МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАИН – БУЛАКСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КЯХТИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
671831, Республика Бурятия, Кяхтинский район, с Ара – Алцагат, ул. Школьная, 1
ИНН/КПП 0312004787 / 031201001, ОГРН 1020300716259
Рассмотрено и принято на заседании педсовета протокол № 6 от 01.09.2022г.
зам директора по УВР Гуляева И.П.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
(общекультурное направление)
Возраст: 10-12 лет (5 класс) Составитель:
Срок реализации: 1 год Васильева А.А
Количество часов в неделю: 1 час учитель русского языка и
Количество часов в год: 34 часов литературы
С. Ара-Алцагат 2022г.
Программа внеурочной деятельности «Говорим по-русски правильно» для учащихся 5 классов МБОУ «Баин-Булакская ООШ» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего подростка, позволяет развивать его личность в рамках общекультурного направления.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает создание условий для расширения языкового кругозора и развития мышления обучающихся, способствует повышению их культурного уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от урочных занятий русского языка внеурочные занятия направлены на углубленное изучение данного предмета в разделах: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Этимология», «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи», «Фонетика».
Данная программа актуальна, так как соответствует Концепции духовнонравственного воспитания российских школьников, предполагает решение некоторых проблем, связанных с изучением русского языка: прививать любовь к слову, к языку, совершенствовать уровень владения устной речью. Цель:
- создание условий для развития личности;
- создание основ творческого потенциала обучающихся.
Задачи:
- развитие познавательного интереса к изучению русского языка;
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве;
- формирование способности к организации деятельности и управления ею;
- формирование умения решать творческие задачи;
- формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
В организации внеурочной деятельности в рамках реализации данной программы предпочтение отдается практической направленности, творческим работам, игровым элементам, применениию информационных комммуникационных технологий.
Формы проведения занятий:
• лекции учителя и интерактивные лекции;
• практические занятия с применением игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, словарей и т.п.
• анализ текстов произведений литературы и фольклора;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов и т.п.
В каждом занятии прослеживаются три направления деятельности:
1. игровая;
1. теоретическая;
2. практическая. Основные методы и технологии:
• технология развивающего обучения; технология обучения в сотрудничестве; проектная деятельность.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Личностные результаты:
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других
людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
• интерес к изучению языка;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения; Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
II. Содержание программы
1 год обучения (34 ч.)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.
Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи
Тема 1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2
Загадки русского словообразования.
Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова Тема 2.4. Этимология слов. Работа со словарями Тема 2.5. Сказочные превращения.
Тема 2.6. Презентация творческой работы.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет. Раздел 3
Тема3.1. Как сделать свою речь грамотной
Тема3.2. Правильное ударение в словах
Тема3.3. Знакомые незнакомцы. Употребление слов в правильном значении.
Тема3.4. Редактирование текстов.
Тема3.5. Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Тема 4.2. Игра «Бестолковый словарь»
Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы
Тема 4.4 Практическая работа (составление лексической карты слова)
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности. Раздел 5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (5 ч) Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема5.4. Какими бывают предложения.
Тема 5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Тема 6.1 Правила речевого этикета.
Тема 6.2 Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Тема 7.1 Анаграмма
Тема 7.2 Ребус
Тема 7.3 Буриме
Тема 7.4 Палиндром
Тема 7.5 Бином фантазии
Тема 7.6 Шарада
Тема 7.7 Лингвистические задачи
В игровой форме через выполнение заданий повышенной трудности развивается кругозор и интеллект, любознательность, логика, обогащается словарный запас. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания.
Обобщающее занятие. (1 ч) Тема 8.1. Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник.
занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки,
которые получили дети на занятиях.
№ |
Название темы (раздела) |
|
|
Основные виды деятельности обучающихся, практический результат |
1
|
Организационные занятия |
|
1 |
Знакомятся с целью и задачами и примерным планом работы в рамках изучения курса, заполняют диагностические анкеты, заводят папки для творческих работ и исследовательских проектов; составляют номинации для присвоения по итогам изучения курса. |
|
|
|||
2 |
Разночтение слов в звучании и написании. |
|
1 |
Получат возможность научиться адекватно понимать содержание научного учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи; углубить знания об основных единицах языка и речи, изучаемых в разделе: звук, слог, слово; наблюдают особенности ударения в русском языке; углубить знания о нормах орфоэпии; сформировать умение проводить фонетический и орфоэпический анализ слов. |
3 |
Для чего используют звуковые повторы в речи. |
|
1 |
|
4 |
Какова роль интонации в устной речи |
|
1 |
|
5 |
Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает» |
|
1 |
|
6 |
О чём рассказывает словообразовательная модель слова. |
|
1 |
Получат возможность научиться адекватно понимать содержание научного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста, работать с этимологическим и словообразовательным словарями; углубят знания об основных единицах языка и речи, изучаемых в разделе: слово, морфема, приставка, суффикс, окончание, корень, постфикс, префикс, аффикс; познакомятся с основными способами образования слов, с такими языковыми явлениями, как сращение морфем, чередования (полногласий и неполногласий); научатся выполнять словообразовательный разбор слова, определять особенности словообразования разных частей речи; |
7 |
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. |
|
1 |
|
8 |
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова |
|
1 |
|
9 |
Этимология слов. Работа со словарями |
|
1 |
|
10 |
Презентация исследовательской работы работы. (Вернисаж «Моё открытие») |
|
1 |
|
11 |
Как сделать свою речь грамотной |
|
1 |
Получат возможность научиться адекватно понимать содержание научного учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста; |
12 |
Правильное ударение в словах. |
|
1 |
|
13 |
Знакомые незнакомцы. Употребление слов в правильном значении. |
|
1 |
14 Редактирование текстов. 1
15 Бенефис знаний. 1
16 На какие группы делится 1 Получат возможность научиться адекватно понимать словарный состав русского содержание научного учебного и художественного текстов, языка воспринимаемых на слух; выделять основную и
17 Игра «Бестолковый словарь» 1 дополнительную информацию текста; углубить знания об основных единицах языка и речи, изучаемых в разделе: слово,
лексема, лексическое значение. Познакомятся с видами
18 О чём рассказывают 1 классификации слов с точки зрения их происхождения, фразеологизмы? употребления, стилистической окраски, с тематическими
группами слов. Получат возможность сформировать навык
19 Практическая работа 1 работы с толковым словарём.
(составление лексической Составляют шуточный «Бестолковый словарь». карты слова)
20 Чем отличаются склоняемые 1 Получат возможность научиться адекватно понимать части речи друг от друга. содержание научного учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и 21 В чём секрет глагола и его 1 дополнительную информацию текста; углубить знания об
форм. основных единицах языка и речи, изучаемых в разделе: слово
22 Как отличать грамматические 1 как часть речи, постоянные и непостоянные морфологические омонимы. признаки частей речи; овладеют навыками морфологического
23 Какими бывают предложения. 1 разбора слов разных частей речи.
24 Грамоте учиться всегда 1
пригодится. Мониторинг знаний. 25 Правила речевого этикета. 1 Получат возможность научиться адекватно понимать содержание научного учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и
26 Формулы речевого этикета. 1 дополнительную информацию текста; сформировать умение пользоваться формулами речевого этикета в соответствии с ситуацией общения.
27 Анаграмма 1 Получат возможность научиться адекватно понимать
28 Ребус 1 содержание научного учебного и художественного текстов, 29 Буриме 1 воспринимаемых на слух; выделять основную и
дополнительную информацию текста; познакомиться с
30 Палиндром 1
разными словесными играми; научиться организовывать свой
31 Бином фантазии 1 досуг с помощью словесных игр; сформировать умение
создавать материал для словесных игр для ровесников и
32 Шарада 1 младших школьников (Составляют сборник игр со словом)
33 Лингвистические задачи 1
(олимпиада)
34 Аукцион знаний
Творческие работы и исследовательские проекты; подведение итогов, оценивание собственных достижений портфолио; присвоение номинаций.
Список литературы для педагога
Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991 Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.
Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.
Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г
Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.
Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва,
Мнемозина, 2007г
Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.
Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007
Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007
Список литературы для учащихся
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007 Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981 Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.