Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка
Оценка 4.8

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
русский язык
3 кл
08.03.2017
Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка
Основным содержанием урока «Русский язык» в начальной школе должны стать задания, содержащие проблему, поиск, исследование, создающие условия для продуктивной деятельности учащихся, при которой ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе активной собственной учебно-познавательной деятельности.Основным содержанием урока «Русский язык» в начальной школе должны стать задания, содержащие проблему, поиск, исследование, создающие условия для продуктивной деятельности учащихся, при которой ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе активной собственной учебно-познавательной деятельности.
Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка.doc
Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка Бычинская Алла Александровна МАОУ  "СОШ №40"  г. Старый Оскол      Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребёнка, невозможно без метапредметного подхода.       Лингвистические   «почемучки»     ­     это   вопросы,   целью   которых   является активизация   мыслительной   деятельности   учащихся   при   воспроизведении полученных   ранее   знаний.   Неожиданность   формулировок   вопросов   по   форме   и нешаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая   на   вопросы,   делая   своеобразные   маленькие   «открытия»   в   области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по–новому. За внешней простотой (иногда   даже   несерьезностью   формулировок)   вопросов   кроется   серьезное лингвистическое   содержание:   языковые   факты   учащиеся   должны   объяснить «научным языком». Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, то есть формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле. К заданиям этой группы относятся: • вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов);     Задание:  назвать лишнее слово из ряда: метро, эскимо, громко, пшено.  Варианты ответов: Лишнее слово «громко», так как это наречие, а остальные ­ существительные.   Лишним может быть и «эскимо» (в этом слове три слога, а в остальных только два). Слово  «громко» по позиции ударного слога  Задание: Исключите из цепочки лишние слова по какому­либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения обоснуйте.  Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа. Варианты ответов: Объединить – это глагол, остальные – существительные. Какао – несклоняемое существительное, другие – склоняемые. Колонны – сущ. мн.ч., остальные – ед.ч. Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского. Рожь – сущ. 3­го скл., школа – сущ. 1­го скл.. • вопросы занимательного характера (в   их   основе   –   внеязыковая   ситуация:   вопросы–шутки,   вопросы–загадки, «неожиданные» или «детские» вопросы).  ­ Чашки все еще грязные? – спросила мама. Дочь ответила четырьмя местоимениями.                Какими?   (они вы­мы­ты) ­Вы кто такие? Я – гусь. Это – гусыня.  Это – наши гусята.  А ты кто? 1 ­А я ваша тетя – гусеница. Права ли гусеница?   • проблемно – поисковые вопросы         Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос: 1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?           Находя ответ на этот вопрос,  учащиеся приходят к выводу, что у человека 5 органов чувств, при помощи которых он воспринимает информацию, и чем больше органов чувств задействовано в восприятии, тем полнее и достовернее информация, которую человек получает.  Подходит к выводу об одном из эффективных правил слушания   –   тот,   кто   слушает,   должен   полностью   сосредоточить   внимание   на говорящем,   поэтому,   когда   смотришь   в   бинокль,   лучше   слышишь   и   понимаешь. Ребята, проводя исследовательскую работу, понимают, как человек воспринимает информацию и знакомятся с определёнными правилами слушания.    Подтвердить свои выводы учащиеся могут народной мудростью ­ пословицей:    Коли один говорит, так двое глядят да двое слушают (т. е. два глаза, два уха и один рот). ­ Подумайте, почему человеку даны два уха, два глаза и только один язык? (чтобы человек больше слушал и видел, чем говорил). Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос: 2.  Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына?                 Ответ на такой вопрос заставит ребёнка обратиться к информационным источникам: к «Толковому словарю» С.И.Ожегова, чтобы понять значение слов, к «Морфемно­орфографическому   словарю»   А.   Н.   Тихонова,   чтобы   определить морфемный   состав   слова.   Выполняя   такую   исследовательскую   работу,   ученик находит ответ на казалось бы очень простой вопрос, но в результате этой работы приходит осознание того, что язык – средство для общения, каждый народ имеет свою культуру, свой язык и незнание его приводит к непониманию смысла речи. Учащиеся учатся давать правильное толкование каждому слову: Кузница  1) Мастерская или цех для обработки металла ковкой. Корень –кузн­ 2) перен. Место, где готовят, формируют специалистов высокой квалификации. Кузнец 1) Мастер по ковке металла. 2) Тот, кто работает в кузнечном производстве. Корень –кузн­ КУЗНЕЧИК. Прыгающее насекомое отряда прямокрылых, издающее стрекочущие звуки. Всё слово является корнем Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос:  3. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются? Вырастешь – вырастишь Вырастешь­ окончание ешь, 1 спряжение (вырасти),  вырастишь­ окончание ишь, 2 спряжение (вырастить).  В пенье птиц – в пении птиц.  В пенье­ окончание е, пенье­ 2 склонение, предложный падеж.  2 В пении­ окончание и, пение­ это существительное на ­ ие, в предложном падеже.     В приведённых примерах ребёнок сталкивается с тем, что привычные  правила не дают ответа на поставленный вопрос  и старается найти другое объяснение этому написанию слов. Так он находит новые пути решения. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос: 4.   Почему   название   многих   городов   на   Черном   море   оканчиваются   на   «­поль». Назовите эти города.    (  ­поль   греч.   polis   –   город):   Севастополь   означает     «августейший   город», «императорский   город». древнегреческое   симферополис переводится двояко: "город пользы", "город­собиратель".   Никополь  — Никитин город, город победителя. Ставрополь  ­ Град креста ­ форпост России, Мариуполь  ­ город Марии',  Тирасполь ­ город на Тирасе (Днестре). 5.   Один   мальчик   похвастался:  «А   я   прочитал   автобиографию   Владимира Владимировича Маяковского, которую написал Лев Николаевич Кассиль!» Мы и порадовались, и огорчились.            Порадовались, что он прочитал такую хорошую книгу. А почему огорчились – догадайтесь сами?  (Автобиография – описание собственной жизни, её пишет сам человек).   Симферополь     упражнение­задача: В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи: в слове 2 слога, 7 букв, 6 звуков, в слове 3 слога, 7 букв, второй слог ударный, в слове 1слог, все согласные звуки твердые, в слове 4 слога    буквенный диктант: Выпишите первые буквы грамматической основы предложения:  Московские магистрали освещаются всю ночь. Лампа освещала комнату, давала мягкий, приглушенный свет. Лесная ежевика царапала руки.  Проверка: должно получиться слово молодец  вопросы – шутки. Как можно проверить их правильность? 1. Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота?  2. В каком городе живет дядька, если в огороде бузина?  Словарь пословиц и поговорок поможет найти правильный ответ: В огороде бузина, а в Киеве дядька. 3. Как называется полуфабрикат из детской дразнилки?  4. Какую строчку не прочитать? (Строчку, прошитую на швейной машинке.) 5. Какую шляпку нельзя надеть на голову? (Шляпку от гвоздя)  6. Чего не следует сыпать на рану? (соль) 7.   Как называют пассажира – безбилетника, мальчика ­ задиру, храбреца? (Заяц, петух, орёл) 3 8.   Что   общего   у   слов   «капор»,   «капюшон»,   «капуста»?     (Латинское   слово   кап означало «голова».   Родственными этому слову по происхождению будут: капор, капюшон, капуста). 9. Когда руки бывают местоимениями? (вы­мы­ты)  10. Какие местоимения  мешают автотранспорту? (я­мы)  11.  Во что превратятся существительные: берег, запрет, мел, шлем, если заменить в них одну букву?" (берёг, запрёт, мёл, шлём)               12. Как большой дом сделать маленьким? (дом ­ домик) 13. С буквой о я круг приятелей,        С буквой а ­ мероприятие. (компания ­ кампания) 14. Когда руки бывают местоимениями? (когда вы­мы­ты) 13. Какие местоимения мешают автотранспорту? (я­мы) 14. Какой газ отрицает личное местоимение? (не­он) 15. К какому личному местоимению нужно прибавить ни один год, а года, чтобы получился синоним к слову польза? (выгода)  загадки­шутки: а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют,  вмешиваясь не в свое дело. (нос) б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего­то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (уши) в) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в  поле, когда кто­нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не  ценит. (ветер) г) Её заваривают, затевая какое­либо неприятное, хлопотливое дело, а потом  расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться;  её «просит» рваная обувь; она в голове у путаников. (каша) д) Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её  набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут  концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими. (вода) е) Его проглатывают, упорно не желая о чем­нибудь говорить; он хорошо подвешен  у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дергают, настойчиво  заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.  (язык)  дидактические игры Замени буквы. Замени в глаголе звонкий звук парным глухим так, чтобы слово изменило свое  значение. Тужить (тушить), зиять (сиять), молодить (молотить), задевать (затевать), дубить  (тупить), обрызгать (опрыскать). Аукцион. 4 Запишите как можно больше глаголов, которые пишутся с НЕ слитно. (Ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, недопонимать, недомогать,  неистовствовать, недосыпать, нездоровиться, несдобровать…) Назови части речи. Учитель называет глаголы. Какими ещё частями речи могут быть эти слова? Поцелуй (существительное), три (числительное), мой (притяжательное  местоимение), гоним (краткое причастие), смела (краткое прилагательное)… Добавь букву. Добавляя только одну букву, измени значение глагола. Послал (постлал), вою (воюю), выстою (выстрою), девать (одевать), сел (съел), полю  (полью), жать (ждать), губить (грубить), горю (горюю), подержать (поддержать). Какой глагол задуман? Учитель задумывает глагол и записывает его без первой буквы.  …ей (бей, вей, лей, рей, сей, шей); …ою (вою, дою, ною, пою, рою); …ить (бить, вить, жить, лить, пить, шить); …арит (варит, дарит, жарит, парит, царит, шарит). Игра «Одним словом». Кто? 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Тот, кто предан своему народу, родине (патриот). Деятельный член, какого­нибудь коллектива, общества (активист). Тот, кто отрицает существование бога (атеист, безбожник). Человек, начинающий какое – либо важное дело (зачинатель, инициатор). Тот, кто несет знамя (знаменосец). Человек, борющийся за что­ либо (борец). Тот, кто беседует с кем­нибудь (собеседник). Тот, кто работает с кем­нибудь (сотрудник). Лицо, управляющее оркестром, хором (дирижер).  Тот, кто едет верхом (всадник).  Человек, идущий  по одному пути с кем­нибудь (попутчик, спутник).   Последователь   каких­либо   взглядов,   приверженец   какого­нибудь   учения, движения (сторонник).   Человек, (единомышленник).   имеющий   одинаковый   образ   мыслей   с   кем­нибудь   Старый,   опытный   воин;   заслуженный   работник   какого­нибудь   поприща (ветеран).   Мальчик   или     девочка   в   переходном   возрасте   от   детства   к   юношеству (подросток). 5 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Какой? Сделанный прочно, из хорошего материала (добротный).   Хорошо устроенный, снабженный всем необходимым для удобной жизни, работы (благоустроенный). Переданный совершенно точно, слово в слово (дословный, буквальный). Живущий в достатке, изобилии (зажиточный).  Начинающий стареть, немолодой (пожилой).  С более темной кожей, чем обычно (смуглый). Такой в каком приятно и удобно жить (уютный). Со многими поворотами и изгибами (извилистый). Приятный для слуха, благозвучный (мелодичный).  Сделанный собственноручно, домашними средствами (самодельный).  Такой, что нельзя забыть (незабываемый).  Очень нужный, такой что нельзя заменить (незаменимый, необходимый).  Не встречавшийся прежде, необыкновенный, исключительный (невиданный).  Такой, которого нельзя миновать, избежать (неминуемый).  Доводящий до усталости (утомительный). Что делать? Говорить тихо, неразборчиво (бормотать). Пронзительно, резко кричать (визжать). Перевертываться через голову (кувыркаться). Делать что­ либо или двигаться торопливо, беспорядочно (суетиться). Идти, делая частые, мелкие шаги ( семенить).  Находиться в состоянии полусна (дремать). Тащить, тянуть что­ либо, не отрывая от земли (волочить).  Сердито бормотать, выражая не удовольствие (ворчать, брюзжать).  Жить некоторое время у кого­нибудь в гостях (гостить).  Испытывать отвращение к чему­ либо неприятному, нечистому (брезгать).  Говорить что­ либо грубое, вызывающее (грубить).  Резко, с шумом закрыть дверь (захлопнуть).  Резким движением широко раскрыть (распахнуть).  Стремительно подняться, взлететь (взмыть).  Держаться в воздухе на неподвижно распростертых крыльях (парить).  лингвистические рассуждения Я любовался яркой зеленью молодой травы. На лугу зеленеет трава.   Почему слова зелень и зеленеет при всем сходстве значений следует отнести к разным частям речи? ­Какую гласную букву нужно писать в словах: 6 гр(и)бной суп  и   гр(е)бной спорт ?  лингвистические «угадайки»: 1.Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать. «Глаз» автомобиля.  «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика.  «Архитектурное строение» пчел. Такса, а не собака.  Орел, а не птица.  Не носки и не чулки.  лингвистические «почемучки». 1.Простите нас деревья и трава! Мы забываем, повзрослев едва, Что общим корнем связаны слова: Народ и благородство, и природа.                                                              (И. Кисилев). Почему поэт объединил эти три слова? 2. Почему так названы слова:        леденец,                   гвоздика,   лягушка,   снегирь?  интеллектуальные разминки: Замени одним словом: ЭТО – древнейший прибор. ЭТО – заменители балла.   С  ЭТИМ не справилась мартышка.    Это нарисовано на капюшоне королевской кобры. (очки) Так  называют самую лёгкую байдарку.   Это  листы огородного растения.    Это основной инструмент учёного любой специальности.   Раньше без него не писали ручки.   У птиц они заменяют шерсть. (перо)  творческие задания          1. Подбери пару  В два столбика написаны имена существительные. Сгруппировав их попарно, можно образовывать новые слова.   По         лежи  Банк      оса  Яр        точка  Во       кот  7 Зал        рот  Бой       марка  Сено      рис  Кипа      локно  Вес        вал  (полоса, банкрот, ярмарка, волокно, залежи, полежи, бойкот, сеновал, кипарис,  весточка.)  2. Из двух ­ третье.  Переставляя буквы каждой пары слов, попробуйте образовать новое:  Око + ромб  Кит + рана  Боб + уста  Под + охра  Ива + карп  (обморок, картина, суббота, пароход, крапива.)   лингвистические сказки Жил­ был Глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил.... Там что­то выкопает, там достроит, там  склеит, там пришьёт, и всё волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя,  смогу ли все трудности преодолеть.  А как вы думаете? Успеет? Сможет? Добежит?  "Жили­были суффиксы ­ЧИК и ­ЩИК, разводили вместе пчёл на пасеке. Дело в  том, что оба очень любили кушать мёд. Как ни странно, одного из них постоянно  жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: "Д­Т­З­С­Ж, Д­Т­З­С­Ж". Суффикс ­ЩИК убегал от них в слезах. А вот его брата, суффикс ­ЧИК, пчелы очень  любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только ­ЧИК, а ­ЩИК будет приходить к нему в гости и вдоволь  наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор ­ЩИК обходит пасеку  стороной. Как только услышит "Д­Т­З­С­Ж" ­ бежит со всех ног прочь, так что  бывает в гостях у брата очень редко". Какие звуки помогают определить написание суффиксов  ­ЧИК,  ­ЩИК?  лингвистическая сказка­загадка "Таинственная незнакомка"  "Кто­то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная  буква (не скажу ­ какая, догадайтесь сами).   Здесь живет такая­то буква?   Да.   Не могли бы вы сейчас поработать? 8   А как?   Постоять в начале слова. Слово­то, понимаете, начинается, и надо, значит, в  самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не  наскочило...   В начале слова не работаю.   А тогда вот: место есть ­ между согласной буквой и буквой А, надо там  поместиться и, значит ...   Простите, в таких местах не бываю.   Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы  они не ушиблись друг о друга?   Какие это буквы, будьте добры?..   Первая ­ Н, а за ней ­Ч.   Нет, туда не пойду.   А после Ч? Перед Т?   Если в глаголе ­ тогда с удовольствием.   Нет, в существительном.   Ничем не могу вам помочь.   Дверь захлопнулась.   Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в  существительном ­ не хочет?"         Работа над нестандартными заданиями связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений.       Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся ­ за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений   уже   известных   слов   ­   и   грамматический   строй   речи   ­   при   попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. В результате использования таких упражнений учащиеся  учатся решать проблемы   в   сфере   учебной   деятельности;   определять   её   цели,   выбирать необходимые   источники   информации,   анализировать   информацию.         Учатся находить   оптимальные   способы   для   решения     поставленной   цели,   оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися.     Такие   задания   позволяют   решить   проблему   мотивации   учебной деятельности   школьников,   создать   модель   «учения   с   увлечением».  А   в     основе метапредметного подхода — понимание того, что главное, чему надо учить в школе, —   это   творческое   мышление.   Частое   обращение   к   словарям   и   справочникам формирует     у   учащихся   информационные   познавательные   УУД.   Сегодня   от школьника   требуется   не   механическое   зазубривание,   а   умение   использовать информацию,   логически   размышлять,   делать   выводы.         Проблемное   обучение формирует умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою   точку   зрения,   подкрепленную   аргументами,   находить   компромисс   с собеседником,   лаконично   излагать   свою   мысль,   находить   варианты   решения проблемы.  9 Самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности   способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.   У   детей   формируются   основные   учебные   умения,   позволяющие   им   успешно адаптироваться в основной школе и в жизни.  Ведущими характеристиками ученика становятся его способность самостоятельно мыслить,   анализировать,   умение   строить   высказывания,   выдвигать   гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения, наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.  Таким образом, решается одна из  важнейших задач школы  ­ воспитание ученика ­ исследователя.  10

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2017