Функции, принципы, формы методического сопровождения
Оценка 4.8

Функции, принципы, формы методического сопровождения

Оценка 4.8
Статья
13.11.2019
Функции, принципы, формы методического сопровождения

В современной системе образования от квалификации педагога, его личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Очень часто педагоги недооценивают процесс повышения профессиональной компетентности, что отрицательно влияет на процесс развития образовательной организации в целом. Одной из задач методического сопровождения является организация оптимально комфортных условий, форм методического сопровождения, которые позволили бы максимально реализовать потенциал педагогов.

Методическая работа в образовательной организации – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, обеспечивающая профессиональный рост педагогических работников, развитие их творческого потенциала, и, в конечном итоге, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся.

Для эффективной методической деятельности необходимо организовать индивидуально ориентированный подход в организации методической работы; организовать сочетание разнообразных активных форм деятельности; обеспечить стимулирование творческого роста педагогов; обеспечить непрерывность и преемственность методического сопровождения.

Очень важно обеспечить правильный подход к профессиональному развитию педагога через формирование индивидуальной траектории развития (программы развития) педагога, ориентированной на требования профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых.

Назовем актуальные направления деятельности методической службы образовательной организации:

  • реализация индивидуализированного подхода к профессиональному развитию каждого педагога;
  • обновление форм и методов учебных занятий на основе системно-деятельностного подхода, продуктивных и эффективных технологий обучения;
  • реализация модели повышения профессионального мастерства (система наставничества, школа молодого педагога, постоянно действующий методический семинар, открытые методические мероприятия и др.);
  • обновление форм методической работы: участие в муниципальных площадках (интернет-педсовет, педагогические чтения, заочный методический конкурс; обновление форм заседаний методических объединений (дискуссия, круглый стол, презентация деятельности и др.);
  • координация и коррекция общих педагогических действий на основе мониторинга образовательного процесса.

В современной педагогической литературе существуют разные подходы, определяющие количество и содержание функций методического сопровождения.

Информационная функция методического сопровождения предполагает сбор и обработку информации по организации и проблемам методической деятельности, выявление и создание различных банков данных, отражающих актуальные направления деятельности образовательной организации.

Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.

Планово-прогностическая функция направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения. Качество методического сопровождения зависит от точности ее планирования и прогнозирования.

Проектировочная функция направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности образовательной организации.

Организационно-координационная функция методической службы предполагает создание и организацию работы структур, которые обеспечивают деятельность методической службы.

Обучающая функция методического сопровожденияпредполагает повышение квалификации педагогов, и направлена на повышение профессионального уровня в осуществлении образовательного процесса.

Контрольно-диагностическая функция реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения. Педагогическая диагностика предполагает изучение и оценивание педагогических процессов, а так же их регулирование и коррекцию.

Для организации эффективного процесса методического сопровождения необходимо правильно применять различные формы. В педагогической литературе по способу организации формы методического сопровождения классифицируются на коллективные, групповые, индивидуальные. По степени активности: пассивные и активные.

Пассивные формы методического сопровождения обеспечивают репродуктивную мыслительную деятельность и опору на зону актуального развития педагогов. Примеры пассивных форм методического сопровождения: теоретический семинар, психолого-педагогический семинар, проблемный семинар, семинар-практикум, научно-практическая конференция, дни науки, психолого-педагогические чтения и др.

Активные формы методического сопровождения стимулируют исследовательскую деятельность педагогов, формируют интеллектуальную культуру и культуру саморазвития. Примеры активных форм методического сопровождения: деловая игра, тренинг, педагогический КВН, мозговой штурм, методический фестиваль, защита проекта и др.

Л.П. Татаринова и С.Д. Аюпова выделяет три группы форм методической работы (классификация на основании цели):

  1. Формы методической работы, направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических и руководящих работников образовательной организации.
  2. Формы методической работы, направленные на обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности, передового педагогического опыта.
  3. Формы информационно-методической работы.

В процессе управления методической службой применяются следующие технологии:

  1. Технология педагогического управления.
  2. Технология анализа методического процесса.
  3. Технология целеполагания.
  4. Технология диагностирования в системе методической работы.
  5. Технология педагогического прогнозирования.
  6. Технология проектирования методической системы.
  7. Технология программирования (разработки программы опытно-экспериментальной и научно-методической работы).
  8. Технология моделирования методического процесса.
  9. Технология управления инновационным процессом.

Оценка качества методической службы зависит от удовлетворения потребностей руководителей и педагогов в методических услугах. Эффективность деятельности методической службы организации дополнительного образования оценивают с помощью контрольно-измерительных материалов, которые могут содержать следующие направления.

Актуальность: степень соответствия стратегическим направлениям образовательной политики; ориентация на решение наиболее значимых для педагога и образовательного учреждения проблем.

Новизна: степень новизны и прогрессивность идей, положенных в основу модели, инновационные принципы, подходы, методы, технологии работы и т.д.; использование новых идей и современных технологий в организации методической работы; объективно новые результаты, их качественное отличие от прежних результатов (достижение результатов с затратой меньшего объема ресурсов, за счет использования более эффективных способов деятельности).

Целенаправленность: направленность на решение актуальных для образовательного учреждения проблем; полнота действий, планируемых для достижения поставленных целей; согласованность связей между ними.

Научность: достаточное и четкое научное обоснование критериев, вводимых в качестве педагогических оснований; соответствие предложенных идей современному уровню науки; научная разработанность системы управления (разработка идеи в научных концепциях и методических предложениях; экспериментальная проверка, определенное распространение в практике и общественное признание).

Системность: единство целей, задач, содержания и результатов; системное описание содержания, структуры, этапов, технологии реализации управления методической работой.

Систематичность: последовательность; преемственность; охват педагогов разными формами методической работы в течение всего учебного года; интеграция методической работы с системой непрерывного образования.

Конкретность: практическая направленность; связь с практикой работы конкретных образовательных учреждений.

Реализуемость: соответствие между целями и необходимыми для их достижения средствами; наличие в описании модели таких целей и мер по их достижению, которые для данного комплекса решаемых проблем и при имеющихся ресурсах позволяют получить максимальный полезный эффект.

Перспективность: инновационный потенциал.

Информационно-документационная обеспеченность.

Таким образом, деятельность методической службы в учреждении дополнительного образования детей ориентирована на достижения и поддержание высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме, новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях.

Список литературы:

  1. Буров К.С. Направленность управления методической работой на обеспечение качества образовательного процесса // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/napravlennost-upravleniya-metodicheskoy-rabotoy-na-obespechenie-kachestva-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 11.02.2018).
  2. Технологические основы управления методической работой http://studbooks.net/1848175/pedagogika/tehnologicheskie_osnovy_upravleniya_metodicheskoy_rabotoy#918
  3. Касилина С.В., Ивлев С.А., Методическая работа как средство развития образовательного учреждения. http://pandia.ru/text/79/358/35900.php
  4. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие / М.А. Брутова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 218 с.
  5. Решетников В.Г. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования // ОНВ. 2013. №5 (122). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-metodicheskoe-soprovozhdenie-i-metodicheskaya-podderzhka-deyatelnosti-pedagogov-v-usloviyah-modernizatsii (дата обращения: 11.02.2018). 
  6. Студенческая библиотека онлайн http://studbooks.net/
13.11.2019