Виды обзорных тем и их содержание
Оценка 4.9

Виды обзорных тем и их содержание

Оценка 4.9
Статья
13.11.2019
Виды обзорных тем и их содержание

Программа по литературе для 9-11 классов содержит особые разделы, не имеющие аналогий в программе предшествующих лет обучения. Это так называемые обзоры (обзорные темы). Они появляются на том этапе литературного курса, когда в нем отчетливо проступает историко-литературная основа.

В современной методике выделяют следующие виды обзорных тем:

  1. Собственно обзорные темы.
  2. Обзорное изучение творчества писателя и отдельных произведений.

Значительная часть материала, включаемого в обзорные темы, носит отвлеченный характер: это характеристика исторического периода, литературные течения, полемика по вопросам литературной теории, даже философские взгляды участников литературного движения. Такой материал нуждается в особенно тщательном истолковании.

Обзор как урок – это урок особого вида, требующий сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений, т.е. репродуктивного, эвристического и исследовательского методов.

По месту в историко-литературном курсе (собственно обзоры) обзорные темы можно разделить на:

  • обзорные темы установочного характера предшествуют или целому курсу литературы, или какому-то разделу (вводная тема);
  • обзорные темы, которые завершают изучение конкретного периода или эпохи (обобщающая тема).

Здесь можно выделить следующие типы уроков-обзоров:

  1. урок-пролог к целостному изучению многоуровневого литературного явления;
  2. концептуальные обзоры этапов развития литературы:
  • обзор с акцентом на теоретико-литературном понятии;
  • обзор-веха, характеризующий узловые этапы в развитии истории литературы;
  • проблемно-тематический обзор.
  1. итоговое обзорное занятие, дающее обобщённую панорамную куртину историко-культурного явления как целого и намечающее перспективы дальнейшего самостоятельного постижения его учащимися.

Определим характерное содержание для каждого вида обзорных тем.

Обзорные темы установочного характера предшествуют или целому курсу литературы, или какому-то разделу.

Такой урок-пролог подготавливает учащихся к целостному изучению многоуровневого литературного явления, прогнозирует систему в «неразвернутом виде» (например, «Идейные и жанровые поиски в литературе конца ХХ века»).

Цель такого вида обзорных тем, которые предшествуют изучению литературы определённого периода, - дать установку к курсу данного класса, создать элементарную методологическую базу для понимания развития литературы этого периода.

За многие годы в школе сложился определенный, можно сказать, «типовой» подход к обзорным темам этого вида. Учитель продумывает план изучения обзорных тем. Он подсказывается расшифровками, содержащимися в программе по литературе, но наполнение пунктов плана зависит от учителя, и потому при его общности содержание обзоров может быть отличным друг от друга.

В данном случае не следует забывать об интеграции литературы и истории. В программе по истории есть целый ряд тем, соприкасающихся с программой по литературе. Например, в обзоре-введении, открывающем курс IX класса, нужно показать кризис середины 50-х годов (поражение России в Крымской войне) и ожидание перемен; сложность и остроту общественно-литературной жизни 60-70-х гг.; выход на историческую арену разночинца и борьбу вокруг крестьянской реформы; общественное размежевание и революционную ситуацию в начале 60-70-х годов.

Затем нужно определить основную идею, объединяющую между собою уроки обзорной темы. Педагогу следует помнить, что без знания исторических обстоятельств нельзя понять особенностей литературной жизни эпохи. Но эти знания надо включить в новую систему понятий, в основе которых – осознание художественной специфики искусства. Очень важно, чтобы исторические и литературные события эпохи не представляли двух параллельных рядов, а выступали в единстве и рождали у школьников представления времени.

При конструировании учебного занятия нужно опираться на межпредметные связи и привлекать знания, полученные в курсе истории. Рассказ об исторических событиях целесообразно сопровождать демонстрацией произведений искусства данного периода. Очень кратко, но необходимо включить в обзор и творения гениальных художников, композиторов, скульпторов, демонстрируя репродукции, фотоснимки, привлекая видеоматериалы.

Можно прямо раскрыть историю через литературу. Например, обстановка ожидания реформы и подготовка к ней («необходимость перемен») воспримется в живом образе, если прочесть и прокомментировать те картины русской природы и хозяйственных затруднений русского дворянина Николая Петровича Кирсанова, которые изображены Тургеневым в романе «Отцы и дети».

С другой стороны, факты литературной жизни приобретут в глазах учеников большой вес и значение, если они увидят их историческую причинность.

После этого наступает время подвести итоги литературного развития за эти годы или десятилетия, оценив вклад художников слова в сокровищницу национального мирового искусства, отметить, что, созданное в изучаемую эпоху,  сохраняет огромное значение и в наше время. 

Важное место в обзорах занимают темы, которые завершают изучение конкретного периода или эпохи. Итоговое обзорное занятие даёт обобщенную панорамную картину историко-культурного явления как целого и намечает перспективы дальнейшего самостоятельного постижения его учащимися.

Например, при изучении темы «Основные черты русской литературы XX века и ее мировое значение», после изучения творчества ряда советских писателей, после обзорных лекций, освещающих основные этапы в истории русской литературы, необходимо подвести итог. Обширный материал, каким владеют теперь учащиеся, заканчивающие XI класс, позволяет учителю в заключительной лекции поставить перед ними вопрос: В чем же основные черты русской литературы и ее мировое значение?

Оглядываясь на пройденный литературный путь, учитель напоминает ученикам, что, о каком бы русском писателе в течение года ни шла речь, всегда отмечалась теснейшая связь его творчества с требованиями современной общественно-политической жизни. Особенность русской литературы – в ее стремлении не только правдиво отражать жизнь, но, отмечая и поддерживая в ней ростки будущего, всемерно содействовать ее развитию.

Несколько иной, хотя и очень близкий вариант обзорных тем содержит программа XI класса. Они выделяются в отдельный вид уроков-обзоров - концептуальные обзоры этапов развития литературы:

  • обзор с акцентом на теоретико-литературном понятии (например, «Модернизм как художественная система»);
  • обзор-веха, характеризующий узловые этапы в развитии истории литературы (например, «Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных десятилетий»);
  • проблемно-тематический обзор (например, «Тема родины в современной поэзии»).

Цель каждого из них – дать представление о характере литературы, отразившей определенный период развития общества.

Предполагается, что единство освещения в обзорах исторических событий, литературной борьбы и конкретных явлений литературы позволит ученикам увидеть в каждом периоде общее, что характерно «для всего литературного процесса русской эпохи, и особенное, специфичное для данного этапа».

Например, в обзоре, посвященном литературе Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет, где рассматривается поэзия, проза и драматургия этого периода, можно отчетливо обнаружить присущую русской литературе связь с основными проблемами времени (в 20-е годы - это проблема героического труда, здесь – борьба за освобождение Родины). В то же время литература военных лет несла в себе новые качества: она с особой остротой ставила проблему единства русского народа, его массового героизма, показала нравственное величие русского человека. Каждый период в развитии русской литературы выдвигал писателей, в чьем творчестве данное историческое время с его проблематикой находило особенно яркое выражение. В первые послереволюционные годы это были В.Маяковский, Д.Бедный, Д.Фурманов, А.Серафимович и др. В годы Великой Отечественной войны – М.Шолохов, А.Твардовский, К.Симонов, А.Толстой и др. Невозможно вместить в обзор рассказ о каждом из писателей и рассмотреть даже наиболее крупные их произведения. Поэтому учителю дается право выбора писателей и произведений для показа характерных тенденций литературы каждого периода.

Для обзора прозы времен Великой Отечественной войны могут быть отобраны произведения Б.Горбатова «Непокоренные» и А.Бека «Волоколамское шоссе» или «Звезда» Э.Казакевича и «Знаменосцы» О.Гончара. Для обзора поэзии военных лет – стихи К.Симонова и поэма М.Алигер «Зоя» или стихи А.Суркова и поэма П.Антокольского «Сын» (возможны и другие варианты). Вариативность в выборе художественного материала и сосредоточенность внимания на отдельных произведениях не должны приводить к отказу от освещения общих проблем, объединяющих прозу и (или) поэзию военного.

Желательно, чтобы через обзорные темы учащиеся не только приобрели сведения о литературе каждого периода, осведомленность о ней, но чтобы у них сложился образ эпохи. Этому помогает и отбор самих произведений, и выбор для демонстрации в классе одной-двух песен и картин (репродукций), наиболее созвучных духу времени.

Для каждого периода в развитии русской литературы характерен свой пафос, свои ведущие идеи-проблемы и свои принципы изображения жизни (стилевые направления). Задачей обзора как раз и является выявление пафоса, стиля, героя времени изучаемого периода.

Приведем примерный план изучения обзорной темы:

  1. Определение хронологических границ эпохи и обоснование этой периодизации.
  2. Исторические предпосылки, вызвавшие к жизни и определившие характер и особенности данного периода.
  3. Общая характеристика литературы и искусства эпохи, картина литературного движения, основное содержание историко-литературного процесса:
  • ведущие литературные течения на данном этапе истории литературы;
  • основные темы и проблемы, выдвинутые писателями;
  • новые герои, изменение отношения к героям предшествующих эпох;
  • крупнейшие прозаики, поэты, драматурги, критики, их основные произведения;
  • литературный стиль эпохи, изменения в области литературных жанров.
  1. Более подробное изложение материала об отдельных художниках и произведениях, наиболее характерных для данного периода.
  2. Значение данного периода для нашего времени, вклад эпохи в историю литературы, в решение общечеловеческих проблем. Сильные и слабые стороны литературы данного периода.

В пределах одной обзорной темы оказываются уроки с различным содержанием – по истории классовой борьбы, по событиям самого литературного движения, по творчеству отдельных авторов, по искусству и культуре эпохи. Учитель конструирует урок таким образом, чтобы учащиеся вели рассуждения от причин к следствиям, от общего к частному, все время подчеркивает объективную логику, закономерность смены явлений, взаимосвязей между ними. Обзорная тема как бы охватывает следующие за ней монографические, т.е. темы, изучающие творчество отдельных писателей.

Обзорное изучение творчества писателя

В дидактических целях разграничим понятия «обзорная тема» и «монографическая тема». Монографическая тема предполагает знакомство с характеристикой творчества писателя: на таком уроке дается  представление о личности писателя, подчеркивается самое главное, самое ценное, что делает этого художника неповторимой личностью и определяет его значение в классической литературе. Материалы о жизни и творчестве писателя чаще всего представлены в учебнике в форме очерка, ориентированного на понимание историко-литературного процесса, художественного мира писателя. Особое значение приобретает отбор и расположение материала, использование мемуарной литературы, портретов писателя. В процессе проведения заочной экскурсии используются репродукции, цветные фотографии комнат музея, отрывки из произведений и дневников писателя. При изучении монографических тем осуществляется работа над литературно-критическими статьями: они необходимы для аргументации при анализе художественного текста, при осмысливании художественной ценности творчества писателя. Материал для монографических тем условно можно распределить по следующим категориям: биография писателя, текстуальный анализ художественного произведения, литературная критика, теоретико-литературные понятия.

Основная задача обзорного изучения творчества писателя – показать его личностное и творческое своеобразие. Материал для обзорных тем изучение творчества писателя включает обзорное изучение биографии писателя и знакомство с основными произведениями. Чтобы дать более полное представление о творчестве писателя, показать творческое своеобразие в классе, обязательно следует зачитывать отрывки произведений.

Следует помнить, что обзорная тема лишь формирует некое представление о личности писателя, о его мировоззрение, об основных произведениях и особенности творчества, не требуя чтения и более подробной работы с текстом, как это делает монографическая тема.

Говоря о содержательном обеспечении уроков-обзоров, обратимся к конкретному примеру – изучению русской литературы в 11 классе – и выделим тот материал, который может быть представлен в обзорных темах.

Так при рассмотрении литературы периода тридцатых годов – годов «великого перелома», когда резко деформируются основы прежнего жизнеустройства, начинается активное вмешательство партии в сферу культуры. Были арестованы П.Флоренский, А.Лосев, усилились репрессии против интеллигенции, которые унесли жизни десятков тысяч деятелей культуры, тысячи писателей. На обзорном материале старшеклассники будут говорить о творчестве Н.Клюева, О.Мандельштама, И.Катаева, И.Бабеля, П.Васильева, им предстоит узнать, какие трудности характеризуют   процесс развития литературы в этот период, в чем его напряженность и неоднозначность. Особого внимания на этих уроках заслуживает обзорное   рассмотрение творчества таких писателей и поэтов, как В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, М.И. Цветаева.

Необходимо отметить, что школьная типовая программа и действующие учебники ярко отражают тенденцию  обращения к обзорам. Функциональное место обзорного урока в учебном процессе по литературе можно охарактеризовать так:

  1. введение художественного произведения в контекст соответствующего историко-литературного процесса;
  2. знакомство с творчеством отдельных групп авторов, определивших специфику и развитие литературного направления и шире – культурной эпохи;
  3. знакомство с художественными произведениями, предназначенными для обзорного изучения.

Система обзорных уроков по литературе  предполагает следующие направления деятельности старшеклассников:

  • установление логического порядка смены эпох и направлений в европейской и русской культуре;
  • работа с ассоциативными рядами культурных реалий с целью освоения общекультурного пространства той или иной эпохи;
  • включение учащихся в диалог с разными видами искусства;
  • определение принадлежности произведений литературы и искусства эпохам и направлениям, с которыми произошло обзорное знакомство;
  • обогащение речи школьников литературоведческой, искусствоведческой, исторической терминологией;
  • установление связей «искусство – общественная жизнь – я» в процессе переклички эпох с выходом на проблемы, затрагивающие современного школьника;
  • формирование умения проявлять собственную нравственную позицию по отношению к затронутому кругу проблем (работа над эссе).

В ходе обзорных уроков реализуется один из важнейших принципов дидактики – интеграция, т.е. процесс рассмотрения предмета, будь то образ эпохи, культурное направление, историческое лицо или художественный образ, в единстве и целостности, при сопоставлении точек зрения, высказанных историками, филологами, лингвистами, искусствоведами. На обзорном уроке сведения из разных наук и искусств не только дополняют друг друга, но и составляют определённый комплекс, необходимый для восприятия учащимися предмета в целом, в результате чего осуществляется наиболее тесное взаимодействие школьников с различными гуманитарными науками и видами искусства, диалог культур.

При проведении уроков-обзоров основное время затрачивается на работу над новым материалом, работа же по его закреплению (запоминанию) ограничивается лишь постановкой двух-трех контрольных вопросов учащимся. В этой связи большое значение приобретают:

  • применение на этих уроках приемов активизации познавательной деятельности учащихся;
  • умение учителя придавать изложению нового материала проблемный характер;
  • насыщение лекции яркими фактами и примерами, включение учащихся в беседу по анализу этих фактов и примеров;
  • использование учащимися самостоятельно подобранных доказательств в подтверждение разъясняемых выводов;
  • оснащенность урока наглядными пособиями и ИКТ.

Таким образом, главным при проведении обзорных уроков является их содержательное наполнение, умение учителя представлять новый материал с применением образовательных технологий.

Список литературы:

  1. Богданова О.Ю., Монов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М., 1999 г.
  2. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы: учеб.пособ.для студ. вузов. «Логос». М., 2003 г.
  3. Збарский И.С. Учить эффективной работе с учебником литературы (на материале обзорных тем в X классе) // Литература в школе. 1982 г. №1.
  4. Каряушкина А.В. Уроки литературы в старших классах. М., 1987 г.
  5. Квятовский Е.В. Изучение обзорных тем // Литература в школе. 1999 г. №5.
  6. Кудряшев Н.И. Вопросы методики преподавания литературы в школе. М., 1983 г.
  7. Курдюмова Т.Ф. Проблемы преподавания литературы в средней школе. М., 1985 г.
  8. Курдюмова Т.Ф. Обзорные темы историко-литературного курса // История школьного курса литературы. М., 1974 г.
  9. Стычева О.А. Методика изучения обзорных тем на уроках литературы.
  10. Федотов О.И. Основы теории литературы. М., 2003 г.
  11. Хомцев В.Е. Теория литературы. «Высшая школа»: М., 2000 г.
13.11.2019