Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению
Оценка 4.6

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Оценка 4.6
Документация
docx
администрации
9 кл—11 кл
19.01.2017
Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению
Данный материал включает в себя анализ по предпрофильной подготовке и профильному обучению за учебный год в образовательной организации. Сформулированы цели, задачи, этапы предпрофильной подготовки, задачи профильного обучения. В тексте приведены названия курсов по выбору и элективных курсов, проводимых в школе.
анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению.docx
Анализ работы по предпрофильной подготовке  и профильному обучению   Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на уровнях основного общего и среднего общего образования. Актуальным становится   раннее   выявление   образовательной   области,   успешной   для   обучающегося,   что должно   создать   положительную   мотивацию   к   образованию.   Задача   усложняется   тем,   что существует   высокая   вариативность   образовательных   запросов   старшеклассников.   Поэтому основная   задача   обновления   старшей   школы   состоит   в   том,   что   обучение   должно   быть индивидуализированным,   функционально   эффективным.   Главное   –   грамотно   определить   на ранней   стадии   склонности   обучающегося   с   целью   оказать   ему   педагогическое   содействие   в выборе своей будущей образовательной траектории. В Концепции профильного обучения на уровне среднего общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации на ставит выпускника основного общего уровня образования перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической,   информационной   и   организационной   поддержки   учащихся   9х   классов, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования. Основанием зрелого выбора является наличие у школьников информационной готовности, мотивационной готовности («хочу») и практической готовности к продолжению образования в выбранном направлении. Информационная   готовность   ­   информированность   школьника   о   возможных   способах получения   образования   после   школы,   об   усилиях,   которые   потребуется   приложить   для   его получения,   о   собственной   практической   готовности   к   получению   избранного   образования,   о наличии способностей к получению образования, о профессиях, которыми можно в дальнейшем овладеть, о содержании и условиях профессиональной деятельности, о последствиях, которые могут иметь место по завершении обучения (возможность трудоустройства, оплата и условия труда,   возможности   для   личностного   роста   и   карьеры),   о   возможности   реализовать   свои жизненные цели и планы через избранную профессию.  Практическая готовность к осуществлению выбора:  ­ владение умением делать выбор; ­   наличие   практических   знаний   и   умений   для   получения   образования   в   избранном направлении; ­ умение делать выбор: ­ выделение альтернатив; ­ оценка их преимуществ и недостатков; ­ выбор из имеющихся вариантов наилучшего. Цель, задачи и этапы предпрофильной подготовки Цель,   которую   ставит   перед   собой   администрация   школы: проведение   системной подготовительной   предпрофильной   и   предпрофессиональной   работы   на   уровне   основного общего   образования   для   обеспечения   предварительного   самоопределения   обучающихся   в отношении профилирующих направлений будущего обучения. Задачи, которые решались в течение года:     оказать обучающимся помощь в осмыслении и оценке их образовательных интересов и возможностей; обеспечить обучающихся информацией о возможных путях продолжения образования;   научно­методическое   и   психолого­педагогическое обеспечить   информационное, сопровождение   работы   по   предпрофильной   подготовке   и   предпрофессиональному самоопределению обучающихся; развитие   познавательных   интересов,   обеспечивающих   успешность   в   будущей профессиональной деятельности;  формирование   способности   принимать   адекватное   решение   о   выборе   направления     дальнейшего образования, профиля обучения на 3­м уровне; ориентирование не только на усвоение знаний, но и на развитие мышления, выработку практических навыков и повышение роли самообразовательной работы обучающихся. Были определены этапы предпрофильной подготовки: пропедевтический (8­й класс); основной (9­й класс, сентябрь ­ март); заключительный (9­й класс, апрель ­ июнь). Пропедевтический этап Задачи пропедевтического этапа: выявление интересов и склонностей, способностей школьников; оказание   психолого­педагогической   помощи   в   приобретении   опыта,   связанного   с профессиональным становлением; развитие   познавательных   интересов,   обеспечивающих   успешность   в   будущей профессиональной деятельности; подготовка   родителей   к   совместной   работе   по   предпрофильной   подготовке обучающихся. Формы организации обучения:  диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников; консультации педагогов и психологов; экскурсии; кружки. Основной этап Задачи основного этапа:            обучить   способам   принятия   решений   о   выборе   направлений   будущего   обучения   и профессиональной деятельности; оказать   помощь   в   формировании   индивидуального   образовательного   маршрута обучающихся; обеспечить   информационное   и   психолого­педагогическое   сопровождение   работы   по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся. Содержание основного этапа: повторная диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников; комплектование мобильных групп для изучения курсов по выбору;    формирование   индивидуальных   учебных   планов   обучающихся   в   соответствии   с   их интересами, склонностями, образовательными запросами; составление оптимального расписания курсов по выбору; проведение информационной работы, индивидуального консультирования обучающихся и их родителей по вопросам профессионального выбора; проведение предметных и ориентационных курсов по выбору.    Формы   организации   обучения: курс  «Твоя   профессиональная   карьера»;   курсы   по   выбору (предметные,   ориентационные);   консультации   педагогов   и   психологов;   ознакомление   с особенностями   различных   профилей   обучения   и   профессий;   построение   индивидуальных учебных планов; экскурсии; кружки. Заключительный этап Задачи заключительного этапа: собрать и обработать всю информацию, которая может обеспечить оптимальный выбор обучающимися профиля дальнейшего обучения; предоставить обучающимся полную информацию о перспективе выбранного ими профиля обучения; сформировать учебный план профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. Содержание заключительного этапа: анализ эффективности проведенной предпрофильной подготовки; ознакомление девятиклассников с программами профильного обучения и особенностями организации учебного процесса на основе ИУП; ознакомление с перспективами профессионального обучения и трудоустройства; сбор и аналитическая обработка информации по выбору обучающимися того или иного профиля, а также элективных курсов;  формирование профилей на основе индивидуальных учебных планов обучающихся;  комплектование профильных классов. Формы и методы работы: презентации различных вариантов учебных планов и программ профильного обучения; анкетирование обучающихся и их родителей; анализ образовательного рейтинга обучающихся. С целью выявления положительных и отрицательных моментов в организации курсов по выбору, определения применяемых методов обучения, организации деятельности обучающихся, создания   познавательной   атмосферы   для   дальнейшего   профессионального   самоопределения, учебного   взаимодействия   учителя   и   ученика   в   течение   учебного   года   проводилось анкетирование учителей, ведущих курсы по выбору. Данные проведенной диагностики помогли подтвердить в целом правильность выбранных перспективных направлений для организационно­ содержательных преобразований в предпрофильной подготовке: направленность и содержание курсов,   состав   педагогов,   модель,   организационную   и   информационную   подготовительную работу, проводимую администрацией школы, что позволяет учителям достигать поставленных целей. Результаты   анкетирования   педагогов   показали,   что   учителя   используют   различные педагогические технологии, методы стимулирования и мотивации обучающихся, разнообразные формы проведения занятий курсов по выбору:               подготовка и защита проектов, рефератов; проведение практических занятий, исследований, экспериментов; игровое моделирование; деловые и ролевые игры; подготовка презентаций. Практика работы показала, что сложность в организации работы обучающихся на занятиях курсов связана с разным уровнем подготовки обучающихся, поэтому при планировании работы на   текущий   учебный   год   были   учтены   пожелания   и   предложения   по   организации   курсов, высказанные учителями, ведущими курсы по выбору не первый год: для   того   чтобы   обучающиеся   более   осознанно   подходили   к   выбору   курсов,   кроме презентации   программ   курсов,   были   даны   консультации   педагогами,   классными руководителями; группы формировались по уровню мотивации и обучаемости учеников; созданы группы мотивированных обучающихся на профиль. В 2014 – 2015 учебном году в школе были сформированы четыре 9х класса и обучались 87 учеников.   На   основе   регионального   базисного   учебного   плана   2004   года   был   разработан   и утверждён учебный план для обучающихся девятых классов, из вариативной части которого были   выделены   часы   на   организацию   предпрофильной   подготовки.   Курс   предпрофильной подготовки – обязательный для посещения учебный курс по выбору учащихся, направленный на выбор или уточнение профиля дальнейшего обучения и (или) пути дальнейшего образования. График   предпрофильной   подготовки   способствует   созданию   таких   условий   в   организации учебного процесса, который позволяют каждому ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору. На   этапе   предпрофильной   подготовки   в   9­х   классах   были   введены   ориентационные   и предметные курсы. Цель таких курсов – самоопределение личности в выборе способа получения дальнейшего образования, профиля обучения в старшей школе. Осваивая содержание пробных курсов, учащиеся «примериваются» к выбираемому профилю обучения, готовятся к успешной сдаче государственной итоговой аттестации. Программы   составлены   в   соответствии   с   моделью   предпрофильной   подготовки, реализуемой в школе. Все представленные программы соответствуют требованиям к содержанию и   оформлению,   рассмотрены   на   заседаниях   методических   объединений,   согласованы   с методическим советом школы и утверждены директором школы. Посещаемость   курсов   по   выбору   фиксировалась   в   специальном     журнале.   Вопросы посещаемости   курсов   рассматривались   на   совещаниях   при   заместителе     директора   по   УВР Базановой М. В.  С целью выявления отношения учащихся к предпрофильной подготовке и к профильному обучению,   а   также   с   целью   изучения   их   самоопределения   проводилось   анкетирование обучающихся 9 классов. Анализ анкет выявил, что основными мотивами посещения курсов по выбору являются: получение углублённых знаний ­ 44%, подготовка к выпускным экзаменам ­ 52 %, уточнение профиля ­ 4 %. Таким образом, курсы по выбору имеют для обучающихся практическую значимость. Наиболее часто используемой формой проведения занятий являются уроки, что является одной из объективных причин снижения мотивации к посещению курсов. В тоже время увеличилось количество такой формы как защита проектов, рефератов, творческие работы. Это свидетельствует с одной стороны о том, что курсы выступают в качестве ещё одной формы классно­урочной системы, нацеленной на традиционное транслирование информации; с другой стороны педагоги школы стали более широко вводить в практику курсов по выбору элементы   самостоятельной     исследовательской   деятельности   обучающихся.   В   тоже   время анкетирование   показало,   что   многими   обучающимися   востребованы   такие   формы   изучения курсов   по   выбору   как   проведение   исследований   и   экспериментов,   обучение   практической деятельности, деловые и ролевые игры.   В   рамках   предпрофильной   подготовки   осуществляется   постоянное   психологическое сопровождение обучающихся 8х ­ 9х классов с целью формирования способности делать выбор профиля обучения в старшей школе. В этом направлении проводятся следующие мероприятия: 1) анкетирование обучающихся с целью изучения образовательного запроса учеников с учетом мнения их родителей; изучения целей, мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей обучающихся; 2) психологическая диагностика, целью которой было: изучить   и   проанализировать   личностно­психологические   особенности,   склонности   и интересы учеников; соотнести их желания со способностями, интересами и возможностями; 3) индивидуальные консультации по методике выбора профиля обучения; 4) курс «Твоя профессиональная карьера». Чрезвычайно актуально, чтобы обучающиеся 8, 9, 10, 11 классов совместно с родителями имели  необходимую  информацию  о  перспективах,  потребностях  рынка  труда.  С  этой  целью школа работает в тесном контакте с Центром занятости населения, организует экскурсии на предприятия города, встречи с представителями учебных заведений округа. Также для организации информационной работы в условиях предпрофильной подготовки      школа проводила следующие мероприятия: классные   и   общешкольные   родительские   собрания   с   целью   ознакомления   с   задачами предпрофильного и профильного обучения, ожидаемыми результатами работы; индивидуальные консультации, беседы; анкетирование обучающихся 8­9х классов и их родителей. Таким образом, в 8–9­м классах в ходе предпрофильной подготовки ученики получают информацию о возможных путях продолжения образования, возможность оценить свои силы и принять решение по выбору профиля. Анализ опроса родителей обучающихся 8 ­ 9х классов показал, что 90 % родителей хотят обучать своих  детей  в  школе,  реализующей  индивидуализацию  обучения, благодаря  которой более   полно   учитываются   интересы,   склонности   и   способности   обучающихся,   а   также расширяются   возможности   выстраивания   учеником   собственной,   индивидуальной образовательной   траектории.   Поэтому   традиционная   непрофильная   школа,   согласно проведенным   опросам   и   анкетированию,   устраивает   в   настоящий   момент   не   более   10   % родителей обучающихся школы. На   предпрофильную   подготовку   выделяется   3   часа   в   неделю:   1   час   на   курс   «Твоя профессиональная   карьера»     профконсультирование, информационная   работа),   2   часа   на   курсы   по   выбору:   предметноориентированные, межпредметные и ориентационные. Организация занятий курсов по выбору осуществляется в рамках  внутришкольной сети,  с привлечением  учителей  школы. Набор предлагаемых курсов носит   вариативный   характер,   из   28   предложенных   (17   и   34   часовых   курсов)   обучающийся девятого класса должен набрать в зачете 68 часов (2 часа в неделю). (профориентационная   работа, Обучающимся предложены курсы, тематика которых формировалась исходя из запросов обучающихся и родителей (законных представителей) (на основе диагностики), ориентации на разные профили. В результате обучающимися были выбраны 17 курсов.  Курс  № 1 Методы решения уравнений и неравенств – 3 курса у разных учителей 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Человек и общество – 1 курс Алгебра плюс – 3 курса у разных учителей Подготовка к ОГЭ по русскому языку – 1 курс в каждом классе Решение нестандартных задач по химии – 1 курс Решение текстовых задач по физике – 1 курс Избранные вопросы курса физики – 1 курс  Экология и здоровье человека – 1 курс Решение биологических задач – 1 курс Избирательное право и избирательный процесс – 1 курс Количество часов 17 17 34 34 17 17 17 17 17 17   Доля   обучающихся   9х   классов,   охваченных   предпрофильной   подготовкой,   составляет 100%. Подводя   итоги,   можно   сделать   вывод   об   удовлетворительной   работе   педагогического коллектива   по   организации   предпрофильной   подготовки.   Курсы   по   выбору   проводятся   на хорошем   и   удовлетворительном   методическом   уровне.   Учителя   используют   разнообразные формы   и   методы   обучения,   элементы   новых   педагогически   технологий,   связь   с   жизнью.   На большинстве   курсов   методически   грамотно   излагается   изучаемый   материал,   используется индивидуальный подход к учащимся, активные формы работы.  Профильное обучение Различные   федеральные   нормативные   правовые   документы,   регламентирующие государственную   политику   в   сфере   общего   образования,   главной   его   задачей   определяют обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия   актуальным   и   перспективным   потребностям   личности,   общества,   государства. Среди мер, обеспечивающих государственные гарантии качественного образования, выделяется отработка   системы   профильного   обучения   в   старших   классах,   ориентированной   на индивидуализацию   обучения   и   социализацию   обучающихся,   в   том   числе   с   учетом   реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение, как одно из условий повышения качества общего образования за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать   условия   для   образования   старшеклассников   в   соответствии   с   их   интересами   и намерениями   в   отношении   продолжения   образования.   Профильное   обучение   направлено   на реализацию личностно ориентированного образовательного процесса.  Профильное   обучение   функционирует   как   открытая   система:   обширный   материал   для родителей, заинтересованной общественности, обучающихся представлен и на сайте школы, где выложены все материалы о профильном обучении в школе.  Вопросы профильного обучения постоянно находятся в поле зрения администрации школы. По­прежнему   большое     внимание   уделялось   информационной   поддержке   педагогов, работающих в профильных классах.  Обновлена информационная база для осуществления профильного обучения: оформлены папки,   создана   электронная   база   данных,   собран   обширный   банк   презентаций   по   теме, приобретены сборники программ элективных курсов, программ и учебников по профильным предметам,   подготовлены   методические   рекомендации   по   преподаванию   профильных предметов. Постоянно проводятся индивидуальные консультации с педагогами,  работающими в профильных классах. В   2014­2015   учебном   году   в   школе  выбрана   модель   профильного   обучения   – внутришкольная:   в   10х   классах   создан   класс   с   двумя   профильными   группами:   химико­ биологической  и физико­математической  и  класс  социально­экономического  профиля,  в 11х классах   созданы   классы   с   двумя   профильными   группами:   химико­биологической   и информационно­технологической (11а) и  социально­экономической (11б). По результатам анализа образовательных запросов обучающихся и анализа возможностей для их удовлетворения был сделан выбор организационной модели обучения старшеклассников – модели внутришкольной профилизации, поэтому в текущем учебном году в школе реализуется модель многопрофильного обучения на основе индивидуальных учебных планов (ИУП). Тем самым   при   организации   учебного   процесса   на   старшей   ступени   обучения   сочетается традиционная классно­урочная система (для реализации обязательного базисного компонента учебного   плана   и   совпавших   выборов   предметов   федерального   компонента)   и   предметно­ групповая   форма   обучения   (для   индивидуальных   выборов   предметов   федерального   и регионального компонентов, а также элективных курсов). На основе индивидуальных образовательных запросов обучающихся 10 ­ 11 классов и их родителей   был   составлен   учебный   план   уровня   среднего   общего   образования,   включающий базовый компонент, обязательный для всех обучающихся; профильные предметы и элективные курсы по выбору учеников. Обучающиеся должны были выбрать не менее двух­трех предметов, изучаемых  на профильном  уровне  в выбранном ими  профиле. При этом суммарная учебная нагрузка каждого ученика не превышала 37 часов, что соответствует санитарным нормам для данного уровня образования. Формирование учебных планов профильных классов было осуществлено  в соответствии с алгоритмом, рекомендованным в Пояснительной записке к федеральному базисному учебному плану   и   примерным   учебным   планам     для   общеобразовательных   учреждений   РФ   (Среднее (полное) общее образование) (Приказ МОиН РФ от 09.03.2004 г. № 1312).               Вариативная часть учебного плана  представлена элективными учебными предметами.   На   педагогическом   совете   в   августе   2014   года   были   обозначены   ключевые   проблемы организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе: 1. При том, что в этом году наметилась положительная  динамика поступления в вузы,  не все выпускники выбирают вуз или другое учебное заведение в соответствии со своим профилем. Это можно объяснить, если ученик физико­математического профиля выбирает медицинский вуз (нет соответствующего профиля на параллели), а вот когда ученики гуманитарного профиля выбирают экономические или строительные специальности, такая ситуация требует анализа. 2. Анализ выбора ВУЗов за три года показал, что более осознанно подходят к выбору учебного   заведения   по   своему   профилю   ученики   физико­математического   и   химико­ биологического   профилей,   потому   что   здесь   обучаются   не   только   ученики   более   высоких учебных возможностей, но и более мотивированные на осознанное получение профессии, а самое слабое звено в этом выборе  – ученики социально­гуманитарного профиля, который с 2012 года в школе больше не создается. 3. Самая главная причина такого положения дел кроется в том, что в 10­й класс идут ученики, которые при всех наших усилиях в 9­х классах, всё­таки выбирают  именно 10­й класс в качестве дальнейшего своего обучения,  смутно представляя,  зачем они здесь. 4. К концу 9 класса далеко не у всех учеников сформированы будущие профессиональные интересы, и утверждение авторов концепции профильного обучения о том, что в 15 лет учащиеся школы профессионально самоопределены,  крайне преувеличено, несмотря на предпрофильную подготовку. И их не останавливают ни наши постоянные рассказы о том, что ученики не сдают ЕГЭ и не получают аттестаты. Аргументов в пользу от таких учеников мы слышим 3:  Мама сказала, что тебе рано куда­то ехать, ты будешь ещё два года дома.  Я сдал нормально ГИА, поэтому смогу учиться и в 10­м классе.  Я хочу и буду учиться в 10­м классе. Откуда все эти проблемы?  Психологи  обозначают несколько объективных причин, по которым возникают подобные проблемы: 1.   Несформированность   будущих   профессиональных   интересов   у   учащихся   9   ­   10­х классов. Состав учащихся старшего уровня образования по этому признаку крайне неоднороден. Одни   четко   определились   с   выбором   профессиональной   деятельности,   другие   сомневаются, третьи   совсем   не   знают,   на   чем   остановить   свой   выбор.   Кроме   того,   нельзя профсамоопределение заменить профориентацией. 2.   К   этому   примыкает   и   ещё   одна   проблема:   дискредитация   системы   среднего профессионального   образования   и   неопределённость   на   рынке   труда.   Чаще   всего,   выбор профильного обучения сводится к общему стремлению продолжить образование в ВУЗе, а каком – ученики ищут весь 10­й и 11­й классы. 3.   У   многих   школьников   выбор   не   вполне   соотносится   с   реальными   способностями   и возможностями: носит либо романтический, либо прагматический характер (ориентация на тот ВУЗ, куда есть реальная возможность поступить). Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить. 4.  Диаметральное   противоречие   концепции   профильного  образования   и  неотвратимость ЕГЭ (по русскому языку и  математике особенно). 5.   Сегодня   ситуация   сложилась   так,   что   подростки   часто   осуществляют   вынужденный выбор профиля дальнейшего обучения в тот момент, когда они к нему совсем не готовы. «Дети готовы   определиться   в   профессиональном   плане   к   концу   11   класса.   Это   возрастное новообразование старшего школьного возраста,  а не подросткового. Заставлять определиться к концу 9 класса – это то же самое, что заставлять годовалого ребенка читать. Процент ошибок в выборе профиля большой». 6. Психологи считают, что учащиеся профильных классов, а также 9­классники – это дети совершенно нового возрастного периода,  который возникает  в результате «сжатия»  в одном возрастном отрезке задач подростковости и юношества.  Социальная ситуация развития детей, обучающихся в рамках профильных классов, состоит в том, что общество в лице родителей и учителей выдвигает ученику противоречивое требование включиться в процесс профессионализации, совершенствоваться в одном направлении и в то же время обладать универсальными знаниями, значительным набором личностных качеств, широким кругозором,   обилием   интересов.   Ситуация   дополняется   тем,   что   остаются   неисчерпанными мотивы подросткового периода, направленные на общение со сверстниками.  Анализ проблем   ставит перед нами одну из главных задач психолого­педагогического сопровождения профильного обучения – формирование системы  углубленной профориентации в 9­х и 10­11­х классах, а, может быть, и раньше. Мы   понимаем,   что   нам   необходимо   усилить   профориентационную   работу   на   всех направлениях. Причем профориентационная работа должна стать универсальным компонентом образовательного процесса.  Отсюда  главная   задача:  создать   действенную   индивидуализированную   систему профильной   и   профессиональной   ориентации   с   включением   в   неё   всех   субъектов воспитательно­образовательного процесса. В 2014 – 2015 учебном году в школе организовано профильное обучение в 10 и 11 классах. Для реализации в параллелях 10, 11 классов профильного обучения имеется: ­ обеспеченность программ профильного обучения учителями­предметниками; ­ материально­техническая обеспеченность (наличие 2х компьютерных классов, наличие кабинетов биологии, химии, обществознания, математики, оборудование которых соответствует профилю, наличие выхода в Интернет, в образовательный портал Курганской области, наличие в кабинетах компьютерной техники, мультимедиапроекторов); ­   учебно­методическая   обеспеченность   (наличие   программ   и   учебных   пособий   для обучающихся для проведения элективных курсов). Компонент образовательного учреждения направлен в 10, 11 классах на удовлетворение разнообразных   образовательных   потребностей   старшеклассников.   Обучающимся   были предложены 16 курсов (по 0,5 – 1 часу в неделю), из которых они выбрали в обязательном порядке 4­6 часов курсов на каждого.  В   10,   11   классах   с   целью   удовлетворения   индивидуальных   интересов   и   запросов обучающихся   и   их   родителей   (законных   представителей)   на   основе   диагностики   введены элективные курсы:  Курс  Количество часов № 1 2 3 4 5 6 7 Нестандартные методы решения уравнений и неравенств – в 10 и 11  классах Алгоритмизация и программирование – в 10 и 11 классах Коммуникативная грамматика английского языка­ в 11 классах Избранные вопросы курса физики – в 10 и 11 классах Решение усложненных задач по химии – в 10 и 11 классах Довузовская подготовка по биологии – в 11х классах Основные и общие закономерности анатомии и физиологии живых  организмов – в 10 классах Человек и общество – в 11 классах 8 Школьный редактор – в 10 и 11 классах 9 10 Избирательное право и избирательный процесс – в 10 и 11 классах 11 История в лицах – в 10 и 11 классах 12 Математика абитуриенту 34 34 34 34 34 34 34 34 17 17 34 34 Доля обучающихся 10х и 11х классов, охваченных профильной подготовкой, составляет 100%. Для обучающихся 10х и 11х классов представлены все основные профильные направления: гуманитарное, физико­математическое, естественно­научное, технологическое. Учебный план  для 10х и 11х классов составлен с соблюдением нормативов распределения времени   между   федеральным,   региональным   компонентами   и   временем,   отводимым   на элективные   курсы,   с   учетом   соблюдения   предельно   допустимой   аудиторной   нагрузки, определенной действующим СанПиНом. Количество часов, отведенных на элективные курсы: 10 а – 5,5 ч., 10 б – 4,5 ч., 11 а – 5 ч., 11 б – 4 ч. В   школе   соблюдаются   основные   принципы,   заложенные   в   Концепции   профильного обучения на старшей ступени образования: набор предметов, определенных для изучения на профильном уровне, соответствует направленности профиля. В каждом классе на профильном уровне изучается не менее двух предметов:   Класс 10 а 10 б Профиль Физико­математический класс Социально­экономическая группа Химико­биологическая группа Химико­биологическая группа Информационно­технологическая группа Социально­экономический класс 11 а 11 б Предметы на профильном уровне Математика, физика Математика, обществознание, экономика, право  Математика, химия, биология Математика, химия, биология Математика, информатика и ИКТ Математика, обществознание, экономика, право Реализация   целей   профильного   обучения   возможна   при   условии   создания   профильных УМК, материально­технической  базы и подготовки  учителей, способных  работать в системе профильного обучения. Для отслеживания результатов профильного обучения, выявления проблем, планирования дальнейшей   работы   проводится   анкетирование   обучающихся,   родителей,   педагогов, осуществляется промежуточный и итоговый контроль, показывающий, насколько эффективна система профильного обучения. Анализ направлений профильной подготовки  Физико­   высшей математическое Учителей: С категорией – 7 С первой – 5 Наличие кабинетов: Физики – 1 Математики – 3 Информатики   и ИКТ – 2  Гуманитарное   высшей Учителей: С категорией – 11 С первой – 7 Наличие кабинетов: Русского   языка   и литературы – 5 Истории и обществознания   – 2 Иностранного языка – 4    Наличие необходимого оборудования, методической литературы Наличие необходимого оборудования, методической литературы Наличие компьютерной техники: Компьютеров   и ноутбуков – 3 Мультимедиапрое кторов – 3  Моноблоков – 2  Всеми учителями пройдена курсовая подготовка Программа по русскому   языку для   10­11   класса общеобразовательн ых   учреждений. А.И.Власенков, Рыбченкова   Л.М.   Наличие компьютерной техники: Компьютеров   и ноутбуков – 22 Мультимедиапрое кторов – 4 Моноблоков – 2  Всеми учителями пройдена курсовая подготовка Рабочие программы   по геометрии   7­11 класс.   Гаврилова Н.Ф.   М.:   ВАКО, 2011 г. А.Г. Мордкович.  Кадровое обеспече­ ние Матери­ ально­ техническ ое обеспече­ ние Программ но­ методичес кое обеспечен ие Естественно­научное Технологическое  Учителей: С высшей категорией – 11 С первой – 8 Наличие кабинетов: Биологии – 1 Химии – 1 Математики – 3 Наличие необходимого оборудования, методической литературы и   Наличие компьютерной техники: Компьютеров ноутбуков – 4 Мультимедиапроекто ров – 4 Моноблоков – 2  Всеми   учителями пройдена   курсовая подготовка Программа для общеобразоват ельных   школ, гимназий, лицеев. Биология. Дрофа, 2010    высшей Учителей: С категорией – 5 С первой – 8 Наличие кабинетов: Информатики   и ИКТ – 2 Математики – 3 Наличие необходимого оборудования, методической литературы Наличие компьютерной техники: Компьютеров   и ноутбуков – 21 Мультимедиапрое кторов – 3 Моноблоков – 2  Всеми учителями пройдена курсовая подготовка Примерная  программы  Семакин И.Г. и др. Информатика и  ИКТ. 9 класс. М:  Просвещение, 2005 г. М.:   Просвещение, 2011г. Программа по  литературе для   общеобразовательн ых учреждений.  Т.Ф. Курдюмов.  М.: Дрофа, 2008г.   Программа к УМК О.В.   Афанасьевой. класс. 10­11 Новый курс английского   языка для   российских школ.   М.:   Дрофа, 2009.   Программа к УМК В.П.   Кузовлева, Н.П.   Лапа.   10­11 класс. М.: Просвещение, 2010.       по 5­11   М.: Примерной программы основного   общего образования   по истории, примерной программы   истории классы, «Глобус», 2009 Программы  А.А.Левандовског о, Ю.А.Щетинова,  В.С. Морозова  «История России  XX­начало   XXI  века. 11 класс.  Базовый  уровень».М.:  «Просвещение»,   2006. Программы общеобразовательн ых   учреждений. История. Обществознание. Программы   для общеобразовательн ых   учреждений. Алгебра   и   начала   10­11 анализа   класс. М.: Мнемозина, 2011.   Примерная  программа  основного общего  образования по  физике 7­9 кл.  УМК  Е.М.  Гутник, А.В.  Перышкин. М:  Дрофа, 2009.    Примерная программа Министерства образования и науки РФ среднего (полного)   общего образования   по физике   (базовый уровень)   10­11 класс. М:   Просвещение,2006 Примерная  программы  Семакин И.Г. и др. Информатика и  ИКТ. 9 класс. М:  Просвещение, 2005 г. Примерная  программа  Министерства   образования и  науки РФ.  Программа Н.Д.  Угринович., М.:    2005 «Просвещение», Сборник программ «Элективные курсы   профильном в Примерная  программа  Министерства   образования и  науки РФ.  Программа Н.Д.  Угринович., М.:    2005 «Просвещение», в   Вита­пресс, Сборник программ «Элективные курсы   профильном обучении». Образовательная область «Информатика». М.: 2004г. Примерная  программа  Министерства  образования и  науки РФ. ­ УМК  В.Д. Симоненко,   УМК Пасечника В.В.. Пакуловой   В.М., Латюшина В.В., Марш Р.Д.  Дрофа, 2007 год. Программы для  общеобразовательных школ, гимназий,  лицеев. Дрофа.  Москва. 2005 год.  УМК   Пасечника   В.В. Дрофа. 2006 год. Программа среднего  (полного) общего  образования по  биологии для 10  классов  (профильный  уровень) к УМК В.Б. Захарова М.: Дрофа.  2009.   для Программа общеобразовательных   школ, гимназий, лицеев;   программы для общеобразовательных учреждений   среднего (полного) общего образования     на профильном   уровне. А.А.Плешаков,   Н.И. Сонин.  М.:   Дрофа. 2009. Н.А.Шишкина    Программа по курсам по выбору: «Экология и здоровье человека»,   «Решение биологических задач» (программа и рассмотрена к рекомендована реализации на заседании   городского методического объединения учителей биологии).       Программа   для обучении». Образовательная область «Информатика». М.: 2004г.   Вита­пресс, 5­11   классы.   М.: Просвещение, 2008. Боголюбов Л.Н.,  Городецкая Н.И.,  Жильцова Е.И.  Иванова Л.Ф.,  Кинкулькин А.Т.,  Лазебникова А.Ю.  Матвеев А.Ю.  Программы  общеобразовательн ых учреждений.  История.  Обществознание.  5­11 классы. М:  Просвещение,  2008. общеобразовательных учреждений по химии 8 – 11 классы. Автор О. С. Габриелян.  Программа   допущена Департаментом образовательных программ и   стандартов   общего образования Министерства образования Российской Федерации. Издательство «Дрофа».   Москва   – 2007 г.   Программа   среднего (полного) общего образования по химии для   10   класса "Химия"   автор   О.С. Габриелян (профильный уровень)   Программа   среднего (полного) общего образования по химии для   11   класса "Химия"   автор   О.С. Габриелян (профильный уровень) Химические элементы   в   живых организмах Экология и здоровье человека Решение биологических задач Алгоритмизация и  программирование   Методы   решения уравнений и неравенств Алгебра плюс Решение текстовых задач по физике Избранные вопросы   курса физики Наличие курсов   по выбору Наличие элективн ых курсов Формирование грамотного письма и   культуры   речи посредством комплексного анализа текста Познай себя: через текст   к   культуре личности Мозаика английский времен Английский   легко и быстро История в лицах Граждановедение Коммуникативная грамматика английского языка Нестандартные методы   решения и уравнений   Избранные   вопросы курса физики Решение Алгоритмизация и  программирование Школьный редактор Человек общество Избирательное право избирательный процесс История в лицах   и и неравенств – в 10 и 11 классах Избранные вопросы   курса физики Решение уравнений неравенств параметрами и с       по усложненных   задач по химии Довузовская подготовка биологии Основные   и   общие закономерности анатомии и   физиологии   живых организмов Анализ организации предпрофильной и профильной подготовки позволяет сделать вывод, что в школе созданы все условия для того, чтобы ученики 9х классов на хорошем уровне были подготовлены к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения, а ученики 11х классов – к осознанному выбору профессии и получения профессионального образования.  Данные о результатах ЕГЭ выпускников, изучавших общеобразовательные предметы по программам профильного и базового уровня Класс  Профильные предметы Средний балл по результатам ЕГЭ 2014/2015 года Средний балл по результатам ЕГЭ 2014/2015 года в классах, изучавших общеобразовательные предметы по программам базового уровня 2 11 А 3 Математика Химия Биология  Информатика и ИКТ 11 Б Математика  Обществознание  4 46,54 76,9 69,8 62,6 43,75 62,45 52,4 80 66,3 67,5 43,2 58,5 5 Физика – 51,8 Русский язык – 73,2 Английский язык – 61 История – 64  Обществознание – 55,7 Литература – 78  Физика – 40,6 Русский язык – 67,1 Биология – 65,8  Английский язык – 60 История – 52,7 Химия – 70  Литература – 57,5 53,67 77,21 не  сдавали 51,2 59,25 59 53 74,71 72 58 57,3 не  сдавали 72 Таким образом, видно, что есть различие в качестве образования при обучении на базовом  или профильном уровнях. По всем предметам профильного уровня наблюдается более высокий  балл, чем при предметах, которые изучались на базовом уровне. Положительные тенденции организации предпрофильного и профильного обучения 1. Предпрофильная   подготовка   в   школе   представляет   собой   систему   педагогической, психологической,   информационной   и   организационной   поддержки   учащихся   9х   классов, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования. 2. В течение учебного года проводилось анкетирование учителей, ведущих курсы по выбору. Данные   проведенной   диагностики   помогли   подтвердить   в   целом   правильность   выбранных перспективных   направлений   для   организационно­содержательных   преобразований   в предпрофильной подготовке: направленность и содержание курсов, состав педагогов, модель, организационную и информационную подготовительную работу, проводимую администрацией школы, что позволяет учителям достигать поставленных целей. 3. В   рамках   предпрофильной   подготовки   осуществляется   постоянное   психологическое сопровождение обучающихся 9х классов с целью формирования способности делать выбор профиля обучения в старшей школе. 4. В   8–9х   классах   в   ходе   предпрофильной   подготовки   ученики   получают   информацию   о возможных   путях   продолжения   образования,   возможность   оценить   свои   силы   и   принять решение по выбору профиля. 5. На предпрофильную подготовку в 9х классах выделяется 3 часа в неделю: 1 час на курс «Твоя профессиональная   карьера»   (профориентационная   работа,   профконсультирование, информационная   работа),   2   часа   на   курсы   по   выбору:   предметноориентированные, межпредметные и ориентационные. 6. В школе с 2010 года осуществляется профильное обучение. За 5 лет были созданы: физико­ социально­ социально­гуманитарный,     математический, экономический, информационно­технологический профили. химико­биологический,   7. Профильное обучение, как одно из условий повышения качества общего образования за счет изменений   в   структуре,   содержании   и   организации   образовательного   процесса,   позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для   образования   старшеклассников   в   соответствии   с   их   интересами   и   намерениями   в отношении продолжения образования. 8. В 2014­2015 учебном году в школе выбрана модель профильного обучения – внутришкольная: в   10х   классах   создан   класс   с   двумя   профильными   группами:   химико­биологической   и социально­экономической, а также физико­математического профиля, в 11х классах созданы классы   с   двумя   профильными   группами:   химико­биологической   и   информационно­ технологической (11а) и  социально­экономический (11б). 9. Имеется полная обеспеченность учителей программами профильного обучения и элективных курсов.  10. Создана   материально­техническая   обеспеченность   (наличие   2х   компьютерных   классов, наличие   кабинетов   биологии,   химии,   обществознания,   математики,   оборудование   которых соответствует профилю, наличие выхода в Интернет, в образовательный портал Курганской области, наличие в кабинетах компьютерной техники, мультимедиапроекторов). Отрицательные тенденции организации предпрофильного и профильного обучения 1. Отсутствие нормативно­правовой базы для набора и формирования профильных классов, так как в 10 классы приходит часть учеников, не способных обучаться по программам профильного уровня. 2. Ограничение рамками учебного плана количества элективных курсов. 3. Наличие   в   учебных   планах   10   и   11   классов   предметов   регионального   компонента, рекомендованных   к   изучению   и   сдерживающих   возможность   увеличения   количества профильных часов. Ожидаемые результаты 1. Сохранение предпрофильного и профильного обучения. 2. Повышение качества проведения курсов по выбору и элективных курсов. 3. Сохранение внутришкольной профилизации в 10х и 11х классах. 4. Сохранение   высокого   качества   подготовки   к   государственной   итоговой   аттестации   по профильным и непрофильным предметам. 5. Сохранение   и   улучшение   условий   для   самоопределения   старшеклассников,   проведение анкетирования с обучающимися и родителями (законными представителями). 6. Повышение качества психологической работы с обучающимися 8х, 9х, 10х и 11х классов. 7. Продуктивное   сотрудничество   с   различными   ВУЗами,   предприятиями   и   учреждениями социума. Задачи на 2015 – 2016 учебный год 1. Расширение пространства сотрудничества школы с учебными заведениями и учреждениями социума в вопросах решения задач предпрофильной подготовки.   2. Совершенствование   компетентности   учителей,   широкое   использование   активных   форм проведения   занятий   курсов   по   выбору   и   элективных   курсов,   применение   современных технологий. 3. Оказание   психологической   помощи,   связанной   с   профессиональным   становлением учеников. Реализация данных задач возможна только при активном участии педагогов, родителей и учащихся, заинтересованных в совершенствовании содержания образования, направленного на содействие   самоопределению   школьников,   выбор   дальнейшей   траектории   образования   и   в конечном итоге становления активной, творческой личности.

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

Анализ работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017