В современной системе образования от квалификации педагога, его личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Очень часто педагоги недооценивают процесс повышения профессиональной компетентности, что отрицательно влияет на процесс развития образовательной организации в целом. Одной из задач методического сопровождения является организация оптимально комфортных условий, форм методического сопровождения, которые позволили бы максимально реализовать потенциал педагогов.
Методическая работа в образовательной организации – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, обеспечивающая профессиональный рост педагогических работников, развитие их творческого потенциала, и, в конечном итоге, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся.
Для эффективной методической деятельности необходимо организовать индивидуально ориентированный подход в организации методической работы; организовать сочетание разнообразных активных форм деятельности; обеспечить стимулирование творческого роста педагогов; обеспечить непрерывность и преемственность методического сопровождения.
Очень важно обеспечить правильный подход к профессиональному развитию педагога через формирование индивидуальной траектории развития (программы развития) педагога, ориентированной на требования профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых.
Назовем актуальные направления деятельности методической службы образовательной организации:
В современной педагогической литературе существуют разные подходы, определяющие количество и содержание функций методического сопровождения.
Информационная функция методического сопровождения предполагает сбор и обработку информации по организации и проблемам методической деятельности, выявление и создание различных банков данных, отражающих актуальные направления деятельности образовательной организации.
Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.
Планово-прогностическая функция направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения. Качество методического сопровождения зависит от точности ее планирования и прогнозирования.
Проектировочная функция направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности образовательной организации.
Организационно-координационная функция методической службы предполагает создание и организацию работы структур, которые обеспечивают деятельность методической службы.
Обучающая функция методического сопровожденияпредполагает повышение квалификации педагогов, и направлена на повышение профессионального уровня в осуществлении образовательного процесса.
Контрольно-диагностическая функция реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения. Педагогическая диагностика предполагает изучение и оценивание педагогических процессов, а так же их регулирование и коррекцию.
Для организации эффективного процесса методического сопровождения необходимо правильно применять различные формы. В педагогической литературе по способу организации формы методического сопровождения классифицируются на коллективные, групповые, индивидуальные. По степени активности: пассивные и активные.
Пассивные формы методического сопровождения обеспечивают репродуктивную мыслительную деятельность и опору на зону актуального развития педагогов. Примеры пассивных форм методического сопровождения: теоретический семинар, психолого-педагогический семинар, проблемный семинар, семинар-практикум, научно-практическая конференция, дни науки, психолого-педагогические чтения и др.
Активные формы методического сопровождения стимулируют исследовательскую деятельность педагогов, формируют интеллектуальную культуру и культуру саморазвития. Примеры активных форм методического сопровождения: деловая игра, тренинг, педагогический КВН, мозговой штурм, методический фестиваль, защита проекта и др.
Л.П. Татаринова и С.Д. Аюпова выделяет три группы форм методической работы (классификация на основании цели):
В процессе управления методической службой применяются следующие технологии:
Оценка качества методической службы зависит от удовлетворения потребностей руководителей и педагогов в методических услугах. Эффективность деятельности методической службы организации дополнительного образования оценивают с помощью контрольно-измерительных материалов, которые могут содержать следующие направления.
Актуальность: степень соответствия стратегическим направлениям образовательной политики; ориентация на решение наиболее значимых для педагога и образовательного учреждения проблем.
Новизна: степень новизны и прогрессивность идей, положенных в основу модели, инновационные принципы, подходы, методы, технологии работы и т.д.; использование новых идей и современных технологий в организации методической работы; объективно новые результаты, их качественное отличие от прежних результатов (достижение результатов с затратой меньшего объема ресурсов, за счет использования более эффективных способов деятельности).
Целенаправленность: направленность на решение актуальных для образовательного учреждения проблем; полнота действий, планируемых для достижения поставленных целей; согласованность связей между ними.
Научность: достаточное и четкое научное обоснование критериев, вводимых в качестве педагогических оснований; соответствие предложенных идей современному уровню науки; научная разработанность системы управления (разработка идеи в научных концепциях и методических предложениях; экспериментальная проверка, определенное распространение в практике и общественное признание).
Системность: единство целей, задач, содержания и результатов; системное описание содержания, структуры, этапов, технологии реализации управления методической работой.
Систематичность: последовательность; преемственность; охват педагогов разными формами методической работы в течение всего учебного года; интеграция методической работы с системой непрерывного образования.
Конкретность: практическая направленность; связь с практикой работы конкретных образовательных учреждений.
Реализуемость: соответствие между целями и необходимыми для их достижения средствами; наличие в описании модели таких целей и мер по их достижению, которые для данного комплекса решаемых проблем и при имеющихся ресурсах позволяют получить максимальный полезный эффект.
Перспективность: инновационный потенциал.
Информационно-документационная обеспеченность.
Таким образом, деятельность методической службы в учреждении дополнительного образования детей ориентирована на достижения и поддержание высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме, новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.