Анализ воспитательной работы в 5 группе
за 2022 – 2023 учебный год.
В концепции обновления современного российского образования воспитание детей и молодежи рассматривается как один из основных приоритетов деятельности образовательных учреждений. Организация воспитательного процесса направлена на развитие всесторонней, гармоничной личности каждого воспитанника, а в целом на создание сплоченного детского коллектива. Эффективность воспитательной деятельности основана на системном подходе, означающем анализ всех ключевых компонентов, процессов (явлений) и результатов педагогической деятельности.
Целью воспитательной работы явилось формирование у воспитанников с ОВЗ навыков социально одобряемого поведения, помочь осмыслить окружающий мир, свою взаимосвязь с социокультурной и природной средой, выработать достаточно определенное непротиворечивое видение современного мира и своего места в нем.
Психолого-педагогическая характеристика группы.
Группа состоит из 15 человек.
В группу входят: 10 человек 4-го А класса и 5 человек 4-го Б класса. В этом учебном году к нашему классу присоединились ребята из класса Б и вместо 3 классов стало 2 четвертых класса. Дети влились в группу безболезненно, так как они всегда шли в параллели с нашим классом.
Дети 4 – А класса занимаются по программе речевой школы 5 вида.
Ребята 4 – Б класса занимаются по программе 8 вида. Они имеют низкий уровень знаний и умений, навыков обслуживания, плохо умеют занять себя.
Дети 4 – А класса более собранные, самостоятельные, умеют слушать и слышать, откликаются на просьбы, умеют занять себя на некоторое время.
Трое детей с нарушением эмоциональной сферы (Костя, Егор, Ростислав.). Они обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются на занятиях, мало дисциплинированы, преобладает частая смена настроения. Эти дети могут обидеть товарища, не всегда выполняют нормы и правила поведения, не реагируют на замечания и требования взрослых.
Остальные дети добрые, отзывчивые, легко идут на контакт.
Большинство детей трудолюбивы, активны, вежливы, умеют занять себя, а также владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу, выполняют правила распорядка. Отношения между детьми дружелюбные. Иногда чувство соперничества ведет к спорам, их удается решить с помощью бесед, положительных примеров других детей, обсуждения ситуаций из художественной литературы. С целью сплочения детского коллектива, дети привлекаются к совместному труду, подготовке к праздникам, конкурсам, выставкам. К проводимым мероприятиям дети относятся с большим интересом, с удовольствием принимают в них участие.
Многие дети по интересам, интеллекту и физическому развитию включены в различную кружковую деятельность. Все воспитанники принимают участие в обсуждении книг, викторинах, конкурсах.
Ребята участвуют в спортивных соревнованиях, мероприятиях, любят ходить на прогулку, играть в подвижные игры. Постепенно прививаются навыки общения между детьми в детском коллективе. Можно сделать вывод о том, что в значительной степени удалось решить поставленные задачи.
Основными задачами воспитательной работы стали:
1. Продолжать работу по формированию дружного сплоченного коллектива.
Воспитывать желание учиться, развивать умения и навыки учебного труда, умение точно выполнять требование учителя – логопеда, воспитателя.
2. Воспитывать нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, стремление к правде.
3. Способствовать саморазвитию каждого ребенка через воспитание ответственности, доброжелательности, усидчивости, любознательности. 4.Прививать навыки культурного поведения.
5. Продолжать знакомить с историей нашей Родины, ее культурой, природой, подвигом русского народа в борьбе за независимость.
6. Формировать художественный вкус, развивать умения и творческие способности.
7. Воспитывать любовь к природе, ответственное отношение к ней и всему живому, к братьям нашим меньшим.
8. Способствовать укреплению здоровья детей, их физическому развитию, прививать навыки личной гигиены.
Основным направлением в воспитательной работе является воспитание здорового образа жизни. Правильный режим дня способствует укреплению здоровья, создает бодрое, жизнерадостное настроение и повышает работоспособность воспитанников, физическое и нравственное самочувствие. Эффективность работы в группе во многом зависит от отношения ребенка к школе и желании посещать интернат. Здесь отмечу, что все ребята с желанием приходят в школу. И, приходя в интернат, ребята ждут от меня не ограничения их возможностей, а безграничности в самореализации и познании окружающего мира. Поэтому хорошее настроение – залог физического и нравственного здоровья ребенка, его успехов во всем, достигается путем чередования деятельности детей (умственную и трудовую, досуговую и игровую).
С целью сохранения здоровья и формированию здорового образа в школе проводилось немало мероприятий – беседы, конкурсы, викторины, где наши дети принимали активное участие. На клубных часах воспитанники также познавали заповеди ЗОЖ: знакомились со строением своего организма «Что у меня внутри?», «Я и мое тело», беседовали о здоровой пище: «Какую пищу можно найти в лесу?», «Полезные продукты», беседа «В гости к королеве Зубной щетке». Разучили новые подвижные игры «Моргалки», проводились беседы о личной гигиене учащихся, взаимоконтроль за качеством мятья рук, одеждой на прогулках.
На протяжении всего года велась работа по сплочению коллектива: занятия в дополнительных объединениях, участие в концертах, конкурсах, соревнованиях, которые раскрывают творческие способности детей, способствуют формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений: «Один за всех – и все за одного» - таким стал девиз группы. Сплочению коллектива способствовало сближение детей по их интересам. В совместной деятельности ребята открываются, проявляют себя с разных сторон. Обобщить и выразить полученные впечатления от совместного общения помогают следующие виды речевой работы: составление рассказа «Расскажи, как провел каникулы», чаепитие «В кругу друзей», совет группы «Распределение поручений», конкурс рассказов «Мой лучший друг» и т. д.
С детьми 4-А и 4-Б классов на совмещенной самоподготовке уроков приходится работать индивидуально. В процессе выполнения работы подхожу к каждому воспитаннику, чтобы помочь, проверить, проконтролировать его работу. Достижением этого направления является приобретение детьми учебных умений в самостоятельном выполнении отдельных заданий.
Поскольку наши дети имеют недостаточный интеллектуальный уровень знаний, на прогулках познаем и исследуем окружающий мир. С увлечением дети познавали секреты каждого месяца «Рябиновый сентябрь», «В листопаде октября» и др., затем активно участвовали в мероприятии «Осенины», знакомились с живой и неживой природой: «Как появилась бумага?», «Откуда в дом приходит электричество?», участвовали в открытом мероприятии «Мы – друзья птиц», на котором изготовили кормушки для птиц, подкармливали их. Важное значение также играют наблюдения на прогулках. Эта работа развивает наблюдательность детей, побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в природе, развивает логическое мышление, разговорную речь.
Особый интерес у ребят представляют конкурсы инсценировки! В конкурсе инсценированных стихов «О профессиях» мы представили 5 участников в одной тематической композиции и все они стали победителями и призерами этого конкурса. Особенно хочется отметить участие ребят в фестивале инсценировок к 110- летию со дня рождения Сергея Михалкова, «Сегодня мы дети завтра – народ!», - где мы инсценировали сказку «Как мужик корову продавал» и заняли 1 место. И к юбилею С.Я. Маршака с ребятами подготовили мини Мюзкл «Сказка про ноль», так же завоевали первое место в краевом конкурсе с этой музыкальной инсценировкой. Так же мы активно участвовали во множестве Краевых конкурсов и муниципальных выставках, где заняли призовые места (таб. прилагается).
Большое значение в воспитательной работе имеют занятия в творческой мастерской «Сделай сам». Систематическая работа дает свои результаты: дети с желанием занимаются, стремятся к положительному результату. Мы участвовали в выставке «Осенний бум», в конкурсе вытынанок «Окна Победы», в выставке поделок «Рождественские мотивы», «Пасхальный перезвон», конкурсе стихов «Наша Родина». В группе функционирует выставка разноплановых работ воспитанников, которую обозревают как дети и педагоги школы, так и родители. Это объемные аппликации, пластилинография, поделки из природного материала, коробок, ткани и картона и многие другие поделки. Наше новое открытие – это лотки для яиц, из них мы мастерили особенно много, открывая для себя все новые возможности изготовления различных видов цветов. Так букет нарциссов и подснежников, изготовленный Андреевым Егором и Силимгиреевым Кириллом занял призовое место на краевом конкурсе «Весенний букет» а букет «Розы» украсил выставку ко «Дню Матери».
В результате расширяется умение видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни, развитие художественных способностей, улучшение взаимоотношений детей друг с другом в коллективе.
Трудовая деятельность детей группы тоже не остается незамеченной, дети принимают участие во всех трудовых десантах, в постройке снежного городка, уборке и благоустройстве территории. Многому учат беседы, беседы- практикумы, на которых воспитанники учились сервировать стол, пришивать пуговицы, делать уборку. Все это учит детей планировать свою работу, содержать рабочее место в порядке, следить за своим внешним видом, воспитывает трудолюбие.
Важную роль отвожу патриотическому воспитанию ребят, продолжаю знакомить с историей нашей Родины, ее культурой, природой, подвигом русского народа в борьбе за независимость. В свете современной международной обстановки и проведения СВО на Украине проводили с ребятами историческую параллель с ВОВ через нравственные беседы, презентации. Душевный отклик вызвали в сердцах ребят следующие мероприятия: «Беседа ко Дню народного единства «Моя страна – Россия», «День памяти людей, погибших при исполнении служебных обязанностей «О героях, защищающих наши права», Заочное путешествие «Мой родной город – Минеральные Воды», Беседа «День Конституции России», Конкурс стихов о Родине, к 80-летию освобождения Минеральных Вод от фашистских захватчиков. Знакомила детей с песнями военных лет и современными патриотическими песнями: «День освобождения Ленинграда и день памяти жертвам Холокоста», «Герои моей страны. Полководец А. Суворов», «День памяти о россиянах, исполняющих служебный долг за пределами Отечества», «День воссоединения с Крымом «Возвращение Крыма в родную гавань», «Общешкольный концерт «Поклонимся великим тем годам».
Следующее направление - работа с родителями. До всех родителей доводится информация о том, чем занят ребенок в группе, как себя проявляет, как занимается. Если возникают какие-то проблемы по поводу поведения, стараемся решить их совместно с родителями и учителем.
В течение учебного года были проведены 4 родительских собрания: «Роль диагностик в работе по созданию коллектива с целью оптимизации учебно – воспитательного процесса», «Итоги 1 четверти. Информация логопеда. Психологический климат в урочное и внеурочное время. ОБЖ в каникулярное время. Энергосбережение», «Итоги 2 четверти. Информация логопеда. Здоровье наших детей. ОБЖ в каникулярное время», «Итоги 4 четверти. Особенности переходного периода из начальной школы в среднее звено. Информация логопеда. Отчет воспитателя Дауэр Г.Н. о проведении внеурочных школьных и краевых мероприятиях. Здоровье ваших детей. ОБЖ в каникулярное время».
Многие родители принимали участие в организации совместных мероприятий к Новому году и «Выпускному чаепитию». Удовлетворенность большей части родителей и детей в группе показывает правильность выбранных ориентиров воспитательной работы.
Работая с детьми в группе, мне приходится решать проблемы различного характера. Самой актуальной является проблема агрессивного поведения некоторых детей (Костя, Егор, Илья). Эти дети часто теряют контроль над собой, грубят окружающим, обидчивы. По результатам наблюдения, а также в процессе бесед с родителями психологом Сехиной К.О. и социальным педагогом Кузьменко Г.Н. мы выявляли причины, провоцирующие агрессивность, но искоренить агрессивность невозможно, надо учить ребенка следить за своими эмоциями. В процессе индивидуальной работы и привлечении родителей прослеживаются небольшие изменения уровня воспитанности детей.
План работы по профилактике социально – негативных явлений.
• Проведение социологических исследований по вредным привычкам.
• Систематические педагогические наблюдения за воспитанниками на предмет подверженности их вредным привычкам.
• Пропаганда ЗОЖ, беседы об отрицательном действии вредных привычек на растущий организм. Проведение тематических бесед о негативных явлениях в жизни общества и борьбе с ними.
• Проведение конкурсов рисунков, плакатов по профилактике социально негативных явлений.
• Своевременное выявление проблем у воспитанников и обращение за помощью к социальному педагогу и психологу.
• Индивидуальные беседы с родителями.
Процент участия воспитанников в секциях и кружках
Группа «Здоровье» |
100 % |
Группа «Ассорти» |
26,6 % |
Физкультурная секция |
60 % |
Кружок изготовления поделок «Сделай сам» |
82% |
У ребят преобладает хороший уровень воспитанности, есть еще над чем работать. Так как класс увеличился после объединения 2 классов, то в нынешнем году добавились учащиеся с хорошим и средним уровнями воспитанности.
Диаграмма уровня воспитанности.
Анализ воспитательной работы показывает, что проделанная работа способствует выявлению у воспитанников склонностей и дарований, развитию в соответствии с их индивидуальными особенностями, способностями и возможностями. Воспитательная работа в группе была многоплановой и разносторонней, по всем направлениям деятельности было проведено много разнообразных мероприятий. Такое разнообразие видов воспитательного воздействия предоставляет воспитанникам возможность для самоопределения по отношению к своей образовательной деятельности, возможность выбора содержания и видов деятельности, жизненных перспектив, и в дальнейшем, успешной личностной и профессиональной социализации.
Исходя из целей и задач прошедшего года, следует отметить, что коллектив воспитанников группы становится сплоченнее, дружнее, активнее. Наблюдается развитие самоконтроля и самооценки учащихся при выполнении домашнего задания, при проведении занятий или мероприятий.
Однако, следует обратить внимание на то, что у многих детей в группе не развито чувство уважения к другим, в группе много детей, стремящихся к лидерству, обратить внимание на формирование навыков культуры поведения в школе и вне школы. Еще не полностью реализованы возможности детей во внеурочное время. Не все родители привлечены к организации досуга своих детей. В связи с этим на следующий год я поставила следующие задачи:
Цели и задачи на новый учебный год
· Продолжение работы над сплочением детского коллектива, устранением нездорового соперничества;
· Формирование навыков культурного поведения в школе и вне школы;
· Укрепление связи с родителями, организация взаимодействия семьи и школы, приобщение родителей к воспитательному процессу;
· Активизация самостоятельной познавательной деятельности путем включения детей в различные виды практической и исследовательской деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.