Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Оценка 4.6

Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
дефектология +1
Взрослым
30.01.2017
Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Одним из основных преимуществ арт-терапии является то, что исцеление, развитие собственного потенциала и обретение внутренней гармонии доступно для каждого – этот метод не требует специальной подготовки, навыков и талантов. Люди, ранее не знакомые с арт-терапией, задаются логичным вопросом: "Что же отличает ее от обычных занятий по живописи, музыке или театру?". Разница здесь в том, что искусство не есть самоцель, а представляет собой лишь средство, позволяющее заглянуть в свой внутренний мир. Занятия здесь направлены не на результат, а на процесс, в то время как в ходе специального обучения, к примеру, живописи, все усилия прикладываются в сторону создания как можно более совершенного произведения искусства. Цель арт-терапии в первую очередь состоит в том, чтобы помочь людям научиться выражать свои эмоции, а те работы, которые они создают в процессе, имеют лишь вспомогательное значение и используются для понимания переживаний, результатом которых они стали.
Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.docx
Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Арттерапия ­ это метод коррекции и развития средствами искусства на  ребенка.  Выделяют различные ее виды в зависимости от средства воздействия:      музыка — это музыкотерапия; литература, книга — это библиотерапия; театр, образ — это имаготерапия; изобразительное искусство — это изотерапия; танец, движение — это кинезитерапия. песочная терапия; ­лепка пластилином и глиной и другие направления. Одним из основных преимуществ арт­терапии является то, что исцеление, развитие   собственного   потенциала   и   обретение   внутренней гармонии доступно   для   каждого –   этот   метод   не   требует   специальной подготовки, навыков и талантов.  Люди, ранее не знакомые с арт­терапией, задаются логичным вопросом: "Что же отличает ее от обычных занятий по живописи, музыке или театру?". Разница здесь в том, что искусство не есть самоцель, а представляет собой лишь средство, позволяющее заглянуть в свой внутренний мир. Занятия здесь направлены не на результат, а на процесс, в то время как в ходе специального обучения,   к   примеру,   живописи,   все   усилия   прикладываются   в   сторону создания как можно более совершенного произведения искусства.  Цель арт­терапии в первую очередь состоит в том, чтобы помочь людям научиться   выражать   свои   эмоции,   а   те   работы,   которые   они   создают   в процессе,   имеют   лишь   вспомогательное   значение   и   используются   для понимания переживаний, результатом которых они стали. Подробнее остановимся на одном из наиболее распространенных видов  арт­терапии. В данном случае воздействие на развитие ребёнка осуществляется посредством изобразительной деятельности (рисование,  лепка, аппликация). К изотерапевтическим техникам и приёмам относятся: Марания В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Данный приём нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей. Определение «марание» выбрано в связи с не структурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоёв и смешивании цветов. Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает  внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребёнку без опасений удовлетворить деструктивные влечения. Монотипия «Излечивает гнев и заполняет время» (О.А. Никологорская и Л.И. Маркус). Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» — «один»,  так как отпечаток в этой технике получается только один. Традиционная техника печатного художественного изображения в арт­работе  с дошкольниками может быть модифицирована: на одном и том же листе можно делать несколько оттисков; «кляксография» — это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам и  снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна  краски (хаотично или в виде конкретного изображения). Рисование по ­ мокрому листу Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используется в работе с гиперактивными  детьми. Рисование пальцами, ладошками Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытывает ребёнок, когда опускает палец в гуашь —  плотную, но мягкую, размешивает краску в баночке, подцепляет некоторое  количество, переносит на бумагу и оставляет первый мазок. Ценность рисования пальцами и ладонями  заключается в свободе от  двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления. Рисование пальцами, ладонями — это разрешённая игра с грязью, в ходе  которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально  приемлемой форме. Ребёнок, незаметно для себя, может осмелиться на  действия, которых обычно не совершает, так как опасается, не желает или не  считает возможным нарушать правила. Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование  пальцами. Некоторые, заинтересовавшись и попробовав этот способ,  возвращаются к кисти или губке, как к более привычным средствам  изображения. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами.  Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения,  ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых  родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения,  сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью»  служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов,  подавленности. Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами Сухие листья приносят детям много радости, они натуральны, приятно  пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь. С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист  бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок.  Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички  стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и  фактурной бумаге. Также можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих  материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи,  пшена), сахарного песка, вермишели и т.д. В частности, если в кабинете  психолога есть песочница, бывают случаи инициативного использования  песка. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной  моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу  адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности. Рисование предметами окружающего пространства Рисование мятой бумагой, кубиками, губками, зубными щетками, ватными  палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками, спичечными  коробками, свечой, пробками. Детская инициатива использовать  нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется,  если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет  права других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе  ребёнка служит для психолога знаком вовлечённости в творческую  деятельность, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и  отстаивания собственных идей. Техника каракулей  Вариант ­ рисунок по кругу: техника каракулей всегда была ценной  методикой психотерапии. Полученные рисунки никого не оставляют  равнодушными. Эту технику можно использовать в работе с гиперактивны­ ми детьми  как инструмент развития ценных социальных качеств  (терпения, внимательности и др.), а также для повышения самооценки. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под  каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное  нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми либо,  наоборот, вычерченными и точными. Из отдельных каракулей может  сложиться образ, либо сочетание предстанет вабстрактной манере. Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим  карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.   Работа с бумагой и картоном (техника «оригами»). При этом  осваиваются многие операции – складывание бумаги, раскраска, резание  ножницами, склеивание.  •   Лепка из теста. Усвоение различных приемов лепки (скатывание,  раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание,  сглаживание и пр.) способствует разнообразию сенсорного опыта.  •   Узелковое плетение макраме. Плетение макраме развивает  пространственное воображение, координацию движений рук и глаз,  математические способности, память, художественный вкус. Воспитывает  характер ­ упорство, умение сосредоточиться, привычку доводить начатое  дело до конца. •   Работа в технике “изонить”. Развиваются интеллектуальные и  творческие способности. Чтобы выполнить работу, ребенок должен  освоить методику, правильно подобрать сочетание цветов, моделировать.  •   Бисероплетение   Мандалы для детей как методика арт­терапии В переводе с санскрита "мандала" означает центр, окружность и издавна имеет духовный смысл символического отражения внутреннего мира человека. С конца 70-х годов 20 века, мандала уже не просто слово, а целое направление в арт-терапии, позволяющее исследовать наше внутреннее "Я", инструмент, который используется не только в индивидуальной, но и в групповой психологической работе. Мандала-терапия стала направлением, исследующим не только отношения человека с внешней реальностью, но и взаимоотношения между различными аспектами внутренней реальности. Одним из методов арт­терапии для детей является раскрашивание мандалы.  Такое необычное и интересное занятие позволяет выявить психологические расстройства и скорректировать их. К тому же, мандалы для детей учат  сосредотачиваться и успокаиваться гиперактивных  детей. Через рисование  или разукрашивание сакральных рисунков человек самовыражается и  общается со своим бессознательным. Создай свою мандалу.  ­Начертите на листе окружность таким образом, чтобы она почти полностью заполняла лист.  ­Обозначьте центр окружности. С помощью линейки поделите круг на 4­24 части, проводя  пересекающиеся в центре линии. Внутри большой окружности циркулем начертите несколько  маленьких окружностей. Получится структура, напоминающая мишень или паутину. Это  основание будущей мандалы. ­. Расслабьтесь и несколько минут спокойно наблюдайте за пространством мандалы.  Почувствуйте, какие цвета, формы вы хотели бы увидеть, однако сильно не задумывайтесь, это –  интуитивный процесс. Если вы ничего не чувствуете, просто начинайте рисовать любую  геометрическую фигуру от центра круга: круг, квадрат, треугольник, спираль, крест и т.д. ­ Посмотрите на нарисованную форму. Если она вам нравится, рисуйте дальше, «выращивая» из  уже нарисованной формы следующую, гармонично продолжающую первую. Не спешите,  разрешите рисунку создаваться как­будто самостоятельно. Рисуйте, пока не заполните весь круг. Если захочется выйти за пределы круга, так и сделайте, однако сохраняйте структуру видимого  круга и симметричность повторяющихся фигур. Также важно рисовать последовательно, начиная от центра. Исключение: если вы чувствуете сильный импульс сделать иначе, тогда доверьтесь  этой потребности. ­ Закончив рисовать формы, переходите к раскрашиванию мандалы. Цвета выбирайте также,  долго не раздумывая. Если наступает момент, когда выбрать цвет особенно трудно, сделайте это  с закрытыми глазами. Как раскрашивать мандалы правильно? В том­то и прелесть работы с мандалами для детей, что раскрашивать их  можно чем угодно и как нравится самому ребенку. Малыш может делать это  красками, карандашами, фломастерами, пастелью. Мандалы для детей можно  раскрашивать с любой части рисунка. Для малышей здесь присутствует  полная свобода творчества и самовыражения. Обычно маленькие дети делают  это от края к средине. В процессе работы малыш должен быть расслаблен.  Однообразные движения способствуют концентрации внимания и снимают  напряжение у детей. Таким образом, ребенок избавляется от внутреннего  напряжения. Мандалы для детей — отличный способ для взрослых расшифровать  эмоциональное состояние ребенка. Для малышей такой рисунок является не  искусством, а скорее способом высказаться. 2. Классификация мандал: Из всего многообразия мандал мы можем попробовать классифицировать их  таким образом: Натуральные мандалы – окружают нас повсеместно. Если вы зададитесь  целью увидеть натуральные мандалы, это не составит вам труда, наблюдая за  небесными светилами или рассматривая распустившийся бутон цветка лотоса, розы. Мандала вокруг нас. Круги на воде, снежинка, солнце, обрамленное  лучами и зрачок глаза, спил дерева и срез огурца, строение атома и  человеческая клетка, споры грибов и медовые соты, узор осенней паутины и  спирали, звезды, кристаллы. Этот список можно продолжать бесконечно. Искусственно созданные мандалы – представлены в широчайшем  многообразии и занимают почетное место в жизнедеятельности человека.  Достаточно будет вспомнить строение колеса или шестеренки, формы  хлебобулочных изделий и сладостей, изобилие декоративно – прикладных  украшений, гороскопы и циферблат, национальные вышивки и ритуальная  утварь, космические орбиты и пуговицы, магические символы и любимые  детские игрушки. Мандалы можно разделить на одномерные (плоские) и многомерные  (объемные). Плоские обычно рисованные или выполненные из различных  материалов в одной плоскости. Мандалы можно разделить на целенаправленные и произвольные. Целенаправленная мандала – строится и изготавливается по строгим  математическим расчетам и правилам, синтезированным на базе нумерологии, астрологии и психологии. Произвольная мандала – создается от души, под настроение. Примером могут  служить наскальные изображения или детские рисунки. Каждый из нас, даже  при отсутствии всяких навыков рисования может создать рисунок – мандалу,  придерживаясь нехитрых правил орнамента. По материалам изготовления мандалы могут быть: • Нарисованные карандашами, красками, углем; • Изготовленные из дерева, металла, камней, растений, продуктов; • Вышивка по ткани, выполненная с использованием ниток, бисера, кусочков  дерева, камней, бахромы. Сегодня также используется кожа и трикотаж; • Плетеные или вязанные изделия; • Стекло; • Глина и современные стройматериалы; • Песочная мандала; • Компьютерные и лазерные мандалы; • Водная мандала; • Ландшафтный дизайн и круги на полях; • Нательные рисунки;   Что нужно для плетения мандалы? Четыре палочки. Это может быть что угодно: карандаши, палочки от суши, даже зубочистки для самой маленькой мандалы, использованные стержни из авторучки (если стержень очень гибкий, во внутрь его можно засунуть зубочистки или спички). Либо пойти и отрезать несколько веточек. Разноцветные нитки. Нитки для мандалы лучше всего брать натуральные. 1. Натуральная шерсть – прочная, слегка колючая. Смотрится очень хорошо. 2. Хлопок, лен – жесткая нить и очень прочная. Красиво будет смотреться на маленькой мандале. 3. Хлопок + вискоза. Очень прочная и блестящая нить. Как правило, нить тонкая. 4. Акрил может быть разной толщины и текстуры. В основном – ворсистый. Не очень прочная нить. Лучше не использовать. Но учиться делать первую мандалу вполне годится. 5. Не используйте синтетические нити на подобии капрона. Такие нитки хорошо тянутся, и потом могут провиснуть, а этого допускать нельзя. Это очень полезное занятие для развития моторики рук. Непоседы станут более усидчивыми. У детей сформируется эстетическое восприятие цветовых сочетаний. Это занятие очень хорошо помогает тренировать концентрацию внимания и  запоминания Детям с неустойчивой, агрессивной психикой плетение мандалы поможет  успокоиться.

Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017