Анализ стихотворения Андрея Дементьева "Красота спасёт мир"
Оценка 5

Анализ стихотворения Андрея Дементьева "Красота спасёт мир"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
11 кл
12.05.2017
Анализ стихотворения Андрея Дементьева "Красота спасёт мир"
Прослеживается связь с философской и художественной традицией, обозначенной через цитату; проведён анализ композиции стихотворения в её связях с развитием идеи, показаны особенности ритмо-метрической структуры и средства художественной выразительности, их роль в тексте. Отмечены особенности поэтической трактовки темы красоты в мире.
Красота спасёт мир Анализ.docx
Анализ стихотворения Андрея Дементьева «Красота спасёт мир» 1. Связь с философской и художественной традицией, обозначенной через цитату. Прежде чем решать философские проблемы, хотелось бы немного сказать о замечательном   поэте   Андрее   Дементьеве.   Не   погрешу   против   истины,   если скажу,   что   это   один   из   лучших   поэтов   современности.   Его   стихи   отличает обострённое   чувство   патриотизма,   неприятие   отрицательных   черт   эпохи, горькая   ирония,   лиричность,   наслаждение   элементарными   радостями   жизни, любовь к природе. Многие его стихи стали песнями, все знают «Алёнушку», «Лебединую верность», «Балладу о матери» и многие другие песни. Он пишет об отношениях   между   людьми,   причём   главное   для   него   в   человеке   душевные качества. Вопрос   о   том,   что   представляет   собой   человеческая   красота,   является, конечно   же,   философским.   Много   веков   идут   споры   о   том,   что   же   важнее: внешняя красота или душевные качества. Вот как об этом говорится в русских пословицах и поговорках:  Красота приглядится, а ум вперёд пригодится.  Красота до вечера, а доброта навек.  Собой красава, да душа трухлява.  Не ищи красоты, а ищи доброты.  С лица воду не пить. Как видим, в народе ценится в первую очередь не внешняя, а внутренняя, душевная красота. Этой же точки зрения придерживаются писатели и поэты:  Красота – подарок на несколько лет (Оскар Уайльд)  Доброта всегда одержит верх над красотой (Генрих Гейне) А древнегреческий философ Сократ считал, что «красота – это королева, которая   правит   недолго».   Конечно,   здесь   имеется   в   виду   только   внешняя красота. А.П. Чехова в вопросе понимания красоты можно считать идеалистом, так как он утверждал, что «в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Стихотворение   А.   Дементьева   начинается   с   известной   цитаты   из   романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Поэт старается вдуматься в смысл этой фразы. Эти слова произносит князь Лев Николаевич Мышкин – искренний, открытый, беспредельно добрый человек, который ищет красоту в людях. В своём романе Ф.М. Достоевский хотел создать образ «положительно прекрасного человека». В черновиках он называл его «князь Христос», напоминая тем самым, что князь Мышкин   должен   быть   максимально   схож   с   Христом   –   добротой, человеколюбием,   кротостью,   полным   отсутствием   эгоизма,   способностью сострадать людским бедам и несчастьям. Поэтому красота, о которой говорит князь   (и   сам   Достоевский),   ­   это   есть   сумма   нравственных   качеств «положительно   прекрасного   человека».   Лишь   тогда,   когда   люди   будут руководствоваться лучшим, что есть в их душе, памяти и намерениях (Добром), то   они   будут   по­настоящему   прекрасны.   И   мир   будет   спасён,   и   спасёт   его именно такая красота. Разумеется, это не может произойти в одночасье – нужен духовный труд, испытания,   даже   страдания,   после   которых   человек   отречётся   от   Зла   и обратится к Добру. Кстати, в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» звучит продолжение фразы о красоте: «…некрасивость убьёт» (то есть равнодушие, эгоизм, озлобленность). Говоря   о   красоте,   Ф.М.   Достоевский   имел   в   виду,   конечно,   душевную, внутреннюю   наполненность   человека   –   это   позитивные   мысли,   позитивное отношение ко всему. Это, прежде всего, жизнь с чистой душой.  Интересно о красоте писал поэт и философ Владимир Соловьёв: «Страшно кажется возлагать на красоту спасение мира, когда приходится спасать саму красоту». Как это перекликается со стихотворением Андрея Дементьева! По Соловьёву, среда обитания человека, мир – материальное отражение идеального, духовного   мира.   А   насколько   мир   материи   близок   миру,   определяется количеством красоты в нём. Красота же для поэта – то, что просвечивает сквозь материю. Она степень её просветлённости. Человек в мире страдает. Когда же сам, разбит, разочарован, Он вспомнить захотел святую красоту, Язык кощунственный, к земной пыли прикован, Напрасно призывал нетленную мечту. Да, может быть и такое. Но всё же вслед за Достоевским Соловьёв верит, что красота спасёт мир. Говоря   о   художественных   традициях,   касающихся   проблемы   красоты, спасающей мир, мне кажется, нельзя не упомянуть о таком поэте, как Николай Заболоцкий. В 1955 году он написал стихотворение «О красоте человеческих лиц». Красивы не «лица­башни» и «лица­темницы», потому что их обладатели закрыты   для   общения.   Прекрасны   лица,   которые   напоминают   маленькие хижины, они подобны ликующей песне, так как наполнены радостью, добром. На этих лицах отражается душевная красота. О красоте и другое стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка». Главная   героиня   некрасива   внешне,   она   пока   не   задумывается   над   этим,   но «младенческая   грация   души   уже   сквозит   в   её   движенье».  В   её   душе   нет   ни зависти, ни злобы. Хочется верить, что найдутся люди, которые оценят это. Что же такое красота: «сосуд, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде»? Для многих – «огонь, мерцающий в сосуде». Но мерцание этого огня увидит только человек внимательный, добрый, чуткий. Человек, увидевший  красоту, сам становится необычайно красив. Каждый решает сам, что же для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная красота, способная сделать мир ярче, светлее, счастливее. Стихотворение   Андрея   Дементьева,   написанное   в   2003   году,   продолжает философские   и   художественные   традиции,   касающиеся   такого   понятия,   как «красота».   Эта   связь   видна   в   двукратном   использовании   цитаты   из Достоевского.   Автор   повторяет   эти   строчки   как   заклинание,   как   молитву, пытаясь   понять,   что   же   стоит   за   ними.   Поэта   беспокоит   то,   что   мир   стал яростным,   то   есть   злым,   жестоким,   время   –   сумасшедшее,   всё   измеряется деньгами, нет веры и счастья. А какая может быть без этого красота?  Андрей Дементьев считает, что самое главное в наше время – спасти красоту (читай: душу). О душе­то как раз люди и стали забывать. Только тогда красота вернётся и людям. Хочется от всей души пожелать людям понимать красоту и быть красивыми в самом широком смысле этого слова.  2.Особенности поэтической трактовки темы красоты в мире. Я считаю, что об особенностях поэтической трактовки темы красоты в мире в стихотворении А.Дементьева нужно говорить, учитывая то, в какое время мы живем. Стихотворение написано в 2003 году. Девяностые и двухтысячные – не самое простое и благополучное время. Рыночная экономика, раскол общества, массовое озлобление – все это трудно пережить тем, кто всё сознательное время жил в советское, спокойное (говорят: застойное) время. Известно, что поэтесса Юлия Друнина, которая видела ужасы войны, не смогла пережить Перестройку, она не захотела жить «в ужасном, передравшемся мире, созданном для дельцов с железными локтями». Андрея Дементьева, как настоящего гражданина, тоже беспокоит моральное здоровье общества. В стихотворении звучит боль от того, что люди стали терять веру,   что   они   несутся   к   бездне,   т.е.   к   бездуховности,   опустошению.   Но,   по мнению поэта, есть один шанс: «поначалу должны мы спасти красоту». И только потом, возможно (нет полной уверенности), вернётся к людям то, что называют красотой души. Стихотворение звучит несколько пессимистически, но всё­таки есть маленькая надежда, что люди одумаются.  3.Композиция стихотворения в её связях с развитием идеи. Композиция – это соединение в целое частей или компонентов, структура литературно­художественной   формы.   Под   композицией   в   широком   смысле следует   понимать   совокупность   приемов,   использованных   автором   для «устроения» своего произведения, создающих общий «рисунок». Выделяют   несколько   видов   композиции   лирического   произведения,   среди которых самый простой – это логическое развитие темы, как в риторической или публицистической прозе: посылка (посыл), рассуждение, вывод. В стихотворении А.Дементьева посылка (посыл) – цитата Ф.М.Достоевского: «Красота спасет мир». Рассуждение   –   мысли   о   сумасшедшем   времени,   которое   несет   к   бездне, надежда на единственный шанс. Вывод   –   сначала   нужно   спасти   красоту   (душу),   а   потом   только   красота может   вернуться   к   людям.   Пафос   стихотворения   –   торжественно­грустный. Лексика   –   возвышенная,   как   в   публицистике:   яростный   мир,   сумасшедшее время, бездна, единственный шанс, рухнуть, спасти красоту. Ключевое слово, конечно, «красота». Стихотворение можно, я считаю, разделить на 3 части: 1­я – цитата Достоевского 2­я – четверостишие, микротемой которого является утверждение о том, что в этом мире, в котором все продается и покупается, красоту не спасти. 3­я – четверостишие, в котором автор говорит о том, что все­таки у мира есть шанс спасти красоту. Это вселяет оптимизм. В стихотворении автор передает свое ощущение времени. Мы чувствуем, что он   пишет   о   наболевшем,   стихотворение   звучит   очень   эмоционально,   как   и подобает публицистической лирике. 4. Особенности ритмо­метрической структуры стихотворения. Ю.Лотман считает, что «стихотворение – сложно построенный смысл». Это значит,   что   в   нем   все   элементы   связаны   сложной   системой   соотношений. Большое   значение   имеет   ритмо­метрическая   структура   стихотворения.   Под ритмом   принято   понимать   правильное   чередование   повторяемых   одинаковых элементов. Ритм – одна из особенностей композиционного  построения произведения. Слова   в   поэзии,   подчиняясь   ритму,   определенным   образом   изменяют   свое значение и раскрывают свой смысл. Обратимся к стихотворению А.Дементьева. Оно начинается с двукратного повтора слов Ф.М.Достоевского. Затем идут два четверостишия (катрена). В 1­ ом   катрене   рифмовка   перекрестная,   рифма   (в   обоих   катренах)   –   мужская (ударение на последнем слоге), которая придает стиху энергичность и четкость. Рифмовка 2­го кольцевая (опоясывающая). Кол­во слогов «Красота спасет мир…» «Красота спасет мир…» Яростный мир красота не спасет, / / Потому что ее могут просто купить. Сумасшедшее время нас к бездне несет / / / / / / / / / / 6 6 10 12 12 Мимо веры и счастья, которым не быть. Но остался у мира единственный шанс, Чтоб не рухнуть ему за крутую черту: Поначалу должны мы спасти красоту, / / / / А   потом   красота,   может,   вспомнит   о нас. / / / / / / / / / / / / / / / / 12 12 12 12 12 Это   силлабо­тоническая   система   стихосложения   с   использованием   и тонической: автор использует дольник – он занимает промежуточное положение между силлабо­тонической и тонической системами стихосложения. В силлабо­ тонической   системе   число   безударных   слогов   между   ударными   не   бывает постоянным, а колеблется от одного до двух слогов. Дольник использован во 2­ ой строчке 1­го катрена и в последней строчке стихотворения. 1­ая строчка ), причем 4­я катрена или 3­я строчка шестистишия написана дактилем( / стопа   является   усеченною.   В   последней   строчке   стихотворения   и   в   строчке «потому что ее…» стоят рядом 2 ударных слога и в 3­ей стопе ударные слоги идут через один слог, а не через два. Вероятно, это сделано для того, чтобы логически выделить «ее могут» и «может» ­ это выражает надежду на лучшее. В   целом   стихотворение   написано   четырехстопным   анапестом,   только «яростный мир красота не спасет» ­ дактиль. Есть   трибрахий   (в   двусложных   размерах   это   пиррихий),   т.е.   безударная стопа.   Это   отнюдь   не   ломает   стиха,   а   устраняет   монотонность,   помогает выделить нужные моменты. Трехсложные размеры максимально приближены к разговорной речи. Автор как бы беседует с читателями, делится тем, что у него наболело. А.Дементьеву удалось,   мне   кажется,   достучаться   до   сердца   каждого,   используя   ритмо­ метрические средства. 5.   Средства   художественной   выразительности,   их   роль   в художественном тексте. Эпитеты яростный (мир) и сумасшедшее (время) подчеркивают отношение автора к современному миру и, как бы присоединяясь к предмету, который они определяют,   обогащают   его,   благодаря   чему   появляются  художественные образы – время и мир. Кроме этого в стихотворении существует также образ красоты. К образам времени и красоты переносятся свойства живых существ из­за использования автором олицетворения; у него «время … к бездне несёт», а красота обладает памятью («красота, может, вспомнит о нас»). Оживление времени и красоты делает их основными героями в поэтическом тексте А.Д. Дементьева. Стоит отметить, что третий образ – мир также является одним из героев произведения, под «миром» подразумеваются все люди, ведь именно у них «остался … единственный шанс», я думаю, что в этом случае  синекдоха использована для того, чтобы показать единство всех людей. Если же обратится к синтаксису, то можно заметить  анжамбеман (перенос части фразы из одной строки в другую):  Сумасшедшее время нас к бездне несет Мимо веры и счастья, которым не быть. В этом случае роль анжамбемана – выделение фразы «мимо веры и счастья». Он является регулятором смысла. А инверсия в строке: «Поначалу должны мы спасти красоту» выделяет местоимение  мы, то есть автор хочет сказать, что требуется и наше участие. Благодаря этим средствам выразительности автору удалось в полной мере выразить то, что наболело у него на душе.

Анализ стихотворения Андрея Дементьева "Красота спасёт мир"

Анализ стихотворения Андрея Дементьева "Красота спасёт мир"

Анализ стихотворения Андрея Дементьева "Красота спасёт мир"

Анализ стихотворения Андрея Дементьева "Красота спасёт мир"

Анализ стихотворения Андрея Дементьева "Красота спасёт мир"

Анализ стихотворения Андрея Дементьева "Красота спасёт мир"

Анализ стихотворения Андрея Дементьева "Красота спасёт мир"

Анализ стихотворения Андрея Дементьева "Красота спасёт мир"

Анализ стихотворения Андрея Дементьева "Красота спасёт мир"

Анализ стихотворения Андрея Дементьева "Красота спасёт мир"

Анализ стихотворения Андрея Дементьева "Красота спасёт мир"

Анализ стихотворения Андрея Дементьева "Красота спасёт мир"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017