Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»
Оценка 4.6

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Оценка 4.6
Документация
docx
МХК
4 кл
01.03.2019
Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий». Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования. С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей. Программа «Основы мировых религиозных культур» является одним из модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», нормативно – правовой базой введения которого являются:
Рабочая программа по ОРКСЭ.docx
Авторская программа по ОРКСЭ  модуль «Основы мировых религиозных культур» Пояснительная записка Обеспечение   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России   является   ключевой   задачей   современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы,   качество   труда   и   общественных   отношений   –   все   это   непосредственно   зависит   от   принятия   гражданином   России   общенациональных   и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.  Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно­нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий». Таким образом, духовно­нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования. С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс  «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ)   в  соответствии   с   поручением   Президента   Российской   Федерации   от   2   августа   2009   г.   №   Пр­2009   и   Распоряжением   Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП­П44­4632).  Актуальность программы  определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей. Программа «Основы мировых религиозных культур» является одним из модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», нормативно – правовой базой введения которого являются: 1. Конституция Российской Федерации (ст. 28); 2. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. №125­ФЗ; 3. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции от 01.12.2007 г. №309 –ФЗ; 4. Концепция национальной образовательнойполитики Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России от 03. 08. 2006 г. №201); 5. Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009г. (Пр2009 ВП­П44­4632); 6. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11.08.2009г. (ВП­П44­4532); 7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29. 10.2009г.; 8. Протокол   заседания   Межведомственного   координационного   совета   по   реализации   плана   мероприятий   по   апробации   в   2009   –   2011   годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 7.12.2009г., в котором одобрены примерная программа комплексного учебного курса и структура учебных пособий для школьников; 9. «О направлении методических материалов ОРКСЭ». Методические материалы Министерства образования и науки Российской Федерации (No МД­883/03) от 8 июля 2011 г.; 10. Решение Комитета по образованию Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «О проекте Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданинаРоссии» (No 41­1) от 17 сентября 2009 г.; 11. Протокол   заседания   Межведомственного   координационного   совета   по   реализации   плана   мероприятий   по   апробации   в   2009   –   2011   годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 19 сентября 2011 г. о поэтапном введении с 1 апреля 2012 г. курса ОРКСЭ во всех субъектах Российской Федерации, не участвовавших в апробации;  12. Протокол   заседания   Межведомственного   координационного   совета   по   реализации   плана   мероприятий   по   апробации   в   2009   ­   2011   годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 4 октября 2011 г. о взаимодействии государственных образовательных учреждений и религиозных организаций в решении вопросов, связанных с преподаванием основ религиозных культур в Российской Федерации; 13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О выполнении поручения Президента Российской Федерации» о введении с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (МД­942/03) от 18.07.2011г.; 14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» (МД­ 1427/03) от 24.10.2011г.; 15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных   стандартов   начального   общего,   основного   общего   и   среднего   (полного)   общего   образования,   утвержденного   приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089»;  16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312». Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно­воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно­смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.  Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников   10­11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях,   составляющих   основу   религиозных   и   светских   традиций   многонациональной   культуры   России,   на   понимание   их   значения   в   жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы   Российской   Федерации,   уважающего   ее   культурные   традиции,   готового   к   межкультурному   и   межконфессиональному   диалогу   во   имя социального сплочения.  Цель учебного курса ОРКСЭ ­ формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении   культурных   и   религиозных   традиций   многонационального   народа   России,   а   также   к   диалогу   с   представителями   других   культур   и мировоззрений.  Задачи учебного курса ОРКСЭ: 1) знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;  2) развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;  3) обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно­смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;  4) развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.  Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение и защита творческих проектов и презентаций – 4 часа Учебный   курс   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России»   является  культурологическим  и   направлен   на   развитие   у школьников   10­11   лет   представлений   о   нравственных   идеалах   и   ценностях,   составляющих   основу   религиозных   и   светских   традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.  Курс включает 6 модулей­учебников: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы   иудейской   культуры»,   «Основы   мировых   религиозных   культур»,   «Основы   светской   этики»   и   является   единой   комплексной   учебно­ воспитательной   системой.   Все   модули   согласуются   между   собой   по   педагогическим   целям,   задачам,   требованиям   к   достижениям   конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно­смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы.  Содержание учебников согласовано с руководителями и уполномоченными лицами соответствующих религиозных организаций.  Учебники издательства   «Просвещение»   одобрены   Межведомственным   координационным   советом   при   Минобрнауки   России,   успешно   прошли экспертизу в РАН и РАО на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, включены в Федеральный перечень учебников на 2018/19 учебный год.           Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно­ нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно­ историческом,   так   и   в   конкретном   социокультурном   российском   контексте.   А   также   умение   организовывать   и   строить   свои   отношения   с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.  В  связи   с   этим   критериями   оценки   образовательно  ­   воспитательных   результатов  изучения   православной,   мусульманской,   буддийской   и исламской культуры школьниками являются: критерий   факта (что, в каком объёме и на каком уровне усвоено из предьявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает своё отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтам и учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность   ответа, право морального выбора,   необходимость   нравственной   характеристики   цели   и   результата   деятельности.   Формы   контроля   могут   быть   вариативными,   включая тестирование, анализ продуктов деятельности  (сочинения, рисунки, рефераты, творческие работы). Требования к уровню подготовки обучающихся Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить: понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;   формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;  знакомство   с   ценностями:   Отечество,   нравственность,   долг,   милосердие,   миролюбие,   и   их   понимание   как   основы   традиционной   культуры многонационального народа России; укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.   Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Требования к личностным результатам  Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;  Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к  истории и культуре всех народов; Развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои   поступки   на   основе   представлений   о   нравственных   нормах,   социальной справедливости и свободе; Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;   Воспитание доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие  начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;   формирование  умений планировать, контролировать и оценивать  учебные  действия в соответствии с  поставленной  задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;       адекватное использование речевых средств и средств информационно­коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам  знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;   формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;  осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни. Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении основ мировых религиозных культур) является традиционный школьный урок. Для закрепления изученного материала проводится беседа (собеседование). В 4 классе (при освоении нравственных основ мировых религиозных   культур)   беседа   является   основной   формой   проведения   занятий.   Занятия   по   курсу   «Основы   мировых   религиозных   культур» рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений, совместным чтением и другими источниками, прослушиванием произведений, уроками ­ экскурсиями. При изучении основ мировых религиозных культур отметки не выставляются. В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление: Планируемые результаты освоения программы      о мировых религиях; об основателях религий мира, о священных книгах религий мира; о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние», об искусстве в религиозной культуре; узнают: названия мировых религий, имена основателей религий мира, названия основных праздников религий мира, особенности священных зданий каждой из традиционных религий;     научатся:     воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий; работать с различными источниками информации; осуществлять творческую деятельность; овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий. В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться. Характеристика универсальных учебных действий Предметные:  знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;   формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;  осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Метапредметные:  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;   формирование  умений планировать, контролировать и оценивать  учебные  действия в соответствии с  поставленной  задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационно­коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;      овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные:  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;  формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои   поступки   на   основе   представлений   о   нравственных   нормах,   социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и  эмоционально­нравственной  отзывчивости, понимания  и сопереживания чувствам других  людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.      Содержание программы Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов). Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру. Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм. Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.  Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран. Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха. Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира. Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.  Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России. Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме. Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра).  Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях. Календари   религий   мира.   Особенности   летоисчисления   в   христианстве,   исламе,   иудаизме   и   буддизме.   Праздники   в   религиях   мира.   Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан­байрам, Ураза­байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган). Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье.  Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях. Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов). Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия. Тема урока № п/п 1. Россия – наша Родина. 2. Культура и  религия Календарно­тематическое планирование по ОРКСЭ «Основы мировых религиозных культур»  Планируемые результаты  Понятия Дата предметные  метапредметные  личностные Восстановление  целостного  представления о нашей  Родине России. Формирование  представления о  духовном мире людей и культурных традициях. Формирование  первоначального  представления о  мировых религиях и  традиционных религиях народов России. Формирование познавательных УУД:  самостоятельное выделение и  формулирование познавательной цели. Формирование регулятивных УУД:  целеполагание как постанова учебной  задачи на основе соотнесения того, что  уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД:  планирование учебного сотрудничества с  учителем и учениками Формирование познавательных УУД:  осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной и  письменной форме. Формирование регулятивных УУД:  целеполагание как постановка учебной  задачи на основе соотнесения того, что  уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование основ  гражданской  идентичности личности, осознания своей  национальной и  этнической  принадлежности. Формирование образа  мира как единого и  целостного при  разнообразии культур,  национальностей,  религий, воспитание  доверия и уважения к  истории и культуре  Россия, Родина, патриот,  Отечество,  столица,  президент, гос­ ые символы;  духовный мир  человека,  культурные  традиции. Религия,  ритуал.  Традиционные  религии  России:  христианство,  ислам,  буддизм,  План Факт 03.09 10.09 3. Культура и  религия Формирование  понимания связи между культурой и религией. 4. Возникновени е религий.  Древнейшие  верования Формирование знаний о древнейших верованиях и возникновении веры в  Единого Бога. Формирование коммуникативных УУД:  понимание возможности существования у  людей различных точек зрения, в том  числе не совпадающих с собственной  ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и  взаимодействии. Формирование познавательных УУД:  структурирование знаний. Формирование регулятивных УУД:  оценки — выделение и осознание  учащимся того, что уже усвоено, и что  еще нужно усвоить, осознание качества и  уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД:  понимание возможности существования у  людей различных точек зрения, в том  числе не совпадающих с собственной  ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и  взаимодействии. Формирование познавательных УУД:  установление причинно – следственных  связей, построение логической цепи  рассуждений. Формирование регулятивных УУД:  целеполагание как постановка учебной  задачи на основе соотнесения того, что  уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД:  умение адекватно использовать речевые  средства для решения различных  коммуникативных задач, строить  монологическое высказывание, владеть  диалогической формой речи всех народов. иудаизм. 17.09 Культура и  религия.  Культурный  человек,  культура  поведения. Пантеон  Многобожие.  Завет. Храм 24.09 Формирование образа  мира как единого и  целостного при  разнообразии культур,  национальностей,  религий, воспитание  доверия и уважения к  истории и культуре  всех народов 5. Возникновени Формирование знаний о Формирование познавательных УУД:  Иисус Христос, 01.10 возникновении религий  мира и Их основателях. е религий.  Религии мира  и их  основатели 6. 7. Священные  книги религий мира. Веды,  Авеста,  Трипитака Формирование  представления о  Священных книгах  религий мира: Ведах,  Авесте, Трипитаке. Священные  книги религий мира. Тора,  Библия,  Коран Формирование  представления о  Священных книгах  религий мира: Торе,  Библии, Коране. установление причинно – следственных  связей, построение логической цепи  рассуждений. Формирование регулятивных УУД:  оценки — выделение и осознание  учащимся того, что уже усвоено, и что  еще нужно усвоить, осознание качества и  уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД:  умение адекватно использовать речевые  средства для решения различных  коммуникативных задач, строить  монологическое высказывание, владеть  диалогической формой речи Формирование познавательных УУД:  осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной и  письменной форме. Формирование регулятивных УУД:  целеполагание как постановка учебной  задачи на основе соотнесения того, что  уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД:  умение учитывать разные мнения и  стремиться к координации различных  позиций в сотрудничестве. Формирование познавательных УУД:  осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной и  письменной форме. Формирование регулятивных УУД:  оценки — выделение и осознание  учащимся того, что уже усвоено, и что  еще нужно усвоить, осознание качества и  уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД:  христианство.  Аллах,  Мухаммад,  ислам.  Нирвана,  Будда, буддизм Веды,  Типитака,  Танах. 08.10 Формирование образа  мира как единого и  целостного при  разнообразии культур,  национальностей,  религий, воспитание  доверия и уважения к  истории и культуре  всех народов. Тора, Библия,  Коран. 15.10 8. 9. Хранители  предания в  религиях  мира Формирование  представления о  преданиях в религиях  мира и их хранителях. Формирование знания о  возникновении в мире  зла. Добро и зло.  Понятие  греха,  раскаяния и  воздаяния.  10. Добро и зло.  Понятие  греха,  раскаяния и  воздаяния.  Формирование понятий  «грех», «раскаяние и  воздаяние». умение учитывать разные мнения и  стремиться к координации различных  позиций в сотрудничестве. Формирование познавательных УУД:  самостоятельное выделение и  формулирование познавательной цели. Формирование регулятивных УУД:  целеполагание как постановка учебной  задачи на основе соотнесения того, что  уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД:  умение формулировать собственное  мнение и позицию Формирование познавательных УУД:  подведение под понятие, выведение  следствий. Формирование регулятивных УУД:  оценки — выделение и осознание  учащимся того, что уже усвоено, и что  еще нужно усвоить, осознания качества и  уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД:  умение учитывать и координировать в  сотрудничестве отличные от собственной  позиции других людей. Формирование познавательных УУД:  построение логической цепи  рассуждений. Формирование регулятивных УУД:  коррекции — внесение необходимых  дополнений и корректив в план, и способ  действия в случае расхождения эталона,  реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД:  умение учитывать и координировать в  Формирование образа  мира как единого и  целостного при  разнообразии культур,  национальностей,  религий, воспитание  доверия и уважения к  истории и культуре  всех народов. Развитие  самостоятельности и  личной ответственности за свои поступки на  основе представлений о нравственных нормах,  социальной  справедливости и  свободе. 22.10. 05.11 Предания,  жрецы, раввин,  священнослужи тели: епископ,  священник,  диакон. Умма,  имам, хафиз.  Сангха, лама. Грех,  грехопадение,  покаяние,  воздаяние.  Добро, зло,  традиция. 12.11 Нирвана. Грех,  грехопадение,  покаяние,  воздаяние.  Добро, зло,  традиция 11. Человек в  религиозных  традициях  мира  12. Священные  сооружения  Формирование  первоначального  представления о  религиозных традициях  мира, об отечественных религиозно –  культурных традициях  как духовной основе  многонационального,  многоконфессионально го народа России. Формирование  представления об  архитектурных  особенностях,  устройстве и  назначении священных  сооружений в иудаизме  и христианстве. 13. Священные  сооружения Формирование  представления об  архитектурных  особенностях,  устройстве и  назначении священных  сооружений в исламе и  сотрудничестве отличные от собственной  позиции других людей. Формирование познавательных УУД:  построение логической цепи  рассуждений. Формирование регулятивных УУД:  коррекции — внесение необходимых  дополнений и корректив в план, и способ  действия в случае расхождения эталона,  реального действия и его результата Формирование коммуникативных УУД:  умение задавать вопросы, необходимые  для организации собственной  деятельности и сотрудничества с  партнером. Формирование познавательных УУД:  анализ объектов с целью выделения  признаков (существенных, и  несущественных). Формирование регулятивных УУД:  целеполагание как постановка учебной  задачи на основе соотнесения того, что  уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД:  умение с учётом целей коммуникации  достаточно точно, последовательно и  полно передавать партнёру необходимую  информацию как ориентир для  построения действия. Формирование познавательных УУД:  анализ объектов с целью выделения  признаков (существенных, и  несущественных). Формирование регулятивных УУД:  оценки — выделения и осознания  учащимся того, что уже усвоено, и что  Молитва,  таинства,  намаз, мантра 19.11 Храм, икона,  синагога,  мечеть 26.11 Формирование образа  мира как единого и  целостного при  разнообразии культур,  национальностей,  религий, воспитание  доверия и уважения к  истории и культуре  всех народов Формирование  бережного отношения к материальным и  духовным ценностям.  Воспитание доверия и  уважения к истории и  культуре всех народов.  Развитие этических  чувств как регуляторов  морального поведения Минарет,  ступа, пагода 03.12 буддизме. 14. Искусство в  религиозной  культуре 15. Искусство в  религиозной  культуре Формирование знания  об особенностях  искусства в  религиозных культурах  христианства и ислама. Формирование знания  об особенностях  искусства в  религиозных культурах  иудаизма и буддизма.  16. 17. Творческие  работы  ученика Творческие  работы  ученика Закрепление и  расширение знаний об  отечественных  религиозно –  культурных традициях  как духовной основе  многонационального,  многоконфессион­ого  народа России. еще нужно усвоить, осознания качества и  уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД:  умения с учетом целей коммуникации  достаточно точно, последовательно и  полно передавать партнеру необходимую  информацию как ориентир для  построения действия. Формирование познавательных УУД:  выбор наиболее эффективных способов  решения задач в зависимости от  конкретных условий. Формирование регулятивных УУД:  оценки — выделение и осознание  учащимся того, что уже усвоено, и что  ещё нужно усвоить, осознание качества и  уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД:  умение учитывать разные мнения и  стремиться к координации различных  позиций в сотрудничестве.  Формирование познавательных УУД:  поиск и выделение необходимой  информации; применение методов  информационного поиска, в том числе с  помощью компьютерных средств;  рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Формирование регулятивных УУД:  прогнозирования — предвосхищение  результата и уровня усвоения знаний, его  временных характеристик; планирования  — определение последовательности  промежуточных целей с учётом конечного Воспитание доверия и  уважения к истории и  культуре всех народов. Искусство.  Икона,  каллиграфия,  арабески. Семисвечник,  способы  изображения  Будды Формирование образа  мира как единого и  целостного при  разнообразии культур,  национальностей,  религий, воспитание  доверия и уважения к  истории и культуре  всех народов. 10.12 17.12 24.12 14.01 результата; составление плана и  последовательности действий. Формирование коммуникативных УУД:  планирование учебного сотрудничества с  учителем и сверстниками — определение  цели, функций участников, способов  взаимодействия. Формирование познавательных УУД:  смысловое чтение как осмысление цели  чтения и выбор вида чтения в  зависимости от цели. Формирование регулятивных УУД:  оценки — выделение и осознание  учащимся того, что уже усвоено, и что  ещё нужно усвоить, осознание качества и  уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД:  умение учитывать разные мнения и  интересы и обосновывать собственную  позицию Формирование познавательных УУД:  самостоятельное выделение и  формулирование познавательной цели. Формирование регулятивных УУД:  целеполагание как постановка учебной  задачи на основе соотнесения того, что  уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД:  умение учитывать разные мнения и  интересы и обосновывать собственную  позицию. Формирование познавательных УУД:  синтез — составление целого из частей, в  Формирование знания о  появлении  христианства на Руси,  об исторической роли  Православной церкви в  становлении  российской  государственности. Формирование знания о  появлении на  территории России  ислама, буддизма,  иудаизма и их роли в  становлении  российской  государственности. Формирование знания о  религиозных ритуалах,  обычаях и обрядах в  традиционных религиях России. 18. История  религий в  России 19. История  религий в  России 20. 21. Религиозные  ритуалы.  Обычаи и  обряды Религиозные  ритуалы.  Обычаи и  обряды  22. Паломничеств а и святыни. Формирование  представления о  Воспитание доверия и  уважения к истории и  культуре всех народов. Воспитание доверия и  уважения к истории и  культуре всех народов. 21.01 28.01 04.02 11.02 Митрополия,  Патриарх,  монах,  монастырь,  Синод.  Староверы,  старообрядцы.  Православие,  католическая  церковь,  протестанты.  Ритуалы,  обряды.  Таинства:  Евхаристия,  крещение,  брак, брак.  Намаз, шахада.  Мантра,  зурхачин Воспитание доверия и  уважения к истории и  Паломничество , мощи. Хадж.  18.02 главных святынях  мировых религий. 23. Праздники и  календари 24. Праздники и  календари Формирование  представления о  главных праздниках в  традиционных религиях России том числе самостоятельное достраивание  с восполнением недостающих  компонентов. Формирование регулятивных УУД:  коррекции — внесение необходимых  дополнений и корректив в план, и способ  действия в случае расхождения эталона,  реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД:  умение формулировать собственное  мнение и позицию. Формирование познавательных УУД:  самостоятельное создание способов  решения проблем творческого и  поискового характера. Формирование регулятивных УУД:  коррекции — внесение необходимых  дополнений и корректив в план, и способ  действия в случае расхождения эталона,  реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД:  умение учитывать разные мнения и  интересы и обосновывать собственную  позицию. 25. Религия и  мораль.  Нравственные заповеди в  религиях  мира. 26. Религия и  мораль.  Формирование  понимания значения  нравственности, веры и  религии в жизни  человека и общества. Формирование познавательных УУД:  формулирование проблемы. Формирование регулятивных УУД:  коррекции — внесение необходимых  дополнений и корректив в план, и способ  действия в случае расхождения эталона,  реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД:  умение договариваться и приходить к  Формирование образа  мира как единого и  целостного при  разнообразии культур,  национальностей,  религий, воспитание  доверия и уважения к  истории и культуре  всех народов. Развитие  культуре всех народов.  Развитие этических  чувств как регуляторов  морального поведения. Накхор.  Формирование образа  мира как единого и  целостного при  разнообразии культур,  национальностей,  религий, воспитание  доверия и уважения к  истории и культуре  всех народов Песах, Шавуот  Суккот  Ханука. Пурим, Дончод,  Сагаалган.  Рождество,  Крещение  (Богоявление)  Пасха,  Пятидесятница  (Троица).  Курбан –  байрам, Ураза – байрам,  Мавлид. Заповеди,  притча,  бодхисатва. 25.02 04.03 11.03 18.03 Нравственные заповеди в  религиях  мира. общему решению в совместной  деятельности, в том числе в ситуации  столкновения интересов. 27. Милосердие,  забота о  слабых,  взаимопомощ ь. Формирование  нравственных понятий  «милосердие», «забота  о слабых»,  «взаимопомощь». 28. Семья. Формирование понятия  «семья», знаний об  отношении  традиционных религий  к семье. 29. Долг,  свобода,  ответственнос ть, труд.  Формирование  понимания долга,  свободы,  ответственности и  труда в разных  Формирование познавательных УУД:  синтез — составление целого из частей, в  том числе самостоятельное достраивание  с восполнением недостающих  компонентов Формирование регулятивных УУД:  целеполагание как постановка учебной  задачи на основе соотнесения того, что  уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД:  умение использовать речь для регуляции  своего действия. Формирование познавательных УУД:  подведение под понятие, выведение  следствий. Формирование регулятивных УУД:  целеполагание как постановка учебной  задачи на основе соотнесения того, что  уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД:  умение продуктивно разрешать  конфликты на основе учета интересов и  позиций всех его участников. Формирование познавательных УУД:  выдвижение гипотез и их обоснование. Формирование регулятивных УУД:  прогнозирования — предвосхищение  результата и уровня усвоения знаний, его  самостоятельности и  личной ответственности за свои поступки на  основе представлений о нравственных нормах,  социальной  справедливости и  свободе. Воспитание  доброжелательности и  эмоционально –  нравственной  отзывчивости,  понимания и  сопереживания  чувствам других людей; развитие начальных  форм регуляции своих  эмоциональных  состояний. Воспитание  уважительного  отношения, бережного  хранения семейных  традиций. Милосердие,  сострадание,  милостыня. 01.04 Семья 08.04 Развитие  самостоятельности и  личной ответственности за свои поступки на  основе представлений о Долг, свобода,  ответственност ь, труд. 15.04 религиозных культурах  страны. 30. Любовь и  уважение к  Отечеству.  Формирование  понимания любви и  уважения к Отечеству,  патриотизма в разных  религиях страны.  31. Подготовка  творческих  проектов. Закрепление знаний,  понимания ценностей:  Отечество, семья,  религия – как основы  религиозно –  культурной традиции  многонационального  народа России временных характеристик. Формирование коммуникативных УУД:  умение адекватно использовать речевые  средства для решения различных  коммуникативных задач, строить  монологическое высказывание, владеть  диалогической формой речи. Формирование познавательных УУД:  преобразование модели с целью  выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Формирование регулятивных УУД:  оценки — выделение и осознание  учащимся того, что уже усвоено, и что  ещё нужно усвоить, осознания качества и  уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД:  умение допускать возможность  существования у людей различных точек  зрения, в том числе не совпадающих с его  собственной, и ориентироваться на  позицию партнера в общении и  взаимодействии Формирование познавательных УУД:  выбор оснований и критериев для  сравнения, сериации, классификации  объектов; рефлексия способов и условий  действия, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности. Формирование регулятивных УУД:  прогнозирования — предвосхищение  результата и уровня усвоения знаний, его  временных характеристик; планирования  — определение последовательности  промежуточных целей с учётом конечного нравственных нормах,  социальной  справедливости и  свободе. Формирование мотивации к труду,  работе на результат. Формирование основ  гражданской  идентичности личности, осознания своей  национальной и  этнической  принадлежности.  Формирование образа  мира как единого и  целостного при  разнообразии культур,  национальностей,  религий, воспитание  доверия и уважения к  истории и культуре  всех народов 22.04 Государство,  гражданин,  мораль,  патриотизм,  народ. 29.04 результата; составление плана и  последовательности действий. Формирование коммуникативных УУД:  планирование учебного сотрудничества с  учителем и сверстниками — определение  цели, функций участников, способов  взаимодействия. 32. 33. 34. 35.   Выступление  учащихся со  своими  творческими  работами Выступление  учащихся со  своими  творческими  работами Презентация  творческих  проектов  Возможные темы: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я  понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники  религиозной культуры (в моем городе)» и т.д. 6.05 Возможные темы: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего  начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д. 13.05 Тема: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня  народов России и т.д.). ( 2 часа) 20.05 27.05 Перечень учебно – методических средств обучения 1. Беглов А.Л., Саплина Е.В.Основы духовно — нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4­5. классы. ­ М: Просвещение,2012. 2. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей./А.Я. Данилюк.­ М.: Просвещение, 2012. – 27 с. 3.   Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.4­5 классы: справ. материалы   для   общеобразовательных   учреждений/   В.А.   Тишков,   Т.Д.Шапошникова,   О.Е.   Казьмина   и   др.;   под   ред.   В.А.   Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. ­ М.: Просвещение, 2012. – 240 с. 4. Электронное приложение к учебному пособию Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: учебное пособие для 4­5 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. 5. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику  «Основы мировых религиозных культур» (авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов) 6. Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России.   (А.Я.Данилюк,   А.М.Кондаков,   В.А.Тишков)   – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения). Формы и средства контроля Групповая работа Работа в парах Творческие работы учащихся Возможные темы: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю иудаизм», «Как я понимаю буддизм», «Памятники религиозной культуры в родном городе», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «Моя малая Родина», «Мой друг», «Подари людям счастье», «Как я понимаю счастье», «Наши семейные праздники» и другие. Театрализация: Темы:   «Притча   о   блудном   сыне»,   «Притча   о   милосердном   самарянине»,   «Притча   о   талантах»,   «Притча   о   милосердном   царе   и   безжалостном заимодавце», «Мудрость царя Соломона».

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»

Авторская программа по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2019