Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Оценка 4.9

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +1
docx
русский язык
5 кл—11 кл
13.06.2017
Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
доклад.docx
Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.   Инновационные технологии как основа развивающей среды в работе  с одаренными детьми Современный мир ставит перед нами, учителями, все новые задачи, заставляет  пересмотреть взгляды на устоявшиеся подходы в обучении и воспитании одаренных   детей. При организации работы с одаренными детьми речь идет о создании такой  образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления  творческой активности – шестого чувства­  одаренных детей. Не секрет, что сейчас для раскрытия потенциала талантливых детей недостаточно  наличия углубленной или расширенной учебной программы. Для того чтобы талант  ребенка был раскрыт, необходимы инновационные технологии в образовании. Какие технологии выбрать? Мне кажется, они должны отвечать определенным  требованиям: ­ ­ ­ ­ ­ В основе технологий должен быть заинтересованный диалог; Учебная деятельность должна быть средством реализации и развития  индивидуальных, личностных особенностей; Учебная деятельность должна иметь практическую направленность; В основе любой деятельности – непременный успех; Технология должна иметь развивающий характер. Цели образования сегодня определяются в соответствии с запросами общества, с современными подходами к развитию образования. Современное образование связано, в первую   очередь,   с   развивающей   и   воспитательной   функциями,   с   личностно­ ориентированными   технологиями   обучения   .   Это   предполагает   необходимость всестороннего   развития   речевых   способностей   ученика,   формирования   языковой   и коммуникативной   компетенции.   Мы   должны   формировать   языковую   личность,   в совершенстве владеющую устной и письменной речью. Что   же   происходит   сегодня?   Компьютеризация   образования   приводит   к »отторжению» ученика от общения с окружающими людьми. Значит, в жизни школьника такой   компонент   обучения,   как   языковая   и   коммуникативная   компетенция   остаётся невостребованным, чего, конечно же, быть не должно. Я   обнаружила,   что   уровень   языковых   и   коммуникативных   способностей   уч­ся недостаточн   высок   и   требуются   действенные,   активные   формы   обучения   для формирования данных компетенций   По   моему   мнению,   овладение   данными   компетенциями   вооружает   школьников инструментом, который поможет им   стать успешными в жизни, будет создавать все условия   для   развития   творчески   одарённой,     нравственной   личности,   способной   к общению в любом  культурном  пространстве. Цели и задачи работы                                                                      1 Анализируя свою педагогическую практику, сформулировала цели и задачи, которые нужно   решать   в   первую   очередь,   чтобы   добиться   высокого   уровня   языкового   и коммуникативного развития уч­ся: *создать   условия   для   развития   познавательной   активности   учащихся   через использование новых образовательных технологий, активных форм обучения; *формировать языковую и коммуникативную компетенции в процессе обучения; *способствовать раскрытию и реализации творческого потенциала каждого ученика. Теоретическое обоснование опыта Поиск   новых   технологий   образования   привёл   меня   к   развивающей   технологии Ю.Поташкиной.  Одним из принципов авторской технологии является работа в режиме» теоретического,  правописного, речевого, интеллектуального тренинга».(см.дальше).Технологические  принципы данной методики основываются на собственном речевом опыте  ребёнка, на  смысловом аспекте языковых явлений, запрете на бездумное письмо, дозировании и  жёстком ограничении механического запоминания изучаемого материала. Многие  приёмы из данной технологии переработаны мною и успешно применяются на уроках. Типы уроков по новой технологии в основном те же, что и в традиционных программах: уроки объяснения нового материала, уроки повторения и обобщения пройденного, уроки развития речи. Новый вид – урок решения правописных задач. Особой отличительной чертой авторской системы Ю.А. Поташкиной является запрет на бездумное письмо, что предполагает непрестанную заботу учителя о создании условий невозможности для учащихся механической. Не рассуждающей, не использующей изученных правил письменной речи, и как одно из средств воплощения этой заботы – письмо со «следами размышлений» по самому его ходу в работах любого типа , это развивает орфографическую зоркость, не позволяет упускать из внимания правописный аспект письма, представляет важную составную часть непрерывного тренинга базовых знаний и умений, обеспечивающих безошибочное применение правил, а кроме того, является прекрасным упражнением, развивающим внимание и интеллектуальные способности учащихся. Технология Ю.Поташкиной­ новый подход в обучении школьников. Эта технология учит мыслить логически, развивает интеллектуальные способности, способствует развитию языковой   и   коммуникативной   компетенций.  Основой   этой   технологической   системы являются   системный,   проблемный,   деятельностный   и   интегративный   подходы   к обучению   Ключевые идеи: системность и обобщённость материала; деятельностный подход; раннее обучение сложному мат Г) Авторские принципы (принципы Ю.А.Поташкиной),  положенные в основу технологической системы:                                                                       2 1) «Опора на собственный речевой опыт ребёнка, на имеющиеся у него лингвистические  знания».  Этот принцип позволяет переводить в план осознание те нужные в данный момент  знания и умения ребёнка, которыми он владеет неосознанно.  2. «Опора на смысловой аспект языковых явлений». Позволяет, заменив, где можно,  формальные параметры смысловыми, дать уже в начальной школе те умения и навыки,  которые казались ранее возможными только в школе средней. Так, знакомство с темой  «о /Ё(Е) после шипящих», представленной в средней школе 7­ю правилами, изучаемыми  в течение трех лет, оказывается более чем доступным для детей, благодаря обобщению,  «свертке» и алгоритмизации этих правил, что позволяет им не определять частеречную  принадлежность слова, не делать полного морфемного разбора, ограничившись только  установлением его корня, и при этом овладеть не семью, как в школе, а девятью  правилами.  3. «Принцип разделения трудностей» предполагает выделение учителем ряда задач, с  неизбежностью возникающих перед учащимися в связи с необходимостью овладеть  каким­то правописным или грамматическим умением, и такую организацию обучения,  которая позволит освоиться с ними по отдельности, в целесообразном порядке и загодя,  чтобы к моменту изучения нужной темы «трудностями» они быть уже перестали,­ это  значительно облегчает формирование сложных умений. Общеизвестно, например, что до 42­45% всех ошибок диктантов ­ это ошибки на проверяемые безударные гласные корня, а ведь обучающее обращаться с ними правило ­ одно из самых, казалось бы, легких,  самых знакомых правил русского правописания, однако количество ошибок  свидетельствует, что оно не работает, а значит, пользование им не подготовлено  должным образом. Обычно учащиеся не владеют навыками: 1) мгновенной постановкой  ударения в слове, что мешает не только точно определить проблемные безударные  гласные, но и правильно подобрать проверочное слово (это грустное явление учитель  имеет несчастье наблюдать практически в каждом классе), 2)быстрого подбора группы  родственных слов как можно более полной по объему, чтобы отыскать необходимое  проверочное слово, ­ так, гласную в слове «макушка» часто не могут проверить просто  потому, что не знают родственного ему слово «маковка» (или не знают, что это слова  родственные, оба восходящие к названию известного цветка), 3) мгновенного  установления корня слова, умение это, опорное для большинства правил правописания,  является основным не менее чем для 7­8 самых употребительных из них даже в варианте автора программы, т.е. сгруппированных, обобщенных и алгоритмизированных. Эти три  важнейших умения, образующие структуру «трудностей» темы «правописание  проверяемых безударных гласных в корне», начинает вырабатываться  с 1 сентября в  первом классе задолго до встречи с самой темой. При изучении недельной «порции»  слов непроверяемым написанием гласных и согласных в корне (по лексическому  минимуму для каждого класса) отрабатывается навык постановки ударения ­ мы его  «поем»; с первого дня  учебного года в каждом домашнем задании ребенок любого  возраста подбирает как можно более полную группу родственных слов к данному, а  затем, научившись это делать, указывает все правописные проблемы с гласными корня,  все проверочные слова. Если такая работа настойчива и систематична, то постепенно  удается сформировать привычку проделывать все это стремительно в умственном плане до того, как пишется слово, оставляя «следы» поисков и размышлений в виде  выделенного корня и поставленного ударения в каждом написанном слове, ­ только                                                                       3 тогда правило правописания проверяемых безударных гласных корня перестанет  «провисать» и число ошибок пойдет на убыль. Кроме того, такая подготовка к теме  позволяет сократить часы на ее изучение, ускоряя прохождение материала.  4. «Работа в режиме непрерывного теоретического,  правописного, интеллектуального  тренинга».  Этот принцип позволяет поддерживать в рабочем состоянии практически значимые  теоретические знания, речевые и правописные умения и навыки до последнего дня в  школе. Он предполагает, что вся работа ученика должна быть построена как  непрерывное упражнение в развитии речи, интеллекта и других высших психических  функций ­ для этого соответствующим образом должен быть организован весь учебный  материал, и технологические приемы работы, включая создание особых типов уроков  нетрадиционных обязательных этапов, нетрадиционных упражнений, специфических  видов домашних заданий и специальных пособий, что в целом образует систему тренинга по русскому языку, и является главной опорой всех достижений учащихся. Этот  принцип помогает мне предотвратить утрату учащимися тех знаний и умений, которые  составляют базу для практики в устной и письменной речи, и организовывать  постоянное, непрерывное повторение всего пройденного. Специальные уроки  повторения материала в конце учебного года становятся интенсивными и превращаются  в эффективный тренинг всех приобретенных в школе к данному моменту умений и  навыков по русскому языку.  5. «Капельный способ отработки практического и практически значимого материала».  Он обеспечивает техническую базу, саму возможность осуществления  предшествующего, четвертого принципа, одного из важнейших в технологии А.Ю.  Поташкиной, предлагая средства вести никогда не прекращающееся  повторение всего  пройденного материала, требующего тренировки. Механика его такова: уже пройдя  новую тему и сформировав первичные устойчивые умения, я не требую мгновенных  высоких результатов, а продолжаю отработку этих умений микродозами в ежедневной  работе в классе и дома, чтобы дать сформировать стойкие навыки даже слабым детям.  Нужный результат деятельности класса в полном составе отодвинут по времени, но  прочен, каждому доступен, кроме того, немаловажно, что и обретение его, и само  овладение им комфортно психологически, а это важно для сохранения самого желания  учиться. Убедившись с помощью самостоятельных работ, что новое умение в основных  чертах сформировано, продолжаю «капельным способом» его тренировать пару часов,  повторяя весь пройденный материал, занимаясь развитием речи. У детей, которые в  этом нуждаются появляется дополнительное время для овладения новым навыком.  Затем, уже после контрольной работы, я перехожу с классом к новой теме, не  прекращая «капельного» повторения всего пройденного. Кому положительная оценка за  контрольную пока не поставлена предоставляю возможность дополнительной  тренировки в индивидуальном порядке: опять «капельным способом» ­ 3­4 слова в  дополнении к общему домашнему заданию, затем через неделю еще контрольная, а, если  нужно потом еще одна, пока оценка удовлетворит и ученика и меня. Таким образом,  опираясь на технологию автора, я не требую, чтобы все учащиеся шагали непременно в  ногу, и позволяю им овладевать новым навыком, в доступном каждому темпе, добиваясь в то же время успешной работы каждого и не травмирую детей плохими оценками.  Таков один из главных приемов индивидуализации обучения.                                                                       4 6. «Запрет на бездумное письмо» ­ ключевой  принцип, требующий от учащегося не  только осмысленной правописной деятельности в школе и дома вплоть до получения  аттестационной оценки по русскому языку, но и фиксация и  в доступной для ученика и  учительского контроля в форме «следов размышления» по самому ходу письма в  работах любого типа. Будучи несложным по форме своего воплощения в письменной  речи школьника, поскольку используется вполне традиционная символика, он позволяет  вооружить учащихся средством не упустить во время письма правописный его аспект,  заодно тренируя внимание, но требует, конечно, высокой подготовленности учащегося,  одновременно и формируя и поддерживая ее.  Решения правописных задач сопровождаются, во­первых, фиксацией в краткой записи  вопросов­ответов, во­вторых, проговаривание всей цепочки рассуждений. Другой  технической опорой данного принципа называется моделирование и тренировка  интеллектуальной стороны правописной деятельности, приближенной к естественным ее условиям.             Сама работа с алгоритмом и решение «связного текста» ­ это эффективное  многосторонне развивающее упражнение. Поэтому процесс письма в соответствии с  этим принципом, требующий от учащегося для решения орфографических и  пунктуационных проблем текста синхронного стремительного анализа его лексических,  фонетических, словообразовательных и других грамматических, включая  интонационные, особенностей представляет собой великолепную тренировку  интеллектуальных способностей.  7. «Дозирование и жесткое ограничение механического запоминания изучаемого  материала».  Этот принцип предполагает строгий учет того, что требует именно механического  запоминания и систематическую работу с этим материалом специальными методами, так же целенаправленную работу над созданием условий невозможности механического  заучивания там, где нужны глубокие осознанные знания. Следование этому принципу  предусматривает, конечно, не просто знание учителем того материала, который  учащемуся приходится просто запоминать: непроверяемые написание всех морфем,  исключение из всех правил и некоторые правила, которые не предполагает  необходимости порассуждать, ­ но требует умения помочь детям все это запомнить и,  еще важнее, сохранить в памяти, что, безусловно, в свою очередь, требует  систематической, планомерной работы с использованием приемов мнемотехники.  Важно, что этот принцип данной технологии позволяет более четко отчертить учебный  материал, владение которым предусматривает такие формы его представления и  закрепления, которые должны не допустить неосознанного запоминания. Именно в этих  целях я отказалась от учебника традиционного образца, где материал по теории и  правописанию дан текстуально и позволяет бездумное механическое выучивание,  истинных знаний не гарантируя. Для освоения учащимися теории я в любом классе  пользуюсь логико­структурными схемами, позволяющими не только представить  материал обобщенно, системно, структурно, во внутренних взаимосвязях его частей, но  и предложить детям принять участие в извлечении его из таблицы и связном  текстуальном его изложении, а это происходит благодаря опущенным словам и  символам, что является интеллектуальной задачей и прекрасным упражнением по  развитию устной речи в самом сложном для ученика стиле ­ научном. По окончанию                                                                       5    темы в порядке ее обобщения, проверки степени усвоения и порой даже некоторого  углубления я предлагаю детям еще несколько задач того же рода, развивающих и  интеллект и речь. Большая часть материала по правописанию дается учащимся как  система задач, основные типы которых представлены алгоритмам. Будучи регулярной,  такая деятельность представляет собой важнейшую часть системно интеллектуального,  речевого и вообще психологического тренинга, доставляющего ребенку удовольствие,  позволяющего быть успешным и способным развить и усовершенствовать даже  лингвистическую интуицию.  На «разминке» урока развития речи учащиеся не только регулярно подбирают  родственные слова к заданному слову, но и строят рассказы из этих слов (иногда просто  удивительные), а также из словарных слов той недельной «порции», которую они всю  эту неделю учили. Поэтому уроки собственно русского языка могут усилить отработку  того материала, который, кроме них, отрабатываться не может нигде. В свою очередь, и  урок русского языка, интегрируясь с уроком развития речи, берёт на себя регулярную  тренировку учащихся в устной рассуждающей монологической речи в научном стиле,  помогая, таким образом, в развитии осознанной и произвольной устной речи  школьников, необходимой им на любом школьном уроке, но имеющей возможности для  обработки её в основном всё же именно на уроке русского языка и отчасти на уроке  развития речи.  Таковы уже действующие и приносящие неплохие плоды принципы, которым, работая  по технологии Ю.А.Поташкиной, требуется неукоснительно следовать. ериалу; педагогика сотрудничества.   Каждый урок лучше начинать с активизации деятельности уч­ся.  Оргмомент урока Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить детей к общению 1.Организационный момент Притча «Наберись смелости ­ сделай попытку»  Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто  из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. «О вы, подданные мои, ­ обратился к  ним царь, ­ у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить  ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному,  какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок,  который когда­либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» – спросил  царь. Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались  мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть  его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось,  как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать,  затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком  дернул его. О чудо – замок открылся! Он был просто не полностью защелкнут. Тогда  царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то,  что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать  попытку».                                                                      6 Ежеурочную разминку ( ноу­хау Ю.А.Поташкиной)  применяю регулярно во всех  классах. Эта технология имеет свои специфические методы и приемы, основанные на  авторских технологических принципах работы с учащимися.        Одним из важнейших принципов, на мой взгляд, являются «работа в режиме  непрерывного правописного и интеллектуального тренинга» и «капельного способа  отработки практического материала», что может вписаться в любую систему обучения.  Я считаю этот принцип технологии очень важным в формировании у учащихся  устойчивого орфографического навыка, ведь только тренинг, повторение заставляет  нашу память «держать» в голове и не забывать изученные орфограммы. Пример: таблица умножения, которую мы помним всю жизнь.        Этому будет способствовать обязательное проведение на каждом уроке проверки  домашнего задания и разминки, которые должны умещаться в 7­10 минут и не  превышать 15.        Итак, проверка д/з (до 2­3 минут). Цель: выявить пробелы в знаниях уч­ся и  определить причины их возникновения.        На каждом занятии учитель (ответственный ученик) определяет дежурных по  домашнему заданию (по списку или по рядам), которые на следующий день перед  уроком на доске предлагают для проверки задания по изученной теме и порядок всех  изученных видов разборов: фонетический, словообразовательный, морфологический и  синтаксический. Обязательное условие проверки: четкое, быстрое озвучивание заданий,  Учитель может помочь в подготовке д/з слабым уч­ся, т.е. ответы дежурных должны  быть тщательно подготовлены заранее, это обеспечивает быстрый темп проверки. За д/з  дежурные оцениваются, к их ответу добавляются  дополнительно «словарные» слова.      Разминка: цель ­ капельное повторение ранее изученного материала. Этапы разминки:  орфографическое скандирование – это способ освоения слов с непроверяемым   написанием («словарные» слова). Недельная порция – 6 слов. Ученики произносят  каждое слово хором 2 раза: 1 раз в соответствии с орфографической нормой, деля  его на слоги (со­ро­ка), второй – с орфоэпической нормой (са­рооо­ка). Можно эти  слова собрать по темам и затем работать, используя их для развития речи, подбирая  родственников, составляя словосочетания, предложения и тексты. На каждом уроке  прописывать по 2­3 слова в тетрадь (ставить ударение, подчеркивать неясную букву), к концу недели – однокоренные слова. «Словарные» слова можно добавлять к  ответам у доски как стимул повторять их регулярно. Далее разминка проводится по  цепочке для экономии времени.  восстановление начальной формы: ­ меня (я), при встрече (встреча), вечернюю (вечерний), снимет (снять) ­ снимает         (снимать).          Ход рассуждения (4 класс) по теме «Окончание глаголов».       ­ Снимет (что сделает?) – что сделать? – снять.          Это из 11 глаголов – исключений? – Нет.                       Оканчивается на – ить?       ­ Нет.          Следовательно: пиши в окончании  е­у(ю), т.е. снимет (окончание – ет).   разведение слов по значению и написанию:                                                                       7 работа с орфографически значимыми омонимами. Хорошо «разводить» их по значению  подбирая родственников, среди которых могут быть и проверочные «болтливые»  родственники.                                ­ Слезать с крыши – слизать варенье.   Определение диагноза (орфограммы) слов на слух. Диагностику на повторение пройденного материала на уроке лучше проводить не на  одном слове, а на разных словах, орфографически  трудные места которых указывает  учитель «точечно». Например: лыжи – после «ж» что­то болит, Волга – чем «больна» 1 буква, стена –  после «т» что­то неясное и т.д. Итого 5­6 слов. Обязательно  должно быть 1 исключение  из правил: чувство, жюри и т.д.      Орфографическому тренингу способствует и разработанные мной физкультминутки  типа: «Игра в волейбол, в футбол, в снежки». Учитель «бросает» детям слова с  безударной гласной в корне (парной согласной, непроизносимой ), а ученики, имитируя   бросок мяча учителю, хором произносят проверочные.  *Письмо – разведка. Берутся орфографически насыщенные слова словосочетание или короткое предложение , нашпигованные орфограммами. Ученик у доски прежде чем записать  слово предворяет его комментированием по алгоритму (алгоритм  знать назубок): 1. слышится  после согласного   звук /й/, требующий разделительных знаков?  2. есть ли шипящие? 3. есть ли безударные гласные в корне а, о, и, е, я ( поем гласный в ударном слоге)? 4. подбор не менее 3 родственников, позволяющих  установить корень и «болтливых»     родственников  5. это слово нарицательное или собственное?     Например: снежинка       Слышится звук /й/ после согласного? – Нет.     Нет ли шипящих? – Да (жи­ши, пиши с и).     Есть безударные гласные а,о,и,е,я? / СНИЖИ­И­И­НКА/ ­ да. Подбираем         родственников: снег, снежок, Снегурочка, снеговой – болтливый родственник – снег.     Пиши безударную е.     Это слово нарицательное – пиши с маленькой буквы. *Синтаксическая часть разминки. ­ Чем осложнено простое предложение?    Приплыла к нему рыбка , спросила. /Осложнено однородными членами/. На доске схема:  /О, О/. ­ Сколько ПП в сложном? В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут.   Учитель читает предложение, дети загибают пальцы, считая количество ситуаций,  задавая вопрос: про кто? что? (про звезды, загибает палец, 1­ ситуация), про кто?что? ( про волны,  загибает 2 палец, 2 ситуация), показывает на цифровом табло цифру 2. Вывод: это предложение сложное, состоит из 2 ПП. На доске схема: /      /, /      /. Это я описала обязательные этапы разминки, возможны и желательные ( от 1, если  ошибки редки, до 2­3 раз в неделю, если ошибки еще бывают).                                                                      8 *Верни слово в Р.П., во мн. ч. *Назови исключения к такому­то правилу. *Определи род слова. * Каких падежных вопросов может требовать дополнение к прилагательному  «знакомый» или к глаголу «отдавать». *Верни со знаками ( не слишком длинные предложения). *Осложни ПП однородными членами. *1­2 фонетических момента: назвать сонорные или шипящие (« поездить» на них на  физкультминутке), 3 только твердых и 3 только мягких согласных, парные звонкие и  глухие согласные (выглядывая в окошко на физминутке), непарные глухие согласные,  буквы, прячущие /й/, измени мягкость – твердость согласного, чтобы получилось новое  слово (угол­ уголь), вставь – убери  звук /й/ (молю – молью, Коля – колья) и т.д. *Определение диагноза на глаз. Учитель должен предварительно   записать слово на доске, учащиеся самостоятельно переписывают слово в тетрадь, выделяя по ходу письма все орфограммы, указывают их количество в скобочках, рядом со словом. Например: разъединяешь (6).    Мышление   ребенка   зависит   от   восприятия,   памяти,   внимания, воображения.   Программа     Ю.А.Поташкиной   также   отличается   от традиционной в сторону усложнения.      Для достижения правописного тренинга мною используются различные мнемонические   приёмы   на   разных   этапах   урока.   Некоторые   приёмы рекомендовала  сама  автор   технологии  Юлия  Александровна  Поташкина, некоторые   позаимствованы   мною   у    коллег   при   посещении   семинаров   и открытых   уроков,   но   большая   часть   найдена   мною   в     различной методической литературе, а также создана  мною при подготовке к урокам или   самими учащимися моего класса.     Эти «методические находки»  помогают мне учить детей  эффективнее и веселее. Особенно я обязана этим приёмам при разноуровневом обучении. Объясняя «на пальцах», я легче достигаю успеха на нижнем уровне, что не отменяет моей обязанности поднимать на высокий уровень всех, кому это доступно.  Ниже мною приводятся приёмы, разграниченные по темам. Например:  1 «Поезд». Руки согнуты в локтях, эмитируем движение поезда    ж ­ ш – ч­щ, а на звук [ш,]  спускаем пары. 2 Крадемся по зимнему лесу, осторожно ступая, [ч/]  [ш/]; греем руки, дуя на ладони, [х]; показываем тишину, поднося указательный палец к губам [ц]. 8.          Все глухие согласные можно запомнить, выучив один из диалогов: «Стёпка, хочешь щец?» ­ «Фи!». // «Фока, хочешь поесть щец?» Непарные согласные:  Ч  Щ  Х  Ц Шипящие: Ж  Ш  Ч  Щ 1.            Запятая в сложном предложении                                                                      9 Одно предложение простое с другим Жить предложением решили одним. Простых может быть их четыре,  и пять, Но важно их все запятой отделять. 2.            Однородные члены Если члены – близнецы появляются, На один вопрос все хором откликаются, ­  Однородными они называются, Запятой друг от друга отделяются.                                                                      10 Как   запомнить       4. Пол­Юли   правило правописания сложных   слов   с первым   корнем  пол? Этот очень эффективный   способ называется «правилом   Юли   »   и записывается так:                            Ю (с заглавной буквы) ПОЛ                                 л (с л)                            и (с   любой   гласной буквы) Правописание сложных существительных   с первым корнем  –пол­   можно запомнить с помощью тех самых   трёх   букв, что   составляют корень: Прописная буква;          О  или другую   гласную букву;     Л Рекомендации по использованию мнемонических приемов: 1.   Использование   любых   произвольных   ассоциаций   помогает   лучше запомнить материал и правильно писать слова; 2. Ритмичные речовки позволяют провести физкультминутки, подчиняя их теме урока, т.е. не тратится  время урока впустую;   3.При   запоминании   материала   задействованы   различные   виды   памяти: двигательная, эмоциональная, образная, слуховая, зрительная, что помогает лучше усвоить материал детям с различными видами памяти, различным уровнем восприятия;           4. Данные приемы помогают осуществлять разноуровневое обучение;   5.   Мнемонические   приемы   помогают   оживлять   урок,   делая   эго   более интересным, запоминающимся. 6.   При   их   использовании   рифмовок   и   речёвок   учитель   должен   всегда проговаривать с  учениками  вместе, задавая им темп и ритм. Эффективные методы и приёмы для проведения этапа разминки   Уроки   русского   языка   по   технологии   Ю.А.Поташкиной   имеют   свою отличительную структуру: каждый урок начинается с мощной разминки, цель которой поддерживать в «рабочем состоянии» все основные знания, умения и навыки, а также максимально подготовить к восприятию основной части урока. Продолжительность разминки 12­15 минут, затем 20 минут отводится на основной этап, и от 3­х до 5 минут на работу со связным текстом.   Видно,   что   всё   расписано   по   минутам.   Делая   упор   на   мною  разработан   сборник­альбом, времясберегающий   фактор, отражающий все этапы разминки. В течение недели каждый из этапов с разной частотностью, но прозвучит.           Так  первый лист  размером с половину альбомного имеет изображение дома и подпись «проверка домашнего задания». При показе данного листа учащиеся понимают о необходимости открыть тетрадь и начать проверять домашнее   задание,   выслушивая   дежурных   по   домашнему   заданию, озвучивающих его у доски.      Каждый следующий лист длиннее  предыдущего. На разнице площади имеется подпись к заданию, таким образом, альбом похож на ступеньки.       Второй   лист  имеет   изображение   человека,   поднимающего   тяжелую штангу, и подпись «Мощная разминка». Эта карточка служит сигналом для настроя на слухоречевую деятельность.  12 Третий лист  имеет   изображение фигурок   людей и подпись «Собери родственников».   В   начале   обучения   это   был   обязательный   ежеурочный этап, позднее он превратился во «внутренний монолог ребенка».    Четвертый   лист  с   подписью   «Скандирование»   имеет   следующее   обозначение:               /                Он подразумевает четкое слоговое и  орфографическое членение слова с одновременными хлопками в ладоши и пропеванием слова. ( Речитатив – подражание болельщикам на стадионе)       Пятый   лист  с  изображение   словаря   и   аппликациями     к   словарным словам понимается детьми как работа со словарным минимумом. Приемы работы   со   словами   с   непроверяемым   написанием   описываются   мною позднее.       Шестой лист  с изображением ребенка, держащего в левой руке букву «З»   и   в   правой   букву   «Б»   и   подписью   «Фонетическая   разминка» подразумевает задание звуко­буквенного характера:  сосчитай количество букв и звуков в слове;  назови слово, в котором звуков больше (меньше, столько же), чем букв;  убери \добавь звук «Й» и образуй новое слово;  назови из ряда предложенных слов то, в котором есть сонорные, только парные согласные, непарные мягкие и.т.д.;      Седьмой лист  с буквами «Н», «Ф» обязует детей назвать начальную форму слова, (Например: у неё – она, к вам – вы, красивейшую – красивый) а у глагола назвать ещё спряжение, вид, видовую пару.       Восьмой   лист  со   схематичным   изображением   морфем   и   подписью «Словообразовательная   разминка»   предполагает   разбор   слова   на составляющие   морфемы,   указания   формообразующих   суффиксов   не входящих в основу, вычленение отдельных морфем в предлагаемом слове учит отличать форму одного и того же слова от родственного.      Следующий   лист  –  с  буквой  «Л»  в  кружке   и   подписью  «Лексика». Данный этап подразумевает работу с различными лексическими группами:  синонимами, антонимами, омонимами, паронимами, фразеологизмами,  многозначными словами. Здесь уместны задания следующего характера         Задания: подбери к слову синонимы, антонимы,…              назови фразеологизмы с названиями животных (собака на сене,  медведь на ухо наступил, белая ворона и т.д.)    13 Десятый   лист  с   изображением   разведенного   через   реку   моста     сопровождается подписью «Разведи по значению»: Обежать (бег) – обижать (обида)                 Слезать(слезть)­слизать(слижет) Запевать (петь) ­запивать(пить)                 Отварить(варка)­отворить(затвор) Полоскать(полощет)­поласкать(ласка)       Поседеть(сед)­посидеть(сидя) Проживать(жить)­прожевать(жёванный)    Утихать(тихо)­утешать(утеха) Примерять(мерка)­примирять(мир)        Увидать(увидеть)­увядать(увянуть) Наколоть(колко)­накалить(накал)        Налепить(лепка)­налипать(липнуть)      Одиннадцатый   лист  имеет   изображение   и относится к работе с различными исключениями. Здесь уместны задания типа:  продолжи ряд: медальон, бульон, компаньон…….  Какое слово лишнее и почему: жук  жюри   жужжит   Какое слово лишнее и почему: здесь  сделал  здание      Двенадцатый лист  имеет аппликацию фонендоскопа врача и подпись «Диагностика на слух». Учащимся предлагается слово, дети его слушают, называют   все   «больные   места»   (орфограммы),   или   просто   общее   их количество.        На  тринадцатом   листе  изображены   часы   и   перо,   а   также   подпись «Решение   задач».   Этот   этап   подразумевает   письменное   решение орфографических   задач,   чаще   на   время.   Для   получения     «отличной отметки» необходимо вложиться в одну минуту, полностью озвучив ход решения и сделав графическую защиту.       На  четырнадцатом листе  прописана буква «с» в круге и подписано «Синтаксическая разминка». При показе этого листа учащимся могут быть приложены задания следующего характера:  Сосчитай количество тем // ситуаций// ПП в составе СП  Верни со знаками препинания  Определи вид сложного предложения  Построй схему к сложному предложению  Построй предложение к готовой схеме  Перестрой прямую речь в косвенную  Назови состав подлежащего (сказуемого)  Вычлени из предложения сочинительное словосочетание   Вычлени из предложения подчинительное словосочетание типа        «гл. + сущ.»  14 И  последний   лист  альбома   имеет   картинку   с   изображением   детей, занимающихся   зарядкой,   и   подпись   «Физкультминутка».   Ранее   уже упоминалось, что даже этот этап не идет в отрыве от темы урока и на нем отрабатывается лингвистический материал в виде речёвок с движениями. (см. речёвки в статье «Мнемонические приёмы»)                Учитель без лишних пояснений открывает лист со схематичными знаками и предлагает детям языковой материал, а дети без лишних слов­ переспросов ­ выполняют. При отсутствии какого­либо задания разминки лист, ему соответствующий, перелистывается.         Подробнее остановлюсь на обязательном ежедневном этапе разминке­ работе со словами с непроверяемым написанием, то есть со словарными. Словарная работа по технологии Ю.А.Поташкиной отличается также своим объемом слов (так в 1­м классе изучается около 200 слов, в 3 классе – около 300 слов, в пятом классе – 306. в шестом – 216, в седьмом – 170, в восьмом – девятом ­ 432), которые всякий раз необходимо повторять. Работа   над   такой   массой   словарных   слов   тоже   специфичная:   словарные слова изучаются по недельной «порции». Отработка правописного навыка ведется   каждодневным   скандированием   всех   недельных   слов, прописыванием 3­4 из «порции», постановкой в нем ударения, выделением корня   и   подчеркиванием   запоминаемых   букв.   Подробное   методическое объяснение по работе над словарным минимумом можно найти в книгах для учителя, работающих по технологии Ю.А.Поташкиной. Выбор   недельной   порции   определяет   учитель,   а   не   программа,   в зависимости от изучаемых тем, так столбики со словами типа реять, веять, лаять, сеять, эффективней изучать при работе со словами – действиями, а слова типа солдат, салют, победа, отец в канун праздников.  Но   кроме   работы   над   данным   столбиком   в   течение   недели   необходимо отрабатывать   и   закреплять   навык   написания   и   ранее   изученных   слов. Неделя   заканчивалась   словарным   диктантом.   Объемы   записи   словарных слов по нашей технологии значительно выше по сравнению с традиционной программой   (20­40   слов   по   технологии   Поташкиной   и   10­12   слов   по традиционной). Все словарные диктанты классифицированы: 1) По форме (простые и творческие) 2) По виду восприятия (слуховые и зрительные)       Преимущество   отдается,   конечно   же,   слуховым   диктантам,   но   не исключены и зрительные, т.к. у многих учащихся преобладает зрительная память.           Существует   много   способов   по   запоминанию   словарных   слов,   но хотелось   бы   остановиться   на   таких,   которые,   по   моему   мнению,   дают больше   эффекта,  разнообразят   урок,  вносят   элементы   игры,  делая   урок интересным и привлекательным.  1. «Поймай словечко» 15 «Орфографический поцелуй на ночь»   Ученику,   стоящему   у   доски,   остальные   учащиеся   «бросают»   по   одному слову, а экзаменуемый его возвращает орфографически произнося. 2. Игра для родителей со своими детьми. Перед сном мама называет своей дочери 2­3 слова, а ребенок в ответ орфографически. Мама целует ребенка и желает доброй ночи. 3. В   корзине   лежат   предметы   или   картинки   с   изображением   слов   с непроверяемым  написанием.  По  мере  извлекания картинок //  предметов, учащиеся  составляют  предложение  с орфографическим проговариванием именно этого слова. Второй ребенок делает аналогичную работу со вторым словом.   В   итоге   получается   связный   рассказ.   В   конце   картинки   слова складываются в корзинку, перемешиваются и похожую работу выполняет другой ряд и другой вариант, при этом не повторяя сюжет. 4. Услышав   словарное   слово,   дети   записывают   его   в   тетрадь   в   начальной форме.                                           Завод зовет Громким голосом завод На работу всех зовет. Проходную открывает И станки свои включает. «Волшебная корзина» «Выборочный диктант» Всю неделю напролет Дружно трудится народ; Инженер над чертежами, А бухгалтер над счетами, А рабочий у станка От гудка и до гудка. Вместе делают конфеты, И кастрюли, и ракеты, И комбайны, и вагоны, И трамваи, и фургоны, Молотки и топоры И коньки для детворы Сапоги, ботинки, валенки Для большущих и для маленьких. (18 словарных слов) (из сборника «Веселые диктанты» И.Д.Агеевой  (стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам в 1­5 классах) 5 «Внимательный фотограф» После минутного рассмотрения сюжетной картины, написать все словарные слова. 6  Ассоциации (подбор слов с общим признаком) Учитель диктует 2 слова, объединенных общим признаком, а учащиеся  пишут 2 своих слова. 16 Сорока, орел ……………………………….(жаворонок, соловей) Овца, корова ……………………………….(свинья, собака) Быстро, весело ……………………………..(однажды, радостно) Акула, дельфин …………………………….(кашалот, камбала) Восторг, совесть …………………………....(счастье, самообладание) Африка, Австралия  ………………………..(Европа, Америка) 7.Подружись с трудным словом После самоанализа учащиеся определяют, в каком слове они чаще других  допускают ошибку и получают задание изобразить это слово, выделив  место, в котором появляется ошибка.  8.   Создание ребусов к словарным словам  9. Шуточные вопросы, загадки. Подобные вопросы позволяют проштудировать объёмный словарь с другой позиции:   найти   слово   в   слове,   а   именно   помогают   развивать орфографическую зоркость. ­В каких словах живет рак? (раковина, трактор, ракита, дракон, завтрак ) ­В каких словах спрятались ноты? (до­ ре­ ми­ фа­ соль­ ля – си) Белых Сергей нашёл 80 слов, Титова Юля ­65 слов. ­Назовите слова , в которых спрятались числа.(Витрина, восемь, восток, опять,   на   острие,   Родина,  сорока,   росток,   Ростов,   ростовщик,  трибуна, престол,.) ­Все   слова   хороши,   но   где   же   спрятались   ёж   и   ужи?   (Ежевика,  ужин, вперемежку, жужжать, жужелица, варежки, настежь) ­Какие   слова   любят   лягушки?   (Акварель, квалификация, Москва)   ­Какие   слова   любит   ворона?   (Картофель,  картина,  каравай,  карамель, карета, карусели, карандаш, макароны, карман, карась)    аквариум,  квартира,  10. Запись слов по описательному обороту. Толкование даётся по толковому словарю.  11. Цепочка слов. Составить и записать цепочку слов, где каждая последняя буква в слове является первой следующего слова.   12.   Хороши   в   работе   и   приёмы   работы  с   фразеологизмами,   в   состав которых входят словарные слова: ­вот где собака зарыта; ­медведь на ухо наступил; ­как сорока на колу; ­держи карман шире и т. д. 13.   Использование   словарных   слов   как   синонимов   и   антонимов:   город­ деревня, гиппопотам­бегемот.            Система оригинальных алгоритмов и алгоритмизованных таблиц по правописанию,   программирующих   решение  орфографических   и 17 пунктуационных   задач,   является   тренажёром   для   отработки   и   затем поддержания навыков правописания, произвольного словесно­логического мышления, произвольной и связной рассуждающей устной речи.              Алгоритмы – это своего рода умные инструкции, помогающие ученику   решить   орфографическую   проблему,   поэтапные   умственные действия,  которые   надо   выполнить.  Произнесение   вслух,  краткая   запись шагов алгоритма способствует   запоминанию всей цепочки рассуждений. Умение   ориентировать   свой   устный   монолог   на   слушателя   помогает ученику  ориентировать  на  отсутствующего  читателя  и свою  письменную речь.   Эти   упражнения   предполагают   построение   достаточно   объёмных устных   речевых   произведений   в   монологической   форме,   отчасти репродуктивных, потому что структура ответа задана логико­структурной схемой или алгоритмом. Задача учителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы дать ученику такие опоры, по которым он мог бы «карабкаться» сам. Опоры в обучении – очень широкое понятие. Рассмотрим их частный случай – опорные схемы – на простом примере.  Одна   из   самых   распространенных   ошибок     ­   правописание   Е   –   И   в падежных   окончаниях   существительных.   Правило   в   учебнике   5   класса звучит   так:   «В   падежных   окончаниях   имен   существительных   буква   И пишется   в   родительном   падеже   существительных     1­го   склонения   и   в родительном, дательном, предложном падежах существительных третьего склонения.   Буква   Е     пишется   в   дательном   и   предложном   падежах   1­го склонения и в предложном падеже 2­го склонения.   Кроме того, окончание И   пишется   в   родительном,   предложном   падежах существительных     2­го   склонения   на   –ие,   ­ий   и   существительных   1­го склонения на –ия».    дательном, А вот как выглядит схема­алгоритм к этому кошмарному правилу:                  Опыт показывает, что планомерное систематическое применение названных   ранее   приёмов   даёт   возможность   повысить   эффективность 18 обучения словам с непроверяемым написанием на 35­40% по сравнению с обучением   с   помощью   традиционных   приёмов.   При   использовании описанных   выше   приёмов   учащиеся   усваивают   орфографию   не   только предусмотренных программой слов.                Результативность опыта прослеживалась на протяжении трёх лет. Диагностическая   карта   динамики   развития   показывает,   что орфографическая  грамотность учащихся  стабильно повышается  от 6 до 10   %   в   год.   Результаты   имеют   стабильность   при   системе   применения названных приёмов. П   орфографическую грамотность учащихся и качество знаний этих слов.         С   уверенностью   можно   сказать,   что   данные   приёмы   повышают В своей работе я широко использую речевки­рифмовки. Я в сочетаньях ЧУ и ЩУ всегда вставляю букву У. Но исключенье есть и тут: Жюри, брошЮра, парашЮт. Однородные члены Если члены близнецы появляются, На один вопрос все хором откликаются, Однородными они называются, Запятой друг от друга отделяются. Такие   разминки     позволяют   поддерживать   в   рабочем   состоянии   практически значимые теоретические знания, речевые и правописные умения и навыки, вести никогда не прекращающийся тренинг. Выполняют ученики самые разнообразные задания: На каждом уроке необходимо учить говорить на аудиторию, т.е нести ответственность  за понимание смысла слова. Удачным считаю применение таких методов, как монолог,  полилог, диалог, устное словесное рисование, занимательный рассказ, элементы буриме,  поэтические минутки. Нестандартная технология разработанная Ю.А. Поташкиной, позволяет значительно сократить дистанцию между «знаю» и «умею», что в работе по формированию грамотного 19 письма является чрезвычайно важным. Технология позволяет воспринимать русский язык не как свод правил, а как живой организм, систему, которую надо постараться почувствовать, понять, в которой надо разобраться. IY. Данная технология позволяет создать условия для творческой самореализации. При умелом использовании способов, приёмов развивающей технологии можно обеспечить прочное и осознанное усвоение учебного материала, успешно реализовать весь комплекс образовательно – воспитательного процесса, а главное – приобщить детей к изучению русского языка. Развить глубокий интерес к предмету, в полной мере развивать их интеллектуальные способности. И в заключение хочется заметить, что школа перестаёт быть соцуомом, оторванным от жизни. Всё­таки она воспитывает и обучает личность, востребованную за её пределами, активную, энергичную, находящуюся в поиске. Задача каждого из нас­ создать условия для развития этой личности. Рене Декарт сказал: »Мало иметь хороший ум, главное – хорошо   его   применять».   Наш   ученик   имеет   »хороший   ум»,   задача   современного учителя­ найти применение этому уму. 20

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2017