Апробация средств транзактного анализа в коррекционных программах для лиц склонных к гендерно-обусловленному насилию
Оценка 4.7

Апробация средств транзактного анализа в коррекционных программах для лиц склонных к гендерно-обусловленному насилию

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +1
docx
психологическая работа +2
Взрослым
16.02.2019
Апробация средств транзактного анализа в коррекционных программах для лиц склонных к гендерно-обусловленному насилию
Современные тенденции развития терапии и реабилитации агрессии заключаются в применении различных психотерапевтических и не психотерапевтических методов; они характеризуются этапностью и фазностью, гармонично дополняя друг друга, используются принципы системного подхода. Особое значение приобретает работа междисциплинарных терапевтических коллективов и обязательное участие в процессе реабилитации ближайшего окружения клиента, а также интенсивность и продолжительность воздействия.
Психотерапевтическая-коррекционная-работа.docx
Апробация средств транзактного анализа в коррекционных программах для лиц склонных к гендерно­обусловленному насилию Психотерапевтическая   коррекционная   работа,   направленная   на исправление девиантного поведения лиц, совершивших домашнее насилие, в ходе её реализации рассматривалась как двусторонний процесс, состоящий из деятельности специалиста (психолога) и деятельности того лица, с которым проводится психокоррекция.  Деятельность   специалиста   по   своей   сути   являлась   диагностической, просветительской,   учебно­формирующей,   а   деятельность   человека,   чье поведение требует и подлежит коррекции, по своей сути являлась учебно­ познавательной и учебно­тренировочной. Таким   образом,   психологическая   коррекционная   работа   включала процесс диагностики, направленный на выявление реальных, зачастую весьма глубинных,   скрытых   факторов,   которые   обусловливают   определенные психические   реакции,   процессы   и   явления,   которые   имеют   внешние проявления   в   виде   того   или   иного,   в   том   числе   агрессивного   или насильственного, поведения.  Прежде всего, чтобы выяснить причины агрессивного насильственного поведения,   надо   было   выявить   те   психологические   явления,   состояния психики, которые провоцируют, обусловливают именно такое поведение. В   первом   случае   происходило   непосредственное   влияние   на конкретного человека со стороны психолога, который использует для этого различные методы работы. Во втором ­ воздействие осуществлялось на группу людей, как правило близких по возрасту и имеющих почти схожие проблемы. Здесь влияние на конкретного   индивида­агрессора   осуществлялось   путем   организации специального   процесса   взаимодействия   участников   группы,   в   результате которого и достигается цель коррекции. Кроме   того,   предполагалось   увеличение   ответственности   клиента   за процесс   и   результат   психологической   коррекции.   Основной   целью коррекционной работы было не столько избавления клиента от симптомов, сколько   личностное   изменение   и   развитие   под   влиянием психотерапевтического   опыта.   Специалист   по   психологической   коррекции выступал   как   равноправный   собеседник,   живая   независимая   личность, которая   помогает   другой   личности   отыскать   в   себе   и   своем   ближайшем окружении   ресурсы   для   изменения   и   развития   своей   психики. Ответственность за процесс и результат на определённом этапе в большей степени переходил к клиенту. Реализация подобной модели зарекомендовала себя в рамках клиент­центрированной терапии К. Роджерса, гештальт подхода Ф. Перлза, экзистенциальной психотерапии. На   начальном   этапе   индивидуальная   работа   по   психокоррекции проводилась   в   самом   простом   варианте   в   ходе   психодиагностики:   клиент поощрялся,   если   он   правильно   выполнял   задание,   вместе   с   ним прорабатывалась   оптимальная   стратегия   обучения,   делались   попытки коррекции самооценки. В последствие индивидуальная психокоррекция проводилась в рамках различных   теоретических   подходов:   игровой   терапии,   психодрамы, когнитивной нейролингвистического программирования (НЛП), холотропного дыхания, а также некоторых видов телесно­ориентированной терапии.  логотерапии,     терапии,   Процесс   психологической   коррекционной   работы   с   лицами, совершившими  насилие в семье, кроме диагностического этапа, включал и этап просветительской деятельности, в результате которой у указанных лиц формировалась определенная совокупность знаний. На основе этих знаний на формовочном   этапе   проходило   усовершенствование   системы   знаний   и формировалась система умений и навыков, обеспечивающих ненасильственное поведение, рациональное взаимодействие и общение с членами семьи.  Реализованная   программа   коррекции   поведения   лиц,   склонных   к применению насилия в семье, включала следующие этапы и процедуры:  ­Включение в программу: первый контакт с виновником семейного насилия. ­Оценка: клиент соглашается с условиями программы и производится оценка его соответствия программе с учетом его опасности, выраженности насилия, злоупотребления   психоактивными   веществами,   наличия   психических нарушений,   неграмотности   или   других,   препятствующих   коррекции, особенностей.  ­Контакт с жертвой: партнеры могут быть проинформированы о состоянии насильника и возможной опасности, и быть направлены в специализированные кризисный центр.  ­Ориентация:  индивидуальная   и   начальная   фаза   групповой   коррекции, которая носила более инструктивный характер, чем последующие сессии.  ­Групповая   коррекция:  набор   обучающих   занятий,   тренинг   приемов управления гневом и групповая психотерапия. ­Завершение программы: клиенты могут полностью пройти программу, быть исключены за нарушение условий или начать программу заново.  ­Посткоррекционная   помощь:  участие   в   неформальных   группах взаимопомощи для клиентов, прошедших программу, индивидуальная терапия Содержание   модулей   программы   включали   феминистические обучающие   подходы,   в   сочетании   с   когнитивно­поведенческими   или транзактными подходами.  Для   преодоления   агрессивности   клиентов   нами   была   выбрана коррекционная   модель   транзактного   анализа   (ТА).   Обосновывая   основные положения коррекционной модели, мы дополнительно использовали труды А. А. Осиповой, Г. А. Макаровой, В. А. Петровского, С. Н. Гринченко, П. П. Горностая. Особое   внимание   перед   началом   программы   было   уделено, определению пригодности участия клиентов в программе. Для включения в программу не рассматривались мужчины — агрессоры, которые:  • не признают, что они совершали насилие,  • имеют психические расстройства,  • находятся под действием психоактивных веществ,  • действующие наркоманы, алкоголики,  • на этапе отбора вели себя агрессивно по отношению к специалистам,  • ранее совершали сексуальные преступления,  • ранее предпринимали попытки самоубийства,  • открыто продолжают совершать правонарушения,  • не в состоянии присутствовать на занятиях регулярно,  • не в состоянии усваивать материал по иным причинам.  При   этом   их   партнёры   информировались   о посещении   программы лицами, склонными к домашнему насилию, а специалисты имели возможность оценить изменения, или проинформировать о возможных рисках применения насилия.  Задачи:  1) способствовать осознанию своей позиции и личностной структуры;  2) способствовать повышению отношение к себе и другим; 3) способствовать осознанию детерминант своего поведения;  4) способствовать развитию умения конструктивно выражать свою  агрессию; 5) сформировать понимание причин применения насилия как средства контроля партнеров и детей, их мыслей, действий, чувств;  6) выявить и помочь осознать различные формы насилия;  7)   определить   культурные   и   социальные   факторы,   которые способствуют   или   одобряют   насилие.   Контексты,   в   которых   проявляется насилие,   используются   для   рационализации,   оправдания   и   обоснования домашнего насилия;  8)   противостоять   оправданиям   домашнего   насилия,   основываясь   на позиции, что агрессоры несут ответственность за свое поведение. Делать упор на мотивацию мужчины и уважительную поддержку изменений; 9) изучить контекст насилия, как физический, так и психологический; 10)   изучить   разрушительные   и   потенциально   опасные   последствия домашнего насилия. Среди   многообразия   существующих   методов   в   ходе   реализации коррекционной программы были также использованы: групповая дискуссия, игровой   метод,   шейпинг,   ролевая   игра,   визуализация,   вербализация, тематический  рисунок. В работе использовались такие формы работы, как групповая и индивидуальная. Процедуре   включения   в   программу   предшествовала   реализация следующих этапов: Подготовительный  –   в   течение   этого   этапа   была   сформирована исследовательская   выборка   и   отобраны   адекватные   задачам   исследования методики, рекомендованные Украинской ассоциацией ТА:  Тест определения склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел);  Модифицированный опросник Д. Джонгварда  Опросник К. Томаса (в интерпретации М. С. Соковниной). Целью следующего этапа было установление уровня агрессивности клиентов, определение личностной эго­граммы и основной жизненной позиции. После проведения диагностической части работы были сформированы две выборки: 1) лица с высоким уровнем агрессивности; 2) лица с низким и нормальным уровнем агрессивности. Данные истолковывались с базовых позиций ТА. Во   время   внедрения   психокоррекционной   программы,   пройти групповую   терапию   было   предложено   19­ти   мужчинам   и   4   женщинам, имевшим   высокий   уровень   агрессивности,   но   вследствие   нежелания участвовать в групповой терапии или невозможности регулярного посещения групповых сессий (по причине графика работы и др.), полный курс из десяти занятий   был   пройден   только   двумя   мужскими   группами   (восемь   и   шесть человек соответственно), остальные прошли курс индивидуально. Отдельно также проводились занятия с 4 женщинами –агрессорами. Для проверки эффективности проводимой программы, было проведено повторное тестирование (post­test) в контрольной группе из восьми человек при помощи методики определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.   Н.   Орел).   Полученные   сырые   данные   были   обсчитаны,   обобщены   и систематизированы в виде таблицы и графика, представленного на рисунке ниже  Код Респондента Уровень агрессии до (>12 – высокий)  Уровень агрессии после (<12 – низкий) ОПИ1678 КЛА2269 СЕМ0889 ДЕС1382 МУК1664 ПРЕ0990 СТО0177 МЕД2485 16 16 14 13 15 17 15 14 11 10 8 9 7 9 10 7 Линия нормы 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0 Сравнение результатов Уровень агрессии до Уровень агрессии после ОПИ1678 КЛА2269 СЕМ0889 ДЕС1382 МУК1664 ПРЕ0990 СТО0177 МЕД2485                                Графическое представление результатов до и после терапии Как   показала   практика,   наиболее   эффективным   в   коррекционной работе,   является   сочетание   неотвратимости   наказания   за   насильственное поведение,   мягкое   принуждения   к   коррекции   поведения   и   участие   в коррекционных программах. Кроме того, очень важно сокращать промежуток времени   между   проявлением   домашнего   насилия   и   включением   в коррекционную программу. Но вопрос ­ является ли скорость реагирования на   случаи   домашнего   насилия   и   быстрота   включения   насильника   в коррекционную программу более значимыми, чем длительность программы и ее   содержание,   остается   открытым.   Но,   как   минимум,   каждое   занятие   с клиентом должно быть эффективным в отношении проведения мониторинга насильственного   поведения,   поскольку   жертвы,   как   правило,   продолжают проживать вместе с насильником. Апробация   реализованной   программы   ("Я­ОК   +   ТЫ­ОК   =   мы­ОК"), состоящий   из  10  занятий   по  90  минут   каждое,   показала   эффективность   и групповой, и индивидуальной формы, выразившееся в том, что все участники группы, прошедшие все занятия, как показала повторная диагностика, снизили уровень агрессивности с высокого до нормального.  По   утверждению   участников   коррекционной   группы,   ТА   в действительности   помог   им   достаточно   объективно   разобраться   в собственных реакциях, осознать их «замшелость» относительно окружающей реальности   и   в   полной   мере   выявить   их   скрытые   и   явные   ресурсы,   что предоставляет   возможность   выбора   наиболее   эффективной   личной   манеры поведения, регуляции внутреннего конфликта и укрепления и модернизации состояния   личностного   психосоциального   благополучия.   Каждый   из участников в группе получил базовый материал для дальнейшей личностной работы и анализа, а также овладел инструментальной техникой использования структурной   схемы   ТА,   которые   позволили   «разотождествиться»   с привычным   доминирующим   эго­состоянием   и   увидеть   целостную   картину возможного взаимодействия.  Структурная схема ТА жизнеспособна сама по себе и применительна к любой ситуации – от личностных проблем до партнерских и управленческих. Участники   группы,   даже   наиболее   критично   настроенные,   сами   признали высокую   убедительность   внутренней   логики   структурной   схемы   ТА, осознание которой снимает желание сопротивления и подтверждает принятие личной ответственности. Группа подтвердила, что осознанное использование ТА   может   помочь   в   преодолении   агрессии   и   принятии   согласованных решений. Таким   образом,   цели   в   основном   были   достигнуты.   В   перспективе планируется расширить программу и апробировать ее. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Агрессия и психическое здоровье /Под ред. Т. Б. Дмитриевой, Б. В.  Шостаковича. ­ СПб., 2002. Гондолф Эдвард В. Появление программ для мужчин, совершающих  насилие, и систем вмешательства // Середа М. В. Рабочие материалы курса  повышения квалификации «Групповое и индивидуальное консультирование  мужчин, прибегающих к насилию в семье и желающих изменить поведение».  СПб., 2015. С.127–139. Доморацкий В. А. Краткосрочные методы психотерапии; Психотерапия ­  М., 2008. ­ 304 c Крэйхи.Б. Социальная психология агрессии. – СПб.: Питер, 2003 – 336 с.:  ил. – (серия «Концентрированная психология»). Кьелл Рудестам. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы:  теория и практика. – СПб, 1998. Мей Р. Мистецтво психологічного консультування. ­ К., 1999 Навайтис Г. Семья в психологической консультации / Гедиминас  Навайтис. — М. : МПСИ; Воронеж — МОДЗК, 1999. — 224 с Оберг Х., Исьемин А. Психологическая работа с мужчинами, склонными к  домашнему насилию и желающими изменить свое поведение// Середа М.В.  Рабочие материалы курса повышения квалификации «Групповое и 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. индивидуальное консультирование мужчин, прибегающих к насилию в семье и  желающих изменить поведение». СПб., 2015. С. 167–191. Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие / А. А. Осипова. – М: Сфера, 2002. ­ 510 с Петровский В. А. Метод: транзактный анализ [Электронный ресурс] / В. А. Петровский. – Режим доступа: Рудестам К. Групповая психотерапия ­ СПб, Питер Ком, 1999 Справочник практического психолога: Психотерапия / сост. С.Л.  Соловьева. – М.: АСТ, 2005. ­ 575 с. Стратегия борьбы с насилием в семье: справочное руководство ООН. NY,  1998. Стюарт Я. Современный трансактный анализ / Я. Стюарт, В. Джойнс. –  СПб.: Социально­Психологический Центр, 1996. – 332 с. Сулим С. Как в России реабилитируют мужчин­домашних насильников  [Электронный ресурс] – Интернет: https://meduza.io/feature/2017/03/28 Энциклопедия глубинной психологии. Том 2. Новые направления в  психоанализе. Психоанализ общества. Психоаналитическое движение.  Психоанализ в Восточной Европе. Пер. с нем. / под ред. А. М. Боковикова.  – М.: Когито­Центр, 2001. – 752 с

Апробация средств транзактного анализа в коррекционных программах для лиц склонных к гендерно-обусловленному насилию

Апробация средств транзактного анализа в коррекционных программах для лиц склонных к гендерно-обусловленному насилию

Апробация средств транзактного анализа в коррекционных программах для лиц склонных к гендерно-обусловленному насилию

Апробация средств транзактного анализа в коррекционных программах для лиц склонных к гендерно-обусловленному насилию

Апробация средств транзактного анализа в коррекционных программах для лиц склонных к гендерно-обусловленному насилию

Апробация средств транзактного анализа в коррекционных программах для лиц склонных к гендерно-обусловленному насилию

Апробация средств транзактного анализа в коррекционных программах для лиц склонных к гендерно-обусловленному насилию

Апробация средств транзактного анализа в коррекционных программах для лиц склонных к гендерно-обусловленному насилию

Апробация средств транзактного анализа в коррекционных программах для лиц склонных к гендерно-обусловленному насилию

Апробация средств транзактного анализа в коррекционных программах для лиц склонных к гендерно-обусловленному насилию

Апробация средств транзактного анализа в коррекционных программах для лиц склонных к гендерно-обусловленному насилию

Апробация средств транзактного анализа в коррекционных программах для лиц склонных к гендерно-обусловленному насилию

Апробация средств транзактного анализа в коррекционных программах для лиц склонных к гендерно-обусловленному насилию

Апробация средств транзактного анализа в коррекционных программах для лиц склонных к гендерно-обусловленному насилию

Апробация средств транзактного анализа в коррекционных программах для лиц склонных к гендерно-обусловленному насилию

Апробация средств транзактного анализа в коррекционных программах для лиц склонных к гендерно-обусловленному насилию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2019