Проект "Реки моего села"
Оценка 5

Проект "Реки моего села"

Оценка 5
Исследовательские работы +1
docx
окружающий мир +1
Детсад
20.01.2020
Проект "Реки моего села"
Главная идея проекта состоит в том, чтобы вовлечь в совместную деятельность детей и родителей с целью формирования первичных представлений о реках села
ПРОЕКТ РЕКИ МОЕГО СЕЛА.docx

Проект «Реки нашего села»

Пояснительная записка

      Проект по теме «Реки нашего села» является коллективной работой педагога, детей и родителей группы. Главная идея проекта состоит в том, чтобы вовлечь в совместную деятельность детей и родителей с целью формирования первичных представлений о реках села (положение, экологические проблемы, хозяйственное использование человеком, флора и фауна), а также патриотических чувств к малой родине.

     Содержательная работа с детьми началась с выделения и анализа имеющегося опыта по эколого-краеведческому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста. Четко определены этапы и условия реализации проекта. Главным условием на всех этапах работы было четкое определение субъектных позиций всех участников проекта – педагогов, детей и родителей.

Проект носит творческо – информационно -  исследовательский характер, рассчитан на 2 недели.

Охватывает образовательные области «Социально - коммуникативное развитие, «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

  Данный проект при его последовательной реализации решает важные задачи. Но главный результат проекта – триединая взаимосвязь участников и использованный воспитывающий и развивающий потенциал их совместной деятельности.

Паспорт  проекта

Вид проекта:  творческо-информационно- исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети подготовительной  группы, родители воспитанников, педагоги.

Сроки реализации: 2 недели (4-15 июня)

 

 

«Мир окружающий ребенка – это,  прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

                                                                        В. А. Сухомлинский.

Актуальность.

Содержание проекта - «Реки нашего села», соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и комплексно реализуется в пяти образовательных областях.

    Экологическое  направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.

Чаще всего экологическое направление включает в себя изучение растительного и животного мира родного края. А мы свой проект посвятили исследованию и изучению с детьми, педагогами и родителями рек Иша и Чойка, географического положения, флоры и фауны, хозяйственного использования человеком.

    Проект направлен на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте.

         Ведь, дети живут в селе, где протекают две реки: Иша и Чойка.  Недалеко от детского сада протекает река,  и некоторые семьи воспитанников каждый день проходят по мосту через нее.  (Приложение №1)

А что дети знают о реке? Кроме названия, ничего. Дети,  побывав на реке, порой ничего не замечают, даже красоты реки. Они  не могут назвать виды рыб в наших реках. Дети не задумываются о том, как наша жизнь связана с жизнью реки: отсутствие представлений о значении воды, об основных источниках загрязнения воды, последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
         Таким образом, нами была обоснована необходимость организации и проведения системы мероприятий, способствующих проявлению интереса к рекам нашего села, воспитанию любви к родному селу, желанию беречь

красоту и чистоту рек.                  
       Мы сделали вывод: не имея достаточного количества знаний, не владея достаточной информацией о реках в родном селе - трудно сформировать бережное отношение к малой Родине. У каждого человека есть Родина – место, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным.

Тысяча названий на карте. Это язык земли,  это память истории. Есть на карте нашей Республики Алтай и голубые ленточки рек Иша и Чойка.

(Приложение  №2)

     Как и многие населенные пункты, наше село заложено первыми поселенцами в удобном месте, где целых две реки. И это неспроста. Ведь места, где чаще всего были разбиты древние поселения, находились рядом с каким-либо водоемом. Для жизни каждого человека нужна чистая вода: для питья и приготовления пищи, как место для водопоя скота, сочные  травы тоже растут около реки, в реке ловили рыбу, а это была значительная часть питания человека.

      Иша и Чойка –  реки нашей малой Родины. Но у них есть свои серьезные проблемы – водная жилка наших рек становится все уже, берега  зарастают  осокой. Реки  мелеют. Уровень воды в них падает, в реках стало очень мало рыбы, а некоторые виды рыб исчезли совсем (гальян)

        У каждого из нас есть «своя речка». Неважно какая – большая Волга или небольшая река Чойка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище - речка?

         Любовь к природе – великое чувство. Она помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. А чтобы человек научился этому, надо прививать эту любовь с раннего детства.  Детям свойственны доброта и любознательность, но им не хватает опыта, знаний. 

         Самый важный период этого понимания – это детский сад, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. От этого в дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки. Вот почему воспитателю отводится ответственная роль - стать проводником нового мышления - экологического.

        Этой единой целью проект поможет объединить   не только детей и воспитателей, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения – родителей, а старшее поколение может поделиться своими воспоминаниями. Если каждый житель села Чоя,  с детских лет будет интересоваться и знать историю своего села, представления о реках, которые протекают в родном селе, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьет интерес к истории своей малой Родины и любовь к ней.

Мы убеждены в том, что, только взаимодействуя с семьей, мы сможем привлечь внимание к экологическим проблемам, воспитанию патриотических чувств к малой родине.

Гипотеза.

Если воздействовать на чувства ребенка с помощью практической, экологически – ориентированной творческой и продуктивной деятельностью, то это будет  способствовать проявлению интереса детей к рекам нашего села, воспитанию любви к родному селу, желанию беречь красоту и чистоту рек.                  

Все вышесказанное позволило сформировать цель проекта и его задачи.

 

Блок-схема: альтернативный процесс: Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с реками нашего села, формирование у детей познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания 

 

 

 


Задачи:

 

В основе проекта представлены концептуальные идеи:

обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфически детскими видами и способами деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками;

целостное развитие ребенка, т.е. единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуализации;

системность знаний, т.е. возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.

Концептуальные идеи направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности; на создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности, организации его воспитания и обучения «ориентированного на зону ближайшего развития ребенка» (Л.С. Выготский).

        Таким образом,  воспитание и экологической культуры  дошкольников является одним из важных направлений дошкольного образования.

 

Новизна технологии эколого - краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста, заключается в организации совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого на основе субъект - субъектных отношений.

 

Принципы:

·        принцип культуросообразности. Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке;

·        принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.);

·        принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации;

·        интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, интеграция условий реализации содержания образования: а) технологии по патриотическому воспитанию; б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников; в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы; г) предметно - пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы; - результат: а) интеллектуальные, личностные, физические качества; б) универсальные предпосылки учебной деятельности; в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально - государственных ценностей;

·        принцип наглядности предполагает не просто иллюстрацию изучаемого предмета или явления, а использования целого комплекса средств, приемов и методов, которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых  знаний. Большая роль при использовании наглядного метода принадлежит словесным комментариям;

·        принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка;

·        принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.

 

 

Предполагаемые результаты проекта:

 

 

 

Методика обследования.  (Приложение № 3)

На  первом этапе реализации проекта было проведено обследование детей (Рисунок №1)

Обследование детей проводилось  в старшей группе, 20 детей. Были использованы методы обследования: игровые, репродуктивные, тестовые. Индивидуальные и подгрупповые беседы с использованием иллюстраций, анализ продуктивной деятельности, наблюдение за свободной деятельностью.

В результате обследования получены следующие результаты:

Высокий уровень - 0%

Средний -70%

Низкий - 30%

Средний уровень - 70%, 14 детей у этих детей имеется необходимый объём знаний о некоторых рыбах, которые живут в наших реках, растениях.

Низкий уровень -30%, 6 детей назвали один из видов рыбы, не знают правила бережного отношения к  рекам.

Полученные результаты позволяют нам сделать вывод, что у многих детей сформирована  слабая база знаний о реках нашего села, которую необходимо дополнить.

 

Рис.1 Результаты анкетирования детей на первом этапе реализации проекта.

 

             

 

 

Так же на начальном этапе было проведено анкетирование родителей воспитанников (Рисунок 2). В результате обработки информации были получены следующие результаты, показывающие уровень заинтересованности родителей в опытно - исследовательской деятельности детей.

Высокий –15%, (3 семьи),

средний-50%(10 семей),

низкий- 35% (7 семей).

 

Рис.(2) Результаты анкетирования родителей на первом этапе.

 

 

 

 

Реализация проекта пройдет в три этапа:

1.     Подготовительный

2.     Творческо-деятельностный этап

3.     Итоговый этап

 

 

Подготовительный этап.

 

Формы организации детских видов деятельности, направленных на реализацию проекта на данном  этапе

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Организация образовательной деятельности детей

Образовательная деятельность в режимные моменты

Взаимодействие с родителями

 

·        диагностика детей

·        проведение ОД «Наши реки».

·        Составление  

рассказа по схеме «Круговорот воды в природе»

·        создание для детей проблемной ситуации «Куда течет река »;

·        просмотр мультфильмов «Что такое река», «Кто живет в реке», «Кто обидел реку»;

·        чтение художественной литературы.

 

 

·        чтение художественной литературы:

·        словесная игра «Назови ласково»;

·        Поход- экскурсия на реку Чойка

(Фото -приложение №4)

 

 

 

 

·        анкетирование родителей по теме проекта;

·        поиск информации по теме проекта;

·         «Занимательные опыты с  водой дома»

 

 

Детям и родителям понравилась идея проекта, они сразу включились в работу: собирали информацию по теме, приносили книги, свои рисунки. Дети с удовольствием представляли собранную информацию в группе, внимательно слушали друг друга. Вся собранная информация вызывала восторг детей и желание поделиться новыми знаниями. Мы использовали полученные материалы в образовательной деятельности и режимных моментах.

 

Творческо-деятельностный этап

 

Формы организации детских видов деятельности, направленных на реализацию проекта на данном этапе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скругленный прямоугольник: ЗАДАЧИ
 

 

 


 

 

 

Организация образовательной деятельности детей

Образовательная деятельность в режимные моменты

Взаимодействие с родителями

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Звонкий ручей»

Од по ИЗО «Река нашего села»

Раскраски «Жители наших рек»

Поделки из бумаги «Хищные рыбы»

 

Подвижные игры: “Болото: с кочки на кочку”, «Рыбаки и рыбки»

 “Пройди через речку по мостику”, “Ручеёк”, «Рыбаки и рыбки»

 Пальчиковые игры “Рыбка в озере живёт”, “Вышел дождик погулять»

Физминутка “ДождикИнтерактивная физминутка “Весёлое болото»

Участие в сборе интересной информации по теме проекта.

Придумывание рассказов о реке

Организация выставок для родителей творческих работ детей по лепке, рисованию, аппликации;

 

 

 

 

На данном этапе большой эмоциональный отклик у детей вызвало

использование образа реки в творческой деятельности  (Приложение №5) Особенно им понравились поделки рыб  (Приложение  № 6). У детей повысился уровень знаний  и интерес к рекам нашего села.

 

Итоговый этап

Формы реализации проекта на данном этапе

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация образовательной деятельности детей

Образовательная деятельность в режимные моменты

Взаимодействие с родителями

 

Викторина «Что я знаю о реках нашего села?»

Итоговое мероприятие – развлечение «Мы бесстрашные ребята, потому что мы пираты»

Оформление результатов проекта.

Ситуативные диалоги на темы: «Что тебе больше всего понравилось делать в проекте?»,  «Чтобы ты еще хотел узнать о реке».

 

Подготовка к развлечению.

Общение, создание продуктов деятельности.

 

 

Фотографии  и рассказы о походах  семьей на берег рек Иша или Чойка

(Приложение № 7)

 

Подготовка к развлечению.

 

 

На данном этапе мы подводили итоги, систематизировали знания детей. Итоговое мероприятие – развлечение «Мы бесстрашные ребята - потому что мы пираты!» - стало успешным завершением проекта.

 (Фото - приложение  № 8)

 

Скругленный прямоугольник: Результаты реализации проекта
 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Продукт деятельности

 

1. Конспекты ОД по теме проекта. (Приложение №9)

2. Рассказы, сочиненные детьми и родителями.

3. Детские рисунки, раскраски, поделки. 

4. Дидактические игры «Играя, познаю реки – Ишу и Чойку»

5. Практический материал для ознакомления детей с реками села.

6. Художественное слово о реках.

 

Вывод:

Анализ проведённой проектной деятельности позволил сделать следующие выводы:

·         Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средство выражения и развития творческих способностей.

·         Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

·         Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.     «Дошкольное воспитание» 1998г., №9, с. 11 «Сколько воды нужно человеку?» А.Королева.

2.     Заринова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание. 1994. № 7.

3.     С.Н.Николаева  Методика экологического воспитания в детском саду М., «Просвещение»,2001г.

4.     Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010

5.     О.А.Скоропулова  Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода»  Москва 2008г.

 

 

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"

Проект "Реки моего села"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020