Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.
Оценка 5
Разработки курсов
docx
русская литература
6 кл
08.08.2019
Данный конспект урока поможет учителю реализовать основные требования программы, расширит учащимся знания по жанру "сказка-быль", поспособствует развитию чувства долга, любви и доброты в сознании детей. На материалах данногго урока имеется отличная возможность для повторения самых употребляемых средств выразительности и других аспектов теории литературы
Тема: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор,
мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.
Цель: 1) Познакомить со страницами жизни и творчества м.М. Пришвина, начать знакомство
с главами притчи «Кладовая солнца»
2) Развивать понятия «сказкабыль», «философская притча», умение выделять
сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды
повествования.
3) Содействовать воспитанию нравственных качеств личности: верность, любовь,
взаимоуважение, взаимопомощь, самопожертвование.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока. (Слово учителя)
«Кладовая солнца» волшебное название. Это, как определяет автор сказкабыль.
Придумал ее замечательный писатель, полный тезка Михаила Михайловича Зощенко
Михаил Михайлович Пришвин. Лучше всего о человеке могут рассказать не сухие факты
биографии, а люди, близко знавшие его, друзья, родные по душе.
Прочитаем отрывки из главы «Михаил Пришвин», которая входит в известную нам уже
«Золотую розу» К.Г. Паустовского
Посмотрим, что за сказкубыль придумал Пришвин
II. Беседа по вопросам по содержанию 12 части.
Прочитаем первые эпизоды произведения).
- Где и когда происходит действие?
(Действие происходит в селе, в районе города ПереславльЗалесского во время Великой
- Что уже в начале произведения напоминает сказку, а что быль?
(«Кладовая солнца» само название сказочно. Но через некоторое время автор
Отечественной войны. Автор уточняет: «возле Блудова болота».)
объясняет: «Мы это так понимаем, что все Блудово болото. я всеми огромными запасами
горючего торфа, есть кладовая солнца». Выходит, что это только метафора? Тут же
Пришвин добавляет: «Да. :." именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой
травинки каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце
отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передаваля его, как
наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветкам и травинкам». Пришвин
поэтически рассказывает о процессе образования торфа «Но в болотах вода не дает
родителямрастениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой
сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как
торф, достается человеку в наследство».
Начало произведения похоже на сказку. Зачин «В одном селе, возле Блудова болота...»
сказочный. Но тут же автор дает вполне конкретно указания места, времени, обстоятельств
повествования.
Раннее сиротство и самостоятельность детей часто встречается в сказках. Но у
Пришвина всё достоверно: милые, трудолюбивые, «умненьки; а дружные ребята сами всему
научились и стали жить хорошо». Сказка могла тем и кончиться: «Стали житьпоживать и
добра наживать». Но история и только начинается.
Сказочной кажется «чудесная вещь» компас. Вспомним, что в сказках часто
встречаются предметыпомощники (волшебный клубок, яблочко сапогискороходы и т.п.)
Но мы знаем, что компас действительно н е о б х о димая вещь, реальный помощник. Сказочными представляются образы животных и птиц, традиционных для русских
сказок: волка, лисы, зайца, тетеревов, сорок, ворон. У волка и тетерева даже есть прозвища
Серый Помещик и Косач.
Образы старушекелей, встречавшихся Митраше, сказочные: «Чем старше старушка
на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя
на ходу, а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачемто,
четвертая стоя вяжет чулок...» Автор, правда, объясняет метафорический характер описа
ния: «что ни елочка, то непременно на чтото похожа». Но следом пишет: «Очень
волновались старушкиели... Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака
палкой ударить по голове... другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждешь вот
вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мертвыми головами на
шестах».
Наконец, традиционно сказочным является сюжет: девочка собирала в лесу ягоды и
заблудилась. Но это вполне реальное событие.
I. Так все же, сказку или быль рассказывает писатель?
(Пришвин сам объясняет жанр своего произведения «сказкабыль».
Это неделимое понятие. Сказка и быль одновременно существуют в тексте произведений
Пришвина. Когда писатель рисует сказочные образы, они часто представляются
развернутыми метафорами, сравнениями, автор говорит: «кажется», «похоже», «как в
сказке». Рассказывая же о реальных событиях, автор подчеркивает волшебные свойства
доброты, трудолюбия, изобретений человека, явлений природы. У Пришвина всё
одновременно и сказка, и быль.)
II. Как ведется повествование? Кто рассказывает историю?
(Пришвин ведет повествование очень интересно: одного автора рассказчика как будто
нет. Речь идет от первого лица множественного числа: «Мы». Об этот собирательном образе
мы узнаем, что «они» «приезжие люди», что жили «всего только через один дом от детей»,
в конце раскрывается, что «мы» «разведчики природных богатств», «работали над
подготовкой болота для добывания в нем горючего торфа». Так образ рассказчиков
(«мы») представляет мир взрослых людей, занятых вполне реальным делом. На этом
взрослом фоне выделяется история детей, оставшихся без любви, помощи и поддержки
родителей. Они сами должны заботиться о себе и друг о друге, жить взрослой жизнью. Но
детская жизнь изображается Пришвиным и сказочно. Дети словно погружены в сказку еще
и потому реальное в произведении переплетается с волшебным.
III.Какими вы видите главных героев сказкибыли?
III. Устное рисование
IV. Как изображает детей автор? Как он к ним относится? Почему он называет их
«Золотая курочка» и «мужичок в мешочке»?
(Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: «Они были очень милые»; «И
какие это были умные детишки!»; «наши любимцы». Ласковое прозвище «золотая курочка»
придает описанию Насти сказочную
прелесть. Детали портрета делают ее еще более милой: «Волосы у нее, ни темные, ни
светлые "отливали золотом»,
веснушки по всему лицу были крупные, как золотые
монетки... Только носик один был чистенький и глядел вверх». Эффект усиливают
уменьшительные суффиксы в словах: «курочка», «ножки», «монетки», «носик»,
«чистенький», «веснушки» и повторение эпитета «золотой», напоминающего о солнце
символе тепла и жизни.
Митраша описан подругому. Главное в его описании мужские, волевые качества:
Это был мальчик упрямый и сильный». Прозвище «Мужичок в мешочке» означает, что
Митраша, хотя и невелик пока («он был коротенький»), но уже обладает качествами «мужичка». В его внешности заложены будущие черты сильного мужчины: «очень плотный,
лобастый, затылок широкий».)
Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?
(Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом
хозяйстве, «о всех живых существах». Автор и восхищается детьми, и гордится ими: «Но с
такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!»)
III.
(Автор сравнивает действия детей с действиями их родителей. Настя, «как и покойная
Как автор описывает хозяйственные заботы детей?
мать», «вставала далеко до солнца», «выгоняла свое любимое стадо», топила печь,
готовила обед, «хлопотала по хозяйству до ночи». Митраша «выучился у отца» делать
деревянную посуду, «на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он
бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы».)
IV. Комментированное чтение.
Прочитаем короткий диалог в начале повествования. Как диалог помогает
понять характеры брата и сестры?
^ (Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, «как отец наставлял
его мать» и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с
Митрашей, улыбается, тот «начинает злиться и хорохориться». Настя сначала
поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку, и тут «отцовский задор покидает
хозяина». Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой: «Давайка
вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать».)
Прочитаем по ролям диалог в эпизоде «Настя и Митраша собираются за клюквой».
Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?
(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о «палестинке» в лесу. У
нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в
дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он мужчина, исследователь,
ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)
РАБОТА ПО СЛОВАРЮ: Что такое КОНФЛИКТ в литературном произведении?
V . Итог урока
VI . Домашнее задание
А) дочитать сказкубыль и привести примеры сказочным и реалистических эпизодов в
повествовании.
Б) (опережающее задание) – наизусть фрагмент «История сосны и ели на болоте»
В) Пересказать по эпизодам:
История Антипыча
Митраша в беде
Приключения Насти в лесу
(индивидуально, творчески – пересказ от 1го лица)
Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.
Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.
Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.