Адаптированная программа по литературе 7класс
Оценка 4.6

Адаптированная программа по литературе 7класс

Оценка 4.6
Документация +1
docx
русская литература
7 кл
13.03.2017
Адаптированная программа по литературе 7класс
Адаптированная рабочая программа учебного предмета « Литература» для 7 класса основного общего образования на 2015/2016 учебный год базовый уровень Составлена на основе: ... • Примерной программы основного общего образования по литературе и Программы общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, М. Просвещение 2012 год. • Письма Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
Адаптированная программа по литературе.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа  с.Целинное муниципального района Хайбуллинский район  Республики Башкортостан «Рассмотрено» Руководитель МО _____/Файзуллина  Р.А./ Протокол №___от «___»________2015 г. «Согласовано» Зам. директора по УВР ________/ Мустафина Т.Я./  «___» ________ 2015 г. «Утверждаю» Директор  школы: _____/Шамсутдинова В.Г./  Приказ №____________         от«___» _________2015 г.  Адаптированная рабочая программа учебного предмета « Литература» для 7  класса  основного общего образования  на 2015/2016 учебный год базовый уровень Составитель: Файзуллина Райля Ахияровна, учитель русского языка и литературы, высшей квалификационной категории Целинное 2015 г. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по  литературе для  7  класса составлена на основе:   Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273­ФЗ  Федерального   компонента   государственного   стандарта   общего   образования   по литературе, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004г. № 1089,­ М.:2004;   Примерной   программы   основного   общего   образования   по     литературе   и Программы общеобразовательных учреждений 5 ­ 11  классы   «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, М. Просвещение 2012 год.   Письма Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ­150/06 «О  создании условий для получения образования детьми с ограниченными  возможностями здоровья и детьми­инвалидами»;     основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ с.Целинное; 2 Согласно   государственному   образовательному   стандарту,   изучение   предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:   формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим  мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским  сознанием, чувством патриотизма;  развитие интеллектуальных и творческих способностей , необходимых для  успешной социализации и самореализации личности;  постижение обучающимися вершинных произведений отечественной и мировой  литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы  искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и  содержания, связи искусства с жизнью, историзма;  поэтапное,   последовательное   формирование   умений   читать,   комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;  овладение   важнейшими   общеучебными   умениями   и   универсальными   учебными действиями   (формулировать   цели   деятельности,   планировать   её,   осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);  использование   опыта   общения   с   произведениями   художественной   литературы   в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.       Цель изучения литературы в школе – приобщение обучающихся к искусству слова, богатству   русской   классической   и   зарубежной   литературы.   Основа   литературного образования   –   чтение   и   изучение   художественных   произведений,   знакомство   с биографическими   сведениями   о   мастерах   слова   и   историко­культурными   фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.  Это   устремление   зависит   от   степени   эстетического,   историко­культурного,   духовного развития   школьника.   Отсюда   возникает   необходимость   активизировать   художественно­ эстетические   потребности   детей,   развивать   их   литературный   вкус   и   подготовить   к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.  Курс   литературы   строится   с   опорой   на   текстуальное   изучение   художественных произведений,   решает   задачи   формирования   читательских   умений,   развития   культуры устной и письменной речи.  В   рабочей   программе   по   литературе   соблюдена   системная   направленность:   это освоение   различных   жанров   фольклора,   сказок,   стихотворных   и   прозаических произведений   писателей,   знакомство   с   отдельными   сведениями   по   истории   создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.  В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7   классе   —   особенности   труда   писателя,   его   позиция,   изображение   человека   как важнейшая   проблема   литературы;   в   8   классе   —   взаимосвязь   литературы   и   истории (подготовка к восприятию курса на историко­литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко­литературной основе).  В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:  • Устное народное творчество.  • Древнерусская литература.  • Русская литература XVIII века.  • Русская литература XIX века. • Русская литература XX века.  • Литература народов России.  3 • Зарубежная литература.            • Обзоры.  • Сведения по теории и истории литературы.  Адаптированная программа 7 вида для детей с ОВЗ соответствует программе массовой общеобразовательной школы . Основа   уроков   литературы   —   работа   с   текстом   художественного   произведения, постижение    авторского    понимания    окружающего   мира,   человеческих   отношений. Программа V —VIII классов является продолжением курса чтения в начальных классах, задачей   обучения   является   развитие   у   детей,   которым   рекомендовано   обучение   по программе   специальной   коррекционной   школы   7   вида,   интереса   к   чтению,   любви   к литературе,   совершенствование   навыка   чтения,   привитие   первоначального   умения анализировать произведении с целью углубления их эстетического восприятия. В V—VIII классах предусмотрено чтение и изучении отдельных произведений устного народного творчества, русской и советской литературы, а также произведений зарубежных писателей. В  IX  классе   программа   предлагает   изучение   монографических   и   обзорных   тем   на историко­литературной основе. Произведения   художественной   литературы   звучат   на   уроках   в   чтении   учителя   и обучающихся   .Анализ   произведений   основывается   на   постоянном   обращении   к   тексту. Работа над произведениями требует дополнительного, сравнительно с массовой школой, времени, что обусловлено трудностями, испытываемыми детьми, которым рекомендовано обучение   по   программе   специальной   коррекционной   школы   7   вида,   при     овладении навыками   чтения,   а   также   недостаточным   пониманием   и   эстетическим   восприятием прочитанного. В процессе преподавания учитель практически знакомит детей с основными теоретико­ литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. В   целях   расширения   кругозора,   углубления   литературного   образования   обучающихся проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в обзорных темах для   ознакомительного   чтении,   а   также   и   рекомендательных   списках,   по   программе массовой школы.         В процессе изучения литературы у обучающихся формируются ключевые компетенции: коммуникативная, языковая, лингвистическая, речевая, учебно­познавательная,  информационная. Это происходит через индивидуальную, групповую, дискуссионную  деятельность. Виды деятельности обучающихся на уроке: ­чтение произведений в доме и в классе; ­выразительное чтение; ­заучивание наизусть; ­слушание художественного чтения; ­составление плана; ­близкие к тексту и сжатые пересказы; ­рассматривание иллюстраций и оценка их; ­сочинения разных жанров; ­участие в дискуссии; ­работа с различными информационными источниками: учебно­научными текстами,  справочной литературой, средствами массовой информации; ­конспектирование. 4 Место предмета в учебном плане         Данная программа рассчитана на 70 часов предусмотренных в Федеральном  базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений.  Обязательное изучение литературы осуществляется в объёме : 5 класс­70ч,6 класс­70 ч, 7  класс­70ч, 8 класс­70ч, 9 класс­102ч.        Изменения, внесенные в Рабочую программу по отношению к примерной  (типовой) учебной программе или авторской программе, их обосновании.  Количество учебных часов сохранено, но внесены некоторые изменения  в распределение  учебных часов для изучения отдельных произведений. Это сделано с  учетом региональных  особенностей   и этнокультурных ценностей. № Раздел  По прог Измен. 1 2 3 4 Введение Устное народное творчество Из древнерусской литературы Из русской литературы  XVIII века 5 Из русской литературы  XIX века 6 Из русской литературы  XX века 7 Из литературы народов России 8 Из зарубежной  литературы 9 Итоги Всего 1 6 2 2 28 24 1 6 0 70 1 6 2 2 27 22 1 6 2 70 5 Содержание программы Содержание тем учебного предмета «Литература» ВВЕДЕНИЕ­1 час Изображение человека как важнейшая идейно­нравственная проблема литературы.  Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя,  его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и  эстетическому идеалу. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО­6 часов Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических  событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки­Ведьмы», «Петр и плотник». Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств  русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих  качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость,  физическая сила). Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей­разбойник». Бескорыстное служение  Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства —  основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для  внеклассного чтения. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины, Поэтичность. Тематическое  различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного  стиха. «Калевала» — карело­финский мифологический эпос. Изображение жизни народа,  его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело­финских эпических  песен (Для внеклассного чтения). Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие  представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них  духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность  языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы  народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты,  сравнения, метафоры).                                Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы,  поговорки (развитие представлений). ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ­2 часа «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии  Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и  верности. Теория литературы. Поучение (начальные представления). «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции  уважительного отношения к книге. Теория литературы. Летопись (развитие представлений). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА­2 часа Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея  Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).  Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к  миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Теория литературы. Ода (начальные представления). Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте.  «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле  жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества. 6 ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА­27 часа Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных  волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в  изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.  Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII).  Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге».  Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва.  Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге.  Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в  обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и  гуманистическое в повести. Теория литературы. Повесть (развитие представлений). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».  Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для  понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем  и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность  стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение  к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка  героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как  воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души,  переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее  проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу  знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей­запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления.  Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести. Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы:  эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и  обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка.  Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и  человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе. Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа  русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.  7 Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие  некрасовской музы. Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие  понятия). Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение  исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства»,  противостоящего самовластию. Теория литературы. Баллада (развитие понятия). Михаил Евграфович Салтыков­Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки  общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение  покорности мужика. Сатира в «Повести...». «Дикий помещик». Для самостоятельного чтения. Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др.  Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе,  анализ собственных поступков. Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие  понятия). Герой­ повествователь (развитие понятия). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия  рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.  (Для чтения и обсуждения.) Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений). «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о  родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой,  родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение  авторского настроения, миросозерцания. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА­22 часа Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и  взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей  жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка,  Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления).  Портрет как средство характеристики героя. Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.  Гуманистический пафос произведения. Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. 8 «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли  автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма,  словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина  и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о  ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления). Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная  щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка ­ незаметный герой с  большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку  Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни,  идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова  (для самостоятельного чтения). Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим  зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».  Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека  и народа. Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия). На дорогах войны Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм,  самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов —  участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова  и др. Ритмы и образы военной лирики. Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные  представления). Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно­экологические проблемы, поднятые в рассказе. Теория литературы. Литературные традиции. Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека.  Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим  людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей  природе. Взаимосвязь природы и человека. Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности  характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы.  Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие  молодежи.Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как  публицистический жанр (начальные представления).  Писатели улыбаются. М. Зощенко. Слово о писателе.  Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.  «Тихая моя Родина» 9 Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В.  Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и  индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами. Песни на слова русских поэтов XX века А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле» Б. Окуджава. «По смоленской  дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть  переживаний. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ­1 час Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла  «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление  зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к  окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности  дагестанского поэта. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ­6 часов Роберт Бёрнс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно ­  поэтический характер произведения. Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их  нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина,  нарисованная одним­двумя штрихами. Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку). О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.  Смешное и возвышенное в рассказе. Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и  опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся). Пословицы и поговорки (на выбор). М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества  государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок). A. С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок  по выбору учащихся). М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого  купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая  нива...». Ангел (по выбору учащихся). Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе). И. С. Тургенев. Русский язык. Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся). B. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор). B. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом  на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор). По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К. М.  Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. Москвичи). C. А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий.«Я воспитан природой суровой...». Н.  М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор). № Раздел  1 2 3 4 5 6 Введение Устное народное  творчество Из древнерусской  литературы Из русской литературы   XVIII века Из русской литературы   XIX века Из   русской   литературы XX века 7 Из литературы народов  России 8 Из   зарубежной литературы 9 Итоги Всего 10 Количество учебных часов Кол­во час. 1 В том числе к/р,тесты Внекл.чт сочинение класс Дом. 6 2 2 27 22 1 6 2 70 Тест­1 Тест­1 2 2 5 7 1 1 1 3 2 2 11 Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение образовательного  процесса Печатные издания: 1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5­9 классы. – 2­е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).  2.   Программа   общеобразовательных   учреждений   5   ­   11   классы   (базовый   уровень)   под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ,  3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7­е изд. – М.: Просвещение, 2009.  4. Литература. 7 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.­сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташкина. – 3­е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011. – 237 с.  5. Литература: 7  класс: Коровина В. Я. Учебник: В 2 ч. Ч. 1. — 358 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 319 с.: ил. — Пер.  М осква: Просвещение,2015. Технические средства обучения  1. Мультимедийный компьютер  2. Мультимедийный проектор  3. Экран проекционный  Учебно­практическое оборудование  1. Доска аудиторная 2. Шкафы для хранения таблиц, пособий Требования к уровню подготовки обучающихся  по курсу « Литература» к концу 7 класса. Учащиеся должны знать: Текст художественного произведения. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений. Основные признаки понятий: роды литературы, жанры литературы. 1. 2. 3. Учащиеся должны уметь: 1. Выделять   в   изучаемом   произведении   эпизоды,   важные   для   характеристик действующих лиц. 2. Определять в тексте идейно­художественную роль элементов сюжета. 3. Определять   в   тексте   идейно­художественную   роль   изобразительно­ выразительных средств языка. 4. Сопоставлять   двух   героев   изучаемого   произведения   с   целью   выявления авторского отношения к ним. 5. Различать эпические и лирические произведения. 6. Пересказывать устно или  письменно эпическое произведение  или  отрывок из него. 7. Создавать   устное   и   письменное   сочинение­рассуждение   по   изучаемому 8. Составлять  простой план собственного устного или письменного высказывания. 9. Составлять  простой план эпического произведения или отрывка из эпического произведению. произведения. 10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении. 11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.     12 Формы оценивания образовательных результатов обучающихся   Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по  данной  программе : пересказ (подробный, сжатый, выборочный),  выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование,  характеристика литературного героя; контрольный тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом,  проверяющим начитанность учащихся, знание теоретико­литературных понятий); контрольная работа; практическая работа; сочинение­2 классных и 2­домашних     Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения и  изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки обучающихся: Письменные работы          коммуникативные умения, то есть умения раскрыть тему высказывания, передать  основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него  соответствующую композиционную и языковую форму; языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка; навыки правописания ­ орфографические и пунктуационные. Примерный объем текста 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс Требования к объему сочинений и изложений: 9  класс 300­ 350 3­4 220­ 300 2­3 Подробное изложение (количество  слов) Классное сочинение (количество  страниц) Любое сочинение и изложение оцениваются двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление; вторая ­ за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных  130­ 170 1­1,5 170­ 220 1,5­2 100­130 0,5­1 и языковых норм. Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений: Фактические ошибки В изложении: неточности,  искажения текста в обозначении  времени, места событий,  последовательности действий,  причинно­следственных связей. В сочинении: искажение имевших  место событий, неточное  воспроизведение источников, имен  собственных, мест событий, дат. Логические ошибки ­ нарушение последовательности в высказывании; ­ отсутствие связи между частями сочинения  (изложения) и между предложениями; ­ неоправданное повторение высказанной ранее  мысли; ­ раздробление одной микротемы другой  микротемой; ­ несоразмерность частей; ­ высказывания или отсутствие необходимых частей; ­ перестановка частей текста (если она не  обусловлена заданием к изложению); ­  неоправданная подмена лица, от которого ведется  повествование. К примеру, повествование ведется  сначала от первого, а потом от третьего лица. Речевые ошибки: К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении  текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические. К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения: • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он  шлепал себя по лицу; с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул  подбородок на стол; неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как  плетень, учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке; нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает  город; пули не свистели над ушами; употребление лишних слов, например: он впервые познакомился с Таней случайно; пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле,  закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);                  стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов (например,  характерная черта характера; приближался все ближе и ближе). Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с  требованиями к выразительности речи: неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов,  например: У Кита было два парня: Левин и Вронский; неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно  в авторской речи (например, рядом сидит папа, вместо отец, одного из малышей); смешение лексики разных исторических эпох; употребление штампов; речевые ошибки в построении текста. Речевые ошибки в построении текста: бедность и однообразие синтаксических конструкций; нарушение видовременной соотнесённо с глагольных форм (например, когда  Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед); стилистически неоправданное построение слов; неудачное употребление  местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности,  двусмысленности речи (например, Иванов закинул удочку, и она клюнула); неудачный порядок слов. Грамматические ошибки: Грамматические ошибки ­ это нарушение грамматических норм образования языковых  единиц и их структуры. Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка  (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик. Разновидности грамматических ошибок: словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или  видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться,  спинжак, беспощадство, публицизм и т. п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как  орфографические; морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и  употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной  темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложити т. д.); синтаксические: а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например,  браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе; б) ошибки в структуре простого предложения: нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не  вечно ни юность, ни лето; это были моей единственной книгой в дни войны); нарушение границы предложения (например, Собаки напали на след зайца. И стали гонять  его по вырубке); нарушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему  делу никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы,  двери, а еще грузовик и комбайн); ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например,  причалившая лодка к берегу. На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив  ноги, упершись руками в колени); местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего  (например, Кусты, они покрывали берег реки); пропуски необходимых слов (например, Владик прибил доску и побежал в  волейбол).   в) ошибки в структуре сложного предложения: смешение сочинительной связи (например, Когда ветер усиливается, и кроны  деревьев шумят под его порывами); отрыв придаточного от определяемого слова (например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе); г) смешение прямой и косвенной речи; д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки  (например, терпеть не могу сидеть сложи в руки; хохотала как резаная). Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не  только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам  помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в  окончании «браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а  грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И,  наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо  ­юю по правилу написано другое. Нормы оценивания сочинений и изложений: Оценка Основные критерии оценки   «5» «4» Содержание и речь Содержание работы полностью  соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют, в  изложении сохранено не менее 70 %  исходного текста. Содержание работы  излагается последовательно. Текст отличается богатством лексики,  точностью употребления слов,  разнообразием синтаксических  конструкций. Достигнуты стилевое  единство и выразительность текста.  Допускается 1 недочет в содержании 1.Содержание работы в основном  соответствует теме, имеются  незначительные отклонения от темы. 2. Содержание изложения в основном  достоверно, но имеются единичные  фактические неточности, при этом в  работе сохранено не менее 70 %  исходного текста. Имеются  незначительные нарушения  последовательности в изложении  мыслей. Лексический и грамматический строй  речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и  достаточной выразительностью. Допускается не более недочетов в  содержании и не более 3­4 речевых  Грамотность Допускается: 1 негрубая орфографическая, 1 пунктуационная, 1 грамматическая, 1 логопедическая ошибка Допускаются: 2 орфографических + 3 пунктуационных + 3 грамматических + 3 логопедических ошибки. 1 орфографическая + 3 пунктуационных + 3 грамматических + 3 логопедических ошибки. 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматических + 3 логопедических ошибки Допускаются: 0 орфографических + 5­7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых) + 4 логопедических ошибки. 6 орфографических + 7 пунктуационных + 4 грамматических + ошибки Допускаются: 7 и более грубых  орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных; 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом   повторяющихся   и   негрубых) независимо количества орфографических. Общее количество орфографических   и   пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 7 грамматических от     «3» «2» недочетов. Имеются существенные отклонения от заявленной темы. Работа достоверна в основном своем  содержании, но в ней допущены 3­4  фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70 % исходного текста. Допущено нарушение  последовательности изложения. Лексика бедна, употребляемые  синтаксические конструкции  однообразны. Встречается неправильное  употребление слов.Стиль работы не  отличается выразительностью. Работа не соответствует заявленной  теме. Допущено много фактических  неточностей; объем изложения  составляет менее 50 % исходного  текста. Нарушена последовательность  изложения мыслей во всех частях  работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не  соответствует заявленному плану. Лексика крайне бедна, авторские  образные выражения и обороты речи  почти отсутствуют. Работа написана  короткими однотипными  предложениями со слабо выраженной  связью между частями, часты случаи  неправильного употребления слов. Нарушено стилевое единство текста.  Допущено 6 недочетов в содержании и  до 7 речевых недочетов Примечания. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность  замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления.  Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую  оценку за сочинение на один балл. 2. Если объем сочинения в полтора­два раза больше нормы, то при оценке работ следует  исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две  единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во  внимание. 3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта  тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. , если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано  удовлетворительно. Устные ответы     При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными  критериями в пределах программы данного класса:  • Знание текста и понимание идейно­художественного содержания изученного  произведения.  • Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев . • Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно­ эстетического  содержания изученного произведения.  • Знание теоретико­литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при  анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.  • Умение анализировать художественное произведение в соответствии историческим  контекстом.  • Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность  ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по  классам.  Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:  • прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;  • умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль  художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания произведения.  Отметкой «4» оценивается ответ, который:  • показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого  произведения;  • умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных  художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания произведения;  • умение пользоваться основными теоретико­литературными знаниями и навыками при  анализе прочитанных произведений;  • умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;  • хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна­две  неточности в ответе.  Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий:  • в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;  • об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно­ художественного содержания  произведения;  • о знании основных вопросов теории, но не достаточном умении пользоваться этими  знаниями при анализе произведений;  • об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст  произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в  содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд  недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам,  установленным для данного класса.  Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:  • незнание существенных вопросов содержания произведения;  • неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших  художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания произведения;  • незнание элементарных теоретико­литературных понятий; • слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность  выразительных средств языка    Оценка тестовых работ  При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:  «5» — 90 – 100 %;  «4» — 78 – 89 %;  «3» — 60 – 77 %;  «2»­ менее 59 %.  Оценка дополнительных заданий  При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим  образом:  “5” – если все задания выполнены;  “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий;  “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы;  “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий. 5 класс: 100­110 слов в минуту;   6 класс: 110­120 слов в минуту; 7 класс: 120­130 слов в минуту, считая  это  средней  скоростью  в  последующих  классах. Техника чтения Приложение 1 Контрольное тестирование за 1 полугодие. 1.К какому жанру устного народного творчества относится произведение «Петр и  плотник»?  А) сказание Б) предание В) сказка Г)  былина 2. Откуда родом добрый молодец Илья? А) из Мурома Б) из Новгорода В) из Казани Г) из Москвы 3. Не за свое дело не берись, за своим не ленись.О чем эта пословица? А) об учебе Б) о дружбе В) о труде Г) о лени 4. Какой закон нарушил Петр и понёс наказание в  «Повести о Петре и Февронии»? А) предал народ Б) нарушил данное слово В) отказался от царства Г) солгал  5. К кому обращается  М.В.Ломоносов в  1­ой строфе «Оды на день восшествия …»? А) к Петру 1 Б) к Елизавете В) к будущим  ученым из среды русского народа Г)  к Ньютону  6. Кого прославляет А.С.Пушкин в поэме «Полтава»? А) Александра 1 Б) Петра Первого В) Ивана Грозного Г) Бориса Годунова  7. Что предсказал кудесник князю в произведении А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»? А) наследство Б) трон В) смерть от коня Г) скорую женитьбу  8. А.С.Пушкин в повести» Станционный смотритель» выступает в защиту: А) богатых  Б)  дворян В) декабристов Г) « маленького человека»  9.  Кто из нижеперечисленных героев не является персонажем «Песни…про купца  Калашникова»? А) Иван Грозный Б) Кирибеевич В)  Калашников Г) Вещий Олег 10. Кому принадлежат слова: « Терпи, казак, ­ атаманом будешь»? А) Остапу Б) Андрию В) атаману Кокубенко Г) Тарасу Бульбе 11 .  Как характеризует Н.В.Гоголь Тараса Бульбу? А) трусливый воин Б) талантливый полководец В) гордый казак Г) маменькин сыночек 12. Какой русский художник написал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому  султану»? А) В.А. Серов Б) В.Г.Перов В) И.Е. Репин Г) В.М.Васнецов Контрольное тестирование за 2 полугодие. 1.В рассказе И.С.Тургенева «Бирюк» лесник хотел угостить барина: 1) мёдом и чаем; 2) хлебом и чаем; 3) квасом и мёдом. 2. В «Повести, о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова­ Щедрина генералы служили всю жизнь: 1) в Государственной Думе; 2) в регистратуре; 3) в отделе тайной полиции при императоре; 4) в аптечном пункте. 3. В произведении А.П.Чехова «Хамелеон» городовой нёс в решете: 1) малину; 2) вишню; 3) сливу; 4) крыжовник. 4.. В произведении А.П.Чехова «Хамелеон» собака укусила Хрюкина за: 1) нос; 2) ногу; 3) палец. 5. К эпосу относятся жанры литературы: 1) эпопея; 2) эпопея, былина; 3) эпопея, былина, сказка; 4) эпопея, былина, сказка, роман; 5) эпопея, былина, сказка, роман, трагедия. 6.Какое произведение не является автобиографическим?  1.М. Горький "Детство"  2.Л. Андреев "Петька на даче" 3.Л.Н. Толстой "Детство" 4.Н.Г. Гарин­Михайловский "Детство Темы" 7.Какова основная мысль сочинения Васи (А.П. Платонов "Корова")?  1)необходимость бережного отношения к животным  2)желание быть полезным людям 3)желание поведать о повадках домашних животных 4)стремление сохранить добрую память о корове 8. Художественный приём, основанный на преувеличении, называется: 1) антитеза; 2) гипербола; 3) гротеск; 9.О чем произведения М. Горького "Старуха Изергиль"? 1)о любви к жизни 2)о любви к Родине 3)о любви к людям 4)о смысле человеческой жизни 10. Какой город не упоминается в былинах?  1)Муром   2)Москва 3) Чернигов  4)Киев

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс

Адаптированная программа по литературе 7класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2017