Критерии оценки результатов методической работы в школе
Оценка 4.6

Критерии оценки результатов методической работы в школе

Оценка 4.6
Статья
13.11.2019
Критерии оценки результатов методической работы в школе
  1. Критерии оценки результатов методической работы в школе (по В.М. Лизинскому).
  2. Успешность работы образовательного учреждения.
  3. Критерии уровней сформированности компонентов самоанализа.

Методическая работа в образовательном учреждении осуществляется под руководством администрации, методическая служба создается ее решением и утверждается приказом по школе. Под методической работой, по словам В.М. Лизинского, понимается «всякая деятельность, направленная на успешную организацию учебного процесса».

По мере усиления научного потенциала учителей могут создаваться кафедры, руководимые учеными или учителями. Ученые могут привлекаться к методической работе школы в качестве консультантов.

Руководство образовательным учреждением при создании методического совета вырабатывает основные положения и содержание деятельности.

Важным в работе методического совета является выявление круга проблем, над которыми в течение учебного года будут работать методические объединения учителей-предметников, кафедры, службы. В.М. Лизинский показывает, как можно определить круг проблем и на этом основании составить так называемый «проблемник».

Все проблемы школы наших дней можно сгруппировать следующим образом:

  1. Все виды здоровья: физическое, умственное, нравственное, эмоциональное, психическое, эстетическое.
  2. Социализация учащихся.
  3. Успеваемость и интерес к учебе.
  4. Созидательная составляющая досуга.
  5. Творчество по плечу и по душе.
  6. Психолого-педагогический климат в школе.
  7. Умение администрации школы создавать ситуацию успеха, управлять успехом.
  8. Уровень психологической, предметной, педагогической и общекультурной готовности педагогов.
  9. Связь школы со средой и родителями.
  10. Противоречие между нравственными ценностями и устоями современного общества, и деятельностью школы.

Методические объединения — самая распространенная форма совместной работы педагогов, объединяющая их по характеру преподаваемого учебного предмета либо по обслуживаемой возрастной группе учащихся. В каждом методическом объединении (МО) выбираются председатель и его заместитель; если это крупное объединение, то выбирается состав правления из 3-5 человек. Работа МО должна строиться так, чтобы большинство учителей могли проявить инициативу и показать свое творческое лицо. Структура плана методического объединения может быть самой разнообразной в зависимости от потребностей учебного заведения и интересов педагогического коллектива.

Методическое объединение учителей под руководством администрации образовательного учреждения организует научно-практические конференции, проводит семинары на базе своей школы.

На методических объединениях учителя могут вырабатывать различные формы взаимодействия с педагогами других образовательных учреждений для того, чтобы совместно найти оптимальные пути решения проблем, стоящих перед образованием.

К числу таких межшкольных проблем можно, например, отнести:

  • создание картотеки педагогических находок и приемов работы по предмету как в урочное, так и во внеурочное время;
  • выпуск совместных профессиональных журналов и альманахов;
  • проведение тематических межшкольных научно-практических конференций и дискуссий и др;
  • высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
  • овладение современными методами обучения и воспитания;
  • хорошо организованный процесс обучения и воспитания;
  • положительная динамика качества обучения и воспитания учащихся;
  • высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов;
  • своевременное распространение передового педагогического опыта;
  • постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности;
  • качественно организованная система повышения квалификации педагогов.

Успешность работы образовательного учреждения связана не только с эффективностью работы методических объединений, но и с организационной, психолого-педагогической, воспитывающей и другими видами деятельности. Предлагается использовать следующие критерии для оценки методической работы в учебном заведении.

Критерии оценки результатов методической работы в школе (по В.М. Лизинскому)

Пользуясь критериями В.М. Лизинского, можно оценить степень успешности учебно-методической и воспитательной работы в школе. Приводимые ниже критерии оценки результативности методической работы нередко трудно отследить или вовсе невозможно измерить. Однако, косвенные или субъективные данные, а главное, общее состояние дел в ОУ являются самым убедительным показателем оптимальности, успешности, продуктивности функционирования методической службы в школе, ибо успешность методической работы не вычленяема из успешности учебно-воспитательного процесса вообще. Параметры, по которым целесообразно оценивать эффективность методической работы в ОУ (по положительной динамике в их проявлениях):

  • рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;
  • положительный психолого-педагогический климат;
  • высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
  • овладение современными методами обучения и воспитания;
  • грамотно организованный процесс обучения и воспитания;
  • положительная динамика в проявлении качества обучения и воспитания учащихся;
  • высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов;
  • своевременное оперативное распространение актуального педагогического опыта (для данного педколлектива);
  • постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности;
  • оптимально организованная эффективная система повышения квалификации педагогов.

Если школа обеспечивает привлекательность процесса обучения для учащихся и достигает запланированных целей, то это и есть результат всех педагогических, в том числе и методических усилий всех педагогов школы, ее методической службы.

Таким образом, не числом, не деятельностью вообще, не единой (нередко формальной) методической темой, не запланированными и выполненными методическими мероприятиями ценна работа администрации, методслужбы и педагогов, а разумным сочетанием психолого-педагогической, методической, учебной, организационной и воспитывающей деятельности.

Психологические критерии:

  • высокий уровень удовлетворенности учащихся собственной учебной деятельностью;
  • высокая оценка, которую учащиеся ставят своей школе в связи с ее привлекательностью для них;
  • высокий профессиональный авторитет педагогов (особенно по тем предметам, которые учащиеся считают предпочтительными для себя);
  • общая положительная тональность отношений педагогов и учащихся в школе;
  • уважительное отношение к школе со стороны родителей;
  • готовность учащихся, выпускников и родителей помогать школе;
  • творческий настрой педагогов и учащихся;
  • желание педагогов достичь такого совершенства, которое позволило бы им стать любимыми педагогами в школе;
  • высокий уровень внимания, включенности, интереса к учебе со стороны учащихся.

Учебные критерии:

  • возможность для каждого ученика найти себе интересного учителя, интересные предметы, дело по душе, внимательное отношение к его проблемам;
  • умение использовать достоинства индивидуального, дифференцированного обучения;
  • органическая связь между урочной и внеурочной, классной и внеклассной предметной деятельностью;
  • умение педагогов применять различные современные методики преподавания;

Важнейший показатель научной, оптимальной, эффективной методической службы в образовательном учреждении – организация такой методической работы, которая вытекает из запросов, интересов и реальных проблем данного педагогического коллектива, способствует его развитию и разрешению возникающих затруднений.

Критерии эффективности методической работы

  1. Категорийный состав методического объединения. Количество педагогов, повысивших и подтвердивших свою категорию.
  2. Количество проведённых плановых и оперативных заседаний МО.
  3. Количественный и качественный анализ рассмотренных на заседаниях МО вопросов по:
  • изучению нормативно-правовой базы преподаваемых предметов;
  • методике преподавания предметов;
  • решению практических задач преподаваемых предметов.
  1. Количество педагогов, повысивших свою квалификацию в системе ИПК и ПРО, через систему семинарских занятий, проблемных курсов и т.п.
  2. Участие МО в педагогических советах, семинарах, конференциях (количество выступлений, их тематика, уровни: школьный, городской, областной и т.п.).
  3. Участие МО в методических неделях (количество проведённых открытых уроков, количество учителей, давших открытые уроки).
  4. Участие в предметных неделях (количество проведённых внеклассных мероприятий на уровне класса, школы; их тематика, результативность).
  5. Работа по изучению, обобщению и распространению опыта работы МО (открытые мероприятия МО: заседания, семинары и т.п.).
  6. Работа МО по обновлению содержания образования.
  7. Участие педагогов МО в инновационных процессах, в опытно- экспериментальной работе.
  8. Работа МО по освоению и внедрению в УП современных педагогических технологий.
  9. Работа МО по реализации предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
  10. Работа МО с одарёнными детьми.

а)

  • индивидуальная работа,
  • кружковая работа,
  • факультативы,
  • спецкурсы,
  • курсы по выбору,
  • элективные курсы.

б) Участие в предметных олимпиадах: школьных, городских, областных, региональных и т.д. (учитель, количество участников, победителей).

в) Участие в творческих конкурсах, играх, соревнованиях (название, количество участников, результаты).

  1. Работа по развитию учебно-методической базы кабинетов (количество, названия методических разработок, учебно-наглядных пособий, раздаточного дидактического материала).
  2. Работа со школьной документацией (оформление журналов, графиков, протоколов контрольных работ, отчётов о проделанной работе и др.: качество и своевременность сдачи).
  3. Участие МО в творческих отчётах.

Критерии уровней сформированности компонентов самоанализа

Компоненты самоанализа

Уровни и показатели

Низкий/%

Средний/%

Высокий/%

Самоконтроль

Спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции

Осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов, явлений

Установление ассоциаций с ранее изученными и знакомыми фактами, а также с новыми качествами предмета в целостности их связей и характеристик

Самодиагностика

Не владение навыками проведения диагностики

Умение определять проблему и причины их возникновения

Выявление проблем и определение их приоритетности, а также причины возникновения

Осознание затруднений

Слабо выражена осознанность затруднений

Осознание результатов деятельности

Предвидение возможных последствий принимаемых решений, установление причинно-следственных связей

Самооценка

Слабо развитые навыки самооценки

Комбинирование ранее используемых методов и нахождение причин их возникновения

Критическая оценка педагогической проблемы и умения прогнозировать результаты своего труда

13.11.2019