Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"
Оценка 4.9

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Оценка 4.9
Образовательные программы +1
docx
Междисциплинарный 4
1 кл—3 кл
20.02.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"
Рабочая программа «Мир вокруг нас» обладает новизной для учащихся. Она заключается в том, что большинство разделов курса не изучаются в школьной программе. Современная экономика ведущих стран мира во многом зависит от развития международного туризма и услуг – один из видов, которых – знакомство с достопримечательностями. Открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный мир прекрасных творений рук человеческих и созданных природой. Поэтому очевидно, что данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения.Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас" составлена для 1-3 классов с целью расширения кругозора, повышения эрудированности.
РП мир вокруг нас 1-3.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 112 Рассмотрена                                                                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ: на заседании методического совета                                                                                                                      И.Н. Удинцев протокол  №__  от «__» ___  2017 г.                                                                                           директор МБОУ СОШ №  112                                                                                                                                                                              приказ № ___                                                                                                                                                                     от  «__»  __  2017 года                                                                                         Рабочая программа внеурочной деятельности  «Мир вокруг нас»  1­3 класс на 2017­2018 учебный год Составитель: учитель первой квалификационной категории  Костюк Илья Юрьевич Екатеринбург, 2017 Программа   разработана   в   соответствии   с   основными   положениями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта начального общего образования, закона «Об образовании Российской Федерации», программы воспитания и социализации обучающихся, а также в соответствии с примерными программами внеурочной деятельности начального образования, с требованиями к условиям реализации основной   образовательной   программы   начального   общего   образования   (гигиенические   требования   –   СанПиН   2.4.2.2821   –   «Санитарно­ эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»), в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 г. № 309­ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10. 2009, № 373. [1; 2; 3; 4; 6; 7; 8] Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним – это знакомство с прекрасным и неизвестным. Путешествуя по разным странам мира, открывая для себя необычайно красивые уголки планеты, узнавая чудеса нашей природы, учащиеся заинтересуются достопримечательностями разных стран и городов, культурой и традициями разных народов, флорой и фауной разных стран, чудесами природы,   памятниками   архитектуры.     Учащиеся   познакомятся   с   объектами   Всемирного   наследия   ЮНЕСКО,   узнают   много   интересных фактов о редких животных и растениях, занесённых в Красную книгу. Рабочая программа «Мир вокруг нас» обладает новизной для учащихся. Она заключается в том, что большинство разделов курса не изучаются в школьной программе. Современная экономика ведущих стран мира во многом зависит от развития международного туризма и услуг – один из видов, которых – знакомство с достопримечательностями. Открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный мир прекрасных творений рук человеческих и созданных природой. Поэтому очевидно, что данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения. Цель программы: расширить географический кругозор, а также знания о редких растениях и животных. Задачи программы:  вызвать   интерес   к   странам   мира,   культурному   наследию   через   знакомство   с   культурными   и   природными достопримечательностями; познакомиться с программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;  показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;  воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;  расширить знания о столицах и крупнейших городах мира;      Расширить знания о флоре и фауне разных стран;  Познакомить с редкими растениями и животными мира;  Показать красоту природы и познакомить с чудесами света. Основные формы работы: индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, интеллектуальные игры, викторины, изобразительная деятельность. В   современной   школе   в   курсах   таких   образовательных   предметов   как   «Окружающий   мир»,   «Природоведение»,   младшие школьники   знакомятся   с   некоторыми   странами,   после   чего   у   детей   остается   много   впечатлений.   Именно   на   основе   этого   у любознательных младших школьников возникает необходимость в дополнительном школьном и внешкольном образовании (в рамках кружковых и факультативных занятий). Содержание программы направлено на передачу географических знаний для подготовки учащихся к выбору определенных профессий, связанных с туризмом и сервисом, международными услугами, экскурсиями.     Результатом   успешного   прохождения   программы   может   служить   участие   в   иллюстрированной   викторине,   экскурсия   по достопримечательностям в роли гида. Курс включает 2 занятия в неделю, 60 занятий за учебный год. Курс рассчитан на   три года. Занятия по «Мир вокруг нас» отличаются   тем,   что  ребёнку   предлагаются   задания   не   учебного   характера.   Через   презентации   и   фильмы,   дети   узнают   историю, культуру, традиции и достопримечательности стран. И в конце занятия выполняют творческую работу (проект), выпускают стенгазету о стране, которую посетили на кружке. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию. • • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. • Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Предметными результатами изучения курса «Мир вокруг нас» в 1­ 3­м классе являются формирование следующих умений. Учащиеся должны знать: о различных видах достопримечательностей;  о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области;  об уровне жизни в различных государствах;  о традициях и обычаях населения стран мира;  о ценностях культуры данной страны.        формирование политической карты мира;   формы экономических отношений;    флору и фауну разных стран. виды достопримечательностей; Учащиеся должны уметь: • работать с различными источниками информации;  • разбираться в вопросах определения достопримечательностей; • ориентироваться в политической карте мира. Личностные, метапредметные и предметные результаты Личностные Регулятивные Ученик научится: Самостоятельно   определять и высказывать самые   простые,   общие   для всех   людей   правила   поведения   при   совместной   работе   и   сотрудничестве (этические нормы). Понимать   и   принимать задачу,   учебную сформулированную учителем. В   предложенных   педагогом   ситуациях   общения   и   сотрудничества, опираясь   на   общие   для   всех   простые   правила   поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить. Высказывать свою   версию, пытаться   предлагать   способ   её проверки. Познавательные Коммуникативные Понимать и  применять полученную  информацию при беседе,  ответе на вопрос. Донести   свою   позицию   до других: оформлять свою мысль в устной и письменной   речи   (на   уровне   одного предложения или небольшого текста). Проявлять  индивидуальные  творческие способности. Слушать и понимать речь других.      Вступать в беседу на уроке и в жизни. Осуществлять контроль,  коррекцию и оценку результатов  своей деятельности. Ученик получит возможность научиться: Потребность сотрудничества               со сверстниками,   доброжелательное   стремление отношение   к   сверстникам,   бесконфликтное   поведение,   прислушиваться к мнению одноклассников       Этические чувства на основе знакомства с культурой других народов мира. Учиться планировать учебну ю деятельность на уроке. Работая по предложенному  плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие  приборы и инструменты). Делать предварительный   отбор источников   информации для   решения   учебной задачи. Добывать   новые извлекать знания:   информацию, представленную   в   разных формах   (текст,   таблица, схема, иллюстрация) Перерабатывать полученную информацию: наблюдать   и   делать самостоятельные выводы. Совместно   договариваться   о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в  группе (лидера, исполнителя, критика). Содержание учебного предмета «Мир вокруг нас» 1 класс Раздел 1. Достопримечательности России. (22 часа) Теория Екатеринбург­родной город. Интересные места, обзор достопримечательностей. Экскурсии по музеям города Екатеринбурга (музей П. П. Бажова, музей природы Урала, Аква­галерея), святые места Урала (Храм­на­Крови и экскурсия на Ганину яму), озеро Байкал (основные факты, острова — Ольхон, Святой Нос, Большой Ушканий), золотые горы Алтая, долина гейзеров на Камчатке, вулканы Камчатки,  Гусь­ Хрустальный.   Особенности   изготовления   изделий   из   хрусталя.   Экскурсия   в   стеклодувную   мастерскую,   Москва   и   её   главные достопримечательности, Дворцовая площадь Санкт­Петербурга (Эрмитаж, история Зимнего дворца), крейсер «Аврора». Практические   формы   работы:  экскурсии   по   Екатеринбургу,   виртуальные   экскурсии   (просмотр   обучающих   фильмов,   презентаций, видеороликов), просмотр фотографий Эрмитажа, крейсера «Авроры», работа с географической картой, викторина, кроссворд, работа с энциклопедией, презентацией, карточками. Раздел 2. Путешествие по европейским странам. (18 часов) Теория Франция (Эйфелева башня, Елисейские поля, Лувр), Италия (Города: Милан, Флоренция, Пиза, Турин. Достопримечательности: Колизей, Пизанская башня, Пантеон), Германия (Франкфурт­на­Майне, Вюрцбург, Баден­Баден, дворец Сан­суси). Достопримечательности: Альпы, Боденское озеро, Рейн), Швейцария (флора и фауна: эдельвейс, рододендрон, горечавка, серна, косуля, белая куропатка; города: Флимс, Монтрё, Давос и другие. Достопримечательности: Рейнский водопад, Шильонский замок, река Аре), Великобритания (Биг­Бен, Лондонский Тауэр,   Стоунхендж,   Трафальгарская   площадь,   Букингемский   дворец,   Мостовая   гигантов   и   другие   достопримечательности),   Швеция (достопримечательности:   Скансен   —   этнографический   комплекс,   музей   под   открытым   небом,   Ваза­морской   музей,  Дроттнингхольм  — дворцово­парковый   ансамбль,   Королевский   дворец   в   Стокгольме,   флора   и   фауна,   праздники   и   особенности   языка   (Национальный   день Швеции, день всех Святых), Испания (культура: музей Прадо, дворцовый комплекс Альгамбра; флора и фауна ­ горы, каштаны и т.д.), Дания (обзор достопримечательностей: замок Розенборг, мыс Гренен, замок Фредериксборг, рунные камни в Еллинге), Польша (Города и обзор достопримечательностей – Люблин, Вроцлав, Варшава, Краков, Беловежская пуща, Мошненский замок, Бещады, Зал Столетия, природа, флора и фауна). Практические  формы  работы:   виртуальные   экскурсии   (просмотр   обучающих   фильмов,   презентаций),   групповая   работа   с   различными источниками   (карточки,   журналы,   энциклопедия,   географическая   карта),   подготовка   сообщения.   Интерактивная   викторина   на   знание достопримечательностей, выставка творческих работ.  Раздел 3. Путешествие по Африканским странам. (3 часа) Теория Египет. Египетские пирамиды. Проект: «Тайны Египетских пирамид». ЮАР. Обычаи, традиции, флора и фауна. Обзор достопримечательностей: Драконовы горы, Каньон реки Блайд, пещеры Канго, гора Столовая, парк Кгалагали. Практические  формы  работы:   виртуальные   экскурсии   (просмотр   обучающих   фильмов,   презентаций),   групповая   работа   с   различными источниками (карточки, журналы, энциклопедия, географическая карта), подготовка сообщения, проектная деятельность. Раздел 4. Путешествие по странам Океании. (4 часа) Теория Австралия. Обзор достопримечательностей: Сиднейский оперный театр, Большой Барьерный риф, Лоун Пайн Коала, Горящая гора. Фауна: верблюд, коала, австралийская ехидна, данаида монарх, исполинские ящерицы, крокодилы, жаба­ага, черная змея, шлемоносный казуар, Австралийская бычья акула. Новая Зеландия. Флора и фауна – птица Киви, ящерица Гаттерия, попугай Кеа, дерево Похутукава, дерево Каури, Циатея серебристая. Практические  формы  работы:   виртуальные   экскурсии   (просмотр   обучающих   фильмов,   презентаций),   групповая   работа   с   различными источниками (карточки, журналы, энциклопедия, географическая карта), подготовка сообщения Раздел 5. Чудеса природы. (6 часов) Теория Пещеры мира. Понятие пещеры, виды пещер. Сталактиты, сталагмиты, геликтиты, драпировки. Пещера кристаллов, Голубой грот, Мраморные пещеры Патагонии, Фингалова пещера, пещера Тростниковой флейты, пещера Шондонг, Карлсбадские пещеры. Экскурсия в Кунгурскую пещеру (Пермский край). Галапагосские острова. Характеристика островов. Флора и фауна: черепаха, конолоф, игуаны, гуава, скалесия, кактусы. Практические  формы  работы:  экскурсии   по   Уралу,   виртуальные   экскурсии   (просмотр   обучающих   фильмов,   презентаций),   групповая работа с различными источниками (карточки, журналы, энциклопедия,), подготовка сообщения. Раздел 6. Удивительные животные мира (3 часа). Теория Павлины (описание, виды, где обитают, чем питаются). Скаты­удивительные рыбы птицы (образ жизни, среда обитания, особенности).  Комодский варан (особенности, характерные признаки, питание, образ жизни, значение для человека). Практическая работа: подготовка доклада и презентации о любом удивительном животном. Раздел 7. Удивительные растения мира (3 часа). Теория Какао. Биологическое описание. Процесс изготовления шоколада из какао­бобов.  Экзотические фрукты: личи, маракуйя, ананас, манго, папайя, авокадо.  Баобабы. Биологическое описание. Практические формы работы: подготовка доклада и презентации о любом удивительном растении. 1. Достопримечательности России (23 часа). Теория 2 класс Заповедники и природные парки (понятие «заповедник», заповедники России – Баргузинский, Большой Арктический, Белогорье, Галичья гора, «Столбы»; Йеллоустонский национальный парк, национальный парк Серенгети). Природный парк «Оленьи ручьи» (пещера «Дружба», Аракаевская пещера, флора и фауна)/экскурсия, Сысерть – родина П. П. Бажова (обзор достопримечательностей – фарфоровый завод, историко­краеведческий   музей,   дом­музей   П.   П.   Бажова/экскурсия),   Невьянск   (Невьянская   башня,   соборы)/экскурсия,   плато   Путорана (географическое положение, климат, флора и фауна), Тобольск (обзор достопримечательностей: Тобольский Кремль, Софийский собор, памятник Ермаку), Золотое кольцо России (обзор достопримечательностей: Троице­Сергиева лавра, Плещеево озеро, Ростовский Кремль, парк тысячелетия Ярославля, Ипатьевский монастырь и музей деревянного зодчества, Золотые ворота во Владимире, Успенский собор. Практические формы работы: экскурсии по Уралу, виртуальные экскурсии (просмотр обучающих фильмов, презентаций, видеороликов), работа с географической картой, викторина, кроссворд, работа с энциклопедией, презентацией, карточками. 2. Путешествие по европейским странам (18 часов). Теория Франция (французская традиционная одежда, великие люди, кулинария, традиции и обычаи, флора и фауна). Италия (города: Венеция, Неаполь, Генуя, Бергамо и др. Праздники, Ватикан, национальная одежда, кухня). Германия (Дюссельдорф, Дрезден, Гамбург, Мюнхен, Лейпциг, Ганновер, Бремен. Обзор достопримечательностей: Бранденбургские ворота, Кёльнский собор, Дрезденская картинная галерея, музейный остров, Шварвальд, национальный парк Берхтесгаден). Швейцария (Женева, Цюрих, Берн. Обзор достопримечательностей: озеро Маджоре,   река   Верзаска,   замок   Монтебелло,   замок   Оберхофен,   ботанический   сад   Женевы).   Традиции   (праздники   и   фестивали). Великобритания   (Виндзорский   замок,   Лох­Несс,   Гайд­парк,   Эдинбургский   замок,   Лондонская   Национальная   галерея,   Темза.   Традиции: королевские,   праздники   (день   матери,   Хеллоуин,   Рождество).   Швеция   (Обзор   достопримечательностей:   Национальный   парк   Сарек, Эресуннский мост, Гамла­стан. Культура: известные люди, музыка, спорт.) Испания (культура и традиции: коррида, сиеста, праздник Трёх Королей, праздник огня в Валенсии; Магический фонтан Монжуика, Королевский дворец в Мадриде, Триумфальная арка). Дания (обзор достопримечательностей:   парк   Тиволи,   Национальный   музей,   музей   Андерсена,   музей   кораблей   викингов).   Польша   (Гданьск,   Познань, Люблин. Обзор достопримечательностей: озеро Морское око, замок Вавель, собор Святого Иоанна Крестителя). Практические   формы   работ:   виртуальные   экскурсии   (просмотр   обучающих   фильмов,   презентаций),   групповая   работа   с   различными источниками   (карточки,   журналы,   энциклопедия,   географическая   карта),   подготовка   сообщения.   Интерактивная   викторина   на   знание достопримечательностей, выставка творческих работ.  3. Путешествие по странам Азии (3 часа). Теория Япония. (Обзор достопримечательностей: Фудзияма, бамбуковая роща Арасияма, замок Химэдзи, остров Исигаки, парк снежных обезьян Джигокудани, национальный парк Тубо­Сангаку, водопад Кэгон. Флора и фауна: японский кедр, баньян, камфарный лавр, сакура, слива, азалия, пион, хризантема; альбатрос, норка, выдра, белка­летяга и др. Традиции: чайные ритуалы, этикет, театр и музыка, кухня). Китай (национальная живопись, архитектура, быт, одежда, кухня, праздники. Флора и фауна: бамбук, кедр, камелия, магнолия, джейран, тушканчик, гигантская панда, аллигаторы). Практические   формы   работ:   виртуальные   экскурсии   (просмотр   обучающих   фильмов,   презентаций),   групповая   работа   с   различными источниками   (карточки,   журналы,   энциклопедия,   географическая   карта),   подготовка   сообщения.   Интерактивная   викторина   на   знание достопримечательностей стран Азии, выставка творческих работ. 4. Путешествие по странам Северной Америки (4 часа) Теория США (обзор достопримечательностей: Ниагарский водопад, статуя свободы, Эмпайр­Стейт­Билдинг, Большой каньон, Бруклинский мост, Онтарио, Брайс­Каньон, Долина Монументов. Языки, религия, праздники, литература.) Мексика (Обзор достопримечательностей: Чичен­Ица, пирамида Солнца, медный каньон, Пирамиды Теотиуакан,   остров Мескальтитан, пещера кристаллов гигантов. Язык, религия, привычки, национальная кухня, праздники). Практические   формы   работ:   виртуальные   экскурсии   (просмотр   обучающих   фильмов,   презентаций),   групповая   работа   с   различными источниками (карточки, журналы, энциклопедия, географическая карта), подготовка сообщения. 5. Чудеса природы (6 часов) Теория Описание и характеристика чудес природы: Красный пляж (расположение, чем обусловлено природное явление), скала Улуру (расположение, что собой представляет, чем обусловлено), семицветные земли Шамарель (расположение, что собой представляет), Мертвое море (описание, объяснение явления). Водопады мира: Виктория, Кайетур, Вернал, Анхель, Руакана, Ниагарский, Хавасу, Игуасу, Баррон, Сан­Рафаэль. Практические формы  работы:  виртуальные   экскурсии   (просмотр   обучающих   фильмов,   презентаций),   групповая   работа   с   различными источниками (карточки, журналы, энциклопедия,), подготовка докладов. 6. Удивительные животные мира (3 часа). Теория Попугаи. Волнистый. Ара, Какаду, Какапо, Лори, Жако. Кеа. Почему попугаи разговаривают? Крокодилы. Их виды: название, описание.   Крокодиловы слёзы или почему крокодилы плачут? Чем отличается крокодил от гавиала? от каймана? (Экскурсия на крокодиловую ферму). Практические формы работы: экскурсия на крокодиловую ферму, подготовка доклада и презентации о любом удивительном животном. 7. Удивительные растения мира. (2 часа) Теория Венерина мухоловка. Биологическое описание. Механизм захлопывания ловушки.  Секвойя. Ареал, уникальность. Практические формы работы: подготовка доклада и презентации о любом удивительном растении. 3 класс 1. Достопримечательности России. (23 часа) Висим (родина Д.Н. Мамина­Сибиряка, ферма маралов, гора Белая/экскурсия), Златоуст (обзор достопримечательностей: национальный парк «Таганай»,   музей   Златоустовской   оружейной   фабрики,   башня­колокольня/экскурсия),   обелиск   «Европа­Азия»,   памятники   архитектуры России (Казанский собор, Спас­на­Крови, Петропавловская крепость, Спасская башня, Кремль, музей­заповедник «Царицыно, Воронцовский дворец,   Русский   музей,   Кронштадт),   Гатчина   (Большой   Гатчинский   дворец,   Приоратский   дворец,   горбатый   мост),   Ясная   поляна (архитектурный   ансамбль   усадьбы,   Л.   Н.   Толстой),   экскурсия   в   музей   истории   и   археологии   Урала,   заповедник   «Остров   Врангеля» (географическое   положение,   флора   и   фауна),   Государственная   Третьяковская   галерея   (виртуальный   обзор   некоторых   экспонатов), Исаакиевский собор (основные факты и виртуальный обзор), Царское село (обзор дворцов и парков музея, основные факты), Петергоф (основные сведения и виртуальный обзор). Казань (обзор достопримечательностей: башня Сююмбике, Кул­Шариф, Храм всех религий, мост Миллениум, Богоявленский собор). Практические формы работы: экскурсии по Уралу, виртуальные экскурсии (просмотр обучающих фильмов, презентаций, видеороликов), работа с географической картой, викторина, кроссворд, работа с энциклопедией, презентацией, карточками, просмотр фотографий Гатчины, экспонатов Русского музея, Петергофа, фотография Спаса­на­Крови, проектная деятельность. 2. Путешествие по европейским странам (18 часов). Финляндия (обзор достопримечательностей: крепость Свеаборг, Сенатская площадь, озеро Оулуярви, музей Арктикум, озеро Инари, деревня Санта­Клауса в Раваниеми. Традиции, обычаи, праздники, национальная кухня, костюмы.). Норвегия (обзор достопримечательностей: лестница троллей, Гейрангер­фьорд, водопад Вёрингсфоссен, музей кораблей викингов. Северное сияние. Обычаи, традиции, праздники, национальная кухня). Чехия (обзор достопримечательностей: Карлов мост, Прокопская долина, Летний дворец королевы Анны, танцующий дом и др. Острава, Пльзень, Карловы вары, Брно), Австрия (исторический центр Зальцбурга, Бельведер, дворец Шёнбрунн, водопад Криммлер, высокий Тауэрн, альпийское озеро Факер­Зе. Природа, флора и фауна. Культура, традиции, обычаи, праздники,   национальная   кухня.),   Бельгия   (Нотр­Дам,   музей   шоколада,   Брюгге,   Брюссель.   Обычаи   и   традиции.   Национальная   кухня.), Исландия (обзор достопримечательностей: голубая лагуна, Диньянди, Аскья, Национальный парк Тингведлир, мыс Дирхолаэй, вулкан Лаки, остров Суртсей. Природа. Флора и фауна. Обычаи и традиции.), Греция (обзор достопримечательностей: Афинский Акрополь, Крит, Храм Зевса в Олимпии, Колосс Родосский, Салоники, Эрехтейон. Природа, флора и фауна. Обычаи и традиции. Национальная кухня.), Венгрия (обзор достопримечательностей: цепной мост, озеро Балатон, термальное озеро Хевис, Замок Буда. Обычаи и традиции.) Практические   формы   работ:   виртуальные   экскурсии   (просмотр   обучающих   фильмов,   презентаций),   групповая   работа   с   различными источниками   (карточки,   журналы,   энциклопедия,   географическая   карта),   подготовка   сообщения.   Интерактивная   викторина   на   знание достопримечательностей, выставка творческих работ.  3. Путешествие по Африканским странам (3 часа). Теория Марокко. (обзор достопримечательностей: археологические памятники Волюбилиса,  Фес, ущелье Тодра, Шавен, водопад Узуд. Обычаи и традиции. Флора и фауна.). Танзания (обзор достопримечательностей: Килиманджаро, Занзибар, Таганьика, Конго, озеро Виктория. Флора и фауна.) Эфиопия (вулкан Эрта­Але, вулкан Даллол, озеро Тана, озеро Аббе, пещера Соф – Омар, водопад Тис­Ысат). Практические формы работы: виртуальные экскурсии (презентации, фильмы), работа с атласом, работа по карточкам в парах, подготовка сообщения о достопримечательностях стран. 4. Путешествие по странам Океании (4 часа) Теория Папуа­Новая Гвинея (остров Новая Гвинея, гора Вильгельма, остров Новая Британия, вулкан Тавурвур, Коралловое море). Маршалловы острова (Атоллы: Маджуро, Меджит, Малоэлап, Мили), Кирибати (остров Рождества, остров Банаба). Практические формы работы: виртуальная экскурсия (презентация, видео), работа с индивидуальными картами, творческая работа (макет острова, стенгазета по стране), подготовка сообщения в группе. 5. Чудеса природы (6 часов) Теория Описание чудес природы (Килиманджаро, фудзияма, озеро Хиллер, водопад Виктория, Шоколадные холмы, река Амазонка) – расположение, что собой представляет, уникальность явления природы, гипотезы. Практические формы работы: виртуальная экскурсия, подготовка викторины, работа с информацией, составление вопросов в микрогруппе. 6. Удивительные животные мира (3 часа) Теория Удивительные млекопитающие (броненосец, муравьед, краснохохлый турако, долгопят, Малазийский медведь, Ангорский кролик, Комондор, Тапир).   Удивительные   рыбы   (рыба­саблезуб,   рыба­крокодил,   рыба­клоун).   Удивительные   кошачьи   (рысь,   оцелот,   каракал,   ягуарунди, мраморная кошка, снежный барс, лев, гепард, тигр). Практические формы работы: проектная деятельность, выставка творческих работ. 7. Удивительный мир растений (2 часа) Теория Кактусы.   Разделение   кактусов   на   кустарники,   древовидные,   травянистые,   лиановидные.   Пустынные   кактусы   (Опунции,   Астрофитумы, Лофофора), лесные, домашние кактусы и их особенности. Практические формы работы: экскурсия в Ботанический сад, подготовка докладов о любом удивительном растении. Учебно­тематический план  1 класс № п / п 1 1. 1 1. 2 Название темы Количество часов всего теория практика Вводное занятие: урок­викторина «Что мы знаем об окружающем нас мире?» 1 1 Достопримечательности России (22 часа) Что я знаю о своём родном городе? Достопримечательности Екатеринбурга. Экскурсия в музей природы Урала 4 2 3 1 0 1 1 1. 3 1. 4  1. 5.     1. 6    1. 7    1. 8    1. 9    1.10    1.11    1.12    1.13 2.  2. 1 2. 2 2. 3 2. 4 2. 5. 2. 6 Экскурсия в музей Павла Петровича Бажова Экскурсия в Аква­галерею Екатеринбурга Экскурсия на Ганину Яму Озеро Байкал Золотые горы Алтая Долина гейзеров на Камчатке Гусь­Хрустальный. Особенности изготовления изделий из хрусталя. Экскурсия в стеклодувную мастерскую Вулканы Камчатки Красная Площадь Дворцовая площадь. Зимний дворец. Крейсер «Аврора» 1 1 2 1 1 2 2 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Путешествие по европейским странам (18 часов) Франция. Достопримечательности. Италия. Города Италии. Германия. Города и достопримечательности. Швейцария. Флора и фауна, климат, города и достопримечательности. Великобритания. Достопримечательности страны. Швеция. Флора и фауна, культура и достопримечательности. 2 3 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 0 0 1 0 0 1 1 1 0 0 0 1 1 1 1 0 1 2. 7 2. 8 2. 9 3. 3.1 3. 2 4.  4. 1 4. 2 5. 5. 6 5. 7 6. 6. 2 6. 3 6. 4 7. 7. 1 7.2.  7.3 Испания. Культура, традиции, флора и фауна. Дания. Достопримечательности страны. Польша. Города, достопримечательности, климат, природа. 2 1 2 1 1 1 Путешествие по Африканским странам (3 часа) Египет. Египетские пирамиды. ЮАР. Культура, флора и фауна. 2 1 1 1 Путешествие по странам Океании (4 часа) Австралия. Животные Австралии. Новая Зеландия. Флора и фауна. 2 2 Чудеса природы (6 часов) Пещеры мира. Экскурсия в Кунгурскую пещеру Галапагосские острова. 4 2 1 1 2 1 Удивительные животные мира (3 часа) Павлины Скаты и их особенности Комодские вараны 1 1 1 1 1 1 Удивительные растения мира (3 часа) Какао. Как делают шоколад? Экзотические фрукты: личи, маракуйя, ананас, манго, папайя, авокадо. Баобабы                  Итого: 1 1 1 60 1 1 1 40 1 0 1 1 0 1 1 2 1 0 0 0 0 0 0 20 Учебно – тематический план 2 класс № п / п 1 Название темы Количество часов Вводное занятие: урок­викторина «Что я знаю об окружающем нас мире?» всего теория 1 1 практика 0 Достопримечательности России (23 часа) 1. 1 1. 2 1. 3 1. 4 Заповедники и природные парки Экскурсия в «Оленьи ручьи» Сысерть­Родина П. П. Бажова Экскурсия в Сысерть+фарфоровая фабрика 1. 5.  Невьянск и его достопримечательности. Экскурсия в Невьянск. Плато Путорана Тобольск 3 2 1 2 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 6    1. 6    1. 7    1. 8 2.  2. 1 2. 2 2. 3 2. 4 2. 5. 2. 6 2. 7 2. 8 2. 9 Золотое кольцо России (достопримечательности городов) 10 Путешествие по европейским странам (18 часов) Франция. Культура, традиции. Флора и фауна. Италия. Города Италии. Культура, традиции. Флора и фауна. Германия. Города и достопримечательности. Традиции. Швейцария. Города и достопримечательности. Традиции. Великобритания. Достопримечательности страны. Традиции. Швеция. Флора и фауна, культура и достопримечательности. Испания. Культура, традиции, флора и фауна. Дания. Достопримечательности страны. Польша. Города, достопримечательности, климат, природа. 2 3 2 2 2 2 2 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 0 1 4 1 1 1 1 0 1 1 0 1 3. 3.1 3. 2 4.  4. 1 4. 2 5. 5. 1 5.2 5.3 5. 4 5.5 6. 6. 2 6. 3 7. 10. 2 10. 6 Путешествие по странам Азии (3 часа) Япония. Достопримечательности, традиции, флора и фауна. Китай. Культура, флора и фауна. 2 1 1 1 Путешествие по странам Северной Америки (4 часа) США. Достопримечательности, традиции, культура. Мексика. Достопримечательности, традиции, культура. 2 2 Чудеса природы (6 часов) Семицветные земли Шамарель 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Скала Улуру Красный пляж Мёртвое море. Водопады мира Попугаи Виды крокодилов (Гавиал) Экскурсия на крокодилью ферму «Крокодилвиль»  Удивительные животные мира (3 часа) 1 2 1 1 Удивительные растения мира (2 часа) Венерина мухоловка Секвойя Итого: 1 1 60 1 1 38 1 0 1 1 0 0 0 0 1 0 1 0 0 22 Учебно­тематический план 3 класс №  п / п Название темы Количество часов Вводное занятие: урок­викторина «Что мы знаем об окружающем нас мире?» всего теория 1 1 практика 0 1 1. 1 1. 2 1. 3 1. 4 1. 5.       1. 6      1. 7      1. 8      1. 9      1.10      1.11    1.12    1.13 2.  2. 1 2. 2 Достопримечательности России (23 часа) Экскурсия в Висим+ферма маралов+гора Белая Достопримечательности Златоуста (экскурсия) Обелиск «Европа­Азия» Памятники архитектуры России Гатчина Ясная поляна Экскурсия в музей истории и археологии Урала Остров Врангеля Государственная Третьяковская галерея Исаакиевский собор Царское село Петергоф Достопримечательности Казани 2 2 1 3 2 2 2 1 2 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Путешествие по европейским странам (18 часов) Финляндия. Достопримечательности, культура и традиции. Норвегия. Достопримечательности, культура и традиции. 2 3 2 2 1 1 0 2 1 1 1 0 1 0 0 0 1 1 1 2. 3 2. 4 2. 5. 2. 6 2. 7 2. 8 2. 9 3. 3.1 3. 2 4.  4. 1 4. 2 4.3 5. 5. 1 5. 2 5.3 5.4 5.5 5.6 7. Чехия. Города и достопримечательности. Австрия. Флора и фауна, климат, города и достопримечательности. Бельгия. Достопримечательности страны. Испания. Флора и фауна, культура и достопримечательности. Исландия. Культура, традиции, флора и фауна. Греция. Достопримечательности страны. Венгрия. Города, достопримечательности, климат, природа. 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Путешествие по Африканским странам (3 часа) Марокко.   Танзания. Культура, флора и фауна. Эфиопия 1 1 1 1 1 1 Путешествие по странам Океании (4 часа) Папуа­Новая Гвинея Маршалловы острова Кирибати Килиманджаро Фудзияма Озеро Хиллер Виктория Шоколадные холмы Амазонка 1 2 1 Чудеса природы (6 часов) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Удивительные животные мира (3 часа) 1 1 0 1 1 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 7. 2 7. 3 7. 4 8. 10. 2 10. 6 Удивительные млекопитающие Удивительные кошачьи Удивительные рыбы 1 1 1 1 1 1 Удивительные растения мира (2 часа) Виды кактусов Экскурсия в ботанический сад Итого: 1 1 60 1 1 43 0 0 0 0 0 17 Формы проведения занятий: ­ лекция; ­ беседа; ­ диалог; ­ семинар; ­ практикум; ­ экскурсия ­ видеоурок ­ викторина Защита проектов Формы работы с учащимися: индивидуальная и групповая 1.Мультимедийный проектор. Учебно – методическое обеспечение 2.Компьютер  3.Электронные карты по географии 4. Наглядные пособия по странам и достопримечательностям. Список литературы 1. Закон «Об образовании» Российской Федерации. 2. Федеральный государственный стандарт общего образования (начальное общее образование). 3. Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование) 4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев,     Д. В.  Смирнов и др.] – М.: Просвещение, 2010. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство  образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. 5. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В.  Степанов. – М.: Просвещение, 2010. 6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические  требования СанПиН 2.4.2.2821 – «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в  общеобразовательных учреждениях») 7. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 309­ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения  понятия и структуры государственного образовательного стандарта». 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального  Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, № 373. 9. Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический словарь) 10. Журналы: GEO, Вокруг света, Discovery, Наука и жизнь, Детская энциклопедия. 11. Атласы по географии. 12. А. Майсурян. Биология. Энциклопедия для детей. Том 2. Москва, Аванта+, 1995. № Дата Тема 1 03.10. Вводное занятие: урок­викторина «Что мы знаем об окружающем нас мире?» 2­5 07.10. Екатеринбург – родной город. Интересные места и достопримечательности Екатеринбурга. 10.10 14.10 17.10 6­9 21.10. Музеи Екатеринбурга. Экскурсия в музей природы Урала, дом­ музей П. П. Бажова, Аква­Галерею. 24.10. 28.10 31.10 4.11 7.11 10­ 11 Календарно­тематическое планирование 1 класс Деятельность учащихся  Высказывать своё мнение, задавать уточняющие  вопросы.  Разработка маршрута путешествия по родному  городу, виртуальные экскурсии, экскурсии по  городу, наблюдение памятников архитектуры.  Умение высказывать своё мнение, формулировать  выводы, задавать уточняющие вопросы. Вид  контроля Проект Умение высказывать своё мнение, формулировать  выводы, задавать уточняющие вопросы Доклад  Святые места Урала. Храм­на­крови и Ганина яма. Экскурсия на Ганину яму.  Видео­экскурсия, работа в группе с  информационными источниками: карточки,  фотографии храмов, энциклопедии. Умение  анализировать информацию, высказывать своё  мнение, задавать уточняющие вопросы. Экскурсия  на Ганину яму. Доклад 12 11.11. Озеро Байкал 13 14.11. Золотые горы Алтая 14­ 15 16­ 17 18­ 19 18.11 21.11 25.11 28.11 2.12. 5.12 Долина Гейзеров на Камчатке Гусь­Хрустальный Особенности изготовления изделий из хрусталя. Экскурсия в стеклодувную мастерскую Вулканы Камчатки 20 9.12 Достопримечательности Москвы. Красная площадь Видео­экскурсия, работа в группе с  информационными источниками: карточки,  фотографии островов и животных. Умение  анализировать информацию, высказывать своё  мнение, задавать уточняющие вопросы. Умение  находить причинно­следственные связи,  исследовать. Видео­экскурсия. Умение высказывать своё  мнение, формулировать выводы, задавать  уточняющие вопросы. Видео­экскурсия. Умение выявить причины  возникновения вулканов, гейзеров и горячих  источников; умение сравнивать, анализировать, делать  выводы; Видео­экскурсия. Знакомство с мастерами  стекольного дела. Умение высказывать своё  мнение, формулировать выводы, задавать  уточняющие вопросы. Экскурсия. Видео­экскурсия. Умение выявить причины  возникновения вулканов, умение сравнивать,  анализировать, делать выводы. Знакомство с достопримечательностями столицы  посредством видео­экскурсии, умение высказывать  своё мнение, формулировать выводы, задавать  Выставка  работ Выставка  работ Выставка  работ Доклад Выставка  работ Выставка  работ 21 22 12.12 16.12. Дворцовая площадь. Зимний дворец.  23 19.12. Крейсер «Аврора» 24­ 25 23.12. 26.12 26­ 28 15.01 19.01 22.01 Достопримечательности Франции Города Италии уточняющие вопросы.  Знакомство с выдающимся памятником  архитектуры, всемирно известным музеем –  Эрмитажем, историей его зарождения и развития  посредством видео­экскурсии, презентации,  беседы, групповой работы. Умение высказывать  своё мнение, формулировать выводы, задавать  уточняющие вопросы. Доклад Знакомство с историей легендарного крейсера.  Умение высказывать своё мнение, формулировать  выводы, задавать уточняющие вопросы. Выставка  работ Творческий  проект Творческий  проект Знакомство с Францией и её основными  достопримечательностями посредством видео­ экскурсий, интерактивных средств. Умение  высказывать своё мнение, формулировать выводы,  задавать уточняющие вопросы. Разработка журнала страны Знакомство с Италией и её городами. Определение  по атласу географические объектов (стран и их  городов); развитие коммуникативные способностей обучающихся через использование  информационных технологий; Умение высказывать  своё мнение, формулировать выводы, задавать  уточняющие вопросы; творческая работа ­  Венецианская маска, город, карта, рисунок. 29­ 30 26.01. 29.01 31­ 32 02.02. 05.02 33­ 34 9.02. 12.02 Германия. Города и достопримечательности. Швейцария. Флора и фауна. Климат, города. Достопримечательности. Достопримечательности Великобритании Знакомство с Германией, её городами и основными достопримечательностями(видео­экскурсия). Определение по атласу географических объектов. Умение высказывать своё мнение, формулировать выводы,   вопросы. Составление викторины, загадок, кросвордов.   уточняющие   задавать Определение географических особенностей  Швейцарии, знакомство с природой, городами и  самыми интересными достопримечательностями  страны (видео­экскурсия, интерактивные  стредства). Определение по атласу географических объектов. Умение высказывать своё мнение,  формулировать выводы, задавать уточняющие  вопросы. Умение работать в парах, группе,  сообщать главное. Знакомство с Великобританией и её главными  достопримечательностями (презентации,  интерактивные средства). Умение высказывать своё мнение, формулировать выводы, задавать  уточняющие вопросы. Умение работать в парах,  группе, сообщать главное. Просмотр фильма,  заполнение таблиц в группе, игра. Ответы на  вопросы Доклад Творческие  работы Творческая  работа  «Лондон» 35­ 36 16.02 19.02 37­ 38 21.02. 26.02 Швеция. Флора и фауна. Культура и достопримечательности. Испания. Культура. Традиции. Флора и фауна. 39 2.03. Достопримечательности Дании 40­ 41 05.03. 09.03 Польша. Города, достпримечательности, климат, природа. Определение географических особенностей  Швеции, знакомство с природой и самыми  интересными достопримечательностями страны  (видео­экскурсия, интерактивные стредства).  Изучение традиций, обычаев, праздников,  национальной кухни, одежды, музыки.   Определение по атласу географических объектов.  Умение высказывать своё мнение, формулировать  выводы, задавать уточняющие вопросы. Умение  работать в парах, группе, сообщать главное. Видео­экскурсия. Знакомство с Испанией:  географическим положением, природой, культурой. Умение высказывать своё мнение, формулировать  выводы, задавать уточняющие вопросы. Умение  работать в парах, группе, сообщать главное.  Просмотр фильма, выполнение творческой работы. Знакомство с интересными местами страны, видео­ экскурсия на родину Х.К. Андерсена, умение  высказывать своё мнение, формулировать выводы,  задавать уточняющие вопросы. Умение работать в  парах, группе, сообщать главное, рисуем замки  Дании. Творческий  проект Творческий  проект Выставка  работ Определение географических особенностей  Швеции, знакомство с природой и самыми  интересными достопримечательностями страны  (видео­экскурсия, интерактивные стредства).  Выставка  работ 42­ 43 12.03. 16.03 Египет. Египетские пирамиды. 44 19.03. ЮАР. Культура, флора и фауна. 45­ 46 23.03 26.03 47­ 48 2.04 6.04 Австралия. Животные Австралии. Новая Зеландия. Флора и фауна. Групповая творческая работа: рисуем город  Польши. Знакомство с памятниками Египта. Умение  высказывать своё мнение, формулировать выводы,  задавать уточняющие вопросы. Умение работать в  парах, группе, сообщать главное. Просмотр  фильма, выполнение творческой работы.  Построение модели пирамид. Видео­экскурсия. Знакомство с  ЮАР: природой,  традициями, обычаями. Умение высказывать своё  мнение, формулировать выводы, задавать  уточняющие вопросы. Умение работать в парах,  группе, сообщать главное. Стенгазета по стране.  Видео­эскурсия по Австралии. Знакомство с  материком и его фауной. Умение высказывать своё  мнение, формулировать выводы, задавать  уточняющие вопросы. Умение работать в парах,  группе, сообщать главное. Составление глоссария  животных. Видео­эскурсия по Новой Зеландии. Знакомство со  страной и её фауной. Умение высказывать своё  мнение, формулировать выводы, задавать  уточняющие вопросы. Умение работать в парах,  группе, сообщать главное. Составление глоссария  флоры и фауны.. Выставка  работ Выставка  работ Глоссарий  животных  Австралии Глоссарий  флоры и  фауны Новой  Зеландии 49­ 52 09.04. 13.04 16.04 20.04 53­ 54 23.04. 27.04 Пещеры мира. Экскурсия в Кунгурскую пещеру. Галапагосские острова 55 30.04 Павлины 56 04.05 Скаты и их особенности Исследование сказочного мира пещер. Видео­ экскурсии: презентации, фильмы; экскурсия в  Пермский край. Умение высказывать своё мнение,  формулировать выводы, задавать уточняющие  вопросы. Умение работать в парах, группе,  сообщать главное. Исследование уникальной природы Галапагосских  островов. Видео­экскурсии: презентации,  фотографии, энциклопедии. Умение высказывать  своё мнение, формулировать выводы, задавать  уточняющие вопросы. Умение работать в парах,  группе, сообщать главное. Составление глоссария  флоры и фауны островов. Знакомятся с описанием животного, его ареалом  обитания, питанием,  особенностями вида. Умение  высказывать своё мнение, формулировать выводы,  задавать уточняющие вопросы. Умение работать в  парах, группе, сообщать главное. Выполняют  поделку. Знакомятся с образом жизни, средой обитания и  особенностями. Умение высказывать своё мнение,  формулировать выводы, задавать уточняющие  вопросы. Умение работать в парах, группе,  сообщать главное. Работают в группе, готовят  сообщение. Проекты Глоссарий Творческая  работа Доклад 57 07.05 Комодские вараны Знакомятся с особенностями,  характерными  Выставка 58 11.05 Какао. Как делают шоколад? 59 14.05. Экзотические фрукты: личи, маракуйя, ананас, манго, папайя, 60 18.05 авокадо. Баобабы признаками, питанием, образом жизни, значением  для человека. Выполняют поделку. работ Знакомятся с процессом изготовления школодада  из какао­бобов. Исследовательская работа. Знакомятся с миром экзотических фруктов.  Исследовательская работа. Проект Знакомятся с миром удивительных деревьев Стенгазета: «Баобабы». Выставка  работ Календарно­тематическое планирование 2 класс № Дата Тема 1 02.10. Вводное занятие: урок­викторина «Что я знаю об окружающем мире?» 2­4 06.10. Заповедники и природные парки 09.10 13.10 5­6 16.10. Природный парк «Оленьи ручьи». Экскурсия. 20.10. 7­9 23.10 Сысерть­родина П. П. Бажова 27.10 30.10 Экскурсия в Сысерть+фарфоровая фабрика. Деятельность учащихся  Высказывать своё мнение, задавать уточняющие  вопросы.  Видео­экскурсия, презентации, просмотр фильмов  о заповедниках России. Работа в группе, умение  высказывать своё мнение, задавать уточняющие  вопросы. Исследовательская работа, анализ  информации. Вид  контроля Проект Умение высказывать своё мнение, формулировать  выводы, задавать уточняющие вопросы. Подготовка доклада на основе экскурсии. Умение высказывать своё мнение, формулировать  выводы, задавать уточняющие вопросы. Подготовка доклада на основе экскурсии. Доклад Доклад 10­ 03.11. Достопримечательности Невьянска. Экскурсия. Видео­экскурсия/экскурсия, работа в группе с  Выставка 11 06.11 12 10.11. Плато Путорана Тобольск Золотое кольцо России 13­ 14 15­ 24 13.11 17.11 20.11 24.11 27.11. 01.12 04.12 08.12 11.12 15.12 18.12. 22.12. информационными источниками. Умение  анализировать информацию, высказывать своё  мнение, задавать уточняющие вопросы. Умение  находить причинно­следственные связи,  исследовать. Рисование Невьянской башни. Видео­экскурсия. Умение высказывать своё  мнение, формулировать выводы, задавать  уточняющие вопросы. Рисование гор, флоры и  фауны. Видео­экскурсия. Знакомство с  достопримечательностями города. Составление  кроссворда /викторины.   фотографиями, Видео­экскурсия: изучение  презентаций, просмотр фильмов.   Работа   с   географической   картой, энциклопедией,   карточками. Составление   глоссария   достопримечательностей, умение   находить   причинно­следственные   связи, исследовать,   анализировать,   задавать   вопросы. Творческие (модели достопримечательностей,   Проектная деятельность. Составление кроссвордов.     рисунки).   работы работ Выставка  работ Кроссворд Доклад Проект Выставка  работ 25­ 26 26.12. 30.12 Франция. Культура и традиции. Флора и фауна. Видео­экскурсия. Знакомство с музеями,  искусством, архитектурой, традициями, обычаями,  Глоссарий 27­ 29 16.01 20.01 23.01 30­ 31 27.01 30.01 32­ 33 06.02 10.02 Италия. Города Италии. Культура, традиции. Флора и фауна. Германия. Города и достопримечательности. Традиции. Швейцария. Города и достопримечательности. Традиции. Кроссворд Глоссарий Ответы на  вопросы Доклад Выставка  работ праздниками, национальной кухней.  Умение  задавать вопросы, сравнивать, анализировать,  делать выводы. Составление глоссария культуры и  природы Франции. Знакомство с городами Италии, музеями,  искусством, традициями, музыкой, одеждой,  кухней посредством видео­экскурсии, умение  высказывать своё мнение, формулировать выводы,  задавать уточняющие вопросы. Составление  глоссария и викторины.  Знакомство с городами и выдающимися  памятниками архитектуры Германии, видео­ экскурсии, презентации, беседы, групповой  дискуссии. Исследование жизни населения  Германии, их обычаев и традиций. Умение  высказывать своё мнение, формулировать выводы,  задавать уточняющие вопросы. Знакомство с городами и выдающимися  памятниками архитектуры Германии, видео­ экскурсии, презентации, беседы, мозгового штурма. Исследование жизни населения Германии, их  обычаев и традиций. Умение высказывать своё  мнение, формулировать выводы, задавать  уточняющие вопросы. Рисование природных  достопримечательностей. 34­ 13.02 Великобритания. Достопримечательности страны. Традиции. Знакомство с Великобританией и её основными  Выставка 35 17.02 36­ 37 38­ 39 20.02 27.02 03.03 05.03 Швеция. Флора и фауна. Культура и достопримечательности. Испания. Культура, традиции. Флора и фауна. 40 10.03 Достопримечательности Дании 12.03 Польша. Города. Достопримечательности. Климат. Природа. 41­ 42 достопримечательностями посредством видео­ экскурсий, интерактивных средств. Умение  высказывать своё мнение, формулировать выводы,  задавать уточняющие вопросы. Исследование  традиций страны. Чаепитие как традиция  Великобритании.  Стенгазета: «Традиции  Великобритании» Знакомство со Швецией, её природой, интересными местами, праздниками, традициями, народами,  национальной кухней, искусством, музыкой,  архитектурой. Рисунок природных  достопримечательностей. Просмотр видеофильмов, презентаций. Знакомство с памятниками архитектуры, музеями, дворцами и традициями (коррида, сиеста). Умение высказывать своё   мнение,   формулировать   выводы,   задавать уточняющие   вопросы.   Рисунок   Королевского дворца. Знакомство с основными природными и  культурными достопримечательностями страны.  Беседа, групповая дискуссия, мозговой штурм,  умение высказывать своё мнение, формулировать  выводы, задавать уточняющие вопросы. Подготовка сообщений, рисование достопримечательностей. работ Выставка  работ Выставка  работ Доклад Выставка  работ Знакомство с городами, природными и  культурными достопримечательностями, природой  Выставка 17.03 43­ 44 19.03 24.03 Япония. Достопримечательности, традиции, флора и фауна. 45 26.03 Китай. Культура, флора и фауна. работ Практическая работа  Выставка  работ  Оригами Проект страны. Умение высказывать своё мнение,  формулировать выводы, задавать уточняющие  вопросы. Умение работать в парах, группе,  сообщать главное. Просмотр фильма, заполнение  таблиц в группе, игра. Определение географических особенностей  Японии, знакомство с природой и самыми  интересными достопримечательностями страны  (видео­экскурсия, интерактивные стредства).  Изучение традиций, обычаев, праздников,  национальной кухни, одежды, музыки.   Определение по атласу географических объектов.  Умение высказывать своё мнение, формулировать  выводы, задавать уточняющие вопросы. Умение  работать в парах, группе, сообщать главное.  Исскуство икебана, веер, оригами. Видео­экскурсия. Знакомство с Китаем:  географическим положением, природой, культурой, памятниками архитектуры. Умение высказывать  своё мнение, формулировать выводы, задавать  уточняющие вопросы. Умение работать в парах,  группе, сообщать главное. Просмотр фильма,  выполнение творческой работы. 46­ 47 02.04. 06.04 США. Достопримечательности, традиции, культура. Знакомство с интересными местами страны,  чудесами природы, памятниками архитектуры,  праздниками, национальной кухней. Умение  Ответы на  вопросы 48­ 49 09.04. 13.04 Мексика. Достопримечательности, традиции и культура. 50 16.04. Семицветные земли Шамарель 51 20.04. Скала Улуру 52 24.04 Красный пляж высказывать своё мнение, формулировать выводы,  задавать уточняющие вопросы. Умение работать в  парах, группе, сообщать главное. Интерактивная  игра: «Достопримечательности США». Знакомство с интересными местами страны,  чудесами природы, памятниками архитектуры,  праздниками, национальной кухней. Умение  работать в парах, группе, сообщать главное.  Интерактивная игра: «Достопримечательности  Мексики». Знакомство с чудом природы: описание, что собой  представляет. Рисунок чуда природы. Умение  высказывать своё мнение, формулировать выводы,  задавать уточняющие вопросы. Знакомство с чудом природы: расположение, что  собой представляет, чем обусловлено. Рисунок  скалы. Умение высказывать своё мнение,  формулировать выводы, задавать уточняющие  вопросы.  Знакомство с чудом природы: расположение, чем  обусловлено природное явление. Рисунок Красного пляжа. Умение высказывать своё мнение,  формулировать выводы, задавать уточняющие  вопросы. Ответы на  вопросы Выставка  работ Выставка  работ Выставка  работ 53 27.04 Мёртвое море Знакомство с чудом природы: описание,  Доклад 54­ 55 04.05 11.05 Водопады мира 56 15.05. 57­ 58 18.05 21.05 Попугаи Виды крокодилов (Гавиал) Экскурсия на крокодилью ферму «Крокодилвиль» объяснение явления. Групповая дискуссия,  мозговой штурм. Умение высказывать своё мнение,  формулировать выводы, задавать уточняющие  вопросы. Знакомство   с   водопадами   мира:   Виктория, Кайетур,   Вернал,   Анхель,   Руакана,   Ниагарский, Хавасу, Игуасу, Баррон, Сан­Рафаэль. Сравнение, анализ.  Умение   высказывать   своё   мнение, формулировать   выводы,   задавать   уточняющие вопросы.   Составление   кроссворда,   подготовка сообщения. Исследовательская работа: «Почему попугаи  разговаривают?» Знакомятся с описанием животного, его ареалом  обитания, питанием,  особенностями вида.  Крокодилы. Их виды: название, описание.   Крокодиловы слёзы или почему крокодилы плачут? Чем отличается крокодил от гавиала? от каймана?  (Экскурсия на крокодиловую ферму). Умение  высказывать своё мнение, формулировать выводы,  задавать уточняющие вопросы. Умение работать в  парах, группе, сообщать главное. Выполняют  поделку. Доклад проект Выставка  работ 59 25.05 Венерина Мухоловка 60 29.05 Секвойя Знакомство с уникальностью растения.  Биологическое описание. Механизм захлопывания  ловушки. Рисование растения. Выставка  работ Знакомство с уникальными деревьями.  Уникальность, размеры, ареал. Рисование секвойи. Выставка  работ Календарно­тематическое планирование 3 класс № Дата Тема 1 02.10. Вводное занятие: урок­викторина «Что я знаю об окружающем мире?» 2­3 06.10. Экскурсия в Висим+ферма маралов+гора Белая 09.10 4­5 13.10. Достопримечательности Златоуста. Экскурсия. 16.10. Деятельность учащихся  Высказывать своё мнение, задавать уточняющие  вопросы.  Умение высказывать своё мнение, задавать  уточняющие вопросы. Исследовательская работа,  анализ информации. Видео­экскурсия/экскурсия, работа в группе с  информационными источниками. Умение  анализировать информацию, высказывать своё  мнение, задавать уточняющие вопросы. Умение  находить причинно­следственные связи,  исследовать. Вид  контроля Доклад Доклад 6 20.10 Обелиск «Европа­Азия» 7­9 23.10. Памятники архитектуры России 27.10 30.10 03.11. 06.11 10.11 13.11 17.11 20.11 24.11. 10­ 11 12­ 13 15­ 16 17 Гатчина Ясная поляна Экскурсия в музей истории и археологии Урала Остров Врангеля Умение высказывать своё мнение, формулировать  выводы, задавать уточняющие вопросы.  Рисование  обелиска. Выставка  работ Видео­экскурсия/экскурсия, работа в группе с  информационными источниками. Знакомство с   памятниками архитектуры: соборами, усадьбами,  дворцами. Умение анализировать информацию,  высказывать своё мнение, задавать уточняющие  вопросы. Умение находить причинно­следственные  связи, исследовать. Составление кроссвордов,  викторин. Рисование стенгазеты. Видео­экскурсия. Знакомство с дворцами, замками  Гатчины, историей города. Умение высказывать  своё мнение, формулировать выводы, задавать  уточняющие вопросы. Рисование Гатчинского  дворца. Видео­экскурсия по Литературному музею, виртуальная прогулка по усадьбе. Изучают жизнь Л. Н. Толстого в  Ясной поляне, основные факты о писателе. Подготовка  сообщения в микрогруппе. Творческий  проект  Выставка  работ Доклад Высказывать   своё   мнение,   задавать   уточняющие вопросы. Доклад Видео­экскурсия. Знакомство с заповедником, его  флорой и фауной. Составление глоссария. Глоссарий 18­ 19 27.11 01.12 Государственная Третьяковская галерея 20 04.12 Исаакиевский собор 21 08.12 Царское село 22 11.12 Петергоф Знакомство с экспонатами, великими  художниками, посредством видео­экскурсии,  умение высказывать своё мнение, формулировать  выводы, задавать уточняющие вопросы.  Составление глоссария и рисование одного из  экспонатов, выставка работ.  Знакомство с великим памятником архитектуры  посредством видео­экскурсии, презентации,  беседы, групповой дискуссии. Исследование  истории построения собора, собор­музей. Умение  высказывать своё мнение, формулировать выводы,  задавать уточняющие вопросы. Рисуем  Исаакиевский собор. Знакомство с историей, парками и дворцами.  Умение высказывать своё мнение, формулировать  выводы, задавать уточняющие вопросы. Рисование  парков Царского села. Знакомство с городом на берегу Финского залива,  его историей, памятниками архитектуры. Умение  высказывать своё мнение, формулировать выводы,  задавать уточняющие вопросы. Групповая  дискуссия, работа в группе по карточкам,  фотографиям Петергофа. Тврорческая работа:  «Фонтаны Петергофа». Выставка Выставка  работ Выставка  работ Выставка  работ 23­ 25 15.12 18.12 26­ 27 22.12 25.12 28­ 30 29.12 15.01 31­ 32 19.01 22.01 Достопримечательности Казани Финляндия. Достопримечательности, культура и традиции. Норвегия. Достопримечательности, культура и традиции. Чехия. Города и достопримечательности. Знакомство с Казанью и её основными  достопримечательностями посредством видео­ экскурсий, интерактивных средств. Умение  высказывать своё мнение, формулировать выводы,  задавать уточняющие вопросы. Исследование  традиций страны. Викторина:  «Достопримечательности Казани». Просмотр видеофильмов, презентаций. Знакомство с   памятниками   архитектуры,   музеями,   замками   и традициями, природными достопримечательностями.    Умение   высказывать своё   мнение,   формулировать   выводы,   задавать уточняющие вопросы. Рисунок замков Финляндии.   Знакомство с основными природными и  культурными достопримечательностями страны.  Беседа, групповая дискуссия, мозговой штурм,  умение высказывать своё мнение, формулировать  выводы, задавать уточняющие вопросы. Подготовка сообщений, рисование достопримечательностей. Знакомство с городами, природными и  культурными достопримечательностями, природой  страны. Умение высказывать своё мнение,  формулировать выводы, задавать уточняющие  вопросы. Умение работать в парах, группе,  сообщать главное. Просмотр фильма, заполнение  таблиц в группе, игра. Творческий  проект Выставка  работ Доклад Выставка  работ Выставка  работ 33­ 34 26.01 29.01 Австрия. Флора и фауна, климат, города и достопримечательности. 35­ 36 02.02 05.02 37­ 38 12.02 16.02 Бельгия. Достопримечательности страны. Испания. Флора и фауна, культура и достопримечательности. Проект  проект Ответы на  вопросы Определение географических особенностей  Японии, знакомство с природой и самыми  интересными достопримечательностями страны  (видео­экскурсия, интерактивные стредства).  Изучение традиций, обычаев, праздников,  национальной кухни, одежды, музыки, литературы.  Определение по атласу географических объектов.  Умение высказывать своё мнение, формулировать  выводы, задавать уточняющие вопросы. Умение  работать в парах, группе, сообщать главное.  Разработка журнала страны. Видео­экскурсия. Знакомство с природными и  культурными достопримечательностями,  традициями приготовления Бельгийского  шоколада. Умение работать в парах, группе,  сообщать главное. Просмотр фильма, разработка  журнала страны.. Знакомство с интересными местами страны,  чудесами природы, памятниками  архитектуры,традициями, праздниками,  национальной кухней. Умение высказывать своё  мнение, формулировать выводы, задавать  уточняющие вопросы. Умение работать в парах,  группе, сообщать главное. Интерактивная игра:  «Испания». 39­ 19.02 Исландия. Культура, традиции, флора и фауна. Знакомство с интересными местами страны,  Творческая 40 26.02 41 02.03 Греция. Достопримечательности страны. 42 05.03 Венгрия. Города, достопримечательности, климат, природа. 43 09.03 Марокко чудесами природы, памятниками архитектуры,  праздниками, национальной кухней. Умение  работать в парах, группе, сообщать главное.  Стенгазета: «Исландия». Видео­экскурсия. Знакомство с природными и  культурными достопримечательностями,  традициями приготовления Бельгийского  шоколада. Умение работать в парах, группе,  сообщать главное. Составление кроссвордов,  викторин. Рисуем памятники архитектуры Греции. Видео­экскурсия. Знакомство с городами,  природными и культурными  достопримечательностями, природой страны.  Умение высказывать своё мнение, формулировать  выводы, задавать уточняющие вопросы. Умение  работать в парах, группе, сообщать главное.  Просмотр фильма, заполнение таблиц в группе,  игра.   Видео­экскурсия.   Знакомство   с   культурными достопримечательностями, и традициями.  Умение   высказывать   своё   мнение, формулировать   выводы,   задавать   уточняющие вопросы. Составление викторины по стране. обычаями     работа Проект Выставка  работ Практическая работа Ответы на  вопросы 44 12.03 Танзания Видео­экскурсия.   Знакомство   с   природными достпримечательностями   и   природой   страны. Групповая   дискуссия,   мозговой   штурм.  Умение Выставка  работ 45 16.03 Эфиопия 46 19.03 Папуа­Новая Гвинея 47­ 48 23.03 02.04 49 06.04 Маршалловы острова Кирибати 50 09.04 Килиманджаро высказывать своё мнение, формулировать выводы, задавать уточняющие вопросы. Рисуем природные достопримечательности (стенгазета). Видео­экскурсия. Знакомство с природными  достопримечательностями. Умение высказывать  своё мнение, формулировать выводы, задавать  уточняющие вопросы. Рисуем природные  достопримечательности. Видео­экскурсия. Знакомство с природными  достопримечательностями. Умение высказывать  своё мнение, формулировать выводы, задавать  уточняющие вопросы. Рисуем природные  достопримечательности. Видео­экскурсия. Знакомство с природными  достопримечательностями. Умение высказывать  своё мнение, формулировать выводы, задавать  уточняющие вопросы. Выполняем модель островов. Видео­экскурсия. Знакомство с природными  достопримечательностями. Умение высказывать  своё мнение, формулировать выводы, задавать  уточняющие вопросы. Рисуем природные  достопримечательности Доклад Выставка  работ Выставка  работ Выставка  работ Знакомство   с   чудом   природы:   расположение,   что собой   представляет,   уникальность   явления природы,   гипотезы.  Умение   высказывать   своё Выставка  работ 51 13.04 Фудзияма 52 16.04 Озеро Хиллер 53 20.04 Виктория 54 23.04 Шоколадные холмы 55 27.04 Амазонка   формулировать   выводы, мнение, уточняющие вопросы. Рисуем гору.   задавать Знакомство с чудом природы: расположение, что  собой представляет, уникальность явления  природы, гипотезы. Умение высказывать своё  мнение, формулировать выводы, задавать  уточняющие вопросы. Рисуем вулканы. Знакомство с чудом природы: расположение, что  собой представляет, уникальность явления  природы, гипотезы. Умение высказывать своё  мнение, формулировать выводы, задавать  уточняющие вопросы. Рисуем озеро. Знакомство с чудом природы: расположение, что  собой представляет, уникальность явления  природы, гипотезы. Умение высказывать своё  мнение, формулировать выводы, задавать  уточняющие вопросы. Рисуем водопад. Знакомство с чудом природы: расположение, что  собой представляет, уникальность явления  природы, гипотезы. Умение высказывать своё  мнение, формулировать выводы, задавать  уточняющие вопросы. Рисуем Шоколадные холмы. Выставка  работ Выставка  работ Выставка  работ Выставка  работ Знакомство с чудом природы: расположение, что  собой представляет, уникальность явления  природы, гипотезы. Умение высказывать своё  Выставка  работ 56 30.04 Удивительные млекопитающие 57. 04.05 Удивительные кошачьи. Экскурсия в зоопарк. 58. 07.05 Удивительные рыбы 59. 11.05 Виды кактусов 60. 14.05 Экскурсия в Ботанический сад. мнение, формулировать выводы, задавать  уточняющие вопросы. Рисуем Амазонку. Знакомство с удивительным миром  млекопитающих. Исследовательская работа.  Умение анализировать, находить причинно­ следственные связи, задавать уточняющие вопросы. Знакомство с удивительным миром кошачьих.  Исследовательская работа: «Какие болезни лечат  кошки?», «Породы кошек». Умение анализировать,  находить причинно­следственные связи, задавать  уточняющие вопросы. Экскурсия в зоопарк. Знакомство с удивительным миром рыб и  подводным миром. Исследовательская работа:  «Тайны подводного мира». Умение анализировать,  находить причинно­следственные связи, задавать  уточняющие вопросы. Творческая работа: «Рисуем  подводный мир, пластилинография». Проект/докла д Доклад Выставка  работ Знакомство с удивительным миром кактусов, их  видами и иособенностями. Исследовательская  работа: «Выращивание домашних кактусов».  Составление викторины: «Кактусы». Ответы на  вопросы Умение высказывать своё мнение, формулировать  выводы, задавать уточняющие вопросы. Доклад

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018