ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Марина Наумова свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Русский язык»
Файл:

Программа по русскому языку 4а класс.docx - АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык»


Все файлы публикации > Программа по русскому языку 4а класс.docx
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Русский язык»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
Рассмотрена на заседании методического
объединения
протокол от _______2016 г №________
Утверждена приказом от _______ 2016 г
№________
Принята на заседании НМС
от ________ 201 6. протокол №________
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Русский язык»
(индивидуальное обучение на дому)
Составитель: Наумова Марина Николаевна,
учитель начальных классов (обучение детей с ОВЗ)
первой квалификационной категории

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Русский язык»

2016 – 2017 учебный год
I. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для учащегося 4а
класса с умственной отсталостью составлена на основе «Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1 – 4
классы», под редакцией В.В. Воронковой ­ раздел «Русский (родной) язык.» авторы: А.К.
Аксёнова, С.В. Комарова, С. И. Шишкова. М. Просвещение, 2013.
Нормативно­правовые документы:
 Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273­ФЗ;
 Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для
детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.;
 «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
Подготовительный, 1—4 классы» / Под ред. В.В. Воронковой; 8­е издание. ­ М.:
Просвещение, 2013.
 СанПиН 2.4.2.3286­15"Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
 Федеральный образовательный стандарт для умственно отсталых детей;
 Примерная основная образовательная программа для умственно отсталых детей;
 Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Гимназии г. Лабытнанги (1­4 классы) на 2016­2020 г. г.
В начальном обучении предмет письмо и развитие речи занимает ведущее место, так как
направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции
младших школьников, при этом значение и функции предмета письмо и развитие речи носят
универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во
многом определяют успешность всего школьного обучения.
Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что
уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков
русского языка во 2 ­ 3 классах.
Основной целью курса являются: создать условия для овладения учащимися

элементарными знаниями по грамматике; формирование и совершенствование знаний, умений,
навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.

Задачи:
вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, развивать у учащихся устную и письменную речь;


 формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;

развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции
мышления, их умственному и речевому развитию.
воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку
и речи.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные


на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;


2

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Русский язык»

развитие фонетико­фонематических представлений;

 формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;




Программа представлена следующими структурными элементами:
развитие высших психических функций;
развитие речи, владение техникой речи;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
коррекция нарушений эмоционально ­ личностной сферы.
I.
II.
III.
IV.
Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 4 классе.
Тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык».
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование следующих
учебников, учебных и методических пособий:
1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2016.
2. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1­4
классах вспомогательной школы.­ М.: «Просвещение», 2000.
3. Соболева О.П. «Сборник контрольных работ по русскому языку для учащихся 1­4 классов
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида». Белгород:
Издательство Бел РИПКППС, 2007.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно индивидуальному учебному плану обучения на дому учащегося 4а класса
Гимназии г. Лабытнанги в 2016­2017 учебном году на изучение предмета «Русский язык»
отводится 34 часа (из расчета 1 ч в неделю, всего 34 недели).
II. Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»
Освоение минимума объема содержания основного образования и достижения уровня
функциональной грамотности, общекультурной компетентности, в учебно­познавательной
деятельности, включающие:
• уверенность в своих силах и возможностях;
• умения разрешать коммуникативные проблемы;
• достижения обязательного минимума содержания образования;
• сформированность общеучебных знаний, умений, навыков;
• сформированность умений социального взаимодействия;
• сформированность умений саморегуляции обучающихся в учебной деятельности.
В результате изучения предмета у учащегося должны быть
сформированы
личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные
действия как основа умения учиться, адаптироваться в меняющейся жизненной обстановке.
В связи с тем, что способности к обучению у обучающихся с легкой степенью
сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по
умственной отсталостью
формированию учебных умений и навыков могут быть применимы не ко всем обучающимся,
но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий
должны быть
сформированы:
• умение принимать и сохранять учебную задачу;
• умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
3

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Русский язык»

• умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной
форме;
• умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
• умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
В сфере познавательных универсальных учебных действий должны быть
сформированы:
• умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
• умение строить сообщения в устной и письменной форме;
• умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
• умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
• умение устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
• умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
• умение обобщать, т, е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда
или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
• умение устанавливать аналогии;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий должны быть
сформированы:
• умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач;
• умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его
аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в
том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию;
• умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для
организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
сфере личностных универсальных учебных
действий должны быть
В
сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания
необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика»;
• выраженная устойчивая учебно­познавательная мотивация учения;
• адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• ориентация на понимание и принятие предложений и оценок учителей, товарищей,
родителей и других людей;
• понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
• способность к эмпатии, как осознанному пониманию чувств других людей и сопереживанию
им, к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров;
• установка на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении и
поступках;
4

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Русский язык»

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать
в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего
поведения.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по учебному предмету на конец обучения в начальной школе
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
o различение гласных и согласных звуков и
букв; ударных и безударных согласных
звуков;
o оппозиционных согласных по звонкости­
глухости, твердости­мягкости;
o деление слов на слоги для переноса;
o списывание по слогам и целыми словами с
рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
o запись под диктовку слов и коротких
предложений (2­4 слова) с изученными
орфограммами;
o обозначение мягкости и твердости
согласных звуков на письме гласными
буквами и буквой Ь (после предварительной
отработки);
o дифференциация и подбор

предметы,
слов,
действия,

обозначающих
признаки;
o составление предложений, восстановление в
них нарушенного порядка слов с
ориентацией на серию сюжетных картинок;
o выделение из текста предложений на
заданную тему;
o участие в обсуждении темы текста и выбора
o различение звуков и букв;
o характеристика гласных и согласных звуков
с опорой на образец и опорную схему;
o списывание рукописного и печатного текста
целыми словами с орфографическим
проговариванием;
o запись под диктовку текста, включающего
слова с изученными орфограммами (30­35
слов);
o дифференциация и подбор слов различных
категорий по вопросу и грамматическому
значению (название предметов, действий и
признаков предметов);
o составление


и
распространение
предложений, установление связи между
словами с помощью учителя, постановка
знаков препинания в конце предложения
(точка, вопросительный и восклицательный
знак);
o деление текста на предложения;
o выделение темы текста (о чём идет речь),
выбор одного заголовка из нескольких,
подходящего по смыслу;
o самостоятельная запись 3­4 предложений из
составленного текста после его анализа.
заголовка к нему.
III. Содержание учебного предмета
Повторение пройденного в начале года
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с
употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме;
заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Звуки и буквы
Алфавит; употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед
гласными е, ё, ю, я, и.
Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка
написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных
гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных
слов (водá — вóдный).
Слово
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте
по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
5

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Русский язык»

Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей.
Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими
словами.
Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов
с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком
или о чем говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений.
Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный
Распространение предложений.
знаки).
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены
предложения (без деления на виды).
Связная речь
Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством
учителя и самостоятельно.
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после
устного разбора содержания, языка и правописания.
Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным
учителем вопросам.
Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в
виде вопросов.
Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным,
товарищам. Адрес на конверте.
Письмо и чистописание
Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывание с дальнейшим
ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных
букв:
1 группа – И, Ц, Ч, Л, М, А, Ш, Щ;
2 группа ­ О, С, З, Х, Ж, Е, Э, Я;
3 группа – У, Н, К, Ю, Р,В;
4 группа ­ Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.
Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил
правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и
строчных букв в алфавитном порядке.
IV. Тематическое планирование
Дат
а

п/п
I
Наименование
раздела и темы
Повторение
Кол­во
часов
4 ч
Основные виды учебной
деятельности
6

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Русский язык»

1
2
3
4
II
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
III
16
17
Повторение. Выражение в
предложении определенной и
законченной мысли.
Составление предложений с
употреблением слов в косвенных
падежах.
Составление предложений из слов,
данных в начальной форме.
Восстановление нарушенного
порядка слов в предложении.
Звуки и буквы
Алфавит. Расположение слов в
алфавитном порядке.
Гласные и согласные буквы в
алфавите. Звуко­буквенный анализ
слов.
Сравнение мягких и твёрдых
согласных.
Мягкий знак на конце и в середине
слова для обозначения мягкости
согласного.
Разделительный мягкий знак.
Упражнение в написании мягкого
знака перед гласными е, ё, ю, я, и.
Дифференциация слов с мягким
знаком и разделительным ь.
Правописание гласных после
шипящих.
Парные звонкие и глухие
согласные, их произношение и
написание в середине и на конце
слова.
Способы проверки написания
звонких и глухих согласных в
середине слова и на конце слова.
Ударение. Выделение ударной
гласной в словах.
Смыслоразличительная роль
ударения. Ударные и безударные
гласные.
Слово
Название предметов.
Дифференциация слов по
вопросам кто? что?
Изменение слов, обозначающих
предмет, по вопросам. Работа со
словами синонимами.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Деление текста на
предложения
Озаглавливание текста
11 ч

гласных
Различение
и
согласных звуков и букв;
ударных и безударных
согласных звуков;
Характеристика гласных и
согласных звуков с опорой на
образец и опорную схему;
Озаглавливание текста
Сравнение текста и
отдельных слов
Озаглавливание текста
12 ч
Замена повторяющихся
слов.
Нахождение слов­
предметов
7

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Русский язык»

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
IV
28
29
30
31
32
Название действий. Изменение
слов по вопросам. Работа со
словами антонимами.
Выделение в тексте слов,
обозначающих название предметов
и их действий. Правильное их
согласование.
Название признаков. Согласование
названий признаков предметов с
названиями предметов
Выделение в предложениях
названий предметов, признаков,
действий.
Имена собственные. Название
морей, рек, озер, городов.
Правописание имен собственных.
Предлог как отдельное слово.
Предлоги: под, до, над, без, около,
перед. Их различение и написание.
Изменение формы слова в
зависимости от предлога.
Разделительный твердый знак.
Правописание слов с
разделительным ъ.
Родственные слова. Знакомство с
понятием. Нахождение
родственных слов в тексте.
Единообразное написание корня в
родственных словах.
Словообразование.
Предложение
Предложение. Составление
предложений. Понятие о том, что
предложение выражает
законченную мысль.
Предложения повествовательные и
вопросительные. Знаки препинания
на конце.
Членение сплошного текста на
предложения. Виды предложений
по интонации.
Сказуемое. Понятие о сказуемом
как главном члене предложения.
Подлежащее. Понятие о
подлежащем как главном члене
предложения.
Распространение предложений по
вопросам. Понятие о
второстепенных членах
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Нахождение слов­действий.
Дополнение предложений.
Дифференциация и подбор
слов, обозначающих предметы,
действия, признаки;
Нахождение в предложении
иен собственных.
Составление рассказа по
картинке
6 ч
Составление предложений.
Составление рассказа
Составление описания по
вопросам
Интонирование
предложения.
Деление
предложения.

текста

на
8

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Русский язык»

33
V
34
предложения.
Итоговая контрольная работа за
2016­2017 учебный год
Повторение
Повторение и обобщение
изученного за год. Итоговый урок
1
1
1 ч
9

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл