«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания, через использование элементов технологии развития критического мышления»
Оценка 4.9

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания, через использование элементов технологии развития критического мышления»

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
история +1
7 кл
13.03.2017
«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания,  через использование элементов  технологии развития критического мышления»
Теоретическое и практическое обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания. Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Г.Селевко, Любая опытно-экспериментальная деятельность предполагает определение качественных параметров результатов. Отслеживая этапы внедрения элементов технологии критического мышления в свою педагогическую деятельность, и анализируя проведенные уроки с использованием данной технологии, я пришла к выводу, что использование приемов технологии РКМ активизирует познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Учащиеся учатся более вдумчиво, дольше удерживают идеи в памяти, осмысленно работают с новым материалом, учатся вырабатывать собственное мнение, подкреплять его фактами, самостоятельно размышлять, а как результат всего этого, повышение качества знаний по предметуописание опыта
опыт технология РКМ.docx
Технологическое описание опыта «Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания,  через использование элементов  технологии развития критического мышления» Соловьева Л.Л. – учитель  истории и  обществознания  МКОУ «Самохваловская  ООШ» Критическое мышление ­ это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Г.Селевко, В   настоящее   время   социальный   заказ   общества,   стоящий   перед   школой   ­ воспитание   инициативных,   творчески   мыслящих,   самостоятельных,   способных   к успешной   социализации   и   активно   адаптирующихся   к   изменяющимся   условиям молодых   людей,   т.е.   не   просто   владеющих   большим   багажом   знаний,   умений   и навыков,   а   умеющих   самостоятельно   их   добывать   и   оперировать   ими   в   новой ситуации. Введение   федеральных   стандартов   требует   использование   современных образовательных   технологий.     Одной   из   технологий,   базирующейся   на   позициях деятельного   активного   подхода   к   построению   педагогического   процесса, способствующего     развитию     познавательной     и   мыслительной   деятельности обучающихся, является   технология  развития критического мышления   (далее ТРКМ).   Данная технология   разработана  американскими  педагогами:  Дженни Стил, Керт Мередис, Чарльзом Темплом ,Скоттом Уолтером.  Проблема   активизации   познавательного   интереса   учащихся   –   подростков “стара как мир”, но по­прежнему остается актуальной. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. Именно поэтому “воспитание или возбуждение интереса к предмету” – ключ к учению, познанию, на мой  взгляд. Если в начальной школе дети учатся, как правило,   с   желанием,   то   примерно   к   5   классу   этот   огонек   постепенно   угасает. Подростковый   возраст   практические   педагоги   считают   самым   трудным   с   точки зрения обучения и воспитания. Известный публицист Соловейчик С. выразил свое отношение к нему очень четко: “В 6 – 7­х классах педагогу надо набраться терпения и ждать, когда это время пройдет”. Действительно ли все так безнадежно? Исходя из педагогического опыта я   попытаюсь   представить пути решения обозначенной  Технология     развития   критического проблемы.   мышления.  Данная технология заинтересовала меня два года назад.    Технология  В   этом       мне   помогла направлена на формирование   способности к нестандартным решениям, развитию информационной и коммуникативной культуры,   что важно сегодня для развития диалога   культур,   способности   к   компромиссам,   к   критической   переработке информации и ее компетентному использованию в жизненных ситуациях.        Технология     критического   мышления – так же  способствует развитию познавательного   интереса,     так как без интереса невозможно побудить к поиску информации. Критически мыслящий человек задает вопросы:  Что я знаю?  Что я узнал нового?  Как изменились мои знания?  Что я буду с этим делать? Идея моего  опыта заключается в активизации  познавательной и умственной деятельности   учащихся,   развитии   творческой   мысли   и   критического   мышления посредством   использования   трехфазовой   структуры   урока  (вызов,   осмысление, рефлексия) через совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность),  а   затем   предоставить   ему   основания   для   осмысления   материала   и, наконец,   помочь     обобщить   приобретённые   знания,   осознать   их   значимость   и ценность для практической деятельности. 1– я стадия Вызов 2– я стадия Реализация смысла 3– я стадия Рефлексия – актуализация имеющихся – получение новой – размышление, рождение нового информации; – учащиеся соотносят старые знания с новыми. знания; – постановка учеником новых целей обучения. знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации;  – постановка учеником собственных целей обучения. Таким образом, одной из задач школьного воспитания и обучения является создание   условий   для   развития   познавательной   активности   ребенка.   А   чтобы поддержать   и   развить   познавательную   активность,   необходимо   опираться   на познавательный интерес детей. И как важно нашими взрослыми «правильными» ответами не погасить этот огонек любознательности! При проведении таких занятий необходимо ставить перед детьми проблему, которую они могут сами решить, используя свой прошлый опыт, наблюдая за теми или иными явлениями и событиями. Следует так ставить вопрос, чтобы дети могли высказать свое мнение, а не просто повторить ранее услышанное. Это вопросы типа: «А что, если?..», «Почему?» И повторять детям: «Как ты думаешь?», «Предложи свой вариант...» и т. д. Критическое мышление — это:  способность ставить новые, полные смысла вопросы;  вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;  принимать независимые продуманные решения. Думать критически:  Проявлять любознательность  Использовать исследовательские методы  Ставить перед собой вопросы  Осуществлять планомерный поиск ответов  Вскрывать причины и последствия фактов  Сомнение в общепринятых истинах  Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами Приемы и методы технологии критического мышления. Предлагаю   в   целях   активизации   познавательного   интереса   использовать   такие приемы и методы технологии критического мышления, применяемые в процессе обучения : 1. Кластер («гроздь») 2. Маркировочная таблицы «ЗУХ» 3. Фишбоун (рыбный скелет) 4. Инсерт 5.«Корзина» идей, понятий, имен…» 6. «Написание синквейна» 7. «Учебный мозговой штурм» 8. «Написание эссе» 9. «Лекция со стопами» 10. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов 11. «Верные и неверные утверждения» Практическое обоснование проекта. На своих уроках я часто применяю отдельные приёмы технологии развития критического   мышления   (далее   ­   ТРКМ).   Одним   из   них   является   составление КЛАСТЕРА.   Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.  Кластер   является   отражением   нелинейной   формы   мышления. Последовательность действий проста и логична:  1.   Посередине   чистого   листа   (классной   доски)   написать   ключевое   слово   или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.  У   каждой   из   «веточек»   в   свою   очередь   тоже   появляются   «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически   отображает   наши   размышления,   определяет   информационное   поле данной темы.   Например, на уроке обществознания в 8 классе, при изучении темы «Типология   обществ»,     учащимся   необходимо   подобрать   ассоциации   к   слову «общество». Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, и подбирают к нему ассоциации. В результате получается примерная схема Доиндустриальное                                                                                Общество  Земледельцев  Богатые, бедные рабовладельческое Феодальное  Письменное, Дописьменное Охотников,  собирателей,  земледельцев На следующем  этапе работы предстоит выделить определенные основания, на которых   будет   происходить   систематизация.   Хаотичные   записи   объединяются   в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт.     общество По наличию письменности По способу производства По виду деятельности По уровню правления и  социального расслоения Использование этого кластера способствует развитию у учащихся системного  мышления, умения рассматривать объект в целостности связей и характеристик. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:  Не   бояться   записывать   все,   что   приходит   на   ум.   Дать   волю   воображению   и интуиции.  2.   Продолжать   работу,   пока   не   кончится   время   или   идеи   не   иссякнут.  3.   Постараться   построить   как   можно   больше   связей.   Не   следовать   по   заранее определенному плану. Возможна также организация дискуссий, круглых столов. Один из простых приемов, которые я использую  – это  таблица «тонких» и «толстых» вопросов, Она может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.  Таблица   «тонких»   и   «толстых»   вопросов   выглядит   так:   в   левой   части   – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа, в правой  части  простые «тонкие» вопросы. «толстые» вопросы «тонкие»  вопросы  1. Объясните,  почему…? 2. Как  вы  считаете …? 3. Чем  отличается …? 4. Почему  вы  сделали  такой  вывод …? 5. Подумайте,  а  могло  ли  быть  по­ другому…? 6.  Предположите,  что  будет,  если  …?  и   т.д. Ответы  на  эти  вопросы  требуют   развёрнутого  ответа 1.  Кто? 2.  Что? 3.  Согласны  ли  вы…? 4.  Будет …? 5.  Когда …? 6.  Верно  ли …?  и т.д. Ответы  на  эти  вопросы  требуют   односложного  ответа.  Другим   приемом,   используемым     мною   для   систематизации   материала, является прем ИНСЕРТ  (Воган и Эстес, модификация Мередит и Стил)   ­    это маркировка текста значками по мере его чтения. Название приёма складывается из первых   букв   его   назначения:   interactive   (интерактивная)   noting   (размечающая) system   (система)   effective   (для   эффективного)   reading   and   (чтения   и)   thinking (размышления). В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: "V” ­ уже знал, «+»­ новое, «­» ­ думал иначе, «?»­ не понял, есть вопросы. Этот приём  я  использую  при работе с текстом исторического источника. В пояснительной записке к программе по истории России говорится, что школьники «…должны   уметь   вести   поиск   информации   в   исторических   источниках, анализировать их…». Приём ИНСЕРТ помогает ученикам читать текст источника более   внимательно,   способствует   лучшему   запоминанию   материала.   Этот   приём осуществляется в несколько этапов. Стратегия ЗХУ .   На этапе вызова использую  методический прием «Знаем. Хотим узнать.   Узнали».   Для   этого   делю   доску   на   3   широкие   колонки,   озаглавленные соответственно:  «Знаем»,   «Хотим   узнать»,   «Узнали».    Затем   называю   тему   и спрашиваю учащихся, что они об этом уже знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся  сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются. Их мы заносим в колонку «Знаем». Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать».   В   конце   урока   учащиеся   самостоятельно   заполняют   третью   колонку «Узнали».   В   случае   затруднения   обсуждаем   возникшие   вопросы.   Данный   прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию.  Например: на уроке истории в 5 классе по теме «Военные походы фараонов» используемая таблица после постановки цели урока выглядит следующим образом: Что знаем Фараоны – правители Египта Ходили   в   походы,   чтобы расширить владения, награбить богатства   Что хотим узнать Узнали В какие страны организовывали походы? Чем закончились эти походы? Какое   вооружение   имели   египетские воины?   Какие   виды   войск   были   в Египте? Легко ли жилось египетскому воину? Прием «ЗХУ» можно использовать   в любом классе в зависимости от темы урока.  На занятиях делаю акцент на овладение историческим материалом на уроке, а не дома   (дома   сильный   учащийся   может   изучить   дополнительный   интересный материал,   поработать   с   проблемным   заданием,   слабый   ­   повторить   изученное, выполнить индивидуальное задание). Этапы   ИНСЕРТА   соответствуют   трем   стадиям:   вызов,   осмысление, рефлексия.  Для формирования навыков работы с источниками я часто использую приём ПОПС  (позиция,   обоснование,  подтверждение,  следствие).  Этот   приём   помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами   «Я   считаю,   что…».   Далее   следует   обоснование:   «   Потому   что…». Подтверждается   эта   мысль   словами   из   текста: «Я   могу  это   подтвердить…».  И, делается   вывод:   «Следовательно…».   Вывод   не   должен   противоречить   первому высказыванию,   но   может   его   в   чём­то   повторить.     Например,   анализ   доклада министра финансов С. Ю. Витте (1899г.) может выглядеть так:  Позиция:  С.Ю. Витте считает, что правительству России сейчас необходимо проводить   политику   протекционизма,   развивать   свою   промышленность.  Обоснование:   Потому   что,   Россия   свои   потребности   в   промышленных   товарах удовлетворяет   за   счёт   импорта   из­за   границы,   расплачиваясь   сырьём.  Подтверждение: Я могу подтвердить это словами из доклада С.Ю.Витте: «Россия и по настоящее время остаётся ещё страной существенно земледельческой. За все свои   обязательства   перед   иностранцами   она   расплачивается   вывозом   сырья, преимущественно хлеба». Следствие:  Следовательно, экономическая и политическая задача – создание своей собственной промышленности.  Как   мы   видим,   всякая   аргументация   содержит   в   себе   четыре   основных элемента. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение. Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще всё, что говорит в   пользу   данной   аргументации.   Аргументация   выигрывает,   если   учитывает существование возможных ­ контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются   допустимыми.   Признание   иных   точек   зрения   только   усиливает аргументацию.     На   уроках   истории   и   обществознания   для   более   точного   и   эмоционального восприятия новой темы и активизации мыслительной деятельности   я применяю метод   составления   синквейна.   Это   понятие   происходит   от   французского   слова «пять».  Синквейн   —   это   стихотворение,   состоящее   из   пяти   строк   и представляющее   собой   синтез   информации   в   лаконичной   форме,   что   позволяет описывать суть понятий, опираясь на ассоциативное мышление  или осуществлять рефлексию   на   основе   полученных   знаний.   Составление   синквейнов помогает формировать и развить аналитические способности. У ученика вырабатывается способность   к   анализу.   В   отличие   от   школьного   сочинения,   синквейн   требует меньших временных затрат, а эффективность в развитии многих способностей на порядок   выше:   как   интеллектуальных,   творческих   и   образных.   Кроме   того,   его рамки более жесткие, чем при написании сочинения. Из всего этого сделаем  вывод, что   процедура   составления   синквейна   позволяет   гармонично   сочетать   в   себе элементы   всех   трех   основных   образовательных   систем   у   человека: информационной, деятельностной, личностно­ориентированной. Алгоритм написания синквейна:  1­я строка         Кто? Что?        1 существительное (тема синквейна) 2­я строка         Какой?        2 прилагательных 3­я строка         Что делает?        3 глагола 4­я строка        Что автор думает о теме?     Фраза из 4 слов 5­я строка         Кто? Что?    (Новое звучание темы – итог, вывод) ­ 1 существительное Например, на уроке обществознания в 6 классе при изучении темы «Родина» школьники составили такой СИНКВЕЙН: 1. Родина 2. Суверенная, многонациональная 3. Защищать, любить, хранить 4. Родина у человека одна 5. Россия (дом, мать.) Делаем вывод, что Родина — как родная мать, родной дом, который нужно любить, беречь и защищать. Очень интересным мне кажется использование такого задания, как фишбоун. Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние   и   нижние   косточки.   На   верхних   косточках   ученики   отмечают   причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты. Пример фишбоуна:   Маркировочная таблицы «ЗУХ». Одной из возможных форм контроля  эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы.  В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ). Маркировочная таблица ЗУХ В   каждую   из   колонок   необходимо   разнести   полученную   в   ходе   чтения информацию.   Особое   требование   –   записывать   сведения,   понятия   или   факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу   каждого   ученика   с  текстом   учебника   и  поставить   отметку   за   работу   на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется  прямо на уроке, а если нет, то можно   предложить   завершить   ее   дома,   а   на   данном   уроке   записать   в   каждой колонке по одному или два тезиса или положения   Например, при изучении темы по обществознанию   в   8   классе   «Природа,   общество,   человек»   учащимися   была составлена следующая таблица: Знаю Узнал 1. 2. Природа  развивается сама по себе. Человек   природу.   использует 1.   Природа   –   естественная   среда обитания   человека,   он   связан   с природой.  2. Природа – это биосфера. Хочу узнать 1.Подробнее   о ноосфере 2.Об экологической морали 3. Человек     губит   природу, истребляет животных. 3.   Ноосфера   –   это   разумная деятельность   человека   в   отношении природы.             Ещё   один   приём   графического  оформления   текста  я   использую   на   своих уроках. (ПМИ) Соответствующие знаки ставят прямо в тексте учебника или заполняют таблицу. Разбирая тему «Экономика СССР в 1953 – 1964 гг.», получилась такая таблица:   Это   сводная   таблица:   Интересно»    Минус.  «Плюс. «+» (факты носят положительный характер) «­» (отрицательное значение) «?» (мне это интересно) Колхозы   получили   право   вносить изменения в свои уставы Введены пенсии колхозникам, паспорта Возросли темпы роста с/х. продукции Быстрые   темпы   развития   тяжёлой  промышленности Запуск первого в мире   иск. Спутника Земли Искусств. электровозы.   материалы,   тепловозы, Потеря кадров механизаторов и др. Упадок личного хозяйства «Кукурузная» эпопея Кризис   в   освоении   целинных земель – эрозия почв Продовольственный кризис Предприятия   лёгкой   пром. отставали Реформа народным хозяйством управления     Экономический курс Маленкова – интенсивный путь Экономический  курс Хрущева – экстенсивный  путь Социальная политика направлена  на улучшение жизни народа      Как мы видим, сводные таблицы можно использовать не только при работе с информационным текстом, но и при работе с историческими документами. Вот следующий прием, используемый мною на уроках – это написание эссе. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится   самостоятельность,   проявление   индивидуальности,   дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.  Эссе  –   один   из   приёмов,   который   используют   в   технологии   развития критического мышления. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание, обычно, на стадии рефлексии. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить   свои   мысли   в   письменной   форме,   но   и   поделиться   своим   мнением   с другими, выслушать чужую точку зрения. Детям (да и не только им) не всегда легко выразить свое мнение в развернутом, логичном виде сразу, – читая свои записи это сделать   проще.   Ни   в   коем   случае   нельзя   оценивать   эти   эссе   с   точки   зрения грамотности.   Их   нужно   воспринимать   как   способ   развития   мышления   и формирование культуры чтения.  Различают 5­минутное эссе, 10­минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.  10­минутное   эссе. После   чтения   (прослушивания)   и   общего   обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10­минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит, в течение 10 мнут писать   на   предложенную   тему.   Главное   правило   свободного   письма   –   не останавливаться,   не   перечитывать,   не   исправлять.   При   затруднении   можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. 5­минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце      занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.    Очень   актуальной   стала   эта   форма   в   связи   с     государственной     итоговой аттестации. Одно из заданий   ОГЭ по обществознанию и по истории   необходимо выполнить в виде небольшой письменной работы – эссе. Использование   технологии   критического   мышления   предполагает организацию групповых форм работы учащихся, работу в парах. Работа в группах над определенной проблемой повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности. Здесь создаются условия для   раскрытия   познавательных,   мыслительных,   интеллектуальных   способностей каждого ученика. Заключение Таким   образом,   данная   технология,   выходя   за   рамки   классической технологической   стратегии,   тем   не   менее,   представляет   опыт   практической реализации личностно­ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует   этот   процесс,   исходя   из   реальных   и   конкретных   целей,   сам отслеживает направление своего развития, сам определяет конечный результат. С другой   стороны,   использование   данной   стратегии   ориентировано   на   развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. В основе данной технологии лежит базовая трехфазовая модель. Немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.  Применяя   в   своей   практике   данную   технологию,   я   рассчитываю   сделать обучение   более   эффективным   в   плане   пробуждения   интереса   к   предмету, критического   осмысления   учениками   получаемой   в   процессе   обучения   и жизненного   опыта   информации,   осознанной   работы   с   изучаемым   материалом, умения обобщать, проводить рефлексию своей деятельности, подводить итоги. Они   помогают   ученику   конструировать   учебный   процесс,   отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Становится очевидным,   что   применение   даже   некоторых   приёмов   технологии   РКМ   даёт возможность развить познавательную и мыслительную деятельность  обучающихся, совершенствовать  их  творческий потенциал.   Однако, не только учащиеся могут достигать   высоких   результатов   в   своём   развитии,   ТРКМ   –   это   прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.  Результативность применения на уроках ТРКМ. Любая   опытно­экспериментальная   деятельность   предполагает   определение качественных   параметров   результатов.   Отслеживая     этапы   внедрения   элементов технологии   критического   мышления   в   свою   педагогическую   деятельность,     и анализируя проведенные уроки с использованием данной технологии, я пришла к выводу, что использование приемов  технологии РКМ активизирует познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Учащиеся учатся более вдумчиво, дольше удерживают   идеи   в   памяти,   осмысленно   работают   с   новым   материалом,   учатся вырабатывать   собственное   мнение,   подкреплять   его   фактами,   самостоятельно размышлять, а как результат всего этого,  повышение  качества знаний  по предмету (Приложение 1).                                                                                   Список используемой литературы и Интернет­ресурсов 1. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного   общего образования.   Утвержден   приказом   Министерства   образования   и   науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897. 2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. Просвещение, 2011 г. 3. Заир­Бек   С.   И.,   Муштавинская   И.   В.   Развитие   критического   мышления   на уроках. – М., Просвещение, 2004 г. 4. Материалы уроков Фестиваля педагогических идей http://festival.1september.ru. 5.  Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru.

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания, через использование элементов технологии развития критического мышления»

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания,  через использование элементов  технологии развития критического мышления»

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания, через использование элементов технологии развития критического мышления»

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания,  через использование элементов  технологии развития критического мышления»

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания, через использование элементов технологии развития критического мышления»

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания,  через использование элементов  технологии развития критического мышления»

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания, через использование элементов технологии развития критического мышления»

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания,  через использование элементов  технологии развития критического мышления»

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания, через использование элементов технологии развития критического мышления»

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания,  через использование элементов  технологии развития критического мышления»

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания, через использование элементов технологии развития критического мышления»

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания,  через использование элементов  технологии развития критического мышления»

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания, через использование элементов технологии развития критического мышления»

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания,  через использование элементов  технологии развития критического мышления»

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания, через использование элементов технологии развития критического мышления»

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания,  через использование элементов  технологии развития критического мышления»

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания, через использование элементов технологии развития критического мышления»

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания,  через использование элементов  технологии развития критического мышления»

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания, через использование элементов технологии развития критического мышления»

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания,  через использование элементов  технологии развития критического мышления»

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания, через использование элементов технологии развития критического мышления»

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания,  через использование элементов  технологии развития критического мышления»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2017