« Я голос ваш…». Эпиграф к уроку: А муза и глохла, и слепла, В земле истлевала зерном, Чтоб снова как феникс из пепла В эфире восстать голубом.
Оценка 4.8

« Я голос ваш…». Эпиграф к уроку: А муза и глохла, и слепла, В земле истлевала зерном, Чтоб снова как феникс из пепла В эфире восстать голубом.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
13.08.2019
« Я голос ваш…». Эпиграф к уроку:    А муза и глохла, и слепла,  В земле истлевала зерном, Чтоб снова как феникс из пепла В эфире восстать голубом.
1. Познакомить учащихся с творчеством А.Ахматовой, используя средства ИКТ. 2. Через организацию деятельности учащихся по выявлению художественного своеобразия “женской поэзии” А. Ахматовой включить их в поиск собственного смысла приобретаемых знаний посредством переживания с опорой на личностный опыт. Развивающие: 1. Содействовать развитию: • умения анализировать стихотворения, делать обобщения и выводы, сравнивать литературные произведения с произведениями других видов искусства; • межпредметных связей с МХК через использование средств ИКТ; • навыка владения культурными нормами, традициями русской речи; • информационной культуры посредством расширения знаний учащихся о
нужн.лит.9 кл Анна ахма..docx
Урок литературы в 9 классе.                  Тема урока:  « Я голос ваш…».                                                            Эпиграф к уроку:                                               А муза и глохла, и слепла,                                               В земле истлевала зерном,                                               Чтоб снова как феникс из пепла                                                В эфире восстать голубом.                                                              Анна Ахматова.          Цель урока: познакомить учащихся с личностью и  особенностями творчества Анны     Ахматовой. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности. Форма урока: урок ­ эвристический семинар Технологии: личностно ориентированного образования (создание  личностно значимых ситуаций), использования средств ИКТ в  предметном обучении. Оборудование: 1. Мультимедийный проектор,  книжная выставка « Лирика Анны  Ахматовой», « Современники о Анне Ахматовой», непосредственно  презентация. 2. Раздаточный дидактический материал – карточки­задания для работы в  группах. ЦЕЛИ УРОКА Образовательные: Познакомить учащихся с  творчеством А.Ахматовой, используя  средства ИКТ. Через организацию деятельности учащихся по выявлению  художественного своеобразия “женской поэзии” А. Ахматовой включить их в  поиск собственного смысла приобретаемых знаний посредством переживания  с опорой на личностный опыт. Развивающие: 1. Содействовать развитию: умения анализировать стихотворения, делать обобщения и выводы,  сравнивать литературные произведения с произведениями других видов  искусства; межпредметных связей с МХК через использование средств ИКТ; навыка владения культурными нормами, традициями русской речи; информационной культуры посредством расширения знаний учащихся о возможностях медиа ресурсов; воображения на основе положительной мотивации через выполнение  заданий творческого характера с использованием средств ИКТ; 1. 2.        1. 2. 3. 4. умения общаться через работу в творческих группах; навыка рефлексивных действий. Воспитательные: Способствовать формированию читательской культуры. Акцентировать внимание на гуманитарном аспекте изучаемого  материала (факты биографии Ахматовой, значимые для неё события жизни и  произведения искусства, творчество поэтессы в контексте времени),  используя средства ИКТ. Побуждать к проявлению личностного отношения к творчеству А.  Ахматовой, сказавшей новое слово в русской поэзии. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.       Ход урока: Организационный момент  Учитель: ­ Здравствуйте, дорогие  ученики.  В русской литературе не так уж  и много женщин – художников слова.  Мужчин гораздо больше во всей  мировой литературе. Жизнь гениальных художников слова пересказать порой очень трудно.  Отзывы современников тоже носят сугубо субъективный характер. Поэтому  поневоле вспоминается высказывание Сергея Есенина: « Я весь ­  в своих  стихах». Ни родственники, ни соседи, ни близкие поэту люди не смогут так передать  взгляды, мироощущение, мировосприятие, миросозерцание творца искусства,  как им созданные произведения.  Этот урок мы и посвятим  жизни и творчеству выдающейся женщины­лирика  первой половины 20 века Анны Ахматовой.  Тема нашего урока:  « Я голос ваш…». (Ученики записывают тему и цели урока). ­ Звучит романс  Д. Тухманова на слова А.Ахматовой («Смятение”)(1,30мин).  Фронтальный опрос: Учитель. Скажите, пожалуйста, вам знакома песня, которая сейчас звучит? Ученики. Да, эта песня Давида Тухманова, посвященные Анне Ахматовой, на  слова самой Анны Андреевны Горенко, русской поэтессы 20 века. Учитель. ­  Верно.  Анна Ахматова  удостоена звания почетного профессора  литературы Оксфордского университета и является лауреатом литературной  премии “Этна ­Таормина”, которую ей вручили в Италии в 1964 году. Что еще вы знаете об Анне Ахматовой? Ученик: ­ За более чем пять десятков лет своей творческой деятельности она  приобрела мировую славу, ее книги переведены на многие языки мира.  Марина Цветаева, ее современница,  назвала ее « Анна всея Руси». Учитель: ­А начнем мы наш урок стихотворением поэтессы «Многим». Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Анны  Ахматовой  « Я – голос ваш…». Учитель: ­ О чем это стихотворение? Что хочет сказать  автор этим  стихотворением? ( Этим стихотворением она хочет сказать о том, что она –  неотъемлемая частица народа во всех исторически тяжелых испытаниях.  Здесь же звучит упрек народу в безразличии к ее непростой судьбе. Поэтому  психологически чувство смерти для нее уже не ново: Как хочет тень от тела отделиться,  Как хочет плоть с душою разлучиться,  Так я хочу теперь – забытой быть). Сообщение учеником о воспоминаниях Анны Ахматовой. ­ Анна Андреевна Ахматова родилась 11 июня 1889 года под Одессой.  Годовалым ребёнком она была перевезена в Царское Село, где прожила до 16  лет. «Мои первые воспоминания, – писала Анна Ахматова, – царскосельские:  зелёное, сырое великолепие парков, выгонов, куда меня водила няня,  ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал и  нечто другое, что вошло впоследствии «Царскосельскую оду». Каждое моё лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой  бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет – древний Херсонес, около которого мы жили. Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В  пять  лет, слушая, как  учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить  по­французски. Первое стихотворение я написала, когда мне было  одиннадцать  лет.  Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина и  Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама.  Училась я в Царскосельской женской гимназии». Ученик ( продолжает). ­ Первая книга лирики “Вечер” вышла маленьким  тиражом (300 экземпляров), когда Анне было всего 18 лет,  но была сразу  замечена. Однако слава пришла к ней со второй книгой “Чётки”. Здесь громко слышался голос мастера любовной лирики. Ученик читает наизусть стихотворение  «Двадцать первое. Ночь. Понедельник». Учитель: ­ Как вы думаете, что было главной чертой Анны Ахматовой?  ( Главной чертой А. А. было умение любить жизнь, людей, близких. Ей от  природы было дано умение выразить чувство любви в стихах. И в этом  стихотворении  после описания выстраданных чувств чувствуется  законченность стихотворения: Я на это наткнулась случайно, И с тех пор все как будто больна). УЧИТЕЛЬ: ­ Отец Анны разгневался, когда узнал, что его дочь – поэт, и  потребовал , чтобы дочь его  «не позорила его имя» и взяла себе псевдоним. Бабка А. А. была татарской княжной, вот Анна и взяла себе псевдоним –  Ахматова.  Расскажите, как сложилась судьба юной Ахматовой. Ученик: ­ В возрасте Ромео и Джульетты  за Аней Горенко начал ухаживать  молодой гимназист – некрасивый, долговязый подросток с раскосыми глазами Николай Гумилев, но она не соглашалась на брак. Тогда Гумилев перерезал  себе вены. В конце апреля  в Киеве, в Никольской слободке, они обвенчались,  Анна выходит замуж за Гумилева, и у них рождается единственный сын Лева. В своих воспоминаниях Николай Гумилев вспоминает, что он долго не знал,  что его жена – поэт. Поэтому встает вопрос: А смогут ли ужиться два  великих?.. Близкая подруга Ани Срезневская говорит: Не тайны и не печали, Не мудрой воли судьбы – Эти встречи всегда оставляли  Впечатление борьбы… Ученик: ­  Этот брак продлился недолго, Гумилев увлекался экзотичными  женщинами, да и Анна не оставалась безразличной к своим идеалам. Н. С. Гумилев был расстрелян в 1921 году безо всякого суда и следствия по  обвинению в контрреволюционном заговоре.  И тогда Ахматова пишет: Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне». Так  трагически завершилась их  история… Учитель: ­ А о том, каким человеком была Анна, позже расскажет в своей работе К. И. Чуковский, современник поэтессы, исследователь ее  биографии.  Идет аудиозапись …….(8 мин). Ученик читает  из  « Воспоминаний современников». Наталайко. В 1920 в  Петрограде был лютый голод. Один из заезжих друзей оставил Ахматовой  большую и красивую жестянку, где находился сверхпитательный, сверх  витаминный концентрат. Маленькую ложечку этого концентрата,  разведенного в воде, можно было считать самым сытным обедом. Однажды  Анна Ахматова, провожая гостей, ничуть ни жалея, отдала эту питательную  смесь Корнею Чуковскому, сказав, чтобы он позаботился о жене. Такая  помощь помогла Чуковскому спасти на некоторое время семью от голода. Ученик читает : «Из воспоминаний поэтессы. “Отечественная война 1941  года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я  вылетела на самолёте в Москву. До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно  ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в  госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В годину суровых испытаний Анна Андреевна работала в Ленинграде,  была санитаркой, подвозила мешки с  песками, помогала раненым. И тогда она написала стихотворение «  Мужество», где название стихотворения соответствует его содержанию. И  многие любители поэзии восхищенно читали  его. Ученик читает стихотворение  наизусть « Мы знаем, что нынче лежит на  весах»… ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Учитель. А сейчас мы посмотрим фрагмент из фильма «Личное дело Анны  Ахматовой, где вы увидите ее авторское исполнение стихотворения «Муза» Просмотр фрагмента фильма ( 2  мин.). Ученик: ­  В декабре 1964 г. Ахматова едет в Италию, где ей присуждена  международная литературная премия “Этна – Таормина”. Мировое признание  таланта. В июне 1965 г. в Англии Ахматовой вручают диплом почетного доктора  оксфордского университета. Почетная Степень доктора литературы, ей было  76 лет. В последних стихах чувствуется безнадежность и тоска. Так просто можно жизнь покинуть эту,  Бездумно и безбольно догореть,  Но не дано Российскому поэту  Такою светлой смертью умереть. Всего верней свинец душе крылатой  Небесные откроет рубежи,  Иль хриплый ужас лапою косматой  Из сердца, как из губки, выжмет жизнь. Устно: Игровой момент: « Согласиться или нет»: Учитель читает  вопросы к викторине « Поэты Серебряного», ученики отвечают. ­ Зинаида Гиппиус  принимала гостей, лежа на диване (Да). ­ Валерий Брюсов был настолько « скромен», что  первый свой сборник  назвал « Шедевры». ( Да). ­ Жена Осипа Мандельштама  Надежда любила одеваться как мужчина  и часто носила костюмы мужа ( Да). ­ Иннокентий Анненский, кумир Анны Ахматовой, был директором  Царскосельского лицея ( Да). ­ Футуристы на своих  концертах поднимали  рояль к потолку ( Да). ­ Андрей Белый – псевдоним Саши Черного ( Нет). ­ Д. Мережковский и Зинаида Гиппиус – муж и жена ( Да). ­ Анна Ахматова провела детство в Царском селе ( Да). ­ М. Волошин и Н. Гумилев стрелялись на дуэли ( Да). ­ Н. Гумилев отдал свою дочь от второго брака в детский дом ( Да). ­ Н. Гумилев  так любил животных, что специально подкармливал  мышей, живущих в его квартире ( Да). Учитель: ­ Мы с вами продолжаем игровой момент в виде  Конкурса «  Кто есть кто». Назовите адресат каждого стихотворения. ­ Послушница обители любви» ( Ахматова). ­ Красив, как Демон Врубеля для женщин ( А. Блок). ­ Его воспламенял призывный клич, Кто б ни кричал – новатор иль Батый   ( Брюсов). ­ В его стихах – веселая капель, Откосы гор, блестящие слюдою  ( И. Бунин). ­ Ее лорнет надменно­беспощаден, Пронзительно­блестящ ее лорнет ( З. Гиппиус). ­ Путь конквистадоров в горах остер ( Гумилев Н.). По закреплению темы, дорогие ученики, мы с вами проведем  тестирование по творчеству А. Ахматовой. ­ Настоящая фамилия Ахматовой А) Горенко    Б) Ахматова   В) Эразмовая.  2.  Где родилась  А) Казань   Б) Москва   В) Одесса.  3.  Где провела детство поэтесса А) Великое Село Б) Царское Село  В) Большое Село. 4. Первая книга  А) «Вечер»   Б) «Четки»   В) «Встречи». 5. Вторая книга, с выходом которой стала знаменитой поэтессой в любовной  лирике  А) «Вечер»    Б) «Четки»  В) «Встречи».  6. Фамилия мужа Анны Ахматовой  А) Гумилев  Б) Блок  В) Мандельштам.  7. Какому событию посвящена поэзия Ленинграда А) блокаде     Б) революции    В) любви.  8.  Кому Анна помогла не умереть от голода в 1920 году А) Гумилеву      Б) Блоку   В) Чуковскому.  9.  Город,  в который ездила Анна Ахматова для вручения международной  литературной премии в 1964г.  А) Франция   Б) Германия   В) Италия.  10.  Степень, которой была удостоена в 1965 г. А) Степень Отваги   Б) Степень доктора литературы В) Степень за заслуги в литературе. Учитель: ­ Молодцы, ребята. Ваши знания – это мое сокровище, мне не нужно  большей благодарности.  Словарная работа. Поэма – крупное стихотворное произведение  эпического, повествовательного или лирического характера. Лирический герой – это жизнь души поэта, которая выступает в стихах от  первого лица, от лица «я». Лирический герой романтизма – единый образ, проходящий  через всю  лирику.  Он обладает устойчивыми чертами, потому что душевная жизнь  поэта­романтика протекает в зависимости от системы взглядов, убеждений,  настроений, чувств, которые могут быть воплощены в разных жанрах. Вопросы по закреплению темы: ­ Какие явления социальной и культурной жизни рубежа 19­го  ­­ 20­го веков   повлияли на развитие литературы? ­ Какие общественные настроения преобладали в это время? ­ Имена каких поэтов  того времени вам известны? Какие их произведения вы  знаете? Как они отразили свою эпоху? Рефлексия: ­ Что мне понравилось на уроке более всего… ­ Что бы я еще предложил (а) как фрагмент урока… Новая тема: « Я голос ваш, жар вашего дыханья» ( продолжение). Слово учителя.  Царское село – одна из колыбелей русской поэзии. Катаклизмы, революции  начала 20­го века только усугубляли разноречивое мнение художников слова  того времени. Потому и возникли разные течения в литературе Серебряного  века. Сегодня мы будем с вами говорить об акмеизме как литературном  течении начала века. Акмеизм как высшая степень чего­либо: расцвета, вершины, острия, возник в  1910 году  в « кружке молодых», поначалу близких символизму поэтов. Николай Гумилев был организатором « Цеха поэтов», куда входили А.  Ахматова, Брюсов, Мандельштам, С. Городецкий, м. Зенкевич и Нарбут.   Устремлении к необычному и экзотическому  находило  опору в самой жизни: появлялась особая свежесть  восприятия ее, определялся выход к основному , первичному, первобытному. Так формировались  посылки к тому  поэтическому движению, которое получило название « акмеизм» ( другое  название – адамизм). Поэты, называвшие себя акмеистами,  разделяли взгляды символистов  на  природу искусства , вслед за ними абсолютизировали  роль художника.  Для акмеистов оказалась неприемлемой  импрессионистическая изменчивость и текучесть слова в символизме.  Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение  многообразного и яркого земного мира. Акмеистами ценились такие элементы формы, как стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно  вымеренная композиция, отточенность деталей. В их стихах эстетизировались хрупкие грани вещей, утверждалась « домашняя « атмосфера любования «  милыми мелочами». Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира   лирического героя. Часто состояние чувств не раскрывалось  непосредственно, оно передавалось психологически  значимым жестом,  движением, перечислением вещей. Подобная манера « материализации»  переживаний была характерна для многих лирических стихотворений Анны  Ахматовой. Анна Ахматова скончалась на 77 году жизни, после трёх  перенесённых инфарктов, 5 марта 1966 года в подмосковном санатории и  была похоронена в Комарове, под Ленинградом. Мы с вами не прочли, но приоткрыли книгу женской души, великой русской  поэтессы Анны Андреевны Ахматовой. Посвятив ей эти минуты, мы узнали  много нового о жизни этого человека и смогли поделиться своими знаниями с  остальными. Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлеченным.  Любовь к ней проверяется всей жизнью, но и смерть ­ убеждена Ахматова – не способна оборвать связь между человеком и родной для него землей: Учитель читает стихотворение А. А.« В заветных ладанках не носи на груди». Вопросы по закреплению новой темы: ­ Расскажите, что вы узнали о течении Серебряного века, сплотившего  самых  значительных поэтов начала 20­го века , таких, как Н. Гумилев, Анна  Ахматова, Мандельштам? ­ Какие программы выдвигало течение акмеизм? Почему ее назвали еще и «  адамизм»? Что лежало в основе этого течения? ­ Что оставалось точкой опоры для Анны Ахматовой? ( Родная земля).   ­ И завершить этот урок я бы хотела строчками Анны Ахматовой, поскольку  ее поэзия магнетична, ее лирика  запоминается просто,  в ее поэзии  все  естественно, философия акмеизма долговечна, как и «царственное слово»:    Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле – печаль И долговечней – царственное слово. Спасибо за урок. Домашнее задание: Подготовить сообщение о литературном течении акмеизме и его роли в творчестве поэтов Серебряного века;  Написать мини­сочинение «Мои мысли о судьбе Ахматовой».

« Я голос ваш…». Эпиграф к уроку: А муза и глохла, и слепла, В земле истлевала зерном, Чтоб снова как феникс из пепла В эфире восстать голубом.

« Я голос ваш…». Эпиграф к уроку:    А муза и глохла, и слепла,  В земле истлевала зерном, Чтоб снова как феникс из пепла В эфире восстать голубом.

« Я голос ваш…». Эпиграф к уроку: А муза и глохла, и слепла, В земле истлевала зерном, Чтоб снова как феникс из пепла В эфире восстать голубом.

« Я голос ваш…». Эпиграф к уроку:    А муза и глохла, и слепла,  В земле истлевала зерном, Чтоб снова как феникс из пепла В эфире восстать голубом.

« Я голос ваш…». Эпиграф к уроку: А муза и глохла, и слепла, В земле истлевала зерном, Чтоб снова как феникс из пепла В эфире восстать голубом.

« Я голос ваш…». Эпиграф к уроку:    А муза и глохла, и слепла,  В земле истлевала зерном, Чтоб снова как феникс из пепла В эфире восстать голубом.

« Я голос ваш…». Эпиграф к уроку: А муза и глохла, и слепла, В земле истлевала зерном, Чтоб снова как феникс из пепла В эфире восстать голубом.

« Я голос ваш…». Эпиграф к уроку:    А муза и глохла, и слепла,  В земле истлевала зерном, Чтоб снова как феникс из пепла В эфире восстать голубом.

« Я голос ваш…». Эпиграф к уроку: А муза и глохла, и слепла, В земле истлевала зерном, Чтоб снова как феникс из пепла В эфире восстать голубом.

« Я голос ваш…». Эпиграф к уроку:    А муза и глохла, и слепла,  В земле истлевала зерном, Чтоб снова как феникс из пепла В эфире восстать голубом.

« Я голос ваш…». Эпиграф к уроку: А муза и глохла, и слепла, В земле истлевала зерном, Чтоб снова как феникс из пепла В эфире восстать голубом.

« Я голос ваш…». Эпиграф к уроку:    А муза и глохла, и слепла,  В земле истлевала зерном, Чтоб снова как феникс из пепла В эфире восстать голубом.

« Я голос ваш…». Эпиграф к уроку: А муза и глохла, и слепла, В земле истлевала зерном, Чтоб снова как феникс из пепла В эфире восстать голубом.

« Я голос ваш…». Эпиграф к уроку:    А муза и глохла, и слепла,  В земле истлевала зерном, Чтоб снова как феникс из пепла В эфире восстать голубом.

« Я голос ваш…». Эпиграф к уроку: А муза и глохла, и слепла, В земле истлевала зерном, Чтоб снова как феникс из пепла В эфире восстать голубом.

« Я голос ваш…». Эпиграф к уроку:    А муза и глохла, и слепла,  В земле истлевала зерном, Чтоб снова как феникс из пепла В эфире восстать голубом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2019