"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"
Оценка 4.7

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"

Оценка 4.7
Семинары
docx
история
8 кл
02.05.2017
"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"
В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ххв. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-егг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. Особо интересен для нас и опыт американских коллег, поскольку в последние десятилетия ххв. Там проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе.
активные формы обучени.docx
ГКОУ РО Новочеркасская школа­интернат №1 "Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания" Подготовила: учитель истории  высшей категории Подройкина Л.В. Новочеркасск – 2017г.            В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода: 1) Пассивные: где   учащиеся   выступают   в   роли   “объекта”   обучения,   которые   должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем­ источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос. 2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику. 3) Интерактивные: От англ. (inter ­ “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод   обозначает   интерактивные   методы   –   позволяющие   учится   взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех   включая   педагога. обучающихся, личностоориентированному   подходу,   Эти   методы   наиболее   соответствуют   так   как   они   предполагают   со­обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами   учебного   процесса.   Педагог   чаще   выступает   лишь   в   роли   организатора процесса   обучения,   лидера   группы,   фасилитатора,   создателя   условий   для   инициативы учащихся.                           Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений   обращается   к   опыту   самого   учащегося,   причем   не   только   учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.                                        В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось   в   20­х   гг.   лабораторно­бригадный   метод,   (проектный,   ххв. производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60­егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70­80­егг) ­ Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. Особо интересен для нас и опыт   американских   коллег,   поскольку   в   последние   десятилетия   ххв.   Там   проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны   детальные   руководства   для   учителей.   Все   эти   методы   и   наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе.                    Исследования проведенные в 80­х ггг. Национальным тренинговым центром (США,   штат   Мэриленд),   показали,   что   интерактивные   позволяют   резко   увеличить   % усвоения   материала.   Результаты   этого   исследования   отражены   в   таблице,   получившей название   “пирамида   обучения”.   Из   которой   видно,   что   наименьший   процент   усвоения имеют   пассивные   методики   (лекция   05%,  чтение   ­  10%),   а  наибольший   интерактивные (дискуссионные   группы   ­   50%,   практика   через   действие   ­   75%,   обучение   других,   или немедленное применение ­ 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”.                                        Многие педагоги, в частности и российские, критически оценивают эту “Пирамиду”. Действительно, трудно точно измерить “усвоение материала”. К тому же мы знаем   прекрасных   преподавателей,   чьи   лекции,   почти   дословно   запечатлелись   в   нашей памяти. Бывают также ученики, прекрасно усваивающие материал при чтении (развитая зрительная память). Но можно согласиться, сто в среднем закономерность, выраженную “пирамидой”, могут проследить практически все педагоги. С другой стороны, несмотря на свою спорность, “Пирамида” дает богатую пищу для   размышлений   о   роли   методов   преподавания,   обращает   внимание   на   важность интерактивных  методов. Тенденция отраженная в “Пирамиде” верно отражает высокий потенциал   интерактивных   методов,   позволяющих   вести   обсуждение   в   группах, практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс обучения, “целостного человека”.                                 Место   пассивных,   активных   и   интерактивных   методов   также   хорошо иллюстрирует так называемая “таксономия Блума” ­ таблица уровней и целей обучения и развития   познавательных   навыков,   разработанная   группой   американских   психологов   и педагогов   под   руководством   профессора   Бенджамина   Блума.   Термин   “таксономия” означает   систематизацию   объектов   по   определенным   критериям   с   целью   создания определенной последовательности (иерархии). Блум предложил иерархию учебных целей по их сложности. Таблица используется учителями практиками, и показывает, что уровень знаний (информации) является лишь начальным этапом в обучении (хотя и обязательным, базовым) Обучение должно продолжаться дальше, и педагог должен ставить перед собой и другие цели.                 Проанализировав таблицу, становится ясным, что пассивные методы обучения ориентированы, как правило, лишь на уровни знания и понимания, интерактивные же – задействуют все уровни обучения.                 Но все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания. “Плюсы”   и   “минусы”   применения   пассивных   и   интерактивных   методов   мы   также представили в виде таблицы. Эта таблица также поможет преподавателю выбрать методы обучения в зависимости от цели и условий работы.                 Далее целесообразно представить перечень наиболее распространенных активных и интерактивных методов. Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Мы предлагаем очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников   и   преподавателя,   их   вкуса.   Нужно   также   оговорить  и   условность  названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами. 1. Творческие задания. 2. Работа в малых группах. 3. Обучающие игры. 3.1. Ролевые. 3.2. Деловые. 3.3. Образовательные. 4. Использование общественных ресурсов. 4.1. Приглашение специалиста. 4.2. Экскурсии. 5. Социальные проекты. 5.1. Соревнования. 5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д. 6. Разминки (различного рода). 7. Изучение и закрепление нового информационного материала. 7.1. Интерактивная лекция. 7.2. Ученик в роли учителя. 7.3. Работа с наглядным пособием. 7.4. Каждый учит каждого. 8. Работа с документами (а также в ней). 8.1. Составление документов. 8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции. 9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также). 9.1 ПОПС – формула. 9.2. Проектный метод. 9.3 Шкала мнений. 9.4. Дискуссия. 9.5. Дебаты. 9.6. Симпозиум. 10. Разрешение проблем (а также). 10.1. Мозговой штурм. 10.2. Дерево решений. 10.3. Переговоры и медиация.        Я стараюсь использовать активные и интерактивные методы.

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2017