Авторская программа «Работа с родителями - ключ к успеху в реабилитации детей и подростков»
Оценка 4.7
Исследовательские работы +3
docx
воспитательная работа
5 кл—7 кл
25.01.2017
Учитывая актуальность проблемы, мною разработана программа, направленная на профилактику, реабилитацию и стабилизацию семьи.
Цель: Оказать психологическую помощь семье (матери), восстановить социально-психологический и социокультурный статус, выйти из состояния психологического стресса.
Задачи:
• Обучение способам успешного преодоления проблем
• Снижение тревожности семьи (матери).
• Включение матери в реабилитационные мероприятия
• Гармонизация семейных взаимоотношений.
• Обучение навыкам адекватного взаимодействия.
• Стабилизация эмоционального состояния.
• Укрепление психологического и соматического здоровья.
• Развитие личностных качеств.
• Гармонизация личности.
• Формирование социальных качеств.
• Развитие внутреннего мира.
Методы:
• Семейная системная терапия.
• Эмоционально-образная терапия.
игра.docx
Авторская программа «Работа с родителями
ключ к успеху в реабилитации детей и
подростков»
Пояснительная записка
Ожидание рождения ребенка, в каждой семье наполнено радостным предвосхищением. С этими
событиями связывают свои надежды мечты, мысли о дальнейшем будущем. После рождения ребенка, в
период ухаживания за ним, при внимательном наблюдении, сравнивании, родители начинают понимать,
что ребенок не так реагирует, не так двигается, чемто обеспокоен. Тогда невольно приходит вопрос, что
с ребенком? Или самоуспокоение: “Все будет хорошо, подрастет и научится”. Через некоторое время
постепенно приходит понимание, что ребенок какойто другой. Ребенок не может встроиться в семейный
ритм, семья подстраивается под ребенка. Этот период в семье очень трудный потому, что приходится
решать помимо внутрисемейных проблем множество сопутствующих проблем. Возникает чувство вины
или поиск виновного. Значительно ухудшается качество жизни, теряется интерес к жизни.
Появление в семье ребенка с особенностями в развитии меняет привычный уклад семьи и является
мощным стрессовым фактором. Вся семейная система вынуждена перестроиться, что, несомненно,
отражается на каждом члене семьи. В связи с этим возникает новый семейный стереотип поведения,
связанный с отношениями созависимости, который вызывает в психологическом состоянии близких и
родных ребенка резкие травмирующие изменения, затрудняющие процесс его адаптации и развития.
Часто семья самопроизвольно остается в одиночестве, избегает контактов с обществом. Бывают случаи,
что в такой ситуации мать остается одна без поддержки и без мужа. В такой ситуации матери ребенка
приходится очень тяжело. Незнание особенностей, увеличивает страх, приводит к растерянности. В
такой момент семье или матери важно получить поддержку, поверить в себя, научиться жить в новых
условиях. Не только жить, но и приобрести новый смысл в жизни.
Развитие ребёнка с особенностями в огромной степени зависит от благополучного семейного окружения.
Спокойной доброжелательной обстановки, любящих и заботящихся адекватно реагирующих родителей,
развивающих ребенка физически и морально. Своевременное оказание ей психологической помощи
существенно влияет на перспективу развития ребенка. Очень важно не допустить деструктивной
перестройки семейной системы, которая проявляется в сокращении контактов с окружающим миром,
ухудшением эмоционального фона.
Учитывая актуальность проблемы, мною разработана программа, направленная на профилактику,
реабилитацию и стабилизацию семьи.
Цель: Оказать психологическую помощь семье (матери), восстановить социальнопсихологический и
социокультурный статус, выйти из состояния психологического стресса.
Задачи:
Обучение способам успешного преодоления проблем
Снижение тревожности семьи (матери).
Включение матери в реабилитационные мероприятия
Гармонизация семейных взаимоотношений. Обучение навыкам адекватного взаимодействия.
Стабилизация эмоционального состояния.
Укрепление психологического и соматического здоровья.
Развитие личностных качеств.
Гармонизация личности.
Формирование социальных качеств.
Развитие внутреннего мира.
Методы:
Семейная системная терапия.
Эмоциональнообразная терапия.
Оборудование: Бумага, ручка, карандаши, гуашь, кисти для рисования, ленты, маленькие игрушки,
готовый раздаточный материал с тестами.
Объект: Работа проводится с 1 или 2 родителями одновременно, могут приглашаться другие члены
семьи. Частота встреч зависит от запроса и выполняемых задач. Прохождение этапов проводится
индивидуально.
Структура программы “Работа с родителями – ключ к успеху в реабилитации детей и подростков”
В данной программе предусмотрены четыре этапа.
Описание этапов:
I. Психологическое состояние семей, воспитывающих особого ребенка:
определение психологического состояния родителей [3];
определение кризисного периода, в котором находится семья [2].
II. Проведение исследования матери, имеющей особого ребенка:
личностные особенности матери [2] [4] [9];
позиция матери [2];
гиперопека [2];
определение тревожности матери [5];
особенности аффективной сферы [11]; диагностика враждебности, конфликтности и потенциальной
агрессивности родителей [1].
III. Работа с семейной системой:
описание семьи, с сточки зрения структурных параметров; семейная реконструкция [12] [13];
циркулярное интервью [13].
IV. Практическая помощь семье:
помощь становления позиции к ребенку [2] [6] [7] [9];
техники семейной реконструкции [8] [12].
Пример ведения протокола работе с родителями представлен.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.: Практикум по возрастной психологии СПБ.: Речь, 2001 – с. 332
2. Гуслова М.Н.: В семье ребенокинвалид – М.: 2003 – с.4
3. Гуслова М.Н.: Программа психологопедагогического сопровождения семей, воспитывающих
ребенкаинвалида: Для специалистов центров реабилитации детей с ограниченными
возможностями. – М.: 2002 – с. 67, 1012, 38
4. Захаров А.И Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1988.
5. Корчуганова И.П.: Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми
группы риска (Методическое пособие). 2006. – с.87
6. Линде Н.Д.: Эмоционально образная терапия. Теория и практика. – М.: 2004 – с.812
7. Линде Н.Д.: Эмоционально образная(аналитическидейственная) терапия: чувствообраз анализ
действие. 2 издание – М.: Генезис 2016 – с.94108
8. Малкин–Пых И.Г.: Семейная терапия. – М.: “Эксмо”, 2005 – с.218224
9. Морозова Е.Н.: Метод эмоциональнообразной терапии в психологической реабилитации
родителей детейинвалидов. Вестник психосоциальной и коррекционнореабилитационной
работы. 2005. №4. – с.6266
10. Пашков А.Д, Гонеев А.Г. Педагогические основы социальной реабилитации детей с
ограниченными возможностями. Курск, 1999. – с. 127
11. Семенова, З.Ф. Психологические рисуночные тесты. Методика “Дом — Дерево — Человек” / З.Ф.
Семенова, С.В. Семенова. — М.: ACT; СПб.: Сова, 2007.
12. Терентьева С.А.: Семейное психологическое консультирование и терапия: Пособие для
специалистов центров реабилитации. – Реутов, 2008 – с.420
13. Черников А.В. Системная семейная терапия – М.: “Класс”, 2001 – с.108109
Авторская программа «Работа с родителями - ключ к успеху в реабилитации детей и подростков»
Авторская программа «Работа с родителями - ключ к успеху в реабилитации детей и подростков»
Авторская программа «Работа с родителями - ключ к успеху в реабилитации детей и подростков»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.