Критерии эффективности методической работы
Оценка 4.8

Критерии эффективности методической работы

Оценка 4.8
Статья
13.11.2019
Критерии эффективности методической работы
  1. Критерии эффективности методической работы.
  2. Содержание методической работы.

Критерии эффективности методической работы

Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей и др.), являются характеристики самого методического процесса: системность, дифференцированность, этапность.

Рассмотрим подробнее каждый из названных критериев.

Системность – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.

Цель – это идеальный планируемый результат. Такими целями методической работы могут быть:

  • повышение педагогического мастерства каждого учителя, воспитателя и педколлектива в целом;
  • формирование индивидуальных методических систем отдельных педагогов;
  • освоение новых педагогических технологий и др.

Задачи – это подцели, способствующие реализации целей. Так, для повышения педагогического мастерства необходимо решить следующие задачи:

  • выявить исходный уровень педмастерства каждого педагога, т. е. уровень его знаний, педагогических способностей и умений;
  • выработать у педагогов потребность в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании;
  • развить гуманистическую направленность личности каждого педагога;
  • развить педтехнику, т. е. организаторские, коммуникативные и другие умения.

Дифференциация– второй критерий эффективности методической работы, который предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с педагогами, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей. Выделяют три уровня педмастерства:

  • низкий (интуитивный);
  • средний (поисковый);
  • высокий (мастерский).

В образовательном учрждении нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении педагогов, даже среди тех, кто проработал много лет. В соответствии с уровнем педмастерства для каждого педагога методисту необходимо разработать индивидуальные варианты методической работы. Так, методическая работа с педагогами низкого уровня ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями. Цели методической работы с учителями среднего уровня – формирование ориентации на общение, диалог, овладение педтехникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Методическая работа с педагогами высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания школьников.

Этапность. Процесс методической работы включает в себя определенные последовательные этапы:

1 этап – теоретический – осознание идеи, осмысление передовых систем;

2 этап – методический – показ лучших образцов: передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы;

3 этап – практический – самостоятельная разработка и апробация учителями новых технологий обучения и воспитания;

4 этап – аналитический – выявление результативности работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения.

Взаимосвязь этапов и форм методической работы представлена в таблице:

№ п/п

Этапы
методической работы

Формы методической работы

1.

Теоретический

Лекция, научно-теоретическая конференция, теоретический и проблемный семинары, консультация, аукцион педагогических знаний, обзор литературы

2.

Методический

Методическая консультация, оперативка, коллоквиум, обзор передового опыта, психолого-педагогический семинар, психологический тренинг, организационно-деятельностные игры («Диалог», «Вертушка», «Регламентированная дискуссия», «Огонь по ведущему» и др.). аукцион методических знаний, научно-методические конференция и семинар, педагогический и методический «ринги», «посиделки»

3.

Практический

Практикум, «экскурсия в творческую лабораторию педагога», взаимопосещения, «час защиты позиции», творческий отчет, научно-практический семинар, конференция; «круглый стол»

4.

Аналитический

Организационно-деятельностные игры, «эстафета» педагогического опыта, конкурс педагогического мастерства, аукцион методических идей, педсовет (по итогам контрольных срезов, результатам диагностики)

Содержание методической работы

В содержание методической работы включаются следующие направления: воспитательное, дидактическое, психологическое, физиологическое, техническое, самообразовательное, частно-методическое.

Воспитательное методической работы направление предусматривает повышение квалификации педагогов по вопросам теории и методики воспитания в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса.

Дидактическое направление методической работы включает обновление знаний педагогов по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ОУ.

Психологическое направление методической работы обеспечивает повышение квалификации педагогов в области общей, возрастной и педагогической психологии.

Физиологическое направление методической работы предусматривает занятии по общей и возрастной физиологии и гигиене.

Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современном учреждении, разносторонний характер ее содержания, конкретные особенности каждого ОУ требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания между собой.

В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, не могут гарантировать творческого подхода. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационную, ориентирующую и развивающую.

На основании всего этого можно выделить специальные ситуации методического развития педагогов.

Ситуации методического развития

Виды ситуации

Их методические функции

1. Выражение собственного мнения

- осмысление передового опыта;

- выработка педагогической позиции

2. «Профессиональ-ный диалог»

- усвоение различных вариантов опыта

3. «Выбор приоритетов»

- изменение ценностных ориентаций и целевых установок в профессиональной деятельности

4. «Отказ от стереотипов»

- критическая переоценка собственного опыта

Непрерывность профессионального образования педагога является не­обходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного разви­тия индивидуального педагогического опыта. Рост педагогической квали­фикации и профессионального мастерства педагога идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если индивидуальный практический опыт осмысливается и соединяется с со­циальным и профессиональным, если в педагогическом коллективе под­держивается и поощряется профессиональный творческий поиск, прово­дится системная работа по повышению квалификации.

Повышение квалификации понимается как вид дополнительного про­фессионального образования, направленного на формирование готовно­сти работника к выполнению более сложных трудовых функций. Оно предусматривает освоение новых общетеоретических и специально- тех­нологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Повышение квалифика­ции одновременно является одной из форм освоения лучшего опыта, на­правленной на совершенствование профессионального труда. Основная цель повышения квалификации работников ОУ состоит в том, чтобы установить соответствие между уровнем их готовности к реализации за­дач, стоящих перед школой, постоянно растущими социальными требова­ниями к его личности и деятельности, и уровнем современных научных знаний, составляющих основу управленческих процессов в системе обра­зования.

Одним из основных направлений повышения квалификации педагогов является организация в школе системы методической работы как части системы непрерывного образования преподавателей, отсюда можно выделить следующие методические формы повышения квалификации педагогов.

Методические формы повышения квалификации

Индивидуальные: шефство, наставничество, консультации методиста, психолога, самообразование (самовоспитание), моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого педагога.

Групповые: проблемные консультации, творческие микрогруппы, тематические семинары, психологический тренинг, школа педагогического мастерства, организационно-деятельностные, ролевые игры, коллоквиумы, психолого-педагогический практикум, школа молодого учителя/воспитателя, анализ конкретных ситуаций, взаимопосещение учебных занятий/мероприятий, методические посиделки, творческие мастерские.

Фронтальные: педсовет, методсовет, психолого-педагогические семинары, аукционы знаний, методических находок, идей, педагогические и методические ринги, «круглый стол», теоретические, методические и практические конференции, конкурс методических находок, фестиваль методических идей.

Таким образом, подготовка высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Помочь педагогу овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа. Нужно помнить, что создание условий, содействующих образованию ребёнка, возможно в том случае, если педагог готов к пониманию изменений на основе профессиональной педагогической рефлексии, служащей основой его самообразования.

13.11.2019