Физика – наука, изучающая физические явления. К физическим явлениям относятся: механические, тепловые, световые, электромагнитные, ядерные. В более широком смысле физика − наука о природе, явлениях, о материальном мире.
Качественная задача по физике содержит разрешаемую проблему, связанную с качественной стороной физического явления. Чтобы ее решить не нужно применят математические действия; нужны логические умозаключения, основанные на законах физики. Ответ на качественную задачу нужно составить, синтезируя данные условия задачи с имеющимися знаниями по предмету. Принцип единства теории и практики при изучении науки физики осуществить, возможно, только решая качественные задачи. Обучение решению качественных задач предупреждает формализм в знаниях учащихся. Как один из важных приемов политехнического обучения, решение качественных задач способствует:
Качественные задачи вызывают большой интерес у учащихся, создают их устойчивое внимание на уроке, позволяют учителю оживить урок эмоционально, увлечь учащихся, активизировать их мыслительную деятельность, разнообразить методы изложения. Их методическая ценность ярко проявляется при изучении разделов курса физики, в которых нет физических формул, и явления рассматриваются лишь с качественной стороны (например, закон инерции, электромагнетизм).
У детей среднего школьного возраста мышление имеет конкретно-образную форму. Подростку более доступны понимание физического закона, основанное на конкретных предметах, на осязаемой наглядности, чем установленную на абстракциях.
Решение качественной задачи можно представить в виде пяти этапов:
Схематически методику решения качественного вопроса можно представить в виде схемы (см. рисунок).
Приемы решения качественных задач
а) форма наводящих вопросов, которая предполагает постановку учителем ряда вопросов для ответов на них учащихся;
б) вопросно-ответная форма, которая предполагает постановку самим учащимся вопросов и ответов письменном виде;
в) повествовательная (ответная) форма, которая предполагает ответы учащихся на мысленно поставленные перед собой вопросы, сбор тезисов, образующих цельный рассказ.
Задача | Решение и анализ | Замечание (межпредметные связи математики и физики) | |
1 | Определите средний диаметр одинаковых швейных иголок при помощи масштабной линейки. | Измеряют общую толщину 10-20 иголок, расположенных вплотную и делят на число иголок. | Вспомнить из курса алгебры определение среднеарифметическое нескольких чисел. Провести синтез определения этого понятия в алгебре и физике. |
2 | В два одинаковых стакана налили чай (см. рисунок) В каком стакане налито больше чая? |
В стакане А, так как уровни воды в обоих стаканах одинаковы, но в стакане В находится чайная ложка. | Показать, как с помощью геометрических построений можно смоделировать геометрические свойства света: преломление и отражение. |
3 | В первом случае смешали равные объемы ртути и воды и получили удвоенный объем. Во втором случае – равные объемы спирта и воды, получили меньше удвоенного объема. Почему? | Молекулы спирта и воды взаимно проникают в имеющиеся между ними промежутки и вступают в химическое взаимодействие. Вследствие этого объем смеси воды и спирта меньше, чем сумма первоначальных объемов. | Масса смеси в обоих случая одинаковая. Значит плотность второй смеси больше плотности первой смеси. Из области математики вспомнить, что линейную функцию прямой пропорциональности. Масса и плотность или масса и объем есть прямо пропорциональные величины. |
4 | Чем объясняется, что пыль не спадает даже с поверхности, обращенной вниз? | Частички пыли удерживаются на поверхности силой взаимного притяжения молекул. | Вспомнить, что сила - векторная величина. Вспомнить определение и свойства вектора из математики. |
5 | Почему при сгибании прутика паяльного олова слышен характерный треск? | Разрушаются связи между кристалликами олова. | При изучении структуры кристаллической решетки твердого тела вспомнить определение геометрические свойства объемных фигур. |
6 | Автомобиль и комбайн движутся прямолинейно, так что некоторое время расстояние между ними не меняется. Укажите, относительно каких тел каждый из них в это время находится в покое, и относительно каких тел движется. | Покоятся друг относительно друга; движутся относительно Земли. | Провести синтез понимания координаты движущегося тела, точки относительности в физике и декартовой плоскостью и началом координат в алгебре; векторных величин скорости и перемещения в физики с вектором на координатной плоскости в алгебре (геометрии). |
7 | При каком физическом условии летчик-спортсмен сумеет посадить самолет на крышу движущегося легкового автомобиля. | Если самолет относительно автомобиля неподвижен, т. е. движется почти горизонтально с той же скоростью относительно Земли, что и автомобиль. | Вспомнить свойство сложения векторов. В частности сложение коллинеарных векторов (векторная геометрия). |
8 | Два одинаковых ящика наполнены дробью. В одном ящике – крупная дробь, а в другом мелкая. Какой из них имеет большую массу? | Тот, в котором мелкая дробь. | Масса и плотность – прямо пропорциональные величины. |
9 | Капли дождя при резком встряхивании слетают с одежды. Почему? | Вследствие инертности капель воды. | Скорость – векторная величина, время – скалярная величина. Формулу x=v*t нужно рассмотреть со стороны изучения темы «умножение вектора на число» |
10 | Кирпич кладут на ладонь и ударяют по нему молотком. Рука, держащая кирпич, не ощущает боли от ударов молотка. Почему? | Вследствие инертности кирпич за время удара, не успеет значительно изменить свою скорость и не будет дополнительно давить на держащую его руку. Поэтому она не будет ощущать боли. | Сила, скорость, перемещение – векторные величины. Из алгебры повторить правила сложения векторов и их свойства. |
11 | В чем главная физическая несуразность истории: Барон Мюнхгаузен в известной повести привял конец веревки к Луне и спускался по ней на Землю. | Сила притяжения Луны препятствует скольжению по веревке к Земле. | Соноправленные и противоположно направленные векторы – геометрия. |
12 | Гулливер, герой известной книги Д. Свифта, в «Путешествии в Бробдинг-нег» рассказывает: «Мальчик нес меня в ящике... Орел, захватив клювом кольцо моего ящика, понес его... Затем вдруг я почувствовал, что падаю отвесно вниз около минуты, но с такой невероятной скоростью, что у меня захватило дух». В каком состоянии движения находился рассказчик? | В состоянии свободного падения, в состоянии невесомости. | Точка – есть нулевой вектор (векторная геометрия). Длина нулевого вектора равна нулю. |
13 | Почему мел оставляет след на классной доске? | Когда прижимают мел к доске, создают большую силу трения, которая и отрывает частички мела, - возникает след на доске. | Сила трения и перемещение – прямо пропорциональные величины. Вспомнить определение прямой пропорциональности из алгебры. |
14 | Какие силы уравновешиваются при равномерном движении автомобиля по горизонтальному участку дороги? | Сила тяги двигателя автомобиля и сумма сил сопротивления воздуха и трения подвижных частей машины. | Сложение векторов в пространстве (векторная геометрия). |
Есть много качественных задач, которые учитель может использовать в воспитательных целях, и даже на классных часах. Приведем примеры.
Физическое явление | Вопрос | Ответ |
диффузия | Как родители могут узнать курят их дети или нет? | Благодаря диффузии табачный дым хорошо смешивается с воздухом и проникает всюду: в одежду, в волосы, легкие, кровь, лимфу, мозг, рассеивается в помещении. Выдает табачный запах, исходящий от курильщика. |
тепловое расширение тел | Почему стоматологи не рекомендуют, есть или же пить холодное сразу же после горячего? Или наоборот? | Чередование холодного и горячего ведет к разрушению зубов вследствие различных температурных коэффициентов расширения эмали и дентина, вследствие быстрого неравномерного нагрева или охлаждения зубов. |
тепловые двигатели | Чем вы объясните, что настоящие спортсмены не курят? | Систематическое курение вызывает сужение капиллярных сосудов, в том числе в сердце, нарушается нормальное питание сердечной мышцы, а это в свою очередь способствует развитию ишемической болезни. Курение отнимает 8-10 лет жизни. |
звук | Что такое прокуренный голос? | Хроническое раздражение голосовых связок ведет к тому, что голосовая щель сужается, голос утрачивает частоту и звучность, становится хриплым, меняется его тембр. |
оптика | Глаза длительно и много курящего человека часто слезятся, краснеют, края век распухают. Почему? | При курении сужаются сосуды, изменяется сетчатка глаза, что ведет к частичной потере светоощущения сначала на зеленый свет, в дальнейшем – на красный и желтый. Это в свою очередь снижает быстроту реакции человека в среднем на 24%. Никотин, действуя на зрительный нерв, вызывает его хроническое воспаление. |
радиоактивное излучение | Предельная допустимая доза общего облучения для человека равна 0,05 Гр /грэй/ в год. Облучение от 2 Гр в год приводит к лучевой болезни, 7-8 Гр в год приводит к смерти. Выкуривающий за день 20 сигарет человек, получает облучение в 1,25 Гр. Курение – опасный источник внутреннего радиоактивного облучения. Почему? | В сигаретах находятся тяжелые металлы: свинец ( При испускании альфа-частиц полоний превращается в стабильный свинец. Гамма-кванты в таких реакциях имеют кинетическую энергию в 0,09 МэВ /9 сотых МегаЭлектронВольт/. Такие реакции в организме человека способны повреждать наследственные структуры – гены и хромосомы. У ребят – это ведет к бесплодию, а у девочек (если она в жизни курила год) в каждом пятом случае во время беременности ребенок погибает, в остальных – рождаются с патологией. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.