Сущность нравственного воспитания
Оценка 4.9

Сущность нравственного воспитания

Оценка 4.9
Раздаточные материалы
doc
администрации
Взрослым
14.04.2018
Сущность нравственного воспитания
В этическом словаре под моралью, или нравственностью понимается специфическая форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность принципов, требований. Норм и правил, регулирующих поведение человека во всех без исключения сферах его общественной и личной жизни, его отношение к обществу, к той социальной группе. Представителем которой он является, к себе как к члену данного общества, а также к выполнению возложенных на него социальных обязанностей.С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И. Мы видим: “Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами “. В. И. Даль толковал слово мораль как “нравственное ученье, правила для воли, совести человека”.
Сущность нравственного воспитания.doc
Сущность нравственного воспитания С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И. Мы видим:   “Нравственность   ­   это   внутренние,   духовные   качества,   которыми руководствуется   человек,   правила   поведения, определяемые этими качествами “.   этические   нормы, В. И. Даль толковал слово мораль как “нравственное ученье, правила для воли, совести человека”. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию   мораль.  “Мораль  (латинское   mores­нравы)   ­   нормы,   принципы, правила   поведения   людей,   а   также   само   человеческое   поведение   (мотивы поступков, результаты деятельности). А так же  чувства, суждения, в которых выражается   нормативная   регуляция   отношений   людей   друг   с   другом   и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)”  В  этическом   словаре   под   моралью,   или   нравственностью   понимается специфическая форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность   принципов,   требований.   Норм   и   правил,   регулирующих поведение   человека   во   всех   без   исключения   сферах   его   общественной   и личной   жизни,   его   отношение   к   обществу,   к   той   социальной   группе. Представителем которой он является, к себе как к члену данного общества, а также к выполнению возложенных на него социальных обязанностей. В   детской   энциклопедии   под   нравственностью   подразумевается совокупность   исторически   изменяющихся   принципов.   Правил   и   норм, регулирующих поведение людей. В   отношении   между   людьми   всегда   высоко   ценились   нравственные чувства,   такие   моральные   качества   как   доброта,   милосердие,   терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания. Л.   Ф.   Болотина   характеризовала   нравственное   воспитание   как формирование   у   школьников   морального   сознания,   нравственных   чувств. Навыков и привычек нравственного поведения, т.е. моральных качеств.[4 с.48] В педагогической энциклопедии под нравственным воспитанием понимается целенаправленное   формирование   нравственного   сознания,   развитие нравственных   чувств   и   выработка   навыков   и   привычек   нравственного поведения. Харламов   считал,   что   нравственное   воспитание   ­   это   процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка. Оно предполагает   становление   отношений   ребенка   к   Родине,  к   труду,   к   своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе. Нравственное воспитание   объединяет   таким   образом   патриотическое,   экологическое, эстетическое   воспитание.   Нравственное   воспитание   способствует превращению   социально   необходимых   требований   общества   во   внутренние стимулы   личности   каждого   ребенка,   такие   как   долг,   честь,   совесть, достоинство.   Нравственность   выполняет   роль   “компаса”   поведения, позволяющего   ориентироваться   в   жизни.   Через   систему   ориентаций,   норм, оценок, идеалов она регулирует поведение людей.  Нравственное   сознание­   отражение   в   сознании   человека   принципов нравственности, т.е. норм поведения, регулирующих отношение людей друг к другу   и   к   обществу.   Нравственное   сознание   выражается   в   форме нравственных понятий и убеждений. Наиболее общие нравственные понятия, в которых   отражаются   существенные   стороны   нравственных   отношений, называются нравственными категориями и рассматриваются наукой о морали ­   этикой.   Важнейшими   нравственными   понятиями   являются   добро, справедливость,     счастье.  Содержание   нравственного   понятия   связано   с оценкой и поступка, и его мотива. Так же как и нравственность  в целом, нравственные   понятия   не   являются   абсолютными,   а   меняются   от   эпохи   к эпохе.  Нравственные   чувства  ­   переживание   человека   своего   отношения   к поступкам   и   действиям,   регулируемыми   нормами   нравственности. Нравственные   чувства   наряду   с   интеллектуальными   и   эстетическими относятся к высшим чувствам, наиболее богатым по содержанию и сложным по   структуре.   К   сфере   нравственных   чувств   относятся:   сопереживание, сочувствие,   эмпатия,   чувства   долга,   ответственности   за   результаты   своей деятельности, честь, ответственность за свое поведение и т. д.  Поведение,   обусловленное   нравственными   нормами   и   принципами, регулирующими   отношения   людей   в   обществе,   принято   считать нравственным поведением.  Важнейшим условием воспитания нравственного поведения   является   формирование   нравственного   сознания,   нравственных понятий,   нравственных   чувств.   Из   определений   нравственных   понятий вытекает взаимосвязь и взаимозависимость задач нравственного воспитания. Общеобразовательная школа ставит перед собой следующие задачи по нравственному воспитанию: 1.   раскрывать   учащимся   содержание   общечеловеческих,   нравственных ценностей и обосновывать их значение для общества в целом и для личности каждого ученика в отдельности; 2.   добиваться   превращения   общественных   норм   и   правил   поведения   в глубокие личные убеждения учащихся, в их действенно ­ волевую сферу; 3.   прививать   школьникам   добросовестное   и   постоянное   выполнение нравственных   норм   и   правил   поведения   дома,   в   школе,   в   общественных местах; 4.   воспитывать   невосприимчивость   к   аморальному   поведению   в   учебной, трудовой, общественной деятельности, в личных делах и поступках учащихся; 5.   воспитывать   разнообразные   положительные   привычки,   помогающие нормально расти, развиваться и организовывающие поведение ребенка; вежливости, 6.   формировать   у   детей   культуру   поведения,   воспитывать   их   дома,   в общественных местах, соблюдая общепринятые нормы поведения; 7.   учить   детей   уважительно   относиться   к   окружающим,   считаться   с   их мнением, интересами, удобствами; 8. воспитывать навыки и культуру общения со взрослыми и сверстниками, выражающиеся   в   общительности,   предупредительности, сдержанности,   деликатности,   скромности,   чуткости,   умении   считаться   с интересами других; 9. воспитывать культуру речи, т. е. умение вежливо разговаривать, обращаться к   взрослым   на   “вы”,   по   имени   и   отчеству,   говорить   с   четкой   дикцией, приветливо и без лишней жестикуляции; 10.  воспитывать бережное отношение к окружающей природе (умение видеть прекрасное,   стремиться   беречь   природу,   действовать   соответственно правилам и т. д.); 11.   вырабатывать   у   ребенка   элементарные   навыки   организации   своего свободного времени в соответствии с установленным распорядком в школе, в семье; 12.   формировать   у   ребенка   разумные   потребности   и   воспитывать   чувство долга. Поэтому   необходима   целенаправленная   работа   по   ознакомлению учащихся   с   общечеловеческими   нормами   и   правилами   поведения   дома,   в школе,   общественных   местах,   во   взаимоотношениях   между   сверстниками, мальчиками   и  девочками,  по   отношению  к   родной  природе,  животным,  по отношению   к   самому   себе.   Разумеется,   воспитание   общечеловеческих, нравственных   ценностей   должно   происходить   с   учетом   национальных особенностей,   на   культурно­   национальной   основе,   с   учетом   привычек, обычаев и традиций своего народа. Подлинный, глубинный действенный процесс нравственного воспитания заключается   в   разрешении   противоречий   между   ребенком,   его самоутверждением   и   жизнью.   Школьник   обретает   хорошие   или   дурные моральные   качества   благодаря   тому,   каким   он   выходит   из   жизненных ситуаций, какой делает нравственный выбор, какие совершает поступки. Либо приобретает умение управлять собой, преодолевать внешние препятствия и внутренние   слабости,   либо   ситуация   захватывает   его,   порождает растерянность и страх, подавляет, заставляет  обманывать  и лицемерить. В процессе   преодоления   жизненных   трудностей   и   противоречий,   глубоких эмоциональных   переживаний   ребенок   развивает   в   себе   основу нравственности­ нравственное и эстетическое чувство, потребность в добром деянии и нравственном удовлетворении. Каждая   из   указанных   задач   выполняет   определенные   функции,   а   в совокупности   они   раскрывают   технологию   воспитания   у   школьников целостной структуры нравственных ценностей. В каждом конкретном случае могут   взаимодействовать   разные   стороны   процесса:   нравственное просвещение, убеждение и приучение, возможно равномерное взаимодействие всех трех сторон воспитания. Логическая   структура   нравственного   воспитания   представляется следующим образом. Важнейшей задачей этого процесса является овладение учащимися знаниями норм и правил поведения. Без знания норм и правил поведения   невозможно   подвести   учащихся   к   убеждению,   тем   более   к   их реализации.   Если   какие­   то   нормы   нравственного   поведения   и   будут вырабатываться,   то   неосознанно,   методом   проб   и   ошибок.   Поэтому необходимо систематическое и целенаправленное воспитание у школьников нравственного поведения с ранних детских лет. Все   зависит   от   возраста,   но   логически   всегда   надо   начинать   с нравственного   просвещения.   Хотя   в   каждом   конкретном   случае   началом может быть и поступок, и соучастие, и чувство. Знание основ морали поможет учащимся   глубже   осмыслить   свое   поведение   и   оценить   поступки   других, разобраться   в   сложных   ситуациях   взаимоотношений   со   сверстниками   и старшими, знакомыми и незнакомыми людьми. Все   это   осуществимо   средствами   специально   организованного этического   воспитания   школьников,   органически   вплетённого   в   учебно­ воспитательный процесс и составляющего его неотъемлемую часть.  При   этом,   этика,   как   наука   о   нравственной   жизни   человека (А.Швейцер),   о   нравственном   добре   и   зле,     и   об   осуществлении   его   в поведении человека (Н.О.Лосский), способна выйти на глубинный этический диалог со школьниками о самых главных вопросах  человеческого бытия и смысла жизни. Сегодня это становится особенно значимо.  Как же осуществлять этическое воспитание школьников?  Школе   необходима   целостная   система   воспитания   основ   этической культуры как средство и процесс нравственного развития учащихся.  В чём суть такой системы?  Учебно­воспитательный  процесс школы ­ системообразующий  фактор организации жизнедеятельности детей, и этическое воспитание должно стать одним   из   обязательных   компонентов   данного   процесса.   Ведь   школа   как социальный организм может и должна стать для ребёнка в этот кризисный период той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы воспитательная этическая система   не   только   взаимодействовала   со   всеми   составными   компонентами школьной   жизни:   уроком,   переменой   как   продуманной   организацией межурочного пространства, внеурочной деятельностью, но и обеспечивала их этическим содержанием.  Эти позиции лежат в основе широко апробированной в педагогической практике системы воспитания основ этической культуры школьников.  Она   основана   на   логической   взаимосвязи   следующих   структурных компонентов: этический   урок   как   специализированный   учебный   предмет,  построенный по инновационной методике с сюжетно­игровой основой;  повседневная   педагогически   инструментированная   методика  "этического заряда", действующая в системе свободного общения детей на перемене   и   в   послеурочное   время.   Методика   предполагает   сочетание этической   установки   на   доброжелательность   и   уважение   в   отношениях   с другими  с формами предупреждения   конфликтных  ситуаций  и достойного выхода из них;  общеколлективная   внеклассная   деятельность   с   этической  направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие.  Каждый из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность, осуществляет определённую часть общей педагогической задачи, предусматривающей гуманистическое влияние на жизнедеятельность школьников.  Целевая   установка   выделенных   компонентов   ­   реализовать гуманистическую   парадигму   воспитания   в   школе.   Насколько   богат воспитательный потенциал таких уроков, можно увидеть, лишь введя их в практику образовательных учреждений. Ведь этика, по словам А. Швейцера, область   деятельности   человека,   направленная   на   внутреннее совершенствование   личности,   так   как   это   наука   о   нравственной   жизни человека. В этике, считает он, проявляется живое отношение к живой жизни.  Отношение к жизни и человеку как наивысшей ценности и должно стать содержанием   курса   этики   в   школе,   закладывающего   основу   этической культуры в подрастающем поколении

Сущность нравственного воспитания

Сущность нравственного воспитания

Сущность нравственного воспитания

Сущность нравственного воспитания

Сущность нравственного воспитания

Сущность нравственного воспитания

Сущность нравственного воспитания

Сущность нравственного воспитания

Сущность нравственного воспитания

Сущность нравственного воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2018