Аналитический отчёт
Оценка 5

Аналитический отчёт

Оценка 5
Исследовательские работы +1
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
08.02.2017
Аналитический отчёт
Представлена деятельность преподавателя за меж аттестационный период. Темой аналитического отчёта была выбрана проектная деятельность обучающихся. Модернизация образования настаивает на создании таких условий обучения, при которых обучающиеся приобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Следовательно студент должен овладеть профессиональными компетенциями в образовательном учреждении, научиться применять их в повседневной жизни.Один из параметров нового качества образования – способность проектировать.Динамика развития проектно-исследовательской деятельности в ОУ и была отражена в данной работе.
аналит.отчёт млн.docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБПОУ СО «Ирбитский аграрный техникум» Аналитический отчёт  за межаттестационный период  с 2012 – 2016 годы Составитель: Преподаватель  Молокова Людмила Николаевна Зайково, 2016 Содержание Введение_________________________________________________2 Глава   1.   Теоретические   основы   проектно­исследовательской деятельности  как   условие   формирования   профессиональных   компетенций обучающихся_________________________________________________7 1.1. Анализ   особенностей   проектно­исследовательской деятельности_________________________________________7 1.2. Структура   и   содержание   понятия   "профессиональные компетенции"________________________________________20 Глава   2.   Реализация   проектно­исследовательской   деятельности   как условие формирования профессиональных компетенций.         2.1. Реализация проектно­исследовательской деятельности как условие                формирования профессиональных компетенций.                          26 2.2. Методы формирования профессиональных компетенций  в         условиях ОУ_________________________________________32 2.3.   Организация   проектно­исследовательской   деятельности   и   ее результаты_______________________________________________35 Заключение__________________________________________________ 38 Приложения_________________________________________________ 41 Введение Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых  способов образования, педагогических технологий нацеленных на  индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку  навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование  у обучающихся умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих  в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения,  повседневной жизни. Важнейшим становится воспитание подлинно свободной  личности, формирование у студентов способности самостоятельно мыслить,  добывать и применять знания, тщательно обдумывать принятые решения,  чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по  составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и  культурных связей. Ориентируясь на формирование целостной системы профессиональных  знаний, умений, навыков, модернизация настаивает на создании таких условий обучения, при которых обучающиеся приобретут «опыт самостоятельной  деятельности и личной ответственности». Следовательно студент должен  овладеть профессиональными компетенциями в образовательном учреждении, научиться применять их в повседневной жизни. Самостоятельность обучающихся лежит в основе проектно­ исследовательской деятельности. Проектно­исследовательская деятельность влияет на формирование  организационно­деятельностных качеств студентов ( способность осознания  целей учебной и проектной деятельности, умения поставить цель и организовать её достижение), а также креативных качеств (вдохновение,  гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность,  наличие своего мнения, коммуникативные качества обусловленные  необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами  окружающего мира, воспринимать его информацию, выполнять разные  социальные роли в группе и коллективе). Следует отметить, что проблема использования проектно­исследовательской  деятельности является одной из самых актуальных проблем в ОУ. Актуальность проектно­исследовательской деятельности в наши дни  обуславливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и  предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные  цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что  входит в содержание проекта. Один из параметров нового качества образования – способность  проектировать. В Федеральном образовательном стандарте отмечается  «участие обучающихся в проектно­исследовательской деятельности, в  организации и проведении учебно­исследовательской работы… творческое  решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение  творческих работ, проектов… создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с  использованием мультимедийных технологий». В ходе изучения темы были выявлены следующие противоречия: ­между низким уровнем развития исследовательских навыков у обучающихся  и требованиями ФГОС; ­между желанием обучающихся заниматься исследовательской деятельностью и недостаточной материально­технической базы ОУ для её реализации; ­между потребностью работодателя  в личности обладающей  профессиональными компетенциями (качествами) и недостаточном внимании  к этому в организации образовательного процесса. Необходимость разрешения перечисленных противоречий обуславливает  актуальность данной темы, а также его проблему: т.е. совершенствование  структуры проектно­исследовательской деятельности с учётом  профессиональной направленности обучающихся, способствующей развитию  творческого потенциала личности. В соответствии были сформулированы следующие задачи: 1) Провести анализ педагогической и методической литературы с целью  выявления сущности понятия «проектно­исследовательская  деятельность»; 2) Провести анализ педагогической и методической литературы с целью  выявления сущности понятия «профессиональные компетенции». 3) Организация образовательного процесса, позволяющего формировать  профессиональные компетенции используя проектно­ исследовательскую деятельность. 4) Организация участия в районных, окружных и областных конкурсах и  конференциях; 5) Обеспечение методическим сопровождением организации проектно­ исследовательской деятельности. Выявленные противоречия позволили определить проблему: Совершенствование структуры проектно­исследовательской деятельности с  учётом профессиональной направленности обучающихся, способствующей  развитию творческого потенциала личности. Практическая значимость данного исследования заключается в разработке  методических рекомендаций по организации и сопровождению проектно­ исследовательской деятельности студентов, путей внедрения их в  образовательный процесс. Проблема позволяет сформулировать тему: «проектно­исследовательская  деятельность обучающихся как условие формирования  профессиональных компетенциях» Объект исследования: процесс внедрения проектно­ исследовательской   деятельности в образовательный процесс как условие формирования  профессиональных  компетенций. Предмет исследования: организация проектно­исследовательской   деятельности как условие формирования профессиональных  компетенций  у  обучающихся в ОУ. Достижение цели предполагает решение следующих задач : 1) провести анализ педагогической и методической литературы с целью выявления сущности понятия «проектно­исследовательская деятельность».       2)   проанализировать   методическую   литературу   с   целью   выявления   сущности понятия «профессиональные компетенции».       3) организация образовательного процесса, позволяющего стимулировать познавательный интерес к предмету через исследовательскую деятельность;     4) организация участия в районных, окружных и областных конкурсах         и      конференциях;     5) обеспечение методическим сопровождением организации проектно­ исследовательской   деятельности       обучающихся; Глава 1. Теоретические основы проектно­исследовательской деятельности обучающихся как условие формирования профессиональных компетенций  1.1. Анализ особенностей проектно­исследовательской деятельности Формирование исследовательской позиции обучающихся – задача нелегкая.  Студентов к поисково­исследовательской деятельности необходимо  подготавливать, всегда помня, что в стенах образовательного учреждения «не  мыслям надобно учить, а учить мыслить».  Чтобы научить студентов  рациональным способам мыслительной деятельности, необходимо знать пути  формирования приемов умственной деятельности – практический и  теоретический – и целесообразно их использовать.   В  педагогике сформировались различные подходы к определению видов  исследовательской деятельности, к которым относят поисковую,  экспериментальную, проектную, техническую творческую и другие,  осуществляемые как на уроках, так и во внеурочное время. Исследовательская деятельность обучающихся может быть представлена  разными способами: предметная исследовательская деятельность  обучающихся (по алгоритму), проектирование и исследовательская  деятельность обучающихся, подкрепленная реальными действиями.        Организация исследовательской деятельности имеет следующую  структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план действия,  результаты, рефлексия.  В основу исследования положена идея, направленная  на решение какой­либо проблемы. Необходимо через различные формы организации: урок, практическое обучение, групповую, индивидуальную,  парную формы работы формировать у обучающихся навыки  исследовательской деятельности.        При практическом обучении большое значение приобретают  методические рекомендации, рабочие тетради как наиболее эффективная  форма экспериментальной деятельности. Традиционно практическая  деятельность определяется как форма организации урока, когда группа  делится на подгруппы, которые, используя натуральные объекты,  разнообразные приборы, инструменты и другое лабораторное оборудование,  проводят экспериментально­практические работы и по истечении  определенного времени подводят итоги.   Средством управления деятельностью студентов во время практического или лабораторного занятия служат инструкции­алгоритмы (инструкционные  карты). Они определяют содержание и последовательность действий  студентов, содержат информацию о повторении необходимого материала,  описания и изображения лабораторного оборудования, принципов его  действия и способов использования. В инструкционных картах также могут  приводиться порядок выполнения заданий, контрольные вопросы, список  литературы. Алгоритмическая заданность практических работ не исключает  творческого и исследовательского характера их выполнения (проверка  научной достоверности определенных закономерностей, теоретических  положений, постановка опытов, проведение исследований).  Исследовательская деятельность на основе эксперимента способствует  самоопределению и является первым шагом в подготовке личности к  самореализации в профессиональном направлении.         Исследование может быть организовано на всех этапах обучения любой  дисциплины: некоторые элементы исследовательского подхода студентам следует осваивать уже в начале обучения, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности. Исследовательская   деятельность   обучающихся  обучающихся, –   деятельность   связанная   с   решением   обучающимися   творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение   теории,   посвящённой   данной   проблематике,   подбор   методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.  Исследовательская деятельность в обучении предполагает введение общих и частных методов научного познания на всех его этапах ­ от восприятия до применения на практике. Это создаёт основу для профилизации обучения и обеспечивает повышение научного уровня преподавания.         Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно­воспитательного процесса,  который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться,  формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Как и всякое направление обучения, проектное обучение имеет свою историю  и свои корни в культуре. В начале ХХ века американский философ и педагог  Дж.Дьюи, и его последователь В.Х Килпатрик стали авторами «метода  проектов». Суть новаторской идеи заключалась в том, что обучающиеся,  исходя из своих интересов, вместе с преподавателем выполняли собственные  проекты. Так, решая какую­либо задачу, они включались в реальную  деятельность и овладевали новыми знаниями. В настоящее время «метод проектов» переживает второе рождение. Студенты выполняют «проекты» ­ конкретные задания, связанные с учебным  материалом.  Е.С.   Полат   так   определяет   метод   проектов.  Это   способ   достижения дидактической   цели   через   детальную   разработку   проблемы,   которая завершается   реальным,   осязаемым,   практическим   результатом, оформленным   определенным   образом.   Это  совокупность   действий, учащихся с целью решения значимой для них проблемы, оформленной в виде некоего конечного продукта. Проектная деятельность  в равной степени вовлекает  в свою орбиту и обучающегося, и преподавателя. Для обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого   потенциала.   Это   деятельность,   которая   позволяет   студенту проявить   себя,   попробовать   свои   силы,   приложить   свои   знания,   принести пользу, показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение определённой проблемы. Результат этой деятельности ­ найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей. Для   преподавателя  проектно­исследовательская   работа   –   это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования и исследования. Итак,   проектная   деятельность   обучающихся  –   совместная   учебно­ познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение   общего   результата   деятельности.   Непременным   условием проектной   деятельности   является   наличие   заранее   выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая осмысление результатов деятельности. –   деятельность   по Проектно­исследовательская   деятельность  проектированию   собственного   исследования,   предполагающая   выделение целей   и   задач,   планирование   хода   исследования,   определение   ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.  Этапы выполнения проектно­исследовательской работы (ПИР=проект) 1. Проблематизация. Проблематизация   является   первым   этапом   работы   над   проектом   – необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. Началом   выполнения   проектно­исследовательской   работы,   побудительным стимулом   к   деятельности   является   наличие   проблемы.   Причем   не   всякая проблема заставляет человека действовать. Процесс пойдет, когда исходная проблема ПИР имеет личностную окраску. Часто   преподаватели   предлагают   студентам   готовые   темы   и   даже названия ПИР. Хорошо, если такая тема представляет реальный интерес для студента. Но если это не так, то вся работа над ПИР ­а иногда эта длительная работа ­ превратится в тяжкую повинность. Из проблемы ПИР следует его  тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы. 2. Целеполагание. На   этом   этапе   проблема   преобразуется   в  личностно   значимую   цель   и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. Когда проблеме проекта удалось придать личностно значимый характер, у   учащегося   возникает   первичный   мотив   к   деятельности.   В  любом   случае необходимо, чтобы учащийся помнил, что достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы. На этом же этапе необходимо определиться с проектным продуктом, решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута. Для этого необходимо представить себе, как можно больше способов достижения цели проекта и выбрать из них самый оптимальный. 3. Планирование   ­ Важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдалённая цель, но и ближайшие шаги. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить   способы   решения   этих   задач   и   найти   ресурсы   для   этого; разработать   подробный   график   работы   с   указанием   сроков   реализации каждого этапа. Когда   имеется   план   работы,   в   наличии   ресурсы   (материалы,   рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе. 4.  Реализация  имеющегося плана – следующий этап проектного цикла. Этот этап работы над проектом, как правило, связан с изучением литературы и   других   источников   информации,   отбора   информации;   возможно,   с проведением   различных   наблюдений,   исследований,   опросов,   с   анализом   и обобщением   полученных   данных;   с   формулированием   выводов   и формированием   на   этой   основе   собственной   точки   зрения   на   исходную проблему проекта и способы её решения. Для   воплощения   найденного   способа   решения   проблемы   проекта создаётся  проектный   продукт.  Проектный   продукт   должен   обладать определёнными   потребительскими   свойствами,   удовлетворять потребности   любого   человека,   столкнувшегося   с   проблемой,   на   решение   т.е. которой и был направлен данный проект. 5. Самооценка и рефлексия. Это   этап   осмысления,   анализа   допущенных   ошибок,   попыток   увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Кроме того, автору необходимо оценить, какие изменения   произошли   в   нём   самом,   чему   он   научился,   что   узнал,   какой жизненный опыт приобрёл. Проект   должен   обязательно   иметь   письменную   часть   –  отчёт  о   ходе работы,   в   котором   описываются   все   этапы   работы,   все   принимавшиеся решения   с   их   обоснованием,   все   возникшие   проблемы   и   способы   их преодоления, анализируется собранная информация, приводятся результаты опросов, подводятся итоги, делаются выводы. Задача преподавателя – помочь участнику проекта корректно и лаконично описать весь ход работы. Можно предложить   учащемуся   работать   над   письменной   частью   в   соответствии   с совместно выработанным алгоритмом. 6. Презентация. Непременным условием проекта является его публичная защита, то есть презентация  результата   работы.   Презентация   –   это   витрина   проекта.   Всё должно быть подчинено одной цели – наилучшим образом показать результат работы и компетентность её автора, которую он приобрёл в процессе этой работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает её результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении   проблемы   проекта,   приобретённую   компетентность.   Элемент самопрезентации   –   важнейшая   сторона   работы   над   проектом,   которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта. Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7­10 минут на   выступление.   За   это   короткое   время   необходимо   рассказать   о   работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связанна с обработкой большого объёма информации, общением с различными людьми. Очень   важно   научить   студентов   выбирать   самое   главное,   коротко   и   ясно излагать свои мысли. Презентацию желательно отрепетировать. Позиция преподавателя в ходе проектно­исследовательской работы как метод воспитания Для   того   чтобы   максимально   использовать   воспитательный   потенциал проектно­исследовательской   деятельности,   преподавателю   необходимо учесть   возрастные   и   индивидуальные   способности   обучающегося,   его интересы,   выстроить   с   ним   оптимальные   личные   взаимоотношения   в   ходе выполнения  проектно­исследовательской работы. Преподаватель может быть:   Руководителем   проектно­исследовательской   работы,   который несёт ответственность за ход и результат работы. Такую позицию можно использовать при работе со слабыми обучающимися.  Коллегой по работе, который в значительной степени вовлечён в процесс и разделит с автором проектно­исследовательской работы будущий   триумф   или   поражение.   Это   отношения   равноправных партнёров,   которые   увлечены   общей   работой,   подпитываясь энтузиазмом друг друга.  Экспертом – знатоком, который является источником информации по   проблеме   проектно­исследовательской   работы,  предоставляет необходимые   сведения   и   даёт   советы,   когда   автор   работы обращается за ними. Здесь преподаватель находится в несколько   побуждая   обучающихся   проявлять отстранённой   позиции, максимум активности, быть не только инициаторами работы, но и организаторами взаимодействия с преподавателем.  Типология учебных проектов Для   того   чтобы   пользоваться   методом   проектов   как   средством обучения и воспитания, необходимо хорошо представлять себе, что лежит в основе   типологии   проектов.   Доктор   педагогических   наук   Е.С.   Полат предлагает следующую классификацию. Классификация проектов по предметно – содержательной области       Монопроекты    реализуются,   как   правило,   в   рамках   одного   учебного предмета или одной области знания. Такие проекты могут проводится в рамках классно – урочной системы.       Межпредметные   проекты  выполняются   исключительно   во   внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Классификация проектов по характеру контактов       С   открытой,   явной   координацией.В   таких   проектах   координатор участвует   в   проекте   в   собственной   функции,   направляя   работу   её участников, организуя в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.       Со   скрытой   координацией.  В   таких   проектах   координатор   не обнаруживает   себя   в   своей   реальной   функции.   Он   выступает   как полноправный   участник   проекта.   Примером   такого   проекта   может служить проект,  когда для исследования некоторых исторических фактов в него был введён профессиональный археолог, который, выступая в роли немощного специалиста, направлял «экспедиции» участников проекта и просил   их   сообщать   ему   обо   всех   интересных   фактах,   найденных   их участниками,   задавая   время   от   времени   «провокационные   вопросы», которые заставляли участников проекта ещё глубже вникать в проблему. Классификация проектов по доминирующей деятельности обучающихся       Практико   –   ориентированный   проект  нацелен   на   решение   задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты   отличает   чётко   обозначенный   с   самого   начала   результат деятельности,   который   может   быть   использован   в   жизни   учащегося, колледжа, микрорайона и т.п. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.       Исследовательский   проект  напоминает   научное   исследование.   Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановки цели   и   задач   исследования,   обязательное   выдвижение   гипотезы   с последующей   проверкой   различных   версий,   обсуждение   и   анализ полученных результатов.       Информационный   проект  направлен   на   сбор   сведений   о   каком   –   либо объекте   или   явлении,   их   проверку,   анализ   и   обобщение   с   целью представления полученной достоверной информации широкой аудитории.       Творческий   проект  предполагает   максимально   свободный   и нетрадиционный   подход   к   его   выполнению   и   презентации   результатов. Такие   проекты,   как   правило,   не   имеют   детально   проработанной структуры,  она   только   намечается   и   развивается,   подчиняясь   логике   и интересам участников проекта. В лучшем случае, можно договориться о желаемых,   планируемых   результатах   (совместной   газете,   сочинении, видеофильме, экспедиции и пр.)       Приключенческие,   игровые,   ролевые.  Участники   принимают   на   себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это   могут   быть   литературные   персонажи   или   выдуманные   герои, имитирующие   социальные   или   деловые   отношения,   осложняемые придуманными участниками ситуациями. Степень творчества здесь очень высокая. Классификация проектов по количеству участников       Личностные       Парные       Групповые Классификация проектов по продолжительности       Мини­проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведётся в группах, продолжительность – около 20 минут (подготовка – 10 минут, презентация каждой группы – 2 минуты).       Краткосрочные   проекты  требуют   выделения   2­3занятий,   которые используются   для   координации   деятельности   проектных   групп. Основная   работа   по   сбору   информации,   изготовлению   продукта   и подготовке   презентации   выполняется   в   рамках   внеаудиторной деятельности. Работа осуществляется в группах.        Недельные проекты  выполняются в группах в ходе проектной недели. При   осуществлении   недельного   проекта   возможно   сочетание аудиторных   форм   работы   с   внеаудиторными.   Всё   это,   благодаря глубокому   «погружению»   в   проект,   делает   проектную   неделю оптимальной формой организации проектной работы.       Долгосрочные (годичные) проекты  могут выполняться как в группах, так   и   индивидуально.  Весь   цикл   реализации   годичного   проекта  –  от определения   темы   до   презентации   –   выполняется   во   внеаудиторное время.  Классификация проектов по виду конечного продукта.       Материальные.  Проекты, конечными продуктами которых могут быть:   компьютерные иллюстрированные   альбомы,   фильмы,   книги, презентации и т.п.       Действенные.  Проектным   продуктом   в   этом   случае   может   быть: экскурсия, спектакль, выставка, игра, викторина, тематический вечер, концерт и т.п.       Письменные.  Проектный   продукт   –   статья,   брошюра,   инструкции, рекомендации и т.п. Критериальное оценивание в проектной деятельности Оценивание результатов обучения является одной из важнейших сторон учебного   процесса.   Именно   оцениванию   принадлежит   ключевая   роль   в управлении этим процессом. Широкое   применение   проектно­исследовательской   деятельности закономерно   ставит   вопрос   об   использовании   системы   оценивания,   при помощи   которой   обучающийся   мог   бы   получить   опыт   самоанализа   и рефлексии,   стать   активной   стороной   не   только   процесса   обучения,   но   и оценивания   результатов   своего   обучения.   Соответственно   акцент   в   этом случае смещается в сторону самооценивания. Чтобы обучающийся научился давать   адекватную   оценку   собственной   работе,   необходимо,   чтобы   у   него было сформировано представление об эталоне работы. Значит, этот эталон должен   быть   подробно   описан.   Критериальное   оценивание   даёт   такую возможность. Критериальное оценивание в проектно­исследовательской деятельности неразрывно связано с вопросом её эффективности как метода обучения. Главные   требования   к   критериям   оценивания,   применяемым   в проектно­исследовательской деятельности:  они должны показывать обучающимся успехи и недочёты их проектно­ исследовательской работы;  они должны показывать преподавателю педагогическую эффективность применяемого   им   проектно­исследовательского   метода   обучения   и уровень собственного педагогического мастерства. Критерии  –   это   те   виды   деятельности   обучающегося,   которые   он осуществляет     в   ходе   работы   и   должен   в   совершенстве   освоить   в результате её выполнения и которые могут быть оценены. В ходе проектно­ исследовательской деятельности обучающийся должен освоить целый ряд специфических   проектных   умений,   общих   навыков   и     знаний,   а   также сформировать   профессиональные   компетентности.   Поэтому   проектно­ исследовательские работы оцениваются по следующим критериям: 1. Постановка цели и обоснование проблемы проектно­исследовательской работы. 2. Планирование путей её достижения. 3. Глубина раскрытия темы проектно­исследовательской работы. 4. Разнообразие   источников   информации,     целесообразность   их использования. 5. Соответствие   выбранных   способов   работы   цели   и   содержанию проектно­исследовательской работы. 6. Анализ хода работы, выводы и перспективы. 7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе. 8. Соответствие требованиям оформления письменной части. 9. Качество проведения презентации. 10.Качество проектного продукта. Содержание каждого критерия раскрывается с помощью дескрипторов.  Дескрипторы – уровни достижения обучающегося  по каждому критерию,  они последовательно описывают все шаги по достижению наилучшего результата и оцениваются определённым количеством баллов: чем выше  достижение – тем выше балл по каждому критерию.  Таким образом метод проектов представляет собой гибкую модель  организации учебного процесса, ориентированную на творческую  самореализацию личности обучающегося путём развития его  интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания (под контролем преподавателя)  образовательного продукта, обладающего объективной или субъективной  новизной и имеющего практическую значимость. Любая проектно­ исследовательская работа ориентирована  на решение конкретной проблемы и рассчитана на определённого потребителя. Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых,  исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс  обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков обучающихся  помогает достичь определенных целей: поднять интерес  обучающихся  к учебе, направить их на достижение более высоких  результатов, тем самым формируя профессиональные компетенции. 1. 2. Структура и содержание понятия "профессиональные компетенции" Отличие образовательных стандартов нового поколения от предыдущих определяется в совокупности как требований, обязательных при реализации основных образовательных программ, так и требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ. Федеральные образовательные программы среднего профессионального образования   нового   поколения   (ФГОС)   обеспечивают   внедрение компетентностого подхода, где главной целью профессиональной подготовки является формирование компетенций. В Законе об образовании термин «профессиональное образование» – это вид   образования,   который   направлен   на   приобретение   обучающимися   в процессе  освоения  основных  профессиональных  образовательных  программ знаний,   умений,   навыков   и   формирование  компетенций  определенного уровня   и   объема,   позволяющих   вести   профессиональную   деятельность   в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности. Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «профессиональные компетенции», необходимо выяснить сущность определения «компетенция». И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.К. Маркова, Н.В. Мясищев, Л.А.   Петровская,   Е.В.   Бондаревская   и   другие   являются   авторами разнообразных определений и классификаций компетенций. Одни используют понятия   «компетентность»   и   «компетенция»   для   отображения   конечного результата обучения, другие – для описания разнообразных свойств личности. Раскрытию   понятия   «профессиональные     компетенции»   в   научно­ педагогической   литературе   уделено   немало   внимания.   Значимости, содержанию и структуре профессиональной компетенции посвящены работы таких авторов как О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, С.В. Тришина, В.Л. Акапьев и многих других. Несмотря   на   большое   количество   работ,   посвященных профессиональной компетенции, нет единого мнения по определению этого понятия   и   по   его   структуре.   Рассмотрим   несколько   трактовок   понятия «профессиональные   компетенции»  и  результат   представим   в   виде   таблицы (табл. 1). Компетенции – это опредмеченные в деятельности компетентности  работника. Компетенции относятся к деятельности и проявляются в  конкретных ситуациях (социальные и профессиональные). Компетенции не являются раз и навсегда данными новообразованиями. Они  находятся в постоянном развитии и обновлении. Поэтому компетенция является системным проявлением знаний, умений,  способностей и личностных качеств (В.Д. Шадриков).  Таблица 1  Определения понятия «Компетенция», представленные в отечественной психологии  Формулировка понятия Автор – индивидуальная характеристика степени соответствия  требованиям профессии А.К. Маркова – система знаний, умений, навыков и устойчивых  (базовых) свойств индивида (морфологических,  физиологических, психологических и культуро­ обусловленных), позволяющая ему успешно выполнять  деятельность по решению определенных  профессиональных задач Г.М. Зараковский – требования профессии и система профессиональных  задач, которые должен или может решать человек (задачи, входящие в его компетенцию) Б.И. Беспалов – требования успешной деятельности, сформулированные в терминах интегральных качеств индивидуального или  коллективного субъекта; эти качества сочетают в себе  знания, профессиональные навыки и индивидуально­ типические или организационно­культурные характерис­ тики, необходимые для успешной работы (в определенной профессии, на определенной должности, в конкретной  компании); компетенции могут быть описаны в виде  модели профессионального поведения, необходимого для достижения высоких результатов – свойства (качества) личности, описанные в терминах  поведенческих характеристик, необходимых для успеш­ ного выполнения профессиональной  деятельности; уровень выраженности компетенций  оценивается с помощью ключевых поведенческих  индикаторов (КПИ);ключевые поведенческие  индикаторы – это набор поведенческих характеристик,  проявляющихся в деятельности человека и позволяющих  оценить уровень выраженности компетенции – стандарты рабочего поведения; сфера применения  компетенций – конкретное рабочее место в конкретной  организации – внутренние, потенциальные, сокрытые психологические  новообразования (знания, представления, программы  (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений)  выявляются в компетентностях человека Т.Ю. Базаров   А.В. Бессонова А.В. Булгаков Я.Ю. Епутаев   А.В. Булгаков   И.А. Зимняя Более точным является определение компетенции, которое предлагает  профессор В.Д. Шадриков: «Компетенция является системным проявлением знаний, умений, способностей, и личностных качеств. В каждой деятельности  вес этих компонентов и их сочетания могут существенно различаться».  Термин «компетенция» служит для обозначения интегрированных  характеристик качества подготовки специалиста. Шадриков В.Д., анализируя различные подходы к классификациям и  определению компетенций при профессиональной подготовке специалиста,  предлагает выделять следующие три группы компетенций. 1. Социально­личностные компетенции (относящиеся к человеку как к индивиду,  субъекту деятельности и личности). 2. Общепрофессиональные компетенции (информационные, расчетные,  эксплуатационные, управленческие, организационные, конструкторские, проектировочные,  экономические). 3. Специальные компетенции (профессионально­функциональные знания и умения,  которые обеспечивают привязку к конкретному предмету труда).  Ключевые (профессиональные) компетенции Производным от термина «компетенция» («профессиональная компетенция»)  выступает понятие «ключевые компетенции». Ключевые (профессиональные) компетенции – это компетенции широкого  спектра использования, обладающие определенной универсальностью, общие  для всех профессий и специальностей. Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми, во­первых,  должен обладать каждый член общества и которые, во­вторых, можно было  бы применять в самых различных ситуациях. Следует отметить, что в настоящее время не существует единого  согласованного перечня ключевых компетенций. В зарубежной и отечественной науке предпринимались различные попытки  дать перечень ключевых компетенций. Так, на симпозиуме в Берне (27–30 марта 1996 г.) Совет Европы определил  пять групп ключевых компетенций, формированию которых придается особое значение в образовании молодежи: ∙политические и социальные компетенции – способность взять на себя  ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в  их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям,  проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов; ∙межкультурные компетенции, способствующие положительным  взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий,  пониманию и уважению друг друга; ∙коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями  устного и письменного общения на разных языках, в том числе и  компьютерного программирования, включая общение через Internet; ∙социально­информационная компетенция, характеризующая владение  информационными технологиями и критическое отношение к социальной  информации, распространяемой СМИ; ∙персональная компетенция – готовность к постоянному повышению  образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего  личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать знания и  умения, способность к саморазвитию. При характеристике ключевых компетенций важным является учет следующих  пяти основных потенциалов, которыми должна владеть  личность. 1.  Познавательный потенциал определяется, прежде всего, объектом и качеством  информации, которой владеет личность. Он также включает в себя психологические  качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека. 2.  Морально­нравственный потенциал характеризуется нравственно­этическими  нормами, ценностями, устремлениями, которые вырабатываются с помощью эмоционально­ волевых и интеллектуальных механизмов и реализуются в мироощущении, мировоззрении,  взаимодействии с другими. 3.  Творческий потенциал личности определяется комплексом умений и навыков,  способностями к действию и мерой их реализации в определенной сфере деятельности или  общения. 4.  Коммуникативный потенциал личности оценивается степенью общительности,  характером и прочностью устанавливаемых контактов, а также динамикой исполняемых  социальных ролей. 5.  Эстетический потенциал личности характеризуется уровнем и интенсивностью ее  художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Таким образом ключевые (профессиональные) компетенции /  компетентности многофункциональны и многомерны. Овладение ими  позволяет решать самые различные проблемы в повседневной,  профессиональной, социальной жизни. Ключевые компетенции основываются  на свойствах человека и проявляются в определенных способах поведения,  которые опираются на его психологические качества, включают широкий  практический контекст с высокой степенью универсальности. А проектно­исследовательская деятельность позволяет создать условия, при  которых студенты, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые  знания и способы действия, а с другой – применять на практике ранее  приобретённые знания и умения, т. е. приобретут профессиональные  компетенции. Глава 2. Реализация проектно­исследовательской деятельности как условие формирования профессиональных компетенций. 2.1. Реализация проектно­исследовательской деятельности как условие формирования профессиональных компетенций В предыдущей главе рассматривались такие вопросы как особенности  проектно­исследовательской деятельности. А так же была проанализирована  методическая  литература для выявления структуры и содержания понятия  «профессиональные компетенции». В результате пришли к выводу что  внедрение проектно­исследовательской деятельности в ОП создаёт  необходимые условия для формирования компонентов профессиональной  компетенции, а именно: 1. Ценностно­смысловая  2. Общекультурная  3.Познавательная 4. Информационная  5. Коммуникативная  6. Социально­трудовая  7. Личностная (самосовершенствование)  Выполнение проектно­исследовательской работой включает деятельность  педагога и студентов. Она распределяется следующим образом по этапам  работы: Структура проектно­исследовательской работы Этапы Задачи 1. Организационный Определение темы,  уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей  группы 2. Планирование Анализ проблемы  Определение источников  информации Постановка  задач и выбор критериев  оценки результатов  Распределение ролей в  команде 3. Исследование Сбор и уточнение  информации Обсуждение  альтернатив (“мозговой  штурм”) Выбор  оптимального варианта  Уточнение планов  деятельности 4. Выполнение Выполнение проекта 5. Оценка результатов Анализ выполнения  проекта, достигнутых  результатов (успехов и  неудач) и причин этого  Анализ достижения  поставленной цели Деятельность  учащихся Уточняют  информацию  Обсуждают задание Формируют задачи  Уточняют  информацию  (источники) Выбирают и обосновывают свои  критерии успеха Работают с  информацией  Проводят синтез и  анализ идей  Выполняют  исследование Выполняют  исследование и  работают над  проектом Оформляют проект Участвуют в  коллективном  самоанализе проекта и самооценке Деятельность педагога Мотивирует  учащихся  Объясняет цели  проекта  Наблюдает Помогает в анализе и синтезе (по  просьбе)  Наблюдает Наблюдает  Консультирует Наблюдает  Советует (по  просьбе) Наблюдает  Направляет  процесс анализа  (если необходимо) 6. Защита проекта Подготовка доклада;  обоснование процесса  Защищают проект  Участвуют в  Участвует в  коллективном проектирования,  объяснение полученных  результатов Коллективная  защита проекта Оценка коллективной оценке  результатов проекта анализе и оценке  результатов  проекта Внедрение проектно­исследовательской деятельности   осуществлялось в следующем порядке: 1) анализ требований ФГОС и работодателей к уровню подготовки будущих   специалистов   среднего   звена   и   особенностей   профессиональной деятельности; 2) анализ   содержания   изучаемых   дисциплин,   профессиональных модулей, курсов с учетом профессиональных особенностей. 3) 4) 5) выбор методов и средств обучения; разработка учебной документации; рассмотрение процесса формирования компетенций в динамике и установление критериев оценки ожидаемых результатов; 6) организация проведения занятий по дисциплинам; 7)        определение этапов контроля для гарантированного получения оптимального выходного результата. В   дополнении   к   сказанному   при   реализации   проектно­ исследовательской деятельности  в ОУ было учтено следующее: – квалификационные требования к современному специалисту среднего звена, обусловленные социальным заказом; – содержание ФГОС; – нормативно­правовые акты. Реализация исследовательской деятельности осуществлялась в условиях  очной формы обучения при изучении дисциплины «Основы микробиологии» и МДК 01.01. «Методики проведения зоогигиенических, профилактических и  ветеринарно­санитарных мероприятий». Рассмотрев образовательные стандарты по специальности 36.02.01.  «Ветеринария» можно отметить что при изучении  дисциплины студент  должен приобрести общие и специальные компетенции. Общие компетенции, такие как «Осуществлять поиск и анализ информации,  необходимой для решения профессиональных задач»; « Использовать  информационно­коммуникационные технологии»; «Работать в коллективе и  команде»; «Ставить цели и принимать на себя ответственность за результат  выполнения заданий»; «Вести здоровый образ жизни, заниматься физической  культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и  профессиональных целей»; Профессиональные компетенции: Организовывать и проводить  профилактическую работу. Готовить и проводить консультации . Готовить  информационные материалы о возбудителях, переносчиках, симптомах,  методах профилактики и лечения. Знакомить работников с приемами первой  помощи животным. Давать рекомендации. Информировать население о  планирующихся и проводимых ветеринарно­санитарных, профилактических и  зоогигиенических мероприятиях. Студент должен уметь: ­ готовить дезинфицирующие препараты; ­ применять акарицидные, инсектицидные и дератизационные средства с  соблюдением правил безопасности; знать: ­ систему зоогигиенических, профилактических и ветеринарно­санитарных  мероприятий и методику их проведения в различных условиях; ­ инфекционные и инвазионные болезни животных (их симптомы,  возбудителей и переносчиков); ­ внешних и внутренних паразитов сельскохозяйственных животных  (гельминты, членистоногие, простейшие). Данные характеристики соответствуют ПК1.3 и ПК4.1 – 4.5.  Рабочая программа рассчитана на 90 аудиторных часов из них 20 часов на  лабораторно­практические занятия и 30 часов на самостоятельное изучение  дисциплины. Был составлен календарно­тематический план (Приложение 1). В ходе изучения дисциплины студент должен научиться общаться,  взаимодействовать, ставить цели и задачи для достижения дальнейших  результатов, планировать свою деятельность при помощи проектно­ исследовательской деятельности.  В результате чего было проведено зачётное занятие по «Основам  микробиологии» которое проходило в форме защиты мини­проектов.  Студенты выбирали темы из предложенных преподавателем, а также  предлагали свои варианты.  Представления мини­проектов проходило в  форме  докладов, рефератов, презентаций. (Приложение 2) С целью формирования ПК 4.1­4.5  по МДК 01.01. «Методики проведения  зоогигиенических, профилактических и ветеринарно­санитарных  мероприятий» студенты готовили доклады на тему «Анаэробные инфекции»,  «Некробактериоз», «Копытная гниль овец» и др. Для формирования профессиональных компетенций обучающимися были  проведены исследовательские работы во внеурочное время, а результаты  представлены на студенческом конкурсе проектно­исследовательских работ  «Ступени к Олимпу» С исследовательской работой на тему: «Лекарственные растения Урала и  применение их в ветеринарии» студенты 2 курса Большедворова Ирина и  Окунева Вика на студенческом конкурсе проектно­исследовательских работ  «Ступени к Олимпу» заняли 3 место в 2012 году; в 2013 г. Исследовательская работа Тананыкиной Кристины 211 группы  на конкурсе заняла 2 место;в 2015 году студентки 211 группы Зилёва Нина и Коркодинова Вера заняли на  конкурсе 3 место; В 2016 году количество проведённых  исследовательских  работ увеличилось, студенты более активно начали участвовать в проектной деятельности. Были представлены такие работы как «Гнойное воспаление  конечностей как патологический процесс» Заушициной Марины 311 группа,  «Основные болезни попугая» Черемисина Дмитрия и Елисеевой Кристины.  Работы Волковой Светланы «Лечение и профилактика анаэробной инфекции  КРС в агрофирме «Артёмовский» и Уракова Алексея «Аллергия и  анафилаксия животных» заняли призовые  ­ 2 и 3 места. Для реализации внедрения проектно­исследовательской деятельности и  формирования профессиональных компетенций были созданы следующие  методические условия: ­ рабочие программы и календарно­тематические планы по дисциплинам и модулю в соответствии с современными образовательными программами; ­ ФОС по дисциплине «Основы микробиологии»; ­   рекомендации   для   написания   проектно­исследовательской   работы (Приложение 3); ­ задания и темы для самостоятельной работы. ­   методические   рекомендации   к   практическим   занятиям   по микробиологии для студентов Ирбитского аграрного техникума специальноси «Ветеринария».  За межаттестационный период приняла участие в областном конкурсе среди   педагогов   профессиональных методической   продукции   образовательных   организаций   Свердловской   области.   За   участие   получен сертификат. Приняла участие в качестве руководителя  подготовившего докладчика на   научно­практической   конференции   «Агропромышленный   комплекс   на Новой Волне». Участвовала   в  Областной   конференции   педагогов   профессионального образования «Профессиональное образование на Новой Волне».  Являлась   участником   выставки­презентации   КУМО   по   дисциплине   и профессиональному модулю. Проходила   стажировку   в   ООО   «Агрофирма   «Нива»   по   программе «Современные технологии в животноводстве» с 27 апреля по   7 мая   2015 года. В   октябре   2014   года   закончила   курсы   повышения   квалификации   в «Институте   развития   образования»   по   программе   «Информационно­ коммуникационные технологии в деятельности педагогов профессиональной образовательной организации». В феврале –марте 2015 года прошла курсы повышения квалификации в «Институте   развития   образования»   по   программе   «Мониторинг   качества образовательного   процесса   в   профессиональных   образовательных организациях». Таким   образом   происходит   целенаправленное   поэтапное   внедрение проектно­исследовательской   деятельности   в   образовательный   процесс   как непременное условие формирования профессиональных компетенций. 2.2 Методы формирования профессиональных компетенций в условиях ОУ Исследовательская работа студентов в ОУ достаточно разнообразна по  своему содержанию и направлениям, формам и методам. Цель проектно­исследовательской работы студентов ОУ состоит в развитии  творческих способностей будущих специалистов, повышении уровня их  профессиональной подготовки на основе индивидуального подхода и  усиления самостоятельной творческой деятельности, применения активных  форм и методов обучения и формировании целостной системы знаний, в  выявлении талантливой молодежи. При организации проектно­ исследовательской работы студентов в ОУ используются принципы  добровольности в проведении исследований, права выбора темы  исследования, сочетания обучающих функций с практическим потенциалом  исследователя. Можно выделить следующие основные виды исследовательской работы  студентов ОУ: Проектно­исследовательская работа студентов (ПИРС) в рамках учебного  времени; Проектно­ исследовательская работа студентов (ПИРС), выполняемая во  внеурочное время. Основными формами проектно­исследовательской работы студентов в ОУ  являются: подготовка рефератов, докладов; участие студентов в проектной деятельности; участие в семинарах, смотрах­конкурсах исследовательских работ; участие в студенческих конференциях; В процессе проектно­ исследовательской работы студентов решается целый  комплекс педагогических задач: обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и  экспериментальной работы; формирование у студентов общих и профессиональных компетенций; воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала; развитие коммуникативных навыков. Исследовательская деятельность студентов включает в себя: использование учебной и дополнительной литературы, библиографических  справочников, указателей, каталогов; составление рецензий и аннотаций; написание сообщений, докладов и рефератов; создание тематических словарей, кроссвордов, практических (ситуационных)  задач; создание презентаций; оформление плакатов, буклетов, памяток; изготовление наглядных пособий и дидактического материала; создание интеллект­карт и Интернет­экскурсий по различным разделам  информационных дисциплин; участие в обучающих и деловых играх; выполнение групповых творческих проектов; выполнение курсовых и дипломных проектов. Навыки проектно­исследовательской работы применяются будущими  специалистами и в ходе прохождения производственной практики, и при  работе с нормативно­правовой и справочной литературой. Обучение студентов проводится посредством включения всех обучаемых в  учебно­исследовательскую работу с ее постепенной трансформацией в  научно­исследовательскую. В ходе учебной и производственной практики студенты также осуществляют  исследовательскую деятельность. Производственная практика ­ один из  важнейших этапов подготовки будущего специалиста, способствующий  формированию профессионального опыта, умений и навыков к  самостоятельной трудовой деятельности. Выполнение и оформление курсовых  и  выпускных квалификационных  работ является одним из перспективных видов исследовательской  деятельности в системе СПО, позволяющий студентам приобрести навыки и  умения планирования и анализа своей деятельности. Опыт показывает, что  написание курсовых работ существенно повышает качество знаний  студентов, что отражается при написании выпускных квалификационных работ, в положительных отзывах руководителей практического обучения,  рецензентов. Еще одним из направлений внеаудиторной исследовательской работы  является привлечение студентов к участию в олимпиадах.  2.3. Организация проектно­исследовательской деятельности и ее результаты. Важно так организовать учебную работу, чтобы обучающиеся ненавязчиво  усваивали процедуру исследования: можно сделать акцент на значимость ожидаемых результатов, предложить оригинальное или неожиданно  сформулированное учебное задание. Важно обеспечить «видение»  обучающимися более общей проблемы, нежели та, которая отражена в  условии задания. Организация  проектно­исследовательской деятельности проводилась в  период изучения дисциплины «Основы микробиологии» и МДК 01. 01.  «Методики проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно­ санитарных мероприятий». Процесс организации проектно­исследовательской деятельности необходимо   продиагностировать. Диагностика в 2012­13 году проводилась в форме теста на входном этапе и в  форме дифференцированного теста на рубежном этапе. Учитывался  процент  успеваемости и средний балл в группе по дисциплине «Основы  микробиологии» и МДК 01.01. «Методики проведения зоогигиенических,  профилактических и ветеринарно­санитарных мероприятий». Который  составил в 2012 году 100% и ср.б. 3.8 в 2013 соответственно 98%. И ср.б. 3.9. В 2014 и 2015 году изменилась форма рубежного контроля. К  дифференцированному тестированию добавилась ещё одна форма — это  защита мини­проектов. Показатель успеваемости составил в 2014 году100%  и ср. б. 3.9 в 2015 ­ 100%. И ср. б.­ 4.0 Это даёт нам основание сделать вывод что введение новой формы (проектно­ исследовательской) положительно сказывается на успеваемости студентов. Так же был проведён анализ количества вовлечённых студентов в проектно­ исследовательскую деятельность за период с 2010 по 2015 год. Эти  показатели представлены в диаграмме. Можно сделать вывод что эта форма формирования профессиональных компетенций для студентов становится всё более удобной и значимой. На занятиях по дисциплине «Основы микробиологии» происходит  динамическое снижение стрессового состояния у обучающихся что  благотворно сказывается на мотивации их обучения. Уровень познавательного интереса обучающихся за период с 2012 по 2016  учебный год является достаточно устойчивым и имеет тенденцию к  динамическому росту. Внедрение проектно­исследовательской деятельности в группах 2, 3 4 курсов  образовательного учреждения ГБПОУ СО «Ирбитский аграрный техникум» п. Зайково показало повышение уровня сформированности профессиональных  компетенций по сравнению с 2012, 13 годом. За межаттестационный период получила следующие результаты своей  деятельности: В 2012 году провела открытое мероприятие­ викторину проходившее в  неделю по специальности – «В гостях у Флоры и Панацеи»; В 2013 году­ «Что? Где? Когда?»; в 2015 году – «Своя игра». В октябре 2016 года открытое практическое занятие по дисциплине «Основы  микробиологии». За период с 2015 по 2016 год студенты под моим руководством как куратора  принимали активное участие в общетехникумовских мероприятиях и  занимают призовые места. Также в 2015 году совместно со студентами 311группы приняли участие во  «Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016». За что получили  благодарственное письмо Зайковской территориальной администрации. Таким образом, созданные условия  обеспечивают высокое качество организации   образовательного   процесса   на   основе   эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе с помощью проектно­исследовательской деятельности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее: 1. Обзор педагогической и научной литературы показал, что существует множество   гипотез   о   том,   что   такое   проектно­исследовательская деятельность.  Рассмотрев   различные   мнения,   можно   сказать,   что проектно­исследовательская   деятельность   —   это  деятельность   по   предполагающая проектированию   собственного   исследования, выделение целей и задач, планирование хода исследования, определение   оценка   реализуемости   исследования, ожидаемых   результатов, определение необходимых ресурсов. 2. В настоящее время не существует единого согласованного перечня  профессиональных компетенций. Профессиональными  компетенциями можно назвать такие, которыми,  во­первых, должен обладать каждый член общества и которые, во­ вторых, можно было бы применять в самых различных ситуациях  (Ценностно­смысловая, общекультурная , познавательная ,  информационная,  коммуникативная, социально­трудовая ). Таким образом ключевые (профессиональные) компетенции /  компетентности многофункциональны и многомерны. Овладение ими  позволяет решать самые различные проблемы в повседневной,  профессиональной, социальной жизни. Ключевые компетенции  основываются на свойствах человека и проявляются в определенных  способах поведения, которые опираются на его психологические  качества, включают широкий практический контекст с высокой  степенью универсальности. А проектно­исследовательская деятельность позволяет создать  условия, при которых студенты, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой  – применять на практике ранее приобретённые знания и умения, т. е.  приобретут профессиональные компетенции. 3. Организации проектно­исследовательской деятельности как условие  формирования профессиональных компетенций в ОУ проводилась  поэтапно. Остановимся на положительных моментах проектно­ исследовательской деятельности. Подчеркнём то положительное, что  даёт именно наша система организации проектно­исследовательской  деятельности обучающихся в Ирбитском аграрном техникуме: 1.  Способствует повышению личной уверенности у каждого участника  проектного обучения, его самореализации и рефлексии. 2. Развивает у  обучающихся осознание значимости коллективной работы для  получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновляет студентов на  развитие коммуникабельности. 3. Развивает  исследовательские умения  (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы,  осуществлять отбор необходимой информации из литературы,  проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и  анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их  проверку, обобщать, делать выводы). 4. С целью более успешного внедрения проектно­исследовательской  деятельности в ОУ были созданы рекомендации по организации и  сопровождению проектно­исследовательской деятельности  студентов,  путей внедрения их в образовательный процесс. Организация   работы   в   группах   второго,  третьего   и  четвёртого   курса нашего   образовательного   учреждения   ГБПОУ   СО   «Ирбитский   аграрный техникум»   п.   Зайково   показало   повышение   уровня   сформированности профессиональных компетенций. Таким   образом,   следует   считать,   что   задачи   межаттестационного периода выполнены. Анализ результатов деятельности на данном этапе позволил зафиксировать не только успехи, но и высветил следующие проблемы: переосмысление своего предыдущего опыта работы, проектирование и   организация процесса обучения, который основан на развитии  самостоятельной познавательной активности средствами проектно­ исследовательской деятельности;  В идеале, проблему, цели и задачи проектно­исследовательской работы  должен сформулировать сам студент, однако, на практике, такое  случается далеко не всегда. Самостоятельное определение проблем  затруднительно.  Деятельность студентов в основном реализована в рамках нашего  образовательного учреждения. В дальнейшем планируется организация  участия в районных, окружных и областных конкурсах      и       конференциях; Литература 1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном  учреждении. – М., 2003. 2. Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования: Учебное пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.  Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. 3. Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от  20.11.2003 № 2­34­20 по организации проектной и исследовательской  деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г.  Москвы. 4. Спутницкая М.А. Критериальное оценивание проектных работ  учащихся/Педагогические технологии и учебное проектирование.  Сборник статей/Под научной.ред. Н.Ю.Пахомовой. – М.: МИОО,  2006. 5. Спутницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. –  Ярославль: Академия развития, 2008 6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N  504"Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 Ветеринария" Интернет­ресурсы: http://www.1pku.ru/images/Document/MetodKabinet/CD/pdf/opku8.pdf http://school30.yaguo.ru/documents/publik/Старостина%20Н.К.%20­ %20Формирование%20универсальных%20учебных%20действий%20у %20младших%20школьников.docx http://www.maam.ru/detskijsad/doklad­ispolzovanie­proektno­isledovatelskoi­ dejatelnosti­dlja­dostizhenija­obrazovatelnyh­rezultatov.html http://pedsovet.org/components/com_mtree/attachment.php? link_id=78032&cf_id=24 http://ivo.garant.ru/#/document/70679020/paragraph/1:0

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017