Тестирование как дидактический инструментарий обучения химии
Оценка 4.6

Тестирование как дидактический инструментарий обучения химии

Оценка 4.6
Статья
23.12.2019
Тестирование как дидактический инструментарий обучения химии

Состояние проблемы тестирования в химическом образовании

В последние годы проблеме тестирования уделяется большое внимание в области педагогики. Вышел ряд работ, в которых эта проблема анализируется во всех аспектах.

В книге «Тестирование на занятиях по общей и неорганической химии» В.И. Луцык рассматривает требования к составлению программ стандартизированного контроля занятий по химии. В.И. Луцык предлагает метод, повышающий надежность результатов тестирования, приводит примеры статистической обработки результатов контроля, также предлагает сорок программ контроля знаний по общей и неорганической химии, составленных автором по материалам учебников для школ и вузов.

В.И. Луцык рассматривает как кратковременное, технически просто обставленное испытание, проводимое в одинаковых для всех испытуемых условиях и имеющее вид задания, решение которого подвергается количественному учету, то есть тест является показателем уровня обучающегося в период данного испытания. Он предлагает классификацию тестов по форме их строения: тесты с конструируемыми ответами; тесты с выборочными ответами. Автор также считает, что в учебный процесс тестирование внедряется медленно. При этом пассивность педагогов объясняется, прежде всего, тем, что не всегда у них появляется реальное представление о возможностях стандартизированного контроля. Среди недостатков выборочного в первую очередь отмечают возможность случайного выбора правильного ответа в серии. Действительно, если при подготовке контрольно-информационного материала, при выборе контролирующего устройства и в процессе контроля знаний не выполняются определенные методические требования, выборочный метод контроля знаний может быть абсурдным. Автор показывает, каким образом ослабить отрицательное влияние случайности на конечный результат текстовой проверки. При проведении экспериментов по исследованию эффективности стандартизированного контроля автор говорит о том, что недостаточно учитывать только вероятность угадывания, так как существуют и другие ложные пути получения правильных ответов. Доверительность результатов стандартизированного контроля зависит от исключения правильных ответов, полученных ложными способами: механическим заучиванием, угадыванием, формально-логическим способом. Названные автором попытки увеличения надежности результатов контроля, показывают принципиальную возможность сближения или даже уравнивания в этом отношении тестов с выборочными и конструированными ответами. Но все эти предложения трудно реализовать при проведении тестирования простейшими средствами. Автор настаивает на том, что нельзя включать в тест абсурдные вопросы и бессмысленные ответы, нарушающие логику сравнения и затрудняющие логическую аргументацию, метод выборочных ответов успешно применим лишь в том случае, когда вся информация для решения задачи заключена в самом вопросе, а ответы никакой дополнительной информации не несут.

Вопросам тестирования химических знаний и предметных умений уделяет внимание М.С. Пак. Она в своих публикациях приводит типологию тестовых заданий, примеры тестов, используемых в обучении химии:

  • тесты группировки;
  • тесты дополнения;
  • тесты напоминания;
  • альтернативные тесты;
  • тесты выборки;
  • тесты сличения;
  • тесты ранжирования.

С целью формирования профессионально направленных интересов М.С. Пак предлагает использовать профнаправленный тест. Ею систематизированы и обобщены основные понятия в тестологии; разработаны алгоритмы для составления тестов выборки, тестов сличения, тестов последовательности, тестов дополнения; разработаны и применены тестовые технологии в обучении химии. Она впервые использовала тесты в методике преподавания химии.

В.В. Сорокин и Э.Г. Злотников дают возможность обучающимся проверить свои знания по курсу неорганической химии с помощью тестовых заданий. По их мнению, тесты не только помогают реализовать самоконтроль, но и позволяют самостоятельно совершенствовать и углублять знания по химии, что в свою очередь способствует развитию интереса к этому предмету, к использованию полученных знаний в повседневной жизни, на практике. У них собраны тесты с выборочным типом ответа, тесты соотнесения, тесты с самостоятельно конструированным ответом, а также комбинированные тесты, в которых при ответе используют все перечисленные варианты. Э.Г. Злотников разработал методические рекомендации по подготовке к государственному тестированию по химии (11 класс).

Любой метод проверки знаний, при котором результат учебной деятельности сопоставляется с эталоном, как считает О.Н. Зондберг, можно, в широком смысле, отнести к категории тестовых методов. О.Н. Зондберг отмечает тот факт, что в теории педагогики тест чаще всего рассматривался как инструмент для быстрой проверки, диагностирующей не качество знания, а только объем усвоенной информации, поэтому необходимо расширить возможности тестового контроля и, сохранив быстроту проверки и охват большого объема учебного материала, составить эффективные системы стандартизированных тестов по химии для базовой школы, разработать методику диагностирования сформированности качеств знаний по химии на основании данных статистической обработки результатов исследования выполнения тестов. По мнению О.Н. Зондберг, квалиметрически ориентированная система тестов и «квазитестовых» заданий позволит интерпретировать результаты статистической обработки данных более широко, чем в случае нормативно ориентированных тестов.

В целях повышения степени равноценности оценки, ее объективности Е.И. Тупикин разработал способы контроля с использованием тестов (заданий тестового типа). Существенной особенностью теста он считает то, что тест состоит из трех частей: собственно задания, указания числа существенных операций и эталона выполнения. Задания тестового типа Е.И. Тупикин предлагает использовать для всех видов контроля, включая и предварительный. Для выявления степени усвоения знаний обучающихся на первом уровне автор рекомендует применять автоматизированный тестовый контроль, на втором и третьем уровнях - неавтоматизированный тестовый контроль. Автором также предлагается характеристика уровней усвоения знаний обучающихся, дающая рекомендации по составлению заданий тестового типа, показана методика оценки контрольных работ с применением заданий тестового типа.

Н.Н. Гара, Е.А. Кошелева при разработке тестовых заданий по химии опирались на работы В.С. Аванесова. Особенность их тестовых заданий - они отображают фрагмент содержания учебной дисциплины, но по своей форме отличаются от привычных для учителей вопросов, задач, тестовых упражнений. Они предлагают тестовые задания на дополнения, тестовые задания на установление соответствия. Ими также разработаны правила составления тестов. Авторы пишут о том, что тестовый контроль знаний обучающихся пользуется заслуженным вниманием учителей школ в связи с тем, что помогает устранять недостатки, типичные для традиционного контроля: ориентировка на темп среднего ученика, неполно осуществляемый индивидуальный подход к обучающемуся, недостаточная временная обратная связь.

А.И. Швец приводит опыт применения перфокарт. Его методика заключается в том, что перфокарты дают учителю возможность одновременно проверить знания обучаемых с помощью тестов двух типов: тестов с выборочным ответом и тестов с конструированным ответом.

Многие авторы (Т.А. Ильина, Г.Н. Александров, М.К. Колпаков, И.М. Мищенко, И.В. Володин) в своих работах считают использование заданий с выборочным типом ответов полезным и целесообразным, разумеется, не противопоставляя этот вид контроля другим.

По мнению Г.В. Ивановой тестовый контроль не может полностью выявить результаты процесса обучения. Она отводит ему вспомогательную роль и считает, что он должен дополниться данными фронтального и индивидуального опросов, письменными работами с развернутыми ответами на вопросы.

Некоторые исследователи указывают на то, что одним из перспективных вариантов организации самостоятельных работ может быть система тестов, которая позволяет в короткий срок оценить знания школьников по всему курсу или по отдельным его разделам.

Многие известные ученые химики предлагают тематические наборы тестов по химии (8-9 классы), предназначенные для организации текущего обучения и контроля уровня знаний обучающихся в классе, а также для подготовки к контрольным работам дома.

Таким образом, проблема тестирования учебных достижений школьников обозначилась как чрезвычайно актуальная в последние годы. В литературе встречаются публикации, раскрывающие различные аспекты тестирования:

  • представлена типология тестов по девяти основаниям, которые определяют характер всей совокупности заданий теста, как целой диагностической методики;
  • система целей тестирования;
  • созданы стандартизированные тесты, классифицируемые по форме их строения;
  • предложен метод, повышающий надежность результатов тестирования, приведены примеры статистической обработки результатов контроля;
  • показаны возможности тестового контроля качеств знаний по химии;
  • проводится компьютерное тестирование;
  • разрабатывалась методика составления и использования тестов разного типа.

Тестирование как дидактический инструментарий обучения химии

Повышение эффективности школьного химического образования во многом зависит от осознания преподавателем химии дидактического назначения дидактического инструментария (средств обучения), соответствия их целями и задачами образовательного процесса, и необходимости учета специфики различных средств обучения.

Если в качестве главных структурных компонентов образовательного процесса выделить цель, средства и его результаты, то к дидактическому инструментарию предметного обучения можно отнести:

  • содержание учебного предмета;
  • образовательные технологии;
  • методы обучения;
  • методические приемы;
  • формы обучения;
  • средства обучения.

Освоение новых и применение неиспользованных возможностей традиционных средств обучения эффективно лишь на основе методологии интегративного подхода, предусматривающей комплекс средств и их реализацию в определенной системе. Полная и целостная реализация обучающих, развивающих и воспитывающих функций средств химического образования возможна при умелом использовании педагогом сущности дидактических инструментов обучения химии, знания классификации и различных видов средств обучения, целесообразном использовании методических приемов при формировании химических понятий, законов, теорий, ведущих идей и других дидактических единиц.

Использование современных дидактических инструментов обучения химии во многом зависит от решаемых педагогом образовательных задач. Учитель химии должен владеть следующими личностными способами действий:

  • умело сочетать слово со средствами наглядности;
  • выявлять и реализовать методические условия использования дидактического потенциала образовательных средств;
  • успешно применять иллюстративную и исследовательскую методику химического эксперимента;
  • целесообразно сочетать одни и те же средства в различных образовательных технологиях;
  • меть теоретически осмыслить личный опыт для дальнейшего его оптимального применения.

Классификация средств обучения химии

Дидактический инструментарий (средства) химического образования – это система материальных и идеальных химических объектов, используемых для достижения обучающих, воспитательных и развивающих целей химического образования.

Средства обучения химии – это понятие, подчиненное наиболее общему понятию «дидактический инструментарий» («средства химического образования»). Основное назначение средств обучения химии – выполнение обучающей функции. Понятие «средства химического образования» более широкое, чем понятие «средства обучения химии», поскольку первое понятие включает в своей структуре еще средства воспитания и средства развития школьников. Но часто в образовательной практике эти понятия используются как синонимы.

 В предметных методиках обучения принято различать статические (рисунки, фотографии, модели и т.п.) и динамические наглядные средства обучения химии (кинофильмы, видеозаписи, презентации, электронные обучающие ресурсы и др.). К не наглядным средствам обучения химии можно отнести разнообразный дидактический материал, например, карточки-задания, используемые для контроля и тренинга. Все известные средства обучения химии М.С. Пак делит на три большие группы:

  • Учебно-материальные: предметы оборудования кабинета химии, химических лабораторий, центров химического образования, электронные образовательные и обучающие ресурсы.
  • Дидактико-методические: химический язык, методы химических наук, химический эксперимент в различной форме, химические задачи разного типа, разнообразный дидактический материал по химии и т.д.
  • Психолого-педагогические: познавательные задания разного типа и вида в форме тестов, упражнений, алгоритмических и эвристических предписаний, диктантов, дидактических игр, расчетных химических задач, творческих заданий, исследовательских проектов и др.

Познавательные задания как вид психолого-педагогических средств обучения химии

Психолого-педагогические средства обучения химии – это фундаментальные первичные средства, реализуемые с учетом определенных типов и схем ориентировочной основы действий.

Классификация психолого-педагогических средств обучения химии:

  • по типу ориентировочной основы действий: конкретные и обобщенные;
  • по схеме ориентировочной основы действий: полные и неполные;
  • по группам обучающихся: для обучающихся с высоким уровнем обученности, для обучающихся с низким уровнем обученности, для обучающихся, имеющих отставания (пробелов) в изучении учебного материала.

Психолого-педагогические средства обучения химии реализуются посредством познавательных заданий.

Познавательные задания – форма реализации химико-образовательных задач в процессе целостного взаимодействия учителя и обучающихся.

Виды познавательных заданий:

  • вопросы разнообразной формы;
  • упражнения разного типа;
  • химические задачи;
  • различные типы тестов;
  • химические диктанты;
  • дидактические игры;
  • химические загадки;
  • алгоритмические и эвристические предписания;
  • эвристические предписания;
  • творческие задания.

Рассмотрим такой вид познавательных заданий как тест.

Тесты (от англ. test – испытание, проверочная работа) – система познавательных заданий стандартной формы, применяемая с целью установления обратной связи, закрепления, повторения, применения, систематизации, контроля и оценки химических знаний и умений обучающихся.

Дидактический тест по химии представляет собой систему заданий специфической стандартизированной формы, определенного содержания и возрастающей трудности с целью объективной оценки качества учебных достижений. Форма теста (и тестовых заданий) по химии представляет собой конструкцию для организации, упорядочения и представления содержания.

Выбор форм зависит от цели тестирования и содержания теста, от технических возможностей и уровня профессионализма учителя химии. Учителю химии следует заполнять только хорошо усвоенные им формы тестовых заданий тщательно сформулированным химическим содержанием. Содержание теста должно быть определенным, то есть соответствовать содержанию учебного предмета. В процессе организации содержания теста осуществляется анализ содержания учебного предмета химии, разделов, тем, дидактических единиц. В процессе упорядочения содержания теста осуществляется классификация видов химических знаний, учебного материала, установление внутрипредметных (тематических и др.) и межпредметных связей, уплотнение дидактических единиц (по мере необходимости). Затем осуществляется представление дидактических единиц через структурные элементы композиции тестов. Содержание тестов (и тестовых заданий) по химии должно проходить экспертизу у опытных учителей химии, которые призваны ответить на главный вопрос «Можно ли с помощью предложенных тестов (заданий) корректно оценить качество усвоения (объем, содержание, уровень, структуру) знаний и умений испытуемых?».

Тестовое задание - это стандартизированное (лаконично и корректно сформулированное) задание, на которое необходимо дать краткий и точный ответ, оцениваемый по балльной системе.

Задания в тестовой форме - это такие задания, к которым помимо содержания предъявляются определенные требования:

  • одинаковость для всех испытуемых;
  • адекватность инструкции форме и содержанию;
  • краткость и четкость выражения задания (смысла задания и инструкции);
  • формулировка задания в логической форме высказывания;
  • правильность расположения элементов задания;
  • фасетность (вариативность содержания задания);
  • наличие определенного места для ответов;
  • одинаковость правил оценки ответов испытуемых в рамках принятой формы (В. С. Аванесов).

Тестовое задание должно быть как можно яснее и как можно короче. При его предъявлении должны быть: минимум средств и максимум ясности смысла задания. Особое внимание уделяется предметной «чистоте» и логической правильности содержания, приемлемости геометрического образа задания, определенной трудности и вариативности задания, его коррелируемости с критерием, дидактической корректности с точки зрения изучаемого предмета, соответствию требованиям учебной программы и образовательным стандартам, реальному уровню знаний и умений испытуемых.

Учитель химии в своей образовательной практике широко использует, как правило, тематические тестовые задания - задания, применяемые для контроля знаний и умений по одной изучаемой теме.

Содержание тематических тестов, включающих тематические тестовые задания, ограничено одной учебной темой. Текстовые тестовые задания (или текстовые тесты) представляют собой задания открытой формы (на дополнения), используемые с целью контроля понимания и усвоения учебного текста. Особую группу составляют цепные текстовые задания, в которых правильный ответ на последующее задание зависит по содержанию от правильного ответа на предыдущее задание (испытуемый не ответит на последующее задание, если не ответил на предыдущее задание). Ситуационные тестовые задания применяются с целью контроля знаний и умений действовать в практических, экстремальных и других ситуациях.

Часто в образовательной практике и в литературе понятия «тест» и «тестовое задание» применяют как синонимы, так как понятие «тест» понимают в широком и узком смысловых значениях. Достоинства тестовых заданий по сравнению с письменными контрольными работами общепризнаны, что объясняется особенностями этих заданий. Если письменные контрольные работы включают задания, на которые отвечающие должны дать ответы в свободной произвольной форме, то тесты предполагают достаточно жестко запланированные однозначные ответы в форме дописывания, подчеркивания и т.п.

Правильно разработанные тесты имеют следующие преимущества:

  • диагностическая ценность, связанная с возможностью с помощью тестов осуществить мониторинг за качеством химических знаний и предметных умений (входной, текущий, периодический, итоговый, заключительный контроль);
  • экономичность учебного времени, расходуемого на проверку и оценку знания и умения большого количества обучающихся;
  • объективность и достоверность информации о качестве учебных достижений, минуя непосредственное, иногда нежелательное взаимодействие обучающихся с преподавателем;
  • технологичность образовательного процесса, связанная с возможностью осуществить автоматизацию рутинных процессов контроля и оценивания знаний и умений, поскольку результаты тестирования легко обрабатываются и могут быть оценены по двузначной логике, если за ответ на каждое тестовое задание ставить "1" или "0" (используя двоичный код);
  • семантическое преимущество, заключающееся в лучшем понимании их смысла и значения, что связано с лаконично емким словесным составом заданий, в которых нет лишних слов и знаков, поэтому смысл заданий улавливается быстрее и лучше, чем вопрос;
  • лаконичность, которая обеспечивается тщательным подбором слов, символов, формул, позволяющих достичь ясности смысла тестовых заданий;
  • логическое преимущество, заключающееся в их возможности после ответов испытуемых превращаться в логическую форму истинного или ложного высказывания.

Вместе с тем учитель химии должен знать и недостатки тестов (и тестовых заданий).

С помощью тестов невозможно определить с достоверной точностью, как сформированы у обучающихся, например, теоретические знания, как сформированы общелогические умения (анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, систематизации, прогнозирования, моделирования и др.), химико-экспериментальные умения и др.

При тестировании нельзя определить, каким способом обучающиеся нашли правильные ответы (путем логического мышления или случайно, механически или осмысленно). Причиной неправильности ответов могут быть не только пробелы и недостатки в химических знаниях, но и неправильное понимание предложенных тестовых заданий.

Поэтому в химическом образовании методы тестирования должны применяться в оптимальном сочетании с другими методами и средствами обучения химии (устный опрос, письменная контрольная работа, беседа и т.п.). Нередко учителя химии мало обращают внимания на технологию и алгоритм составления тестов (и тестовых заданий) по химии. Обычно тесты составляются интуитивно, бессистемно. Задания в них носят случайный характер, поэтому не дают возможность эффективно решать те или иные дидактические задачи. Кроме того, результаты тестирования могут быть существенно искажены, если учителем химии неправильно разработаны и применены тестовые задания и тесты. Каждый современный творчески работающий учитель химии должен уметь не только сам разрабатывать новые тестовые задания (и тесты), но и сформировать эти творческие умения у своих учеников.

Самостоятельное составление, например, обучающимися тестовых заданий (и тестов) является весьма полезным и интересным для них занятием по трем основным причинам (В.В. Сорокин, Э.Г. Злотников):

  • при подготовке тестовых заданий обучающиеся вынуждены вторично (как следует) проработать соответствующий учебный материал;
  • обучающиеся имеют возможность предусмотреть возможные варианты ошибок и соответственно им подготовить альтернативные ответы (а самим избежать выявленных ошибок);
  • корректно составленные обучающимися тестовые задания могут быть использованы в качестве дидактического материала на урочных и дополнительных занятиях.

При разработке тестов, тестовых заданий и технологий необходимо руководствоваться определенными принципами:

  • принцип дидактической значимости - принцип, предусматривающий соответствие тестовых заданий образовательным стандартам содержания обучения химии;
  • принцип валидности - принцип, предусматривающий контроль и оценивание того, что изучено обучающимися;
  • принцип достоверности (релиабельности) - принцип, предусматривающий те же объективные результаты при повторном тестировании на данном этапе образования и обучения;
  • принцип репрезентативности - принцип, предусматривающий обеспечение всестороннего охвата содержания обучения и образования;
  • принцип надежности - принцип, предусматривающий легкость и простоту использования тестов, наличие четкой инструкции к его проведению и оценке результатов тестирования (правильные ответы, разбаловка при их оценивании);
  • принцип стандартизации формы - принцип, предусматривающий придание определенной формы тестам (и тестовым заданиям), определенной конструкции для представления, организации и упорядочения содержания;
  • принцип фасетности - принцип, предусматривающий многовариантное предъявление информации в тестах и тестовых заданиях.

Особое внимание при разработке тестов уделяется композиции тестовых заданий.

Под композицией тестовых заданий понимается такое соединение элементов, которое позволяет выразить содержание и форму каждого задания в гармоничной целостности (В.С. Аванесов). Успех ее зависит не только от оригинальности идеи и содержания задания, но и от мастерского владения формой. Профессионально разработанный тест - это всегда оптимальная интеграция идеи, дидактического замысла, содержания с наиболее адекватной формой, так как вместе с успехами изображения формы незаметно «самодвижется» вперед и содержание.

Основные элементы, которые выделяют в композиции тестовых заданий, следующие:

  • инструкция для испытуемых (общая и стандартная для всех); - содержание задания;
  • ответы к заданиям;
  • место для оценки, выставляемой за правильное его выполнение.

В такой композиции тестовых заданий в качестве концептуальной основы используется логическая форма высказывания (утверждение, а не вопрос).

Обычно применяются 4 основные композиционные структуры в тестах и соответственно тесты с выборочными (двумя, тремя, четырьмя, пятью) ответами, тесты последовательности, на установление соответствия и тесты дополнения.

Результаты грамотного корректного тестирования и применения тестовых технологий всегда объективны, достоверны и измеряемы.

Типы тестовых заданий по химии

(М. С. Пак, М. К. Толетова)

Тестовые задания по химии представляют собой познавательные задания стандартной формы, применяемые с целью установления обратной связи, закрепления, повторения, систематизации и контроля химических знаний и предметных умений обучающихся.

В химическом образовании могут быть использованы тестовые задания разного типа.

Тестовое задание на группировку представляет собой задание в форме перечня химических объектов, которые необходимо «рассортировать» по определенным заданным признакам. Тестовые задания данного типа могут быть использованы уже на первых уроках химии. Приведем примеры таких тестовых заданий.

Задание. Распределите по столбцам таблицы названия тел и веществ, приведенных в списке: медь, железный гвоздь, кусочек мела, капля воды, сахар, железо, медный колокол, сера, химическая колба, золото, древесная стружка, уксусная кислота.

О т в е т:

 Действия учеников при выполнении тестовых заданий данного типа сводятся к выписыванию по колонкам, распределению по столбцам таблицы названий, подчеркиванию символов, терминов и других объектов, относящихся к одному классу, к «сортировке» предложенных химических объектов.

Тестовое задание на дополнения представляет собой задание – предложение с пропуском (цифры, формулы, ключевого слова и т.п.), отмеченным точками (или прямой линией), поэтому ответ на задание данного типа должен быть предельно лаконичным и однозначным.

Приведем примеры тестовых заданий на дополнение, используемых при повторении программного материала 8 класса.

  1. Оксиды, взаимодействующие как с основаниями, так и с кислотами с образованием соли и воды, называются …
  2. Вещества, обладающие твердостью, тугоплавкостью, хорошей растворимостью в воде, имеют … кристаллическую решетку.
  3. Свойства неметаллов с возрастанием порядковых номеров соответствующих химических элементов в пределах периода …
  4. Формула простого вещества – самого сильного неметалла-окислителя – …
  5. CO2 + … ® Na2CO3 + H2O.

«Ключ» для проверки ответов учащихся: 1) амфотерными, 2) ионную, 3) усиливаются, 4) F2, 5) NaOH.

Тестовое задание на напоминание представляет собой прямой вопрос, требующий только однозначного ответа. Поэтому тестовое задание данного типа формулируется в виде прямого вопроса, на который обучающиеся должны дать однозначный ответ и выразить его словом, химическим термином, числом, формулой и т.п.

Приведем примеры тестовых заданий данного типа, используемых при изучении электролитической диссоциации.

  1. Как называется процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении?
  2. Какой ион характеризует свойство, общее для серной кислоты и ее растворимых солей: давать осадок при взаимодействии с растворимыми солями бария?
  3. Какова формула газообразного вещества, образующегося в результате реакции кристаллической поваренной соли с концентрированной серной кислотой?
  4. Какова реакция среды раствора хлорида цинка?
  5. Какие ионы участвуют в химической реакции при приливании раствора нитрата серебра к раствору хлорида натрия?

Ответы: 1) электролитическая диссоциация, 2) сульфат-анион, 3) HCl, 4) кислая, 5) ионы серебра и хлора.

Альтернативное тестовое задание представляет собой утверждение, правильность или неправильность которого необходимо определить. Поэтому при составлении альтернативных тестовых заданий следует избегать слов, подсказывающих ответ. Правильные и неправильные предложения-утверждения располагают вразброс, а сами предложения формулируют однозначно и лаконично. Заметим, что на тестовые задания данного типа обучающиеся могут давать ответ словесно («правильно» или «неправильно», «да» или «нет») или знаками (Ù, Ç или «+», если «да»; «¾», если «нет»).

Приведем пример. Оксид кальция: 1) бинарное соединение («да»), 2) кислотный оксид («нет»), 3) нерастворимое в воде («нет»), соответствует ему щелочь («да») и т.п.

Графический ответ:

                                       1   2   3   4

Приведем примеры альтернативных тестовых заданий, используемых при систематическом изучении химии неметаллов в форме графического диктанта. Обучающиеся, выполняющие вариант I, указывают, например, свойства, характерные для азота, а вариант II - для аммиака.

Варианты: I - азот, II - аммиак.

  1. Газообразный при обычных условиях.
  2. Не имеет запаха.
  3. Не имеет цвета.
  4. В воде малорастворим.
  5. Легко сжижается.
  6. Степень окисления азота равна -3.
  7. В молекуле между атомами ковалентные полярные связи.
  8. В воздухе не горит.
  9. Взаимодействует с водородом в присутствии катализатора.
  10. Горит в кислороде.
  11. Взаимодействует с кислотами с образованием солей.

«Ключ» для проверки ответов обучающихся («да» -«+»; «нет» - «-») :       

Тестовые задания с выборочными ответами представляют собой задания, включающие готовые ответы, из которых обучающиеся должны сделать правильный выбор. При составлении заданий данного типа желательно, чтобы ответов было не менее четырех. Задания оформляются на карточках.

Карточка-задание:

Ответы на тестовые задания данного типа учащиеся могут давать с помощью или с помощью цифр.

«Ключ»- правильные ответы: 1г, 2в, 3б, 4в.

Тестовое задание на установление последовательности представляет собой познавательное задание, целью которого является установление правильной последовательности логических операций, практических действий, расчетов и т.п. При составлении тестовых заданий данного типа особое внимание уделяется соблюдению законов логики при установлении определенной последовательности.

Приведем примеры тестовых заданий данного типа.

Инструкция: «Установите правильную последовательность».

Тестовое задание: ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЛОТРОПИИ.

В структуре тестового задания данного типа в каждой строчке отведено место (клеточка) для ответа, куда должны вписать в определенной последовательности цифры в соответствии с определением аллотропии.

Правильный ответ: 6, 3, 7, 4, 2, 1, 5.

Тестовое задание на ранжирование представляет собой познавательное задание с перечнем объектов контроля (химических явлений, формул, физических величин и др.), которые должны быть расположены в порядке возрастания какого-либо существенного признака (числа атомов, кислотных и других свойств). При составлении тестовых заданий данного типа необходимо, чтобы наименования были однопорядковыми, и их было не более 10.

Приведем примеры тестовых заданий на ранжирование, используемых при изучении предельных углеводородов.

Задание 1. Расположите названия углеводородов в порядке увеличения числа атомов углерода в их молекулах: пентан, декан, октан, гексан, бутан, этан, гептан.

Ответ: этан, бутан, пентан, гексан, гептан, октан, декан.

Задание 2. Какие из веществ, формулы которых приведены, являются гомологами метана: C17H36, C3H8, C10H22, C6H6, C12H24, C6H14, C2H4? Расположите их в порядке увеличения углеродной цепи молекул.

Ответ: C3H8, C6H14, C10H22, C17H36.

Задание 3. Напишите формулы следующих углеводородов, расположив их в порядке возрастания детонационной стойкости: гексан, гексен-1, бензол, 2,2 - диметилбутан.

Ответ:

СH3-(CH2)4-CH3, CH2=CH-(CH2)3 -CH3, CH3-C(CH3)2-CH2-CH3, C6H6.

Тестовое задание на сличение (установление соответствия) представляет собой задание, состоящее из связанных друг с другом по содержанию данных, размещенных в двух столбцах под разными порядковыми номерами. Выполнение задания сводится к поиску связанных между собой данных. При составлении подобных тестовых заданий необходимо, чтобы один столбец состоял из лаконично сформулированных предложений, другой – из слов, химических терминов, знаков, схем и т.п.; число предложений – от 5 до 15 (чтобы усложнить работу по выбору правильного ответа); во втором столбце - данных на 2-3 больше, чем в первом. Столбцы размещают на одной странице.

Пример тестового задания на сличение, используемого при изучении химии металлов

Ответы: 1 - 5; 2 - 8; 3 - 1; 4 - 2; 5 - 4; 6 - 3.

Комбинированные тестовые задания - это более сложные задания со своеобразной композиционной структурой, позволяющей реализовать несколько инструктивных указаний (выборки, дополнения, группировки и т.п.).

Приведем примеры таких тестовых заданий (В.В. Сорокин, Э.Г. Злотников).

Задание 1. Химический элемент КАЛЬЦИЙ

Задание 2. Из указанных явлений:

  1. перегонка воды;
  2. образование тумана;
  3. горение древесины;
  4. выделение кислорода из воздуха;
  5. горение магниевой ленты;
  6. вытягивание медной проволоки;
  7. перегонка сырой нефти;
  8. потускнение серебряных изделий;
  9. образование зеленого налета на медном подсвечнике;
  10. сжигание угля;
  11. растворение сахара в воде;
  12. образование озона в атмосфере во время грозы

к физическим относятся . . ., а к химическим - . . . .

Задание 3. Дополните приведенную ниже схему словами «усиливается» или «уменьшается» и укажите направления стрелками

            ковалентный характер связи…

          ионный характер связи…

Задание 4. Из концентрированных аммиачных растворов выделяется газообразный . . ., поэтому с большим количеством таких растворов в химических лабораториях работают только

  1. на подносе;
  2. над раковиной;
  3. на лабораторном столе;
  4. под тягой.

Задание 5. В состав воздуха преимущественно входят газы:

. . .;

. . .;

. . .;

. . .;

Н2О (пары).

При пропускании воздуха через колонку с твердой щелочью (например, NaOH) одновременно поглощаются

  1. N2, Ar:
  2. O2, CO2;
  3. CO2, Н2О;
  4. N2, Н2О.

При этом образуется . . . вследствие реакции . . . .

Задание 6. Различают адсорбционный, абсорбционный и каталитические методы очистки воздуха и жидкостей от вредных примесей.

Впишите в таблицу название метода с учетом процесса.

Задание 7. Процесс производства азотной кислоты в промышленности включает несколько стадий:

  1. подготовка аммиачно-воздушной смеси;
  2. окисление аммиака до оксида азота (II);
  3. окисление оксида азота (II) до оксида азота (IV);
  4. поглощение оксида азота (IV) водой и получение кислоты.

В контактном аппарате в присутствии катализатора протекает стадия… Эта реакция является:

а) экзотермической;

б) эндотермической.

В поглотительной башне вода поступает…, а готовая смесь - ….

Стадия . . . процесса в избытке кислорода описывается уравнением химической реакции . . . .

Приведенные выше типы тестовых заданий могут быть по содержанию профессионально направленными.

Профессионально направленное тестовое задание содержит значимую для какой-либо профессии информацию.

Приведем примеры этих тестовых заданий, которые могут быть использованы на уроках химии в профессиональном лицее, готовящем слесарей по ремонту автомобилей.

Дидактическая карточка

Ответы: 1 - а; 2 - б; 3 - а; 4 - а.

Технология разработки тестов разного типа по химии

Технология разработки и реализации тестов выборки

Тест выборки - тест, в котором задания представлены с готовыми несколькими ответами, из которых необходимо осуществить выбор правильного ответа, подчеркнув его или обведя кружком его номер.

Приведем примеры тестовых заданий из теста «Алканы».

Инструкция: «Обведите кружком номер правильного ответа».

Задание 1. Изомеры.

  1. пропен, бутен, 2-метилпропен;
  2. бутен, 2,3-диметилпентан, декан;
  3. 2-метилбутан, пентан, 2,3-диметилпропан;  
  4. 2-метилбутан, декан, гексан.

Задание 2. Ряд алканов.

  1. С3Н6, С4Н8, С5Н10;
  2. С3Н4, С4Н6, С5Н8;
  3. С3Н8, С4Н10, С5Н12.

Задание 3. Реакция не характерная для алканов.

  1. разложение;
  2. присоединение;
  3. замещение;
  4. горение.

Задание 4. Относительная плотность этана по водороду.

  1. 8;
  2. 10;
  3. 15;
  4. 30.

Задание 5. Объем воздуха, необходимый для сжигания 20 л метана.

  1.  2 л;  
  2. 10 л;
  3. 60 л;  
  4. 200 л.

Оценка:.................

Правильные ответы к заданиям: 1 - 3); 2 - 3); 3 - 2); 4 - 3); 5 - 4).

Как видно из приведенного примера, в структуре теста выборки можно выделить такие важные композиционные элементы, как:

  1. инструкция;
  2. содержание задания;
  3. готовые ответы с номерами (или с кодами);
  4. место для оценки ответов.

Поэтому технология структурирования и выполнения тестов выборки включает следующие композиционные элементы.

  1. Инструкция для обучающихся: «Обведите кружком номер (или код) правильного ответа». Инструкция, общая и стандартная для всех испытуемых, пишется один раз для всего теста, а тестовые задания должны быть сформулированы в едином стиле.
  2. Содержание задания сформулировано как можно короче и яснее. Краткость задания обеспечивается отражением в содержании одной «идеи», тщательным подбором слов, символов и других средств достижения максимума ясности смысла задания. Содержание задания набирается прописными буквами, что позволяет испытуемым быстрее воспринять и визуально отделить его от ответов, написанных строчными буквами. Содержание может быть представлено с помощью фасета (фигурных скобок).
  3. Ответы к заданиям, как и содержание, должны быть краткими и информационными, относиться к одной системе знаний.
  4. Оценка. Как правило, правильный ответ принято оценивать баллом «1», неправильный – «0». В более продвинутых схемах оценивания каждое тестовое задание шкалируется и его правильное выполнение оценивается определенным числом баллов.

При разработке и реализации тестовых заданий с двумя ответами используется принцип противоречия, предполагающий отрицание предыдущего смысла в ответах:

1) «возрастает», 2) «убывает»;

1) «влияет», 2) «не влияет»;

1) «вправо», 2) «влево»;

1) «положительный», 2) «отрицательный».

Задания с двумя ответами могут реализовать и принцип кумуляции, предусматривающий включение в содержание второго ответа содержания первого ответа:

1) «положительные», 2) «положительные и отрицательные»;

1) «замещение», 2) «замещение и присоединение»;

1) «химик», 2) «химик и композитор» и т.п.

При разработке и использовании тестовых заданий с тремя ответами широко используется принцип градации, связанный с изменением какого-либо признака, качества.

Тесты выборки могут быть использованы в процессе входного, текущего и выходного контроля, а также самоконтроля.

Технология разработки и реализации тестов сличения

Тест сличения (соответствия) - тест, в котором задания представлены в двух столбиках, информационно тесно связанных между собой. Основной целью тестов сличения является установление соответствия содержания одного множества (левого столбика) элементам другого множества (правого столбика). Тесты сличение позволяют проверить ассоциативные знания о взаимосвязи, сущности, свойствах реальных химических объектов и их изображений, различных веществ, химических элементов, химических реакций и процессов, химических формул, уравнений, а также умений применять эти и другие знания.

Приведем примеры тестовых заданий на сличение (установление соответствия).

При самостоятельной разработке и реализации тестовых технологий на сличение придерживаются тех же главных правил, что и при составлении тестов и тестовых заданий на выборку, то есть необходимо:

  • корректно сформулировать задание;
  • подобрать число (2-5) вариантов ответов к каждому заданию;
  • составить варианты ответов (правильных и неправильных), достоверных и неабсурдных;
  • правильные ответы расположить на случайных местах (т.е. на любом месте: первом, втором и т.д.);
  • все варианты ответов сформулировать в едином стиле (грамматическом, терминологическом и др.).

Кроме того, следует учесть следующие важные правила:

  1. во втором (правом) столбце данных (элементов данного множества) должно быть на 2-3 больше, чем в первом (левом) столбце;
  2. возможности выбора не должны быть легкими или абсурдными;
  3. один столбец обычно должен состоять из ключевых слов, понятий, существенных признаков, а другой столбец - из соответствующих формул, схем, уравнений, утверждений;
  4. в тесте должно быть от 5 до 15 заданий, а в каждом задании не менее двух «вопросов» в первом (левом) множестве;
  5. сопоставляемые данные двух множеств (левого и правого столбиков) должны находиться на одной странице.

Технология разработки и реализации тестовых заданий на сличение включает следующие компоненты.

  1. Инструкция для испытуемых: "Установите соответствие".
  2. Заголовки (названия) двух столбцов.

В тесте эти названия целесообразно написать прописными буквами.

Тестовые задания и тесты на сличение (установление соответствия) могут быть широко использованы в процессе текущего и тематического контроля, а также самоконтроля.

Технология разработки и реализации тестов последовательности

Тест последовательности - система тестовых заданий, применяемых с целью установления правильной последовательности умственных операций, практических расчетов и действий. Тесты последовательности позволяют проверить сформированность алгоритмического мышления, элементов информационной культуры, необходимых для активной творческой деятельности (трудовой, игровой и коммуникативной, учебной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской). Тесты данного типа, рассчитанные на правильно организованную, оптимальную деятельность, способствуют при систематическом их применении в образовательной практике выходу обучающихся на уровень субъективно новых способов действий, т.е. на творческий уровень.

В тестах данного типа может быть реализована последовательность:

  1. событий по истории химии;
  2. качественных и количественных закономерностей в химии;
  3. стадий и этапов химико-технологических процессов;
  4. основных положений законов, теорий и учений по химии;
  5. элементов определений химических понятий;
  6. возрастания какого-либо признака химических объектов;
  7. умственных действий при выполнении познавательных задач и др.

Приведем пример тестовых заданий данного типа.

Инструкция: «Установите правильную последовательность». ТЕРМОПЛАСТИЧНОСТЬ (Коржова Л.И.)

Ответы: 2, 4, 1, 5, 3, 6, 8, 10, 11, 9, 12, 7.

Технология структурирования и реализации тестовых заданий на установление правильной последовательности включает следующие компоненты.

  1. Инструкция для испытуемых: «Установите правильную последовательность». Инструкция сопровождается конкретным примером и пояснением, как отвечать на задания данного типа.
  2. Заголовок (название) задания, по которому испытуемый узнает, о чем его спрашивают, какие знания и умения он должен продемонстрировать. Заголовок пишется прописными буквами, а ключевое понятие в нем желательно дать в именительном падеже.
  3. Содержание задания с элементами, которые испытуемый должен расположить в правильной последовательности (с учетом логики, закономерностей и выполняемых действий). Элементы тестового задания проставляются в случайном порядке. Окончания слов пишутся в именительном падеже с тем, чтобы исключить возможность угадывания.
  4. Место для ответа в форме прямоугольника (квадратика, кружочка или прочерка), нарисованные слева от названия каждого элемента. В эти прямоугольники испытуемые должны проставить последовательно нужные цифры после анализа содержания задания с его элементами.
  5. Оценка. Оценивание ответов на тестовое задание осуществляется по дихотомической шкале 1/0, при которой 1 балл проставляется за правильную расстановку всех элементов в задании, ноль - при ошибке в ответе.

Сфера применения тестовых технологий на последовательность - текущий, тематический, итоговый контроль, а также самоконтроль и самооценка.

Технология разработки и реализации тестов дополнения

Тест дополнения - тест, в котором система заданий представлена предложениями - утверждениями с пробелом (пропуском), отмеченным многоточием (или прочерком), предназначенным для заполнения нужным словом, формулой или другим ответом. Основные правила, которые должны быть реализованы при разработке и использовании тестов или тестовых заданий на дополнение:

  1. задания не должны быть неопределенными;
  2. подходящий для пробела ответ (в форме слова, формулы и т.п.) должен быть существенным;
  3. пробелы не должны искажать смысл предложения-утверждения;
  4. для заполнения пробела должен подходить только один правильный (однозначный) ответ;
  5. правильный ответ - дополняемый элемент должен быть в виде одного-двух слов, цифры, формулы (предельно кратким);
  6. содержание заданий должно быть понятно всем, без исключения;
  7. дополняемый элемент для правильного осмысления лучше ставить ближе к концу задания.

Приведем в качестве примера фрагмент из теста, разработанного М.В. Дегтяревой и Е.Н. Сафроновой.

Инструкция: «Дополните».

  1. Явление свертывания белка называется...............................
  2. ..................... - азотсодержащие высокомолекулярные органические вещества, состоящие из остатков аминокислот.
  3. Связь, соединяющая аминокислотные остатки в белках, называется .......................................
  4. Тип реакции, происходящей при нагревании белков со щелочами, - ......................................
  5. Тип реакции синтеза белка - ............................................
  6. Окраска, появляющаяся при действии на белок концентрированной азотной кислотой - … .
  7. При действии неразбавленного этанола на белок происходит его …, при действии разбавленного этанола … .
  8. Молекула ДНК - … цепочечная.
  9. Мономерное звено нуклеиновых кислот называют - … .
  10. Азотистое основание, связанное в молекуле ДНК попарно водородными связями, является … .

Как видно из примера, в тестах дополнения готовые ответы не даются. В этих тестах (и тестовых заданиях) необходимо дополнить тот существенный недостающий элемент ответа, который позволяет судить о качестве химических знаний и предметных умений испытуемых. Тестовые задания данного типа, сформулированные в форме предложений/утверждений, могут превращаться в зависимости от правильности или неправильности ответов в истинные или ложные высказывания. Тесты данного типа выглядят внешне очень просто. Но технология их разработки непростая.

  1. Вначале формулируется корректный и лаконичный вопрос, что дается не сразу, особенно начинающему или неопытному учителю химии.
  2. Затем записывается полный, точный и краткий ответ к поставленному вопросу.
  3. Потом из ответа исключается его ключевой элемент (слово, цифра, формула), который при тестировании испытуемый должен дополнить.

Технология структурирования и реализации тестов (и тестовых заданий) данного типа включает следующие компоненты:

  1. Инструкция для испытуемых: «Дополните».
  2. Содержание заданий в открытой форме, позволяющих проверить качество знаний символов, формул, названий, терминов, фактов, дат, свойств, отношений, связей и т.п.
  3. Прочерк - место для ответов к заданиям.
  4. Оценка. Оценивание ответов осуществляется по двухбалльной системе: за каждое правильное дополнение дается 1 балл, за неправильное дополнение - ноль.

Важным свойством тестов дополнения является то, что тестируемый получает целостное представление о том или ином химическом объекте. Возможность самостоятельного конструирования ответа за счет открытой формы тестов данного типа способствует включению учащихся в продуктивную деятельность, что важно для формирования творческой личности.

Содержание и структура тестов по химическому эксперименту

         В управлении качеством химического образования особое внимание уделяется тестовым задания, включающим правила техники безопасного труда в химической лаборатории и химический эксперимент. Содержание и структура тестовых заданий, включающих химический эксперимент, специфичны, так как в них должны найти отражение приборы, приспособления, реактивы и т.п. О содержании и структуре тестовых заданий и тестов по химическому эксперименту можно получить достаточно полное представление, изучив работы В.В. Сорокина и Э.Г. Злотникова.

Поэтапный характер методики тестирования

Основное дидактическое назначение тестов - это средство контроля и оценки качества химического образования, средство решения дидактических задач: изучение нового материала, закрепление изученного материала, оценка учебных достижений на этапах закрепления, применения, обобщения и систематизации знаний и умений, а также на этапе развития способностей.

Поэтапная методика тестирования - это использование тестов на разных этапах химико-образовательного процесса. В зависимости от того, какой метод лежит в основе решения дидактической задачи, такие тесты мы используем.

Например, в основе теста выборки - метод выборки. На этапе изучения нового материала, наиболее подходящие для проверки знаний и умений тесты дополнения, выборки, сличения, ранжирования. На этапе закрепления изучения нового материала наиболее удобны для проверки знаний и умений тесты опознавания, тесты сличения, тесты ранжирования, псевдотесты - задачи, тесты дополнения, тесты выборки. На этапе совершенствования и применения знаний и умений можно воспользоваться тестами дополнения, тестами напоминания, выборочными тестами. На этапе обобщения и систематизации знаний и умений нам помогут выборочные тесты, выборочные тесты с конструктивными ответами, тест - задачи. На этапе развития способностей следует работать с тестовыми заданиями на аналогии, «исключения лишнего», последовательности, переструктурирования.

Например, рассмотрим методику тестирования на этапе изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды».

В зависимости от типа урока главной дидактической задачей тестов и тестовых заданий может быть не только совершенствование и проверка знаний, но и формирование новых умений и знаний. Дидактическое назначение тестов и тестовых заданий этого уровня - оценка качества знаний и умений на уровне узнавания, опознавания, различия. На этом уровне мышление ученика ограничено альтернативными суждениями типа «да – нет», «или – или». Изучение нового материала строится на методах, специально разработанных нами и адаптированных к специфическим дидактическим условиям средней школы. Поэтому на уроках усвоения новых знаний и умений с целью закрепления материала и контроля, могут быть использованы следующие методы (и соответствующие им тесты):

  • метод опознания - сравнение объектов, о свойствах или характеристиках которого должен иметь представление обучающийся;
  • метод сличения - установление соответствия;
  • метод ранжирования - расположение химических формул, явлений, физических величин и др. в порядке возрастания какого - либо существенного признака;
  • метод дополнения;
  • метод выборки - выбор готовых ответов;
  • метод последовательности - установление правильной последовательности логических операций, практических действий, расчетов и т.п;
  • метод выполнения псевдотестов-задач.

В теме «Предельные углеводороды» впервые обучающиеся знакомятся со сложными и абстрактными понятиями: пространственными и электронными представлениями, формируются знания о природе химической связи, видах гибридизации (sр3), механизме реакции замещения, химических свойствах предельных углеводородов и их зависимости от структуры молекул. После демонстрации метана, находящегося в газометре, собрав его в цилиндр по способу вытеснения воды, доказав легкость мыльных пузырей, можно предложить обучающимся тестовое задание на сличение.

Инструкция: Установите соответствие между веществами и их химическими свойствами.

Ответ: 1- В; 2-А; 3-Б; 4-Г.

Данное тестовое задание позволяет повторить физические свойства газов, а также акцентировать внимание обучающихся на свойствах метана, сформулировать физические свойства метана самостоятельно.

Продолжая доказательство качественного состава метана, обучаемым предлагается выбрать формулу метана, используя тестовое задание выборки.

Инструкция: Обведите кружком номер (букву-код) правильного ответа.

Ответ: А

Подтвердив расчетом молекулярную формулу метана, обращаем внимание на то, что определение состава и молекулярной формулы - это первая ступень в изучении строения вещества, необходимо еще знать и порядок соединения атомов, пространственное и электронное строение молекулы.

Обучающимся можно предложить следующее тестовое задание на дополнение:

Инструкция: Вместо многоточия впишите пропущенные слова.

Реакции, при которых один атом (или группа атомов) замещается на другой атом (или группу атомов) с образованием новой молекулы называется реакцией …

Ответ: замещения

Список литературы:

  1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. - М.: АИП, 1996. – 191 с.
  2. Аванесов В.С. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля. Дисс. на соиск. уч. степ. д-ра пед. наук. – СПб., 1994. – 185 c.
  3. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М.: 1994. – 231с.
  4. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. - М., 1989. – 134 c.
  5. Аванесов В.С. Содержание тестов – теоретический анализ // Химия в школе. - 1994. - №2. – С. 17.
  6. Аванесов В.С. Тесты в социологических исследованиях. – М.: Наука,1982. – 123 с.
  7. Айрапетян Н.А. Ерецкий М.М. Методика разработки тестов успешности усвоения. //Вестник высшей школы, 1970. - №2. - С. 34.
  8. Анастази А. Психологическое тестирование: книга 1. (Под редакцией Лубовского В. И., Туркевича К. М.) - М.: Педагогика, 1982. – 312 с.
  9. Ашмарин Б. А. О тестах и тестировании // Физкультура в школе. - 1985, №3, С. 60-70.
  10. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М.: Педагогика, 1997. - 254 с.
  11. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно - воспитательного процесса: /Методические основы/. М., Просвещение, 1982, - С. 192-198.
  12. Беляева Н.К., Марциновский Г.А., Пузык М.В. Пакет тестирующих программ по химии для 8 класса. – СПб.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 1998. – С. 49.
  13. Берка К. Измерения: понятия, теории, проблемы. (Пер. с чешского) - М.: Прогресс, 1987. С. 49-56.
  14. Берлин А. А., Новиков Ю. Е. Табличные тесты //Химия в школе. - 1995. - №6. - С. 35.
  15. Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М., 1970. – 112 с.
  16. Беспалько В.П. Опыт разработки критериев качества усвоения знаний учащимися / В сб.: Методы и критерии оценки знаний, умений и навыков при программированном обучении. - М.: Педагогика, - 1969. - С. 116.
  17. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, 1977. - С. 304.
  18. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - С. 422.
  19. Блинов В. М. Эффективность обучения. – М.: Педагогика, 1976. – С. 43.
  20. Богоявленский Л.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959 - С. 347.
  21. Бордовский Г.А. Современные требования к структуре и содержанию непрерывного педагогического образования // Подготовка специалиста в области образования / структура и содержание /. СПб., 1995. - С. 8-16.
  22. Гайде В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. - Л., 1982. – С.
  23. Галин А.М., Загорский В.В., Менделеева Е.А. Химия в выпускных классах средней школы: обратная связь посредством анонимного тестирования. –СПб.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 1998. - 49 с. 110
  24. Гара Н. Н., Кошелева Е. А. Тесты по химии: 8-9 классы. М. - Изд. дом "Генжер", 1996. – 64 с.
  25. Гара Н.Н., Кошелева Е.А. Тесты по химии для учащихся. М., Владос. 1994.
  26. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2005. – 240 с.
  27. Злотников Э.Г. Государственное тестирование. //Из школы в вуз без экзаменов. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – С. 15.
  28. Зондберг О.Н. О возможностях тестового контроля качеств знаний по химии // Актуальные проблемы химического и химико – педагогического образования на довузовском, вузовском и послевузовском этапах.: Тезисы докладов Российского координационного совещания. – СПб. – 1995. – С. 17.
  29. Зондберг О.Н. Развивающие возможности при обучении основам композиции тестовых заданий // Актуальные проблемы непрерывного химико – педагогического и химического образования в средней и высшей школе: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. – СПб., 1996. – С. 33.
  30. Иванова Г. В. Тестовый контроль как особый метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся. Автореферат диссертации, - М., 1973. – С. 75.
  31. Ингенкамп И. Педагогическая диагностика. / Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1991. – 240 с.
  32. Кабардин О. Ф., Землякова А. Н. Тестирование знаний и умений учащихся школ // Советская педагогика. - 1991. - №12. - С. 27.
  33. Котляр М.М., Пак М.С. Тестовые задания как средство формирования элементов филологической культуры учащихся. //СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. – 1999. – С. 101.
  34. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. - М.: Пед. общество России, 1999. – 208 с.
  35. Кыверялг А.А. Вопросы методики педагогических исследований. – Таллин: Валгус, 1971. – В 2-х частях. – 220 с.
  36. Кыверялг А. А. Вопросы методики педагогических исследований. Ч.II. - Таллин: Валгус, 1972. - 227 с.
  37. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. – Таллин: Валгус, 1980. – 334 с.
  38. Лидин Р. А., Андреева Л.Л. Тестовые задания для итогового контроля качества знаний //Химия в школе. – 1995. - №1. – С. 41.
  39. Лидин Р. А., Андреева Л.Л. Тестовые задания для итогового контроля качества знаний //Химия в школе. – 1995. - -№3. – С. 54.
  40. Лидин Р. А., Андреева Л.Л. Тестовые задания для итогового контроля качества знаний //Химия в школе. - №5. – С 29.
  41. Лидин Р.А., Потапова Н.Н. Тесты по химии для обучения и текущего контроля знаний: 8-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 124 с. – (Книга для учителя химии).
  42. Луцык В.Л. Тестирование на занятиях по общей и неорганической химии. – Киев: Рад. шк., 1979. – 78 с.
  43. Майоров А.Н. Конструирование заданий для тестов школьных достижений. - СПб., 1995. – 240 с.
  44. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений как средство аттестации учащихся. Диссертация… к.п.н., - СПб., 1997. – 195 с.
  45. Майоров А.Н. Требования к тестам школьных достижений. – СПб.: Образование и культура, 1996. - 345 с. 111
  46. Михайлычев Е. Тестологизация дидактических тестов при разработке и экспертизе // Вестник высшей школы. – 1997. N2. – 8 с.
  47. Михайлычев, Е.А. Технология стандартизации дидактических тестов// Школьные технологии. – 2001. № 5. – С. 36 – 54.
  48. Ожогин В.Я. Элементы анализа и синтеза автоматизированных устройств для контроля знаний. - М.,1967. /Автореферат канд. дис./.
  49. Опыт тестирования по иностранным языкам в университетах США. - М., 1971. /Экспресс-информация Информационного центра высшей школы/. – 12 с.
  50. Пак М.С. Алгоритмика при изучении химии. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000. – 112 с. – (Б-ка учителя химии).
  51. Пак М.С. Оптимизация тестовых заданий по химии в ПТУ //Методика и организация обучения химии в СПТУ. - Л., ЛГПИ, 1986. - С.3-7
  52. Пак М. Из опыта использования тестовых заданий //Химия в школе, 1993. - №2. – С. 17.
  53. Пак М. Методика преподавания химии: Образовательный стандарт: (125-летию со дня рождения В.Н. Верховского посвящается). - СПб: Образование, 1998. – 30 с.
  54. Пак М. Познавательные задания по химии в формировании мотивации учения //Проблемы мотивации в преподавании предметов естественнонаучного цикла. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. - С. 106-120.
  55. Пак М. Средства химического образования в средней школе: Учебное пособие. - СПб.: Образование. - 1998. – 52 с.
  56. Пак М.С. Теория и методика интегративного подхода к обучению химии в ПТУ: Лекция. – СПб.: Образование, 1992. – 36 с.
  57. Мария С. Пак Теория и методика обучения химии: учебник для вузов /М. С. Пак. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – 306 с. (Глава 6.)
  58. Пак М., Беляева Н.Ю. Тестовые задания в формировании пропедевтических эколого-химических знаний у младших школьников //Актуальные проблемы химико-пед. и хим. образования в средн. и высш. Школе. - СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 1999. - С. 93-96с.
  59. Пак М., Дейнова Т.К. Тесты по методике преподавания химии //Там же. - С. 113-116.
  60. Пак М.С., Толетова М.К. Тестирование в управлении качеством химического образования: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - 113 с.
  61. Попов А.В. Тестирование как метод контроля качества знаний студентов. Научный журнал Санкт-Петербургского государственного института культуры.
  62. Попова О.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по химии: 9 класс – М.: ТЦ “Сфера”, 2001. – 72 с.
  63. Потапов В.М, И.Н. Чертков. Проверь свои знания по органической химии. – М.: Просвещение, 1979. – 78 с.
  64. Рапопорт И.А., Сельг Р., Соттер И. Тесты в обучении иностранным языкам в средней школе: (Пособие для учителей). - Таллин; Валгус, 1987.- 351 с.
  65. Рапопорт И.А., Гохлернер М.М., Сельг Р., Соттер И. О диагностических функциях тестовой методики дополнения //Иностр. языки в школе. - 1976. - №2. С. 31-37.
  66. Ржецкий А.С. Формальная надежность стандартизированных ответов при контроле знаний. – Киев: Вища школа, 1984.
  67. Самолюк Н.Г. Современные средства оценивания результатов обучения. Конспекты лекций.
  68. Селезова Е.В. Тестовый контроль на уроках химии как средство объективной диагностики качества знаний//Сборник: Химическая наука и образование Красноярья. Материалы IV Региональной научно-практической конференции/В.Г. Фадеев, Л.В. Долгушина, 2010. С.214-2017.
  69. Сиротина И.К. Педагогический тест как средство обучения математике. Международная НПК «Пути повышения качества профессиональной подготовки студентов. Минск, 2010.
  70. Сиротина И.К. Тематические тесты по математике за курс средней школы / И.К. Сиротина, Т.Л. Соколовская. – Минск: Элайда, 2010.
  71. Смирнова Т. В. Тесты для итоговой проверки знаний учащихся по химии: (8-11 кл., базовый уровень). - М.: Школа-пресс, 1992. – 30 с. 112
  72. Сорокин В. В., Злотников Э. Г. Проверь свои знания: Тесты по химии. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997. - 223 с.
  73. Сорокин В. В., Злотников Э. Г. Химия в тестах. - СПб.: Химия, 1996. - 352 с.
  74. Тафрова А.Л. Использование тестового контроля по химии при обучении иностранных студентов подготовительных отделений в Болгарии: Автореф. дис. канд.пед.наук (13.00.01). – М., 1990. – 18 с.
  75. Тесты по химии - 10, 11 /Под ред. Н. П. Воскобойниковой. - Тамбов: Дело, 1994. - 72 с.
  76. Толетова М.К., Пак М.С. Актуальные аспекты тестовых технологий //Актуальные проблемы современного химико-педагогического и химического образования: Материалы XLVIII Герценовских чтений (Всеросс. научно-практ. конф. с международным участием) 21-23 мая 2001 г., Санкт-Петербург. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С. 47-48.
  77. Толетова М.К. Методика тестирования учебных достижений учащихся по химии в средней школе. Дисс. на соиск. уч. степ. к.п.н. – СПб., 2001.
  78. Толетова М.К., Пак М. С. Инновации в тестировании учебных достижений учащихся по химии //Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: Материалы 3-й региональной межотраслевой научно-практ. конф. с участием ближнего и дальнего зарубежья. Кн.2- СПб.: УМЦ комитета по образованию Администрации СПб. - 2002. - С. 9-12.
  79. Толетова М.К., Пак М, Тесты в формировании мотивации учения // Актуальные проблемы современного химико-педагогического и химического образования: Материалы XLVIII Герценовских чтений (Всеросс. научно-практ. конф. с международным участием) 21-23 мая 2001 г., Санкт-Петербург. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С. 96-101.
  80. Тупикин Е.И. Тематический контроль по общей биологии с основами экологии. – М.: Интеллект-Центр, 1999.
  81. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. – М., Логос, 2002. - 432 с:
  82. Чурина К. В., Зимина Е. К. Тестирование как форма контроля результатов обучения // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1214-1217. — URL https://moluch.ru/archive/89/18283/
  83. Шелешков К.К. Сравнительная оценка систем обучения. - М.: Знание, 1971. – С. 32.
  84. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М, 1999. – 354 с.
  85. Швец А.И. Методы контроля знаний. – “Советская педагогика”, 1971., № 3, С. 64.
23.12.2019