«Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Оценка 4.8
Презентации учебные
docx
дефектология +1
Взрослым
30.04.2017
В связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с проблемами в развитии при коррекционном воздействии наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных методик, среди которых важное место занимает арттерапия.
Арттерапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. На важную роль искусства в работе с проблемными детьми указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, а также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко.
ВЫСТУПЛЕНИЕ Арттерапия.docx
ГКОУРО школаинтернат VIII вида №1
«Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Подготовила: инструктор по труду
Яричевская Л.И. г. Новочеркасск – 2017г.
В связи с возросшим интересом к закономерностям формирования
личности ребенка с проблемами в развитии при коррекционном воздействии
наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных
методик, среди которых важное место занимает арттерапия.
Арттерапия это метод коррекции и развития посредством
художественного творчества.
Современная специальная психология и педагогика в поиске
эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование
искусства в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии.
На важную роль искусства в работе с проблемными детьми указывали
представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж.
Демор, а также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И.
Граборов, В. П. Кащенко.
Практический опыт психокоррекционной работы средствами арт
терапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в
работе с детьми с разными проблемами в развитии: с проблемами в
эмоционально – личностном развитии (Т.А.Добровольская, О.А.Карабанова),
с задержкой психического развития (Л.В.Кузнецова, Е.А.Медведева), при
ДЦП (Г.В.Кузнецова) и др.
Таким образом, основываясь на гуманистическом подходе, арттерапия
преследует единую цель гармоническое развитие ребенка с проблемами,
расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы речи,
задержка психического развития, нарушение опорнодвигательного аппарата,
проблемы в эмоционально – личностном развитии) сложен. Нам, педагогам,
необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все
многообразие окружающей среды, помочь им познать свое «Я», раскрыть его
и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Кроме того, одна из дополнительного образования нацеливает на
«создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Использование традиционных методов, приемов и средств в
воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями не всегда
приносит ожидаемый результат. В связи с этим возникает необходимость
поиска новых эффективных методов работы с детьми с особыми
образовательными потребностями, поэтому, наряду с использованием
традиционных методов важную роль в преодолении недостатков развития
могут сыграть и арттерапия.
Для разрешения проблемы у нас возникла идея: Развитие мелкой
моторики у детей с ОВЗ посредством современных методов и подходов
арттерапии.
Мы поставили перед собой цель: Создание условий для развития
мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством арттерапии.
Существует большое количество различных форм АРТТЕРАПИИ,
используя которые в работе с детьми с нарушениями интеллекта, в развитии
можно преследовать разные цели. Любые традиционные формы работы
подходят для развития мелкой моторики: гимнастика и специальные игры для
пальчиков; вязание крючком,
узелковое плетение; бисероплетение,
нанизывание бус и вышивание и др.
Артпедагогика предполагает следующие принципы:
Принцип самовыражения и спонтанности.
Принцип уникальности.
Принцип сотворчества.
Для достижения положительных результатов в работе с детьми огромное
значение имеет развивающая предметно – пространственная среда. При ее
формировании мы учитывали современные требования ФГОС ДО, основные
компоненты.
Так в наших группах для детей с ОВЗ всегда были особенно популярны
«Творческие мастерские, «Мастерилки», наполненные разнообразными
материалами для творческипродуктивной деятельности детей. Кроме того, А. И. Копытин выделил четыре принципа
арттерапевтического воздействия, которые напрямую связаны с организацией
средового пространства:
1. Принцип использования разнообразных материалов.
2. Принцип создания условий.
3. Принцип посредничества взрослого человека.
4. Принцип использования специфических приемов в арттерапевтической
практике.
Реализация этих принципов находит отражение, как в индивидуальной,
так и в групповой работе с детьми с ОВЗ.
Особый акцент мы делаем на: работу с нитками, вязание крючком,
вышивку, бисероплетение, узелковое плетение. Таким образом, комплексная
методика арттерапии направлена на всестороннее развитие ребенка. Занятия
проходят в увлекательной игровой форме, в непринужденной и уютной
атмосфере.
Детям эмоционально зажатым, с высокой тревожностью более полезны
материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело,
а не только область кисти и пальцев. Таким детям мы предлагаем узелковое
плетение.
В рамках коррекционных мероприятий дополнительно на занятиях мы
используем музыкальную терапию и танцевальную терапию, которые
позволяют разрешить эмоциональноличностные проблемы детей,
конфликтные межличностные, внутрисемейные отношения, устранить
состояние эмоциональной депривации, отвержения, чувства одиночества,
снять повышенную тревожность и импульсивностью.
Развитие мелкой моторики рук через творческую практическую
деятельность затрагивает все образовательные области.
Родители воспитанников мои первые помощники в организации и
создании среды оздоровления и развития у детей любознательности и
познавательных интересов. Залог успеха развития ребёнка во многом зависит
от планомерной активности родителей, поэтому мы познакомили их с идеей
нашей работы, получили от них поддержку и желание помогать нам.
Мы проводили "Дни открытых дверей".
Организовывали выставки творческих работ.
Привлекали родителей к участию в праздниках.
Кроме того, повышали психологопедагогической культуру.
Реализация коррекционно образовательных задач в нашей школе
интернате в полной мере возможна лишь при условии тесного
взаимодействия со специалистами разного профиля.
Большую роль в эффективности работы с детьми ОВЗ играет
взаимодействие с социумом, которое обеспечивается взаимодействием с
разными организациями образования и культуры.
Результативность:
Сформировался интерес к НДПИ, возросла потребность в детском
творчестве, поделки стали отличаться оригинальностью, обогатился
эмоциональный мир ребенка.
Укрепилась мелкая моторика рук.
Расширился словарный запас.
Родители стали принимать более активное участие в жизни детей.
Перспективы:
Продолжать работу по развитию мелкой моторики детей с ОВЗ через
артпедагогику.
Расширять работу с социумом.
Продолжать участвовать в конкурсах детского творчества.
Распространять свой опыт работы.
Список использованных источников.
1. Вартапетова Г.М., Гребенникова И.Н., Прохорова А.В., Кирякина Л.И.
Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи и
опорнодвигательного аппарата в процессе подготовки к школе.
Новосибирск: Издво НИПКиПРО, 2005. 118 с.
2. Грабенко Т.Н., ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и
адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и
родителей. Спб.: Издво: ДетствоПресс, 2004.64 с. 3. Гусейнова А.А., Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Детский церебральный
паралич: Коррекционноразвивающая работа с дошкольниками. М.:
Книголюб, 2008. 176 с.
4. ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Спб.: Златоуст, 1998 355
с.
5. Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для детских
психологов, педагогов, врачей. Спб.: Издво: Речь,2008 г.159с.
6. Копытин А.И. Арттерапия. Хрестоматия. Спб.: Издво: Питер, 2002.
320с.
«Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
«Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
«Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
«Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
«Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
«Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.