Использование малых форм физического воспитания для сохранения здоровья и повышения уровня двигательной активности детей
Оценка 4.6


Использование малых форм физического воспитания для сохранения здоровья и повышения уровня двигательной активности детей

Оценка 4.6
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 29.03.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Использование малых форм физического воспитания для сохранения здоровья и повышения уровня двигательной активности детей
Cвидетельство участника
249


Использование малых форм физического воспитания для сохранения здоровья и повышения уровня двигательной активности детей

Одной из важнейших задач организации образовательного процесса в школе является поиск таких способов организации процесса обучения, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и социального развития обучающихся, профилактике их переутомления. Напряженный умственный труд обучающихся, влечет за собой появление утомляемости, из-за чего ухудшается качество усвоения изучаемых материалов. Отдых позволяет восстановить работоспособность и улучшить качество обучения. При недостаточном отдыхе продуктивность остается невысокой, а переутомление сохраняется. Преимущественно переутомление вызывается нарушениями правил организации труда, а также выполнением деятельности, которая связана со значительными физическими и нервно-психическими нагрузками. Также следует отметить и необходимость соблюдения правил гигиены труда.

Под утомлением понимается состояние, при котором снижается работоспособность. Силы естественным образом истощаются, так как организм интенсивно и длительно работает. Утомление выступает в качестве сигнала о том, что необходимо отдохнуть.

В зависимости от видов нагрузок утомление бывает:

  • умственным;
  • физическим;
  • сенсорным;
  • позотоническим;
  • двигательным и пр.

Общей чертой всех видов утомления является нарастание признаков физиологического дискомфорта и возникновения отрицательных эмоций, вследствие чего может проявляться апатия, раздражительность и агрессивность. Наблюдается снижение внимания, качества и скорости выполнения заданий, повышается показатель совершаемых ошибок.

Для того чтобы работоспособность поддерживалась на оптимальном уровне в течение всей учебной недели, требуется обеспечить соответствие учебной нагрузки возрасту обучающегося. Также следует организовать правильный режим занятий, обеспечить адекватность методики преподавания. Учитель должен своевременно реагировать на утомление обучающихся в процессе занятий.

Существенное значение имеет создание оптимального микроклимата в классе и рекреационных помещениях, показатель освещенности рабочего места обучающегося, правильность рассадки, эргономичность мебели и т.п.

Развитие утомления обусловлено ограничениями в двигательной активности обучающихся. Например, у обучающегося 1 класса, уровень двигательной активности уменьшается почти на 50%. Организация современного процесса обучения приводит к тому, что процент статистического компонента достигает 80-85% дневного времени, т.е. дети преимущественно сидят.

Парадоксальность ситуации состоит в том, что успешность усвоения программы напрямую зависит от показателя активности детей, а двигательная активность в школе минимальна. Длительное нахождение ребенка в положении сидя приводит к:

  • изменениям в процессах возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга;
  • снижению работоспособности (физической и умственной);
  • неполноценному снабжению организма кислородом;
  • замедлению восстановительных процессов.

Для того чтобы минимизировать подобные последствия, необходимо создать условия для правильной организации двигательного режима школьников. Отлично себя зарекомендовало включение в режим дня физкультурно-оздоровительных мероприятий. Речь идет о вводной гимнастике до начала учебных занятий, микросеансах отдельных упражнений, физкультурных минутках и паузах. Все это относится к малым формам физического воспитания.

Внедрение малых форм физического воспитания позволяет ускорить восстановительные процессы, оптимизировать текущую работоспособность и осуществить профилактику отрицательного воздействия выполняемой деятельности на организм. При систематическом выполнении малые формы позволяют оптимизировать функциональное состояние организма, обеспечить оптимальный уровень работоспособности, сохранить детское здоровье и повысить уровень двигательной активности. Выбор и форма организации малых форм физкультуры определяются возрастными особенностями обучающихся, направлением текущей работы, характера выполняемого труда и преимущественной рабочей позой.

Оздоровительные компоненты могут использоваться на каждом уроке в виде физкультминуток. Под физкультминуткой понимаются серии кратковременных физических упражнений, целью которых является активный отдых. В течение уроков, относящихся к теоретическому циклу, рекомендуется выполнять 3-5 физических упражнений длительностью 2-3 минуты. На уроках труда физкультминутке можно отвести 5-7 минут.

Проведение физкультминуток рекомендовано спустя 20-30 минут с момента начала занятия либо, когда проявляются первые признаки утомления. К признакам утомления относятся:

  • невнимательность;
  • неправильная рабочая поза;
  • растормаживание двигательной сферы.

Если возникает необходимость, то количество физкультминуток можно увеличивать.

Выбирать упражнения для физкультминуток следует таким образом, чтобы присутствовали движения на формирование правильной осанки, укрепление зрительной системы, улучшение работы дыхательной системы. Упражнения должны обеспечивать нагрузку тем мышцам, которые остаются без нагрузки во время текущей работы. Обязательным условием является наличие упражнений, помогающих расслабить мышцы, на которые оказывается существенная статистико-динамическая нагрузка. Важное значение имеет проведение физкультминуток в чистом и хорошо проветренном помещении.

Для сохранения интереса к проводимым упражнениям необходимо разнообразие различных вариантов обучения, в том числе чтение стихов, музыкальное сопровождение, организация соревнований, речитативы и пр. Благодаря применению малых форм физического воспитания достигается сохранение высокой работоспособности на протяжении всего дня и недели, минимизируется вероятность развития утомления.

Выполняя физические упражнения, следует учитывать психологическое настроение обучающихся, так как душевное и физическое начало взаимосвязаны между собой. Предлагаемые упражнения характеризуются простотой и высокой эффективностью, отсутствием необходимости использования специального оборудования. Их можно использовать в классе в качестве отдельных упражнений либо в виде комплекса.

Характеристика базовых упражнений

Обязательным условием является естественность и спокойствие дыхания. Если дополнительно в описании к упражнению не указана необходимость задержки дыхания, то его задерживать не требуется.

Упражнение «Общая растяжка»

В положении стоя поднимаются руки и фиксируются на уровне груди, после чего они медленно вытягиваются перед собой. Важно ощутить растягивание локтевых суставов. Затем руки отводятся назад до упора на уровне плеч и опускаются таким образом, чтобы руки оказались в «замке» за спиной. Корпус должен удерживаться в прямом положении, нагибаться вперед не нужно.

Руки поднимаются за спиной до максимально возможного положения, после чего следует совершить медленный прогиб назад. Ноги в коленях сгибаться не должны. После прогиба назад до упора следует остановиться, ощущая растяжку, и стоять так в течение 5 секунд. Руки поднимаются вверх над спиной, удерживаясь в «замке», с одновременным прогибом назад. Колени и локти должны оставаться прямыми. Продолжается прогиб вперед до упора таким образом, чтобы возникло ощущение умеренной растяжки позвоночника. В такой позе надо находиться десять секунд, после чего немного выпрямиться, отводя правую ногу в сторону. Снова надо прогнуться вперед и попытаться прикоснуться лбом к коленям без сгиба правой ноги, что позволит растянуть мышцы. Удерживается поза в течение 10 секунд. Затем идет повторное упражнение со сменой ноги.

Упражнение «Простой перекрут»

Обучающийся должен сидеть на стуле, положив правую ногу на левую. Правая рука отводится за спину и обхватывает край спинки стула с наружной стороны. Левую руку следует продвинуть под правым коленом и обхватить под левым коленом мышцу. В данном положении осуществляется медленный разворот корпуса в правую сторону до упора, при этом должна ощущаться растяжка позвоночника и поясничного отдела. Замереть в этой позе на 5 секунд.

Затем медленно нужно повернуться вперед и в течение 5 секунд отдыхать. Снова повторяем упражнение со сменой рук и ног. На каждую сторону надо совершить по два повтора.

Упражнение «Вращение шеи с наклоном»

Голова наклоняется медленно вперед до того момента, как подбородок коснется груди и появится ощущение растяжки шейных позвонков. Оставаться в такой позе с закрытыми глазами надо 5 секунд. Голова медленно поворачивается влево до упора с последующим наклоном. Через 5 секунд продолжается наклон с движением головы назад таким образом, чтобы затылок оказался максимально близко к лопаткам. Должны растягиваться мышцы горла и подбородка.

Упражнение выполняется трижды. Если есть необходимость в еще большем расслаблении, то можно еще выполнить 1-2 цикла.

Упражнение «Усиленное дыхание»

В положении сидя надо глубоко и полно вдыхать, при этом должны участвовать в дыхании ключицы, живот и грудь. Живот должен максимально вздуться, после чего совершить выдох резким и сильным движением, при этом живот должен втянуться. Если упражнение выполнено правильно, то воздух будто «выстрелит» из легких, выходя через нос при закрытом рте. Наблюдается значительная вибрация грудной клетки, а выдох сопровождается громким шипящим звуком.

Количество повторов – 15 раз. Паузы между вдыханием и выдыханием не делаются. На последнем повторе надо глубоко вдохнуть с максимальным выпячиванием живота и задержкой дыхания. Правой рукой энергично обстукивается вся грудная клетка, начиная с области ключицы и заканчивая нижним отделом ребер. Затем опускаются руки и совершается медленный выдох.

Количество повторов – 5 раз. Продолжительность вдохов и выдохов должна быть одинаковой. Желательно начинать выполнять упражнение медленно. Если появляется кашель, то это является нормой, так как стимулируется удаление лишний слизи из дыхательной системы.

Дополнительные упражнения

Упражнение «Ножной замок»

Упражнение делается в положении стоя. Руки вытягиваются вперед и вниз, образуя угол по отношению к телу. Наклон совершается очень медленно до упора, напряжение не должно ощущаться. Колени в ногах не сгибаются. Руки берутся в «замок» сзади коленей либо икр. Медленно наклоняется корпус до упора к коленям. Положение удерживается в течение 10 секунд, после чего корпус медленно поднимается, при этом руки остаются в «замке».

Растягивание повторяется, затем руки в сцепленном положении сдвигаются вдоль ног до максимального положения, т.е. до лодыжек. Спустя 10 секунд следует осуществить возврат в исходное положение и снова растянуться с медленным поднятием корпуса. Повторяется упражнение 2 раза.

Упражнение направлено на активное растяжение спины и ног, поэтому наибольший эффект оно оказывает в утреннее время, когда сохраняется мышечный зажим.

Для того чтобы качественно растянуть ноги и добиться оптимальной гибкости позвоночника, требуется совершать движения медленно, а в крайних положениях оставаться 7-10 секунд. Эта рекомендация обусловлена необходимостью нахождения тела в каждой из промежуточных позиций, после чего нужно мягко перейти к следующему этапу.

Повысить эффективность упражнения позволяет сознательный контроль натяжения мышц, который осуществляется во время выполнения каждого упражнения. Рекомендуется расслаблять те мышцы, которые не участвуют в данном упражнении. Тем самым достигается усиление диапазона растягиваний и снятие помех второстепенных мышц.

Упражнение для локтей

Позволяет расслабить локти, для чего руки сжимаются в кулаки, напряжение при этом не должно присутствовать. Затем они сгибаются на уровне груди, будто для отталкивания от себя. Руки резко выбрасываются вперед, а спустя 2 секунды они сгибаются перед грудью снова. Повтор – 5 раз.

Упражнение для глаз

Глаза должны быть широко открыты. Взгляд поднимается до максимального уровня вверх с задержкой в одну секунду. Потом они переводятся максимально вправо с задержкой в одну секунду, а затем максимально влево с аналогичной задержкой. Упражнение выполняется 5 раз в направлении часовой стрелки и столько же – против направления часовой стрелки.

Головные боли зачастую вызываются переутомлением и сильной нагрузкой на зрительную систему. С помощью этого легкого упражнения осуществляется разгрузка глаз и выработка привычки выполнения упражнений для зрения.

Минимизация вероятности переутомления обусловлена качественным и правильным освещением рабочего места. Свет не должен слепить. На протяжении рабочего дня следует отрываться от работы и предоставлять глазам отдых. Для этого они закрываются ладонями, чтобы стало темно. Если ребенок носит очки, то их нужно снять.

Упражнение для кожи головы

Руки захватывают как можно больше волос, после чего тянут их вперед таким образом, чтобы почувствовалось движение кожи головы. Волосы должны оттягиваться вперед и назад, тем самым обеспечивая массаж кожи.

Упражнение для ушей

Уши потягиваются вверх, будто приподнимая тело. Аналогичным образом потягиваются мочки ушей вниз. Тело должно находиться в спокойном и расслабленном положении. Упражнение предназначено для успокоения.

Упражнение для отдыха

Ноги ставятся на полные ступни, положение – на корточках. Тело должно быть расслабленным, голова удерживается на руках. Находиться в такой позе надо в течение одной минуты. Направлено на облегчение работы сердца с уменьшением высоты подъема крови.

Упражнения для снятия утомления (по И.А.Васильевой)

Упражнения направлены на быстрое восстановление сил, поэтому их рекомендуется выполнять при первых признаках усталости.

  • Ладони складываются перед грудью, пальцы должны быть подняты вверх. При задержке дыхания основания ладоней сдавливаются. Напрягаются мускулы груди и плеч. Живот втягивается и поднимается вверх, имитируя позу выглядывания из окна. Спустя 10-15 секунд тело ощутит тепло. Повтор – 3 раза.
  • Руки складываются в «замок», который обхватывает затылок. Локти направлены вперед. Голова тянется к локтям без сопротивления, что позволяет растянуть шейный отдел позвоночника. Потягивания совершаются в ровном положении позвоночника в течение 10-15 секунд.
  • Уши основательно растираются, начиная с мочек и заканчивая ухом целиком. Движения совершаются вверх-вниз, вперед-назад одновременно с цоканьем языка на протяжении 15-20 секунд.
  • «Ворона». При произнесении фразы «Ка-аа-аа-аар!» максимально поднимается мягкое небо в течение 6 раз. На следующем этапе упражнение повторяется без звука и с закрытым ртом.
  • «Колечко». Кончик языка нужно направить с усилием назад по верхнему небу, пока язык не дотронется маленького языка. Упражнение делается без звука при закрытом рте в течение 10-15 секунд.
  • «Лев». Язык должен дотянуться до подбородка и еще ниже по возможности. Повтор – 6 раз.

Использование малых форм физического воспитания направлено на профилактику утомления у детей, обеспечение активного отдыха, повышение умственной работоспособности обучающихся. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка. Кроме этого, физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, снять статическое напряжение.

Список литературы:

  1. Богословский В.П., Мейксон Г.Б. Методические рекомендации по организации занятий физической культурой и спортом в группах продлённого дня.Москва, 1983.
  2. Васильева И.А. Сам себе целитель. Новосибирск, 1992.
  3. Васильева И.А. Целитель набирает силу. Новосибирск, 1993.
  4. Ежемесячный научно-методический журнал Министерства образования РФ. «Начальная школа», 2005. №4, №11. «Начальная школа», 2008 №9.
  5. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе Москва: изд. «Айрис-пресс», 2003.
  6. «Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы». В.И. Лях, А.А. Зданевич. Москва. Просвещение. 2011.
  7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер Москва: изд. «Вако», 2007.
15.03.2019