АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство»
Оценка 4.8

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
искусство
1 кл
06.03.2017
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Изобразительное искусство»
Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для учащегося 1б класса с умственной отсталостью составлена на основе авторской программы М. Ю. Рау, Москва, «Просвещение» 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора Бгажноковой И.М. (с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с умственной отсталостью).
Программа по ИЗО 1 класс.docx
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Изобразительное искусство» (индивидуальное обучение на дому) Составитель: Наумова Марина Николаевна, учитель начальных классов (обучение детей с ОВЗ)     первой  квалификационной  категории 2016 – 2017  учебный год I. Пояснительная записка Адаптированная  рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для учащегося  1б класса с умственной отсталостью составлена на  основе авторской программы М. Ю. Рау, Москва, «Просвещение» 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора   Бгажноковой   И.М.   (с   учетом   особенностей   психофизического   развития   и возможностей  обучающихся с умственной отсталостью). Нормативно­правовые документы:  Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273­ФЗ;  Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.;  «Программы   специальных   (коррекционных)   образовательных   учреждений   VIII   вида: Подготовительный,   1—4   классы»   /   Под   ред.   В.В.   Воронковой;   6­е   издание.   ­   М.: Просвещение, 2013.   СанПиН   2.4.2.3286­15"Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих  образовательную деятельность   по   адаптированным   основным   общеобразовательным   программам   для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".  Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 – «Об   утверждении   федерального   государственного   образовательного   стандарта образования   обучающихся   с   умственной   отсталостью   (интеллектуальными нарушениями)»;  Федеральный образовательный стандарт  для умственно отсталых детей;  Примерная основная образовательная программа для умственно отсталых детей;  Адаптированная   основная   общеобразовательная   программа   начального   общего образования   учащихся   с   умственной   отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями) Гимназии г. Лабытнанги (1­4 классы) на 2016­2020 г. г. Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития умственно отсталых школьников, их обучения и эстетического воспитания. На   уроках   изобразительного   искусства   дети   не   только   рисуют,   но   и   составляют аппликацию, лепят. Совершенствование изобразительной деятельности возможно в процессе практического усвоения детьми определенных знаний по композиции, рисунку, знакомства со свойствами цвета. Поэтому очевидна коррекционная направленность уроков изобразительного искусства для умственно отсталых детей, имеющих недоразвитие познавательной деятельнос­ ти,   зрительно­двигательной   координации   и   произвольной   ручной   моторики,   а   также особенностями развития эмоционально­волевой сферы. Основными задачами обучения умственно отсталых школьников изобразительному искусству являются; ­ ­ ­ ­ воспитание у учащихся положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.) воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельности; работа   над   развитием   у   детей   эстетических   чувств   и   понимания   красоты   в окружающей действительности; развитие   познавательной   активности   учащихся,   формирование   приемов   познания предметов и явлений действительности с целью их изображения; 2 знакомство учащихся с видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по ­ содержанию произведениями известных художников; ­ формирование   у   учащихся   практических   умений   в   разных   видах   художественно­ ­ изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке); воспитание   у   учащихся   умения   работать   в   заданной   последовательности   в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно; ­ формировать у учащихся умение работать коллективно, выполняя определенный этап в цепи заданий для получения результата в общей деятельности. Наряду   с   названными   учебно­воспитательными   задачами   в   настоящей   программе предусматривается  решение   специальных   задач:  коррекция   недостатков   психического развития,   моторики   умственно   отсталых   детей,   а   также   развитию   речи   учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. Программа представлена следующими структурными элементами: I. II. III. IV. Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство». Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе. Тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство». Адаптированная   рабочая   программа   ориентирована   на   использование   следующих учебников, учебных и методических пособий: 1. Учебное   пособие   «Изобразительная   деятельность   в   специальной   (коррекционной) школе VIII вида» под редакцией И.А. Грошенкова. 2. Методические   рекомендации   по   интеграции   изобразительной   деятельности   и технологии Т.Н. Просняковой. 3. Рау   М.Ю.   «Изобразительное   искусство».   1   класс:  учебник   для  специальных  (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) М.: Просвещение, 2016. 4. Рау М.Ю. «Изобразительное искусство». 1 класс:  рабочая тетрадь для  специальных  (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) М.: Просвещение, 2016. Место учебного предмета в учебном плане Согласно   индивидуальному   учебному   плану   обучения   на   дому   учащегося   1б   класса Гимназии г. Лабытнанги  в 2016­2017 учебном году на изучение предмета «Изобразительное искусство»  отводится 16,5 часов (из расчета 0,5 часа в неделю, всего 33 недели). II. Планируемые результаты освоения предмета   «Изобразительное искусство» В   структуре   планируемых   результатов   ведущее   место   принадлежит  личностным результатам,   поскольку   именно   они   обеспечивают   овладение   комплексом   социальных (жизненных)   компетенций,   необходимых   для   достижения   основной   цели   современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо­культурным опытом. Личностные результаты должны отражать: ­чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; ­овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; ­умение   сотрудничать с  товарищами   в  процессе   совместной   деятельности,   соотносить   свою часть работы с общим замыслом; ­умение   обсуждать   и   анализировать   собственную   художественную   деятельность   и   работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы. ­расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с миром природы; 3 ­формирование интереса   к новизне, к пониманию значения собственной активности. Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство»  на конец обучения в 1 классе: Минимальный уровень:   ­ знание   названий   художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств,   правил   хранения, санитарно­гигиенических требований при работе с ними;    назначения,   ­ знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;    ­ умение  изображать  с натуры,  по памяти, воображению   предметы представлению,   несложной формы;  ­     умение   ориентироваться   в   пространстве листа;   ­ размещать изображение одного предмета  в соответствии   с   параметрами   изобразительной поверхности.  ­  умение   работать  ножницами  при   работе  с аппликацией. Достаточный уровень:   ­ знание   названий   художественных материалов, инструментов и приспособлений; их   свойств,   назначения,   правил   хранения, санитарно­гигиенических   требований   при работе с ними;  ­   знание   правил   композиции,   цветоведения, передачи формы предмета и др.;  ­     умение   ориентироваться   в   пространстве листа;  ­ умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных   наблюдений   и   адекватно передавать   все   признаки   и   свойства изображаемого объекта. ­   правильно   резать   ножницами   по   прямым линиям   полоски   бумаги   при   работе   с аппликацией. Ш. Содержание учебного предмета Подготовительный период (1, 5 ч) Обучение композиционной деятельности (4 ч) Обучение   умению   размещать   рисунок   (а   в   аппликации   ­   готовое   вырезанное изображение) на изобразительной плоскости. В связи с этим ­ работа над понятиями "середина листа", "край листа". ­ ­ Формирование умения учитывать: горизонтальное   и   вертикальное   расположение   листа   бумаги   в   зависимости   от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; размеры   рисунка   в   зависимости   от   величины   листа   бумаги.   При объяснении учитываются рациональные и ошибочные варианты изображений ­ старые детские работы. Формирование умения организовывать предметы в группы по смыслу. Обучение   умению   повторять   и   чередовать   элементы   узора   (развивать   у   учащихся чувство ритма при составлении узора). Использование в этой работе вырезанных силуэтных изображений. Использование шаблонов при рисовании по памяти и по представлению. Примерные задания. 4 Составление аппликации из вырезанных изображений объектов или их частей ("Яблоки и   груши   на   тарелке",   Трибы",   "Кувшинчик   с   цветами",   "Большие   и   маленькие   рыбки аквариуме", "Листопад" ­ по выбору учителя). Составление узора в полосе из вырезанных геометрических форм, листьев ("Коврик для игрушек"). Рисование по памяти, по представлению с помощью шаблонов: "Листопад", "Грибы на пеньке" и т.п. Рисование с помощью опорных точек: "Кораблик на воде", "Флажки на веревке" и т.п. ­ по выбору учителя. Развитие у учащегося умений воспринимать н изображать форму предметов,  пропорции и конструкцию (5 ч) Обучение   приемам   анализа   предметов:   выделение   основных   частей   в   строении (конструкции) объектов изображения, признаков их формы (обследованию предметов с целью их изображения). Обучение приемам изображения несложных, слабо расчлененных предметов с выраженными особенностями формы. Использование метода сравнения при обучении детей умению   выделять   признаки   предметов   (особенности   формы,   величину,   пропорции   частей, конструкцию предметов), использование очередности видов работ: 1) лепка, 2) составление изображений в виде аппликации (составление из частей целого), 3) изображение предмета под диктовку с демонстрацией этапов изображения на доске), 4) самостоятельное изображение предмета   сходного   с   натурой   или   образцом,   равного   по   величине   и   рядом   ­   большего   и меньшего по величине. Формирование графического образа дерева (представления и способа изображения). Обучение приемам изображения ствола, ветвей, их взаимосвязи; обращение внимания детей на утоньшение ствола к верхушке, сучьев и веток ­ к их концу. Формирование образа человека. Части тела человека, пространственное расположение частей, места их соединений, пропорции. Расположение частей фигуры человека в рисунке, лепке и аппликации (в положении "человек стоит": руки опущены, расставлены в стороны; ноги соединены вместе, расставлены на ширину плеч). Формирование   графического   образа   дома   (постройки).   их пространственное расположение, пропорции частей в конструкции (при использовании видов работ:   аппликация,   рисунок   ­   "графический   диктант",   возможно   использование   точек; самостоятельное изображение).   Части   дома, Примерные задания Лепка (натура дается в сравнении): яблоко и груша; морковь и свекла; грибы, кувшин. Лепка игрушек: русская матрешка, утенок. Лепка   сложно   расчлененных   объектов   (поэтапно,   под   руководством   учителя): человечек; барельефы: дом и дерево (из скатанных из пластилина отрезков "шнура"). Составление аппликации дома деревенского и городского типа из вырезанных из  цветной бумаги   квадратов,   прямоугольников,   треугольников   (с   дорисовыванием   окон   и   др. карандашом, фломастером). Рисование   с   натуры   предметов   простой,   слабо   расчлененной   формы:   флажки квадратные   и   прямоугольные   (в   сравнении,   с   использованием   вспомогательных   опорных точек); воздушный шар, мяч, колесо велосипеда. Рисование с натуры вылепленных предметов (барельефов "Дом" и "Дерево"; объемных изображений); рисование выполненных аппликаций ("Дом", "Снеговик" и т.п. ­ по выбору учителя). Рисование   по   памяти   нарисованных   с   натуры   предметов   (как   упражнение   в запоминании) с использованием игровой формы проведения занятия ("Кто лучше запомнил?"). Обучение восприятию произведений искусства (4,5 ч) 5 Формирование   умения   узнавать   и   называть   в   репродукциях   картин   известных художников,   в   книжных   иллюстрациях   предметы,   животных,   растения;   называть изображенные действия, признаки предметов. Рекомендуемые для демонстрации произведения: натюрморты Ж.­Б. Шардена, В. Ван Гога ("Кувшины"), П. Сезанна, П. Кончаловского; И. Левитана "Золотая осень"; И. Шишкина "Рожь",   "Зима";   работы   Ватагина   ­   или   др.   по   выбору   учителя,   доступные   пониманию учащихся. Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и  формирование умений переливать его в живописи (1,5 ч) Обучение   приемам   заштриховывания   контура   простым   и   цветными   карандашами. Формирование   умений   работав   красками   (гуашью),   пользоваться   палитрой.   Ознакомление детей с приемами, используемыми в народной росписи Дымкова и Городца (точки, дужки, штрихи, "тычок"). Прием "примакивание". Работа кончиком и корпусом кисти. Введение в активный словарь детей названий основных и составных цветов в пределах солнечного спектра, название цветов ахроматического ряда (черный, серый, белый). Обучение и упражнение в узнавании и назывании локального цвета предметов. Формирование   эмоционального   восприятия   цвета:   радостные   эмоциональные впечатления от цветов солнечного спектра (при рисовании радуги). Примерные задания. Рисование сразу кистью ­ "Радуга". Раскрашивание   изображений   предметов,   нарисованных   ранее*   (овощи,   фрукты   с ровной окраской; листья в осенней окраске). Роспись игрушек, вылепленных из глины на уроках изобразительного искусства или ручного труда: "русская матрешка", "Птичка" (гуашь по глине). Вариант работы: роспись силуэтных изображений игрушек, вырезанных учителем из бумаги. Выполнение цветных кругов с темной и белой "оживкой", используемых в современной городецкой росписи; изображение ягод "тычком". Рисование   сразу   кистью   гуашью:   веточки   акации,   цветы   "ромашка",   "василек", "одуванчик" и т.п. (способом "примакивание") ­ "графический диктант" (работа сразу кистью, гуашью); изображение фризом ­ травка, дерево, солнце, цветы в траве и т.п. Речевой материал** Слова, словосочетания, фразы: Карандаш, краска, кисть (кисточка), ластик, банка, вода, тряпочка, бумага, альбом, глина (пластилин), клей, ножницы, шаблон; рисунок, аппликация, лепка; цвет, линия, круг, квадрат, узор; художник, картина; рисовать, стирать (ластиком); идет, стоит; лепить, размять, оторвать, (*На предыдущем занятии, на котором учитель поставил задачу изучить различать и изображать форму предметов, учащийся  рисует  контуры перечисленных объектов. **Данный речевой материал учитель использует на уроках изобразительного искусства, повторяет и закрепляет его, пополняя новыми  словами, словосочетаниями и  фразами на протяжении обучения. вымыть, вытереть; красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый; черный, белый, серый; прямой, толстый, тонкий; большой, маленький (не)правильно, (не)красиво, хорошо (плохо), середина (посередине) туловище, голова, руки, ноги, шея (части тела человека); ствол, ветки, листья (части дерева); крыша, стены, окна (части дома). Приготовь рабочее место. Налей в банку воду. Возьми карандаш... Нарисуй посередине листа (бумаги). Это рисунок (картина). Это край листа. 6 Что будем рисовать? Покажи свой рисунок. Смотри как надо рисовать. Какая форма? На что похожа? Какой по цвету? Какой цвет? Как называется? Нарисуй здесь. Нарисуй так. Работай красками так. Нарисуй посередине листа. Держи кисть вот так (вертикально) ­ демонстрация приемов. Скачала нарисую..., потом нарисую... Разомни пластилин. Скатай шар, раскатай "палочку". Будем лепить человечка. Слепи голову... и т.д. IV. Тематическое планирование № I II 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Тема урока Подготовительный период Рисование прямых линий в  различных направлениях. Рисование дугообразных и  спиралеобразных линий. Рисование замкнутых круговых  линий. Развитие у учащихся умений  воспринимать и изображать  форму предметов, пропорции,  конструкцию Рисование по шаблону квадрата и  круга, прямоугольника и  треугольника. Аппликация из готовых  геометрических фигур: «Грибы»,  «Разноцветные мячики». Рисование больших и маленьких  шаров и мячей. Лепка предметов круглой и  квадратной формы: фрукты и  овощи. Рисование предметов круглой и  квадратной формы: фрукты и  овощи. Рисование грибов по трафарету и    самостоятельно. Рисование по опорным точкам  знакомых предметов: кораблик. Аппликация «Закладка для книги»  (геометрический узор в полосе). Декоративное рисование. Узор в  полосе из кругов и квадратов. Рисование несложных по форме  предметов (флажки, бусы). Кол­ во часов 1,5 0,5 0,5 0,5 5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 III Обучение композиционной  деятельности 4 Дат а Основные виды учебной  деятельности  (на уровне БУД) Уметь   правильно   сидеть   за партой,   правильно   располагать лист   бумаги   на   парте, придерживая   его   рукой; правильно   держать   при рисовании   карандаш,   кисть; ориентироваться на изобразительной   плоскости: середина, край листа бумаги; ­подготавливать   к   работе   и аккуратно убирать после работы своё рабочее место;         участвовать в   контролировать   оценивать Уметь   принимать   цели   и произвольно   включаться   в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; ­активно деятельности, свои   действия; действия одноклассников; ­соотносить  свои  действия  и  их результаты   заданными образцами,   принимать   оценку деятельности,   оценивать   ее   с учетом предложенных критериев, свою корректировать деятельность учетом   выявленных недочетов. Обращаться за помощью и  с с       7 14 15 16 17 18 19 20 21 Рисование несложных по форме  ёлочных игрушек. Лепка «Елка». Рисование ветки ели с игрушками. Рисование на тему. Снеговик. Рисование по образцу  геометрического орнамента по  опорным точкам. Аппликация «Светофор». Рисование связки воздушных шаров. Беседа на тему «Дымковские и  городецкие узоры». С оставление  узора в полосе. 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 IV Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и  формирование умений  передавать его в живописи Аппликация «Грузовик». Лепка «Матрешка». Лепка «Дом». Аппликация «Многоэтажный дом» Рисование с натуры башенки из  элементов строительного  материала. Рассматривание иллюстраций к  сказке «Колобок». Рисование  «Колобок катится по дорожке». Роспись силуэтного изображения  игрушек «Матрешка». Аппликация «Ракета». Рассматривание дымковской  игрушки. Геометрический узор в  полосе из треугольников. Обучение восприятию  произведений искусства Рисование с натуры праздничного  флажка. Рассматривание иллюстрации к  сказке «Три медведя». Подвижная  аппликация к сказке. Рисование с натуры «Ветка в вазе» 22 23 24 25 26 27 28 29 30 V 31 32 33   принимать помощь; ­ слушать и понимать  инструкцию к учебному заданию  в разных видах деятельности и  быту; выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; ­делать простейшие обобщения,  сравнивать, классифицировать на наглядном материале; ­пользоваться знаками,  символами, предметами –  заместителями; Умение наблюдать; работать с  информацией (понимать  изображение, текст, устное  высказывание, элементарное  схематическое изображение,  таблицу); работать самостоятельно за личной Понимание   ответственности     свои поступки   на   основе   правил поведения в классе, стремление к безопасному   поведению   в природе и обществе. 8 4,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 0,5 0,5 0,5 9

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Изобразительное искусство»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Изобразительное искусство»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Изобразительное искусство»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Изобразительное искусство»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Изобразительное искусство»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Изобразительное искусство»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Изобразительное искусство»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Изобразительное искусство»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Изобразительное искусство»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2017