Авторская программа по краеведению (1-4 класс)
Оценка 4.7

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Оценка 4.7
Образовательные программы +1
rtf
окружающий мир
1 кл—4 кл
05.01.2017
Авторская программа по краеведению (1-4 класс)
В авторской программе по краеведению представлены пояснительные записки к каждому году обучения (1-4 класс) и тематическое планирование (1 час в неделю), а также практические работы. Материал рекомендован для использования на уроках окружающего мира, во внеурочной деятельности учителям начальных классов Воронежской области.
Авторская программа по краеведению Землянской Г.А. МОУ Каменской СОШ № 1.rtf
МОУ Каменская СОШ № 1 с углубленным изучением  отдельных предметов. Авторская программа по  «Краеведению» для учащихся начальной школы  (ученический компонент). Учитель начальных классов Землянская  Г.А. ( утверждена на заседании научно­методического  Совета школы ) п.г.т. Каменка ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Краеведение является составной частью системы начального естественнонаучного,   природно­экологического   и   историко­ литературного   образования.   Оно   дополняет   курсы   окружающего мира,   истории,   литературы   в   начальной   школе,   опираясь   на углубленное изучение своего родного края, своей малой родины.  Общая цель  — расширять знания о родном доме, родном крае, о жизни наших прародителей, их культуре и быте, история развития, героическом прошлом и настоящем своего края.  Программа   первого   класса   по   краеведению   представляет собой курс «Мой родной дом». Основное направление — понятие о маленькой   Родине,   воспитание   любви   к   самому   дорогому   месту человека — родительскому дому. Ее задача в том, чтобы возродить интерес   к   истории   жизни   предков:   изучить   их   уклад   жизни, возродить   народные   традиции„   познакомиться   с   историей   и культурой быта, взаимоотношениям в семье взрослых и детей.  Программа   второго   класса   имеет   природное   экологическое   Она   раскрывает   природные   особенности направление. Воронежского   края:   природные   богатства,   растительный   и животный   мир,   их   взаимосвязь,   роль   человека   в   сохранении   и преобразовании природы в крае. Программа предполагает изучение близлежащих источников, заказников Каменского района. Ее задача в   том,   чтобы   раскрыть   взаимозависимость   живой   и   неживой природы, показать ведущую роль человека в сохранении природного богатства. Именно краеведение является одним из источников обогащения знания родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданских понятий и гражданской позиции. «Но мне милей роскошной жизни юга  Седой зимы полуночная вьюга,  Мороз и ветер, и грозный шум лесов  Дремучий бор по скату берегов,  Простор степей и небо над степями  С громадой туч и яркими звездами...»  И.С.Никитин. I класс Направление — родной дом. Тема 1. Введение. Что изучает краеведение? Тема 2, Мой дом  Содержание. Понятие «дом»: дом ­ жилище,  человека от  дом ­ семья,  дом — это место жизни  рождения и до смерти.  Практическая работа. Изображение своего дома.  Устный рассказ.  Тема 3. Мир твоего дома.  Содержание. а) обряды и обычаи, связанные со  строительством           дома и новосельем (из  истории), обряды с домашними  животными.  б) интерьер дома  в) праздничное убранство дома  г) домашние животные  Практическая работа. Лепка интерьера, можно своего  рабочего места  или лепка домашних животных.  Тема 4. Жизнь каждого члена семьи.  Содержание. Состав семьи. Знакомство с терминами  родства: свекровь, свёкор, тёща и др. «Вся семья вместе, так и душа на месте».  Место каждого члена семьи (учёба, работа,  профессия)  Семейные вечера, праздники (можно из  истории)  «На что и клад, коли в семье лад».  Практическая работа. Составление рассказа о домашних  делах  (устно). Использование семейных  фотографий.  Тема 5. Отношения в семье.  Содержание. Этика, психология и эстетика семейных  взаимоотношений в русских волшебных, социально­ бытовых сказках, притчах.  «Корми деда на печи, сам там будешь».  Нравственные обязанности младших перед  старшими.  Практическая работа. Изображение всех членов семьи.  Тема 6­7. Моя родословная.  Содержание. Что такое родословная? Нужно ли её знать?  Знакомство с понятиями: поколение,  потомки,  учителя)  предки.  Составление родословного дерева (образец  События, которые отразились в истории семьи. Практическая работа. 1) Изображение родословного  дерева  2) Семейные альбомы Тема 8. Я и моё имя.  Содержание. Что обозначают наши имена?  своему  Что такое отчество и фамилия?  Как родители выбирают (или выбирали) имя  ребенку.  Имя и Ангел — хранитель. Именины. Что  могут рассказать имена и фамилии людей  (можно из истории  Крещения)  Практическая работа. Игры об именах.  Тема 9. Родная школа.  Содержание. История школы. Возведение здания, его  назначение,  Реконструкция в разные годы.  Пришкольный сад.  Исторические и современные данные о школе.  Практическая работа. Схематическое изображение здания  школы и  прилегающей территории.  Тема 10. Трудовая жизнь в школе.  Содержание. Знакомство с режимом школы, общими  правилами  поведения.  Практическая работа. Кратковременное посещение (15­20  мин.)  школьного музея.  Тема 11­12. Составление макета «Школа — мой дом».  (Нужна предварительная подготовка материала).  Тема 13. Моя улица.  Содержание. Названия улиц посёлка по месту жительства  детей. Название улиц, прилегающих к школе.  История названия улиц. Их роль в жизни  современного человека. Знакомство с  историческим словом  слобода.  Практическая работа. Схематическое изображение улиц,  прилегающих к школе (у учителя для образца).  Дети рисуют свой путь к школе.  Тема 14. Посёлок Каменка.  Содержание. Понятие маленькой родины. Исторические  сведения о  людей  юбилею  посёлке, названии, застройках, занятиях  (материал из книги о Каменке, посвященный  посёлка).  Тема 15. Занятие населения,  Содержание. Традиционные занятия первых поселенцев.  Строительство железной дороги. Место нашего края и зем ляков в жизни Родины. Историческое развитие посёлка и района.  Появление новых профессий.  Практическая работа. Ознакомление с детей с прялкой­  инструментом домохозяек.  Тема 16. Быт.  Содержание. Крестьянская изба.  или  Как выбирали место для постройки дома  часовни?  Кто принимал участие в строительстве?  Кому доверяли постройку красного угла в доме?  постройку?  Какие магические знаки защищали  Практическая работа. Построение (конструирование)  крестьянской  спичек,  избы из бумажных трубочек (глины,  пластилина (по усмотрению  учителя)).  Тема 17. Экскурсия в музей МСШ (с. Марки).  Назначение предметов крестьянского быта.  Тема 18. История одежды.  Содержание. Традиционный народный костюм —  праздничный и  будничный.  Среднерусский комплект одежды.  Тема 19. Язык народа.  Содержание. Язык и диалект нашего края  Как узнать на рынке, кто откуда  приехал?  Практическая работа. Разыгрывание сценок с  использованием  диалектов.  При подготовке этой темы можно пользоваться школьным  диалектическим атласом. Пособие для общеобразовательных  учреждений. И.А. Букринская. Н.Л. Голубева 1994 г.  Тема 20. Художественные промыслы.  Содержание. Народные умельцы.  «Людям на повешение, всему свету на  удивление».  дерева.  Прядение, плетение, вышивка, работы из Практическая работа. Организация выставки в своём  коллективе.  вязанию.  корзины,  Бабушкины работы по вышивке,  Можно использовать плетёные  работы из дерева и глины.  Тема 21. Знаменитые люди посёлка.  Содержание. Встреча с такими людьми.  Тема 22. Обобщающий урок.  (вид урока, структура — по усмотрению учителя)  Тема 23. 11аш современный посёлок.  Содержание. Современные предприятия, сведения о них,  административные здания, их значение в  хозяйственной и  нравственно­духовной жизни народа. Практическая работа. Составление плана п. Каменка.  Тема 24. Современные профессии людей.  Содержание. Возможны разные виды урока: беседы,  встречи, экскурсии (в музей ДК).  Тема 25. Экскурсия на предприятия.  Знакомство с профессиями (типография, почта, МЖК)  Тема 26. Экскурсия в музей ДК.  История предприятия МЖК. Тема 27. Казанская церковь как архитектурное здание и центр  нравственно­ духовного возрождения.  Содержание. Встреча со служителями Казанской церкви.  Символика древнерусского храма.  Композиция росписей здания, православное  богослужение как путь нравственного  совершенствования для каждого верующего. Легенды, связанные с образом Казанской  Богоматери. Тема 28. Христианский праздник посёлка.  Содержание. История праздника.  Практическая работа. Как встречали гостей?  Какие готовили угощения?  Тема 29. Нравственные основы семьи в свете народной педагогики.  Содержание. Место ребёнка в семье.  Литература. «Возрождаю русскую народную педагогику»  С.А. Рогачёв Воронеж 1997г.  Тема 30. Обобщающий урок «Знатоки родного края»  Содержание. Историческая роль нашей маленькой родины  в истории развития страны, Кем и каким бы  ты хотел стать, чтобы продолжить историю,  судьбу, жизнь своего народа и увеличить его  вклад в историю других людей. II класс Направление — природно­экологическое. Тема 1. Введение.  Тема 2. Карта Воронежской области.  Содержание. Знакомство с картой Воронежской области.  Географическое положение.  Величина и территория области.  Практическая работа. Работа по карте.  Тема 3. Природные особенности Воронежского края.  Содержание. Особенности климата, растительности,  животного  мира, населения (сведения из истории).  Практическая работа. Сведения о Каменском районе,  сравнение с  Тема 4. Природное богатство края. Гранит.  другими данными.  Содержание. Общее понятие полезных ископаемых.  Местонахождение гранита в Воронежской области.  Основные свойства гранита, использование в народном хозяйстве,  Практическая работа. Рассматривание образцов гранита.  Тема 5. Природное богатство края. Глины.  Содержание. Виды глин в Воронежской области  Свойства глины. Применение в народном  хозяйстве.  Практическая работа. Опыты по изучению свойств глины.  Тема б. Природное богатство края. Охра. Мел. Мергель.  Драгоценные  металлы.  Содержание. Знакомство с новыми полезными  ископаемыми, их  особенностями.  Практическая работа. Определение свойства полезных  ископаемых.  Тема 7. Природное богатство края. Минеральные воды,  Охрана полезных ископаемых.  Содержание. Понятие минеральных вод, местонахождение,  их  особенности.  Практическая работа. Определение по карте всех видов  полезных  Тема 8. Природное богатство края. Реки.  ископаемых.  Содержание. Знакомство с названиями крупных рек  Воронежской  области.  Роль рек в жизнедеятельности человека и  природы.  Практическая работа. Работа по карте.  Тема 9. Водные богатства. Озёра Содержание. Понятие озёр и прудов.  Их образование и назначение. Тема 10. Экскурсия к реке или озеру (выезд).  Содержание. Охрана водных богатств.  Тема 11. Растительность. Леса.  Содержание. Знакомство с преобладающими деревьями и  кустарниками Воронежской области.  Практическая работа. Рисование по контуру листьев дуба,  клёна,  осины, липы.  Литература Н.Ф. Милонов «В краю дубрав и золотистых нив»  Издательство Центр­Чернозём, 1987 г.  Тема 12. Растительность. Степи.  Содержание, Растительность целинных земель.  Ковыль, полынь, воронец и др.  Практическая работа. Аппликации.  Литература Л. Семаго «Перо ковыля»  Издательство Воронежского университета, 1986 г.  Тема 13. Растительность поля.  Содержание. Зерновые и овощные культуры.  Понятия «озимая пшеница», «яровая пшеница».       Роль полей в жизнеобеспечении человека.  Практическая работа. Изучение строения колосьев.  Рисунок или схема.  Тема 14. Полезащитные полосы. Экскурсия. Содержание. Полезащитные полосы, их роль в сельском  хозяйстве.  Тема 15. Растения водоёмов.  Содержание. Знакомство с растительностью водоёмов.  Камыш, ряска, кувшинка и др.  Практическая работа. Изготовление коллективной аппликации.  Тема 16. Охрана природы,  Содержание. Что такое заповедники, заказники, заповедные  зоны?  (общие понятия)  Практическая работа. Разыгрывание ролей лесника, охотоведа  (сцена). Тема 17. Экскурсия в лес (осенью).  Содержание. Наблюдение за животным и растительным миром,  Отражение их взаимосвязи. Лес ­ дом для зверей  и птиц.  Практическая работа. Сбор природного материала.  Тема 18. Экскурсия на водоём.  Содержание.  Практическая работа. Тема 19. Урок заочного путешествия «Сохраним удивительный мир  растений» или «Их погубила красота».  Содержание. Знакомство с редкими видами растений.  Практическая работа. Предварительная подготовка наглядности  к  уроку — путешествию. Тема 20. Экскурсия (весной)  Содержание. Распознавание растений и животных  ближнего  Тема 21. Экскурсия,  природного окружения.  Содержание. Знакомство с живыми существами, которым угрожает  исчезновение (насекомые).  Тема 22. Животный мир. Звери.  Содержание, Жизнь диких животных в разное время года.  Практическая работа.  Инсценирование по теме.  Тема 23. Животный мир. Птицы.  Содержание. Разнообразие животного мира.  Птицы, которым угрожает исчезновение.  Орёл — могильник, жерлянки. Практическая работа. Оригами.  Литература. 1) Л. Семаго «Перо ковыля»  Издательство Воронежского университета, 1986 г,  2) журнал «Начальная школа» № 5, 1998 г  Тема 24. Животный мир. Домашние животные.  Содержание. Жизнь и содержание домашних животных.  Практическая работа. Лепка домашних животных.  Тема 25. Животный мир. Насекомые.  Содержание. Насекомые.  Практическая работа. Работа с цветной бумагой.  Изготовление  цветных бабочек. Организация  выставки.  Тема 26. Экологический вестник.  Содержание. Состояние окружающей среды.  Литература. Доклад о состоянии окружающей среды Воронежской  области.  Издательство Воронежского университета, 2000 г.  Тема 27. Охрана животного мира.  Содержание. Роль Воронежского заповедника в сохранении животного мира. Литература Л. Семаго  Воронежские заповедники», Москва «Советская  Россия» 1981г. Тема 28. Взаимосвязь растительного и животного мира.  Содержание. Практическая работа.  Инсценирование сказки на экологическую тему.  Тема 29. Связь состояния природы и здоровья человека.  Содержание. Обсуждение примеров экологических бесед.  Практическая работа. Подготовка к обобщающему уроку.  Тема 30. Обобщающий урок.  «Знатоки родного края». Программа по краеведению  в третьем классе 1 четверть. 1. Вводный урок.  Знакомство с правилами ведения фенологического  календаря.  Практика. Начало оформления фенологического календаря.  Месяц — сентябрь.  2. Карта Каменского района (этнос пособие с.66). Практика.  Составление схемы Каменского района,  3. Население пункта Каменского района. История нашего края в  названии населенных пунктов и памятных мест.  4. Население пункта Каменского района. История нашего края  в названии населенных пунктов и памятных мест.  5. Знакомство с районной газетой «Светлый путь».  б. Экскурсия в редакцию газеты «Светлый путь». 7. экскурсия в краеведческий отдел районной библиотеки.  8. Обобщающий (урок фенологический выпуск). 2    четверть. 9. Фольклор — духовное богатство народа  «Азбука родного края»  с. 52 — 56  10. Календарные обряды. Религиозный праздник Казанской  Богоматери в п. Каменка.  11. Экскурсия в музей Марковской школы «Русская изба».  12. Хозяйства района (последние сведения из районной  газеты «Светлый путь» о труде села — выращивание  сахарной свеклы, пшеницы и т.д.).  13. Предприятия района.  Экскурсия в музей ЕЖК.  14. Почетные люди нашего района. Экскурсия на площадь  «Аллея почета». 3 четверть.  Суровые годы Великой Отечественной войны.  15. Наш район в период оккупации. 16. Страницы  В.О. войны (из худ. Литературы).  17. Герои Каменской земли. Свидетели и участники В.О.  войны. Встреча с ветеранами.  18. Освобождение п. Каменка. Экскурсия в парк Победы по  боевым местам.  19. В.П. Захарченко — Герой Советского Союза  (материал из  музея школы)  20. Страницы В.О. войны. Экскурсия в школьный музей.  21. Судьбы  моих родственников в В.О. войну (материалы о  прадедушках).  22. Экскурсия к памятнику, посвященному освобождению п.  Каменка во время проведения  Острогожско — Россошанской операции.  23. Обобщающий урок. 4 четверть .24. История  старинных вещей  25. История старинных вещей  26. Поэты родного края. Сборник сов.поэтов.  27. Поэты родного края. Сборник сов.поэтов.  28. Обобщающий урок «Знатоки родного края».  29. Поход в лес. Практика: ведение фенологического календаря, оформление  альбома «местный фольклор». 4 класс Краеведение   в   4   классе   имеет   историко­ литературное   направление,   охватывающее   основные исторические события, повлиявшие на развитие края, и литературное   творчество   выдающихся   писателей, поэтов Воронежского края и г. Воронежа. Особое место занимает   изучение   петровской   эпохи   —   пребывание Петра   1   на   Воронежской   земле,   его   роли   в преобразовании нашего края.      поэтов­песенников, Литературное   направление   —   это   знакомство   с творчеством   выдающихся   людей   нашего   края   ­ писателей, художников, космонавтов, сказительниц. Практическая часть урока отводится   на   экскурсии,   составление   схем,   выпуск стенных   газет,   оформление   тематических альбомов,   ведение   Фенологических   календарей, инсценирование заучивание стихотворений.   сказок, Цели и задачи. 1.   Расширять   кругозор   учащихся   об   окружающем мире,   пополнять   знания   об   истории   нашей Воронежской   области,   ее   выдающихся   людях, литературе и искусстве родного края.  2.   Воспитывать   нравственные   качества   личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за наш народ и старшее поколение. Программа по краеведению.  4 класс.  Направление — историко­литературное. 1. Вводный урок.  2, Как жили наши предки.  3. Юбилей нашей области. 7О­летие образования  Воронежской области.  4. Воронежский край — колыбель русского военного  флота. 5. Петровская эпоха. Прибытие Петра 1 в Воронеж.  Начало кораблестроительных работ.  6. Петровская эпоха. Спуск на воду морских судов.  Взятие Азова. 7. Строительство Адмиралтейства в г. Воронеже.  8. История заселения Прибитюжья. 9. Матросское учение. Последний приезд Петра 1 в  Воронеж.  10. Обобщающий урок. Викторина «Знатоки родного  края».  11. Литературная прогулка по Воронежу.  12. Литературная прогулка по Воронежу.  13­15. Заочное путешествие по городу.  Памятники г. Воронежа.  16. Экскурсия в природу.  17. Обобщающий урок «Знатоки родного края». 18. Выдающиеся люди Воронежского края. 19. А.Л. Дуров — выдающийся клоун­сатирик. 20. М.Е. Пятницкий — собиратель народных песен. 21.    К.П. Феоктистов, А.В. Филипченко ­ наши  земляки космонавты. 22.    Л.В. Кольцов — создатель русской песни.  23.    По Никитинским местам. 24.    И.Н. Крамской­ великий русский художник. 25.    Экскурсия в музей г. Острогожска. (или С.Я. Маршак — уроженец г. Острогожска)  26.    Обобщающий урок «Знатоки родного края».  27.    Русские народные сказители Воронежского  края.  А.Н. Королькова.  28.    Русские народные сказители. А.К.  Барышникова  («Куприяниха»). 29.    Народные умельцы нашего края.  30­31. Местные поэты Каменской земли  (Хильченко). 32.    Конкурсное чтение стихотворений местных  поэтов.  33.    Встреча с местными литераторами  (по совету работников краеведческого отдела). 34.    Поход на природу. 35.    Обобщающий урок «Знай и люби свой край» Практика: литературные композиции, эскизы,  разучивание песен, стихотворений, изготовление  поделок. Литература. 1. 11.Ф. Чубуркин Земля Воронежская ­ , 1984 г.  2. В.П. В.П. Загоровский. Петр Великий на  Воронежской земле. 1996 г.  3. Е, Пурвель. Воронежская мозаика, —1983 г.  4. О. Ласунский. Литературная прогулка по  Воронежу ­ 1985г.  5. И.Н. Крамской. Крамской в искусстве, ­ 1960 г.  6. В. Тонков. О Кольцове, ­ 1953 г.  7. А. Дуров. В жизни и на арене, ­ 1984 г.  8. Ф. Волохов. На Воронеже, ­ 1956 г.  9. Л. Лебедев, Б. Лукьянов. Сыны голубой  планеты, ­ 1973 г. 10. Российского флота начало. – Литиздат России, 2000г. 11. К.Ф. Рылеев – Петр Великий в Острогожске. – Сочинения –  Москва, 1983 г. 12. В.П.Загоровский. История Воронежского края от А до Я. –  Воронеж, 1982 г. 13. А.О. Амелькин. История создания русского флота – Воронеж,  1997 г. 14. В.П. Загоровский. Воронежская историческая энциклопедия. –  Воронеж, 1992 г.

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)

Авторская программа по краеведению (1-4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017