Конспект урока "Статистический анализ на стихотворении С.А. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»"
Оценка 4.9

 Конспект урока "Статистический анализ на стихотворении С.А. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
05.06.2018
 Конспект урока "Статистический анализ на стихотворении С.А. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»"
Конспект интегрированного урока в 5 классе (математика+литература) Статистический анализ на стихотворении С.А. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями» ТЕМА: Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». ТИП УРОКА: урок формирования ключевых компетенции (формирования умений и навыков, способов деятельности). ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: обучение, воспитание, развитие ЦЕЛЬ: Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями» и провести статический анализ текстовконспект
конспект.docx
Конспект интегрированного урока в 5 классе  (математика+литература) Статистический анализ на стихотворении  С.А. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями» ТЕМА: Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом»,  «Низкий дом с голубыми ставнями».  ТИП УРОКА: урок формирования ключевых компетенции (формирования умений и навыков,  способов деятельности). ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: обучение, воспитание, развитие ЦЕЛЬ:  Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом»,  «Низкий дом с голубыми ставнями» и провести статический анализ текстов  ЗАДАЧИ:        Образовательная:   показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с  глубоко личными переживаниями;  показать значение родины в жизни каждого человека;  познакомить учащихся с творчеством поэтов XX века, закрепить знания некоторых  литературоведческих терминов;  познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века ­ С.А.  Есенина;   почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм ­ специфику поэзии Есенина. Русь  как главная тема всего его творчества;  отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;  Развивающая:   развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.   развивать умение грамотно строить ответ, учиться выделять главное, анализировать и  выделять причинно – следственные связи, размышлять над поставленной проблемой;  развивать образное и логическое мышление детей;  вырабатывать навыки анализа лирического текста, выразительного чтения;  выработать умение, восприятие поэтического слова через выражение;  развивать устную речь учеников;  способствовать развитию творческих способностей детей;   развивать образное и эстетическое мышление;  привить учащимся интерес к обществознанию и литературе;  развитие креативных способностей; коммуникативной компетенции учащихся.  Коррекционная:   коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально­волевой сферы  Воспитательная:   воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту  окружающего нас мира;   привить чувство художественного вкуса, уважение и любовь к родной природе;  воспитание любви к поэзии;   вызвать чувство гордости за свою страну;  воспитание умения находить  в тексте средства художественного изображения;  воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе;   показать связь литературы с другими видами искусства и предметами;  пробудить интерес у уч­ся к поэзии, к красоте, к любви природы своего края.  воспитывать умение слушать друг друга. ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:   мультимедийное оборудование  презентация (портреты  поэтов, иллюстрации на тему войны, репродукции известных  художников, изображающих природу) иллюстрации в учебнике доска   МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:   рассказ учителя  сообщения учащихся  выразительное чтение  анализ стихотворений  беседа по вопросам. Ход урока 1. Вступление (на фоне музыки)  Отговорила роща золотая Березовым веселым языком… (проецируется репродукция картины И. Левитана “Золотая осень”) И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о чем. (проецируется репродукция картины А. Рылова “В голубом просторе”) Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти березке каждой Ножки рад поцеловать. (проецируется репродукция картины А. Куинджи “Березовая роща”) Несказанное, синее нежное… Тих мой край после бурь, после гроз И душа моя – поле безбрежное –  Дышит запахом меда и роз. (проецируется репродукция картины Ф. Васильева “Мокрый луг”) Вопрос: что объединяет автора этих стихотворных строк с художниками картин “Золотая  осень”, “В голубом просторе”, “Березовая роща”, “Мокрый луг”? (ответы учащихся) Вывод учителя: тема родной природы – это вечная тема. Красоту родной природы воспевали  художники, поэты, композиторы. Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в  России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого всё  проникнуто «чувством Родины», родного дома. Как писал сам поэт: «Чувство Родины – основное в моем творчестве» (Запись в тетради темы  урока и эпиграфа) 2.Объявляется тема: С. Есенин «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми  ставнями».  3. Биография поэта. Просмотр презентации. 4. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом». Часто в своих стихах  Есенин часто обращается к самым близким людям – к матери и отцу,  деду, сёстрам; поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест – родительского дома,  приокских лугов, «той сельщины, где жил мальчишкой». При этом в стихотворных посланиях  он настолько сливается с природой родных мест, что сам он узнаётся в старом клёне, который  «стережёт голубую Русь». ­ Давайте прочитаем одно из стихотворений, обращённое к теме родного дома.                              «Я покинул родимый дом». Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год. ­Сколько лет было Есенину?(23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За  это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на  Есенина. 1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в  военно­санитарном поезде. 1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская. 1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России войсками стран – участников Первой мировой войны. ­ Как  вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта? Чтение стихотворения. Вопросы для беседы:  ­ Каким настроением окрашено стихотворение? ­ Что мы представляем, когда читаем эти строки? ­ Какой образ в конце стихотворения?  (Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И  первое, что он предложил сестрам – посадить клен. После, по установившейся семейной традиции, они пили чай) ­ Проследим  своеобразие стихотворения. Но сначала вспомним изобразительные средства, которые часто используются при написании  художественных произведений: ( на доске) эпитет, метафора, олицетворение, звукопись, сравнение. ­Какой эпитет использует поэт, говоря о Руси? Какой образ возникает благодаря этому  эпитету? Прочитайте эти строки. Что мы представляем,  когда читаем эти строки? ­ Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый? ­ Почему поэт пишет, что он «оставил Русь», значит ли это ,что он уехал из России? Какую Русь поэт имел ввиду? ­Найдите метафору? (золотою лягушкой луна…) ­Почему вода названа тихая? ­Найдите сравнение?  С чем сравнивается седина отца, почему? ­ Использует ли поэт звукопись? Обратите внимание на звукопись во 2 строфе: 3 раза – р, 1­к,  зато л­ль,н. Эта особенность создаёт мягкость, гибкость, мелодичность звучания. Перечитаем  вслух, чтобы убедиться в этом. По контрасту в 3 строфе идёт резкое усиление жёсткости с помощью –р­. ­Какое время года мы видим, читая 1 и  2 строфы? ­Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создаёт перед нами  образ пурги? 5.Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…» ­ Каким годом датировано это стихотворение? ­Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»? ­Что же звучит в душе поэта, какая музыка? ­ Сравним несколько строк: (набрать из методички ) ­Найдите эпитеты в стихотворении. Как они окрашены? ­Какие 2 эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они  относятся? ­ Какую композиционную особенность вы заметили? Как начинается и заканчивается  стихотворение? Что этим хочет подчеркнуть поэт? (Показать свою верность идее: любви к родной земле). 6.Ответ на проблемный вопрос. ­А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: ­ Можно ли  соотнести  есенинские строки и с нашей «малой родиной»? ­Какие? Почему? 7. Рефлексия  ­Ребята, понравился ли вам урок? ­ Можно ли утверждать, что тема родины, родной природы привлекает С. Есенина? Родная природа, родина, дом для поэта ­ источник восхищения и вдохновения. Он горячо  любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков,  цветов, запахов. И закончить наш урок я хотела стихотворением Есенинское небо над Россией. Раскинулось, как голубой шатер, А в поле василёк хрустально ­ синий Ведёт с ромашкой звонкий разговор. Звенит листвою изумрудной лето, Звучат незримые колокола, Берёзы­ сёстры русского рассвета­ Сбежались у околицы села­ В них жажда жить до трепета, до дрожи, И повезло ­ он здесь бродил в тиши. На их коре, на их шершавой коже­ Тепло его ладоней и души. Он чувствовал в родном многоголосье И многоцветье, близко и вдали, Как во поле колышутся колосья России всей и всей большой земли. Он видел. Как ложится синий вечер. Пушистой шалью на плечи села. И в ельнике горели свечи, И в городе земля его звала… Он так любил, что мы забыть не в силах Тоску поэта, радость и печаль, Ведь главная любовь его – Россия – Земля добра и голубая даль. И в дом его со ставнями резными По­прежнему мы входим не дыша. Сергей Есенин­ то не просто имя,­ России стихотворная душа. 8. Домашнее задание. Выучить стихотворение на выбор. Список используемой литературы: Поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва.

 Конспект урока "Статистический анализ на стихотворении С.А. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»"

 Конспект урока "Статистический анализ на стихотворении С.А. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»"

 Конспект урока "Статистический анализ на стихотворении С.А. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»"

 Конспект урока "Статистический анализ на стихотворении С.А. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»"

 Конспект урока "Статистический анализ на стихотворении С.А. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»"

 Конспект урока "Статистический анализ на стихотворении С.А. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»"

 Конспект урока "Статистический анализ на стихотворении С.А. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»"

 Конспект урока "Статистический анализ на стихотворении С.А. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»"

 Конспект урока "Статистический анализ на стихотворении С.А. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»"

 Конспект урока "Статистический анализ на стихотворении С.А. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»"

 Конспект урока "Статистический анализ на стихотворении С.А. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»"

 Конспект урока "Статистический анализ на стихотворении С.А. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»"

 Конспект урока "Статистический анализ на стихотворении С.А. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»"

 Конспект урока "Статистический анализ на стихотворении С.А. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»"
Скачать файл