Критическое мышление — мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Критическое мышление — это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Технология развития критического мышления дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей.
Метод шестиугольного обучения можно широко использовать на уроках русского языка при изучении новой темы, закреплении и обобщении материала, а также во внеурочной деятельности. Варианты использования метода разнообразны. Метод шестиугольного обучения направлен на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем создать условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Вариант 1.
Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т.е. учащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, учащимся надо собрать единое целое.
Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Поставим следующие задачи:
Набор №1.
Ученики должны распределить примеры и выложить их к граням нужных шестиугольников. В процессе изучения нового материала ученики сначала выкладывают шесть гексов вокруг шестиугольника с надписью «одушевленные: В.п. мн.ч. = Р. п. мн.ч.». Затем дети подбирают примеры, используя схему «В.п. мн.ч. = Р. п. мн.ч.», и выкладывают их к соответствующим шестиугольникам (живые существа — медведь, сосед; предметы, похожие на человека, — кукла, снеговик, матрешка и т. д.). После того как гекс составлен, учащиеся защищают свою работу.
Это задание можно предложить при изучении новой темы, для закрепления материала по распознаванию одушевленных и неодушевленных существительных. Задание можно выполнить по вариантам, в парах, в группах. В ходе выполнения останутся гексы, в которых записаны примеры неодушевленных существительных (пенал, дождь, народ). При изучении новой темы гексы, в которых записаны примеры неодушевленных существительных, можно не использовать.
Ученики получают хаотично расположенные шестиугольники.
Вариант составленного учениками гекса.
Набор №2.
Ученики должны распределить примеры и выложить их к граням нужных шестиугольников.
В процессе изучения нового материала ученики сначала выкладывают три гекса вокруг шестиугольника с надписью «неодушевленные: В.п. мн.ч. = И. п. мн.ч.». Затем дети подбирают примеры, используя схему «В.п. мн.ч. = И. п. мн.ч.», и выкладывают их к соответствующим шестиугольникам (предметы—гора, дерево, пенал; явления природы — гроза, дождь, молния и т. д.). После того как гекс составлен, учащиеся защищают свою работу.
Это задание можно предложить при изучении новой темы, для закрепления материала по распознаванию одушевленных и неодушевленных существительных. Задание можно выполнить по вариантам, в группах. В ходе выполнения останутся гексы, в которых записаны примеры одушевленных существительных. При изучении новой темы гексы, в которых записаны примеры одушевленных существительных, можно не использовать.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Пример составленного учениками гекса
Набор №3 (гексы из набора 1 и 2).
Ученики должны распределить примеры и выложить их к граням нужных шестиугольников. Сначала выкладывается шесть шестиугольников с определением одушевленных существительных к гексу с надписью «одушевленные: В. п. мн. ч. = Р. п. мн. ч.». Затем к соответствующим шестиугольникам добавляются примеры. То же выполняется вокруг гекса с надписью «неодушевленные: В. п. мн.ч. = И. п. мн. ч.». После того как гекс составлен, учащиеся защищают свою работу.
Это задание можно предложить для закрепления материала по распознаванию одушевленных и неодушевленных существительных и на обобщающих уроках. В классе с высоким уровнем обученности по предмету данное задание можно предложить при изучении новой темы. Задание можно выполнить по вариантам, в группах. В ходе выполнения задания все гексы будут использованы.
Вариант 2.
Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой. Такой вариант хорошо работает, если есть возможность дать учащимся время для углубленного изучения темы. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.
Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Правописание суффиксов -ек, -ик, -чик».
Поставим следующие задачи:
Набор №1
Ученики должны изучить правило, вписать в шестиугольники суффиксы -ек, -ик, -чик, условия написания суффиксов и примеры, объяснить свой выбор. Шестиугольники выкладываются постепенно, по мере изучения теоретического материала. Данный вид работы уместен при изучении нового материала.
Ученики получают пустые гексы.
Пример составленного учениками гекса.
Набор №2.
Ученики должны повторить правило, вписать в пустые шестиугольники суффиксы -ек, -ик, -чик, условия написания суффиксов. Затем необходимо вставить пропущенные буквы в примеры, выложить гексы с примерами к гексу, на котором указано условие написания суффикса. В результате учащиеся объясняют свой выбор, рассказывают правило. Данный вид работы уместен при закреплении и обобщении изученного. Работу можно выполнять в группах, индивидуально. (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики)
Ученики получают хаотично расположенные пустые гексы и гексы с примерами.
Пример составленного учениками гекса.
Вариант 3. Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются информацией и стараются собрать мозаику своих товарищей. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно.
Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных».
Поставим следующие задачи:
Набор №1 (группа 1).
Гексы располагаются хаотично. Ученики должны изучить правило и выложить три шестиугольника синего цвета с условиями написания одной буквы н вокруг гекса синего цвета с надписью «н». Затем вокруг соответствующих гексов синего цвета выложить примеры, записанные в гексах синего цвета. Работа осложняется тем, что учащиеся должны к условиям написания -н- подобрать примеры. В шестиугольниках желтого цвета записаны исключения. В результате учащиеся защищают свою работу. Это задание можно предложить при изучении нового материала.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Пример составленного учениками гекса.
Набор №2 (группа 2).
Гексы располагаются хаотично. Ученики должны изучить правило и выложить три шестиугольника синего цвета с условиями написания двух букв н вокруг гекса синего цвета с надписью «нн». Затем вокруг соответствующих гексов синего цвета выложить примеры, записанные в гексах синего цвета. Работа осложняется тем, что учащиеся должны к условиям написания -нн- подобрать примеры. В результате учащиеся защищают свою работу. Это задание можно предложить при изучении нового материала.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Пример составленного учениками гекса.
Набор №3 (группа 1).
Гексы располагаются хаотично. Ученики должны вспомнить правило, вписать условия написания двух букв н в синие шестиугольники и выложить их вокруг синего шестиугольника с надписью «нн». Затем необходимо вставить пропущенные буквы в примеры, написанные в синих шестиугольниках, и выложить их к соответствующим граням синих шестиугольников, в которых указаны условия написания двух н. То же проделать с шестиугольниками желтого цвета. Объяснить выбор и защитить работу. Это задание можно предложить при обобщении материала. В классах с высоким уровнем подготовки это задание можно использовать при изучении нового материала.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики).
Набор №4 (группа 2)
Гексы располагаются хаотично. Ученики должны вспомнить правило, вписать условия написания одной буквы н в синие шестиугольники и выложить их вокруг синего шестиугольника с надписью «н». Затем необходимо вставить пропущенные буквы в примеры, написанные в синих шестиугольниках, и выложить их к соответствующим граням синих шестиугольников, в которых указаны условия написания одной н. То же проделать с шестиугольниками желтого цвета. Объяснить выбор и защитить работу. Это задание можно предложить при обобщении материала. В классах с высоким уровнем подготовки это задание можно использовать при изучении нового материала.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики).
Вариант 4. Маркированные шестиугольники.
Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Учащиеся получают задание — соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.
Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Род имен существительных. Существительные общего рода».
Поставим следующие задачи:
Набор №1.
Гексы располагаются хаотично. Ученики должны выложить шестиугольники к граням одного цвета. Сначала соединяются и шестиугольники ж. р., м. р., ср. р. и вписываются примеры, а затем по мере изучения материала общего рода. Это задание можно предложить пятиклассникам при изучении новой темы. Задание можно выполнять в группах и индивидуально.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики).
Набор №2.
Гексы располагаются хаотично. Ученики должны выложить примеры к граням нужных шестиугольников (синие к ж. р., красные к общему роду, желтые к м. р., зеленые к ср. р.). Задание усложняется тем, что шестиугольники, на которых указан род, бесцветные и количество примеров увеличивается. Ученики должны объяснить свой выбор. Задание можно выполнять в группах, по вариантам, индивидуально. Это задание можно предложить пятиклассникам при закреплении материала.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Пример составленного учениками гекса.
Пример неправильно составленного гекса. Существительное огонь соприкасается с м. р. и ж. р. , мозольс ж. р. и общим, небос общим и ср. р., докторсо ср. р. и м. р. Это неправильно: род необходимо указывать точно.
Вариант 5. Гексы с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж.
Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Фразеологизмы».
Поставим следующие задачи:
Набор №1.
Ученики должны в пустой шестиугольник вписать определение фразеологизма. Выложить рисунки фразеологизма, узнать фразеологизм по изображениям. Это задание лучше выполнять в парах. Его можно предложить пятиклассникам при изучении нового материала, при закреплении изученного, во внеклассных мероприятиях.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Пример составленного учениками гекса.
Набор №2.
Гексы располагаются хаотично. Ученики должны в шестиугольник с надписью «фразеологизм» вписать определение фразеологизма, выложить гексы с изображениями к граням нужного шестиугольника. В пустые шестиугольники необходимо вписать значение фразеологизмов и присоединить их к соответствующему изображению. Объяснит выбор. Это задание можно предложить пятиклассникам при изучении, при закреплении изученного, во внеклассных мероприятиях. Задание можно выполнять в парах, малых группах.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики).
Набор №4.
Гексы располагаются хаотично. Ученики должны в шестиугольник с надписью «фразеологизм» вписать определение фразеологизма, выложить гексы с изображениями к граням нужного шестиугольника. В пустые шестиугольники необходимо вписать фразеологизма, его значение и присоединить их к соответствующему изображению. Объяснит выбор. Это задание можно предложить пятиклассникам при изучении, при закреплении изученного, во внеклассных мероприятиях. Задание можно выполнять в парах, малых группах.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики).
Вариант 6. Предложить ученикам (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы.
Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Разряды имен прилагательных».
Поставим следующие задачи:
Набор №1.
Ученикам предлагается шесть вертикально прикрепленных шестиугольников (пять шестиугольников, на которых указано, что обозначают качественные прилагательные и один пустой шестиугольник). Ученики должны изучить правило, выложить примеры к граням нужных шестиугольников, вписать понятие в пустой шестиугольник. После этого к гексу с надписью «качественные» присоединяются гексы, на которых указаны признаки качественных прилагательных, а к ним гексы с примерами. Это задание можно предложить при изучении новой темы. Задание можно выполнять в прах, группах. Каждая группа получает набор одного разряда. Результаты работы должны быть объяснены в группах, парах. Затем можно обменяться информацией с другими группами или выступить перед классом.
Ученики получают хаотично расположенные гексы и шесть прикрепленных.
Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики).
Набор №2.
Ученики должны изучить правило, вписать, что обозначают относительные прилагательные, в пустые шестиугольники, выложить примеры к граням нужных шестиугольников. После этого к гексу с надписью «относительные» присоединяются гексы, на которых указаны признаки, которых нет у относительных прилагательных. Это задание можно предложить при изучении новой темы, при закреплении и обобщении материала. Задание можно выполнять в группах. Каждая группа получает набор одного разряда. Результаты работы должны быть объяснены в группах, парах. Затем можно обменяться информацией с другими группами или выступить перед классом.
Ученики получают хаотично расположенные гексы и семь прикрепленных.
Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики).
Вариант 7. Предложить учащимся выделить наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и быть готовым объяснить свой выбор всему классу.
Рассмотрим составление гексов в ходе обобщения темы «Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных».
Поставим следующие задачи:
Набор №1.
Ученики должны вставить пропущенные буквы в примеры, вписать объяснение написания в пустые шестиугольники, выложить парные гексы в порядке возрастания их значимости к соответствующему условию написания одной буквы н. Свой выбор объяснить. Это задание можно предложить при закреплении, обобщении материала. Задание можно выполнять в группах. Можно усложнить задание, оставив гексы, на которых указано количество н, пустыми. При этом ученики сами определяют правило.
Это задание можно предлагать при изучении разных орфографических правил. Использовать задание можно при проведении орфографической разминки, повторении, закреплении и обобщении материала.
Ученики получают хаотично расположенные парные гексы.
Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики).
Вариант 8. Составить по гексу рассказ или короткое эссе.
Рассмотрим использование гексов в ходе работы по написанию сочинения по картине А. А. Пластова «Первый снег».
Поставим следующие задачи:
Набор №1.
В ходе беседы по картине учитель постепенно составляет план, вместе с учениками распределяет опорные слова и словосочетания к соответствующим пунктам плана. После того как гекс составлен, дети устно описывают картину по частям, соответствующим плану. Затем, используя гекс, пишут сочинение.
Ученики получают хаотично расположенные гексы и прикрепленные гексы с вписанными пунктами плана.
Пример составленного учениками гекса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.