Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Оценка 4.8

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Оценка 4.8
Иллюстрации +2
doc
русский язык
9 кл—11 кл
14.02.2018
Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Мультимедийная презентация Microsoft Office PowerPoint - 3 слайда
Пояснительная записка к методическим материалам по ИВС.doc
Л.Н.Шейкина,  учитель русского языка  и литературы  МАОУ «СОШ № 2»  ст. Тбилисская  Тбилисского района  Краснодарского края Пояснительная записка к методическим материалам по теме  «Изобразительно­выразительные средства языка.  Тропы и фигуры речи. Работа с текстом»   Современные   требования   к   подготовке   и   проведению   единого   классах   общеобразовательной государственного   экзамена   в   выпускных   школы     требуют   от   учителя   глубокого   знания   предмета,   всестороннего рассмотрения   различных   тем,   которые   представлены   как   в   традиционных методических разработках, так и инициированы учителями­практиками. Традиционные подходы к решению различного рода задач, выполнение которых       помогает   учащимся   глубже   освоить   предмет   и,   как   следствие, успешно   сдать   выпускной   экзамен,   нельзя   сказать   чтобы   устарели,   но требуют   более   детального   рассмотрения   и   углублённого   проникновения   в сущность того или иного вопроса. Одним из наиболее трудно выполняемых  заданий на ЕГЭ по русскому языку   считается   задание   №  24.   Это   связано   прежде   всего   с   тем,   что   для успешного преодоления трудностей в его выполнии наши выпускники должны владеть   не   только   знанием   частей   речи,   основных   синтаксических   правил, типов и стилей  речи и пр., но и видеть тесную взаимосвязь  всех разделов лингвистики.  Работая   в   течение   ряда   лет   с   выпускниками,   я   увидела   следующее: учащиеся 1) испытывают трудности при работе с текстом; 2)  плохо ориентируются в определении тропов; 3)  путают тропы и фигуры речи. Следует отметить, что спектр указанных проблем достаточно велик по объёму.    Детально  рассматривая   каждый  из  указанных  пунктов,  используя метод   многократного   повторения,   дети   вместе   с   учителем   добиваются хороших результатов,   и даже очень слабые учащиеся справляются  в 50% случаев. В   предлагаемом   методическом   материале,   сопровождаемом мультимедийной   презентацией,     представлены     варианты   работы   по заданию  24,   являющемуся традиционно   трудным для выполнения и «балльным»,   потому   что   за   полное   выполнение   задания   учащийся­ выпускник   получает   4   балла.   Задание   24   ­   это   определение изобразительно­выразительных   средств   языка   и   фигур   речи.   В предлагаемом   материале   рассматриваются      метафора,  метонимия, синекдоха, градация, парцелляция и оксюморон. Цель   данных   материалов   –   детально   проанализировать некоторые   из     наиболее   часто   встречающихся   в   заданиях   ЕГЭ изобразительно­выразительных средств  языка (тропов) и фигур речи, возможные варианты их использования  в текстах КИМов, показать взаимосвязь   синтаксиса,   морфологии   и   лексики,   акцентировать внимание учащихся на наиболее трудных случаях, выполнить задания тестового уровня. В   первой   презентации  представлены  материалы   по   определению таких   выразительных   средств   языка,   как  метафора,  метонимия  и синекдоха.   На   примерах   детально   показано,   что   представляют   собой указанные ИВС, как они классифицируются, каким образом представлены в примерах, подобранных из произведений русской   литературы.   У учителя есть   прекрасная   возможность   проанализировать   предложения,   рассмотреть части   речи,   обобщить   изученное   по   типам   предложений,   потому   что представленные   примеры   представляют   собой   разные   по   структуре словосочетания и предложения. По   ходу   работы   учитель   может   для   закрепления   предлагать учащимся самим подбирать по аналогии примеры метафоры, метонимии и синекдохи. Совсем   не   обязательно   в   работе   с   предлагаемыми   материалами использовать   абсолютно   всё   из   обозначенного   на   экране.   Учитель   волен выбирать то, что посильно для понимания конкретному классу или группе детей.  После   каждого   раздела   есть   тестовые   задания,   выполняя   которые коллективно,   индивидуально   или   в   группах,   учащиеся   вместе   с   учителем проверяют степень усвоенности материала. Часть из предложенных заданий возможно предложить для работы на отметку. Вторая   презентация поможет учителю объяснить учащимся, что такое  градация.    Как правило, учащиеся умеют находить  самые простые примеры   большой­огромный­исполинский­ колоссальный,  хотя   для   детей,   имеющих   скудный   словарный   запас   и   не   такие   как градации, понимающих лексического значения слова, и это представляет определённую трудность.  Принцип   работы   тот   же,   что   и   в   предыдущей   презентации.   Следует акцентировать внимание учащихся на том, что градацию трудно «распознать», если между словами­примерами есть определённый текст. В данной ситуации можно   предложить   ребятам   прочитать   указанный   интервал   предложений несколько раз, выделяя основной смысл отрывка и определяя, что в нём самое важное для понимания задания. (Пример с текстом сказки А.С.Пушкина).  В качестве   примера,   иллюстрирующего   лексическую   градацию,   можно использовать предложения из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ­ глава «Вожатый». Можно учащимся предложить в качестве домашнего задания   найти и   перечитать указанный отрывок из повести   и найти градацию.  К третьему слайду как  развивающий  можно задать вопрос: «О каком городе идёт речь в указанных предложениях?» Для   более   яркого   осмысления   и   визуальной   помощи   в   презентации использована иллюстрация. Прежде чем высветить текст, можно предложить учащимся   самим   попробовать   составить  свою   градацию  по   картине И.И.Шишкина «Лесная глушь». Последний слайд представляет практическую работу с микротекстом. Для учащихся важным будет не только найти градацию и выписать её, но и объяснить,   какую   смысловую   нагрузку   определяет   для   неё   автор,   как градация   характеризует   героев.   Иными   словами,  материал   по   русскому языку   поможет   учителю   и   ученикам   в   анализе   литературного произведения. В третьей презентации собран материал, посвящённый оксюморону. Опыт работы показывает, что учащиеся очень любят искать оксюморон, достаточно быстро усваивают, что это такое, активно включаются в процесс поиска указанного ИВС. Объём презентации невелик, его можно выдать на уроке   целиком,   а   затем   предложить   учащимся   в   качестве   практической работы подобранный учителем текст, где используется оксюморон. Четвёртая   презентация   посвящена   такой   фигуре   речи,   как парцелляция.    К   сожалению,   учащиеся   почему­то   забывают   сам   термин, возможно,   потому,   что   в   среднем   звене   мы   очень   редко   сталкиваемся   с примерами   парцелляции   в   текстах.   Как   бы   там   ни   было,   а   работать   с термином   нужно.   В   первом   слайде   презентации   представлена   проблемная ситуация: определить, чем отличаются предложения, далее рассматриваются примеры   парцелляции,   затем   –   практическая   работа   по   определению парцеллята.   Примеры   подобраны   таким   образом,   что   содержат   в   себе   хорошее воспитательное содержание. У педагога появляется прекрасная возможность вместе   с   детьми   проанализировать   высказывания   знаменитых   людей, предложить старшеклассниками выписать понравившиеся высказывания для использования их в сочинении в качестве литературных аргументов. Указанные дидактические материалы целесообразно использовать и при подготовке к ГИА в 9 классе, так как в одном из заданий    нужно определять ИВС.   Следует   отметить,   что   работа   по   нахождению   ИВС   и   ФР  должна начинаться гораздо раньше, чем наступит 11 класс. Уже в пятом классе можно при   изучении   синонимов   показывать   лексическую   градацию,   предлагать учащимся   самим   её   составлять.   При   анализе   литературных   произведений, когда встречаются ИВС, можно и нужно акцентировать внимание учащихся на них,   записывать   в   тетради   наиболее   трудные   примеры.     По   программе В.В.Бабайцевой  первичное   знакомство  с   градацией   и   парцелляцией происходит в 8 классе,  и уже на этом этапе обучения можно прослеживать степень усвоения указанного материала.  Что касается первичного знакомства с   метафорой,   то   оно   происходит   уже   в   пятом   классе   при   изучении   темы «Лексика», когда дети узнают о прямом и переносном значении слова.  В перспективе вполне возможно более углублённое и более детальное рассмотрение     сложных   примеров     анализа   ИВС   и   фигур   речи,  взятых   из материалов   КИМов   разных   лет,   дальнейшее   усовершенствование   методики преподавания указанной темы.

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018