожарском). Демонстрирую фотографию памятника Минину и Пожарскому. Ребята     в   Москве   на   Красной   площади   воздвигнут   памятник   воинам   ­   защитникам русской   земли.   Его   автор,   И.   Мартос,   не  задавался   целью   воссоздать   внешний   облик древнерусских людей.  Он обрядил Минина в короткую, с краю обшитую узором тунику, которая   похожа   на   крестьянскую   рубаху,   в   штаны,   в   каких   в   древности   изображались скифы, подстриг его волосы в скобку, и хотя вся голова его скопирована с головы Зевса, он напоминает также и русских крестьян. Пожарский опирается о щит с иконой Спаса, а за обеими фигурами высится островерхий шлем. Всеми этими способами Мартос стремился выявить   в   облике   русских   людей   то,   что  они  похожи   на  античных  героев.  В  фигурах памятника есть особенная сдержанная сила и величавая  простота. В отличие от группы Минина и Пожарского, в рельефах постамента больше действия и движения. Показано, как нижегородские граждане жертвуют свои богатства на спасение отечества. Люди не просто складывают предметы и драгоценности, они приносят их на алтарь отечества, и поэтому в протянутых руках женщин есть нечто молитвенное и заклинательное. Постановка задачи перед учащимися. ­ Указания к работе. Ребята, сегодня вы выполняете изображение богатыря гуашью. Работать вы будете в следующей последовательности. (Последовательность работы) ­ ­ ­ ­ лист расположить вертикально; наметить размеры богатыря ­ достаточно крупно, во весь лист, пропорции взрослого человека; наметить части фигуры,  прорисовать голову, фигуру, воинское снаряжение, усиливая образную характеристику богатыря выразительными деталями, цветом; проработка деталей; ­ Требования  к рисункам: В ваших рисунках необходимо  ­ ­ ­ ­ ­ соблюдать равновесие, соразмерность; передать выразительность, пропорциональность фигур; уметь работать линией, контуром, пятном, штрихом,  владеть материалом (гуашью),  цветовое решение должно быть в характере героев, в контрастных или близких цветах, «теплых» или «холодных». Цвет работает на образ героя. IV. Самостоятельная работа учащихся.  Выполнение задания:  При   выполнении   задания   решаются   композиционные, отрабатывается умение изображать человека.   колористические   задачи, Во время работы учащихся   учитель читает отрывок из стихотворения «На родной  земле» И. Токмаковой. Россы победили.  Тишина над лугом. Воины расселились по смоленым стругам. С неба ночь спускалась  Утицею серой,  Песня расплескалась  Над рекою Мерой:              ­ Не летай к нам издалека, черный ворон,              Не топчи земли родимой, злобный ворон,             На тебя у нас мечи да стрелы. И не быть тебе живым да целым. Только воин Доброгост победе не радуется, Он вперед не глядит, все назад оглядывается, Меч булатный сжимает рука. Чем победа для него горька? О своей он не думает ране: Братья не вернулись с поля брани. ... И сошел Доброгост к Мере, прямо к самой воде.  Рассказал реке Мере о своей беде: ­ Ты постой, быстра река, Не беги, не спеши, Ты о братьях родимых Мне, река, расскажи. И взметнулась вода в реке, точно конь гнедой. ­Жив твой брат Бушуй, да Ждан живой. Ты садись­ка в челн да греби, я тебе помогу. И увидишь ты братьев своих на моем берегу. Челн в осоке шуршит, Доброгост на берег спешит. А перед ним Ждан и Бушуй, как у орла два крыла. Здравствуй, брат! Нам родная земля умереть не дала! Помогли нам река и трава, и помог нам зверь лесной. Не тревожься, брат! Снова мы сильны, как дубы весной. Уплывает челн, и во тьме уже не видать челна, Только бор шумит, над рекой только песнь слышна: Не ярись ты, враг, и на россов ты не ходи войной. Непокорен росс. Не отдаст тебе он земли родной. Верен меч в руке, и надежен щит, и стрела остра. Духом крепок росс. И земля к нему, словно мать, добра.  Животворны цветы на родном лугу, там, где он родился и рос. И в родном краю, на родной земле Вечно жив и бессмертен росс!

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема: «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема:  «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема: «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема:  «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема: «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема:  «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема: «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема:  «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема: «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема:  «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема: «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема:  «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема: «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема:  «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема: «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема:  «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема: «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема:  «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема: «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема:  «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема: «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема:  «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема: «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского Тема:  «ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ-ЗАЩИТНИКИ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2018