ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Лариса Иванова свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
.   Российская Федерация на современном этапе. Практическая работа № 30
Файл:

ПР 30.doc - . Российская Федерация на современном этапе. Практическая работа № 30


.   Российская Федерация на современном этапе. Практическая работа № 30

Раздел 15. Россия и мир на рубеже XX – XXI вв.
Тема 15.1. Российская Федерация на современном этапе
Практическая работа № 30

Тема: Российская Федерация на современном этапе
Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники, извлекать из них новые
знания.
Учебные задачи: научиться работать с источниками, научиться обосновывать свою точку
зрения в дискуссии по исторической тематике, научиться работать со схемами, научиться работать
с памятками­алгоритмами.
Предметные результаты: сформированность представлений о современной исторической
науке, её специфике, методах исторического познания; сформированность умения самостоятельно
анализировать документальную базу по исторической тематике, схемами, памятками­алгоритмами.
Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме
2. Ответить на вопросы
3. Соотнести фамилии политических деятелей с фактами их биографии и деятельности.
4. Ответить на вопрос
5. Восстановить события общественно­политической жизни России в 1994­2000гг.
6. Прочитать документ и ответить на вопросы.
Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Тексты заданий
4. Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО.
– М.: Академия, 2014
Краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме

Законной правопреемницей распавшейся громадной страны становится Российская
Федерация. Ее руководство приняло решение о невозможности структурных реформ при
сохранении существующей политико­экономической системы и необходимости реформационных
изменений. С начала 1992 г. Правительство во главе с Гайдаром начинает решительно
осуществлять радикальную программу рыночных реформ: обвальную либерализацию цен,
приватизацию
государственной собственности, акционирование производства, а в итоге ­
формирование новой системы собственности. Политика Гайдара преследовала цель стабилизации
финансового положения, уменьшения дефицита государственного бюджета, открытия России
дороги в международные финансовые и экономические организации, как условие экономического
подъема.
1

.   Российская Федерация на современном этапе. Практическая работа № 30

Однако правительство вынуждено было установить высокий уровень налогообложения,
урезать социальные программы. Непопулярные жесткие экономические меры вызвали снижение
жизненного уровня населения, усилили социальную напряженность в различных слоях
российского общества, протест против "шоковой терапии". В условиях экономической и
социальной нестабильности резко обостряются
противоречия между законодательной и
исполнительной властями.
Разногласия возникли и в высшем российском руководстве. Летом 1992 г. правительство
прибегло к широкой денежной эмиссии, что привело к резкому усилению инфляции и замедлению
темпов экономических преобразований. К концу года резкие выступления оппозиции все более
усиливали противостояние двух ветвей власти. Был найден компромисс ­ новым главой
правительства стал Черномырдин, попытка в начале 1993 г. сместить Президента через процедуру
импичмента не прошла. Прошедший в апреле 1993 г всероссийский референдум показал, что
около 60% участвовавших в нем граждан, одобряют политику Президента и Правительства,
одновременно доверяют и Съезду народных депутатов. В стране фактически установилось
двоевластие. Однако конфликт между Верховным Советом и Президентом обострялся.
Распущенный Ельциным Съезд народных депутатов незаконно собрался и постановил отстранить
его от должности, избрав и.о. Президента вице­президента Руцкого. Безусловно, наличие двух
президентов одновременно исключало мирный исход конфликта. К осени 1993 г. Россия оказалась
в состоянии глубочайшего политического кризиса.
Оппозиция предпринимает 3­4 октября 1993 г. вторую попытку осуществить свержение
законной власти. Сосредоточившись в "Белом доме", оппозиционеры осуществляют захват мэрии,
пытаются взять Останкинский телецентр. Верные Президенту правительственные войска
штурмуют "Белый дом", арестовывают засевших там депутатов. Политическая авантюра
противников радикальных преобразований стоила жизни 150 человек. Принятая 12 дек. 1993г.
новая Конституции означала переход к президентской республике. Двухпалатный парламент
(Федеральное собрание) получил весьма ограниченные права. Неудачи второй "октябрьской
революции" не завершили политической "смуты". Это показали, в частности, выборы в российский
парламент в декабре 1993 г, Государственную Думу в декабре 1995 г., выборы президента летом
1996 г., которые продемонстрировали, что маятник общественного сознания продолжает
колебаться между коммунистическими и либерально­демократической идеями.
Свидетельством нестабильности является очередной политический кризис весной 1998г., в
ходе которого последовала отставка В.Черномырдина и трудная процедура утверждения нового
главы Правительства С.Кириенко Государственной Думой; затем отставка С.Кириенко летом
1998г. и еще более трудный поиск компромисса между всеми ветвями власти. Затянувшийся
переходный период связан с тем, что к началу 90­х гг. наше Отечество столкнулось с рядом таких
исторических проблем, которые одновременно не приходилось решать ни одной стране мира:
переход от унитарного государства к сообществу национальных государств; переход от системы
планового, социалистического, обобществленного хозяйства к рыночной экономике, основанной
на частной собственности; переход от однопартийной тоталитарной системы к демократическому
обществу, основанному на свободных выборах и свободной борьбе политических сил в рамках
закона.

2

.   Российская Федерация на современном этапе. Практическая работа № 30

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Какие реформы проводились в России после 1991 г.? Каковы их результаты?
2. Назовите основные социально­экономические и политические проблемы России конца 1990­
х годов
Задания для практического занятия
Задание 1. Соотнесите фамилии политических деятелей с фактами их биографии и
деятельности.
1. Е.Гайдар.
2. Б.Н.Ельцин.
3. В.В.Жириновский.
4. Г.А.Зюганов.
5. Е.Примаков.
6. В.В.Путин.
a. Назначен премьер­министром 9 августа 1999г., взял на себя ответственность за вторую
чеченскую компанию,
b. Лидер оппозиционной партии, которая в 1993г. и 1995г. побеждала на выборах в Думу,
на президентских выборах 1996г., проиграл во втором туре Ельцину.
c. Обещал возродить великую Россию в границах до 1917г., опирался на искусную
демагогию и популизм,
d. Идеолог и основной проводник “шоковой терапии”,
e. Был смещен с поста Президента руководством Верховного Совета в начале октября
1993г.
1998г.
f. Глава правительства, которому удалось укрепить экономику после кризиса 17 августа
Задание 2. Ответьте на вопрос
a.Вмешательство иностранного капитала в российскую экономику.
b.Непрофессиональные консультации западных экономистов, работавших с правительством
России.
c.Зависимость от международных финансовых структур.
d.Приватизация не получила всенародной поддержки.
e.Личная непопулярность Е.Гайдара и других авторов “шоковой терапии”,
f.Не было продуманной структурной и инвестиционной политики.
g.Политические цели доминировали над экономической целесообразностью.
h.Социальный раскол российского общества.
Вопрос: Какие особенности приватизации привели Россию к экономическому и
социальному кризисам?
3

.   Российская Федерация на современном этапе. Практическая работа № 30

Задание 3. Восстановите события общественно­политической жизни России в 1994­
2000 гг.
a.На выборах в думу больше всех голосов надирает КПРФ, в стране растет влияние
оппозиции реформам.
b.На президентских выборах Путин одерживает победу в первом туре и становится
Президентом РФ.
c.Рост сепаратизма в субъектах РФ, растет притеснения русских, Чечня превратилась в
источник преступности во всей России.
d.Боевики из Чечни нападают на Дагестан, в Москве взрывают жилые дома, начало
антитеррористической операции в Чечне.
e.Ельцин одерживает победу на президентских выборах 1996г.
f.Правительству Е.Примакова удаётся укрепить экономическое положение страны, но в
1999г. это правительство уходит в отставку.

Задание 4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Солженицын А. И. “Россия в обвале”.
“Все соделанное под видом “рыночных реформ” отнюдь не было результатом
поразительного недомыслия, но — хорошо продуманной системой обогащения отдельных лиц.
Головокружительное падение рубля (такого обесценивания не знала ни одна страна) — чтобы
можно было скупать российскую собственность за минимум долларов, а властям расплачиваться
со вкладчиками. Подавление отечественного сельского хозяйства — чтобы наживаться на
импорте продовольствия. Торможение в принятии необходимых законов — чтобы разворовка
исходила в условиях беззакония. Ошеломительная быстрота приватизации — для скорейшего
формирования корпуса поддерживателей новой власти. Отмена спиртной монополии,
разорительная для казны и губительная для народного здоровья (свобода подделок) — создание
для масс обстановки одурительного равнодушия к происходящему”.
Вопросы к документу:
1. К чему сводится главная мысль писателя в данном фрагменте?
2. Как вы думаете, можно ли согласиться оценкой рыночных реформ, проводимых в
России?
3. Какие еще оценки российских рыночных вам известны? Сравните их с оценками А.
Солженицына и сделайте необходимые выводы.
4. Какие известные вам факты подтверждают или опровергают аргументацию писателя?

Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к практическому
занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь
4

.   Российская Федерация на современном этапе. Практическая работа № 30

Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 1 балл
Задание 2 – 1 балл
Задание 3 – 1 балл
Задание 4 – 2 балла
Форма контроля выполнения практической работы:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения
практических работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. –
М.: Академия, 2014.
2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до
конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014
5

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл