Автоматизация звуков в игровой деятельности
Оценка 5

Автоматизация звуков в игровой деятельности

Оценка 5
docx
18.02.2020
Автоматизация звуков  в игровой деятельности
Автоматизация звуков в игровой деятельности.docx

Муниципальное автономное образовательное учреждение                                                    детский сад №14 «Дельфинчик»

 

 

 

 

 

Автоматизация  звуков  в  игровой  деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Подготовила: Маркина  Т.С. , учитель – логопед

                                                    МАДОУ  детский сад №14  «Дельфинчик»

Краснокаменск 2020

Цель: Вооружить  педагогов   дошкольного  учреждения  знаниями  об  использовании  разных  видов  игр  для  автоматизации  звуков  на  каждом    этапе  работы  (на  этапе  автоматизации  изолированного  звука; на   этапе  автоматизации    звука  в  слогах; на  этапе  автоматизации  звука   в  словах;  на  этапе  автоматизации   звука  в  речи)

Следует  помнить:  Автоматизация звуков проходит как в специальных играх, так и в повседневной деятельности (следует поправлять  ребенка, когда он пропускает поставленный звук, заменяет его на другой)

Примерные  игры – задания  для  автоматизации                              изолированного  звука

Игра  «Правильно  произнеси  звук»                                                            

  Материал: Картинки – символы  по  Фомичевой М.                                                         Описание: Педагог показывает картинку символ на автоматизируемый звук, просит  ребенка произнести  этот  звук:                                                                                                                Картинка  «Тигр» -  звук «Р», «тигренок» – звук «РЬ»;  «шина шипит» – «Ш», «жук жужжит» – «Ж», «кран»  (вода) свистит – «С», «краник» – «СЬ», «комар» звенит – «З», «комарик»– «ЗЬ» и т.д

 Игра «Узнай, чья песенка»                                                                                            Материал: Картинки – символы  по  Фомичевой М                                                      Описание:   Перед  ребенком    лежат  разные картинки – символы. Воспитатель произносит автоматизируемый звук, например, «С».  Ребенок повторяет этот звук и находит кран, который издает  этот  звук.

Усложнение: Задание «Произнеси звук столько раз, сколько  палочек  на  столе» (какая цифра…)

 Игра « Пальчики здороваются»                                                                                 Описание: Взрослый показывает картинку – символ   автоматизируемого  звука, например «самолет». Спрашивает, какой звук слышим, когда летит самолет?                      ( «Л»)

. Предлагает поиграть в игру «Пальчики здороваются»: ребенок поочередно нажимает большие пальцы, указательные, средние, безымянные, мизинцы  обеих рук, параллельно  произносит звук «Л».  (Подобным образом автоматизируется любой другой звук.)    

 Игра «Рельсы»                                                                                                                        Материал: сделаны рельсы из бумаги.                                                                             Описание: Перед ребенком лежат рельсы.  Указательный пальчик превращается,  например,  в   гуся, если  автоматизируется звук «Ш».  Ребенок пальчиком нажимает  на каждую шпалу и произносит  звук «Ш».

Пальчик превращается  в  тигра, если автоматизируется звук «Р», тигр идет по шпалам  и рычит «Р  Р  Р…».  Пальчик  превращается  в  суслика, если автоматизируется звук «С»,  в жука, если  автоматизируется звук  «Ж»  и т.д.

Примерные  игры  - задания  для  автоматизации  звука  в  слогах

Игра « Пальчики здороваются»  

 Описание: Взрослый показывает картинку – символ   автоматизируемого  звука, например «самолет». Спрашивает, какой звук слышим, когда летит самолет? «Л». Предлагает поиграть в игру «Пальчики здороваются»: ребенок поочередно нажимает большие пальцы, проговаривает  слоги: большие - СА;  указательные- СО, средние – СУ , безымянные – СЫ , мизинцы – СЭ.  Нажимая пальчики  в  обратном  порядке – называют  открытые слоги:  АС, ОС, УС, ЫС, ЭС.

Подобным образом автоматизируется любой другой звук.   Однако, следует помнить, что при автоматизации звуков «Л, Р», начинаем проговаривать обратные слоги: АР, ОР, УР, ЫР, ЭР;  затем прямые: РА,РО,РУ,РЫ,РЭ.  Точно также со звуком «Л»

Игра  «Договори  словечко»

 Материал: Воспитатель  подбирает картинки  на  автоматизируемый звук так, чтобы  ребенок мог  закончить  слово  закрытым слогом.                                                  

Например, автоматизируется звук «С».  Перед ребенком картинки, воспитатель показывает и начинает слово: КОЛБА  -СА, ПОЛО- СА,  КОЛЕ- СО, ЛИ-СЫ,  НО- СЫ…  (см книгу «550 занимательных  упражнений  для развития речи»   И. Лопухиной)

Игра «Слоговые лабиринты»

Материал:  На карточках  нарисованы лабиринты: в нижней части  квадрат, от которого  тянутся извилистые линии разного цвета, на концах которых  нарисованы  схемы гласных звуков А (большой круг), О (овал  в вертикальном положении), У (маленький кружок), Ы (половина круга).  На квадрат в нижней части кладется картинка – символ автоматизируемого звука, например  жук  (звук«Ж»).

Описание:  Ребенок ставит пальчик на  жука и жужжит ЖЖЖЖ, в это время пальчик передвигается по волнистой линии, как только он касается схемы гласного звука, ребенок называет его «А», получается ЖЖЖЖЖА.  И так со всеми линиями: ЖЖЖЖО, ЖЖЖУ, ЖЖЖЖИ.  А потом все в обратном порядке. Сначала пальчик ставится на схему и называется гласный звук –Ы, пальчик опускается по линии к жуку, ребенок все это время тянет гласный звук. Как только пальчик касается картинки – символа, нужно назвать соответствующий звук. В данном случае, получилось ЫЫЫЫЫЖ, и так со всеми линиями: УУУУЖ. ООООЖ, ААААЖ.

Игра  «Говорящие руки»

Описание:

Предположим, что речь идёт об автоматизации звука Ш. Воспитатель  даёт инструкцию «Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить «Ш», а правую «А». Давай попробуем!» Педагог берёт своей рукой левую руку ребёнка и показывает, как совместить произношение «Ш» с лёгким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить «А». Поочерёдно, слегка ударяя руками по столу, ребёнок в медленном темпе произносит: Ш – А, Ш – А. Постепенно пауза между звуками сокращается и ребёнок переходит к слитному проговариванию.

Подобным образом:   Ш – О… Ш-У…, Ш – И…  Ш- Э.

Потом  учим проговаривать обратные слоги:  А- Ш,  О-Ш,  У-  Ш, Ы- Ш, Э-Ш..

Примечание : таким же образом могут автоматизироваться  звуки  «Ж, Ч,  Щ,  С,  СЬ,  З, ЗЬ,»   Звуки  «Л, Р, Ц»  начинаются  с  обратных слогов (АЛ, ОЛ…..)

 

Игра «Ступеньки»

Материал: игрушечная  лесенка – ступеньки или  нарисованные

Описание: Перед ребёнком «ступеньки». Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно проговаривая слоги.

 Слоги проговариваются точно  также, как  в предыдущей игре

Усложнение: Можно брать слоги  со  стечением  согласных  звуков:  например автоматизируется звук   «Ж»:  ЖМА,  ЖМО,  ЖМУ,  ЖМЫ,  ЖМЭ;  ЖВА,  ЖВО,  ЖВУ,  ЖВЫ,  ЖВЭ;   ЖДА……;  ЖГА……  и т.п.

Игра  «Пианино»   ( или  Кнопочки)

Материал: Перед ребёнком  игрушка «пианино», может быть воображаемое.                                      Описание:  ребёнок, нажимая на клавиши, называет заданный слог. Начисляется штрафное очко, за неправильно произнесённый слог. Можно нажимать всеми пальцами  и произнести  слог, можно по  отдельности – указательными, средними, безымянными, мизинцами.

Произнесение слогов, н-р, звук «Ш»:  ША,    Ш – О… Ш-У…, Ш – И…  Ш- Э.   Потом  учим проговаривать обратные слоги:  А- Ш,  О-Ш,  У-  Ш, Ы- Ш, Э-Ш..

  Произнесение  слогов  со  стечением  согласных звуков: ШМА,  ШМО,  ШМУ,  ШМЫ,  ШМЭ;  ШВА,  ШВО,  ШВУ,  ШВЫ,  ШВЭ;   ШДА……;  ШГА……

 

Игра “Проведи пальчиком по звуковой дорожке  и  скажи  слог”

Материал: Нарисованы 3  звуковые дорожки – ровная  и    извилистая,  дорога  в  гору;   в начале  дорожек картинка-  символ  изолированного  звука, н-р  звук «З».

Описание: Ребенок  ведет  пальчиком  по  дорожка ровной, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом   ЗА   ЗО   ЗУ   ЗЫ   ЗЭ. Двигая пальчиком  по  другой дорожке, состоящей  из   кочек,   слоги произносятся то громко, то тихо, а вот двигая  пальчиком  по третьей  дорожке, ведущей  в гору,  в начале пути слог произносится очень громко, затем всё   тише  и  тише, а на вершине горы – очень   тихо.

Автоматизация звука  в  словах

    Игры с  предметами, которые находятся в   групповой комнате:

·        «Покажи и назови мебель» Ребенок находит  и называет  мебель.  Задание:  в каких словах есть звук.  «Л» ( или др.автоматизируемый);  «Покажи и назови посуду» -  найти слова со звуком  «Л»,  «Покажи и назови одежду, игрушки,  обувь, части тела, имена близких людей…»

·        Игра «Найти предметы со звуком  (С,….)» (любые предметы). Ребенок называет слова. (чем больше найдете, тем лучше). 

·         Я знаю части тела со зв. «Л» (лоб, волосы, локти, глаза, голова, туловище…), мебель – стул, стол, полка, кресло…, одежду- платье, блузка, футболка, колготки,…;  обувь – ...

   Игра  «Будь внимателен»

 Материал:  Перед ребенком  лежат 7-10  картинок  с  автоматизируемым  звуком.

Описание:

·        Назвать картинки, голосом  выделять  автоматизируемый звук

·        Назвать картинки по памяти

·        Назвать  животных, птиц, посуду…

·        Чего  не  стало  ( дети закрывают глаза, воспитатель убирает картинку, дети  открывают глаза, называют предмет, которого не стало)

Игра  «Найди  слова  со  звуком  С (З, Ф…)  на сюжетной картинке»

  Игра  «Построй домик»:

Цель: Автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия, моторики рук.                                                                                                                             Материал:   кубики  с  картинками.

 Описание: Перед детьми лежат кубики, на них наклеены картинки с автоматизированным звуком и несколько картинок с другими звуками. Ребёнок выбирает кубики  с  автоматизируемым  звуком, называя картинку,  четко проговаривая  автоматизируемый звук,  строит дом. За неправильно выбранный кубик начисляется штрафное очко.

 

Игра  «Солнышко»

Материал: Перед детьми лежит солнышко и картинки с автоматизируемым звуком.

Описание: Дети украшают солнышко картинкой, называя её. Затем закрывают глаза, а педагог убирает картинку. Дети определяют, какой картинки не стало, и определяют позицию звука в слове.

 

По такому же принципу проводятся игры: «Украсим ёлочку», «Собери бусы», «Соберём цветочки», «Собери яблочки», «Напоим куклу чаем».

 

  Игра  «Куча мала»

Материал: Перед ребёнком лежат картинки с определённым   автоматизируемым звуком.

Описание: Педагог просит сложить из картинок  кучу - малу, а затем   её разобрать:  на голубе флаг, на флаге лошадь, на лошади лопата, на лопате ладони..

После того, как дети сложили кучу – малу, следует спросить, какие  предметы  запомнили.

Указание: дети кладут  свои картинки  в кучу – малу и называют слова   по очереди..  Когда все картинки  сложены, начинают разбирать кучу-  малу.

 Усложнение:дети складывают кучу – малу без картинок.

 

Игра  «Лото»

Материал: сделаны карточки для игры  на  определенный звук (С, З…)

Описание:  Все карточки делятся между детьми. Начинает игру один из детей, выкладывая карточку, произносит, что на ней нарисовано: «У меня чайник и чайки». Другой ребёнок подбирает подходящую карточку: «А у меня чайка и черепаха». Выигрывает тот ребёнок, у которого заканчиваются карточки.

 

Игра «Рыбаки»

Перед ребёнком раскладываются картинки с определённым звуком и, дополнительно, картинки с другими звуками. Ребёнок держит в руках удочку и по сигналу должен поймать все картинки с заданным звуком.

 

       Игра  «Волшебный  мешочек»   

Цель:  Автоматизация звука “Ш” в словах и предложениях. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: “Волшебный мешочек”,   игрушки  на автоматизируемый звук, например на “Ш” (в начале слова, в середине, в конце)

Описание: Воспитатель предлагает   достать  из  “Волшебного  мешочка” игрушку, назвать.  В  старшем дошкольном возрасте можно спросить, где находится звук  в слове ( в начале, середине,  в конце)

         Усложнение:  Игрушки  закрываются салфеткой, дети называют  их  по памяти

        2 вариант  игры:  в мешочке  игрушки  с  автоматизируемым звуком  и  без. 

         Ребенок  достает, называет, определяет наличие звука   в  слове

 

Автоматизация звука  в  речи

         Игра «Помоги   Незнайке придумать  предложение»

Материал: картинки  на автоматизируемый звук, игрушка Незнайка

Описание: Ребенок называет картинку, придумывает предложение  для  Незнайки. Например, автоматизация звука  «Ф»: слово «флажок»-   Фая  машет  фиолетовым флажком. 

Игра  «Волшебный  мешочек»    (можно проводить на любой автоматизируемый звук)

Цель:  Автоматизация звука “Д” в словах и предложениях.

Материал: “Волшебный мешочек”,   игрушки  на автоматизируемый звук , например на “Д” 

Описание: Воспитатель предлагает   достать  из  “Волшебного  мешочка” игрушку, назвать.  В  старшем дошкольном возрасте можно спросить, где находится звук  в слове (  в начале, середине,  в конце). Спрашивает: “Что ты нашел в “Волшебном мешочке”?    Ребенок: “Я нашел в “Волшебном мешочке”    домик, дыню, дудочку….

Придумывание  предложений  со  словом:   В  домике  живет  девочка Даша.   Диана купила  желтую  дыню.  Данилу  дедушка подарил дудочку и т.д.

.

Игра «Найти предметы в комнате со звуком» (автоматизируемый звук). Ребенок  находит предметы, игрушки, называет слова. (чем больше найдете, тем лучше).  С некоторыми словами  составляет  предложения. Н-р, слово «Стол»  (автоматизация звука  «С»  -  Стол стоит около  доски. (или Возле стола стоят стулья.)

 

Игры  с книгой,   с цветными иллюстрациями, задания:

·        Найти предметы с автоматизируемым звуком  (сначала взрослый, потом ребенок, по очереди….)

·        Придумать рассказ по картине, используя эти слова(в начале взрослый совместно с ребенком, потом предложить ребенку повторить)

 

Игра   «Ну и ослик»

Материал На столе разложены картинки, изображающие различные предметы, названия которых содержат звук «Л»: лопата, вилка, галстук, ласты, кукла – это торговая лавка.

Описание: Первый игрок шагает указательным и средним пальцами, проговаривая стишок: «Глупый осёл в лавку пошёл за мылом. (участники закрывают глаза, а игрок изображающий ослика, в это время берёт со стола любую картинку, кроме мыла и продолжает) В лавку сходил, мыло забыл. Что купил ослик?». Дети открывают глаза и угадывают, чего не стало в лавке. Игрок, первым обнаруживший  недостающий предмет, становится осликом.  

 

Игра  «Объясни  иностранцу  значение  слова»

Материал:  карточки  или  игрушки  на  автоматизируемый  звук

Описание: выбирается ребенок, изображающий иностранца.  Он  берет карточку, показывает  и  спрашивает, что это?.  Дети  по  очереди  объясняют значение предмета.

 Заучивание чистоговорок, стихов   Поиск, называние  слов в чистоговорке с автоматизируемым звуком.

Пересказ рассказов  с  автоматизируемым звуком.    Рассказы  может составить воспитатель самостоятельно, можно  найти  в  разных  источниках.

Придумай рассказ- небылицу  по  опорным словам

Описание: Дети  по очереди  придумывают  6-10 слов  с  автоматизируемым  звуком, воспитатель  зарисовывает их схематично.  Совместно придумывают сказку – небылицу, объединив  все картинки  единым сюжетом

Список литературы:

1.     Ефименкова Е.А. Формирование речи у дошкольников. – М.: 1985.

2 Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 1999.

3 Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: 2000.

4 Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.– М.: 1985.

5 Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: 1989.

6        Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи детей.– М.: П., 1988


 

Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад №14 «Дельфинчик»

Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад №14 «Дельфинчик»

Цель : Вооружить педагогов дошкольного учреждения знаниями об использовании разных видов игр для автоматизации звуков на каждом этапе работы (на этапе автоматизации изолированного звука; на…

Цель : Вооружить педагогов дошкольного учреждения знаниями об использовании разных видов игр для автоматизации звуков на каждом этапе работы (на этапе автоматизации изолированного звука; на…

Игра «Рельсы»

Игра «Рельсы»

У (маленький кружок), Ы (половина круга)

У (маленький кружок), Ы (половина круга)

Игра «Пианино» ( или

Игра «Пианино» ( или

Назвать картинки, голосом выделять автоматизируемый звук ·

Назвать картинки, голосом выделять автоматизируемый звук ·

Игра «Лото» Материал : сделаны карточки для игры на определенный звук (С,

Игра «Лото» Материал : сделаны карточки для игры на определенный звук (С,

Цель: Автоматизация звука “Д” в словах и предложениях

Цель: Автоматизация звука “Д” в словах и предложениях

Описание: выбирается ребенок, изображающий иностранца

Описание: выбирается ребенок, изображающий иностранца
Скачать файл