Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей и др.), являются характеристики самого методического процесса: системность, дифференцированность, этапность.
Рассмотрим подробнее каждый из названных критериев.
Системность – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.
Цель – это идеальный планируемый результат. Такими целями методической работы могут быть:
Задачи – это подцели, способствующие реализации целей. Так, для повышения педагогического мастерства необходимо решить следующие задачи:
Дифференциация– второй критерий эффективности методической работы, который предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с педагогами, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей. Выделяют три уровня педмастерства:
В образовательном учрждении нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении педагогов, даже среди тех, кто проработал много лет. В соответствии с уровнем педмастерства для каждого педагога методисту необходимо разработать индивидуальные варианты методической работы. Так, методическая работа с педагогами низкого уровня ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями. Цели методической работы с учителями среднего уровня – формирование ориентации на общение, диалог, овладение педтехникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Методическая работа с педагогами высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания школьников.
Этапность. Процесс методической работы включает в себя определенные последовательные этапы:
1 этап – теоретический – осознание идеи, осмысление передовых систем;
2 этап – методический – показ лучших образцов: передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы;
3 этап – практический – самостоятельная разработка и апробация учителями новых технологий обучения и воспитания;
4 этап – аналитический – выявление результативности работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения.
Взаимосвязь этапов и форм методической работы представлена в таблице:
№ п/п |
Этапы |
Формы методической работы |
1. |
Теоретический |
Лекция, научно-теоретическая конференция, теоретический и проблемный семинары, консультация, аукцион педагогических знаний, обзор литературы |
2. |
Методический |
Методическая консультация, оперативка, коллоквиум, обзор передового опыта, психолого-педагогический семинар, психологический тренинг, организационно-деятельностные игры («Диалог», «Вертушка», «Регламентированная дискуссия», «Огонь по ведущему» и др.). аукцион методических знаний, научно-методические конференция и семинар, педагогический и методический «ринги», «посиделки» |
3. |
Практический |
Практикум, «экскурсия в творческую лабораторию педагога», взаимопосещения, «час защиты позиции», творческий отчет, научно-практический семинар, конференция; «круглый стол» |
4. |
Аналитический |
Организационно-деятельностные игры, «эстафета» педагогического опыта, конкурс педагогического мастерства, аукцион методических идей, педсовет (по итогам контрольных срезов, результатам диагностики) |
В содержание методической работы включаются следующие направления: воспитательное, дидактическое, психологическое, физиологическое, техническое, самообразовательное, частно-методическое.
Воспитательное методической работы направление предусматривает повышение квалификации педагогов по вопросам теории и методики воспитания в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса.
Дидактическое направление методической работы включает обновление знаний педагогов по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ОУ.
Психологическое направление методической работы обеспечивает повышение квалификации педагогов в области общей, возрастной и педагогической психологии.
Физиологическое направление методической работы предусматривает занятии по общей и возрастной физиологии и гигиене.
Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современном учреждении, разносторонний характер ее содержания, конкретные особенности каждого ОУ требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания между собой.
В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, не могут гарантировать творческого подхода. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационную, ориентирующую и развивающую.
На основании всего этого можно выделить специальные ситуации методического развития педагогов.
Ситуации методического развития
Виды ситуации |
Их методические функции |
1. Выражение собственного мнения |
- осмысление передового опыта; - выработка педагогической позиции |
2. «Профессиональ-ный диалог» |
- усвоение различных вариантов опыта |
3. «Выбор приоритетов» |
- изменение ценностных ориентаций и целевых установок в профессиональной деятельности |
4. «Отказ от стереотипов» |
- критическая переоценка собственного опыта |
Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост педагогической квалификации и профессионального мастерства педагога идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если индивидуальный практический опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется профессиональный творческий поиск, проводится системная работа по повышению квалификации.
Повышение квалификации понимается как вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций. Оно предусматривает освоение новых общетеоретических и специально- технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Повышение квалификации одновременно является одной из форм освоения лучшего опыта, направленной на совершенствование профессионального труда. Основная цель повышения квалификации работников ОУ состоит в том, чтобы установить соответствие между уровнем их готовности к реализации задач, стоящих перед школой, постоянно растущими социальными требованиями к его личности и деятельности, и уровнем современных научных знаний, составляющих основу управленческих процессов в системе образования.
Одним из основных направлений повышения квалификации педагогов является организация в школе системы методической работы как части системы непрерывного образования преподавателей, отсюда можно выделить следующие методические формы повышения квалификации педагогов.
Методические формы повышения квалификации
Индивидуальные: шефство, наставничество, консультации методиста, психолога, самообразование (самовоспитание), моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого педагога.
Групповые: проблемные консультации, творческие микрогруппы, тематические семинары, психологический тренинг, школа педагогического мастерства, организационно-деятельностные, ролевые игры, коллоквиумы, психолого-педагогический практикум, школа молодого учителя/воспитателя, анализ конкретных ситуаций, взаимопосещение учебных занятий/мероприятий, методические посиделки, творческие мастерские.
Фронтальные: педсовет, методсовет, психолого-педагогические семинары, аукционы знаний, методических находок, идей, педагогические и методические ринги, «круглый стол», теоретические, методические и практические конференции, конкурс методических находок, фестиваль методических идей.
Таким образом, подготовка высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Помочь педагогу овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа. Нужно помнить, что создание условий, содействующих образованию ребёнка, возможно в том случае, если педагог готов к пониманию изменений на основе профессиональной педагогической рефлексии, служащей основой его самообразования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.