: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных» (интегрированный урок-исследование по биологии и литературе)
Оценка 5

: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных» (интегрированный урок-исследование по биологии и литературе)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология
10 кл—11 кл
25.12.2017
: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных» (интегрированный урок-исследование по биологии и литературе)
Цели: провести исследование родословной А.С.Пушкина; составить родословную своей семьи. Задачи: - расширить знания о генеалогическом методе как одного из основного метода изучения наследственности человека; - показать на примере родословной А.С.Пушкина множественный характер наследования некоторых личностных качеств; - научить пользоваться генеалогической символикой при составлении родословной своей семьи.Тема сегодняшнего урока – не совсем обычна. Три группы учащихся работали в своем направлении, и, надеюсь, что сегодня, объединив исследования этих групп, мы достигнем поставленных целей урока. (Цели и тема написаны на доске; уч-ся записывают их в тетради.)
урок-родословная Пушкина.doc
Дидактический проект урока биологии Тема: «Исследование генеалогического древа рода  А.С.Пушкина и составление своих родословных»  (интегрированный урок­исследование по биологии и литературе) Класс: 12 ( возможно 90 минут) Цели: провести исследование родословной А.С.Пушкина;            составить родословную своей семьи. Задачи:  ­ расширить знания о генеалогическом методе как одного из основного  метода изучения наследственности человека; ­ показать на примере родословной А.С.Пушкина множественный  характер наследования некоторых личностных качеств; ­ научить пользоваться генеалогической символикой при составлении  родословной своей семьи. Оборудование: родословная А.С.Пушкина и его семьи; автобиография  А.С.Пушкина; стихотворение «Моя родословная»; символика для  построения родословных; портреты А.С.Пушкина и его семьи; схема  «Цикличность творчества А.С.Пушкина».                           Учитель Князева Т.А. (2­ая дидактическая категория) Ход урока      Тема сегодняшнего урока – не совсем обычна. Три группы учащихся работали в своем  направлении, и, надеюсь, что сегодня, объединив исследования этих групп, мы достигнем  поставленных целей урока.  (Цели и тема написаны на доске; уч­ся записывают их в тетради.)            Вы уже знаете, генетика человека занимает особое и ведущее место в науке об  изменчивости и наследственности. Существует несколько методов её изучения.   В.: Назовите какие? (близнецовый, популяционный, биохимический, цитогенетический,  генеалогический и др.)  В.: Вспомните, что представляет генеалогический метод, на чем он основан? (основан на  прослеживании какого­либо нормального или патологического признака в ряду  поколений, с указанием родственных связей между членами родословной; т.е. это  изучение наследственных признаков человека по родословным).   Учитель: Этот метод был предложен в конце Х1Х века Ф.Гальтоном, а система  обозначений была предложена Г.Юстом в 1931 году. Когда­то свою генеалогию знали только  аристократические семьи. Позже их родословные пригодились науке – помогли установить  закономерности наследования многих заболеваний. Русский философ П.А.Флоренский  считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные  уроки и задачи». А известный английский генетик Курт Штерн считал, что все люди на Земле связаны между собой той или иной степенью родства. История сохранила для нас несколько  родословных известных людей, чьи имена знакомы нам с детства. Среди них родословная  А.С.Пушкина занимает одно из первых мест. Поэт своими предками гордился и не раз в  публицистических статьях и в стихотворениях упоминал их.          Ученик читает стихотворение А.С.Пушкина «Моя родословная» Смеясь жестоко над собратом, Писаки русские толпой Меня зовут аристократом. Смотри, пожалуй, вздор какой! Не офицер я, не асессор, Я по кресту не дворянин, Я просто русский мещанин.              Наш предок Рача мышцей бранной              Святому Невскому служил.               Его потомство гнев венчанный,               Иван 1Y пощадил.               Водились Пушкины с царями;               Из них был славен не один,               Когда тягался с поляками               Нижегородский мещанин.    Под гербовой моей печатью  Я кипу грамот схоронил И не якшаюсь с новой знатью, И крови спесь угомонил. Я грамотей и стихотворец, Я Пушкин просто, не Мусин. Я не богач, не царедворец, Я сам большой: я мещанин. 1­ая группа: рассматривала вопросы наследования окраски кожи в ряду поколений на  основе явления полимерии. 2­ая группа: изучала наследование некоторых личностных качеств поэта. 3­ья группа: проконсультирует нас по вопросу составления собственных родословных.   (учащимся дается 2­3 минуты на подготовку к отчету о своей работе).                      1 группа Исследуя родословную А.С.Пушкина, мы работали над следующими вопросами: 1)Возможно ли, чтобы от первого брака Абрама Ганнибала родилась белая дочь Поликсена? 2)Могли ли Пушкину передаться от матери доминантные гены? 3)Были ли сходны своими личностными характеристиками мать и отец поэта? 4)Как на личности самого А.С.Пушкина и на его творчестве отразились наследственные  признаки, переданные родителями и другими родственникам?           Проанализировав имеющиеся у нас данные и проведя необходимые мини­исследования, мы пришли к следующим выводам: 1)Рождение белой дочери у Абрама Ганнибала было невозможным. В доказательство этого  утверждения приводим решение задачи на полимерию (ученик решает задачу у доски и  объясняет её).        ААВВ                                     аавв Р        негр                                          белая                                          гаметы   АВ                               ав    F1                                АаВв                             Мулат Т.к. Абрам был негр, его генотип состоит из одних доминантных генов. Его жена была белой  и имела генотип рецессивный по всем признакам. Выделив из данных генотипов ААВВ  (Ганнибал) и аавв (его жена) гаметы АВ и ав, мы можем наблюдать при их слиянии появление нового генотипа АаВв с характерными для него фенотипом мулата. При этом браке  рождение белых детей невозможно. 2) Руководствуясь результатом задачи, мы можем сказать, что со стороны матери  А.С.Пушкину могли передаться доминантные аллели генов окраски кожи. Доказательством  этого является облик его матери Надежды Осиповны, «прекрасной креолки», как говорили в свете, подчеркивая её необычное происхождение (в ответе ученик использует схему  родословной и портреты на стенде).                    2 группа  3) Характеры матери и отца поэта были очень несходными. Надежда Осиповна была  сильной, властной натурой, но вспыльчивой, рассеянной до крайности, плохой хозяйкой. По  словам П.В.Анненкова, в управление домом она внесла только вспыльчивость да резкие,  частые переходы от гнева к полному равнодушию и апатии относительно всего,  происходящего вокруг. Сергей Львович также был на редкость не приспособлен к  практической жизни и хозяйствовал из рук вон плохо. Но, в отличие от жены, он был  слабохарактерен, слезлив, сентиментален. Ему были присущи резкие подъемы и спады  настроения, «короче, русская хандра». 4)На личность самого поэта и на его творчество очень ярко отразились наследственные  признаки. В его творчестве можно проследить некую цикличность, сопровождаемую  подъемами настроения и резкими спадами. Такие личности называются циклотимическими.  В результате кровнородственного брака родителей (см. схему родословной семьи Пушкина) Пушкин унаследовал предрасположение к циклотимии (от отца) в сочетании с  аффективностью (от матери) (работа с графиком). О своем сходстве с предками А.С. писал так:  Вы просите у меня мой портрет,  Но написанный с натуры; Мой милый, он быстро будет готов, Хотя и в миниатюре. Мой рост с ростом самых долговязых Не может равняться; У меня свежий цвет лица, русые волосы И кудрявая голова. По всему этому, мой милый друг, Меня можно узнать. Да, таким, как Бог меня создал, Я и хочу всегда казаться. Сущий бес в проказах, Сущая обезьяна лицом, Много, слишком много ветрености –  Да, таков Пушкин.                                 (стихотворение написано на французском языке,­ это его перевод,            сделанный самим поэтом). Выводы 1 и 2 группы:     Результатом наших исследований можно считать доказательство того, что, соединившись в одном человеке,, в его геноме, различные факторы в их пограничном, т.е. отличном от  нормы, выражении оказались тем биологическим стимулятором творческой деятельности,  которые, воздействуя на необыкновенную природную одаренность Пушкина, дали нам гения.  Не будь генеалогии и возможности её анализа, мы бы сказали, что гениальность А.С.Пушкина – случайность. Но вот есть родословная, есть наука генетика, благодаря которой мы можем  её объяснить. Учитель. Изучать родословные великих людей, наших соотечественников, ­ занимательно, полезно,  патриотично, но не менее увлекательно, интересно и важно заняться изучением и  составлением собственной родословной, узнать, веточкой какого древа являешься ты и где  твои корни… Слово 3­ей группе.                              3 группа.    Существует несколько правил составления родословной своей семьи, с которыми мы и  хотим вас познакомить. Правило первое: Работа над родословной бесконечна, она может продолжаться всю жизнь и  потребует тщательных изысканий, поэтому необходимо запастись терпением, старанием и  аккуратностью. Правило второе: Все записи, в том числе и черновик, нужно вести аккуратно и как можно  подробнее. Правило третье: Ветви (корни) дерева должны быть абсолютно симметричными, а  количество ветвей – четным.    Число предков с каждым восходящим поколением удваивается: два родителя, четыре деда, восемь прадедов и т.д. Правило четвертое: При заполнении родословной старайтесь, чтобы каждая веточка  содержала фамилию, имя. Отчество. Вспомните состояние здоровья обозначенных в ней  родственников, особенности характера, судьбы каждого. Расспросите об этом всех, кто знал  их. Может, кто­то из них был долгожителем, а кто­то рано умер. Поставьте даты рождения и смерти и сделайте отметки о перенесенных заболеваниях. Правило пятое: При описании нашего рода мы стараемся узнать как можно больше о тех,  кого уже нет в живых, и совершенно забываем о тех, кто рядом. Между тем, дедушки,  бабушки, мама и папа могут существенно помочь. Правило шестое: При сборе информации не надо сразу разделять факты на существенные и кажущиеся тебе несущественными. Правило седьмое: Не откладывай ни на один день задуманного в работе над родословной,  особенно, если это касается людей старшего возраста. Правило восьмое: Пока ты не можешь определить значимость того или иного документа,  материала, собирай все, что касается твоей семьи.             А теперь мы хотим познакомить вас с родословными наших семей, над составлением  которых работа еще ведется. (Ученики представляют материал по родословным своих семей). Ученик:  Начав заниматься составлением своей родословной, остановиться уже невозможно, настолько это увлекательное и всепоглощающее занятие. Мы работаем уже всей семьей.  Стал формироваться целый семейный архив, который в будущем перерастет, надеемся, в  музей семьи: фотографии, личные вещи, посуда, одежда, награды, грамоты, документы,  рукописи, предметы быта – все это уникально, необычайно ценно и действительно помогает  ощутить связь поколений и времен.   Выводы 3 группы: Воссоздание родословной станет не только интереснейшей семейной  реликвией, но и ценным медицинским документом, который будет просто необходим детям  и внукам, если придется обратиться в медико­генетическую консультацию.           Завершение. Подведение итогов. Учитель: Урок подходит к концу, но главные исследования еще впереди. Кто­то начнет, а  кто­то продолжит интереснейшее занятие – составление своего генеалогического древа; и  если вы пополните ряды неравнодушных к своей истории, истории культуры своего рода  людей, ­ значит, цель нашего урока достигнута.      Всем спасибо.                               Приложения               Значение терминов Генеалогия ­  родословная человека Аффект ­        эмоциональное состояние, характеризующееся бурным и относительно                         кратковременным проявлением ярости, гнева, ужаса Педигри ­       родословная (фр.) Пробанд –     обладатель наследственного признака Сибсы ­        братья и сестры, потомки одних родителей Инбридинг – близкородственное скрещивание Циклотимия – склонность к периодически возникающим спадам и подъемам настроения                     Цикличность творчества А.С.Пушкина 1817­1818гг                               1820г                                    1825г                                     1830г                                                      подъем                                                новый                                          резкий                                         небывалый творчества                                            подъем                                       подъем                                             подъем                                                                                                                  настроения                            спад, потеря                              глубокий кри­                                     спад                                  вдохнове­                                  зис, меланхо­                                     ния                                              лия 1819г                                         1823­1824гг                                   1826­1829гг 1817­1818гг.­ первый творческий подъем, сразу после окончания лицея; 1820г. – год завершения «Руслана и Людмилы», написаны «Бахчисарайский фонтан», начало  «Евгения Онегина»; 1825г. – легкость, влюбленности и … «Борис Годунов»; 1830г. – болдинская осень: две последние главы «Онегина», «Маленькие трагедии»,  «Повести Белкина», около 30 стихотворений, и все это – легко, играючи.                 Условные обозначения для составления родословной               ­ женщина          мужчина                                              Пробанд (лицо, по отношению к которому составляется родословная                        (исследуется наследственность семьи)) обозначается стрелочкой под                        углом 45*                                               зарегистрированный брак                            внебрачная связь (незарегистрированный, «гражданский» брак,                         «пробный» брак)  Внебрачная связь одного из супругов:                                     Женщины Мужчины                                    Развод (черта пересекает середину линии, обозначающей брак, под                                     Углом 45*)                                     Повторный брак разведенной женщины                                                                         Повторный брак разведенного мужчины                                    Мужчина                                   Женщина                                   Бесплодный брак                                    Смерть в младенчестве (здесь пробанд – это второй ребенок, девочка)                               ­ символ сплошь зачерняется, помещается чуть выше линии, на кото­                                     рой расположены символы, обозначающие остальных детей, родивших­                              ся в данной семье; размер символа несколько меньше, чем символ,                              обозначающий живых детей                              аборт спонтанный (выкидыш)                              аборт медицинский                           пять беременностей, которые завершились следующим образом:                           1­й (девочка) и 4­й (мальчик) существуют, 2­й и 3­й ребенок умерли                           сразу после рождения, последняя беременность прервана по желанию                            женщины (медицинский аборт)                             пол ребенка неизвестен (беременность прервалась слишком рано,                             когда еще не представлялось возможным определить пол ребенка                             и/или такая задача не была поставлена) Преждевременная смерть (до 45­летнего возраста):                               Женщины                                         мужчины Преждевременная смерть ребенка в семье:                                                                                 Девочки                                                    Мальчика                                               Второй зарегистрированный брак вдовы                                               Второй зарегистрированный брак вдовца                                              Внебрачная связь вдовы Внебрачная связь вдовца                                            Оба мужа этой женщины умерли до достижения ими                                              45­летнего возраста                                              обе жены этого мужчины умерли до достижения ими                                                45­летнего возраста

: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных» (интегрированный урок-исследование по биологии и литературе)

: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных» (интегрированный урок-исследование по биологии и литературе)

: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных» (интегрированный урок-исследование по биологии и литературе)

: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных» (интегрированный урок-исследование по биологии и литературе)

: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных» (интегрированный урок-исследование по биологии и литературе)

: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных» (интегрированный урок-исследование по биологии и литературе)

: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных» (интегрированный урок-исследование по биологии и литературе)

: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных» (интегрированный урок-исследование по биологии и литературе)

: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных» (интегрированный урок-исследование по биологии и литературе)

: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных» (интегрированный урок-исследование по биологии и литературе)

: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных» (интегрированный урок-исследование по биологии и литературе)

: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных» (интегрированный урок-исследование по биологии и литературе)

: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных» (интегрированный урок-исследование по биологии и литературе)

: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных» (интегрированный урок-исследование по биологии и литературе)

: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных» (интегрированный урок-исследование по биологии и литературе)

: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных» (интегрированный урок-исследование по биологии и литературе)

: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных» (интегрированный урок-исследование по биологии и литературе)

: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных» (интегрированный урок-исследование по биологии и литературе)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2017