Адаптированная рабочая программа для 5 класса Альтернативная коммуникация
Оценка 4.9

Адаптированная рабочая программа для 5 класса Альтернативная коммуникация

Оценка 4.9
docx
10.03.2021
Адаптированная рабочая программа для 5 класса Альтернативная коммуникация
Адаптированная рабочая программа Альтернативная коммуникация 5 класс.docx

Муниципальное бЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение

«нОВОМИТРОПОЛЬСКАЯ средняя школа»

 

Рассмотрено на метод совете

 

__________________

 

   «_ »_______2020 г                      

«Согласовано»

Заместитель директора по

 УВР  МБОУ «НСШ»

________В.Н.Хлебникова

«___»_________2020 г.                            

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Новомитропольская СШ» ____________Е.И.Ануфриев

«   »  _________  2020 г. 

Приказ №     от «_ »____2020 г                      

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуального обучения

по учебному предмету

 «Альтернативная коммуникация»

__________________________________________________________

наименование учебного предмета (курса)

основное общее образование ___________________________________________________________

(уровень образования)

 

 Пять лет

___________________

 (срок реализации программы)

 

Составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

(наименование программы)

 

 

 Ксензова Елена Васильевна

 (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

 

 с. Новомитрополька

Рабочая программа

 

по предмету «Альтернативная коммуникация»  для обучающейся Валуевой Марии.

 

Основание: справка ВК № 3от 29.08.2020 г.

Планирование составлено на основе:

 

1. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка 

Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучения на дому по индивидуальному  учебному  плану  разработана на основе:

 

1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;

2. Федерального  государственного  образовательного стандарта  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599.

3. Санитарно-эпидемиологическими  требованиями  к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26);

4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, утверждённый  приказом Министерства образования РФ от 28 декабря 2018 г.  № 345;

5.Адаптированная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Новомитропольская средняя школа».

6.Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательного учреждения».

7.Учебный план МБОУ «Новомитропольская средняя  школа».

8. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы  обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 г.№4\15).

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. 

 

 Цель: - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

 

Задачи:

·        Формирование  навыков установления, поддержания и завершения контакта.

·        Умение пользоваться альтернативными средствами коммуникации для взаимодействия в окружающей действительности, учиться общаться, пользуясь альтернативными средствами.

·        Формирование коммуникативных навыков, с использованием технологий по альтернативной коммуникации.

Адресность программы.

Индивидуальная образовательная программа создана для ученицы    Валуевой  Марии, имеющей  отклонения здоровья (заболевание  ДЦП, ребенок – инвалид, умеренная умственная отсталость).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися

 

Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка. В основу предмета «Альтернативная коммуникация» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе средств невербальной коммуникации.

 Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.

          Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

           В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения, поэтому возникла необходимость в создания данного коррекционного курса.

 

 

 

 

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

 

    Учебный предмет «Альтернативная коммуникация» входит в образовательную область «Коррекционные курсы» и является частью учебного плана.

                       

Класс

Количество часов в неделю

Количество учебных часов по учебному плану

Распределение недельной образовательной (по заявлению родителей)

Количество часов, изучаемых с учителем

Количество часов для самостоятельной учебной работы

5класс

2

0,5

1,5

6 класс

2

0,5

1,5

7 класс

2

0,5

1,5

8 класс

2

0,5

1,5

9 класс

2

0,5

1,5

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

 

Личностные результаты:

 

·       владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

·       способность к осмыслению своего места в социуме, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

·       сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

·       развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

 

Предметные результаты:

  • Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений).  
  • Овладение навыком вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
  • Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом.
  • Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
  • Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах.
  • Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

Коммуникация с использованием невербальных средств

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с  использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы,  предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием таблицы букв.

 

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

         Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

         Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства).  

 

Чтение и письмо

Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

5 класс

п\п

Наименование разделов

Виды деятельности 

Кол-во часов

1

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Выполнение простых и составных устных инструкций учителя.

Использование мимики и жестов в общении

5

  2

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

 

Моделирование речевой ситуации. Использование мимики и жестов в общении.

Освоение карточек с пиктограммами.

5

3

Чтение и письмо

 

Глобальное чтение (карточек с напечатанными словами).

Правильное произношение букв (повторение за учителем). Узнавание и написание графического образа букв, слогов. 

7

 

Итого

 

  17

6 класс

п\п

Наименование разделов

Виды деятельности 

Кол-во часов

1

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Выполнять практические инструкции учителя. Указывать взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Использование мимики и жестов в общении. Формирование навыка использования графического изображения для ответа на вопросы

5

  2

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

Моделирование речевой ситуации

Использование мимики и жестов в общении.

5

3

Чтение и письмо

 

Глобальное чтение (карточек с напечатанными словами). Выполнение простых и составных устных инструкций учителя. Формирование навыка использования графического изображения (фото и картинки) для ответа на вопросы.

7

 

Итого

 

  17

7 класс

п\п

Наименование разделов

Виды деятельности 

Кол-во часов

1

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Выполнять практические инструкции учителя. Указывать взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.

Использование мимики и жестов в общении. Формирование навыка использования графического изображения для ответа на вопросы

5

  2

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

 

 Моделирование речевой ситуации. Использование мимики и жестов в общении. Составление коммуникативных тетрадей.

5

3

Чтение и письмо

 

Глобальное чтение (карточек с напечатанными словами).

Выполнение простых и составных устных инструкций учителя. Формирование навыка использования графического изображения (фото и картинки) для ответа на вопросы.

7

 

Итого

 

  17

 

8 класс

 

п\п

Наименование разделов

Виды деятельности 

Кол-во часов

1

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Выполнять практические инструкции учителя. Формирование навыка использования графического изображения для ответа на вопросы.

5

  2

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

Моделирование речевой ситуации. Составление коммуникативных тетрадей.

5

3

Чтение и письмо

 

Выполнение простых и составных устных инструкций учителя. Формирование навыка использования графического изображения (фото и картинки) для ответа на вопросы.

7

 

Итого

 

 17

 

9 класс

п\п

Наименование разделов

Виды деятельности 

Кол-во часов

1

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Выполнять практические инструкции учителя. Указывать взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.

Использование мимики и жестов в общении

Формирование навыка использования графического изображения для ответа на вопросы

5

  2

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

 

Моделирование речевой ситуации

Использование мимики и жестов в общении. Составление коммуникативных тетрадей.

5

3

Чтение и письмо

 

 Выполнение простых и составных устных инструкций учителя. Формирование навыка использования графического изображения (фото и картинки) для ответа на вопросы.

7

 

Итого

 

  17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение «нОВОМИТРОПОЛЬСКАЯ средняя школа»

Муниципальное бЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение «нОВОМИТРОПОЛЬСКАЯ средняя школа»

Рабочая программа по предмету «Альтернативная коммуникация» для обучающейся

Рабочая программа по предмету «Альтернативная коммуникация» для обучающейся

Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучения на дому по индивидуальному учебному плану разработана на основе: 1

Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучения на дому по индивидуальному учебному плану разработана на основе: 1

Задачи: · Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта

Задачи: · Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта

Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися

Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися

Описание места учебного предмета в учебном плане

Описание места учебного предмета в учебном плане

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 5 класс № п\п

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 5 класс № п\п

Наименование разделов Виды деятельности

Наименование разделов Виды деятельности

Наименование разделов Виды деятельности

Наименование разделов Виды деятельности

Адаптированная рабочая программа для 5 класса Альтернативная коммуникация

Адаптированная рабочая программа для 5 класса Альтернативная коммуникация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2021