Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов
Оценка 4.8
Документация +3
doc
Междисциплинарный 4
5 кл
01.05.2017
Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС: 1.Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»;
2. Анкета субъективных оценок психологического климата (по Симору);
3. «Социометрия» (Я. Морено);
4. «Уровень тревожности» (по Кондашу);
5. модифицированная анкета Лусканова Н. Г.: «Черты идеального учителя»; «Отношение к школьным предметам»; «Чувства в школе»;
6. Методика определения уровня развития словесно-логического мышления Л. Переслени, Т.Фотекова;
Развернутые рекомендации учителям и классному руководителю.Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики: сделаны выводы по адаптации пятиклассников, даны соответствующие рекомендации.
Аналитич_отчет_ФГОС_5_класс.doc
по результатам психологопедагогической диагностики
в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов
Аналитический отчет
МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба»
Настоящее обследование проводилось по плану психологопедагогического
сопровождения ФГОС в пятых классах.
В 201213 учебном году в 5ых классах МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба»
обучается 46 человек. Из них
В 5А классе 3 ребенка – ДД, 1 – соц.приют.
В 5 Б классе 6 детей из ДД
Период адаптации в 5м классе является одним из трудных периодов школьного
обучения. Это обусловлено совокупностью содержательных перемен, которые
происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста.
Состояние детей в этот период,
с педагогической точки зрения,
характеризуется низкой организованностью,
учебной рассеянностью и
недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с
психологической — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной
тревожности.
В связи с этим, целью диагностического минимума в параллели 5х классов явилось
получение необходимой информации о социальнопсихологическом статусе
школьников для преодоления трудностей периода адаптации к новой социальной
ситуации; предупреждения и преодоления школьных факторов риска.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
1. проведено психологопедагогическое обследование учащихся;
2. проводилось наблюдение учителей, представителей администрации за
поведенческими особенностями учащихся на уроках и внеурочное время;
3. изучалась документация;
4.проводились консультации учителейпредметников, обучающих пятиклассников;
5. проводились консультации классных руководителей пятиклассников.
Психодиагностический инструментарий включил в себя следующие
диагностические материалы, направленные на изучение, как метапредметных, так и
личностных результатов учащихся:
1. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных
классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»;
2. Анкета субъективных оценок психологического климата (по Симору);
3. «Социометрия» (Я. Морено);
4. «Уровень тревожности» (по Кондашу);
5. модифицированная анкета Лусканова Н. Г.: «Черты идеального учителя»;
«Отношение к школьным предметам»; «Чувства в школе»;
6. Методика определения уровня развития словеснологического мышления Л.
Переслени, Т.Фотекова;
Полученные данные проанализированы как количественно, так и качественно,
сделаны выводы по адаптации пятиклассников, даны соответствующие
рекомендации.
1 I. Анализ изучения личностных результатов
1. Изучение мотивации обучения показало следующие результаты:
Оценка мотивации учения 5 А класса:
1. 74 % 17 учащихся имеют очень высокий и высокий уровни мотивации обучения.
2.
3. Учитывая, что у 100% вид мотива – позиционный, значимо для всех учащихся положительное
17% 4 учащихся, нормальный уровень мотивации.
эмоционально окрашенное общение.
4. 17% 4 учащихся имеют престижную мотивацию, которая проявляется в стремлении ученика
занять первое место, быть одним из лучших:
5. 30% 7 учащихся нуждаются в регулярном положительном подкреплении, одобрении со
стороны учителей, родителей (мотивация благополучия):
6. 57% 13 учащихся имеют отрицательную мотивацию, что, в первую очередь, связано со страхом
наказаний со стороны родителей, как физических, так материальных.
2 Оценка мотивации учения 5 Б класса:
1. 54 % 13 учащихся имеют очень высокий и высокий уровни мотивации обучения.
2.
3. Учитывая, что у 100% вид мотива – позиционный, значимо для всех учащихся положительное
12% 3 учащихся, нормальный уровень мотивации.
эмоционально окрашенное общение.
4. 8% 2 учащихся имеют учебную мотивацию, которая проявляется в стремлении ученика
освоить новые способы получения знаний, интерес к самим знаниям и процессу учения.
5. 54% 13 учащихся нуждаются в регулярном положительном подкреплении, одобрении со
стороны учителей, родителей (социальная мотивация благополучия).
6. 12% 3 учащихся имеют отрицательную мотивацию, что, в первую очередь, связано со страхом
наказаний со стороны родителей, как физических, так материальных.
2. Изучение уровня тревожности показало следующие результаты:
3 Диагностика уровня тревожности выявила следующие ситуации, вызывающие наибольшую
тревогу и страх:
«Школа»: беседа с директором, трудности в выполнении ДЗ, экзамены.
«Самооценка»: страх неудачи, смех за спиной, трудности при принятии самостоятельного решения.
«Межличностные отношения»: посетить незнакомых людей, необоснованная критика и упреки,
воспринимают как маленького.
5 А класс:
1. 48% 11 учащихся адаптировались успешно.
2. 22% 5 учащихся составили психологическую «группу риска» (зона ВДА).
3. Дезадаптация 4 человека – 17%.
5 Б класс:
1. 54% 13 учащихся адаптировались успешно.
2. 22% 5 учащихся составили психологическую «группу риска» (зона ВДА).
3. Дезадаптация человека – 5 учся 22%.
Высокую тревожность испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся,
ответственно относятся к учебе, однако это видимое благополучие достается им неоправданно
большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У них
отмечаются выраженные вегетативные реакции, психосоматические нарушения. Тревожность
порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими
притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Такой конфликт, заставляя этих
школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его,
порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Следствием
4 всего этого являются отмечаемые учителями и родителями перегрузки, перенапряжение,
выражающиеся в нарушениях внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости.
3. Оценка психологического климата в классе ( по методике Симора):
5 А
5 Б
5 А
5 Б
5 А
5 Б
5 А
5 Б
5 А
5 Б
5 А
№ Параметры
2
3
3
4
4
5
5
6
Оценка психологического климата в классе:
5 А класс:
Оценка психологического климата в классе:
9 учащихся (39%) высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с
которыми они учатся.
12 учащимся (52%) скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть
референтная группа, где общение для них более значимо.
«Настроение, с которым учащиеся идут в школу»
«Всегда с хорошим»: 2 учся (9%)
«Чаще с хорошим»: 11 учся(48%)
«С равнодушием»: 3 учся (13%)
«Чаще с плохим»: 3 учся (13%)
«Всегда с плохим»: 2 учся (9%)
«Отношение классного руководителя»
19 учащихся (83%) считают, что классный руководитель относится к ним очень хорошо и хорошо.
1 учся считает, что классный руководитель безразличен
1 учся считает, что классный руководитель «скорее недоволен»
«Бывает ли желание перейти в другой класс?»
«Никогда не бывает»: 4 учся (17%)
«Редко бывает»: 7 учся (30%)
«Все равно, где учиться»: 1 учся (4%)
«Часто бывает»: 1 учся (4%)
«Форма обращения учителя»
«Убеждают, советуют, вежливо просят»: 10 учся (44%)
«Вежливо, иногда грубо»: 6 учся (34%)
«Безразлично»: 5 учся (22%)
5 учащихся считает коллектив дружным.
10 учащихся – 44% считают, что в классе иногда бывают ссоры, хотя конфликтным его назвать
нельзя.
4 учащихся – 17% считают, что класс недружный, часто возникают ссоры.
2 учащихся – 9% считают, что класс очень недружный, трудно в таком учиться.
Оценка характера помощи в классе:
1
2
3
4
5
6
7
Психологический
климат в классе
Нравятся ли вам люди,
с которыми вы
учитесь
Желание перейти в
другой класс
Отношение классного
руководителя
Форма обращения
учителя
Дружный и
сплоченный коллектив
1
1
29% 10
42%
6
25%
3
13%
2
11
48%
10
44%
4 –
18%
8
35%
10
45%
0
12
50%
12
50%
13
54%
14% 5
Характер помощи в
классе
29% 5
20%
3
6
25%
13%
1042% 3 –
13%
14% 3
13%
14% 3 –
13%
29%
3
12%
28% 2 –
9%
4
16%
7 –
30%
1148% 729% 14%
3
13%
3
12%
22%
14% 14% 0
14% 5
29%
14%
6 –
26%
22%
4
18%
5
22%
0
6
25%
9
38%
28% 6
26%
8
33%
0
0
14%
758% 4
18%
28% 2
9%
0
28% 0
10
44%
8
35%
5
Б
6
1
4
%
3
12
%
5 2 учащихся – 9% считают, что в классе помогают друг другу без напоминания.
4 учащихся – 17% считают, что помощь оказывается только своим друзьям
6 учащихся – 26% считают, что помощь оказывается тогда, когда об этом просит сам ученик.
8 учащихся – 35% считают, что помощь оказывается только по требованию учителя.
5 Б класс:
Оценка психологического климата в классе:
15 учащихся (60%) высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с
которыми они учатся.
5 учащимся (21%) скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть
референтная группа, где общение для них более значимо.
«Настроение, с которым учащиеся идут в школу»
«Всегда с хорошим»: 10 учся (42%).
«Чаще с хорошим»: 6 учся(25%):
«С равнодушием»: 1 учся (4%)
«Чаще с плохим»: 3 учся (12%)
«Всегда с плохим»: 0.
«Отношение классного руководителя»
19 учащихся (83%) считают, что классный руководитель относится к ним очень хорошо и хорошо.
1 учся считает, что классный руководитель «скорее недоволен».
«Бывает ли желание перейти в другой класс?»
«Никогда не бывает»: 12 учся (50%)
«Редко бывает»: 4 учся (16%)
«Все равно, где учиться»: 1 учся (4%)
«Часто бывает»: 3 учся (12%)
«Форма обращения учителя»
«Убеждают, советуют, вежливо просят»: 13 учся (54%)
«Вежливо, иногда грубо»: 6 учся (24%)
«В грубой форме, унижающей достоинство»: 1 учся (4%)
10 учащихся считает коллектив дружным.
7 учащихся – 29% считают, что в классе иногда бывают ссоры, хотя конфликтным его назвать
нельзя.
2 учащихся – 8% считают, что класс недружный, часто возникают ссоры
1 учащийся – 4% считает, что класс очень недружный, трудно в таком учиться
Оценка характера помощи в классе:
5 учащихся – 21% считают, что в классе помогают друг другу без напоминания.
2 учащихся – 8% считают, что помощь оказывается только своим друзьям
8 учащихся – 33% считают, что помощь оказывается тогда, когда об этом просит сам ученик:
8 учащихся – 35% считают, что помощь оказывается только по требованию учителя
«В классе не принято помогать друг другу» 2 учся – 8%
«В классе отказываются помогать друг другу» 3 – 12%
5 А класс: 16 баллов – средний уровень групповой сплоченности.
5 Б класс: 18 баллов – высокий уровень групповой сплоченности.
Чувства в школе (по Н. Г. Лускановой)
Я испытываю в школе
Спокойствие
Усталость
Скуку
Радость
Уверенность в себе
Беспокойство
Неудовлетворенность собой
5 А
10 44%
15 –65%
11 – 48%
7– 30%
7– 30%
7– 30%
7– 30%
5 Б
15 65%
15 65%
4 17%
12 52%
10 43%
6 25%
3 – 13%
6 Раздражение
Сомнение
Обиду
Чувство унижения
Страх
Тревогу за будущее
Благодарность
Симпатию к учителям
Желание приходить сюда
6 – 25%
7– 30%
5 – 22%
7– 30%
2 – 8%
5 – 22%
2 – 8%
3 13%
6 25%
4 8%
8 – 35%
1 – 4%
2 – 8%
2 – 8%
9 – 39%
13 – 56%
11 – 48%
15 – 65%
4. Черты идеального учителя (по Н. Г. Лускановой):
Черты учителя
1. Хорошо знает предмет.
2. Строгий, дает прочные знания.
3. Хорошо ко мне относится.
4. Дает задания, с которыми я могу справиться.
5. Общается с нами после уроков.
6. Не требует многого.
7. Интересно на уроках.
8. Дает работать самостоятельно, делать чтото новое
9. Выделяет меня из класса
10. Приглашает в гости, разговаривает как с близким.
Мне нравится
5 А
5 Б
18– 78%
6 – 25%
17 – 74%
14 – 61%
9 – 39%
11 – 48%
19 – 83%
10 – 44%
2 – 8%
2 – 8%
19 – 83%
6 – 25%
16 – 69%
15 – 65%
13 – 56%
8 – 32%
17 – 73%
10 – 44%
2 – 8%
6 – 25%
5. Отношение к учебным предметам
7 8 6. Оценка познавательных УУД
5 А
5 Б
В 5 А классе впервые диагностировано 7 учся со следующими результатами:
1 уровень(низкий) – 4 человека:
2 уровень( ниже среднего) – 1 человек:
3 уровень (средний) – 1 человек:
При вторичной диагностике выявилась следующая тенденция: снижение показателей развития
интеллектуальных операций и общей осведомленности учащихся.
У 12 учся (52%) произошло снижение интеллектуальных показателей.
Таким образом, на данный момент учащиеся 5 А класса характеризуются, в основном, 3 и 2 уровнем
развития интеллектуальных операций – всего 14 (61%) учащихся.
5 учащихся (26%) относятся к низкому уровню.
В 5 Б классе по данной методике 1 учся сохранил показатели на высоком уровне.
У 9 учся (36%) произошло снижение интеллектуальных показателей.
У 3 учся (12%) произошел рост интеллектуальных показателей с 1 до 2 уровня.
Таким образом, на данный момент учащиеся 5 Б класса характеризуются, в основном,
2 и 1 уровнем развития интеллектуальных операций – всего 11(48%) учащихся.
5 учащихся (26%) относятся к низкому уровню.
Это свидетельствует о низкой общей осведомленности учащихся, узком кругозоре;
несформированности логических действий, низком уровне способности к абстрагированию и
обобщению. Снижение показателей развития интеллектуальных операций и общей осведомленности
учащихся связано со значительным усложнением интеллектуальной деятельности на фоне различных
требований со стороны учителейпредметников, а также неумением самостоятельно организовать
свои учебные занятия.
Резюме.
Таким образом, по результатам исследования можно назвать следующие причины, ведущие к
дезадаптации учащихся, а именно:
1. Смена учебных предметов, их новое содержательное наполнение
2. Нарушение характера взаимоадаптации между учеником и учителемпредметником
3. Низкий уровень произвольной регуляции поведения и учебной деятельности
4. Несформированность учебной мотивации
5. Несформированность элементов и навыков учебной деятельности
6. Отсутствие мотивации достижения успеха
7. Несформированность продуктивных форм общения и самоутверждения
8. Недостаточность социальной нормативности (педагогическая запущенность)
9. Высокий уровень общих или специальных способностей (одаренность)
9 10. Интеллектуальная недостаточность
5 А класс: 16 баллов – средний уровень групповой сплоченности.
1. 48% 11 учащихся адаптировались успешно
2. 22% 5 учащихся составили психологическую «группу риска» (зона ВДА)
3. Дезадаптация 4 человека – 17%
Оценка психологического климата в классе:
9 учащихся (39%) высоко оценивают психологический климат класса.
12 учащимся (52%) скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть
референтная группа, где общение для них более значимо.
5 Б класс: 18 баллов – высокий уровень групповой сплоченности.
1. 54% 13 учащихся адаптировались успешно
2. 22% 5 учащихся составили психологическую «группу риска» (зона ВДА)
3. Дезадаптация – 5 учся 22%
Оценка психологического климата в классе:
15 учащихся (60%) высоко оценивают психологический климат класса.
5 учащимся (21%) скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть
референтная группа, где общение для них более значимо.
Рекомендации:
1. В связи с недостаточно благоприятным психологическим климатом в классах и высокой
межличностной тревожностью необходимо включить в расписание психологические часы для
проведения занятий, направленных на сплочение и развитие коллектива.
2. Провести занятия, обучающие приемам снятия психоэмоционального напряжения, а также приемам
рациональной организации учения.
3. Учащихся, имеющим повышенный/высокий уровень самооценочной и межличностной тревожности,
необходимо, по возможности, привлекать к коллективным делам, требующим активного
взаимодействия.
4. С родителями учащихся, имеющих отрицательную мотивацию обучения, провести разъяснительную
беседу.
5. Провести родительское собрание (в форме тренинга) по способам психологической поддержки и
конструктивному взаимодействию с детьми.
6. Провести родительское собрание по теме «Психофизиологические особенности детей младшего
подросткового возраста».
7. Классным руководителям необходимо учитывать, что младшие подростки особенно восприимчивы к
такому стилю руководства со стороны взрослого, когда он проявляет инициативу, задает некоторые
общие рамки их деятельности, но при этом позволяет им самим принимать решения, не устанавливает
пошагового контроля.
8. Учителямпредметникам необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся,
а также то, что для 85% учащихся пятых классов нужно систематически создавать ситуации успеха
на уроках и внеурочной деятельности и/или оказывать эмоциональную поддержку.
9. Для снижения как школьной, так и межличностной тревожности учителямпредметникам необходимо,
по возможности, согласовать учебные требования, учитывать различия между пятиклассниками и
другими учащимися средней школы. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость
на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания
каждого учителя, что также необходимо учитывать.
10 10. Рекомендовать учителямпредметникам систематически включать задания, направленные на развитие
логических операций, общей осведомленности учащихся.
11. Рекомендовать учащимся, родителям, учителямпредметникам консультации педагогапсихолога по
возникающим проблемам.
Педагогпсихолог МБОУ СОШ №2 с.п. «Село Хурба»:____________ Иванова Е. М.
11
Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов
Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов
Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов
Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов
Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов
Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов
Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов
Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов
Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов
Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов
Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.