Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)
Оценка 5

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
24.02.2017
Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)
Рабочая программа предмета «Живой мир» для 1-4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида авторов А.К. Аксенова, Э.В.Якубовская, С.В.Комарова «Живой мир. 0 – 4 классы» (2011г) под редакцией И. М. Бгажноковой. Цель предмета «Живой мир»:формирование у учащихся естествоведческих знаний, развитие понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе, углубить сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы, заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний между названными предметами
живой мир.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   БЮДЖЕТНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ «ТЕРНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» «Утверждаю» Директор МБОУ «Терновская ООШ»  _________Селифанова А. И. Приказ № 138 «19» июня 2015 г. Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  (2 вариант)  Сотник Игоря (на уровне начального общего образования) «Рассмотрено» на заседании МС МБОУ  «Терновская ООШ»  Протокол № 7 от  «19» июня 2015 г. «Согласовано» Заместитель директора  МБОУ «Терновская ООШ» __________Стёпкина С. Ю. «19» июня 2015 г. «Принято» на заседании  педагогического совета  МБОУ «Терновская ООШ» Протокол №8 от 19 июня  2015 г. Составитель: Гутара И. Н. Пояснительная записка  Рабочая   программа   предмета «Живой мир» для  1­4  класса  составлена на основе  программы  специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида   авторов А.К. Аксенова, Э.В.Якубовская, С.В.Комарова «Живой мир. 0 – 4  классы» (2011г) под редакцией И. М. Бгажноковой. Цель предмета «Живой мир»:формирование у учащихся  естествоведческих знаний, развитие понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе, углубить сведения,   раскрывающие   причинные,   следственные,   временные   и   другие   связи   между объектами,   явлениями   и   состояниями   природы,   заложить   основы   для   изучения   в дальнейшем таких базовых предметов, как «Естествознание» и «География», создать пре­ емственную систему знаний между названными предметами. Курс   «Живой   мир»   решает   следующие   коррекционнообразовательные   и воспитательные задачи: •   уточняет  имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах; •  на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи   живой   и   неживой   природы,   о   формах   приспособленности   живого   мира   к условиям внешней среды; •   вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фено­ логические данные; •  формирует знания учащихся о природе своего края;  формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека,  учит детей бережному отношению к природе. Курс «Живой мир»     является начальным звеном формирования естествоведческих знаний,   пропедевтическим   этапом   развития   у   учащихся   младших   классов   понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. Учебный   план   (вариант   2)       предполагает   базовый   блок   дисциплин:   «Живой   мир», «Природоведение», «Естествознание», «География», «Человек и его среда», призванных обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии. Специфика интеллектуального недоразвития учащихся специального   класса не даёт возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире. С одной стороны, содержание дисциплины «Живой мир» базируется на знакомых детям объектах   и   явлениях   окружающего   мира   и   даёт   учителю   возможность   постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. С   другой   стороны,   курс   элементарного   природоведения   в   младших   классах   (1—4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний между названными предметами.               Программа   построена   по   концентрическому   принципу,   а   также   с   учётом преемственности   планирования   тем   на   несь   курс   обучения.   Такой   принцип   позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.   Программа «Живой мир» не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены   блоки   тем,   последовательность   изучения   которых   может   варьироваться учителем самостоятельно. Например, во 2 классе тему «Рыбы» можно изучать вслед за изучением   темы   «Вода»   пли   в   разделе   «Животные».   Раздел   «Повторение»   составляет резерв времени для учителя и может быть использован как для повторения отдельных, наиболее сложных тем, гак и для обобщающего повторения по разделам.   В   программе   определён   обязательный   базовый   уровень   знаний.   Второй   уровень предназначен для детей со сниженными интеллектуальными возможностями.     Содержание программы и уроки по предмету «Живой мир» предполагают большое количество   непосредственных   наблюдений,   поэтому   особое   значение   придаётся экскурсиям, позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми   объектами.   Кроме   того,   на   уроках   следует   использовать   разнообразные наглядные   средства   обучения:   натуральные   объекты,   муляжи,   макеты,   гербарии, коллекции, кино­ и диафильмы. Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения   и   составление   на   их   основе   описаний   объектов   природы   или   природных явлений.   Знания по программе «Живой мир» необходимо реализовывать на уроках развития устной   речи,   математики,   чтения,   занимательного   труда,   рисования,   а   также   найти   им применение во внеурочное время. В соответствии с Уставом МБОУ «Терновская ООШ» количество рабочих недель в 1 классе   33   недели,   во   2­4   классах   составляет   34   недели,   с   учётом   промежуточной аттестации. Общее количество часов в соответствии с  учебным планом образовательного учреждения «Живой мир» рассчитано на 264 часа   (1 класс – 66 часов, 2 класс 66 часов, 3 класс – 66 часов, 4 класс – 66 часов) и авторская программа с на это же количество часов, поэтому программа составлена без изменения содержания. В соответствии с запросами родителей   (законных   представителей)   ежегодно   при   составлении   календарно­ тематического   планирования   учитывается   количество   часов   на   изучение   с   учителем   и самостоятельное изучение без изменения содержания программы. На самостоятельное изучение отводятся более лёгкие темы, на изучение с учителем­ более сложные. Рабочая программа для Сотник Игоря составлена в соответствии с его заболеванием   и   психофизическими   особенностями   ребёнка.   Занятия   проводятся   в утренние часы, т. к. именно в это время у ребёнка повышенная работоспособность. Занятия проводятся по 45 минут, в течение которых делается несколько перерывов по 10 минут (физкультпауз),   в   связи   с   быстрой   утомляемостью   Игоря.   Каждый   урок   начинается   с повторения,   т.   к.   память   у   ребёнка   кратковременная.   На   каждом   уроке   проводятся игровые моменты с целью заинтересовать ребёнка и удержать его внимание. Требования к уровню подготовки учащихся 1 класс: Учащиеся должны усвоить следующие представления: •  о мире живой и неживой природы; •  о человеке, работе его органов чувств; •  о погоде и её явлениях; •  о смене времён года.  Учащиеся должны уметь: •   правильно   и   точно   называть   изучаемые   объекты   и   явления   живой   и   неживой природы; •  называть своё имя, фамилию, возраст, пол; •  называть и показывать органы чувств человека. 2 класс: Учащиеся должны усвоить следующие представления: •  о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных, человека; •  о растениях сада и огорода, их отличии; •  о разнообразии животного мира, образе жизни и повадках диких и домашних животных; •  о роли питания в жизни человека; •  о гигиенических правилах; •   о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека; •  о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных. Учащиеся должны уметь: •  называть изученные объекты и явления; •  различать 2—3 вида комнатных растений, называть части растений; •  ухаживать за комнатными растениями; •  различать наиболее распространённые овощи и фрукты; •  различать изученных диких и домашних животных, рыб; •  различать признаки времён года; •  выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи. 3 класс: Учащиеся должны уметь:  правильно называть изученные объекты и явления;  распространённых в данной местности; различать ягоды, орехи, грибы; сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2—3 растения, наиболее  сравнивать домашних и диких животных, птиц; описывать их повадки;   соблюдать правила употребления в пищу грибов и ягод;   соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;  соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний; соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека. 4 класс: Учащиеся должны усвоить следующие представления: • • •  о земле, её составе, свойствах, значении для жизни растений;  о растениях поля, сада (цветковых растениях), их строении, использовании человеком;   о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных; • • о насекомых, их роли в жизни природы;   о   взаимодействии   человека   и   природы,   значении   состояния   природы   для жизнедеятельности человека; •  о взаимосвязях сезонных изменений в неживой и живой природе. Учащиеся должны уметь: • •  правильно называть изученные объекты и явления;   сравнивать   и   различать   растения   сада,   огорода,   леса,   поля,   рассказывать   об   их использовании человеком; •   различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека; • •  бережно относиться к природе и к людям;  различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разное время года. Критерии к оцениванию  знаний и умений учащихся Знания   учащихся,   обучающихся   по   программам   специальных   (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, оцениваются в установленном в образовательном учреждении   порядке.   При   выставлении   оценок   необходимо,   в   первую   очередь, руководствоваться требованиями программ, по которым ведется обучение.             Оценку рекомендуется вводить с 3 четверти 2 класса. Введение оценки в этот период   обусловлено   тем,   что   у   основной   группы   учащихся   уже   сформированы элементарные навыки счета, письма, чтения, дети под руководством учителя приучены к организации собственной учебной деятельности, которая для них становится привычной.              Наряду   с   критериями   оценки   возникает   вопрос   и   о   том,   какой   объем реализуемых   знаний   считать   удовлетворительным.   Какой   показатель   наиболее соответствует   адекватной   оценке   сформированных   знаний   у   детей   с   умственной отсталостью? И.М. Бгажнокова, ссылаясь на многочисленные психолого­педагогические исследования, посвященные особенностям усвоения русского языка, математики и других предметов данными учащимися, рекомендует следующую систему оценивания: Оценка удовлетворительно хорошо очень хорошо % выполнения заданий 35 – 50% 50 – 65% свыше 65% Знания и умения, учащихся по живому миру оцениваются по результатам их    индивидуального и фронтального опроса. Оценка  за устный ответ: Отметка  «5» ставится, если ученик: ­   показывает   глубокое   и   полное   знание   и   понимание   всего   объёма   программного материала,   полное   понимание   сущности   рассматриваемых   понятий,   явлений   и закономерностей,  теорий, взаимосвязей; ­   умеет   составить   полный   и   правильный   ответ   на   основе   изученного   материала, выделять   главные   положения,   самостоятельно   подтверждать   ответ   конкретными примерами, фактами; ­   самостоятельно   и   аргументировано     делать   анализ,   обобщения,   выводы, устанавливать   межпредметные   связи,   творчески   применять   полученные   знания   в незнакомой ситуации; ­   последовательно,   чётко,   связно,   обоснованно   и   безошибочно   излагать   учебный материал,     давать   ответ   в   логической   последовательности   с   использованием   принятой терминологии, делать собственные выводы; ­   формулировать   точное   определение   и   истолкование   основных   понятий,   законов, теорий, правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; ­   самостоятельно   и   рационально   использовать   наглядные   пособия,   справочные материалы, учебник, дополнительную литературу; ­ самостоятельно, уверено и безошибочно применять полученные знания в решении про­блем   на   творческом   уровне,   допускает   не   более   одного   недочёта,   который   легко исправляет   по   требованию   учителя,   имеет   необходимые   навыки   работы   с   приборами, чертежами, схема­ми и графиками, сопутствующими ответу. Отметка  «4» ставится, если ученик: ­   показывает   знания   всего   изученного   программного   материала,   даёт   полный   и правильный ответ на основе изученных теорий; ­   материал   излагает   в   определённой   логической   последовательности,   допуская   при этом   одну   не     грубую   ошибку   или   не   более     двух   недочётов,   может   их   исправить самостоятельно; ­   делает     незначительные   ошибки   и   недочёты   при   воспроизведении   изученного материала, определений, понятий;  ­   допускает   небольшие   неточности   при     использовании   научных   терминов   или   в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; ­ правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя; ­   умеет   самостоятельно   выделять   главные   положения   в   изученном   материале,   на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные связи;  ­ применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи, использует научные термины; ­ не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируются, но работает медленно), допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. Отметка «3» ставится, если ученик: ­   усвоил   основное     содержание   учебного   материала,   имеет   пробелы   в   усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; ­ материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; ­ показывает недостаточнуюсформированность  отдельных знаний и умений, выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки; ­ допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии; ­ не использует в качестве выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; ­   испытывает   затруднения   в   применении   знаний,   необходимых   для   решения   задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов. ­ отвечает неполно на вопросы учителя; ­обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении теста учебника.   Отметка «2» ставится, если ученик: ­ не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; ­ не делает выводов и обобщений; ­ не знает  и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; ­   имеет   слабо   сформированные   и   неполные   знания     и   не   умеет   применять     их     к решению  конкретных  вопросов и задач по образцу; ­ при ответе (на один вопрос)  допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при  помощи учителя. Оценка  самостоятельных и контрольных работ. Отметка   «5» ставится, если ученик выполнил работу без ошибок и недочётов или допустил не более одного недочёта; Отметка «4» ставится, если выполнил работу полностью, но допустил в ней ­ не более одной негрубой ошибки и одного недочёта; ­ или не более двух недочётов. Отметка  «3» ставится, если  ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: ­ не более двух грубых ошибок; ­ или не более одной  грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта; ­ или не более двух­трёх негрубых ошибок; ­ или одной негрубой ошибки и трёх недочётов; ­ или при отсутствии ошибок и трёх недочётов. Отметка «2» ставится, если  ученик: ­ допустил число ошибок и недочётов, превосходящих норму, при которой может быть выставлена оценка  «3» ­ или если правильно менее половины работы. Оценка  лабораторных и практических работ. Отметка     «5»     ставится,   если   учащийся   выполняет   работу   в   полном   объёме   с соблюдением   необходимой   последовательности   проведения   опытов   и   измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и  режимах,  обеспечивающих  получение правильных  результатов и  выводов. Соблюдает   требование   правил   безопасности   труда,   в   отчёте   правильно   и   аккуратно выполняет   все   записи,   таблицы,   рисунки,   чертежи,   графики,   вычисления,   правильно проводит анализ погрешностей. Отметка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено 2­ 3 недочёта или не более одной негрубой ошибки и одного  недочёта. Отметка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части   таков,   что   позволяет   получить   правильные   результаты   и   выводы,   если   в   ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки. Отметка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объём выполненной  части не позволяет сделать выводы, опыты, измерения, наблюдения, вычисления  проводились неправильно. Содержание тем учебного предмета «Живой мир» 1 класс Сезонные изменения в природе (20 ч) Сезонные изменения в неживой природе Влияние солнца на изменения  в природе: зима — солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето — солнце долго светит, греет сильно, всё оживает. Солнце весной и осенью. Знакомство с временами года и их названиями. Формирование   первоначальных   представлений   о   явлениях   и   состояниях   неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки. Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня. Растения и животные в разное время года Наблюдения:   изменение   окраски   листьев,   листопад,   увядание   трав,   зимний   покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Берёза, клён, мать­и­мачеха. Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей. Животные зимой. Медведь, заяц. Одежда людей, игры детей в разное время года Неживая природа (10 ч) Названия   и   простейшие   признаки   объектов   неживой   природы.   Небо   днём   и   ночью: солнце, облака, луна, звёзды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки. Деятельность человека в течение суток. Земля: песок, камни, глина. Солнце — источник тепла и света. Элементарные   представления   о   роли   солнечного   тепла   и   света   в   жизни   растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времён года. Живая природа (34 ч) Растения   (6 ч) Выявление   представлений   о   мире   растений,   их   разнообразии:   деревья,   кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются). Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. Наблюдения   за   жизнью   растений   в   своей   местности:   рост,   цветение,   образование плодов и семян; приспособление к смене времён года. Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение. Животные (10 ч) Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются). Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение. Знакомство   с   животными   своей   местности.   Понятие   о   месте   обитания,   повадках, приспособлении к смене времён года (1—2 хорошо знакомых животных). Человек (14 ч) Пол, возраст, имя, фамилия. Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог. Первая помощь при порезах, ожогах кожи. Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щёки, подбородок. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа. Элементарные   представления   о   строении   и   работе   органов   чувств:   глаза   —   орган зрения,   ухо  —  орган  слуха  и   т.  д.  Профилактика  травматизма   и  заболеваний   органов чувств человека. Повторение (2 ч) 2 класс Сезонные изменения в природе (20 ч) Сезонные изменения в неживой природе Формирование представлений о смене времён года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времён года, знакомство с названиями месяцев. Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь,   заморозки,   пасмурно,   первый   снег,   снегопад,   снежинки,   мороз,   лёд,   замерзание водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния),   тёплые   дожди,   ливень.   Продолжение   наблюдений   за   погодой,   их   словесное описание. Растения и животные в разное время года Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения   за   зимующими   птицами.   Подкормка:   синица,   сорока.   Появление   весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, ёж. Рыбы зимой. Труд человека в разное время года Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев. Неживая природа (8 ч) Вода.   Простейшие   свойства   воды:   прозрачность,   отсутствие   запаха,   текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения темпе­ ратуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных, человека. Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото. Живая природа (32 ч) Растения (14 ч) Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3—4 растения). Части   растений:   корень,   стебель,   лист,   цветок.   Необходимость   для   жизни   растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус. Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3—5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека. Сад.   Фрукты   (3—5   названий).   Названия   и   признаки.   Особенности   произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов данной местности. Уход за растениями сада и огорода. Животные (Ю ч) Сравнение домашних и диких животных. Кошка — рысь. Собака — волк. Внешний вид, питание,   названия   детёнышей,   повадки,   образ   жизни,   места   обитания.   Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки. Отношение человека к животным. Рыбы (2—3 названия рыб, распространённых в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. * Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий. Человек (8 ч) Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления). Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений. Повторение (6 ч)  3 класс   Сезонные изменения в природе  (20 ч) Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года. Сезонные изменения в неживой природе Наблюдение   за   высотой   солнца   над   горизонтом   в   разное   время   года:   направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание.  Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев. Растения и животные в разное время года Наблюдения   за   растениями   сада   и   леса   в   разное   время   года:   яблоня,   осина,   липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период. Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года Неживая природа (6 ч) Воздух   и   его   значение   в   жизни   растений,   животных,   человека.   Термометр (элементарные   представления).   Измерение   температуры   воздуха.   Ветер.   Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра. Живая природа (34 ч) Растения (14 ч) Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения   сада.   Фруктовые   деревья   (2—3   названия);   ягодные   кустарники   (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и травы опасные. Животные (12 ч) Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям. Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными. Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик. Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел. Хищные птицы; ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок. Человек (8 ч) Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких. Температура тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний. Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. Окружающая среда и здоровье человека. Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений. Учащиеся должны усвоить следующие представления: Повторение (6 ч) • о   простейших   свойствах   воздуха,   его   значении   в   жизни   растений,   животных, человека; • о растениях сада, леса; • об образе жизни и повадках домашних и диких животных, птиц; • о роли человека в жизни домашних животных; • о сезонных изменениях в неживой и живой природе; • о дыхании человека, о профилактике простудных заболеваний. 4 класс Сезонные изменения в природе (20 ч) Сезонные изменения в неживой природе Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времён года. Чередование времён года, за­ крепление знаний о названиях месяцев. Формирование   представлений   о   явлениях   в   неживой   природе:   замерзание   рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман. Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное время года Неживая природа (8 ч) Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие   свойства   почвы,   их   значение   для   растений.   Способы   обработки   почвы: рыхление, полив и т. д. Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы. Живая природа (36 ч) Растения (14 ч) Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 —3   наиболее   распространённых).   Уход   за   цветами   в   саду.   Лекарственные   растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овёс и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель­соломина, лист, колос, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений. Животные (14 ч) Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных,   уход   за   ними.   Ферма.   Разнообразие   пород   домашних   животных.   Птицы. Разнообразие птиц. Птицы — друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем. Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека. Насекомые­вредители. Человек (8 ч) Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Состояние природы и её влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество. П о в т о р е н и е   ( 2   ч ) Перечень   учебно­методических   средств   обучения. 1. Программы   специальных   (коррекционных)   образовательных   учреждений  YIIIвида   0­4 классы. 3­е издание, исправленное. Москва  «Просвещение» 2011 год 2. Живой мир. 3 класс (VIII вид). Учебник Автор ­ Н. Матвеева, Татьяна Куртова, Марина  Котина, М.: Просвещение, 2012 г 3. Натуральные объекты 4. Муляжи 5. Макеты 6. Гербарии 7. Коллекции 8. Видеофильмы Тематическое планирование   Приложение 1 по предмету «Живой мир» 1 класс YIII вид 2­й вариант Наименование раздела и тем Сезонные изменения в природе (20 ч) Сезонные изменения в неживой природе Кол­ во часов Влияние солнца на изменения в природе: зима — солнце светит мало,  греет слабо, жизнь замирает; лето — солнце долго светит, греет сильно,  всё оживает. Солнце весной и осенью. Знакомство с временами года и их названиями. Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях  неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно,  ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки. Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях  неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно,  ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки. Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня. Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня. Растения и животные в разное время года Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав,  зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав,  первые цветы, цветение деревьев Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав,  зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав,  первые цветы, цветение деревьев Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав,  зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав,  первые цветы, цветение деревьев Берёза, клён, мать­и­мачеха. Берёза, клён, мать­и­мачеха. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № урок а 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей. 14 Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей. 15 Животные зимой. Медведь, заяц. 16 Животные зимой. Медведь, заяц. 17 Одежда людей, игры детей в разное время года 18 Одежда людей, игры детей в разное время года 19 Одежда людей, игры детей в разное время года 20 Одежда людей, игры детей в разное время года Неживая природа (10 ч) 21 Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. 22 Небо днём и ночью: солнце, облака, луна, звёзды. 23 Наблюдения за сменой дня и ночи. 24 25 26 27 Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки. Деятельность человека в течение суток. Земля: песок, камни, глина. Солнце — источник тепла и света. 28 29 30 31 32 Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни  растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времён года. Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни  растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времён года. Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни  растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времён года. Живая природа (34 ч) Растения   (10 ч) Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники,   травы,   цветковые   растения   (различия   этих   групп   не разбираются). Выявление  представлений  о  мире  растений,  их  разнообразии:   деревья, кустарники,   травы,   цветковые   растения   (различия   этих   групп   не разбираются). 35 36 37 33 Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. 34 Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. Наблюдения   за   жизнью   растений   в   своей   местности:   рост,   цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времён года. Наблюдения   за   жизнью   растений   в   своей   местности:   рост,   цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времён года. Наблюдения   за   жизнью   растений   в   своей   местности:   рост,   цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времён года. Элементарные представления о приспособлении растений к разным  условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным  климатом, их сравнение. Элементарные представления о приспособлении растений к разным  условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным  климатом, их сравнение. Элементарные представления о приспособлении растений к разным  условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным  климатом, их сравнение. 38 39 40 Животные (10 ч) Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и  дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не  разбираются). Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и  дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не  разбираются). Элементарные представления о приспособлении диких животных к  разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с  холодным климатом, их сравнение. Элементарные представления о приспособлении диких животных к  разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с  холодным климатом, их сравнение. Элементарные представления о приспособлении диких животных к  разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с  холодным климатом, их сравнение. Элементарные представления о приспособлении диких животных к  разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с  холодным климатом, их сравнение. Элементарные представления о приспособлении диких животных к  41 42 43 44 45 46 47 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с  холодным климатом, их сравнение. Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания,  повадках, приспособлении к смене времён года (1—2 хорошо знакомых  животных). Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания,  повадках, приспособлении к смене времён года (1—2 хорошо знакомых  животных). Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания,  повадках, приспособлении к смене времён года (1—2 хорошо знакомых  животных). 48 49 50 Человек (14 ч) Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. 51 Пол, возраст, имя, фамилия. 52 53 Правильная осанка человека.  54 Кожа.  55 Порез 56 Ожог. 57 Первая помощь при порезах, ожогах кожи. 58 Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щёки, подбородок. 59 Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа. 60 Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа. 61 62 Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза  — орган зрения, ухо — орган слуха и т. д.  Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза  — орган зрения, ухо — орган слуха и т. д.  63 Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека. 64 Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека. Повторение (2 ч) 65 Повторение 66 Повторение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Приложение 2 Кол­ во часов 1 Тематическое планирование   по предмету «Живой мир» 2 класс YIII вид 2­й вариант Наименование раздела и тем Сезонные изменения в природе (20 ч) Сезонные изменения в неживой природе Формирование представлений о смене времён года в связи с изменением  положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времён года, знакомство с названиями месяцев. Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы:  похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад,  снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов, потепление, таяние снега,  ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые  дожди, ливень. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы:  похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад,  снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов, потепление, таяние снега,  ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые  дожди, ливень. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы:  похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад,  снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов, потепление, таяние снега,  ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые  дожди, ливень. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы:  похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад,  снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов, потепление, таяние снега,  ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые  дожди, ливень. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы:  похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад,  снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов, потепление, таяние снега,  ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые  дожди, ливень. № урок а 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание. Растения и животные в разное время года 11 Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник.  Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за  зимующими птицами. 12 13 Подкормка: синица, сорока. 14 Появление весной грачей, скворцов. 15 Животные в разное время года: лиса, белка, ёж. Рыбы зимой. Труд человека в разное время года Работа в саду, огороде. Работа в саду, огороде. 16 17 18 Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев. 19 20 Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев. Неживая природа (8 ч) Вода. 23 21 22 Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для  измерения температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных, человека. Значение воды для жизни растений, животных, человека Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото. Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото. 24 25 26 27 28 Живая природа (32 ч) Растения (14 ч) Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус. Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. 29 Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3—4 растения). 30 31 Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. 32 33 34 Уход за комнатными растениями. 35 Огород. Овощи (3—5 названий), их признаки. 36 Особенности произрастания. Овощи в питании человека. 37 38 Фрукты (3—5 названий). Названия и признаки. 39 Особенности произрастания. 40 Фрукты в питании человека. 41 42 Уход за растениями сада и огорода. Растения садов и огородов данной местности. Сад. Животные (10 ч) Сравнение домашних и диких животных. 43 44 Кошка — рысь. Собака — волк. 45 Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, места  обитания. 46 47 Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки. 48 49 Отношение человека к животным. 50 51 52 Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий. Рыбы (2—3 названия рыб, распространённых в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.   Человек (8 ч) Гигиена тела человека, закаливание. (элементарные представления). Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. 53 54 Питание человека.  55 Органы   пищеварения:   ротовая   полость,   пищевод,   желудок,   кишечник 56 57 Пища человека. 58 Правильное питание. 59 Профилактика пищевых отравлений. 60 Профилактика пищевых отравлений. Повторение (6 ч) 61 Повторение 62 Повторение 63 Повторение 64 Повторение 65 Повторение 66 Повторение Тематическое планирование   по предмету «Живой мир» 3 класс YIII вид 2­й вариант Наименование раздела и тем Приложение 3 Кол­во часов № уро ка 1 2 3 4 5 6 7 Сезонные изменения в природе. Сезонные изменения в неживой природе. Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года:  направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой  природы: облачность, туман, небольшой дождь, Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой  природы: заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой  природы: жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь. Знакомство с календарём. 8 9 10 Названия месяцев. 11 12 13 Растения и животные в разное время года. Наблюдения за растениями  сада и леса в разное время года: яблоня Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: осина Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: липа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: акация Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: орешник 14 15 16 Увядание и  появлениецветов 17 Увядание и  появлениетрав 18 Птицы зимующие и перелётные. Насекомые в осенний период. Домашние животные в разное время года.  19 20 Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. 21 Сезонные работы в саду, огороде, труд людейв разное время года.  Неживая природа. Воздух и его значение в жизни растений, животных,  человека. Термометр (элементарные представления). Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия) Внешний вид, распознавание. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки 22 23 Измерение температуры воздуха. 24 25 26 Направление ветра. 27 Живая природа. Растения. Сравнение и распознавание растений по их  28 29 Части растений: почки, листья, цветы. 30 31 Ягодные кустарники (2—3 названия). 32 33 Плоды. Ягоды. 34 Лес. Растения леса. 35 36 37 Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные 38 39 40 41 Животные. Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц.  42 43 44 45 46 Уход за домашними животными. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям. Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши.  Грибы. Грибы съедобные Грибы несъедобные. Травы полезные и травы опасные. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. 47 Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан —  свинья, заяц — кролик. Строение гнёзд, забота о потомстве. 48 Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. 49 50 Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел. 51 Хищные птицы; ястреб, коршун. 52 Певчие птицы: соловей, жаворонок. 53 Человек. Дыхание человека. Элементарные представления о строении и  54 55 Профилактика простудных заболеваний. работе лёгких. Температура тела человека. Градусник и его назначение. 56 Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. 57 Окружающая среда и здоровье человека. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 продуктов, мяса. 58 Питание   человека.   Употребление   в   пищу   овощей,   фруктов,   молочных 59 Приготовление и хранение пищи. 60 Профилактика пищевых отравлений. 61 Повторение. Простейшие свойства воздуха, его значение в жизни  растений, животных, человека.  Растения  сада, леса. 62 63 Образ жизни и повадки домашних и диких животных, птиц. 64 65 66 Роль человека в жизни домашних животных Сезонные изменения  в неживой и живой природе.    Дыхание человека. Профилактика простудных заболеваний. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование   по предмету «Живой мир» 4 класс YIII вид 2­й вариант Наименование раздела и тем Сезонные изменения в природе (20 ч) Сезонные изменения в неживой природе (5 ч) Приложение 4 Кол­во часов Обобщение   полученных   знаний   о   влиянии   солнца   на   изменения   в   природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времён года.  Обобщение   полученных   знаний   о   влиянии   солнца   на   изменения   в   природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времён года. Чередование времён года, закрепление знаний о названиях месяцев. Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав),   иней,   изморозь,   моросящий   дождь,   ледоход,   проталина,   разлив, ливень, град, роса, туман. Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав),   иней,   изморозь,   моросящий   дождь,   ледоход,   проталина,   разлив, ливень, град, роса, туман. Растения и животные в разное время года (5 ч) Растения в разное время года Растения в разное время года Растения в разное время года Растения в разное время года Растения в разное время года Сад, огород, поле, лес в разное время года (5 ч) Дикие и домашние животные в разное время года Дикие и домашние животные в разное время года Дикие и домашние животные в разное время года Дикие и домашние животные в разное время года Дикие и домашние животные в разное время года Труд людей города и села в разное время года (5 ч) Труд людей города в разное время года Труд людей города в разное время года Труд людей села в разное время года Труд людей села в разное время года Труд людей села в разное время года Неживая природа (8 ч) Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений.  Простейшие свойства почвы, их значение для растений.  Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы. Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы. Живая природа (36 ч) Растения (14 ч) Растения сада, огорода, леса, их сравнение.  Растения культурные и дикорастущие (по 2—3 наиболее распространённых).   Уход за цветами в саду  Уход за цветами в саду Лекарственные растения: календула, зверобой   Лекарственные растения: календула, зверобой   Редкие растения и их охрана.  Парк (сквер).  Создание человеком парков. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № урок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 Растения поля. Рожь, пшеница, овёс и др.  Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель­соломина, лист, колос, метёлка   Строение полевых растений: корень, стебель­соломина, лист, колос, метёлка Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений Животные (14 ч) Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья.  Разведение человеком домашних животных, уход за ними 43 44 45 Ферма. Разнообразие пород домашних животных.  46 Птицы. Разнообразие птиц. Птицы — друзья сада; охрана птиц 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 Домашние птицы: курица, гусь, утка.  Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни.  Сравнение с домашними уткой и гусем Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание Полезные насекомые. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека Насекомые­вредители Человек (8 ч) Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Состояние природы и её влияние на здоровье человека.  Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество П о в т о р е н и е   ( 2   ч ) П о в т о р е н и е П о в т о р е н и е 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по Живому миру на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017