. Век Просвещения. Практическая работа № 11
Оценка 4.6

. Век Просвещения. Практическая работа № 11

Оценка 4.6
Рабочие тетради
doc
история
Взрослым
10.04.2017
.   Век Просвещения. Практическая работа № 11
Практическая работа по истории включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ по истории, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям. Разработчики: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 11.doc
Раздел 5.  Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI – XVIII вв. Тема 5.7.   Век Просвещения Практическая работа № 11    Тема:  Век Просвещения  Учебная цель:  формирование умения изучать письменные источники,  извлекать из них новые знания, формирование умения обобщать имеющиеся знания. Учебные задачи:   научиться работать с источниками, научиться   обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике, научиться   составлять кластер. Предметные     результаты:  сформированность   представлений   о   современной   исторической науке, её специфике, методах исторического познания; сформированность  умения самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике. 1.   Повторить материал по теме «Великие географические   открытия и начало европейской  Задачи практической работы колониальной экспансии» 2. Ответить на вопросы 3.   Ответить на вопросы   к тексту и составить     кластер «Образование и воспитание эпохи Просвещения» 4. Ответить на вопросы к тексту и составить   кластер  «Литература эпохи Просвещения» 5. Ответить на вопросы к тексту  и составить   кластер  «Искусство эпохи Просвещения» 6. Ответить на вопросы к тексту и составить   кластер  «Просвещенный абсолютизм» Обеспеченность занятия  1. Тетрадь для практических занятий 2. Ручка 3. Тексты заданий 4. Учебник: Артемов В.В., Лубченков  Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия,  2014 Краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме Просвещением   в   Европе  называется   идейное   течение   среди   образованной   части   населения Европы во второй половине XVII ­ XVIII вв. Главными идеями Просвещения были:  ­ Идея гуманизма, естественного права каждого человека на признание ценности его личности, на счастье. Личность ценна независимо от ее происхождения, народности, расы.  ­   Осуждение   социального   неравенства   людей,   эксплуатации   человека   человеком. Антифеодальные настроения.  ­   Идея   перестройки   общества   на   началах   разума   и   науки.   Разум   для   просветителей   ­   это активное орудие преобразования, а не пассивное вместилище идеально правильных знаний, данных Богом, как рассматривали его классицисты.  1 ­   Критика   церкви,   религиозных   запретов   и   предрассудков,   критический   пересмотр общепринятых духовных и интеллектуальных ценностей.  ­ Осуждение политической тирании.  ­ Идея просвещенного абсолютизма ­ правители стран должны заботиться о развитии науки и образования среди населения («союз королей и философии»)  Просвещение в литературе  сделало   бесценный   вклад   в   развитие   такого   жанра,   как  роман. Жанры европейского философского романа и драмы основаны именно просветителями. В центре литературных произведений, написанных просветителями ­ образ интеллектуального героя, часто деятеля искусства или науки, который стремится реформировать мир или борется за достойное место в жизни. Произведения просветителей наполнены пропагандой чтения книг и образования. Герои выражают авторские идеи лучшего устройства общества. Авторы часто приводят объемные рассуждения своих персонажей, их переписку по поводу проблем экономики, эстетики, религии и церкви, политики, педагогики и др.  Выдающиеся представители Просвещения в литературе: Вольтер, Шарль Луи де Монтескье, Дени Дидро, Жан­Жак Руссо, Оливер Голдсмит, Михаил Ломоносов, Григорий Сковорода.  К  культурным   ценностям   эпохи   Просвещения  следует   отнести   быстрое   распространение газет,   начало   издания   журналов   и   энциклопедий,   а   также   появление   общественных   клубов,   где проходили дебаты по важным общественным вопросам. Это академии, научные общества, масонские ложи, кружки, светские и художественные салоны и кафе.  Вопросы для закрепления теоретического  материала к практическому занятию 1. Что такое просвещение? 2. Назовите главные идеи Просвещения? 3. Что такое просвещенный абсолютизм? 4. Назовите культурные  ценности эпохи Просвещения. Задания для практического занятия Задание 1.  Образование, воспитание и общественное мнение эпохи Просвещения Пропаганда   знаний   просветителями   сказалась   на   традициях   семейного   образования   и воспитания в XVIII в. Родители стали уделять серьезное внимание  воспитанию детей.  Умственные способности   и   склонности   детей   к   определенным   занятиям   осознано   старались   подмечать   и развивать. Телесные наказания в XVIII в. сохранялись, но у них уже появилось много противников Появилась впервые государственная образовательная политика, Фридрих 2 Прусский и Иосиф 2 Австрийский   ввели   обязательное   начальное   обучение.   Процент   грамотного   населения   возрос. Чтение   стало   привычным   занятием   не   только   для   дворян   и   горожан,   но   и   для   крестьян, ремесленников слуг.  Хотя просветители оказали огромное влияние на общество, их идеи распространялись только в высших   слоях,   где   имели   огромный   успех,   но   не   затрагивали   простонародье.   Отношение просветителей к народной культуре нередко было высокомерным, они не видели в ней ценности. В эпоху Просвещения появилась новая весомая сила в обществе ­ общественное мнение. Она стала существенно влиять на государственную политику, что ограничивало произвол монарха, и 2 оказалась   мощным   оружием   в   руках   тех,   кто   умел   ею   управлять.   Инструментом,   с   помощью которого формировалось общественное мнение, были журналы и газеты. Средой   проявления   общественного   мнения   были   светские   салоны   –   частные   дома,   где собирались   люди   с   общими   интересами.   XVIII   в.   стал   веком   салонов,   которые   объединяли сторонников искусства, ученых, литераторов, художников. В салонах велись разговоры о науке, философии,   политике.   Здесь   узнавали   новости,   плели   интриги.   Организаторами   салонов   были знатные   или   богатые   лица.   В   некоторых   салонах   существовали   четкие   правила   поведения. Просветители постоянно посещали салоны, значительную долю их произведений написано в форме бесед. В начале  XVIII в. кафе Оксфорда, Лондона и Парижа стали  выполнять роль научных и литературных   клубов.   В   парижском   «Caf   Procope»   зародилась   идея   «Энциклопедии».   В   кафе Лондона и Оксфорда, читались лекции и проводились демонстрации научных экспериментов. Задания:  1. Как идеи просвещения повлияли на образование и воспитание, развитие общественного  мнения? 2. Составьте кластер «Образование и воспитание эпохи Просвещения»   Задание 2. Литература эпохи Просвещения В  XVIII в. самым распространенным чтением европейцев стал роман – крупное прозаическое произведение, повествующее о превратностях человеческой судьбы. Выдающимися авторами были Даниэль Дефо, Джонатан Свифт, Пьер­Огюстен Бомарше, Иоганн­Вольфганг Гете. В их творчестве можно проследить влияние идей Просвещения в литературе.  Дефо утверждал в своем «романе действия» «Робинзон Крузо» нового положительного героя, который трудолюбием и умом достиг всего: покорил дикую природу, просветил доброго дикаря Пятницу.   Другой   английский   писатель   Дж.   Свифт   в  приключенческом   романе  "Путешествие Гулливера" пытался показать пороки современного общества. Герои Бомарше («Женитьба Фигаро», «Севильский цирюльник») ­ простые люди из неблагородных сословий, своим трудолюбием, умом, человечностью   противопоставлялись   аристократам.   Эти   авторы   утверждали   естественные   права человека.  Приобретают популярность книги о людях, которые «сделали сами себя» и поднялись из низов, а также «романы воспитания», рассказывающие о становлении личности, впечатлениях детства. Во второй половине XVIII в. стало расти недовольство сухим рационализмом философии и неоклассического искусства. Людям хотелось мечтать, переживать, задумываться перед загадками. Появились романы и поэмы, которые воспевали чувства, сны и мечты, ночные пейзажи, развалины старинных   замков   и   т.п.   Так   в   Англии   зародился  сентиментальный   роман,   в   котором показывалось,   что   человек   ­     существо   эмоциональное,   наделено   чувствами,   воображением, страстями. В конце 18 века все зачитывались книгой И.В. Гете «Страдания молодого Вертера» о переживаниях   тонко   чувствующего   юноши,   который   сталкивается   с   лицемерием   сословного общества   и   в   финале   кончает   жизнь   самоубийством   из­за   неразделенной   любви.   Гете   своими литературными произведениями пытался воспитать людей мужественными, сильными и добрыми, способными бросить вызов существующему несправедливости общества. В Англии зародился "Готический роман" с фантастическими сюжетами, описанием страшных преступлений, призраков, колдовства, ужасов. 3 Задания:   Как идеи просвещения повлияли на литературу XVIII в.?  Составьте кластер «Литература эпохи Просвещения» Задания 3. Искусство эпохи Просвещения Во XVIII  в. в большинстве  европейских стран доминирующим  художественным стилем еще оставалось барокко. А вот во Франции более популярным был стиль ­ классицизм. Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Порождением светской культуры стало распространение в первой   половине   XVIII  в.  нового  стиля   –  рококо.  Ему  свойственны  изящность,  кокетливость   и комфорт. Мастера рококо создавали вещи, в окружении которых человеку удобно и приятно жить. Для этого стиля характерны богатство украшений, использование виньеток, раковин, медальонов в изысканном обрамлении. Особенно популярным стало все необычное, особенно китайская роспись, китайские павильоны в парках. Художники, работающие в этом стиле, например Антуан Ватто, изображают сценки из светской жизни: галантных кавалеров, прекрасных дам, компании на природе, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый «пейзаж настроения». Во второй половине XVIII в. вновь вернулось увлечение античными классическими формами. Этот   стиль   назвали  неоклассицизмом.  Новое   увлечение   было   вызвано   археологическими раскопками   римских   городов   Помпеи   и   Геркуланума,   погибших   от   извержения   Везувия. Художники­неоклассики   считали,   что   искусство   должно   воспитывать,   облагораживать   человека. Они искали героя, готового к подвигу и достойного подражания. Идеи гражданского мужества и служения   Отечеству   отражены   в   работах   французского   живописца   Жака   Луи   Давида:   «Клятва Горациев», «Смерть Сократа», «Леонид в Фермопилах». Новый   стиль   принес   с   собой   и   изменения   в   одежде:   пышные   женские   платья   предыдущего столетия заступили легкие, похожие на древнегреческие туники. Изменилась   и   роль   музыки.   Ранее   она   предназначалась   для   сопровождения   богослужения, придворных праздников, спектаклей, а в XVIII в. зазвучала самостоятельно. Клавесин, фортепиано, скрипка,   флейта   стали   концертными   инструментами.   Композиторы   и   исполнители   оказались   в центре внимания светской публики, их приглашали короли и вельможи. И.­С. Бах, Й. Гайдн, В. Моцарт, Бетховен зажили мировой славы как композиторы и исполнители. Задания: 1) Как идеи просвещения повлияли на искусство XVIII в.? 2) Составьте кластер «Искусство эпохи Просвещения» Задание 4. Просвещенный абсолютизм Французскими   просветителями   был   провозглашен   лозунг   просвещения   –   преобразования государства,   опираясь   на   идеи   разума,   свободы,   гражданского   равенства.   Одним   из   путей достижения   своих   идеалов   просветителям   виделась   деятельность   просвещенных   монархов «мудрецов на троне», которые, пользуясь своей властью и издавая справедливые законы, помогают делу просвещения общества и установлению справедливости.  4 Примером воплощения в жизнь идей просветителей стали реформы "просвещенных монархов" ­ короля   Пруссии   Фридриха   II,   австрийских   императоров   Марии­Терезии   и   ее   сына   Иосифа   II, российской императрицы Екатерины II (в первый период ее правления) и др.  Просвещенный   абсолютизм   –   система   взглядов,   по   которой   просвещенный   и   соблюдающий законы монарх обеспечивает процветание своей стране. Это была попытка приспособить абсолютизм к   изменившимся   условиям   путем   умеренных   реформ,   и   укрепить   таким   образом   собственные позиции, сохранить власть. Набор   осуществлённых   в   этот   период   преобразований   был   примерно   одинаков   во всех странах: поощрение торговли и производства, развитие образования, покровительство наук и искусства,   попытка   урегулировать   финансы,   попытки   создания   более   справедливых   и   равных условий   для   подданных,   несмотря   на   сословное   деление   общества,   первые   робкие   шаги   для облегчения положения крестьян. Под   влиянием   идей   просветителей   прусский   король   Фридрих   II   издал   свод   законов   – «Фридрихов   кодекс»,   вводивший   в   Пруссии   равный   для   всех   суд,   установил   веротерпимость, свободу   печати,   отменил   пытки,   покровительствовал   торговле   и   производству,   строил   дороги, облегчил положение крестьян. В   своё   десятилетнее   царствование   в   Австрии   II провёл   целый   ряд   реформ,   главная   из   которых   –   освобождение   крестьян   от крепостной зависимости, наделение их землёй. Установил равенство всех перед законом, открыл возможность   занимать   должности   вне   зависимости   от   происхождения,   проводил   политику веротерпимости. (1780­1790)   Иосиф   Задания: 1.Как идеи просвещения повлияли на политическое развитие XVIII в.? 2.Составьте кластер «Просвещенный абсолютизм» Инструкция по выполнению практической работы 1. Прочитайте краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме 2.   Устно   ответьте   вопросы   для   закрепления   теоретического     материала   к   практическому занятию 3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия 5. Запишите в тетради название практической работы 4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь  Критерии оценки практической работы Задание 1 – 2 балла Задание 2 – 1 балл Задание 3 – 1 балл Задание 4 – 1 балл   Форма контроля выполнения практической работы:  Выполненная работа представляется преподавателю в  тетради для выполнения практических  работ  5 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов: 1. Артемов В.В., Лубченков  Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия,  2014. 2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца  XIX  века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.   6

. Век Просвещения. Практическая работа № 11

.   Век Просвещения. Практическая работа № 11

. Век Просвещения. Практическая работа № 11

.   Век Просвещения. Практическая работа № 11

. Век Просвещения. Практическая работа № 11

.   Век Просвещения. Практическая работа № 11

. Век Просвещения. Практическая работа № 11

.   Век Просвещения. Практическая работа № 11

. Век Просвещения. Практическая работа № 11

.   Век Просвещения. Практическая работа № 11

. Век Просвещения. Практическая работа № 11

.   Век Просвещения. Практическая работа № 11
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2017