Организация педагогической практики пробных уроков
Оценка 4.6

Организация педагогической практики пробных уроков

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
классное руководство
Взрослым
05.03.2018
Организация педагогической практики пробных уроков
Задачи: - совершенствование умений и навыков наблюдения за воспитательно-образовательным процессом и анализа его результатов; - вооружение студентов методами и приёмами проведения уроков и навыками руководства познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; - овладение студентами методами и приёмами проведения внеклассных занятий по предметам и внеклассных мероприятий; - обучение творческому применению на практике знаний, полученных при изучении дидактики, частных методик, психологии.
Организация педагогической практики пробных уроков.doc
Организация педагогической практики пробных уроков  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Организация педагогической практики пробных уроков ВВЕДЕНИЕ  Педагогическая практика «Пробные уроки и занятия» (I этап) – важнейший и необходимый элемент в системе профессионального становления будущего учителя. Она, как зеркало, отражает уровень  теоретической подготовки, полученной на занятиях в колледже, создает возможность закрепления,  углубления и использования знаний для решения практических задач, вооружает студентов  первоначальным опытом работы учителя­профессионала, оказывает мощное влияние на процесс  формирования личности педагога. И на этом пути педагогическая практика пробных уроков, как  основной вид практики, позволяет увидеть весь комплекс знаний, умений и навыков, эрудицию студентов,  уровень педагогической, речевой и общей культуры, степень сформированности индивидуального  почерка, творческой активности, методического мастерства.  Пробный урок, его оценка и анализ – это своеобразная аттестация будущего учителя, его  подготовленности к самостоятельной работе в школе.  Цель пробной практики: выработка у практикантов профессиональных умений и навыков организации  воспитательно­образовательного процесса в классах с разными системами обучения и школах различного  типа.  Задачи:  ­ совершенствование умений и навыков наблюдения за воспитательно­образовательным процессом и  анализа его результатов;  ­ вооружение студентов методами и приёмами проведения уроков и навыками руководства  познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными  особенностями;  ­ овладение студентами методами и приёмами проведения внеклассных занятий по предметам и  внеклассных мероприятий;  ­ обучение творческому применению на практике знаний, полученных при изучении дидактики, частных  методик, психологии.  Виды деятельности:  ­ знакомство с организацией воспитательно­образовательного процесса в классе, с педагогической  технологией отдельных учителей, классных руководителей;  ­ проведение пробных уроков и внеклассных занятий по предметам (музыка, физическая культура);  ­ проведение воспитательных мероприятий с обучающимися класса;  ­ посещение и анализ пробных уроков и занятий практикантов.  Профессиональные умения и навыки:  ­ планировать уроки и внеклассные занятия по предмету, составлять планы проведения отдельных  воспитательных мероприятий в классе;  ­ выбирать наиболее эффективные приёмы, методы, формы проведения уроков; ­ работать с методической литературой, школьными учебниками, использовать дидактические материалы,  наглядные пособия и т.д.;  ­ разрабатывать и оформлять конспекты уроков, внеклассных занятий и воспитательных мероприятий;  ­ разрабатывать и изготовлять наглядные пособия, дидактические материалы к урокам и внеклассным  занятиям;  ­ учитывать особенности физического и психического развития детей при выборе форм и методов работы. Сроки проведения практики «Пробные уроки и занятия» (I этап) устанавливаются согласно учебному  плану:  050709 Преподавание в начальных классах, III курс (база 9 классов) ­ VI семестр, 4 недели;  050709 Преподавание в начальных классах, II курс (база 11 классов) – IV семестр, 4 недели.  Каждый студент должен:  ­ провести 15 пробных уроков и занятий по учебным предметам:  русский язык – 2 литературное чтение – 2  внеклассное чтение – 1  математика – 2  окружающий мир – 2  история – 1  трудовое обучение (технология) – 2  изобразительное искусство – 1  музыка (внеклассное мероприятие) – 1  физическая культура (внеклассное мероприятие) – 1;  ­ посетить не менее 10 уроков студентов­практикантов, а также учителей школы с целью изучения опыта,  профессионального совершенствования. Анализ уроков, обобщение опыта отражается в дневнике  практики;  ­ выполнить экспериментальное исследование по теме курсовой работы, собрать материал для  выступления на конференции по итогам практики.  Режим работы: пробные уроки, внеклассные занятия по предмету и воспитательные занятия  проводятся согласно расписанию, анализируются группой студентов совместно с руководителем  практики и педагогом. За каждый проведённый пробный урок (занятие) практиканту выставляется оценка. Планирование педагогической практики:  1 неделя.  1. Наблюдение и анализ показательных уроков по учебным предметам.  2. Ознакомление с ученическим коллективом класса, в котором планируется прохождение практики  (изучить сведения об обучающихся, наблюдать за ними в процессе посещения уроков и личного общения).  3. Изучить календарно­тематическое планирование учителя данного класса и на его основании  разрабатывать собственные поурочные планы.  4. Составить график посещения уроков студентов­практикантов и учителя класса.  5. Составить личный план прохождения педагогической практики.  6. Готовить конспекты уроков.  7. Посещать индивидуальные и групповые консультации методистов по содержанию и методике  проведения уроков.  2­4 недели.  1. Самостоятельное проведение уроков согласно графика.  2. Индивидуальные консультации методистов по содержанию и методике проведения уроков.  3. Посещение уроков учителя данного класса и студентов­практикантов.  4. Оформление отчётной документации.  Обязанности практиканта:  ­ подчиняться правилам внутреннего распорядка школы, распоряжениям администрации школы,  руководителя практики;  ­ следить за строгим соблюдением правил техники безопасности, жизни и здоровья детей;  ­ своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики;  ­ заниматься самовоспитанием и самообразованием, совершенствовать умения педагогического  мастерства, соблюдать нормы педагогической этики, развивать культуру общения и речи, соблюдать  требования, предъявляемые к внешнему виду учителя;  ­ своевременно и аккуратно вести педагогический дневник и предоставлять всю требуемую отчётность по  практике групповому руководителю;  ­ регулярно посещать часы методического анализа просмотренных уроков и занятий;  ­ при подготовке и проведении пробного уро ж и занятия студент должен дважды проконсультироваться у учителя класса, методиста, получить у них подписи, которые означают, что студент допущен к  проведению урока или занятия;  ­ на рабочее место студент­практикант обязан появляться не менее чем за 15 минут до начала урока;  ­ по окончании урока или занятия студент обязан участвовать в анализе своего урока и уроков других  студентов, проведённых в этот день, и делать необходимые записи в дневнике педагогической практики. МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОБНОГО УРОКА  Советы по подготовке пробного урока  1.Тема урока определяется практикантом за неделю до его проведения. 2.Практикант обязан  самостоятельно подобрать методическую, педагогическую и другую необходимую литературу.  3.Совместно с учителем и преподавателем педколледжа практикант разрабатывает конспект. Конспект  должен быть предельно подробен, эстетично оформлен, грамотен. 4.Конспект подписывается учителем и  утверждается преподавателем колледжа. 5.Практикант не имеет права появляться на уроке без  конспекта. 6.Практикант обязан подготовить к уроку необходимую наглядность, дидактический  материал, аудио­ и технические средства. 7.Содержанием урока практикант должен владеть свободно.  Памятка практиканту по подготовке к уроку  1. Узнайте заранее тему своего урока, точно определите материал учебника к этому уроку, его место в  системе уроков по теме.  2. Изучите методическую литературу по теме урока.  3. Посетите 1­2 урока, предшествующие вашему, наблюдайте и фиксируйте ход урока, работу  обучающихся, методику и организационную работу учителя: вопросы, задания, действия учителя и  учеников, ответы, отношение детей к работе, к учителю, к друг другу, выполнение задач урока, трудности, возникающие в самостоятельной работе. Продумайте взаимосвязи проводимого вами урока с предыдущим и последующим.  4. Определите цели урока, его структуру и основные этапы.  5. Подумайте о путях реализации дидактических принципов.  6. Разработайте содержание урока. Отберите материал и определите методы и приёмы обучения на  каждом этапе урока. Сформулируйте вопросы и задания для обучающихся.  7. Продумайте организационную структуру и распределите учебное время на все этапы урока.  8. Предусмотрите чередование различных видов работы детей, сложного и несложного материала,  правильные соотношения между работой под руководством учителя и самостоятельной работой  обучающихся.  9. Используйте по возможности приёмы дифференциации учебной работы, а также элементы проблемного обучения.  10. Включите, если нужно, упражнения занимательного характера, дидактические игры, физкультминутки. 11. Распределите учебное время на отдельные этапы урока в соответствии с целями и содержанием  работы.  12. Подготовьте дидактический и наглядный материал к уроку, ТСО, продумайте место и методику его  использования, оформление записей учеников в тетрадях, а также записей на доске.  13. Оформите развёрнутый план­конспект урока.  Основные части конспекта урока  Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и обучающегося в  значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки обучающихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его  атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе  подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и  развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так,  чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно  оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную  увлечённость, формировало их творческое сознание?  Подготовленный урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока?  Конспект оформляется письменно на листах формата А­4 с разлиновкой в клетку, либо выполняется  компьютерный набор разработанного урока.  Конспект должен содержать три основные части:  формальную;  содержательную;  аналитическую.  Формальная часть выглядит так:  Урок № ________.  Тема:_____________________________________________. Цели:  1)обучающая:________________; 2) развивающая: ________________;  3) воспитывающая: ______________.  Оборудование:__________________.  Последовательность отдельных этапов урока (структура, план).  Схема оформления доски.  Содержательная часть состоит из двух частей:  ­ отбирается и систематизируется конкретный материал для урока;  ­ фиксируется, что и на каком этапе урока делают учитель и ученики.  Конспект  урока  записывается  в виде  таблицы: №  этапа  Ход урока  Примечание  Аналитическая часть – самоанализ урока.  Триединая цель урока  Триединая цель урока – это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть  достигнут учителем и обучающимися в конце урока.  Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: познавательный,  развивающий и воспитательный. В цели урока сформулирован тот ключевой результат, к которому  должны стремиться учителя и ученики, и если она определена неточно или учитель плохо себе  представляет пути и способы её достижения, то об эффективности урока трудно говорить.  Триединая цель урока – основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников,  дающая ей направление, в какой­то степени это пусковой механизм урока. Она определяет характер  взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в  деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны.  Поэтому ТЦУ в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях  развивающий аспекты) должна ставиться перед классом в ученическом варианте.  ТЦУ есть тот систематизирующий стержень, без которого урок никогда не превратится в целостную  систему. Что же представляет собой состав ТЦУ?  Познавательный аспект ТЦУ  Это основной и определяющий аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:  1. Учить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему­нибудь других ­ значит показать  им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!  2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность,  систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.  3. Формировать навыки ­ точные, безошибочно выполняемые действия, доведённые в силу многократного  повторения до автоматизма.  4. Формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение  деятельности.  5. Формировать то, что обучающийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.  Развивающий аспект ТЦУ  Один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей  нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.  Развивающий аспект складывается из нескольких блоков:  а) развитие речи:  ­ обогащение и усложнение её словарного запаса; усложнение её смысловой функции (новые знания  приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение обучающимися  художественными образами, выразительными свойствами языка.  Б) развитие мышления: ­ учить анализировать, учить выделять главное, учить сравнивать, учить строить аналогии, обобщать и  систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать  проблемы;  в) развитие сенсорной сферы:  ­ развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета,  света и тени, формы, звуков, оттенков речи.  Г) развитие двигательной сферы:  ­ овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать  двигательную сноровку, соразмерность движения и т.п.  Воспитывающий аспект ТЦУ  Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности обучающихся.  Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления  формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и  других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к  общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.  С какими же нравственным объектами вступает ученик во взаимодействие на уроке?  Прежде всего – это «другие люди». Все нравственные качества, отражающие отношение к другому  человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться учителем на уроке независимо от его  предметной принадлежности. Отношение к «другим людям» проявляется через гуманность,  товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность,  честность, интегральным по отношению ко всем остальным качествам является гуманность.  Формирование гуманных отношений на уроке – непреходящая задача учителя.  Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет ученик, является он сам,  его «Я». Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность,  требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность,  добросовестность, ответственность и честность.  Третий объект – общество и коллектив. Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как  чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами  товарищей, радость сопереживания их успехам – всё это проявляет отношения школьников к коллективу,  к классу. Бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям, максимальная  работоспособность на уроке – в этом ученик проявляет себя как член общества.  Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и всё время  развивать, и которая постоянно присутствует на уроке, является труд. Отношение ученика к труду  характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего  рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Все это подвластно влиянию  учителя на уроке.  И, наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке,  является Родина. Отношение к ней проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве  гордости за её успехи, в озабоченности её трудностями, в желании достичь наивысших успехов в  умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду.  Чрезвычайно важно, чтобы учитель раскрывал эту высокую связь с Родиной и всё время развивал её.  Основные звенья (этапы) современного урока  1.Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью  обучающихся к уроку.  2. Проверка домашнего задания.  3. Проверка знаний и умений обучающихся для подготовки к новой теме.  4. Постановка цели урока перед обучающимися.  5. Организация восприятия и осмысления новой информации.  6. Первичная проверка понимания.  7. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её  применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу.  8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения  проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.  9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний. 10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и обучающимися, оценка  знаний.  11. Домашнее задание к следующему уроку.  12. Подведение итогов урока.  Многообразие структур урока развивающего типа  Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока,  возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.  Структура урока изучения нового материала:  (cid:252)  первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности обучающихся;  (cid:252)  указание на то, что ученики должны запомнить;  (cid:252)  мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;  (cid:252)  сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами,  смысловая группировка и т.п.);  (cid:252)  первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных  выводов;  (cid:252)  контроль результатов первичного запоминания;  (cid:252)  регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки  времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с  дифференцированными заданиями;  (cid:252)  внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения  новых;  (cid:252)  частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка  результатов запоминания и применения.  Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:  (cid:252)  сообщение обучающимся цели предстоящей работы;  (cid:252)  воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения  предложенных заданий;  (cid:252)  выполнение обучающимися различных заданий, задач, упражнений;  (cid:252)  проверка выполнения работ;  (cid:252)  обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;  (cid:252)  задание на дом (если это необходимо).  Структура урока формирования умений и навыков:  (cid:252)  постановка цели урока;  (cid:252)  повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;  (cid:252)  проведение проверочных упражнений;  (cid:252)  ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;  (cid:252)  упражнения на их освоение;  (cid:252)  упражнения на их закрепление;  (cid:252)  тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;  (cid:252)  упражнения на перенос в сходную ситуацию;  (cid:252)  упражнения творческого характера;  (cid:252)  итог урока;  (cid:252)  задание на дом.  Структура урока повторения:  (cid:252)  организация начала урока;  (cid:252)  постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;  (cid:252)  проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений,  основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На  предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее  задание;  (cid:252)  подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке; (cid:252)  задание на дом.  Структура урока проверки знаний:  (cid:252)  организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны  бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет  готовность детей к дальнейшему изучению материала;  (cid:252)  постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или  контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе.  Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;  (cid:252)  изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или  ответы на вопросы и т.п.). Задания по объёму или степени трудности должны соответствовать программе  и быть посильным для каждого ученика;  (cid:252)  подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы обучающихся, анализирует допущенные  ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);  (cid:252)  определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и  совершенствования знаний и умений.  Структура урока применения знаний, умений и навыков:  (cid:252)  организация начала урока (психологический настрой учащихся);  (cid:252)  сообщение темы урока и его задач;  (cid:252)  изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;  (cid:252)  формирование, закрепление первичных умений и применение их в  стандартных ситуациях – по аналогии;  (cid:252)  упражнения в применении знаний и умений в изменённых условиях;  (cid:252)  творческое применение знаний и умений;  (cid:252)  упражнение по отработке навыков;  (cid:252)  домашнее задание;  (cid:252)  итог урока с оценкой проделанной обучающимися работы.  Структура повторительно­обобщающего урока:  (cid:252)  организационный момент;  (cid:252)  вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала  изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;  (cid:252)  выполнение обучающимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных  заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные  знания на основе обобщения фактов, явлений;  (cid:252)  проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);  (cid:252)  формулирование выводов по изученному материалу;  (cid:252)  оценка результатов урока;  (cid:252)  подведение итогов;  (cid:252)  задание на дом (не всегда).  Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):  (cid:252)  организация начала урока;  (cid:252)  проверка домашнего задания, постановка цели урока;  (cid:252)  подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и  практических и умственных умений;  (cid:252)  изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;  (cid:252)  закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного,  связанного с новым;  (cid:252)  обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее  полученными и сформированными;  (cid:252)  подведение итогов и результатов урока; (cid:252)  задание на дом;  (cid:252)  подготовка (предварительная работа), необходимая обучающимся для изучения новой темы (не всегда).  Требования к современному уроку  Дидактические требования к современному уроку:  (cid:252)  четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с  развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;  (cid:252)  определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и  целями урока, учётом уровня подготовки и подготовленности обучающихся;  (cid:252)  прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;  (cid:252)  выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля,  оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную  активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную  самостоятельность в учении;  (cid:252)  реализация на уроке всех дидактических принципов;  (cid:252)  создание условий успешного учения.  Психологические требования к уроку:  Психологическая цель урока:  1) проектирование развития обучающихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и  конкретного урока;  2) учёт в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в  предшествующей работе;  3) предусмотрение отдельных средств психолого­педагогического воздействия методических приёмов,  обеспечивающих развитие обучающихся. Стиль урока:  1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:  ­ соотношение нагрузки на память обучающихся и их мышление;  ­ определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;  ­ планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;  ­ выполнение учителем и обучающимися проблемно­эвристического обучения (кто ставит проблему,  формулирует её, кто решает);  ­ учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемый учителем, и взаимной  критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;  ­ соотношение побуждения обучающихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные  чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к  преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и  т.п.).  2. Особенности самоорганизации учителя:  ­ подготовленность к уроку и главное – осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее  осуществлению;  ­ рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сосредоточенность с темой и  психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели,  оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);  ­ педагогический такт (случаи проявления);  ­ психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой  контакт и др.).  Организация познавательной деятельности обучающихся:  1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения  обучающихся:  ­ планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;  ­ использование установок в форме убеждения, внушения;  ­ планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности обучающихся; ­ использование различных форм работы для актуализации в памяти обучающихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по  повторению);  2. Организация деятельности мышления и воображения обучающихся в процессе формирования новых  знаний и умений:  ­ определение уровня сформированности знаний и умений у обучающихся (на уровне конкретно­ чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов); ­ опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания,  создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении обучающихся;  ­ планирование приёмов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления  (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно­эвристического решения  задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и  исследовательской работы обучающихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений  в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития, познавательной самостоятельности  обучающихся);  ­ руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к  обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;  ­ использование различных видов творческих работ обучающихся (объяснение цели работы, условий её  выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению  работы).  3. Закрепление результатов работы:  ­ формирование навыков путём упражнений; ­ обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на  новые условия работы, предупреждение механического переноса.  Организованность обучающихся:  ­ отношение обучающихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;  ­ возможные группы учеников по уровню обучаемости, учёт этих обстоятельств при определении  сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы на уроке.  Учёт возрастных особенностей обучающихся:  ­ планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;  ­ проведение урока с учётом сильных и слабых учеников;  ­ дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.  Гигиенические требования к уроку:  ­ температурный режим;  ­ физико­химические свойства воздуха (необходимость проветривания);  ­ освещение;  ­ предупреждение утомления и переутомления;  ­ чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и  практических работ);  ­ своевременное и качественное проведение физкультминуток;  ­ соблюдение правильной рабочей позы обучающегося;  ­ соответствие классной мебели росту школьника.  Требования к технике проведения урока: ­ урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;  ­ темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и обучающихся завершёнными;  ­ необходим полный контакт во взаимодействии учителя и обучающихся на уроке, должны соблюдаться  педагогический такт и педагогический оптимизм;  ­ доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;  ­ по возможности следует менять виды деятельности обучающихся, оптимально сочетать различные  методы и приёмы обучения;  ­ обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы.  Памятка по индивидуальному подходу к слабоуспевающим школьникам  В работе с этой группой детей необходимо прежде всего положить начало формированию положительного отношения к учению и интереса к знаниям, далее предложить выполнить систему заданий для ликвидации  пробелов, оказать помощь в выработке умений и навыков учебного труда. Временно облегчённые задания используются с целью повышения уверенности обучающихся в своих силах, интереса к учению. Можно  предложить «карточки помощи», в которых наличествуют:  ­ разбивка текста или упражнения изучаемого материала на самостоятельные порции, каждая из которых  содержит законченную мысль;  ­задание с письменной инструкцией, указывающей, в какой последовательности изучать материал, решать  задачу, проводить наблюдение, писать сочинение и т.д.;  ­ проблемные задания с подсказкой в виде схемы, чертежа, рисунка, картинки.  Облегчить задание можно, сократив его объём по сравнению с общим заданием для класса, отвести более  длительный срок для его выполнения.  Задания по ликвидации пробелов в знаниях используются только после тщательного изучения причин их  возникновения. При этом нельзя допускать перегрузки обучающихся (по каждому уроку выполнять не  более одного задания). Можно предложить образец выполнения аналогичного задания и показать приёмы  членения основного задания на элементы.  Поисковые задания имеют целью подготовить учеников к усвоению нового материала, к сравнению и  сопоставлению его с ранее изученным. Можно предложить задания по актуализации знаний, учебно­ логические задания, проблемные задания с «подсказкой».  Творческие задания должны способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся. Можно  предложить задания исследовательского характера.  Десять правил работы со слабоуспевающими  1. Верьте в способности любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.  2. Помните, что для ученика необходим период «вживания» в материал.  3. Не торопите его, научитесь ждать.  4. Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему. 5. Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания.  Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.  6. Не воспринимайте работу со слабоуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития  памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.  7. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его,  повторить, закрепить.  8. Обобщение – главная составляющая любой методики.  9. Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.  10. Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на  способных, средних и слабоуспевающих.  Примерные критерии оценки пробных уроков студентов  Отличная отметка ставится при условии, если:  ­урок имеет определенную, последовательно реализованную дидактическую цель, характеризуется  логическим, психологическим и организационным единством;  ­ на уроке сочетаются коллективная и индивидуальная работа обучающихся, осуществляется  дифференцированный подход;  ­ на уроке применяется поисковая или частично­поисковая ситуация, которая моделируется с учетом  возраста и уровня развития обучающихся, применяются разнообразные методы и приёмы обучения;  ­ практикант соблюдает педагогическую этику, обладает грамотной речью, умеет использовать ТСО;  ­ практикант умеет правильно распределять время урока.  Хорошая отметка ставится, если:  ­ урок отвечает основным требованиям, предъявляемым к отличному уроку, но имеет некоторые  недостатки, например:  1) студент не проявил необходимого умения в управлении классом;  2) в процессе ведения урока допущена несоразмерность, нарушены пропорции его основных компонентов;  3) недостаточно стимулировалась и использовалась активность учащихся;  4) построение урока не соответствовало его теме и типу.  Удовлетворительная отметка ставится, если:  ­ студент затрудняется самостоятельно провести урок, но основная дидактическая цель и план урока  реализуются без существенных изменений; ­на уроке применяются технические средства обучения, но студент не владеет ими достаточно свободно,  нарушает требования к применению технических и наглядных средств обучения, не умеет работать с  доской;  ­ на уроке недостаточно сочетается индивидуальная и коллективная работа, студент, работая с одним  учеником, оставляет без внимания класс; ­ практикант испытывает затруднения при демонстрации опытов, не проявляет методической инициативы  в процессе ведения урока и не может выйти за рамки конспекта урока;  ­ имеют место речевые ошибки, не всегда поправляет обучающихся, допускающих ошибки.  Неудовлетворительная отметка ставится, если:  ­практикант допускает ошибки в изложении учебного материала, не достигается намеченная  дидактическая цель;  ­ на уроке не решаются воспитательные задачи;  ­ студент не умеет управлять классом, поддерживать рабочую атмосферу, дисциплину и порядок;  ­ практикант не готов к проведению урока. МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АНАЛИЗА УРОКА  Формы анализа урока  1. Краткий (оценочный) анализ ­ это общая оценка образовательно­воспитательной функции урока,  характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их  реализации.  2. Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов)  урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся.  3. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной  дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования  знаний, умений и навыков обучающихся, усвоение ими способов учения.  4. Полный – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и  виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие школьников, реализация дидактических принципов  и результативности урока.  5. Структурно­ временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу.  6. Комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и  структурных элементов.  7. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).  8. Дидактический анализ ­ это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов  дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка  учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью  обучающихся и т.п.).  9. Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным  углом зрения какой­ либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся. Примеры аспектов урока:  ­ реализация учителем триединой задачи урока;  ­ использование развивающих методов на уроке;  ­ пути развития познавательного интереса;  ­ формирование общеучебных умений и навыков;  ­ проверка и оценка знаний, умений и навыков у школьников и т.п. 10. Комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ  урока (чаще всего системы уроков). Схема общепедагогического анализа урока  1. Место данного урока в системе уроков по теме или подтеме. Правильность постановки цели урока. 2. Организация урока:  а) тип урока;  б) структура урока, его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени,  соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели, подготовленность класса к уроку,  организация обучающихся для активной работы на протяжении урока, сочетание фронтальной, групповой  и индивидуальной на уроке;  в) плотность урока, рациональное использование времени.  Содержание урока. Научная правильность освещения материала на уроке, воспитательная направленность урока, правильность подбора учителем материала к урокам (для закрепления, объяснения, тренировки,  для самостоятельной практических и лабораторных работ, для повторения, разъяснения домашней работы и т.п.):  а) соответствие содержания урока требованиям программы, связь теории с практикой: раскрытие  учителем практической значимости знаний, обучение учащихся применению своих знаний практике. Связь изучаемого материала с ранее пройденным, приёмы введения пройденного;  б) межпредметные связи;  в) речь учителя;  г) качество знаний обучающихся, их умений и навыков;  д) речь обучающихся.  3. Методика проведения урока.  А) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах  урока;  б) методы и приёмы, применяемые учителем на всех этапах;  в) соответствие методов содержанию и цели урока, возрасту для подготовки учащихся, эффективность  применяемых методов и приёмов;  г) постановка учителем перед учащимися цели урока и подведению итогов;  д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;  е) правильность оценки учителем знаний обучающихся, педагогическое значение выставляемых оценок;  з) соблюдение на уроке единых требований к обучающимся;  к) педагогический такт учителя, его поведение на уроке.  4. Работа и поведение обучающихся на уроке.  А) активность класса;  б) заинтересованность детей материалом урока, отношение к уроку;  в) дисциплинированность и организованность обучающихся;  г) речь обучающихся, задаваемые вопросы.  5. Общие выводы по уроку. Схема психологического анализа урока  1. Общие сведения об уроке: школа, класс, предмет, фамилия учителя.  2. Какими методами и способами вызывается внимание обучающихся в начале урока: вход учителя в  класс, его внешний вид, готовность учителя и класса к уроку, оформление и санитарно­гигиенические  условия работы класса, умение учителя установить контакт с учениками, держать в поле зрения весь  класс (распределение, переключение, объем внимания), требовательность учителя, педагогический такт.  3. Как учитель обеспечивает качественное восприятие учебного материала: чем обеспечивается  чувственное восприятие нового материала, установление связи нового материала с ранее изучаемым  ( жения пция), использование наглядности и технических средств обучения, чёткость постановки цели  урока, доступность материала, разнообразие методов изложения, умение выделять главное в материале,  чёткость и выразительность речи учителя, темп изложения, умение вызывать мотивированное восприятие  учебного материала. 4. Какими способами активизируется познавательная деятельность обучающихся на уроке: умение  учителя поддерживать внимание учеников в течение урока, ориентация обучающихся на трудности и  мобилизация воли на их преодоление, организация проблемно­поисковой деятельности учеников, идейный и научный уровень материала, полнота и точность научных фактов, выводов; соответствие материала  возрастным особенностям учащихся, уровню их развития и знаний, логичность и аргументированность  изло жения, установка обучающихся на самостоятельную работу и самостоятельное выведение правил и  закономерностей; связь учебного материала с практикой и современностью; упражнение в использовании  приобретённых знаний.  5. Какими способами учитель пробуждает у школьников пытливость и интерес, формирует  потребность в знаниях: подготовкой к уроку, оригинальной наглядностью, разъяснением теоретической  и практической значимости данного материала, практическими работами, эмоциональностью изложения и  др.  6. Организация запоминания учащимися учебного материала: запись темы и плана урока, трудных слов, определений, повторения наиболее значимых моментов, установка на запоминание, разнообразие  упражнений на закрепление и др.  7. Как учитель учитывает возрастные особенности обучающихся, способствует развитию их  активности и самостоятельности, инициативы и творческих способностей.  8. Выводы и предложения.  Наблюдение основных звеньев процесса обучения на уроке  Наблюдение начала урока  1. С чего начался урок? Что сделал учитель­практикант для организации порядка в классе, мобилизации  внимания учащихся, быстрого включения всех в активную деятельность? 2. Как была сформулирована учителем цель урока, была ли она принята всеми или большинством  учащихся? Какими приёмами, методами воспользовался практикант, чтобы цель урока стала целью  деятельности каждого обучающегося?  3. Были ли в классе ученики, которые с самого начала урока выпали из общего ритма работы? Какие меры принял к ним учитель­практикант?  4. Как бы вы построили начало этого урока? Дайте обоснование предложенного варианта.  Наблюдение за проверкой знаний обучающихся на уроке  1. Какое место на уроке занимает проверка знаний? Сколько времени затрачивает на неё учитель?  Сколько человек было опрошено, какие отметки поставлены?  2. Какие формы проверки знаний использует учитель (фронтальный, индивидуальный опрос,  самостоятельная работа, коллективные упражнения и т.д.).  3. Какой вид познавательной деятельности вызывается вопросами учителя? Какие вопросы остались без  чёткого исчерпывающего ответа?  4. Какие формы взаимопроверки знаний использовались на уроке? Их эффективность и целесообразность. 5. Какие оценочные суждения (положительные, нейтральные, негативные) чаще всего использует  практикант? Приведите примеры оценочных суждений учителя. Как они способствовали активизации  учащихся в ходе опроса?  6. Какие предложения можно внести по совершенствованию опроса и других методов проверки и оценки  знаний с позиций новых требований к учебному процессу в школе?  Анализ выбора методов на уроке  1. Какие цели ставил практикант на уроке, исходя из имеющегося материала?  2. Какие методы были использованы?  3. Насколько соответствовали применяемые методы обучения целям урока, содержанию, особенностям  обучающихся?  4. Как реализовались выбранные методы?  5. Какими средствами пользовался при этом практикант?  6. Вывод о результативности применённой методики.  Наблюдение за организацией восприятия учениками учебного материала  1. Как осуществлялись подготовка обучающихся к восприятию нового учебного материала, установка на  активную учебную работу, положительные мотивы учения.  2. Какие методы учебной работы были использованы:  ­ как было организовано наблюдение изучаемых предметов или явлений;  ­ какие факты были изложены, и какова была доступность и научность их объяснения; ­ каким образом осуществлялась практическая деятельность обучающихся при восприятии и наблюдении  фактов;  в) какие приёмы иллюстрации и демонстрации учебного материала использованы на уроке (изображения,  символика, наглядность, чтение учебника, объяснение, эвристическая беседа и т.д.). Наблюдение пути осмысления обучающимися учебного материала:  1. Как был организован переход от восприятия учебного материала к его осмыслению;  2. Какие проблемные ситуации были на уроке, и как они были разрешены.  3. Как осуществлялось обобщение фактов и формирование новых понятий, акцентирование внимания  обучающихся на существенных признаках понятий.  4. Как была выделена мировоззренческая идея темы, и каковы были способы её усвоения учащимися.  5. Как выявлялись причинно­следственные связи и логика учебного материала по данной теме.  6. Какими приёмами самостоятельной умственной деятельности овладели учащиеся при осмысливании  нового учебного материала.  Наблюдение за процессом закрепления и применения учебного материала  1. Какие и как поставлены вопросы для первичного закрепления, их количество и целесообразность.  2. Какие виды самостоятельной работы по новому материалу предложены (объём, характер учебной  задачи, степень трудности, связь с предыдущим материалом).  Наблюдение за этапом задавания домашнего задания  1. Как обосновывает учитель объём домашнего задания.  2. Как предусмотрена учителем та или иная степень самостоятельности школьников при выполнении  домашнего задания.  3. Какие приёмы по разъяснению домашнего задания использовал учитель на уроке.  4. Своевременно ли было дано домашнее задание.  Схема анализа урока литературного чтения  1. Насколько глубоко разбирается будущий учитель в особенностях изучаемого на уроке текста: в  природе данного литературного материала (научно­познавательный текст или художественное  произведение) в его жанровой специфике, в особенностях композиции, в языковой организации текста. В  какой мере специфика данного текста соответствует избранным на уроке приёмам первоначального  чтения, системе вопросов учителя, видам пересказов и творческих заданий, характеру подготовительной  работы.  2. Как организуется на уроке многочтение: стимулирование интереса к перечитыванию текста,  выборочное чтение, выразительное чтение отдельных отрывков и всего текста, чтение по ролям,  самостоятельное чтение. Насколько каждый из этих видов чтения мотивирован самой логикой анализа  данного текста.  3. Продумана ли система вопросов и заданий при анализе художественного текста: в какой мере эти  вопросы помогают детям понять фактическое содержание произведения, вскрыть подтекст, понять  идейный смысл, оценить художественные достоинства.  4. В какой мере на уроке анализируется читательский опыт обучающихся, используются наблюдения  детей за окружающей действительностью, природой  родного края; как расширяются и углубляются знания детей, уточняются их представления по темам  предусмотренным программой и учебными книгами по чтению.  5. Умеет ли будущий учитель работать с иллюстрациями учебника; владеет ли методикой работы с  иллюстрацией на этапе подготовки к восприятию текста, в процессе анализа литературного материала,  при обобщении знаний учащихся; как использует иллюстрации для формирования навыков чтения, для  развития творческого воображения и речи детей.  6. Эффективно ли используются на уроке различные виды наглядности.  7. В какой мере удалось на уроке реализовать обучающие, развивающие и воспитательные цели.  8. Наличие, объём, характер домашних заданий и их целесообразность.  9. Выводы и предложения.  Анализ работы обучающихся с книгой  Оцениваются и анализируются следующие показатели:  ­ восприятие на слух небольшой сказки, рассказа, загадки, стихотворения;  ­ рассказывание об услышанном с помощью учителя;  ­ простейшая оценка прочитанного; ­ соотнесение содержания произведения с его заглавием;  ­ правильное название книги (фамилия автора и заглавие);  ­ чтение вслух названия детских книг на обложке, заглавий знакомых произведений внутри книги;  ­ рисование словесной картинки к наиболее запомнившемуся эпизоду из прочитанного;  ­ систематическое расширение читательского кругозора;  ­ знакомство с книжной выставкой и рекомендательным плакатом;  ­ практическое освоение правил гигиены чтения и сохранности книг.  Схема анализа урока русского языка  1. В какой мере структура и содержание урока соответствует типу уроков по грамматике и орфографии,  основным этапам в формировании грамматического понятия, орфографического навыка в развитии речи  обучающихся, правильно ли подобраны дидактический материал, наглядные пособия, ТСО.  2. Умеет ли будущий учитель при проведении на уроке упражнений, направленных на совершенствование  каллиграфического навыка, чётко объяснить способ написания буквы, показать типы соединений с учётом характера написания предыдущей и последующей букв для осуществления безотрывного письма, связь  упражнений по каллиграфии с темой и задачами урока.  3. Владеет ли учитель методикой словарно­каллиграфической работы: как вводится новое слово, какие  признаки первичного закрепления используются на уроке, какими видами знаний, способствующими  лучшему запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами, владеет будущий учитель и умеет ли он  выбрать те из них, которые позволяют наиболее успешно включить словарно­ орфографические упражнения в общую систему работы по грамматике, орфографии и развитию речи на  данном уроке.  4. Чем обоснован выбор метода объяснения нового грамматического понятия или орфографического  правила, правильно ли отобран языковой материал: позволяет ли он максимально чётко выявить признаки  нового понятия, орфограммы, подвести ученика к необходимым выводам, реализовать обучающие,  воспитывающие и развивающие задачи.  5. Насколько полно учитывается при подборе упражнений специфика изучаемого материала,  возрастающая доля самостоятельности детей, необходимость проведения работ творческого характера,  упражнений, связанных с развитием устной и письменной речи обучающихся, с повышением её культуры.  При проведении нового упражнения необходимо чётко уметь разъяснить задание, вооружить учеников  необходимыми приёмами его выполнения. Какие приёмы использованы для проверки выполнения  упражнения, как контролируется работа слабоуспевающих школьников, какая помощь на уроке им  оказывается.  6. Как организована работа с учебником для получения новых знаний, их обобщения и закрепления.  Владеет ли будущий учитель методикой работы над определением грамматического понятия и  орфографического правила, как учит детей ориентироваться в их содержании.  7. Наличие, объём, характер домашних заданий и их целесообразность.  8. Культура работы учителя на уроке: владение речью, умение работать на классной доске, внимание к  детям, заинтересованность в успехе обучающихся.  Схема анализа урока математики  1. Какова тема (математическое содержание) и цель (методическая задача) урока?  2. Соответствует ли логика построения урока его цели? (Имеется в виду соответствие  последовательности подобранных учителем учебных заданий цели урока.)  Для ответа на этот вопрос тот, кто анализирует урок, должен уметь адекватно определять цель каждого  задания и их взаимосвязь. При анализе заданий рассматриваются также их функции в организации  познавательной деятельности детей: какие задания преобладали – тренировочные, репродуктивные,  частично­поисковые или творческие?  3. Какова внутренняя структура урока: использована ли проблемная ситуация, или урок построен на  преимущественном использовании объяснительно­иллюстративного метода? Какая деятельность детей  преобладала: подражательная, воспроизводящая или поисковая (продуктивная)?  4. Грамотно ли учитель использовал математическую терминологию, насколько четко и логично ставил  вопросы? Как реагировал на ответы детей? Какие приемы организации помощи использовал?  5. Как урок спланирован и выдержан по времени? Целесообразно ли распределены виды деятельности  детей, учтены ли требования здоровьесбережения?  6. Как учтены индивидуальные особенности детей в классе? Как организована индивидуализация работы  детей? 7. Какие формы и средства организации учебной деятельности использованы учителем? (Как сочетаются  фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы; какая привлечена наглядность, каковы ее  эстетическое оформление и действенность при формировании понятий и способов действий?)  8. Удалось ли учителю установить контакт со всеми детьми в классе (обеспечить обратную связь)?  Какими приемами он осуществлял коррекцию их действий, создавал ситуацию успеха, организовывал  сотрудничество между детьми, а также сотрудничество учителя и детей?  9. Какие моменты урока показались особенно удачными? Не совсем удачными?  10. Каков итог урока? Какие рекомендации можно дать учителю по улучшению методики проведения  урока математики в будущем?  Схема анализа урока окружающего мира  1. Тип урока.  2. Цели и задачи урока: образовательная, развивающая, воспитательная.  3. Оборудование урока (для учителя и ученика), его соответствие целям, задачам, содержанию урока.  4. Готовность класса к уроку.  5. Структура урока: основные этапы и время, выделенное для них, переход от одной части урока к другой. 6. Осуществление цели, задач урока по этапам:  а) проверка домашнего задания. Приёмы проверки домашнего задания, постановка вопросов: уточнение,  дополнение ответов учеников, использование наглядных пособий при проверке домашнего задания;  контроль за работой по ведению «Дневника наблюдений», оценка ответов учащихся, её обоснование;  б) изложение нового материала и организация познавательной деятельности обучающихся на этом этапе.  Переход к новой теме, запись на доске, содержание излагаемого материала – его доступность,  системность, связь с жизнью и практикой, вопросы материалистического мировоззрения на уроке,  воспитание бережного отношения к природе, использование наблюдений обучающихся за природой при  изучении нового материала;  в) качество и разнообразие методов и приёмов, используемых на уроке, их соответствие содержанию и  возрастным особенностям учащихся, сочетание беседы с элементами рассказа, формирование умений и  навыков, формы работы, повышающие познавательную активность обучающихся на уроке – включение  ранее приобретённых знаний о природе в новые связи, использование ТСО на уроке, проблемные вопросы,  элементы занимательности, сочетание коллективной и индивидуальной работы учеников;  г) приёмы, способы, пути проверки усвоенного на уроке материала.  7. Деятельность учителя: владение материалом, культура речи, стиль общения с классом, увлечённость  работой, артистизм.  8. Деятельность обучающихся: вовлечённость в работу, степень интереса, самостоятельность, активность,  дисциплинированность.  9. Соблюдение гигиенических навыков, условий поддержания работоспособности учащихся на уроке.  10. Результативность урока: достижение цели урока, качество знаний обучающихся, сознательность и  прочность усвоенного.  Схема анализа урока истории  1. Каково место данного урока в теме, разделе курса? Как он связан с предыдущим, на что опирается?  Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каковы  его тип, форма проведения?  2. Какие задачи решались на уроке: а) образовательные; б) воспитательные; в) задачи развития? Была ли  обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи была главными, стержневыми? Как учтены в  задачах особенности класса, отдельных групп школьников?  3. Почему выбранная структура была рациональна для решения этих задач? Логичны ли связки между  сюжетами?  4. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на  уроке и почему? Выделена ли главная смысловая идея урока?  5. Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия темы? Дайте обоснование выбора  методов обучения.  6. Какое сочетание приёмов обучения было выбрано для раскрытия темы и почему?  7. Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществляется (почему именно так)? Какие средства обучения использовались? Как был организован контроль усвоения знаний, умений и  навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?  8. Как использовался на уроке учебный кабинет, какие средства обучения? Почему? 9. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?  10. За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было  реализовано воспитательное влияние личности учителя?  11. Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке (и в домашней работе школьников) рациональное  использование времени; предупреждение перегрузки школьников?  12. Какие были придуманы запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации?  13. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то почему?  Схема анализа урока трудового обучения (технологии)  Вопросы для самоанализа  1. Что из задуманного удалось осуществить лучше всего?  2. Какие моменты на уроке оказались неожиданными?  3. Насколько успешно удалось сориентироваться в неожиданной ситуации?  4. Какие выводы можно сделать из этого для последующей работы? 5. Все ли вопросы и задания, обращённые к детям, были грамотно и чётко сформулированы?  6. Заметил ли учитель какие­либо свои ошибки, в том числе речевые?  7. Что не удалось и почему (произошло отступление от запланированных действий или были какие­то  другие причины)?  8. Выполнены ли поставленные задачи? Из каких фактов можно сделать заключение об этом?  Вопросы для анализа  1. К какому виду может быть отнесён данный урок по содержанию (художественный, рационально­ логический или урок формирования практического навыка)?  2. Насколько целесообразно сформулированы задачи урока? Соответствуют ли они виду данного урока?  3. Соответствует ли запланированная система действий учителя виду урока и поставленным задачам?  4. Насколько реальные действия учителя на уроке адекватны тому, что было первоначально  запланировано? Насколько удачны предпринятые отступления от замысла?  5. Какие задания на уроке носили репродуктивный, а какие творческий характер, насколько они были  целесообразны? Какие развивающие моменты урока можно отметить?  6. Насколько целесообразны использованные на уроке формы организации работы обучающихся?  7. Какова общая оценка речи учителя (её правильность, точность, выразительность, владение  специальными понятиями и уместность их использования)?  8. Какова общая оценка поведения и деятельности учителя на уроке (уровень интеллигентности, умение  управлять классом, доброжелательность, требовательность, компетентность, артистизм)?  9. Удалось ли учителю установить контакт с детьми, следить за логикой их ответов, учитывать суждения  учеников в диалоге?  10. Имело ли место на уроке формирование у учеников внимательного, заинтересованного и участливого  отношения друг к другу? В чём это выражалось?  11. Насколько в целом решены поставленные задачи? Каковы основания для этого суждения? Какими  могут быть пожелания учителю?  Схема анализа урока изобразительного искусства  При анализе урока изобразительного искусства помимо общепедагогических и психологических моментов студенты должны уметь определять и оценивать:  1) Как реализованы основные разделы курса изобразительного искусства:  а) когнитивный – как раскрывались основные понятия, относящиеся к области изучения рисунка с натуры, по памяти и представлению, тематического рисунка, иллюстрации, декоративного рисования. Какова  специфика беседы об изобразительном искусстве; б) деятельностный – умения, формируемые на уроках;  в) творческий – какими средствами развивалось логическое и простран­ственное мышление, творческие  способности обучающихся, образная память; цветоощущения, глазомер, зрительная память?  г) эмоционально­чувственный – как создаётся мотивация изучения курса изобразительного искусства, как  формируется познавательный интерес обучающихся, с помощью каких средств создаётся на уроке  атмосфера сопереживания, сотрудничества, обеспечивающая развитие положительных эмоций и чувств  обучающихся на уроке?  2) Как обеспечивается на уроке психологически и технически грамотное использование художественных  материалов (живописных, графических и скульптурных)? 3) Как было организовано последовательное выполнение изображений на плоскости и в объёме?  4) С помощью каких методов и приёмов учитель организовал наблюдение и анализ формы, пропорций,  цвета изображаемых предметов и объектов?  5) Как осуществлялось выполнение обучающимися изображений с помощью правил перспективного  сокращения?  6) Каковы особенности выполнения работ с использованием различных средств выразительности?  7) Какова методика работы учителя с используемой им терминологией на различных этапах беседы  (запись на доске, перевод с иностранного на русский язык, дискуссия, объяснение, закрепление)?  8) Как учитель формировал умения и навыки правильной организации рабочего места, технически  грамотного использования художественного материала? Как воспитывалась аккуратность при выполнения работы?  9) В чём специфика реализации принципов обучения на уроке изобразительного искусства?  10) С помощью каких приёмов учитель знакомил обучающихся с правилами перспективы?  11) Какие приёмы и методы использовал учитель для анализа формы, пропорций, цвета объектов?  12) Какие виды педагогического рисунка использовал учитель в процессе объяснения? Насколько  выразительно и целесообразно он его выполнил?  13) С помощью каких приёмов и способов учитель организовал и активизировал выполнение  обучающимися практической работы?  14) С помощью каких приёмов и методов учитель организовывал целостное восприятие и анализ  репродукции, произведения изобразительного искусства?  Схема анализа внеклассного мероприятия по предмету  1. Класс. Предмет, по которому проводится мероприятие.  2. Тема занятия.  3. Цели мероприятия, оценка их формулировки и подачи обучающимся.  4. Как соотносится содержание внеклассного мероприятия с программным материалом по учебному  предмету.  5. Степень занимательности, увлекательности, необычности используемого материала.  6. Оптимальность объёма предлагаемого обучающимся материала, его доступность.  7. Участие детей в подготовке мероприятия, их активность.  8. Использование разных форм и методов проведения мероприятия, их целесообразность и  эффективность.  9. Проводилось ли награждение победителей? Как? Целесообразность награждения.  10. Рекомендовались ли дополнительные источники получения информации по теме занятия: журналы,  энциклопедии, книги, альбомы и т.д. Насколько удачно это было сделано?  11. Оценка оформления мероприятия, использование пособий и средств в ходе его проведения.  12. Оценка поведения и речи ведущего мероприятие.  13. Общие выводы, рекомендации и предложения.  Схема самоанализа урока  1. Какова характеристика реальных учебных возможностей обучающихся? Какие особенности  обучающихся были учтены при планировании данного урока?  2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущим, на что в них  опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чём специфика этого  урока? Каков его тип?  3. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена  их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах  особенности класса, отдельных групп школьников?  4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли  выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. д.?  Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между  всеми этапами урока?  5. На каких понятиях, идеях, положениях фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли  главное, существенное? 6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.  7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим  ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?  8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами  осуществлялся? Почему?  9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения. Почему?  10.За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?  11. За счёт чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было  реализовано воспитательное влияние личности учителя?  12. Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное  использование времени, предупреждение перегрузки школьников?  13. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.  14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Как  учитель планирует восполнение нереализованного?  ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Практика пробных уроков играет значительную роль в овладении профессией учителя. Эта профессия  потребует подвижничества и самоотверженности, способности к творчеству и диалогической  интерпретации процессов обучения и воспитания. Готовность будущего учителя к выполнению своих  социально значимых функций будет определяться сформированностью профессионально­значимых  качеств. И в этом вам поможет практика пробных уроков. Помните всегда слова замечательного педагога  К.Д. Ушинского: «Метод преподавания можно изучить из книг или со слов преподавателя, но приобрести  навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой». Умелое  сочетание теории и практики, перенос теоретических знаний в практическую педагогическую  деятельность поможет вам постичь профессию школьного учителя.  Желаем вам успехов, удачи и уверенности в своих силах! Оценка работы практиканта  Основные критерии оценки работы практиканта соотносятся со степенью сформированности умений и  уровнем теоретико­методической подготовленности:  ­ знание методов и приёмов обучения, творческий подход к их использованию;  ­ знание средств обучения, их оптимальное использование в конкретных учебных ситуациях;  ­ способность решать воспитательно­образовательные задачи;  ­ умение анализировать свою работу и работу коллег;  ­ овладение языком, понятийным аппаратом учебных дисциплин.  При оценке работы практиканта учитываются также его личностные качества, проявление в работе с  детьми, общении с коллегами, в отношении к делу:  ­ педагогический такт и уважение к детям;  ­ степень ответственности за порученное дело;  ­ коммуникативные способности;  ­ инициатива и самостоятельность в постановке и решении воспитательно­образовательных задач.

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков

Организация педагогической практики пробных уроков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018