Программа по литературе для 9-11 классов содержит особые разделы, не имеющие аналогий в программе предшествующих лет обучения. Это так называемые обзоры (обзорные темы). Они появляются на том этапе литературного курса, когда в нем отчетливо проступает историко-литературная основа.
В современной методике выделяют следующие виды обзорных тем:
Значительная часть материала, включаемого в обзорные темы, носит отвлеченный характер: это характеристика исторического периода, литературные течения, полемика по вопросам литературной теории, даже философские взгляды участников литературного движения. Такой материал нуждается в особенно тщательном истолковании.
Обзор как урок – это урок особого вида, требующий сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений, т.е. репродуктивного, эвристического и исследовательского методов.
По месту в историко-литературном курсе (собственно обзоры) обзорные темы можно разделить на:
Здесь можно выделить следующие типы уроков-обзоров:
Определим характерное содержание для каждого вида обзорных тем.
Обзорные темы установочного характера предшествуют или целому курсу литературы, или какому-то разделу.
Такой урок-пролог подготавливает учащихся к целостному изучению многоуровневого литературного явления, прогнозирует систему в «неразвернутом виде» (например, «Идейные и жанровые поиски в литературе конца ХХ века»).
Цель такого вида обзорных тем, которые предшествуют изучению литературы определённого периода, - дать установку к курсу данного класса, создать элементарную методологическую базу для понимания развития литературы этого периода.
За многие годы в школе сложился определенный, можно сказать, «типовой» подход к обзорным темам этого вида. Учитель продумывает план изучения обзорных тем. Он подсказывается расшифровками, содержащимися в программе по литературе, но наполнение пунктов плана зависит от учителя, и потому при его общности содержание обзоров может быть отличным друг от друга.
В данном случае не следует забывать об интеграции литературы и истории. В программе по истории есть целый ряд тем, соприкасающихся с программой по литературе. Например, в обзоре-введении, открывающем курс IX класса, нужно показать кризис середины 50-х годов (поражение России в Крымской войне) и ожидание перемен; сложность и остроту общественно-литературной жизни 60-70-х гг.; выход на историческую арену разночинца и борьбу вокруг крестьянской реформы; общественное размежевание и революционную ситуацию в начале 60-70-х годов.
Затем нужно определить основную идею, объединяющую между собою уроки обзорной темы. Педагогу следует помнить, что без знания исторических обстоятельств нельзя понять особенностей литературной жизни эпохи. Но эти знания надо включить в новую систему понятий, в основе которых – осознание художественной специфики искусства. Очень важно, чтобы исторические и литературные события эпохи не представляли двух параллельных рядов, а выступали в единстве и рождали у школьников представления времени.
При конструировании учебного занятия нужно опираться на межпредметные связи и привлекать знания, полученные в курсе истории. Рассказ об исторических событиях целесообразно сопровождать демонстрацией произведений искусства данного периода. Очень кратко, но необходимо включить в обзор и творения гениальных художников, композиторов, скульпторов, демонстрируя репродукции, фотоснимки, привлекая видеоматериалы.
Можно прямо раскрыть историю через литературу. Например, обстановка ожидания реформы и подготовка к ней («необходимость перемен») воспримется в живом образе, если прочесть и прокомментировать те картины русской природы и хозяйственных затруднений русского дворянина Николая Петровича Кирсанова, которые изображены Тургеневым в романе «Отцы и дети».
С другой стороны, факты литературной жизни приобретут в глазах учеников большой вес и значение, если они увидят их историческую причинность.
После этого наступает время подвести итоги литературного развития за эти годы или десятилетия, оценив вклад художников слова в сокровищницу национального мирового искусства, отметить, что, созданное в изучаемую эпоху, сохраняет огромное значение и в наше время.
Важное место в обзорах занимают темы, которые завершают изучение конкретного периода или эпохи. Итоговое обзорное занятие даёт обобщенную панорамную картину историко-культурного явления как целого и намечает перспективы дальнейшего самостоятельного постижения его учащимися.
Например, при изучении темы «Основные черты русской литературы XX века и ее мировое значение», после изучения творчества ряда советских писателей, после обзорных лекций, освещающих основные этапы в истории русской литературы, необходимо подвести итог. Обширный материал, каким владеют теперь учащиеся, заканчивающие XI класс, позволяет учителю в заключительной лекции поставить перед ними вопрос: В чем же основные черты русской литературы и ее мировое значение?
Оглядываясь на пройденный литературный путь, учитель напоминает ученикам, что, о каком бы русском писателе в течение года ни шла речь, всегда отмечалась теснейшая связь его творчества с требованиями современной общественно-политической жизни. Особенность русской литературы – в ее стремлении не только правдиво отражать жизнь, но, отмечая и поддерживая в ней ростки будущего, всемерно содействовать ее развитию.
Несколько иной, хотя и очень близкий вариант обзорных тем содержит программа XI класса. Они выделяются в отдельный вид уроков-обзоров - концептуальные обзоры этапов развития литературы:
Цель каждого из них – дать представление о характере литературы, отразившей определенный период развития общества.
Предполагается, что единство освещения в обзорах исторических событий, литературной борьбы и конкретных явлений литературы позволит ученикам увидеть в каждом периоде общее, что характерно «для всего литературного процесса русской эпохи, и особенное, специфичное для данного этапа».
Например, в обзоре, посвященном литературе Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет, где рассматривается поэзия, проза и драматургия этого периода, можно отчетливо обнаружить присущую русской литературе связь с основными проблемами времени (в 20-е годы - это проблема героического труда, здесь – борьба за освобождение Родины). В то же время литература военных лет несла в себе новые качества: она с особой остротой ставила проблему единства русского народа, его массового героизма, показала нравственное величие русского человека. Каждый период в развитии русской литературы выдвигал писателей, в чьем творчестве данное историческое время с его проблематикой находило особенно яркое выражение. В первые послереволюционные годы это были В.Маяковский, Д.Бедный, Д.Фурманов, А.Серафимович и др. В годы Великой Отечественной войны – М.Шолохов, А.Твардовский, К.Симонов, А.Толстой и др. Невозможно вместить в обзор рассказ о каждом из писателей и рассмотреть даже наиболее крупные их произведения. Поэтому учителю дается право выбора писателей и произведений для показа характерных тенденций литературы каждого периода.
Для обзора прозы времен Великой Отечественной войны могут быть отобраны произведения Б.Горбатова «Непокоренные» и А.Бека «Волоколамское шоссе» или «Звезда» Э.Казакевича и «Знаменосцы» О.Гончара. Для обзора поэзии военных лет – стихи К.Симонова и поэма М.Алигер «Зоя» или стихи А.Суркова и поэма П.Антокольского «Сын» (возможны и другие варианты). Вариативность в выборе художественного материала и сосредоточенность внимания на отдельных произведениях не должны приводить к отказу от освещения общих проблем, объединяющих прозу и (или) поэзию военного.
Желательно, чтобы через обзорные темы учащиеся не только приобрели сведения о литературе каждого периода, осведомленность о ней, но чтобы у них сложился образ эпохи. Этому помогает и отбор самих произведений, и выбор для демонстрации в классе одной-двух песен и картин (репродукций), наиболее созвучных духу времени.
Для каждого периода в развитии русской литературы характерен свой пафос, свои ведущие идеи-проблемы и свои принципы изображения жизни (стилевые направления). Задачей обзора как раз и является выявление пафоса, стиля, героя времени изучаемого периода.
Приведем примерный план изучения обзорной темы:
В пределах одной обзорной темы оказываются уроки с различным содержанием – по истории классовой борьбы, по событиям самого литературного движения, по творчеству отдельных авторов, по искусству и культуре эпохи. Учитель конструирует урок таким образом, чтобы учащиеся вели рассуждения от причин к следствиям, от общего к частному, все время подчеркивает объективную логику, закономерность смены явлений, взаимосвязей между ними. Обзорная тема как бы охватывает следующие за ней монографические, т.е. темы, изучающие творчество отдельных писателей.
В дидактических целях разграничим понятия «обзорная тема» и «монографическая тема». Монографическая тема предполагает знакомство с характеристикой творчества писателя: на таком уроке дается представление о личности писателя, подчеркивается самое главное, самое ценное, что делает этого художника неповторимой личностью и определяет его значение в классической литературе. Материалы о жизни и творчестве писателя чаще всего представлены в учебнике в форме очерка, ориентированного на понимание историко-литературного процесса, художественного мира писателя. Особое значение приобретает отбор и расположение материала, использование мемуарной литературы, портретов писателя. В процессе проведения заочной экскурсии используются репродукции, цветные фотографии комнат музея, отрывки из произведений и дневников писателя. При изучении монографических тем осуществляется работа над литературно-критическими статьями: они необходимы для аргументации при анализе художественного текста, при осмысливании художественной ценности творчества писателя. Материал для монографических тем условно можно распределить по следующим категориям: биография писателя, текстуальный анализ художественного произведения, литературная критика, теоретико-литературные понятия.
Основная задача обзорного изучения творчества писателя – показать его личностное и творческое своеобразие. Материал для обзорных тем изучение творчества писателя включает обзорное изучение биографии писателя и знакомство с основными произведениями. Чтобы дать более полное представление о творчестве писателя, показать творческое своеобразие в классе, обязательно следует зачитывать отрывки произведений.
Следует помнить, что обзорная тема лишь формирует некое представление о личности писателя, о его мировоззрение, об основных произведениях и особенности творчества, не требуя чтения и более подробной работы с текстом, как это делает монографическая тема.
Говоря о содержательном обеспечении уроков-обзоров, обратимся к конкретному примеру – изучению русской литературы в 11 классе – и выделим тот материал, который может быть представлен в обзорных темах.
Так при рассмотрении литературы периода тридцатых годов – годов «великого перелома», когда резко деформируются основы прежнего жизнеустройства, начинается активное вмешательство партии в сферу культуры. Были арестованы П.Флоренский, А.Лосев, усилились репрессии против интеллигенции, которые унесли жизни десятков тысяч деятелей культуры, тысячи писателей. На обзорном материале старшеклассники будут говорить о творчестве Н.Клюева, О.Мандельштама, И.Катаева, И.Бабеля, П.Васильева, им предстоит узнать, какие трудности характеризуют процесс развития литературы в этот период, в чем его напряженность и неоднозначность. Особого внимания на этих уроках заслуживает обзорное рассмотрение творчества таких писателей и поэтов, как В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, М.И. Цветаева.
Необходимо отметить, что школьная типовая программа и действующие учебники ярко отражают тенденцию обращения к обзорам. Функциональное место обзорного урока в учебном процессе по литературе можно охарактеризовать так:
Система обзорных уроков по литературе предполагает следующие направления деятельности старшеклассников:
В ходе обзорных уроков реализуется один из важнейших принципов дидактики – интеграция, т.е. процесс рассмотрения предмета, будь то образ эпохи, культурное направление, историческое лицо или художественный образ, в единстве и целостности, при сопоставлении точек зрения, высказанных историками, филологами, лингвистами, искусствоведами. На обзорном уроке сведения из разных наук и искусств не только дополняют друг друга, но и составляют определённый комплекс, необходимый для восприятия учащимися предмета в целом, в результате чего осуществляется наиболее тесное взаимодействие школьников с различными гуманитарными науками и видами искусства, диалог культур.
При проведении уроков-обзоров основное время затрачивается на работу над новым материалом, работа же по его закреплению (запоминанию) ограничивается лишь постановкой двух-трех контрольных вопросов учащимся. В этой связи большое значение приобретают:
Таким образом, главным при проведении обзорных уроков является их содержательное наполнение, умение учителя представлять новый материал с применением образовательных технологий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.