Краснодарский край, Северский район, поселок городского типа Ильский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №52
поселка городского типа Ильского
муниципального образования Северский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от «28»08. 2015 года протокол № 1
Председатель _______ Купреева Т.С.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
Уровень образования (класс) начальное общее образование 3 класс
(Индивидуальное обучение на дому)
Количество часов 136 ч
Учителей Иноземцева Оксана Васильевна
Рабочая программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под ред.И.М.Бгажноковой.Авторы программы: М.Н. Перова, Т.И. Бугаева, И.Г. Старкова, «Просвещение», Москва, 2011г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основе авторской программы «Математика. 0 - 4 классы» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2011 год и разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
2.Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г.№253)
3.Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под ред. И. М. Бгажноковой. Авторы программы: А. К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская, «Просвещение», Москва, 2011 г.
5. Учебный план школы.
6.Устав школы.
Цель: подготовить учащихся с интеллектуальным недоразвитием к социальной реабилитации адаптации в современном обществе. Формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов.
Задачи: подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов, воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности. Максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения
2.Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана с учетом особенностей познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний, который необходим им для социальной адаптации. В рабочей программе реализованы современные подходы к формированию у учащегося математических знаний и умений, в основе которых лежит принцип коррекционно-развивающей направленности обучения.
В курсе математики изучается «Арифметика» и «Элементы наглядной геометрии». Учащиеся должны не только овладеть определённым объёмом математических знаний, но уметь использовать их в процессе трудового обучения, занятий по социально-бытовой ориентировке, изучения других предметов, а также в быту. Этот предмет наиболее труден для умственно отсталых детей. В течение всех лет обучения арифметика изучается с постепенным увеличением объёма и нарастанием сложности по следующим разделам: «Нумерация», «Арифметические действия», «Устный счёт», «Величины и единицы измерения», «Доли, дроби», «Текстовые арифметические задачи». На уроках математики даётся геометрический материал на различение простейших геометрических фигур, ознакомление с их свойствами, формирование навыков пользования измерительными и чертёжными приборами. Учащиеся овладевают практическими умениями в решении задач измерительного и вычислительного характера.
Самое серьёзное внимание при обучении математике уделяется формированию у школьников вычислительных навыков, что жизненно важно для умственно отсталых детей.
В результате изучения дисциплины ученик должен усвоить следующие базовые представления: о круглых десятках в пределах 100, о получении двузначных чисел из десятков и единиц; о разложении полных двузначных чисел на десятки и единицы, о счёте в пределах 100 разрядными единицами и равными числовыми группам в прямой и обратной последовательности, о счёте порядковом и количественном, об увеличении и уменьшении числа на несколько десятков и единиц, о сётных и нечётных числах, об однозначных и двузначных числах, о единицах измерения стоимости, длины, массы, времени, ёмкости; о соотношениях единиц измерения стоимости, длины, времени; о действиях умножения и деления на равные части, о порядке действий I и II ступени, о названиях компонентов и результатов действий сложения, вычитания, а также умножения и деления, о центре и радиусе окружности (круга, о многоугольнике и названии его элементов, о прямоугольнике (квадрате) и свойствах его сторон и углов, о новом названии сторон в прямоугольнике: противоположные.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В связи с тем, что программа не предусматривает деление количества часов по темам, то в рабочей программе произведена градация разделов и тем по часам. Учебным планом предусматривается 4 часа в неделю, поэтому количества часов соответствует учебному плану.
Общий объём учебного времени по учебной дисциплине "Математика" составляет 136 часов.
Таблица тематического распределения количества часов.
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
|
Примерная или авторская программа |
Рабочая программа |
||
|
|
|
136 |
1. |
Повторение |
|
6 |
2. |
Нумерация |
|
21 |
3. |
Единицы измерения и их соотношения |
|
28 |
4. |
Арифметические действия |
|
45 |
5. |
Арифметические задачи |
|
8 |
6. |
Геометрический материал |
|
16 |
7 |
Повторение изученного материала за год |
|
11 |
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения дисциплины ученик должен знать:
§ получать двузначные числа из десятков и единиц; раскладывать двузначные числа на десятки и единицы;
5. Содержание учебного предмета.
3 класс ( 136 ч )
Повторение ( 6ч).
Отрезок числового ряда от 11 до 20.
Счёт в пределах 20 (количественный, порядковый).
Сложение и вычитание, название компонентов и результатов действий.
II. Нумерация (21ч.)
Нумерация чисел в пределах 100.
Получение и запись круглых десятков.
Счёт десятками до 100.
Запись круглых десятков.
Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц, их запись.
Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы.
Числовой ряд 1 -100.
Счёт в пределах 100 (количественный и порядковый).
Присчитывание и отсчитывание по единице, равными числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 (в прямой и обратной последовательности).
Сравнение чисел: сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду; сравнение чисел по количеству десятков и единиц.
Числа чётные и нечётные.
III. Единицы измерения и их соотношения. (28ч.)
Монета 50 коп., бумажные купюры достоинством 50 р., 100 р.
Замена нескольких бумажных купюр по 5 р., 10 р. (монет по 5 коп., 10 коп.) одной купюрой 50 р., 100 р. (монетой 50 к.)
Размеры бумажных купюр достоинством 50 р., 100 р. (монеты 50 к.) по 5 р., 10 р. (монет по 5 коп., 10 коп.).
Соотношение: 1 р. =100 коп.
Единицы измерения длины: метр. Обозначение: 1 м.
Соотношение: 1 м. =10 дм., 1 м. =100 см.
Единицы измерения массы: килограмм. Обозначения: 1 кг.
Единицы измерения ёмкости: литр. Обозначения: 1 л.
Единицы измерения времени: минута, год.
Обозначения: 1 мин., 1 год.
Соотношения: 1ч.=60 мин., 1сут.=24 ч., 1мес.=28, 29, 30, 31 сут., 1 год=12 мес. Отрывной календарь и табель-календарь. Порядок месяцев, их названия.
Чтение и запись чисел, выраженных одной единицей измерения.
Сравнение записей, полученных при счёте и измерении.
Определение времени по часам с точностью до получаса, четверти часа, до 5 мин. (10ч. 45 мин., без 15 мин. 11ч.) с точностью до часа.
IV. Арифметические действия. 45ч).
Называние компонентов и результатов действий сложения и вычитания (в речи учителя). Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60+30, 60+7, 60+17,65+1,61+7, 61+27, 61+9, 61+29, 92+8, 61+39 и соответствующие случаи вычитания). Нуль в качестве компонента сложения и вычитания, нуль в результате вычитания.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых. Знак умножения «х». Замена сложения одинаковых слагаемых умножением, замена умножения сложением. Запись и чтение действия умножения. Деление на две равные части, или пополам. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления «:». Чтение действия деления.
Таблица умножения числа на 2. Называние компонентов и результата умножения (в речи учителя).
Таблица деления числа на 2. Называние компонентов и результата деления (в речи учителя). Взаимосвязь действий умножения и деления.
Таблица умножения чисел на 3, 4, 5, и деления на 3, 4, 5 равных частей в пределах 20. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Скобки. Действия I и II ступеней. Порядок выполнения действий в примерах со скобками.
V. Арифметические задачи. (8ч.)
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части); увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз.
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
Составные арифметические задачи в два действия, составленные из раннее решаемых простых задач.
VI. Геометрический материал ( 16ч.)
Построение отрезка больше (меньше) данного, равного данному.
Пересечение линий (отрезков), точка пересечения.
Обозначение точки пересечения буквой.
Окружность, круг. Циркуль. Центр и радиус.
Построение окружности с помощью циркуля.
Обозначение центра окружности буквой О.
Дуга как часть окружности.
Многоугольник. Вершины, стороны, углы многоугольника.
Название многоугольника в зависимости от количества углов.
Измерение сторон, вычерчивание по данным вершинам.
Четырёхугольник.
Прямоугольник (квадрат).
Противоположные стороны. Свойства сторон, углов.
VII. Повторение изученного материала за год (11 ч.)
6. Тематическое планирование.
3 класс ( 136 ч)
№ п/п |
Разделы программы, темы |
Кол-во часов |
Основное содержание по темам |
I |
Повторение
|
6 |
Отрезок числового ряда от 11 до 20. Счёт в пределах 20 (количественный, порядковый). Сложение и вычитание, название компонентов и результатов действий. |
II. |
Нумерация. |
21 |
Нумерация чисел в пределах 100. Получение и запись круглых десятков. Счёт десятками до 100. Запись круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц, их запись. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1 -100. Счёт в пределах 100 (количественный и порядковый). Присчитывание и отсчитывание по единице, равными числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 (в прямой и обратной последовательности). Сравнение чисел: сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду; сравнение чисел по количеству десятков и единиц. Числа чётные и нечётные. |
III. |
Единицы измерения и их соотношения. |
28 |
Монета 50 коп., бумажные купюры достоинством 50 р., 100 р. Замена нескольких бумажных купюр по 5 р., 10 р. (монет по 5 коп., 10 коп.) одной купюрой 50 р., 100 р. (монетой 50 к.) Размеры бумажных купюр достоинством 50 р., 100 р. (монеты 50 к.) по 5 р., 10 р. (монет по 5 коп., 10 коп.). Соотношение: 1 р. =100 коп. Единицы измерения длины: метр. Обозначение: 1 м. Соотношение: 1 м. =10 дм., 1 м. =100 см. Единицы измерения массы: килограмм. Обозначения: 1 кг. Единицы измерения ёмкости: литр. Обозначения: 1 л. Единицы измерения времени: минута, год. Обозначения: 1 мин., 1 год. Соотношения: 1ч.=60 мин., 1сут.=24 ч., 1мес.=28, 29, 30, 31 сут., 1 год=12 мес. Отрывной календарь и табель-календарь. Порядок месяцев, их названия. Чтение и запись чисел, выраженных одной единицей измерения. Сравнение записей, полученных при счёте и измерении. Определение времени по часам с точностью до получаса, четверти часа, до 5 мин. (10ч. 45 мин., без 15 мин. 11ч.) с точностью до часа. |
IV. |
Арифметические действия. |
51 |
Монета 50 коп., бумажные купюры достоинством 50 р., 100 р. Замена нескольких бумажных купюр по 5 р., 10 р. (монет по 5 коп., 10 коп.) одной купюрой 50 р., 100 р. (монетой 50 к.) Размеры бумажных купюр достоинством 50 р., 100 р. (монеты 50 к.) по 5 р., 10 р. (монет по 5 коп., 10 коп.). Соотношение: 1 р. =100 коп. Единицы измерения длины: метр. Обозначение: 1 м. Соотношение: 1 м. =10 дм., 1 м. =100 см. Единицы измерения массы: килограмм. Обозначения: 1 кг. Единицы измерения ёмкости: литр. Обозначения: 1 л. Единицы измерения времени: минута, год. Обозначения: 1 мин., 1 год. Соотношения: 1ч.=60 мин., 1сут.=24 ч., 1мес.=28, 29, 30, 31 сут., 1 год=12 мес. Отрывной календарь и табель-календарь. Порядок месяцев, их названия. Чтение и запись чисел, выраженных одной единицей измерения. Сравнение записей, полученных при счёте и измерении. Определение времени по часам с точностью до получаса, четверти часа, до 5 мин. (10ч. 45 мин., без 15 мин. 11ч.) с точностью до часа. |
V. |
Арифметические задачи. |
6 |
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части); увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз. Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью. Составные арифметические задачи в два действия, составленные из раннее решаемых простых задач. |
VI. |
Геометрический материал. |
24 |
Построение отрезка больше (меньше) данного, равного данному. Пересечение линий (отрезков), точка пересечения. Обозначение точки пересечения буквой. Окружность, круг. Циркуль. Центр и радиус. Построение окружности с помощью циркуля. Обозначение центра окружности буквой О. Дуга как часть окружности. Многоугольник. Вершины, стороны, углы многоугольника. Название многоугольника в зависимости от количества углов. Измерение сторон, вычерчивание по данным вершинам. Четырёхугольник. Прямоугольник (квадрат).Противоположные стороны. Свойства сторон, углов. |
VII |
Повторение изученного материала за год |
11 ч |
|
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения. |
Печатные пособия. |
Учебник «Математика» для 3 класса специальных общеобразовательных (коррекционных) школ. Автор: В.В.Эк. Издательство «Просвещение», Москва, 2002 год. |
Технические средства обучения. |
1. Ноутбук |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по МР
методических объединений __________ Миколаевская Н.В.
учителей начальных классов «___ » ________ 2015 г.
МБОУ СОШ№52
от «__»_____2015 г № __
______________ Бакулина Л.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.