« Патриотическое воспитание младших школьников, как один из факторов формирования духовных ценностей и нравственных идеалов подрастающего поколения»
Оценка 4.9

« Патриотическое воспитание младших школьников, как один из факторов формирования духовных ценностей и нравственных идеалов подрастающего поколения»

Оценка 4.9
Семинары
docx
воспитательная работа
4 кл
26.02.2017
« Патриотическое воспитание младших школьников, как один из факторов формирования духовных ценностей и нравственных идеалов подрастающего поколения»
В настоящее время духовно – нравственное и религиозно – культурное воспитание рассматривается как общая духовная основа многонационального народа России и позволяет сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России и её самоценности. Это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны.
ОПК и 70 лет Победы.docx
Самкина Н. В., учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 имени А. К. Просоедова « Патриотическое воспитание младших школьников, как один из факторов формирования духовных ценностей и нравственных идеалов подрастающего поколения»             Одним из ведущих факторов формирования духовных ценностей и нравственных идеалов подрастающего поколения является патриотизм,  который основывается на вековых традициях и устоях нашей страны. В  настоящее время духовно – нравственное  и религиозно – культурное  воспитание рассматривается как общая духовная основа  многонационального народа России и позволяет сформировать  правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать  события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить  понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России  и её самоценности. Это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны.               Духовности и нравственности нельзя научить, они внутри  человека. Курс « Основы религиозных культур и светской этики»   способствует развитию таких чувст, как  совесть – стыд, долг –  ответственность ( перед Родиной, другими людьми, самим собой). Все  другие нравственные чувства основываются на определённом уровне  развития совести, стыда, долга и ответственности – сочувствия,  сострадания, милосердия, отзывчивости. В. А. Сухомлинский этот  процесс рассматривал, как « воспитание чувств человека, чтобы добрые  поступки воспитанников основывались на этих чувствах».  Воспитывать  у школьников чувство самоуважения через добрые дела, любовь и  уважение  к семье и друзьям, чувство уважения к старшим; любовь к  малой родине через интерес к семейной истории и её традициям,  уважение  к прошлому страны, настоящему, а также воспитывать  чувство ответственности за её будущее.                                     Патриотизм имеет характерные черты: веротерпимость,  законопослушность, трепетную любовь к Родине. Патриотизм – проявление самой сути  православия, которое учит любить земное  Отечество, как исполнение заповеди Христа « Возлюби ближнего, как  самого себя».                      70 – летие Победы и православное учение идут в ногу, потому что  наши воины исполнили заповедь Христову « Нет больше той любви, если  кто положит душу свою за  други  своя». Каждый урок ОРКСЭ по  модулю              « Основы православной культуры» даёт возможность  рассказать детям о событиях Великой  Отечественной войны. Из крупиц  полученной детьми информации постепенно складывается целостная  картина мужества защитников нашей страны в те годы. Существует  выражение: « Красная армия стояла насмерть». Я попросила детей  вдуматься в эти слова и представить себя на месте наших бойцов.  Размышляя, ученики пришли к выводу, что умирать в бою, повинуясь  приказу командира, невозможно. Нужно что – то большее, чем приказ.  Наших воинов поддерживала твёрдая вера в то, что они стоят за дело  поистине правое, отражают натиск вселенского зла. « Служа Отечеству,  мы служим Богу» ­ вот главный лозунг духовности в патриотизме.               Чтобы полнее и доступнее рассказать о значимости православной веры людей в годы Великой Отечественной войны  провожу  мероприятия, направленные на формирование патриотизма:  ­деловые игры, викторины на знание событий Великой Отечественной  войны, ­ встречи с ветеранами, ­ экскурсии по городу, в музей, заочные экскурсии, ­ акции милосердия, ­ музыкально – литературные композиции,  ­ изучение материалов об истории города      На первом уроке  ОПК « Россия – наша Родина» дети посмотрели  презентацию о событиях военных лет и людях, которые защищали свою  землю, чтобы сохранить Россию для будущих поколений. После просмотра материалов презентации ученики стали собирать материал об  участниках и ветеранах войны. Дети узнали много сведений о своих  прадедушках и прабабушках. С гордостью пересказывают события  тяжёлых фронтовых и дней и показывают фотографии. Всегда большой  интерес вызывают у школьников встречи с интересными людьми,  рассказывающими о событиях Великой Отечественной войны, ослужбе в  горячих точках. С восхищением рассматривают оружие на выставке  военной техники.          Академик Д. С. Лихачёв говорил: « Если человек не любит хотя бы  изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит  память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах,  которые им принадлежали, ­ значит, он не любит их. Если человек не  любит старые улицы, пусть даже плохонькие, ­ значит, у него нет любви  к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей  страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».           Я большое внимание уделяю  работе с книгами, рассказывающими  о Великой Отечественной войне. Очень жаль, что программный  материал по литературному чтению не включает таких произведений,  нет возможности провести интегрированный урок. Но есть бережливые  люди, которые сохранили те детские книги, в которых представлены  образы советских воинов, их героизм и мужество. Дети  принесли эти  книги в класс, и  мы на каждом уроке отводим несколько минут для  чтения вслух некоторых текстов  Л. Кассиля « Твои защитники»,  С.  Алексеева « Они защищали Москву», М. Лободина « За оборону  Ленинграда» и т.д. Из книг ,стихов, бесед дети узнают, что сила Русского  Православия в годы Великой Отечественной войны хранилась в сердцах  человеческих, в душах русских людей: пехотинцы своими телами  закрывали доты, чтобы их товарищи остались живы; лётчики, имея  возможность спастись, бросали свои горящие самолёты на колонны  вражеских войск, чтобы эти колонны не дошли до фронта; солдаты, сами еле живые от голода, готовы были делиться последним куском хлеба;  труженики тыла, которые укрепляли подступы к городам, всё отдавали  фронту, работая по 18 часов в сутки. Люди по большей части не могли, не умели исповедать своё православие словами, но исповедовали его  делами.            Но книга не может заменить непосредственного наблюдения,  поэтому пешие экскурсии дают возможность почувствовать значение  подвига в памяти жителей города. На аллее славы внимательно  прочитали фамилии героев, всматривались в их лица. Потом назвали  улицы, названные в их честь. Проводя такие экскурсии, воспитывая  любовь к своему городу, подвожу детей к пониманию, что наш город –  частица Родины, где есть общее: ­ повсюду люди трудятся для всех, ­ везде соблюдается традиция: Родина помнит героев, защитивших её от  врагов, ­ повсюду люди помогают друг другу.           Важную роль играет музей. Мы побывали в городском музее, в  музее боевой техники под открытым небом в селе Расставановском и ,  конечно же, в школьном музее, в котором есть экспозиция о волнующих  событиях Великой Отечественной войны: на фотографиях вид  разрушенной школы     № 1, учителя и выпускники, воевавшие на  фронте. Экскурсии и беседы позволили детям осознать необходимость  чтить традиции, помнить своих героев. Ведь музей в настоящее время  выступает богатейшим источником     « живой культуры», которая  представлена различными предметами, коллекциями, историческими  документами. Именно в музее информация приобретает наглядность,  образность, способствует активизации воображения, даёт возможность  младшим школьникам усвоить общечеловеческие ценности добра ,  истины, любви к Родине, уважение к труду и творчеству своих предков и  современников.         Заочные экскурсии по темам « Храм» и « Икона» позволили детям  узнать новое о предназначении этих святынь для православных людей. В  годы Великой Отечественной войны, а именно с 1942 года, были  востребованы образы великих русских святых и полководцев А.  Невского,  Д. Донского, А. Суворова, М. Кутузова, Ф. Ушакова и др., которые воодушевляли  и наполняли силой воинов. Создавая свои  творческие работы и проекты,  ребята подбирали материал о храмах,  носящих имена этих святых и находящихся на территории  Ставропольского края. К теме « Икона» подбирали материал  о  Богородицах, имеющих силу защиты  от врагов. С интересом слушали,  как  во время войны священники с иконой « Казанской Богородицы»  облетали города Москву, Ленинград, поле Курской дуги, чтобы «не дать  врагу землю и людей на поругание».         Большую роль в духовно – нравственном воспитании занимает  музыка, т. к. воздействует на эмоциональную духовную сферу ребёнка,  делает его способным тоньше и глубже чувствовать, сопереживать.  Музыка способствует воспитанию ума и сердца ребёнка.  На уроке «  Православная молитва», используя фрагменты исполнения молитв  хором мужского монастыря, объяснила детям, что в годы войны такого  служения не было, но были созданы песни, которые поднимали людей на  подвиги: « Священная война», « Моя Москва» ­ посвящена битве под  Москвой, « Наш город» ­ блокадному Ленинграду, « Баксанская» ­  защитникам Кавказа. Слова из песен дети слушали внимательно,  сравнивая с молитвенными. Никого не оставили равнодушными: Поклонимся великим тем годам, Тем славным командорам и бойцам,  И маршалам страны, и рядовым, Поклонимся и мёртвым, и живым, Поклонимся всем миром, всей землёй, Поклонимся за тот великий бой!            Жертвенность, мужество, великодушие солдат Красной армии­ это  несомненный результат тысячелетней истории русского народа, его  духовности, как истинного патриотизма. Глубоко духовный в своей  основе патриотизм предполагает бескорыстное, вплоть до  самопожертвования служение Отечеству, являющееся мерилом  нравственности. Это ценность, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующаяся любовью к Родине,  сопричастностью с её историей и культурой. В историческом плане  патриотизм является источником духовных и нравственных сил,  здоровья общества, его жизнеспособности и силы , особенно сильно  проявляющихся в переломные периоды, в годы трудных испытаний.

« Патриотическое воспитание младших школьников, как один из факторов формирования духовных ценностей и нравственных идеалов подрастающего поколения»

« Патриотическое воспитание младших школьников, как один из факторов формирования духовных ценностей и нравственных идеалов подрастающего поколения»

« Патриотическое воспитание младших школьников, как один из факторов формирования духовных ценностей и нравственных идеалов подрастающего поколения»

« Патриотическое воспитание младших школьников, как один из факторов формирования духовных ценностей и нравственных идеалов подрастающего поколения»

« Патриотическое воспитание младших школьников, как один из факторов формирования духовных ценностей и нравственных идеалов подрастающего поколения»

« Патриотическое воспитание младших школьников, как один из факторов формирования духовных ценностей и нравственных идеалов подрастающего поколения»

« Патриотическое воспитание младших школьников, как один из факторов формирования духовных ценностей и нравственных идеалов подрастающего поколения»

« Патриотическое воспитание младших школьников, как один из факторов формирования духовных ценностей и нравственных идеалов подрастающего поколения»

« Патриотическое воспитание младших школьников, как один из факторов формирования духовных ценностей и нравственных идеалов подрастающего поколения»

« Патриотическое воспитание младших школьников, как один из факторов формирования духовных ценностей и нравственных идеалов подрастающего поколения»

« Патриотическое воспитание младших школьников, как один из факторов формирования духовных ценностей и нравственных идеалов подрастающего поколения»

« Патриотическое воспитание младших школьников, как один из факторов формирования духовных ценностей и нравственных идеалов подрастающего поколения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2017