5 класс Технологическая карта урока на тему : «Православие при царях и императорах России»
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история +1
5 кл
07.04.2017
Урок занял 1 место в областном конкурсе "Лучший урок ОРКСЭ". В данной учебно-методической разработке представлены все этапы современного развивающего урока с описанием УУД. Методическая основа данной технологической карты может служить для разработки уроков ОРКСЭ или истории по многим темам. К технологической карте прилагается презентация. Буду рада, если вы оцените мой труд добрыми словами. Удачи, уважаемые коллеги!разработка урока ОРКСЭ
урок ОРКСЭ.doc
Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ
Модуль: «Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы религиозных культур народов России»
Класс – 5
Тема урока: «Православие при царях и императорах России»
Пояснительная записка. В печатном варианте разработки урока, к сожалению, невозможно передать эмоциональную сторону
урока, радость познания учащихся, их духовное обогащение. А это, по моему мнению, самое главное на уроках
курса ОРКСЭ.
Тип урока: комбинированный (вводный).
Вид урока: личностно-ориентированный.
Доминанта урока: развивающе – коммуникативная.
Технологии: проблемного обучения, критического мышления.
Средства обучения: мультимедиа- презентация, карточки - опорные сигналы, таблица, план урока, учебник.
Формы работы на уроке: идивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы: деятельностный,словесно-логический,наглядно-иллюстративный.
Виды учебной деятельности: познавательное чтение, извлечение информации из различных знаковых систем,
фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей;
объяснение явлений, процессов, связей. Работа в группе, представление и сообщение информации в устной и
письменной форме, ведение диалога.
Целеполагание (формирование УУД):
Предметные: знать основные события истории православия во времена Российского царства и Империи. Иметь
представление о патриотической позиции церкви во время Смутного времени. Понимать и принимать заветы
оптинских старцев: не унывать, не осуждать других, любить ближнего. Сопоставить их с заповедями
христианского учения и нравственными добродетелями в жизни.
Личностные: ориентация в системе моральных норм; владение национальными ценностями, традициями и
культурой. Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
принятия позиции «другого». Метапредметные: совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между
историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; создания моделей и схем;
формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;
Основные понятия и термины: Патриарх всея Руси, Синод, старцы, Оптинская пустынь, Саровская пустынь.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Формирование
универсальных УД
Регулятивные:
организация рабочего
места,
коррекция,
самоконтроль.
Личностные:
положительный настрой
к учебному процессу.
I.Организационны
й момент
II.Актуализация
знаний
1.История одного
дня.
2.Притча.
-Добрый день, ребята! Рада
новой встрече с вами!
Настроимся на позитивную
и продуктивную работу.
-Откроем страничку из
Православного календаря
(слайд 1).
-Сегодня 29 ноября - День
Святого
и
апостола
евангелиста Матфея.
-Ребята! Знакомо ли вам это
имя?
Рассказ притчи «О женщине
и Боге» (приложение №1)
Учитель
показывает
маленькую
коробочку, в
которой находятся семена,
но не показывает, что в ней
лежит.
-Как вы думаете, что дал
Деятельность учащихся
предполагаемые ответы
Проверяют свою готовность к уроку.
Настраиваются на познавательную
деятельность.
Записывают в тетради дату.
Ответы учащихся:
-Матфей – это один из авторов
Священного писания Евангелия части
Библии (от Марка, Луки, Иоана и Матфея)
Коммуникативные:
ведение диалога.
Учащиеся
предположения.
высказывают
свои 3.Проверка
домашнего
задания
III.Открытие
нового знания
1.Определение
темы урока.
с
и
2.Знакомство
терминами
понятиями.
3.Постановка
учебных задач.
Господь Бог женщине в
этой коробочке?
-Итак, что в этой коробочке
вы должны будете ответить
в конце урока.
-А сейчас мы начинаем
экспресс-опрос
по
домашнему заданию
Учитель развязывает узелки
на «Ленте знаний», которые
были завязаны на ключевые
вопросы
предыдущего
урока(с.11-17).
-Запишите
тему
урока:
сегодняшнего
«Православие при царях и
императорах
России»
(слайд 2).
какое
-Как вы думаете,
слово будет ключевым?
-В ходе урока мы будем
составлять ассоциативный
ряд к каждой букве этого
слова.
-Запишите
основные
понятия и
термины,
которые встретятся в ходе
изучения темы (слайд 3).
-
с
которые
вопросами,
поставлены к тексту на с.22
и
постарайтесь
задачи
сформулировать
Ознакомьтесь
Учащиеся дают ответы на каждый узелок
по предыдущей теме.
Регулятивные:
самоконтроль, коррекция
ответов.
Запись темы урока в тетрадях.
Ответы учащихся.
-Православие.
Регулятивные:планирова
ние, целеполагание.
Учащиеся записывают термины и
понятия.
В ходе обсуждения и ознакомительного
просмотра вопросов к тексту, совместно
с учителем, дети формулируют задачи
урока:
основные события истории
Знать урока.
(На доске прикрепляются 3
таблички со словами
«Знать», «Уметь», «Понять».
В ходе формулирования
данных задач на таблички
навешиваются замки)
-Погружаемся в текст
учебника с.18-22, делим
текст на 5 логических
частей
-Перечитываем 1,4,5 части,
заполняем таблицу
(приложение №2).
- Проверяем, как заполнили
таблицу
методом
вопроса-
перекрестного
(слайды 4-11
ответа.
сопровождают
ответы
обучающихся).)
-Очень хорошо! А сейчас
перечитайте 2 и 3 части
текста и выскажите своё
мнение в виде синквейна.
(приложение №3).
-Давайте послушаем какие
синквейны
у
нас
получились.
-Очень осмысленные и
интересные
получились
работы. Спасибо вам! Мы
православия во времена Российского
царства и Империи. Уметь работать с
текстом.
Понять заветы
оптинских старцев,
с
сопоставить их
заповедями
христианского учения и нравственными
добродетелями в жизни.
Учащиеся читают текст и делят его на 5
частей.
Учащиеся работают в 3-х группах
Обсуждают, заполняют таблицу.
1 группа задает вопрос «Кто или что?» 2-
я группа отвечает и задаёт вопрос: «Где
или когда?» 3-я группа отвечает и задаёт
вопрос: «Что сделал (-и, -но)?.
Регулятивные:планирова
ние, целеполагание.
Познавательные:
работать с учебником,
выполнять
читать,
учебную
задачу,
обобщать,
делать
выводы.
Индивидуальная работа. Учащиеся пишут
синквейны по 2 и 3 частям текста.
Учащиеся зачитывают свои синквейны.
Идёт обсуждение.
Коммуникативные:
продуктивное
сотрудничество, ведение
диалога.
Учащиеся выполняют физические
упражнения
Регулятивные:
самоконтроль, коррекция
4.Ознакомительно-
познавательное
чтение
5.Поисковое
чтение (групповая
работа)
6.Осмысление и
представление
материала
7.Синтез
обобщение
информации.
и
IV.Физкульминутка V.Первичное
закрепление
1.Поисковое
чтение.
и
2.Синтез
обобщение
информации.
V.Рефлексия
Амвросия
Христа
хорошо
поработали.
Давайте немного отдохнём.
зачитывает
Учитель
высказывание Л.Толстого об
отце
Амвросии
(приложение №4)
-Найдите в тексте слова
отца
и
прочитайте их. (слайд 12)
-Как вы понимаете слова
Амвросия Оптинского?
С какими заповедями
Иисуса
они
созвучны?
-Составляем ассоциативный
ряд к буквам слова
ПРАВОСЛАВИЕ.
Учитель делает вид, что
забыл про коробочку,
которую показывал в
начале урока.
-
Неужели вы не
догадались?
Учитель, молча, подносит
коробочку
к каждому
ученику и показывает
содержимое
коробочки
(семена).
-Я рада, что вы всё поняли и
сделали правильный вывод.
на расслабление основных групп мышц
тела.
ответов.
-Слова отца Амвросия очень созвучны с
христианским учением: «Возлюби твоего
ближнего, как самого себя», а также с
«Золотым правилом нравственности»:
«Относись к людям так, как хотел бы,
чтобы относились к тебе».
Учащиеся записывают слова отца
Амвросия в тетрадь.
Варианты ответов учащихся:
П – Патриарх Гермоген, патриот,
печаловаться, Пётр I, право
Р- религия, Россия
А –Амвросий Оптинский
В- вера, вероисповедание
О- Оптина пустынь, Отечество
С- Саровская пустынь, старцы, Синод,
святой
Л-любовь, люди, лавра
А- ангелы
В- великодушие
И-Иов-первый патриарх всея Руси,
Империя, истина, история, икона
Е-Екатерина II, Евангелие
Учащиеся задают вопрос: «А что же
вынес Господь Бог женщине в
коробочке?»
Познавательные:
работать с учебником,
читать,
выполнять
учебную
задачу,
обобщать,
делать
выводы.
Коммуникативные:
ведение диалога. VI.Домашнее
задание
-Урок подходит к концу.
Смогли ли мы выполнить
все поставленные задачи
урока? Какой замок можно
снять?
-Завязываем узелки на
память на «Ленте знаний».
Учащиеся делают вывод и заканчивают
притчу сами.
Учащиеся обсуждают в своей группе,
какой из замков они хотят снять.
Представитель от группы выходит к
доске, снимает замок и обосновывает
свой выбор.
Учащиеся вносят предложения по
узелкам на память на «Ленту знаний»:
«Я завязываю один узелок на знание
новых терминов и понятий, второй
узелок, потому что хочу больше узнать о
жизни отца Амвросия», «Я завязываю
узелок на подготовку сообщения о
старцах» и т.д.
Регулятивные:
самоанализ
,самоконтроль,
коррекция
Приложение 1. Притча «О женщине и Боге»
Одной женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял
Господь Бог.
– Господи! Это Ты! – воскликнула она с радостью.
– Да, это Я, – ответил Бог.
– А что у Тебя можно купить? – спросила женщина.
– У меня можно купить все, – прозвучал ответ.
– В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег. Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое
время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
– И это все?! – воскликнула удивленная и разочарованная женщина.
– Да, это все, – ответил Бог и добавил: – Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?
Приложение №2
Кто? Что?
Где? Когда?
Результат-вывод
1 часть
4 часть
5 часть
Приложение №3
Кто? Митрополит Филипп. (Патриарх Гермоген, Амвросий Оптинский).
Какой? __________________________________, __________________________________.
Что сделал?______________________________,_______________________, _______________________.
1 предложение, которое выражает основную мысль о данном человеке и его заслугах
____________________________________________ ___________________________________________.
1 слово-вывод о объекте высказывания (имя существительное)________________________________.
Приложение 4.
Л.Толстой, после беседы с о. Амвросием, радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой
человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким
человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога». Список использованной литературы:
А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров, Р.М. Мухаметшин «Основы религиозных культур народов России», учебник для 5
класса, М.: ООО «Русское слово», 2012. – 96 с.:ил. –(ФГОС. Инновационная школа)
К.А.Кочегаров программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Русское слово», 2011
Интернетресурсы: images.yandex.ru,
5 класс Технологическая карта урока на тему : «Православие при царях и императорах России»
5 класс Технологическая карта урока на тему : «Православие при царях и императорах России»
5 класс Технологическая карта урока на тему : «Православие при царях и императорах России»
5 класс Технологическая карта урока на тему : «Православие при царях и императорах России»
5 класс Технологическая карта урока на тему : «Православие при царях и императорах России»
5 класс Технологическая карта урока на тему : «Православие при царях и императорах России»
5 класс Технологическая карта урока на тему : «Православие при царях и императорах России»
5 класс Технологическая карта урока на тему : «Православие при царях и императорах России»
5 класс Технологическая карта урока на тему : «Православие при царях и императорах России»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.