4 класс внеклассное чтение, тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра»
Оценка 5

4 класс внеклассное чтение, тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
30.01.2017
4 класс внеклассное чтение, тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра»
Тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра» Цель: Познакомить учащихся с произведением, развивать технику чтения и пересказа I На сказочной земле Жидели Байсын жил некогда знат¬ный человек по имени Байборй. Несметны были его богатства, но не было у него самого главного - детей. Наконец решили они с женой Аналык посетить святые места. После этого путешествия у Аналык родился сын. Назвали мальчика Алпамыс. Счастливый отец устроил невиданный той*. Бескрайняя равнина гудела от огромного количества гостей. Каждому го¬стю Байборй дарил верблюда, коня или десяток баранов, но не уменьшались его табуны и отары. Одним из самых уважаемых гостей на тое был Сарыбай. У него тоже недавно родилась долгожданная дочь, Гульбаршйн. И Сарыбай предложил своему другу Байборй породниться, по¬женить детей, когда они вырастут. Байборй с радостью со¬гласился. Алпамыс рос сильным, ловким и смелым мальчиком. Люди сравнивали его с раскалённым угольком саксаула. Мать зна¬ла, что сыну передались качества леопарда, мясо которого она ела, когда Алпамыс должен был родиться. И вот пришёл день, когда Алпамыс стал выбирать себе коня, который, как говорят в народе, мог бы стать крыльями настоящему джигиту. II Стоило Алпамысу оседлать чубарого*, как конь пре¬образился, загорячился, затанцевал под седоком, готовый сей¬час же мчаться в путь. Хвост и грива его заструились, корот¬кая шерсть заблистала, переливаясь, словно соболиный мех. Страшное волнение охватило Алпамыса, и голос его про¬звучал, словно чужой, когда он молил создателя послать ему удачу в первом своём походе в чужие края. Он не стал задер¬живаться. Привёл в порядок свои доспехи, проверил оружие и, прижав коленом острую пику, направил коня в сторону от родного дома. Байшубар будто только и ждал этого мгновенья. Он рас¬пластался в вольном беге и полетел, словно птица. И скоро стал казаться звездой, стремительно скользящей по небесно¬му своду... III Прошло двенадцать дней, как Алпамыс сел на коня. На¬конец перед ним показался высокий курган. Поднялся Алпа¬мыс на его вершину, и окрестность предстала перед ним, как на ладони. Вдалеке шло несметное войско. Алпамыс решил узнать, что это за войско. Он спрыгнул с коня и почувствовал под ногами что-то твёрдое. Батыр гля¬нул под ноги и увидел, что стоит на большом плоском камне. На поверхности камня были выбиты слова. Алпамыс с удивлением увидел там своё имя и стал внимательно читать надпись: «О, Алпамыс! Эти слова высечены твоей наречённой* Гуль- баршин. Вот уже сорок дней, как в нашем ауле хозяйничают жунгары*. Их батыр Караман пришёл свататься, но привёл с собой огромное войско и держится очень высокомерно. Отец сказал, что никогда не отдаст Караману единственную дочь. Но вряд ли отец сможет долго противостоять грозной вражес¬кой силе. Однажды ночью я убежала из аула, чтобы оставить здесь эту надпись. Я думала, что если ты станешь искать свою невесту, то поднимешься на курган и прочитаешь послание, оставленное для тебя. Ожидаю тебя с тоской - Гульбаршин». Алпамыс трижды перечитал письмо, запомнил каждое слово. Сердце его наполнилось болью за Гульбаршин. Она ка¬залась Алпамысу жаворонком, попавшим в силки*. Нетерпение охватило Алпамыса. Он в последний раз про¬верил оружие и помчался вниз по склону. Грозный клич, похожий на громовые раскаты, заставил вздрогнуть жунгар. Подобно тому, как мгновенно собирается в тугой клубок змея, точно так же их огромное войско подо¬бралось и было готово к битве. Казахи издревле заселяли бескрайние степи. Жили они, разделившись на три жуза - Старший, Средний, Младший. Каждый из них сам по себе представлял целое государство. Но страна сложилась такой не потому, что степной народ жил в раздорах и не мог сплотиться. Наоборот. Дело в том, что огромная территория оказалась полем боя для войн меж¬ду западом и востоком. Защитить родную землю можно было, только разделившись на три жуза. Они напоминали три опо¬ры переносного очага, показывая сплочённость народа в дни битв. Грозный боевой клич, раздавшийся, словно гром, был кли¬чем воинов Среднего жуза. На врагов мчался Алпамыс. Бай¬шубар летел, грызя удила*. Батыр врезался в ряды врагов, словно волк в стаю овец. Он был подобен огненному вихрю. Стальной меч с золотой рукоятью мелькал в его руке, словно белое брюхо сазана, и с каждым взмахом меча враги падали, будто тростник под косой. Батыр сверкал, подобно белой мол¬нии, и поражал врагов, словно чёрная чума. Стрелы жунгар не причиняли батыру никакого вреда. И тогда враги испугались. Огромное войско стало таять на глазах и рассыпалось во все стороны. А в ауле Сарыбая царило радостное оживление. Боевой клич первой услышала красавица Гульбаршин. Сердце под¬сказало ей, что голос, прокричавший боевой клич, при¬надлежит Алпамысу. Она залилась ярким румянцем и, вол¬нуясь, поспешила к родителям сообщить радостную весть. ________________________________________ 1. Каким ты представляешь Алпамыса? Нарисуй его словесный портрет. Каких русских былинных героев напомнил тебе Алпамыс? Найди в тексте гиперболы, с помощью которых описываются сила и храб¬рость Алпамыса. 2. Как ты понимаешь пословицу «Конь - крылья жигита»? Опи¬ши Байшубара и используй эту пословицу в своём описании. Вспом¬ни описание коня богатырей в русских былинах. Что общего? В чём их отличие? Вдумайся в смысл выражения «хвост и грива коня заструились», объясни его значение. Подбери свои сравнения, введи их в описание Байшубара: Шерсть заблестела, словно... Байшубар полетел, как... 3. Какое письмо и на чём написала своему жениху Гульбаршин? С кем сравнил Алпамыс свою невесту, когда прочитал письмо? Почему? 4. Почему Алпамыс начал битву с жунгарами? С кем сравнива¬ется войско жунгар перед началом боя? Почему? 5. Как в эпосе объясняется происхождение трёх жузов? Почему три жуза сравниваются с тремя опорами очага? 6. Прочитай описание боя Алпамыса с жунгарами. Используй в своём рассказе сравнения: Батыр врезался в ряды врагов, словно... Он был подобен... Стальной меч мелькал в руке батыра, словно... С каждым взмахом меча враги падали, будто... Батыр сверкал, подобно... Он поражал врагов, словно... 1. Озаглавь каждую часть текста. Перескажи текст по частям.Тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра» Цель: Познакомить учащихся с произведением, развивать технику чтения и пересказа I На сказочной земле Жидели Байсын жил некогда знат¬ный человек по имени Байборй. Несметны были его богатства, но не было у него самого главного - детей. Наконец решили они с женой Аналык посетить святые места. После этого путешествия у Аналык родился сын. Назвали мальчика Алпамыс. Счастливый отец устроил невиданный той*. Бескрайняя равнина гудела от огромного количества гостей. Каждому го¬стю Байборй дарил верблюда, коня или десяток баранов, но не уменьшались его табуны и отары. Одним из самых уважаемых гостей на тое был Сарыбай. У него тоже недавно родилась долгожданная дочь, Гульбаршйн. И Сарыбай предложил своему другу Байборй породниться, по¬женить детей, когда они вырастут. Байборй с радостью со¬гласился. Алпамыс рос сильным, ловким и смелым мальчиком. Люди сравнивали его с раскалённым угольком саксаула. Мать зна¬ла, что сыну передались качества леопарда, мясо которого она ела, когда Алпамыс должен был родиться. И вот пришёл день, когда Алпамыс стал выбирать себе коня, который, как говорят в народе, мог бы стать крыльями настоящему джигиту. II Стоило Алпамысу оседлать чубарого*, как конь пре¬образился, загорячился, затанцевал под седоком, готовый сей¬час же мчаться в путь. Хвост и грива его заструились, корот¬кая шерсть заблистала, переливаясь, словно соболиный мех. Страшное волнение охватило Алпамыса, и голос его про¬звучал, словно чужой, когда он молил создателя послать ему удачу в первом своём походе в чужие края. Он не стал задер¬живаться. Привёл в порядок свои доспехи, проверил оружие и, прижав коленом острую пику, направил коня в сторону от родного дома. Байшубар будто только и ждал этого мгновенья. Он рас¬пластался в вольном беге и полетел, словно птица. И скоро стал казаться звездой, стремительно скользящей по небесно¬му своду... III Прошло двенадцать дней, как Алпамыс сел на коня. На¬конец перед ним показался высокий курган. Поднялся Алпа¬мыс на его вершину, и окрестность предстала перед ним, как на ладони. Вдалеке шло несметное войско. Алпамыс решил узнать, что это за войско. Он спрыгнул с коня и почувствовал под ногами что-то твёрдое. Батыр гля¬нул под ноги и увидел, что стоит на большом плоском камне. На поверхности камня были выбиты слова. Алпамыс с удивлением увидел там своё имя и стал внимательно читать надпись: «О, Алпамыс! Эти слова высечены твоей наречённой* Гуль- баршин. Вот уже сорок дней, как в нашем ауле хозяйничают жунгары*. Их батыр Караман пришёл свататься, но привёл с собой огромное войско и держится очень высокомерно. Отец сказал, что никогда не отдаст Караману единственную дочь. Но вряд ли отец сможет долго противостоять грозной вражес¬кой силе. Однажды ночью я убежала из аула, чтобы оставить здесь эту надпись. Я думала, что если ты станешь искать свою невесту, то поднимешься на курган и прочитаешь послание, оставленное для тебя. Ожидаю тебя с тоской - Гульбаршин». Алпамыс трижды перечитал письмо, запомнил каждое слово. Сердце его наполнилось болью за Гульбаршин. Она ка¬залась Алпамысу жаворонком, попавшим в силки*. Нетерпение охватило Алпамыса. Он в последний раз про¬верил оружие и помчался вниз по склону. Грозный клич, похожий на громовые раскаты, заставил вздрогнуть жунгар. Подобно тому, как мгновенно собирается в тугой клубок змея, точно так же их огромное войско подо¬бралось и было готово к битве. Казахи издревле заселяли бескрайние степи. Жили они, разделившись на три жуза - Старший, Средний, Младший. Каждый из них сам по себе представлял целое государство. Но страна сложилась такой не потому, что степной народ жил в раздорах и не мог сплотиться. Наоборот. Дело в том, что огромная территория оказалась полем боя для войн меж¬ду западом и востоком. Защитить родную землю можно было, только разделившись на три жуза. Они напоминали три опо¬ры переносного очага, показывая сплочённость народа в дни битв. Грозный боевой клич, раздавшийся, словно гром, был кли¬чем воинов Среднего жуза. На врагов мчался Алпамыс. Бай¬шубар летел, грызя удила*. Батыр врезался в ряды врагов, словно волк в стаю овец. Он был подобен огненному вихрю. Стальной меч с золотой рукоятью мелькал в его руке, словно белое брюхо сазана, и с каждым взмахом меча враги падали, будто тростник под косой. Батыр сверкал, подобно белой мол¬нии, и поражал врагов, словно чёрная чума. Стрелы жунгар не причиняли батыру никакого вреда. И тогда враги испугались. Огромное войско стало таять на глазах и рассыпалось во все стороны. А в ауле Сарыбая царило радостное оживление. Боевой клич первой услышала красавица Гульбаршин. Сердце под¬сказало ей, что голос, прокричавший боевой клич, при¬надлежит Алпамысу. Она залилась ярким румянцем и, вол¬нуясь, поспешила к родителям сообщить радостную весть. ________________________________________ 1. Каким ты представляешь Алпамыса? Нарисуй его словесный портрет. Каких русских былинных героев напомнил тебе Алпамыс? Найди в тексте гиперболы, с помощью которых описываются сила и храб¬рость Алпамыса. 2. Как ты понимаешь пословицу «Конь - крылья жигита»? Опи¬ши Байшубара и используй эту пословицу в своём описании. Вспом¬ни описание коня богатырей в русских былинах. Что общего? В чём их отличие? Вдумайся в смысл выражения «хвост и грива коня заструились», объясни его значение. Подбери свои сравнения, введи их в описание Байшубара: Шерсть заблестела, словно... Байшубар полетел, как... 3. Какое письмо и на чём написала своему жениху Гульбаршин? С кем сравнил Алпамыс свою невесту, когда прочитал письмо? Почему? 4. Почему Алпамыс начал битву с жунгарами? С кем сравнива¬ется войско жунгар перед началом боя? Почему? 5. Как в эпосе объясняется происхождение трёх жузов? Почему три жуза сравниваются с тремя опорами очага? 6. Прочитай описание боя Алпамыса с жунгарами. Используй в своём рассказе сравнения: Батыр врезался в ряды врагов, словно... Он был подобен... Стальной меч мелькал в руке батыра, словно... С каждым взмахом меча враги падали, будто... Батыр сверкал, подобно... Он поражал врагов, словно... 1. Озаглавь каждую часть текста. Перескажи текст по частям.
4 класс тема Ш. Кумисбаев Три батыра.docx
Тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра» Цель: Познакомить учащихся с произведением, развивать технику чтения и пересказа I На сказочной земле Жидели Байсын жил некогда знатный человек по имени Байборй. Несметны были  его богатства, но не было у него самого главного ­ детей. Наконец решили они с женой Аналык посетить святые места. После этого путешествия у Аналык родился сын. Назвали мальчика Алпамыс. Счастливый отец устроил невиданный той*. Бескрайняя равнина гудела от огромного количества  гостей. Каждому гостю Байборй дарил верблюда, коня или десяток баранов, но не уменьшались его табуны и  отары. Одним из самых уважаемых гостей на тое был Сарыбай. У него тоже недавно родилась долгожданная  дочь, Гульбаршйн. И Сарыбай предложил своему другу Байборй породниться, поженить детей, когда они  вырастут. Байборй с радостью согласился. Алпамыс рос сильным, ловким и смелым мальчиком. Люди сравнивали его с раскалённым угольком  саксаула. Мать знала, что сыну передались качества леопарда, мясо которого она ела, когда Алпамыс должен был родиться. И вот пришёл день, когда Алпамыс стал выбирать себе коня, который, как говорят в народе, мог бы стать крыльями настоящему джигиту. II Стоило Алпамысу оседлать чубарого*, как конь преобразился, загорячился, затанцевал под седоком,  готовый сейчас же мчаться в путь. Хвост и грива его заструились, короткая шерсть заблистала, переливаясь,  словно соболиный мех. Страшное волнение охватило Алпамыса, и голос его прозвучал, словно чужой, когда он молил  создателя послать ему удачу в первом своём походе в чужие края. Он не стал задерживаться. Привёл в  порядок свои доспехи, проверил оружие и, прижав коленом острую пику, направил коня в сторону от  родного дома. Байшубар будто только и ждал этого мгновенья. Он распластался в вольном беге и полетел, словно  птица. И скоро стал казаться звездой, стремительно скользящей по небесному своду... Прошло двенадцать дней, как Алпамыс сел на коня. Наконец перед ним показался высокий курган.  III Поднялся Алпамыс на его вершину, и окрестность предстала перед ним, как на ладони. Вдалеке шло несметное войско. Алпамыс решил узнать, что это за войско. Он спрыгнул с коня и почувствовал под ногами что­то  твёрдое. Батыр глянул под ноги и увидел, что стоит на большом плоском камне. На поверхности камня были  выбиты слова. Алпамыс с удивлением увидел там своё имя и стал внимательно читать надпись: «О, Алпамыс! Эти слова высечены твоей наречённой* Гуль­ баршин. Вот уже сорок дней, как в нашем  ауле хозяйничают жунгары*. Их батыр Караман пришёл свататься, но привёл с   собой огромное войско и держится очень высокомерно. Отец сказал, что никогда не отдаст Караману  единственную дочь. Но вряд ли отец сможет долго противостоять грозной вражеской силе. Однажды ночью я убежала из аула, чтобы оставить здесь эту надпись. Я думала, что если ты станешь искать свою невесту, то  поднимешься на курган и прочитаешь послание, оставленное для тебя. Ожидаю тебя с тоской ­ Гульбаршин». Алпамыс трижды перечитал письмо, запомнил каждое слово. Сердце его наполнилось болью за  Гульбаршин. Она казалась Алпамысу жаворонком, попавшим в силки*. Нетерпение охватило Алпамыса. Он в последний раз проверил оружие и помчался вниз по склону. Грозный клич, похожий на громовые раскаты, заставил вздрогнуть жунгар. Подобно тому, как  мгновенно собирается в тугой клубок змея, точно так же их огромное войско подобралось и было готово к  битве. Казахи издревле заселяли бескрайние степи. Жили они, разделившись на три жуза ­ Старший, Средний,  Младший. Каждый из них сам по себе представлял целое государство. Но страна сложилась такой не потому, что степной народ жил в раздорах и не мог сплотиться.  Наоборот. Дело в том, что огромная территория оказалась полем боя для войн между западом и востоком.  Защитить родную землю можно было, только разделившись на три жуза. Они напоминали три опоры  переносного очага, показывая сплочённость народа в дни битв. Грозный боевой клич, раздавшийся, словно гром, был кличем воинов Среднего жуза. На врагов мчался  Алпамыс. Байшубар летел, грызя удила*. Батыр врезался в ряды врагов, словно волк в стаю овец. Он был  подобен огненному вихрю. Стальной меч с золотой рукоятью мелькал в его руке, словно белое брюхо сазана,  и с каждым взмахом меча враги падали, будто тростник под косой. Батыр сверкал, подобно белой молнии, и  поражал врагов, словно чёрная чума. Стрелы жунгар не причиняли батыру никакого вреда. И тогда враги испугались. Огромное войско стало таять на глазах и рассыпалось во все стороны. А в ауле Сарыбая царило радостное оживление. Боевой клич первой услышала красавица Гульбаршин.  Сердце подсказало ей, что голос, прокричавший боевой клич, принадлежит Алпамысу. Она залилась ярким  румянцем и, волнуясь, поспешила к родителям сообщить радостную весть. 1.     Каким ты представляешь Алпамыса? Нарисуй его словесный портрет. Каких русских былинных героев напомнил тебе Алпамыс? Найди в тексте гиперболы, с помощью  которых описываются сила и храбрость Алпамыса. 2.           Как ты понимаешь пословицу «Конь ­ крылья жигита»? Опиши Байшубара и используй эту  пословицу в своём описании. Вспомни описание коня богатырей в русских былинах. Что общего? В  чём их отличие? Вдумайся в смысл выражения «хвост и грива коня заструились», объясни его значение. Подбери свои  сравнения, введи их в описание Байшубара: Шерсть заблестела, словно... Байшубар полетел, как... 3.           Какое письмо и на чём написала своему жениху Гульбаршин? С кем сравнил Алпамыс свою  невесту, когда прочитал письмо? Почему? 4.           Почему Алпамыс начал битву с жунгарами? С кем сравнивается войско жунгар перед началом  боя? Почему? 5.           Как в эпосе объясняется происхождение трёх жузов? Почему три жуза сравниваются с тремя  опорами очага? 6.           Прочитай описание боя Алпамыса с жунгарами. Используй в своём рассказе сравнения: Батыр врезался в ряды врагов, словно... Он был подобен... Стальной меч мелькал в руке батыра, словно... С каждым взмахом меча враги падали, будто... Батыр сверкал, подобно... Он поражал врагов, словно... 1. Озаглавь каждую часть текста. Перескажи текст по частям.

4 класс внеклассное чтение, тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра»

4 класс внеклассное чтение, тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра»

4 класс внеклассное чтение, тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра»

4 класс внеклассное чтение, тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра»

4 класс внеклассное чтение, тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра»

4 класс внеклассное чтение, тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017