Принципы обучения технологии
Оценка 4.9

Принципы обучения технологии

Оценка 4.9
Статья
31.03.2020
Принципы обучения технологии

Принципы (от лат. principium — основа, начало) обучения — общие нормы организации учебного процесса, которые определяют, каким образом следует обеспечивать достижение целей обучения. Под принципами обучения мы будем понимать руководящие положения, лежащие в основе обучения и определяющие его содержание, методы и формы организации.

Принято выделять общедидактические принципы, которые являются общими для преподавания всех учебных предметов. Они рассматриваются дидактикой или общей теорией обучения. Но каждый учебный предмет имеет свои особенности, которые оказывают влияние и на принципы обучения этому предмету. Поэтому общедидактические положения в преподавании различных учебных дисциплин приобретают соответствующую специфику. Кроме этого, вырабатываются и свои, характерные только для данного учебного предмета принципы.

На основе обобщения педагогического опыта и результатов научных исследований в области обучения технологии в общеобразовательных учреждениях сформулирована целая система принципов обучения. Все они взаимосвязаны между собой и относятся ко всему процессу обучения технологии в целом.

Очевидно, если цели обучения определяют — чему следует учить, то принципы обучения устанавливают — как это следует делать.

  1. Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью

Связь теории с практикой в обучении технологии играет исключительно важную роль, так как технологическое обучение, по своему характеру, — обучение практическое.

Практические методы обучения, практические работы учащихся занимают в нем около трех четвертей учебного времени. При раскрытии этого принципа нужно иметь в виду, что здесь речь идет не о связи обучения и труда, а о соотношении теории и практики в самом процессе обучения. Вместе с тем, в обучении технологии очень часто, почти постоянно, практика в учебном процессе выступает в виде производительного труда по изготовлению изделий. Но этот труд носит все-таки учебный характер, подчиняется учебным целям. Его нельзя считать полностью экономической категорией.

Для понимания связи теории с практикой в учебном процессе обратимся к методологическим основам учебного познания. В основе учебного познания лежит процесс научного познания окружающего мира. А процесс научного познания всегда связан с практикой. Он включает в себя практику как критерий истинности наших знаний о внешнем мире. С практикой связана и первая ступень научного познания - чувственное познание. Таким образом, принцип связи теории с практикой в обучении отражает характер научного познания.

Однако, практика в процессе обучения или учебном познании становится в меньшей степени критерием истинности знаний, а используется, прежде всего, как средство познания. На ней основываются практические методы обучения — упражнения, лабораторные и практические работы. В обучении технологии практические работы могут выступать в виде производительного труда, творческих работ, творческих проектов.

Научно-технические знания, которыми овладевают учащиеся в процессе обучения технологии, возникли на основе потребностей производственной деятельности людей и обслуживают эту деятельность. Поэтому ученики должны не только усвоить содержание научно-технических знаний, но и научиться применять эти знания на практике. Здесь это следует особо подчеркнуть, так как технологические знания, в сравнение со знаниями по основам наук, обслуживают производственную деятельность непосредственно. Следовательно, принцип связи теории с практикой в обучении технологии отражает закономерность того, как овладевать технологическими знаниями, и отвечает на вопрос, зачем эти знания ученику, то есть отражает другую закономерность — необходимость овладения функциональной природой знаний.

Реализация принципа связи теории с практикой в обучении технологии

Главным средством реализации принципа связи теории с практикой в обучении технологии является соединение теоретического обучения с практической деятельностью и трудом обучающихся. Это позволяет формировать у учеников убеждение в необходимости технологических знаний как руководства к деятельности, порождает потребность в знаниях.

В процессе выполнения практических работ ученики овладевают конкретными представлениями о технических явлениях и объектах для последующего научного обобщения и формирования научно-технических понятий.

Во время практики:

  • проверяется достоверность знаний;
  • производится закрепление и углубление технологических знаний;
  • формируются технологические умения и навыки.

При реализации принципа связи теории с практикой в обучении технологии необходимо соблюдать ряд педагогических требований.

Во-первых, изложение теоретических технико-технологических сведений должно сохранять систему и логику технических наук. Практические примеры и иллюстрации при этом следует подчинять этой же логике. Например, при изучении токарно-винторезного станка или швейной машины мы рассматриваем их как технологические машины. При этом опираемся, на понятия деталей машин и их соединений, на понятие механизмов и т.д.

Во-вторых, при организации практической работы учащихся теоретические сведения должны подчиняться уже логике производственного процесса, технологической последовательности его выполнения. Например, при выполнении какой-либо технологической операции на том же токарно-винторезном станке или швейной машине нам важны уже сведения не вообще об устройстве и управлении машиной, а о том, как с ее помощью осуществить данную технологическую операцию. В-третьих, трудовые действия учеников во время практических работ должны опираться на научно-технические знания и обосновываться ими. Простое подражание в практической деятельности учащихся действиям учителя ведет к узкому ремесленничеству.

  1. Принцип научности обучения

Содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными. Обучающиеся должны овладевать научно-достоверными знаниями, которые объективно отражают предметно-практическую деятельность людей.

Для реализации этого принципа учителю технологии необходимо:

  • соблюдать технологическую терминологию;
  • раскрывать естественнонаучные основы технических явлений, технологических устройств и технологических процессов;
  • знакомить обучающихся с историей изучаемых технических явлений и законов, методами исследования и внедрения в производство.
  1. Принцип доступности в обучении технологии и посильности труда для учащихся

Этот принцип говорит о том, что учебный материал по своему объему и научной глубине должен соответствовать познавательным возможностям учеников, а практические задания, производительный труд, выполняемые учащимися на занятиях по технологии, определяться исходя из уровня предшествующей трудовой подготовленности и физических возможностей детей.

А физические возможности учащихся очень различны. Различна и их трудовая подготовка, которая во многом зависит от участия учеников в трудовой деятельности вне занятий по технологии. Сделать обучение технологии доступным — это не значит сделать его очень легким. Такое обучение не будет способствовать развитию умственной активности и познавательных возможностей учащихся. Доступность в обучении технологии, как и в изучении других учебных предметов, определяется наивысшей границей познавательных возможностей учащихся с постепенным повышением этой границы.

Реализация принципа доступности в обучении технологии и посильности труда для учащихся осуществляется, прежде всего, с использованием самых современных активных методов и приемов обучения.

Например, если мы при изложении нового учебного материала не будем иллюстрировать его показом реальных объектов или их изображений, демонстрацией приемов работы и т.д., то материал может оказаться недоступным для учащихся. И наоборот — применение указанных наглядных методов обучения сделает учебный материал доступным для учащихся.

Другой путь — учет индивидуальных познавательных возможностей учащихся, дифференциация в подборе трудовых заданий. Большую роль в доступности учебного материала играет правильное его дозирование. Ведь даже сравнительно несложный учебный материал, предложенный учащимся сразу в большом объеме, может оказаться для них недоступным.

На доступность овладения технологическими умениями и навыками значительно влияет чередование учебного труда и отдыха учащихся. Доступность учебного материала по технологии может достигаться также через реализацию других принципов обучения и соблюдением таких правил обучения, как «от простого к сложному», «от известного к неизвестному» и другим.

  1. Принцип систематичности и последовательности знаний

Суть данного принципа обучения заключается в изучении учебного материала в последовательности, отражающей логику технических наук, ход технологического процесса, закономерности формирования технологических умений и соблюдении навыков и некоторых других педагогических требований. Изучение последующего учебного материала должно строиться на основе усвоения предыдущего

Принцип систематичности и последовательности воплощается в самом содержании учебного материала по технологии и находит свое отражение в структуре учебных программ и учебников по этому предмету.

Пути его реализации в учебном процессе:

  1. учитывать принцип систематичности и последовательности при планировании учебного процесса, располагать учебный материал в соответствии с логикой науки, ходом технологического процесса и т.д.;
  2. систематически повторять и обобщать изученный учебный материал после усвоения отдельных тем и разделов курса технологии;
  3. постепенно усложнять практические работы учащихся;
  4. раскрывать межпредметные и внутрипредметные связи курса технологии.
  1. Принцип сознательного и активного участия обучающихся в процессе обучения

Сознательность в обучении означает ясное понимание обучающимися конкретных целей учебной работы, осмысленное усвоение изучаемых явлений и фактов, умение применять знания в практической деятельности.

Сознательность — антипод формализма в обучении. Последнее означает простое запоминание учениками определенных технических понятий, описаний технических явлений и процессов вне связи с другими понятиями и представлениями, без умения оперировать ими и применять на практике.

Одной из причин формализма является догматическое, часто в виде диктовки, изложение учебного материала учителем и запоминание его учащимися без мыслительного анализа.

Активность в обучении предполагает большую учебную работу учащихся, стремление к овладению знаниями и т.д. Активность тесно связана с развитием самостоятельности учащихся в учебной и трудовой деятельности.

Главным средством реализации принципа сознательности и активности в обучении технологии является формирование у обучающихся мотивов учения. Если у учащегося нет стремления, нет желания, нет интереса выполнять ту или иную учебно-трудовую задачу, то ни о какой его активности в учебной работе нельзя говорить. Если учащийся не понимает, для чего ему нужны приобретаемые знания и умения, то о какой сознательности в овладении этими знаниями и умениями может идти речь.

Для реализации рассматриваемого принципа обучения необходимо постоянно раскрывать учащимся конкретные цели обучения, цели решения учебно-технологических задач.

Большую роль в развитии сознательности и активности учащихся играет обучение их Правильной организации рабочего места, планированию своего труда, самоконтролю в процессе учебно-технологической деятельности.

  1. Принцип прочности знаний обучающихся

Суть принципа прочности состоит в закреплении усвоенных учащимися знаний в их памяти и в возможно длительном сохранении приобретенных технологических умений и навыков.

Приобретаемые учащимися в процессе изучения технологии знания, умения и навыки выполняют различные функции.

Во-первых, усвоение этих знаний способствует развитию памяти, мышления учащихся, воспитанию различных качеств, то есть развитию личности в целом.

Во-вторых, усвоенные знания, умения и навыки составляют базу, опору для овладения в процессе обучения новыми знаниями, умениями и навыками.

В-третьих, усвоенные технологические знания, умения и навыки нужны учащимся для будущей трудовой деятельности.

Чтобы приобретенные знания, умения и навыки выполняли указанные функции, они должны быть хорошо усвоены, основательно закреплены и длительное время сохраняться в памяти учащихся. Для реализации принципа прочности применяются специальные дидактические средства. К ним относятся:

  1. закрепление изложенного на уроке учебного материала. Оно проводится обычно путем беседы с учениками по изучаемому материалу, организации упражнений, решения технических задач и т.д.;
  2. регулярное проведение различных видов повторений учебного материала (на каждом уроке, в конце изучения темы или раздела) с целью предупреждения забывания материала, восстановления в памяти забытого;
  3. требование осмысленного запоминания учениками учебного материала, которое предполагает установление логических связей между усвоенным и новым учебным материалом, между назначением изучаемых инструментов, приспособлений, станков и других технических устройств, и их конструкций и применением. Учет при этом типа памяти учащихся: образной, логической, эмоциональной.
  1. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся

Для реализации этого принципа учителю технологии необходимо изучать и учитывать индивидуальные познавательные интересы учащихся и развивать их с ориентацией на объективные потребности общества.

Целесообразно так же использовать задания для учащихся для формирования у них умений анализировать и синтезировать информацию, делать выводы.

При обучении технологии учитель должен вовлекать обучающихся в коллективные формы учебно-познавательной и трудовой деятельности.

Это позволит:

  • развивать групповое мышление;
  • воспитывать у обучающихся уважения к чужому мнению;
  • формировать у школьников социально-нравственные ценностные ориентации.

Все названное позволит подготовить учеников к будущей жизни в современном обществе.

  1. Принцип наглядности

Наглядность в обучении технологии играет исключительно важную роль. Она выступает и в качестве принципа обучения, и как метод обучения (демонстрация приемов работы и др.), и как средство обучения (плакаты, модели, реальные предметы и т.д.). Роль наглядности в обучении технологии обусловлена во многом практическим характером содержания этого обучения.

Для того чтобы ученики могли овладевать технологическими умениями и навыками, они должны образно и конкретно представлять конструкцию трудовых движений и рабочих приемов, по которым эти умения формируются.

Суть принципа наглядности заключается в построении учебного процесса с опорой на чувственно-практический опыт учащихся, на непосредственное восприятие технических устройств и технических явлений или их моделей, макетов, а также образов в виде реальных (рисунка, фотографии, картины) и условных (чертежа, эскиза, схемы) изображений.

Каковы же пути реализации этого принципа в обучении технологии?

Первый — обязательная демонстрация учителем рабочих приемов и трудовых движений при инструктировании учащихся по выполнению практических работ.

Второй — использование в процессе обучения самых различных средств наглядности: натуральных объектов, моделей, макетов, плакатов и т.д., то есть применение так называемой внешней наглядности.

Третий — опора в учебном процессе на образное представление учащимися технических объектов, явлений и процессов, которые они уже наблюдали ранее. Эти представления называют внутренней наглядностью.

В использовании наглядности в процессе обучения технологии важно правильное сочетание слов и образа. Образ должен получать точное словесное выражение.

Список литературы:

  1. Волохова А.И. Методические аспекты изучения основ моделирования на уроках технологии // Образование. Технология. Сервис. Т1. № 1, 2015 —132 с.
  2. Томилов А.В. Методические рекомендации по организации моделирования на уроках технологии // Технологическое образование и устойчивое развитие региона, 2010 — 132 с.
  3. Фролов, А.А. Сущность общего образования / А.А. Фролов // Образование и наука, 2015. — № 3. — c.18-28.
  4. Хуторской, А.В.Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. — СПб.: Питер, 2014 — 541 с.
  5. Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Матяш Н.В. Технологическое образование школьников: теоретико-методические аспекты. — Брянск: Издательство БГПУ, 1999. — 230 с.
31.03.2020